Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Психотравмирующие последствия





Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для су­пругов, их детей, родителей, в результате чего происходит формирование отрица­тельных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появля­ются психотравмы, чаще проявляющиеся в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости негативно воздействуют на лич­ность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряже­ние и состояние вины.



Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия


Показатели семейных трудностей (по А. Н. Харитонову, 2003 г.)


Глава 15. Семейные конфликты



Cемья— древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимо­действуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаи­модействия не могут не возникать различные трудности, конфликты и кризисы.

Вычленение показателей, которые позволяют определить, что во взаимоотноше­ниях членов семьи нарастают затруднения, носит не только важный теоретический, но и практический характер, позволяя достаточно точно локализовать проблему.

Один из подходов к построению такой системы показателей, сформировавший­ся на основе богатого исследовательского и терапевтического опыта, предложен А. Н. Харитоновым.

Показателями семейных трудностейявляются:

□ недостаточная психофизическая, сексуальная совместимость супругов;

□ недостаточная личностная зрелость родителей, детей (только супругов);

□ преобладание отрицательных социальных эмоций;

□ когнитивное рассогласование в восприятии членов семьи;



□ конфликтное поведение при взаимодействии;

□ несоразмерность затрачиваемых усилий в удовлетворении потребностей (внут-риличностные конфликты);

□ затрудненный поиск методов решения семейных проблем.

Особенности такой социальной группы, как семья, специфический характер по­строения взаимоотношений обусловливают особые закономерности и механизмы развития рассмотренных выше трудностей. Построение представленной системы позволяет с большой долей достоверности прогнозировать появления противоре­чий еще на ранних стадиях и предупреждать возможные конфликты. С другой сто­роны, чаще всего приходится сталкиваться с уже имеющимися конфликтами, но, учитывая механизмы развития трудностей, мы получаем инструмент управления и регулирования проблем, с которыми сталкивается семья.

Анализ множества примеров, связанных с затруднениями в семейных отноше­ниях, позволил определить несколько групп трудностей, определяющих их особен­ности.

По мнению А. Н. Харитонова, закономерности и механизмытрудностей семей­ных отношений представляют собой систему из пяти групп:

□ общие социально-психологические, характерные для малой группы;

□ общие, характерные для межличностных отношений;

□ специфические семейные механизмы, закономерности;

□ специфические, характерные для межличностных семейных отношений;

объективные и субъективные механизмы, закономерности функционирова­
ния семейных трудностей.

Особую роль здесь играют семейные механизмы защиты, механизм переноса-контрпереноса.

Влияние(функционирование) трудностей на семейные отношения носит пре­имущественно негативный, деструктивный характер, хотя в редких случаях воз­можно позитивное, конструктивное влияние (только при позитивной динамике).

Семейные трудности влияют на психическое здоровье личности и семьи, на меж­личностное и межсемейное общение, на эффективность профессиональной само­реализации мужа, деятельности жены, учебы детей, на личностный рост родителей и детей, на воспитание детей, на семейную жизнь в целом.



Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия


Система семейных трудностей (по А. Н. Харитонову)


Глава 15. Семейные конфликты



Концепция А. Н. Харитонова включает три группы причин семейных трудностей.

Несмотря на всю специфичность такого явления, как семья, говоря о причинах затруднений, возникающих во взаимоотношениях ее членов, было бы неправильно забывать, что составляющие ее члены имеют, с одной стороны, биологическую при­роду, что обусловливает первую группу причин. Основные биофизические при­чины: а) индивидуально-биофизические — соматические, нервные болезни, гене­тическая предрасположенность, физическая несовместимость, дефекты фигуры, лица, отдельных систем организма, органов, органов чувств, неправильный образ жизни и др.; б) природно-биологические — неподходящий климат, неблагоприят­ная экология, неблагоприятные особенности окружающий среды и др.

Существование в социуме как каждого члена в отдельности, так и семьи в целом позволяет выделить еще одну группу причин, которая приводит к тем или иным затруднениям в семьях.

Социальные причиныпредставляют собой подструктуры следующих групп де­терминант: а) социально-экономические; б) идеологические, политические; в) со­циально-правовые; г) социокультурные; д) религиозные; е) этнологические; ж) об­разовательные, педагогические.

Психологические причинывключают следующие компоненты:

□ базальные личностные факторы — это психологическая незрелость, эгоцен­тризм супругов, фиксации на фигурах прошлого, на ранних стадиях психо­сексуального развития, неадекватная идентичность, негативные эмоциональ­ные качества личности (недоверие, зависть, вина, ревность, тревога, ненависть и др.), неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, сильный внутрен­ний конфликт, психотравмы раннего детства, подросткового возраста, завы­шенный уровень личных притязаний и др.;

□ основными межличностными факторами возникновения семейных трудно­стей являются: рассогласование неосознанных ожиданий о партнере с его реальным поведением; борьба в вопросах главенства; взаимные перенесения, несходство характеров; различия желаний, интересов, вкусов; неустойчивые, противоречивые стили воспитания в родительских семьях; неполное, полное непринятие партнера, собственного ребенка; интенсивные конфликты ран­них объектных отношений в родительской семье; дистанцирование, затруд­ненность в общении; изменения ролевой структуры семьи; низкий уровень информированности о браке, семейной жизни; депривация родительской люб­ви, заботы; противоречие между личностным развитием и групповым, семей­ными нормами; различие взглядов на семью, работу; различные подходы к ре­шению трудных семейных ситуаций и др.;

объективные ситуативно-деятельностные факторы — это напряженный харак­тер деятельности, жесткий распорядок, фактор вынужденных разлук с родными, фактор смены работы жены, учебы детей, неблагоприятное материально-быто­вое обеспечение семьи и др. Субъективными ситуативно-деятельностными факторами являются: фактор гомогенного характера коллективов, фактор отношений доминирования — подчинения, фактор гиперкомпенсации агрес­сивных чувств на работе и пр.



Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия


Динамика трудностей семейных отношений (по А. Н. Харитонову, 2003 г.)


Глава 15. Семейные конфликты



Нарастание трудностей в семье может приводить к появлению следующих психо-травмирующих последствий:

состояние полной семейной неудовлетворенности — результат заметного рас­хождения между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действи­тельной жизнью;

семейная тревога проявляется после крупного семейного конфликта;

нервно-психическое напряжение — результат создания ситуаций постоянного психологического давления или препятствий для проявления важных чувств, удовлетворения потребностей;

состояние вины появляется, когда человек чувствует себя виновником любо­го конфликта и считает отношение других к себе обвиняющим.

Особенности динамики развития этих процессов требуют отдельного рассмот­рения.

Динамика семейных трудностей имеет три основных варианта развития: пози­тивный, негативный, застревающе-перманентный.

При позитивном вариантесемейные трудности будут развиваться по следую­щим этапам:

□ первый этап — возникновение (в результате ряда причин), воздействия за­пускающей причины неудовлетворенности индивидуальными, семейными по­требностями одного или двух членов семьи;

□ второй этап — усиление неудовлетворенности в отношениях двух членов семьи, вовлечение в них других;

□ третий этап — высшая точка в выраженности основных признаков семей­ных трудностей;

□ четвертый этап — открытое обсуждение причин семейных трудностей, ситуации, поиск путей преодоления;

□ пятый этап — выбор пути и методов психологической помощи, принятие их и преодоление семейных трудностей.

Негативный вариантразвития семейных трудностей приводит к конфликтному взаимодействию.

На первых трех этапах он протекает аналогично предыдущему варианту, а далее:

□ четвертый этап — неудавшаяся попытка или уход от обсуждения ситуа­ции, поиска причин, путей преодоления;

□ пятый этап — разрыв отношений, или новый виток усиления признаков семейных трудностей, переход их в семейное нарушение и застревание на дан­ном уровне, или после усиления признаков семейных трудностей и перехода нарушения в конфликт, разрыв, прекращение отношений, распад семьи.

При застревающе-перманентном вариантесемейные трудности сначала разви­ваются также по сценарию первых трех этапов предшествующих вариантов, а по­том идут:

□ четвертый этап — фиксация проявления признаков семейных трудно­стей, уход или неудачи в обсуждении причин, ситуации, ощущения у членов семьи отсутствия выхода, выбора пути преодоления;

□ пятый этап — переход семейных трудностей в латентное состояние, некон­структивное течение, поддержание отношений без выраженности признаков и без разрешения трудной ситуации.



Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия


Структура семейной психологической помощи (по А. Н. Харитонову)



 


 



Взаимопомощь членов семьи

 


Специализированная помощь

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ





Читайте также:

АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Глава 3. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ФОРМЫ СДЕЛОК
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Жизненные кризисы, как форма внутреннего конфликта. Причины возникновения. Основные этапы развития. Конструктивные и деструктивные последствия.
Излишки потребителей и производителей. Последствия налогообложения и дотирования производства товаров
Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально- экономические последствия инфляции
Каковы эмоциональные последствия МК?
Конфликты в управлении. Основные формы и направления организационных конфликтов. Причины и последствия управленческих конфликтов в организации
Конфликты малых групп: конфликт личности и группы, внутригрупповые конфликты. Основные причины и направления развития. Конструктивные и деструктивные последствия.



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)