Психотравмирующие последствия
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего происходит формирование отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы, чаще проявляющиеся в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости негативно воздействуют на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины. Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия Показатели семейных трудностей (по А. Н. Харитонову, 2003 г.) Глава 15. Семейные конфликты Cемья— древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать различные трудности, конфликты и кризисы. Вычленение показателей, которые позволяют определить, что во взаимоотношениях членов семьи нарастают затруднения, носит не только важный теоретический, но и практический характер, позволяя достаточно точно локализовать проблему. Один из подходов к построению такой системы показателей, сформировавшийся на основе богатого исследовательского и терапевтического опыта, предложен А. Н. Харитоновым. Показателями семейных трудностейявляются: □ недостаточная психофизическая, сексуальная совместимость супругов; □ недостаточная личностная зрелость родителей, детей (только супругов); □ преобладание отрицательных социальных эмоций; □ когнитивное рассогласование в восприятии членов семьи; □ конфликтное поведение при взаимодействии; □ несоразмерность затрачиваемых усилий в удовлетворении потребностей (внут-риличностные конфликты); □ затрудненный поиск методов решения семейных проблем. Особенности такой социальной группы, как семья, специфический характер построения взаимоотношений обусловливают особые закономерности и механизмы развития рассмотренных выше трудностей. Построение представленной системы позволяет с большой долей достоверности прогнозировать появления противоречий еще на ранних стадиях и предупреждать возможные конфликты. С другой стороны, чаще всего приходится сталкиваться с уже имеющимися конфликтами, но, учитывая механизмы развития трудностей, мы получаем инструмент управления и регулирования проблем, с которыми сталкивается семья. Анализ множества примеров, связанных с затруднениями в семейных отношениях, позволил определить несколько групп трудностей, определяющих их особенности. По мнению А. Н. Харитонова, закономерности и механизмытрудностей семейных отношений представляют собой систему из пяти групп: □ общие социально-психологические, характерные для малой группы; □ общие, характерные для межличностных отношений; □ специфические семейные механизмы, закономерности; □ специфические, характерные для межличностных семейных отношений; □объективные и субъективные механизмы, закономерности функционирова Особую роль здесь играют семейные механизмы защиты, механизм переноса-контрпереноса. Влияние(функционирование) трудностей на семейные отношения носит преимущественно негативный, деструктивный характер, хотя в редких случаях возможно позитивное, конструктивное влияние (только при позитивной динамике). Семейные трудности влияют на психическое здоровье личности и семьи, на межличностное и межсемейное общение, на эффективность профессиональной самореализации мужа, деятельности жены, учебы детей, на личностный рост родителей и детей, на воспитание детей, на семейную жизнь в целом. Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия Система семейных трудностей (по А. Н. Харитонову) Глава 15. Семейные конфликты Концепция А. Н. Харитонова включает три группы причин семейных трудностей. Несмотря на всю специфичность такого явления, как семья, говоря о причинах затруднений, возникающих во взаимоотношениях ее членов, было бы неправильно забывать, что составляющие ее члены имеют, с одной стороны, биологическую природу, что обусловливает первую группу причин. Основные биофизические причины: а) индивидуально-биофизические — соматические, нервные болезни, генетическая предрасположенность, физическая несовместимость, дефекты фигуры, лица, отдельных систем организма, органов, органов чувств, неправильный образ жизни и др.; б) природно-биологические — неподходящий климат, неблагоприятная экология, неблагоприятные особенности окружающий среды и др. Существование в социуме как каждого члена в отдельности, так и семьи в целом позволяет выделить еще одну группу причин, которая приводит к тем или иным затруднениям в семьях. Социальные причиныпредставляют собой подструктуры следующих групп детерминант: а) социально-экономические; б) идеологические, политические; в) социально-правовые; г) социокультурные; д) религиозные; е) этнологические; ж) образовательные, педагогические. Психологические причинывключают следующие компоненты: □ базальные личностные факторы — это психологическая незрелость, эгоцентризм супругов, фиксации на фигурах прошлого, на ранних стадиях психосексуального развития, неадекватная идентичность, негативные эмоциональные качества личности (недоверие, зависть, вина, ревность, тревога, ненависть и др.), неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, сильный внутренний конфликт, психотравмы раннего детства, подросткового возраста, завышенный уровень личных притязаний и др.; □ основными межличностными факторами возникновения семейных трудностей являются: рассогласование неосознанных ожиданий о партнере с его реальным поведением; борьба в вопросах главенства; взаимные перенесения, несходство характеров; различия желаний, интересов, вкусов; неустойчивые, противоречивые стили воспитания в родительских семьях; неполное, полное непринятие партнера, собственного ребенка; интенсивные конфликты ранних объектных отношений в родительской семье; дистанцирование, затрудненность в общении; изменения ролевой структуры семьи; низкий уровень информированности о браке, семейной жизни; депривация родительской любви, заботы; противоречие между личностным развитием и групповым, семейными нормами; различие взглядов на семью, работу; различные подходы к решению трудных семейных ситуаций и др.; □ объективные ситуативно-деятельностные факторы — это напряженный характер деятельности, жесткий распорядок, фактор вынужденных разлук с родными, фактор смены работы жены, учебы детей, неблагоприятное материально-бытовое обеспечение семьи и др. Субъективными ситуативно-деятельностными факторами являются: фактор гомогенного характера коллективов, фактор отношений доминирования — подчинения, фактор гиперкомпенсации агрессивных чувств на работе и пр. Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия Динамика трудностей семейных отношений (по А. Н. Харитонову, 2003 г.) Глава 15. Семейные конфликты Нарастание трудностей в семье может приводить к появлению следующих психо-травмирующих последствий: □ состояние полной семейной неудовлетворенности — результат заметного расхождения между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью; □ семейная тревога проявляется после крупного семейного конфликта; □ нервно-психическое напряжение — результат создания ситуаций постоянного психологического давления или препятствий для проявления важных чувств, удовлетворения потребностей; □ состояние вины появляется, когда человек чувствует себя виновником любого конфликта и считает отношение других к себе обвиняющим. Особенности динамики развития этих процессов требуют отдельного рассмотрения. Динамика семейных трудностей имеет три основных варианта развития: позитивный, негативный, застревающе-перманентный. При позитивном вариантесемейные трудности будут развиваться по следующим этапам: □ первый этап — возникновение (в результате ряда причин), воздействия запускающей причины неудовлетворенности индивидуальными, семейными потребностями одного или двух членов семьи; □ второй этап — усиление неудовлетворенности в отношениях двух членов семьи, вовлечение в них других; □ третий этап — высшая точка в выраженности основных признаков семейных трудностей; □ четвертый этап — открытое обсуждение причин семейных трудностей, ситуации, поиск путей преодоления; □ пятый этап — выбор пути и методов психологической помощи, принятие их и преодоление семейных трудностей. Негативный вариантразвития семейных трудностей приводит к конфликтному взаимодействию. На первых трех этапах он протекает аналогично предыдущему варианту, а далее: □ четвертый этап — неудавшаяся попытка или уход от обсуждения ситуации, поиска причин, путей преодоления; □ пятый этап — разрыв отношений, или новый виток усиления признаков семейных трудностей, переход их в семейное нарушение и застревание на данном уровне, или после усиления признаков семейных трудностей и перехода нарушения в конфликт, разрыв, прекращение отношений, распад семьи. При застревающе-перманентном вариантесемейные трудности сначала развиваются также по сценарию первых трех этапов предшествующих вариантов, а потом идут: □ четвертый этап — фиксация проявления признаков семейных трудностей, уход или неудачи в обсуждении причин, ситуации, ощущения у членов семьи отсутствия выхода, выбора пути преодоления; □ пятый этап — переход семейных трудностей в латентное состояние, неконструктивное течение, поддержание отношений без выраженности признаков и без разрешения трудной ситуации. Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия Структура семейной психологической помощи (по А. Н. Харитонову)
Специализированная помощь СПОСОБЫ И МЕТОДЫ
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (878)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |