СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ Глава 15. Семейные конфликты Для семьи, испытывающей затруднения во взаимодействии ее членов, характерно длительное существование проблем, наносящих ощутимый удар стабильности брака. Поэтому всегда был и остается актуальным вопрос о возможностях противостояния семьи тем трудностям, с которыми она сталкивается на протяжении своего существования. В первую очередь следует говорить о компетентности самих членов семьи в этом вопросе. Обеспечение такой компетентности — достаточно сложный процесс, решаемый, в первую очередь, на основе усвоения знаний об особенностях взаимодействия в семье и постепенного приобретения навыков ее членами. Предупреждение(профилактика) семейных трудностей включает следующие содержательные элементы на уровне семейной группы: □ успешный, ожидаемый выбор супруга; □ установки на позитивное восприятие, переживание и преодоление нормативных личностных, семейных кризисов на протяжении жизненного цикла семьи; □ установки, стремление, активность к конструктивному разрешению семейных трудностей; □ наличие знаний в области психологии семьи, семейных отношений, знаний феноменологии типичных психологических семейных проблем; □ наличие знаний и определенных навыков владения основными психологическими методами само- и взаимопомощи, знание правил стабилизации, гармонизации семейных отношений; □ наличие информации о специалистах, местах оказания профессиональной помощи, методах преодоления семейных трудностей, других семейных проблем; □ осознание своих ожиданий, представлений партнера о супруге, семейном общении, отношениях; стремление, установка, готовность к личностному росту самих супругов; □ формирование стиля успешности вербального и невербального общения в семье. Преодолениесемейных трудностей осуществляется посредством следующих способов и методов семейной психологической помощи: самопомощь, взаимопомощь членов семьи, специализированная помощь (семейная психодиагностика, просвещение, консультирование, психотерапия, психореабилитация). Механизм преодоления семейных трудностей включает: □ осознание, понимание их супругами (членами семьи); □ принятие и переработку глубинного конфликта, причин семейных трудностей; □ появление идеи, мотивации к изменению; □ перемену отношения к семейным трудностям; □ поиск способов преодоления психологических и социально-психологических преград на пути достижения удовлетворения в отношениях; □ достижение более полного удовлетворения базовыми индивидуальными, семейными потребностями; □ гармонизацию семейных отношений (достижение качеств сопереживания, сотрудничества, взаимопонимания, взаимных побуждений, взаиморегуляции). Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный» Причины конфликтов «руководитель — подчиненный» СУБОРДИНАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ
ZSL ИНТЕНСИВНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОППОНЕНТОВ
ZZZ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК»
ZZL ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ
ZZZ ВЫСОКАЯ ОБЪЕКТИВНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ ЗВЕНА «НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ НАЧАЛЬНИК— ПОДЧИНЕННЫЙ» РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА
X
СВЯЗЕЙ МЕЖДУ РАБОЧИМИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЛОЖНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ X НЕДОСТАТОЧНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ УСЛОВИЯМ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Объективные причины
Личностные причины низкая культура общения, грубость
X недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными
X стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой
X выбор руководителем неэффективного стиля руководства
отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненным и наоборот напряженные отношения между руководителями и подчиненными
XX психологические особенности участников взаимодействия Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный» Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных актуальна для науки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Все они зависят от оптимизации отношений в звене «руководитель — подчиненный», то есть от конфликтов «по вертикали». Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные. К объективным причинамтаких конфликтов относят следующие. 1. Субординационный характер отношений. Существует противоречие между функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной) сторонами отношений руководителя и подчиненного, что порождает конфликты. 2. Деятельность в системе «человек — человек» конфликтогенна по своей природе. 3. Большая часть конфликтов «по вертикали» детерминирована предметно-дея-тельностным содержанием межличностных отношений (около 96 % конфликтов между руководителями и подчиненными). 4. Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов. 5. Наиболее конфликтно звено «непосредственный руководитель — подчиненный»: на него приходится более 53 % конфликтов. 6. Разбалансированность рабочего места. Рабочим местом называют совокупность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции должны быть обеспечены средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. 7. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации. 8. Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца. 9. Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации. Среди субъективных причинтаких конфликтов обычно выделяют управленческие и личностные. 1. Управленческие причины: неоптимальные и ошибочные решения; излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства; недостаточная профессиональная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звеньев; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда. 2. Личностные причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненным и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчиненными; психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т. д.). Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия Предупреждение конфликтов «по вертикали» (по А. И. Шипилову)
Стимулирование мотивации к добросовестному труду Справедливость и гласность в организации деятельности Учет интересов всех лиц, чьи интересы затронуты управленческим решением Своевременное информирование людей по важным для них вопросам Снятие социально-психологической напряженности путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей Организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество» Оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей Уменьшение зависимости работника от руководителя Поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста
Справедливое распределение нагрузки между подчиненными С праведливая оценка результатов деятельности
Принятие компетентных управленческих решении Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный» Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия: психологический отбор специалистов в организацию; стимулирование мотивации к добросовестному труду; справедливость и гласность в организации деятельности; учет интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение; своевременное информирование людей по важным для них вопросам; организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»; оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей; поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста и др. В целях правильного построения взаимоотношений с подчиненными, грамотной организации управленческой деятельности, а также предупреждения конфликтов «по вертикали»целесообразно руководствоваться следующими правилами: □ ставьте подчиненным ясные, конкретные и выполнимые задачи. Не допускайте неопределенности, двусмысленности в содержании приказания. Задача должна соответствовать возможностям подчиненного; □ обеспечьте выполнение задачи всем необходимым; □ приказы, распоряжения, требовательность к подчиненному должны быть обоснованны в правовом отношении — не ущемляйте человеческое достоинство; □ текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов; □ не спешите с однозначной негативной оценкой результатов деятельности подчиненного; □ достигнутое подчиненным оценивайте исходя из начального положения дел и успехов других работников; □ не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого подчиненного; проводя воспитательную работу с подчиненными, не рассчитывайте на немедленные положительные результаты; □ критикуйте после того, как похвалите, оценивайте не личность, а поступок, результаты служебной деятельности, указывайте при этом возможные пути исправления ошибок и просчетов. Критическую оценку подчиненного не переносите на всю социальную группу, к которой он принадлежит; □ избегайте жестких, категоричных и безапелляционных по форме оценок поведения и деятельности подчиненных. Резкая оценка настраивает на возможное противодействие; □ не делайте подчиненных козлами отпущения своих управленческих ошибок; □ будьте справедливы и честны по отношению к подчиненным; □ всеми силами боритесь с проявлениями негативных эмоций в общении с подчиненными; □ не превращайте подчиненных в громоотвод ваших конфликтных отношений с вышестоящим руководством; □ реже наказывайте и чаще помогайте подчиненным исправлять ошибки. Это может дать хорошие результаты: меньше проступков — меньше конфликтов, меньше наказаний — меньше проблем; □ уважайте права подчиненных. Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия Разрешение конфликтов «по вертикали» Вышестоящее руководство желательно нежелательно
Руководитель Объект конфликта (проблема) Подчиненный Рекомендации подчиненному по разрешению конфликтов с руководителем Не спешите противодействовать руководителю в конфликте Будучи правым, старайтесь не уступать в главном Предлагайте несколько вариантов решения, не настаивайте на одном, принципиальном Не переходите на оскорбления и резкие выражения Используйте слабые места в позиции руководителя Если вы правы, то обосновать свою позицию руководству лучше один на один Будучи неправым, лучше уступить сразу в главном Изучайте индивидуально-психологические особенности своих руководителей Не предлагайте решений, диаметрально противоположных предложениям руководителя Чем ниже нравственные качества руководителя, тем сложнее решать конфликт с ним Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный» Рекомендации руководителюпо конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными: □ учитывать заинтересованность подчиненного в том решении конфликта, которое предлагает руководитель. Изменить мотивацию поведения подчиненного можно различными способами — от разъяснения неправильности позиции до предложения определенных уступок; □ аргументировать свои требования в конфликте, подкреплять их правовыми нормами; □ совершенствовать умение слушать подчиненных в конфликте как возможность получить необходимую информации. Отсутствие такого умения серьезно затрудняет разрешение конфликта; □ изучать состояние и характер забот подчиненного, упорядочить его деятельность; □ избегать отсутствия стремления идти на эскалацию конфликта с подчиненным, так как это ухудшает взаимоотношения в коллективе; □ избегать повышения голоса в конфликтном диалоге с подчиненным, так как это не лучший аргумент. Грубость является признаком того, что руководитель не способен владеть ситуацией и собой; □ повышать культуру общения. В частности, учитывать, что переход с «Вы» на «ты» является фактическим унижением подчиненного, дает ему моральное право ответить тем же; □ стремиться к демонстрации спокойствия в осуществлении необходимых действий, опираться на должностной статус, что усиливает в глазах подчиненного справедливость требований начальника; □ использовать поддержку вышестоящих руководителей и общественности. Важно, чтобы поддержка была направлена не на усиление давления на подчиненного, а на решение противоречия; □ умело использовать должностное положение, не озлобляя подчиненного, не делая его неуступчивым, не затруднять этим разрешение конфликта; □ не затягивать конфликт с подчиненным. Помимо потери рабочего времени длительность конфликта чревата взаимными обидами и потерей преимущества правого, возрастанием вероятности победы подчиненного и уменьшения такой вероятности для руководителя; □ быть готовым при необходимости идти на компромисс, особенно в тех случаях, когда правота руководителя вовсе не очевидна или он предвидит нежелательные последствия как для себя, так и для других; □ при осознании собственной неправоты в конфликте лучше его не затягивать и уступить подчиненному, найти мужество признаться в этом самому себе, а при необходимости — извиниться перед подчиненным; □ учитывать то, что конфликтный руководитель — это не всегда плохой руководитель. Главное — быть справедливым, требовательным к себе и к подчиненным, решать проблемы, а не просто обострять отношения; □ помнить о том, что конфликтный руководитель — всегда неудобный руководитель и упрочению авторитета руководителя будет способствовать его умение разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации неконфликтными способами. Глава 17. Конфликты между социальными группами Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: >конфликт интересов различных групп может вызвать межгрупповой конфликт; >конфликт интересов, а также имевший место в прошлом межгрупповой конфликт обусловливают восприятие угрозы отдельными членами группы со стороны другой группы; >угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; >угроза обусловливает внутригрупповую солидарность; >угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности; >угроза увеличивает непроницаемость групповых границ; >угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм; >угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности нарушивших верность своей группе; >угроза приводит к необходимости наказания членов группы, отклоняющихся от групповых норм (реальная угроза увеличивает догматизм и этноцентризм); >ошибочное восприятие членами группы угрозы со стороны внешней группы также обусловливает повышенную внутригрупповую солидарность и враждебность в отношении внешней группы л S ц е X ш 2 он о £
Глава 17. Конфликты между социальными группами При рассмотрении механизмов возникновения межгрупповых конфликтов необходимо учитывать следующие обстоятельства: □ в различных межгрупповых конфликтах может доминировать тот или иной механизм их возникновения; □ межгрупповые механизмы более консервативны, чем психологические механизмы межличностного взаимодействия. Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют межгрупповую враждебность, объективный конфликт интересов, внутри-групповой фаворитизм. Межгрупповая враждебностьвпервые описана З. Фрейдом, который опирался на работы Г. Лебона и У. Мак-Дугалла. Им постулирован факт универсальности межгрупповой враждебности в любом взаимодействии групп. Он определил функцию этой враждебности, объяснив ее как главное средство поддержания сплоченности группы. Данный механизм получил развитие в работах Д. Долларда, Н. Миллера и Л. Бер-ковитца. Последний обосновал неизбежность переноса человеком агрессии на всех «других», «похожих» на тех, кто оказал на него фрустрирующее воздействие в прошлом, в процессе «социального научения». Последователи теории «фрустрация — агрессия» показали возможность возникновения агрессии в том случае, когда человек непосредственно не испытывал фру-стрирующего воздействия, а лишь являлся его пассивным свидетелем. Объективный конфликт интересов.Наиболее полно данный механизм описан в реалистической теории группового конфликта Д. Кэмпбеллом. Ее суть сводится к следующим позициям: □ конфликт интересов, присущих различным группам, способен вызвать межгрупповой конфликт; □ межгрупповой конфликт, имевший место в прошлом, обусловливает восприятие угрозы отдельными членами группы со стороны другой группы; □ угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы и внутригрупповую солидарность; □ угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности и непроницаемость групповых границ; □ угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм, приводит к необходимости наказания членов группы и увеличивает меру наказания. Внутригрупповой фаворитизм.Ряд специалистов (К. Фергюссон, Х. Келли, Д. Рабби, М. Горвитц) показали, что межгрупповая конфликтность может наблюдаться только благодаря определенным познавательным процессам — внутригруп-повому фаворитизму. Данный феномен заключается в тенденции благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Он может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и при формировании мнений, суждений, оценок, относящихся к членам собственной и других групп. Эти эффекты могут действовать в различных ситуациях, на различных уровнях социального взаимодействия, как бы устанавливая «демаркационную линию» между людьми, которые по каким-либо критериям оцениваются как «свои», и теми, кто по данным критериям оценивается как «чужие». Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия Трудовые конфликты
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1006)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |