П (РЭМП + сенсорика). +К.+ С.Тема: «Выходной день» [1,28] *(Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н. Математика — это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
Задачи:
1. Учить группировать предметы по наличию или отсутствию 1-2 признаков.
2. Упражнять в сравнении предметов по объему и размеру.
3. Уточнение представлений о летающих – нелетающих, съедобных – несъедобных предметах.
Примерные формы и содержание работы:
1. Игровая ситуация «Варим компот».
2. д/и «Съедобное – несъедобное» (с мячом).
3. п/и «Летает – не летает».
4. Работа в тетради: задание «Варим компот».
П (Расширение кругозора. Ребенок открывает мир природы)
Тема: «Рассматривание березы» [2,32] (Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» )
Задачи:
1. Уточнить представления о том, что дерево – это растение, о его основных частях
2. Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев
Примерные формы и содержание работы:
1. Рассматривание деревьев
2. Использование моделей при выделении существенных признаков дерева, как растения.
3. Игровое упражнение «Найди листок, какой покажу»
П+К+С
Интерактивное путешествие в осенний лес.
Ситуации обсуждения:
-Что изменилось в лесу?
-Какие стали деревья?
*Д.И.
«Живое-неживое» - формировать представления о живой и неживой природе.
«Принеси Зайчонку морковку»- учить ориентироваться на плоскости листа. Закрепить понятия вверху- внизу; направо- налево. (Е.В. Карпова Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль.: Академия развития, 1997., с 122).
«Найди свою пару»- там же стр. 118.
«Будь внимателен»- там же, стр.119.
«Что не так», «Путаница» - закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
*Игра-экспериментирование
«Шуршание разных листочков» (бумажных, засушенных кленовых,) – учить сравнивать и различать звуки.
«Мозаика из разных листочков»- выкладывание узоров из засушенных листьев- развитие воображения, творческих способностей.
«На что похоже» - развивать умение видеть в природном материале знакомые предметы.
ЧХЛ.
Заучивание наизусть А. Кольцов «Листопад» (О.А. Иванова Учимся читать худ. лит, М.2004, с. 19.
З+Б
П.И
«Мы листочки, мы листочки.
Мы на дереве висели, ветер дунул – полетели»- учить двигаться, не сталкиваясь.
*Игры- импровизации
-«Жизнь в осеннем лесу»
-«Птенцы»
-Муравьи».
ХТВ+К+П
*Игровые и дидактические ситуации:
-Рассматривание иллюстраций с изображением пейзажей – обогащать детей художественными впечатлениями; создавать условия для развития эстетического восприятия, эмоциональной сферы.
- Наблюдения в природе (береза) – уточнить представления о внешнем виде растений.
*Пантомимические этюды:
-«Листочки танцуют»;
-«Грустный дождик»;
-«Веселые воробьи»
К-1
К+ЧХЛ+ПТема:«Любуемся красотой осени»
(Волчкова, Степанова стр. 65).
Задачи:
1. Обучать навыкам составления описательных рассказов о явлениях природы на основе личных впечатлений;
2. Отрабатывать правильное произношение звуков А, И, Ц, Н, , Н*;
3. Активизировать использование в речи прилагательных.
Примерные формы и содержание работы:
1. чтение М.Пришвина «Листопад» (хрестоматия для малышей 401), В.Мирович «Листопад»
(Ушакова ,Струнина стр.170.)
познание «Листьев много-один»,
«Осень золотая », Чудесные листья.
(стр. 62 , 63 Волчкова, Степанова)
Ф.К: п.и «Солнышко и дождик»
цель: Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знание об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость.
(Волчков астр 62),
познание: «Чудесные листья»
цель: Учить детей замечать красоту природных явлений . Развивать , узнавать , называть растения. Учить пользоваться сенсорными эталонами, эмоционально откликаться, переживать радость от общения с природой (Волчкова стр. 63)
ХТВ + П (сенсорика)
«Давайте для осени выложим разные шарфики».
Д.И. с палочками Кюизенера на закрепление цвета.
Д.И
- «Подарки принца из Желтого царства» (Е.В. Сербина. Математика для малышей.- М.: Просвещение 1992, стр. 15.)
- «Украсим коврик»- развивать умения называть геометрическую форму (круг, квадрат, треугольник);
«На что похоже» - поддерживать и развивать интерес к тактильному обследованию предметов: шар, куб. Развитие стремления самостоятельно определять основные признаки и свойства: устойчивость (куб), перекатывание (шар).
*Игра-экспериментирование:
«Веточка с дерева и пластмассовый цветок»- учить детей понимать отличия живой природы, потребность растений в воде, свете, тепле.
- Какого цвета осень?- развитие зрительной памяти, цветовой зоркости, развитие умения смешивать краски (желтая+красная; красная+желтая+синяя)
*Словесные игры
«Рики-тики, посмотри,
Что спрошу – ты говори» - воспитатель задает разные вопросы, дети отвечают. Развивать речевую активность, внимание.
П+К+С+ХТВ+ Муз.
Рассматривание картин:
И. Левитан «Золотая осень»
И. Бродский «Опавшие листья»- обогащать детей художественными впечатлениями; содействовать развитию восприятия. Учить детей передавать свои впечатления.
Хороводная игра
«Хоровод красок» - закрепить знания основных цветов и характерных признаков осени. (муз. сопровождение….).
Коллективная аппликация:
«Золотая осень»- развивать навыки сотрудничества
ХТВ-2
ХТВ (Аппликация коллективная)
Тема: «Листопад, листопад листья по ветру летят»
(Лыкова стр. 40).
Задачи:
Учить раскладывать готовые формы (листья) разного цвета и размера на голубом фоне (Х Т, К, П).
Продолжать знакомить с техникой обрывной аппликации (разрывать полоски бумаги на кусочки).
Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.
ХТВ (Рисование)+ П(РЭМП)+КТема: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад»
(Лыкова стр. 42).
Задачи:
Учить рисовать осенние листочки приёмом ритмичного примакивания; знакомить с тёплыми тонами спектра
Создать условия для художественного экспериментирования (красный + жёлтый = оранжевый).
Обратить внимание на зависимость величины листочков от размера кисти .
ЧХЛ+К+С
С. Прокофьев. «Листопад».
Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Дуб»- учить детей обращать внимание на средства выразительности литературной речи; побуждать к повторению наиболее ярких выражений, запоминанию стихотворных текстов, развивать способность чувствовать настроение произведения.
П+К
*Моделирование
«Времена года». (варианты заданий в кн .Е.В. Сербина. Математика для малышей. М.: Просвещение., 1992, стр. 43)
«Разноцветная дорожка» - развитие навыков группировки предметов по цвету, форме, размеру (блоки Дьенеша)
*Развивающая ситуация
«Листопад» - развитие умений группировать предметы по цвету, размеру, соотнесению предметов по форме, чередованию по цвету. (И.П. Афанасьева. Маленькими шагами в большой мир знаний. СПб.: Детство-пресс, 2004., стр. 41).
Д.И.
«Собери целое» - развивать умение составлять целое из частей; соотнесение предметов по цвету, совершенствование мелкой моторики рук (разрезные картинки листочков с разных деревьев, большие и маленькие по размеру.)
«Найди лишнее» - учить выделять общий признак и находить, что не подходит. (воспитатель предлагает детям ряд их четырех фигур; три- одного цвета, одна- другого и просит назвать лишнее. Можно подбирать по цвету, размеру, форме.).
«Забавные квадратики» - закрепление представлений о квадрате, закрепление навыков соотнесения по величине, выполнению последовательных действий слева направо, обучение ритмичному чередованию величин. (И.П. Афанасьева. Маленькими шагами в большой мир знаний. СПб.: Детство-пресс, 2004.,стр. 75).
З+Б
*П.И.
-Не забегай в круг.
-Солнышко и дождик.
-Через ручеек.
*Ситуации общения
- Покажем Мишутке наш участок.
- Осень золотая на нашем участке. – развитие наблюдательности, формирование первоначальных представлений о правилах безопасного поведения на участке во время прогулки.
- Почему холодная вода сердитая?
П (сенсорика)
Д.И.
«Приходите на лужок»- (Богуславская А.К., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» . М., 1991., стр 128).
«Подбери по цвету» - (Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 1988, с.83)
С-1
С +К+ПТема: Разговор в осеннем лесуЗадачи:
Формировать у детей представления о вежливых словах и правилах поведения.
Побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.
Формы работы, методы и приемы:
*Игровая ситуация:
Дети отправляются в путешествие в осенний лес.
*Ситуация общения.
- как вести себя в автобусе?
- как вести себя в лесу?
-почему нельзя в лесу шуметь? И др.
*Показ настольного театра: «Как ослик Алфавит учился уважать старших» по сказке М. Пляцковского (показ воспитателя)
*Обыгрывание диалогов:
Бабушка и ослик;
Козленок и ослик;
Ослик и лошадка.
*Проблемная ситуация
-Почему в осеннем лесу красивые и яркие деревья стали мрачными и некрасивыми? – подвести детей к пониманию, что вежливость, внимание, учтивость по отношению к взрослым и сверстникам важные качества, которые помогают находить друзей.
*Сюжетно-дидактическая игра по сказке.
ЧХЛ
Я. Аким «Что такое «здравствуй»?
Г. Сапгир «Где же твое «здравствуй?»- взял петух горластый.- подвести детей к пониманию, что нужно обязательно быть вежливым и внимательным.
*Игры с масками, выражающими разное настроение по стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо…»
(при оценке «плохо» - дети поднимают грустную маску)
П+ХТВ+С
*Игровая ситуация.
- В гости к детям приходит кукла-мальчик и просит показать и рассказать о культуре поведения.
*Создание коллажа
«Теплые лучики из наших ладошек»- показать детям, что несмотря на то, что за окошком осень, идет дождь в группе тепло, потому что дети дружные, внимательные друг к другу.
П (РЭМП+сенсорика)
*Д.И
«Соберем осенний букет»- закрепить умения группировать предметы.
«Соберем листочки» - дифференцирование понятий большой-маленький.
«Поиграем с Зайкой» - закрепление понятий большой маленький, длинный, короткий (игрушка заяц, вопросы к детям).
К+С+П
*Настольный театр «Теремок»
*Проблемная ситуация
«Как помочь паучку?» - воспитатель показывает картинку паучка и говорит, что он случайно упал с дерева и теперь остался без домика. Чтобы не пропасть, он должен сплести паутинку (построить домик) (В.П Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М., Мозаика-Синтез, 2009, стр. 10).
Октябрь (II)
Тема: Животные осенью
Цель:расширение представлений ребенка о животном мире; ознакомление с особенностями поведения животных в осенне-зимний период
Итоговое мероприятие:«Зайцы прячутся от Волка»- игровые ситуации со сказочными персонажами.
Обр.
обл
Совместная деятельность взрослых и детей
Самостоятельная деятельность
Взаимодействие с семьей
Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
П-2
П (РЭМП+сенсорика + конструирование)Тема: «Лисенок и зайчонок собираются в гости» [4, 49+3, 27] (Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста».-СПБ.:»Детство-Пресс», 2011 с. 49, + Михайлова 3. А., Иоффе Э. И. Математика от трех до семи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.стр. 29)
Задачи:
1. Развивать пространственные представления (справа, слева, за, перед)
2.Учить сравнивать предметы по длине
3.Учить составлять узоры путем комбинирования цвета и формы
Примерные формы и содержание работы:
1. Д/и «Найди медвежонка»
2. Д/и «Домики и дорожки»
3. Д/и «Разноцветные фонарики»
П (Расширение кругозора. Ребенок открывает мир природы)
Тема: «Как звери в лесу готовятся к зиме» [2,33] (Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию для детей . — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007., стр 33).
Задачи:
Расширить представление о жизни диких животных зимой.
Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей
Примерные формы и содержание работы:
1. Рассматривание иллюстраций – зимний лес
2. Беседа с детьми с опорой на модели
3. П/и «Кто где живет?»
4. П/и с имитациями движений животных.
П+К
*Развивающие ситуации
-«Любопытный Мишутка» - закрепить представление о геометрической форме ; упражнять в группировке предметов. (И.П. Афанасьева. Маленькими шагами в большой мир знаний. СПб.-Детство-пресс, 2004. Стр. 54).
- «Поиграем с Зайкой» (там же , стр.78).
*Д.И.
«Найди пару» - упражнять в назывании животных и их детенышей.
«Третий лишний» - развивать умение устанавливать простейшие сходства и различия между предметами и явлениями природы.
«Спрячь зайчонка» - развитие умений соотносить цвет, размер и форму геометрических фигур (по аналогии с игрой «Спрячь мышку» в кн.О.М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?». М.: Просвещение, 1991. Стр. 11).
«Бегает, прыгает, летает» - формировать представление об основном способе передвижения животных.
«Найди по описанию» - формировать умение пользоваться простейшим анализом.(воспитатель описывает животное, дети поднимают карточки с изображением). **Усложнение – предложить ребенку описать животное, можно предложить модель.
«Каждой киске свою миску» - тренировать в соотнесении цвета, размера.
*Ситуативный разговор
-Как белке не простудиться?
-Как медведю с голоду не пропасть?–развивать умение выделять причину и находить способ ее устранить.
П (конструирование)+С
*Игровые и дидактические ситуации
-«Домик для медвежонка» – целенаправленное рассматривание простейших построек; развитие умения создавать и обыгрывать простые постройки; упражнять в назывании деталей (кубик, кирпичик, пластина).
*Образовательная ситуация
«Загородка для зооигрушек» - освоение детьми нового способа конструирования- размещение деталей на равном расстоянии друг от друга.
*Игра-экспериментирование со строительным материалом, исследование физических и конструктивных свойств.
К-1
К+ПТема: «Не ходи козочка в лес»Задачисвязная речь: Учить ,совместно с воспитателем, составлять короткий повествовательный рассказ; словарь и грамматика: Учить правильно называть игрушки их цвет , величину согласовывать с существительные с прилагательными в роде, числе;
ЗКР: Уточнить и закрепить правильное произношение звука (з).
познание:«Дикие животные»
Задачиь: Обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки диких животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т.д. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
(Волчкова стр. 100)
К+С
*Ситуации:
«Как кабан пришел на домашний двор», «Как звери хвостами хвастались»…
(Волчкова стр. 106);
*Игры и игровые упражнения:
«Лохматый пес» (Ушакова стр. 92).
«Зверюшки на дорожках»- учить пользоваться заместителями, уметь соотносить картинки с определенным значком. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Угадай, как нас зовут. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1994. Стр 9).
«Загадки и отгадки» (там же стр. 12-13.)
«Что напутал Буратино» (Волчкова стр. 117)
«Чей голос» (Ушакова стр. 87),
«Домик для зверят» (Ушакова стр. 87)
«Кто как кричит». Учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; Различать слова с противоположным значением (большой- маленький)
*Театрализованные игры
-драматизация сказки «Колобок».
*Сюжетно-ролевые игры
-«В гостях у ежа».- развитие умений принимать игровую роль, участвовать в ролевом диалоге.
ЧХЛ+С+К
«Два жадных медвежонка» - развивать умение понимать содержание, видеть яркие поступки героев, с помощью иллюстраций устанавливать порядок событий. Моделирование.
П+К+Б+З
«Мягкие лапки.
В лапках царапки» - наблюдение за кошкой. Акцентировать внимание детей, что кошка-это не кукла и не игрушка, а живой объект природы. Она может поцарапать, укусить. Формирование безопасных правил поведения, осторожности при наблюдении за животными.
Т+С
*Игровые и дидактические ситуации
- «Найди корм для зайчика и белочки»
-Что сначала, что потом – закрепить последовательность смены времени суток и деятельности человека. **Усложнение – деятельности зверей. (заяц, лиса, волк).
-«Делай, как я» - формировать трудовые навыки по уходу за комнатными растениями (обтирание листьев фикуса), учить действовать по инструкции.
ХТВ-2
ХТВ (лепка)+ПТема: «Очень колкий еж с иголками» (на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А. Лыковой)Задачи:
Развивать умение лепить в определенной последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание носика, Имитация иголок семечками. Создавать композицию на бруске пластилина.
Формы работы, методы и приемы
1. Предварительная беседа о жизни животных осенью.
2. Чтение П. Воронько Хитрый Ежик., Б. Заходер. Мохнатая азбука: Ежик
3. Рассматривание иллюстраций с изображением ежика.
4. Сравнение формы: шар, конус, валик (цилиндр) – подвести детей к пониманию , из какой формы удобнее лепить.
5. Обыгрывание поделок.
ХТВ (аппликация+рисование)+П+КТема: «Ежик с грибамиЗадачи:
Развивать умение наклеивать готовые формы (еж), самостоятельно дополнять деталями (дорисовать носик, глазки);
Учить детей пользоваться техникой обрывной аппликации (грибы)
Уточнить представление о строении грибов, поиск аналогий в окружающем мире – зонтик, настольная лампа.
С+К+ЧХЛ
*Заучивание наизусть(повторение стихотворения за воспитателем с помощью рук)
«Ежик в бане вымыл ушки, потирание ушей
Шею, кожицу на брюшке. Поглаживание шеи
И сказал еноту еж:
-Ты мне спинку не потрешь?» Поглаживание по спине друг другу.*Игровая деятельность
-Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе».
*Игра-имитация (на развитие воображения)
- «Чудо дерево».
Вереницей мы пойдем
В сад волшебный попадем.
Чудо-дерево найдем.
Что с него мы соберем?
«Доброе животное» (Е.А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые технологии.М.:ТЦ Сфера.2005, стр.79).
П+К
*Д.И
-«Придумай сам»- учить детей видеть в различных предметах возможные заместители других. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Угадай, как нас зовут. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1994. Стр 8).
«Нарисуй картинку палочками» - учить детей схематически изображать различные предметы и сюжеты. (там же стр. 18).
«Что это такое?» - учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов. (там же стр .22).
С+Б+З
*Игровые и дидактические ситуации
-«Прогулка по лесу» - учить детей соблюдать меры безопасности при прогулке по лесу. Создание воображаемых ситуаций: водоем, мокрые листья, , тонкий лед, большой сугроб и др.
-«Обезьянка, которая очень любила смотреть телевизор»- побуждать детей анализировать, делать выводы, предвидеть последствия.
ХТВ+П(сенсорика)
Д.И.
«Перевертыши» - развивать умение создавать образы на основе схематического изображения (Материал: у каждого ребенка по 4 карточки. Задание – дорисовать картинку вокруг изображения
С-1
С+К+З+Б+ЧХЛТема: Умей обождать (по сказке К.Д. Ушинского)Задачи:
1. Способствовать проявлению отзывчивости, доброжелательности.
2. Воспитывать предпосылки культурного общения.
3. Формировать привычку к безопасному обращению с холодной водой, льдом.
Формы, методы и приемы работы
1. Чтение сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать» (Л.Б. Фесюкова. Воспитание сказкой. Харьков. Фолио, 1997. Стр. 239).
2. Вопросы для обсуждения по содержанию прочитанного
3. Проблемные вопросы: почему сестричка- курочка ухаживала за братцем-петушком?
4. Обыгрывание эпизодов.
5. Речевая зарядка (стр 237).
П+К+Б
*Игры-экспериментирования
«Что напутал медвежонок?» - воспитатель создает игровую ситуацию: медвежонок любил наводить в своем доме порядок, но ставил предметы разной формы и объема друг на друга. Дети опытным путем проверяют, что получается. Находят оптимальный вариант.
*Моделирование ситуации
«Мишутка случайно разбил горшок с цветком?».
Вопросы к детям:
-почему это случилось?
- испугался ли Мишутка?
- кто пострадал Мишутка или цветок?
Помочь детям понять причины произошедшего и спланировать действия по устранению последствий.
С+К
*Д.И.
«Подарки для Зайки» - развитие воображения. Усложнение: рассказать про каждый подарок, кто его подарил и почему. (по аналогии с игрой «Подарки для куклы» О.М. Дьяченко. «Чего на свете не бывает». М.: Просвещение , 1991, стр. 20).
*Игровая деятельность
«В гостях у сестрички-курочки и братца-петушка»
( по мотивам прочитанной сказки)
«Поможем Айболиту вылечить зверей» - обогащение игрового опыта детей, развитие умений вести ролевой диалог и выполнять игровые действия.
С+П(расширение кругозора)+К
* Д.И.
«Собери парами» - находить и называть животных и их детенышей
«Веревочка» - развивать умение ориентироваться в пространстве. (воспитатель создает воображаемую ситуацию: например, дети попали в лес.) По словесной инструкции дети выполняют движение. Закрепить понятия впереди, позади, слева, справа.
«Делай наоборот» - развитие умения подбирать антонимы. Воспитатель показывает «большой медведь»; дети – «маленький медвежонок» , «У лисы длинный хвостик – а у зайки ?....)
Октябрь (III)
Тема: Неделя здоровья
Цель:сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья детей, формирование и у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения.
Итоговое мероприятие:развлечение с родителями «Да здравствует мыло душистое!»
Обр.
обл
Совместная деятельность взрослых и детей
Самостоятельная деятельность
Взаимодействие с семьей
Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
П-2
П (расширение кругозора)+С+К+З+БТема: Экскурсия в кабинет врача (Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во 2 мл.группе.д/с» с.216, Н.В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действ. С.31.)
Задачи:
Познакомить детей с профессией врача, мед. сестры;
Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам д/с,
П(РЭМП + сенсорика) +С
Тема: «
Задачи:
Формировать умения устанавливать равенство и неравенство множества предметов при помощи известных и вновь открытых способов: счет, фишки, линии, стрелки.
Развивать способности детей находить сходства и различия предметов.
Конкретизировать первоначальные представления о собственной принадлежности в соответствии с внешним видом.
Примерные формы, методы и примы работы.
1. Игровая ситуация: «Помогите найти ошибки»- воспитатель показывает двух кукол- мальчика и девочку, у которых перепутана одежда. Просит детей найти ошибки.
2. Образовательная ситуация
-на батарею положили варежки. Можно ли узнать сколько детей было на прогулке (в пределах 4 пар).
2 Д.И «Одень куклу» - определение сходства и различия предметов, составление пар. (Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н. Математика — это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. Стр. 27. 2. «Близнецы»)
3 Д.И. «Кого больше» (А.А. Смоленцева. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004, с.14).
*Проектная деятельность
Составление коллекции полезных предметов для здоровья (оформление выставки, альбомов)
З+Б+П+К
*Игровые и дидактические ситуации:
«Теперь мы чистые, зайчики пушистые» - проговаривание потешки, сопровождая движениями.
Руки мыли? Мыли.
А ушки мыли? Мыли.
Носик мыли? Мыли.
А щечки? Тоже мыли.
Все помыли, ничего не забыли.
ЧХЛ+К
*Чтение и обсуждение
К.И. Чуковский «Мойдодыр».
*Заучивание потешек, связанных с гигиеническими навыками:
«Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится» и др.
П+С
*Развивающая ситуация
Сегодня в группу не пришел один ребенок из-за болезни. Как вы думаете, грустно ли ему дома, почему?
Почему дети грустят и улыбаются? – стимулировать интерес ребенка к своему внешнему виду и внутреннему миру.
- «Никогда и ни в чем мы друзей не подведем» – формировать первоначальные представления об умении проявлять эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к сверстникам и взрослым (сопереживать, утешать, помогать).
*Поисковая деятельность
Д.И.
«Подбери картинку»- развитие умения выбирать из предложенного ряда необходимые картинки в соответствии с поставленными условиями
( например, для умывания, для стирки белья и др).
«Найди опасные предметы»- развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.
З+Б+Т
*Игровые и дидактические ситуации
-Шел Егор. Узнал, что у бабушки Федоры покосился забор. Решил отремонтировать».- моделирование ситуации с использованием палочек Кюизенера. Обсуждение с целью формирования у детей нравственных качеств, оказывающих положительное влияние на нравственное здоровье.
С+К+З
*Игра-путешествие предметного характера
«Опасно-безопасно» - формирование привычки соблюдать правила безопасного поведения.
ХТВ+ЧХЛ
*Чтение и заучивание стихотворения
В стране Хохотании жили смеянцы.
Любили смеянцы веселые танцы.
И просто смеянцы любили смеяться.
Пусть слово не ново и шутка стара-
Смеяться готовы они до утра.
Признаться, порою бывало и так:
Глядят друг на друга , хохочут в кулак.
Да что в нем смешного в соседе твоем?
Нам просто приятно смеяться вдвоем.
*Игры- импровизации, игры-имитации по стихотворению
- «Веселые танцы» ( муз. сопровождение)
-«Страна Хохотания» - развитие интереса ребенка к изучению себя , своих физических возможностей, поддержание эмоционального интереса.
К-1
К+ПТема: «Чтобы грязь всю с ручек смыть, надо мылом их помыть»Задачи: Закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначение. Развивать наблюдательность, любознательность , познавать свойства воды. Воспитывать у детей КГН, желание всегда быть красивым, чистым , аккуратным, уважительно относится к своему телу.
(Волчкова стр. 354)
П+С+К
*Ситуации-беседы:
Беседа о сезонных явления природы и разных видах осадков (дождь, снег, град);
*Образовательная ситуация с использованием игрового персонажа.
-Зайчонок не послушал маму и съел немытую морковку. Цель: помочь детям понять, что для их здоровья и безопасности нужно не только слушать взрослых , но и самому выполнять правила.
-«Купаться любят все»-Вызвать интерес к выполнению КГН, побудить детей к постоянному их соблюдению, закрепить представления о свойствах воды.
*Д.И
«Хорошо-плохо»
-Таблетки растут на ветке – закрепить знания об овощах и фруктах, их значении в питании и для здоровья человека.
«Что лишнее»
Пальчиковая игра «Дождик чаще, дождик пуще».
С+Б+З
*П.И
«Солнышко и дождик» - развитие умений бегать , не сталкиваясь.
*Игры-экспериментирования
«Мыльные пузыри»
«Разноцветная вода».
*Развивающая ситуация
-«Как защитить себя от микробов».
-«Где хранятся витамины?»
-«Что лежит в чемоданчике у Айболита»
*Играя деятельность
Кукла простудилась.
Кукла заболела–развитие эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, сверстников, содействие развертыванию ролевого диалога в играх.
ХТВ (лепка)+К
«В нашем саду растут витамины»- совершенствовать навыки скатывания круговыми движениями; закрепить названия фруктов их применение на благо здоровья человека. (Волчкова стр 222, 233).
«Полосатые полотенца для лесных зверей» (рисование)
ЧХЛ
А.Барто «Девочка чумазая».
Заучивание и рассказывание «Мокрой считалки» Г. Лагздынь; (Лыкова стр 50)
Заучивание стихотворения Г. Лагздынь «Песня дождинок»;
Муз.
Слушание мелодий осенней песенки (слова М. Ивенина, музыка Красева) .
ХТВ-2
Аппликация с элементами рисования
тема: «Дождь, дождь»
(Лыкова стр. 50)
Задачи:
1. Учить аппликативно, изображать тучу: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисовать дождь цветными карандашами с помощью штрихов.
2. Экспериментирование с изоматериалами (знакомство со свойствами бумаги) – П.
Закрепление знаний о явлениях природы и различных видов осадков, их влиянием на здоровье человека.
Рисование карандашами
тема: «Щётки»
(Д – Я стр. 29)
Задачи:
1. Учить рисовать ворс щётки путём проведения коротких вертикальных линий с одинаковой силой нажима на карандаш.
2. Знакомить с разными видами щёток и их назначением – П.
Закрепление навыков чистки зубов, имитация с помощью предметов-заместителей (З, С).
З+Б
*П.и
«Не забегай в круг» - развивать навыки безопасного движения во время подвижных игр; учитывать скорость передвижения сверстников, бегать не сталкиваясь, действовать по сигналу воспитателя.
«Наседка и цыплята».
«Через ручеек»
Т+П
*Дидактические ситуации
-Научим куклу собираться на прогулку – закреплять умение последовательно одеваться в соответствии сезоном и состоянием погоды. + обсуждение.
«Кто быстрее соберется на прогулку» - воспитывать самостоятельность в самообслуживании, соблюдение опрятности в одежде, выполнение несложных поручений.
С+З
*Игровые ситуации
«Научим котенка умываться»
«Опасно-безопасно»
П(расширение кругозора)+К
«Найди, что назову» - обогащение представлений детей о и многообразии свойств предметов окружающего мира, стимулировать развитие разных видов детского восприятия. (зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного).
«Найди место фигуре» (блоки Дьенеша) – формирование умений выкладывать заданную последовательность.
С+К
*Кукольный театр
«Страна Чистюлия».
*Ситуации общения
-В гостях у королевы Расчески
-К нам пришла Замарашка
-Кака поливальная машина искупала асфальт.
П+К
«Целебные звуки»
«Полезные движения» - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Октябрь (IV неделя)
Тема: Мой город, дом, семья
Цель:
Итоговое мероприятие:
Обр.
обл
Совместная деятельность взрослых и детей
Самостоятельная деятельность
Взаимодействие с семьей
Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
П-2
П+К+СТема «Моя семья» (Волчкова, стр 265)Задачи:
1.Формировать первоначальные представления о своей семье, своих близких, воспитывать стремление сделать им приятное, порадовать их.
П+К
*Развивающие ситуации
- «Неразлучные друзья - взрослые и дети»-
-рассматривание сюжетных картинок, формировать представление об общих и отличительных особенностях во внешнем виде взрослых разного возраста.
- «Как Мышка заботилась о Мышонке»- развивать умение видеть конкретные поступки и действия взрослых, в которых проявляется забота о других.
- «Объедини картинки по настроению» - развивать умение различать ярко выраженные эмоциональные состояния.
*Игровая ситуация:
«В гостях у бабушки».
*Д.И.
«Кого покатаем на машине?» (А.В. Аджи стр. 60., зан.1)
«Одежда» - ЗКР (А.В.Аджи стр. 52., зан 2).
«Найди похожее» - развивать умение сопоставлять предметы по их свойствам, подбирать предметы с одинаковыми свойствами. (Набор предметов разной формы, цвета, величины. Дети сначала накладывают предметы - сравнение по форме, величине; затем прикладывают вплотную – сопоставление цвета).
Т+С
*Дидактические ситуации добрых дел -аппликация –панно «Веселые шары»;
-фотовитрина «Моя семья»- приучать детей заботиться о своих близких.
*Игровые ситуации гуманистического содержания
- Поможем помириться;
-Построим Ежику –колючке теплый домик»
С+К
*Сюжетно-ролевые игры
-«Семья»
«День рождения»
«Выходной день»- развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных эпизодов, выполнять вместе простые поручения, осваивать опыт поведения и взаимоотношений в игре.
*Моделирование ситуаций
-Помоги маме накрыть на стол;
-Папа пришел с работы уставший…- приучать детей проявлять внимательное заботливое отношение к старшим.
*Проблемно-игровые ситуации
-Поможем куклам помириться.
-Вместе тесно, а врозь скучно.
П (сенсорика-+конструирование)
«Строительство домов»-развитие умения моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте (В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера стр 10).
К-1
К+ПТема: «Рассказы о своей семье»
( Волчкова стр. 269)
ХТВ (моделирование)
-«Портрет моей мамочки»- выкладывание на фланелеграфе, развитие умений учитывать эмоциональное состояние близких
ЧХЛ
*Чтение сказок
«Волк и семеро козлят,
«Три медведя».
*Моделирование сказок.
Развитие умений устанавливать последовательность событий.
С+К+Б
*П.И.
«Наседка и цыплята»
*Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Детский сад» «В гостях у Матрешки».-
*Игра-инсценировка
«Учимся вежливости»
«Мы по улице идем»
К+П
*Словесные игры
«Передай ласковое словечко»- активизировать в речи употребление имен с ласкательными суффиксами (еньк, онк, очк).
«Волшебный стул» - развивать у детей умение видеть в сверстниках положительные качества.
*Д.И.
«Кто во что одет» - различать и называть предметы одежды для мальчиков и девочек
«Сложи картинку» - составлять целое из частей.
«Маленькие- большие» - закрепить названия животных и их детейнышей.
«Что это?» - формировать умение называть обобщающие слова (мебель, игрушки, овощи, одежда, фрукты и др.).
«Какой мир вокруг нас» - учить пользоваться моделями, подбирать цвет, настроение, особенности сезона).
«Я дарю тебе в подарок…»- развивать умение соотносить признак предмета в представлении ребенка с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (например, я дарю тебе в подарок предмет красного цвета, как помидор; я дарю тебе в подарок круглый предмет, как шарик и др).
«Утро в моей семье» - формировать представление о времени суток, учить различать что было раньше, что потом, что делают взрослые и дети утром, днем, вечером.
*Образовательная ситуации
«Кукла капризничает. Уложим куклу спать. Для этого нужно завернуть ее в теплое одеяло».
Воспитатель предлагает детям два вида ткани – жесткую, грубую, типа брезента и мягкую байковую ткань. В каком одеяле кукле удобнее, теплее и мягче? В какое одеяло легче пеленать куклу, почему?
Цель – обогащение опыта восприятия различных свойств предметов.
ХТВ-2
Конструирование из строительного материала
тема: «Дорожка» , «Дом».
(Куцакова стр. 39)
Создание коллективной постройки
тема: «Улицы нашего города»Задачи:
1. Учить строить объекты из 2-3 деталей, располагаю их вертикально