ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
. НАРУШЕНИЕ НОРМАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ; •УСИЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА Глава 14. Внутриличностные конфликты Проблема внутриличностного конфликтаактивно разрабатывалась и разрабатывается в западной психологии. Достаточно часто к ней обращаются различные психотерапевтические практики. В зарубежных исследованиях внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы. Психоаналитическое направление — биопсихологическая трактовка: столкновение желаний (З. Фрейд); регресс на более низкий уровень психики (К. Юнг); столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей» (К. Хорни). Бихевиоризм — плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Б. Скин-нер); фрустрация (Н. Миллер, Дж. Доллард). Гуманистическая психология — противоречие между осознанными, но ложными самооценками (К. Роджерс); нереализованная потребность человека в самоактуализации (А. Маслоу). Когнитивная психология — когнитивный диссонанс как негативное состояние в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний (Л. Фестингер). Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его. Теория поля — это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной (К. Левин). Логотерапия — потеря смысла жизни (В. Франкл). Интеракционизм — конфликт ролей (А. Голднер). Психосинтез — острые противоречия внутри личности, снижающие цельность «Я» (Р. Ассаджоли). Таким образом, в большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют: □ категория противоречия, внутренней борьбы; □ понятие психологической защиты (преодоления конфликта). Протекание внутриличностного конфликта здесь связывается с негативными переживаниями. Отечественные традиции психологии предлагают несколько иное видение проблемы, связанное с тем, как понималась личность в советской, а затем в российской психологии. Отечественная школа видит внутриличностный конфликт как столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Лурия); «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (В. Мерлин); столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др. Внутриличностный конфликт— острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии Условия возникновения внутриличностных конфликтов СЛОЖНАЯ И РАЗВИТАЯ ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ И ЦЕННОСТЕЙ
СЛОЖНЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИРЛИЧНОСТИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТОЙ СЛОЖНОСТИ СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАННАЯ И РАЗВИТАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА
ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ КАКИХ-ЛИБО ГЛУБОКИХ И АКТИВНЫХ МОТИВОВ И ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ СВОДЯТСЯ К ПРОТИВОРЕЧИЮ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СТОРОНАМИ ЛИЧНОСТИ Глава 14. Внутриличностные конфликты К сферам внутриличностного конфликта традиционно относят: когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы и интегральные показатели. Внутриличностные конфликты возникают под влиянием на личность окружающей среды, в том числе социальной. Можно выделить две группы противоречий, лежащих в основе конфликта: □ объективные противоречия, внешние по отношению к человеку, которые переходят во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.); □ противоречия внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), которые отражают отношение личности к окружающей среде. Выделяют три уровня развития психологического противоречия (Е. Донченко и Т. Титаренко): □ психологическое равновесие внутреннего мира личности; □ нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностный конфликт); □ невозможность реализации планов и программ, «разрыв жизни», невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис). На каждом из этих уровней возможно разрешение противоречия. Это зависит от того, что человеку необходимо для осуществления нормальной жизнедеятельности, каким его потребностям грозит отказ. Может быть и так, что до внутриличностного конфликта человек так и не доходит. Но нередко противоречие развивается дальше, перерастает во внутренний конфликт. Для возникновения внутриличностного конфликта необходимо присутствие личностных и ситуативных условий. Личностные условия: □ сложный внутренний мир и актуализация этой сложности; □ сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов; □ высокий уровень развития чувств и ценностей; □ сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу и саморефлексии. К ситуативным условиям(по В. С. Мерлину) относят: □внешние условия — удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов ♦ уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности; ♦ удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов; ♦ общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких; □внутренние условия — противоречия между различными сторонами личности: ♦ эти стороны должны быть значимыми; ♦ они должны иметь приблизительно равную значимость для личности; ♦ личность осознает субъективную неразрешимость ситуации. Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии Типология внутриличностных конфликтов (по А. И. Шипилову)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |