Цель:Формирование бережного отношения к животному миру, расширение иобогащение знаний, умений, навыков у детей о жизни животных зимой, развитие активности, самостоятельности в познании, эмоционального отклика детей на отдельные свойства и качества окружающего мира и способности к накоплению ребенком ярких впечатлений.
Итоговое занятие: Игры развлечения с масками «Веселый хоровод».
Осваивать умение сравнивать по ширине, определять, что шире, а что уже.
Развивать внимание, умение повторять движения зеркально.
Осваивать умение ранжировать предметы по высоте
Устанавливать соответствие между множествами
Примерные формы и содержание работы:
Игра «Закрой двери в домиках»
Игра «Зеркало»
Игровое упражнение «Строимся на зарядку»
Игра «Помоги цыплятам»
К+ЧХЛ+ФК+С
*Д/и «Что изменилось».
*Игры со счетными палочками Киюзенера.
* Д/и «Сравни животное» по окраске, форме, размеру.
*Отгадывание загадок о животных.
*Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Устроим медвежонку такую же комнату, как у нашего Мишутки» (З.А.Михайлова, Познание, стр. 149).
*Игры с палочками Киюзенера в альбоме «Волшебные дорожки».
Игровое упражнение «Когда это бывает?»
Игра «Уголки»
Игры с мозаикой.
Лепка животных из пластилина и соленого теста для уголка природы
Изготовление макета «Зимовье зверей в лесу».
К+С+Т+ФК
«Ребенок познает мир природы»
тема: «Знакомство со снегирем» [2, 40 ]
Задачи:
Познакомить с признаками внешнего вида птиц.
Закрепить представления об особенностях поведения снегиря
Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц
Образовательная ситуация «Медведь» (пальчиковый театр) (З.А. Михайлова. Познание, стр. 109)
П+ЧХЛ+М+К+ФК
*Наблюдение за птицами зимой.
*ЧХЛ - А.Прокофьева «Снегири».
*Заучивание потешки «Травка - муравка со сна поднялась» стр. 33-11.
* Песенка «Снегирек» (немецкая) стр. 33-42.
* А. Барто «Села птичка на окошко» (стих. А.И. Максакова).
*Игровая ситуация «Игрушечный мишка и бурый медведь» (С.Н. Николаева Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников, стр.111).
*Д/и «Опиши, мы отгадаем».
* Беседа «Как живут животные зимой в лесу».
* Приготовление корма для птиц.
*Кормление птиц в кормушке.
*П/и «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках» Е.А.Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего возраста».
* Моделирование по цвету «Найди домик снегиря и синички».
Наблюдения за зимующими птицами. .Рассматрива-ние книг о животных и птицах.
3.Рисование птиц по трафаретам.
Д/и «Животные и их детеныши».
Наст.игра «Ботаническое лото».
Д/и «Сложи птицу» (пазлы).
Конкурс зимнего макета.
Разучить стихотворение А.Прокофьева «Снегири».
Коллекция фотографий «Снегирь».
Сбор картинок о зимующих птицах нашего края.
Изготовление кормушки
Привлечение птиц на участок.
К
К+П
тема: «Как спасаются звери от стужи зимой»
(Волчкова стр. 196)
Примерные формы и содержание работы:
1. загадки о зверях.
2. познавательные вопросы о диких животных.
3. Развивающая образовательная ситуация «Забавные животные» (З.А.Михайлова, Познание, стр. 66)
К+ЧХЛ+П
*Ситуации, общение (Волчкова стр. 200).
Сказка «Три медведя».
*ЧХЛ стихи А. Барто «Зайка», «Мишка».
*Рассматривание иллюстраций с животными леса.
Беседа «Как звери в лесу готовятся к зиме», О.А.Воронкевич, «Добро пожаловать в экологию!», стр.30.
П/игра «Зайцы и волк».
ХТ
ХТ+П+К
Рисование с элементами аппликации
тема: «Мышка и репка».
(Лыкова стр.38)
Задачи:
1.Учить детей создавать образ на основе сказки, стихотворения. (Х Л, К).
2. Учить надрывать полоски зелёной бумаги (травка), рисовать героев краской (большую репку и маленькую мышку), дорисовывать элементы рисунка цветными карандашами или
фломастерами. (ХТ).
ЧХЛ+К
*Чтение и пересказ сказки «Репка».
*Показ настольного театра.
*Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «В гостях у трех медведей» (З.А. Михайлова, Познание, стр.162).
Рисование репки в свободное время.
Постройка домика для мышки из мелкого строителя.
Совместная выставка с родителями поделок из бросового материала по сказке «Репка».
ХТ
ХТ+Т+К
Художественный труд
(животные из природного материала; конструирование из бумаги).
ЧХЛ+К+П
*Чтение стихотворения В.Шипуновой «Репка».
* Рассматривание иллюстраций животных в книге, общение по поводу прочитанной сказки, драматизация.
*Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Мишутка со своим любимым стульчиком» (З.А. Михайлова, Познание, стр. 169).
Декабрь (IV неделя)
Тема: «Новый год»
Цель:Расширение знаний у детей о новогоднем празднике, формирование эмоциональных переживаний радости, восторга, обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности и проявление признаков внеситуативно - познавательного общения со взрослыми.
Итоговое занятие: Новогодний утренник.
Образовательная область
Совместная деятельность взрослых и детей
Самостоятельная деятельность
Взаимодействие с семьей
Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
П
К+ХТ+ЧХЛ+Б+ФЭМП
«Развитие математических представлений»
Тема: 13 [3,26]
Задачи:
1. Учит группировать геометрические фигуры по форме
2. Осваивать последовательность действий
Примерные формы и содержание работы:
1. Игра «Проведи дорожки».
2. Д/и «Чем это может быть?»
3. Игра «Составь квадрат».
4. Д/и «Разложи правильно».
П+К
*Игры со снежками: большой - маленький, твердый – мягкий.
*Д/и «Продолжи ряд» (из снежинок разного размера, формы), игрушек.
*Д/и «Собери снежинку из ее лучей».
*Д\и «Украсим елочку (заместителями), 12-87.
*Рассматривание новогодних игрушек.
*Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Встречаем Новый год» (З.А. Михайлова, стр.157).
* Игра «Уголки» (составление елки).
*Блоки Дьенеша «Собери новогодние бусы».
Игровое упражнение «Когда это бывает» (загадки, ситуации).
Хороводы возле елки
заучивание стихотворения «елка» К. Чуковского.
Украшение участка и группы к празднику «Новый год».
Выставка работ на новогоднюю тему».
Изготовление снежинок.
П+К+(сенсорика)
* Собери бусы из мозайки, блоков, снежинок.
* Д/и «Разложи правильно» - классификация по признакам.
* Д/и «Собери елочку».
* Д/и «Найди, что лишнее».
* Игры с блоками Дьенеша «Чем похожи и чем отличаются».
*Палочки Кюизенера «Найди такую же по цвету, длине, числу».
Составление бус из разноцветных полос бумаги, блоков, мелких игрушек.
Участие родителей в проведении новогодних праздников.
П+ЧХЛ+К
*Игра «Фонарики».
* Укрась елочку как у меня.
*ЧХЛ «Елка» К.Чуковский (36-110).
*Л.Воронкова «Таня выбирает елку» кН. «Снег идет».
*Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Где один? Где два? Где три? Где много?» (З.А. Михайлова, Познание, стр.151).
*Разучивание песни «В лесу родилась елочка».
ХТ+К+П
Лепка из солёного теста
тема: «Новогодние игрушки»
(Лыкова стр.68).
Лепка
тема: «Новогодние подарки игрушкам»
( Д.-Я., стр.90).
Задачи:
1. Совершенствовать умение скатывать комки глины между ладонями прямыми и круговыми движениями.
2. Учить детей моделировать разные ёлочные игрушки из солёного теста.
3. Показать разнообразие форм игрушек;
округлые (яблоко, ягода, мандарин, шар, печенье);
конусообразные(улитка, крендель, бублик).
4. Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание, нанесение отпечатков).
ЧХЛ+П+К
*ЧХЛ З.А. Блинов «Где зеленый шум зимует.
* Рассматривание иллюстраций на новогоднюю тему.
* Беседао том, что хочет ребёнок, чтобы ему подарил Дед Мороз на Новый год.
* Украсить ёлку в группе.
*Лепка угощения для зверей.
Лепка угощения для кукол.
Конкурс«Лучшая новогодняя поделка из солёного теста».
ХТ+К+П
Рисование с элементами аппликации
тема:«Праздничная ёлочка»
(Лыкова стр.72)
Задачи:
1. Учить детей рисовать праздничную ёлочку из нескольких деталей (ствол, ветка), совершенствовать технику рисования (3-5 цветов) красками.
2.Развивать наглядно-образное мышление и воображение. (ХТ).
3. Знакомить детей с особенностями внешнего вида ели (ствол, ветки, вечнозелёные шапки), поговорить о хвойном лесе, разновидностях деревьев. 4.Учить обследовать объект, сравнивать живую и искусственную ель. (П,К).
П+ЧХЛ+К
*Экускурсияна площадь Металлургов к ёлке.
*Рассматривание ёлки, предложить сравнить живую и искусственную ель.
* Загадывание загадок, чтение стихов о ёлке.
*Рисование карандашами ёлочки с шарами.
Рассматривание иллюстраций в книжках на новогоднюю тематику.
Предложить родителям вместе с детьми изготовить ёлочную игрушку на ёлку.
Январь (III)
Тема: Посуда. Этикет.
Цель:расширение представлений о вещах, окружающих ребенка - предметах посуды; знакомство с названиями и назначением разных видов посуды.
Итоговое мероприятие:чаепитие с родителями «Зимним вечерком»
Обр.
обл
Совместная деятельность взрослых и детей
Самостоятельная деятельность
Взаимодействие с семьей
Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
П-2
П+К+Т (расширение кругозора)Тема «В доме у Матрешки чашки, блюдца, ложки»Задачи:
Формирование представлений о многообразии предметного мира назначении предметов посуды.
Развивать умение выделять особенности строения и назначение частей предмета.
Формирование первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома. Знакомство с действиями мытья посуды.
Примерные формы, методы и приемы работы
1. Игровая мотивация с использованием куклы Матрешки.
2. Рассматривание чайной посуды.
3. Сравнение чашки и стакана. Выделение частей.
4. Игра «Скажи одним словом» - закрепление обобщающих понятий : игрушки, посуда, овощи, фрукты.
5. Игровая ситуация. «Матрешка моет посуду»
Почему после завтрака Матрешка стала мыть посуду?
П (РЭМП)+ Сенсорикатема: №14 (Михайлова 3. А., Иоффе Э. И. Математика от трех до семи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Стр ,28)
Задачи:
1. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине
2. Развивать умение быстро ориентироваться на плоскости.
3. Определение равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (большой -маленький, длинный -короткий, узкий- широкий).
Примерные формы и содержание работы:
1. Д\и «Чем похожи, чем отличаются» (с посудой)
2. Игра «Конструктор»
3. Игра «Что изменилось»
П+Т
*Игровые ситуации
-«Что для чего? – освоение умений различать сходные предметы, соотносить название с предметом, вычленять его назначение, части, узнавать материал, из которого он сделан по характерным признакам: твердость-мягкость, прозрачность, гладкость. Сравнение стеклянной и металлической тарелки.
- «Что делать, чтобы смыть мыльную пену с посуды?»
-Почему посуду моют?
ХТВ+С+К
*Игры на фланелеграфе (индивидуальном)
«Подбери чайную посуду».
«Что нужно, чтобы приготовить суп».
«Свари Матрешке компот»
П(сенсорика)+К
*Д.И
-«Найди недостающее» - формировать умения рассказывать о своих действиях, правильно заканчивать предложенный узор. (Л.И. Тихонова, Н.А. Селиванова Математика в играх с LEGO- конструктором.: СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. Стр. 6).
-«Красивая салфетка» там же стр. 9.
- «Большие и маленькие тарелки» - формирование представлений о величине. Развитие умения сравнивать предметы как визуально , так и путем наложения и приложения.
Т+К+С
*Дидактическая ситуация
- Чтобы не было беды, Вспомним правила еды. - А у нас есть ложки волшебные немножко.
«Ловкие пальчики» - тренировочные игры со шнуровками.
«Накрываем стол для чаепития»-при организации игровой деятельности воспитатель предлагает детям расставить на стол кукольную посуду.
«Убираем со стола»
*Игра-путешествие
-«В гости к Мойдодыру».
-«Путешествие в царство чистой посуды»
К-1
К+СТема: «Встречаем гостей» Задачи:
Учить детей составлять вместе со взрослыми короткий рассказ;
словарь, грамматика: Учить правильно называть определенные предметы посуды, формировать представление о функциях, знакомить с производными словами «сахар-сахарница»;
ЗКР: Закреплять правильное произношение звуков: (д), (з), (л), (б).
(Волчкова стр. 174)
ХТ +С
-«Красивые тарелки»
(Волчкова стр. 177),(Ушакова стр. 61)
-«Как мы кормили Хрюшу и Степашку» -Учить детей быть гостеприимными, закрепить знания о сервировке стола, назначении предметов , умение действовать по четкому алгоритму. Воспитывать у детей культуру поведения за столом, умение наслаждаться чаепитием, уютом, общением друг с другом (Волчкова стр. 171)
Т+С+З
*Игровая дидактическая ситуация
-«Зайкино утро»-воспитатель создает игровую ситуацию, в которой дети самостоятельно или с помощью взрослого закрепляют навыки самообслуживания; приобретают социальные навыки поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
-«Что сначала, что потом» - закрепить последовательность приготовления и угощения чаем кукол.
ХТВ-2
ХТВ (Лепка) +К+П+СТема:«Я пеку, пеку, пеку» (угощение для кукол)
(Лыкова стр.76)
Задачи:
1.Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание), вдавливание, нанесение отпечатков 2.Познакомить детей с разнообразными видами хлебобулочных изделий
3.Учить детей подбирать посуду в зависимости от размера изделия, считать количество.
ХТВ (Рисование-экспериментирование)+П+К+СТема: «Глянь – баранки, калачи…»
(Лыкова, стр.82)
Задачи:
1.Учить рисовать кольца (бублики, баранки), контрастные по размеру (диаметру), самостоятельно выбирать кисть: с широким ворсом – для баранки, с узким ворсом для бубликов 2.Уточнить представления детей о посуде, разных предметах для сервировки стола, правилах этикета
К+С+П
*Д.И
-«Узор на чашке»- выкладывание орнамента из геометрических фигур, развивать восприятие формы, анализировать расположение предметов в пространстве.
-«Разноцветные салфетки». (по аналогии с игрой «Разноцветные поляны» в кн.О.М. Дьяченко Чего на свете не бывает. М.: Просвещение, 199ё1., стр. 11)
«Сравни предметы» - развивать внимание, умение выполнять простой анализ. (Сравнение посуды: большие и маленькие тарелки, глубокие и мелкие).
*Усложнение - сравнить два похожих предмета посуды.
«Такие же , столько же» - развивать умении е группировать предметы (с блоками Дьенеша)
* Ситуации общения
-«Веселый паровозик»-игру начинает воспитатель, называя одного из детей ласково. Дальше по цепочке дети называют друг друга ласковыми именами. Когда все дети соберутся, «паровозик» отправиться в путешествие:
Чух-чух-чух-чух,
Я колесами стучу.
В вагончиках друзья сидят,
В окошки весело глядят.
«Разговор по телефону. Приглашение в гости» - формировать представления о навыках этического общения.
«Конверт дружеских вопросов» - (карточки с картинками, которые озвучивает воспитатель: например, картинка улыбающегося мальчика. Вопрос - Что делаешь, когда тебя угощают конфетой?. Картинка с изображением эмоции удивления. Вопрос – когда у меня забрали любимую игрушку… и т.д.)
С-1
С+П+КТема: «К нам гости пришли»
(Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во 2 мл.группе.д/с» с.171.)
(Н.В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действ. С.72, 75 )
Цель:
1. Способствовать развитию игрового опыта
2. Учить детей быть гостеприимными,
3. Закреплять знания о сервировке стола, назначении предметов, умение действовать по четкому алгоритму.
4. Воспитывать культуру поведения за столом, умение наслаждаться уютом, общением друг с другом.
К+С
*Ситуации общения
-Как вести себя в гостях? Что можно и что нельзя?
-Как вести себя за столом?
-Опасны ли столовые приборы? Чем?.
-О чем рассказала старая сковорода- развитие воображения.
- «Когда разговаривает чайник?»
С+П
*Игровые ситуация
-Накорми куклу.
-Мишки в гостях у ребят.
*Диалоги –обсуждения
- «Что было_бы, если…»
…если бы дети все игрушки раскидали, разломали;
…если бы дети разбрасывали свои ботиночки куда попало;
…если бы вы поставили посуду на подоконник и задул сильный ветер;
…если потерялась перчатка;
…если забыл в холодную погоду одеть куртку;
- «Для чего этот предмет». - Дети садятся в круг, по кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.). Когда варианты заканчиваются выбирается другой предмет и игра продолжается.
ЧХЛ+С
«Лиса и журавль» - развитие представлений о жанре сказки., побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; учить точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей.
ХТВ+С+К
«Пять минут с искусством» - рассматривание расписной посуды. Вызвать у детей эмоциональный отклик в процессе восприятия народного творчества.
Январь (IV неделя)
Тема: Растения зимой.
Цель:формировать представления детей об изменении в жизни растений в зависимости от сезона.
П+К+Т (расширение кругозора)Тема: «Как живут растения зимой»Задачи:
1. Знакомить детей с сезонными изменениями в жизни растений зимой.
2. Обобщать представления детей о необходимости света, тепла и влаги.
3. Формировать умение внимательно слушать, дополнять, исправлять ошибки.
Примерные формы и содержание работы:
-д/и «Как мы узнаем зиму?»
- Рассматривание картины «Зимние забавы»
-д/и Какие растения можно встретить зимой, какие нет», почему?
- моделирование.
П (РЭМП)Тема: Зимний лес полон чудесЗадачи:
1. Учить различать равенства и неравенства групп предметов.
2. Учить сравнивать предметы контрастных размеров по высоте.
3. Развивать память, логическое мышление
Примерные формы и содержание работы:
1.Игрова я мотивация – дети попадают в сказочный лес.( На фланелеграфе силуэты деревьев: ель, береза разных размеров). Воспитатель предлагает детям вспомнить, как называются деревья, чем отличаются (ель остается и зимой зеленой).
2. Д.И. «Елочки и зайки» - развивать умение различать равенства и неравенство предметов (самостоятельная работа детей за столами)
3. Развивающая ситуация «Следы на снегу» (с блоками Дьенеша) – выполнять словесную инструкцию, сравнивать фигуры контрастных размеров.
ЧХЛ+П+С
*Стихотворение с движениями
«Вниз головой висит сосулька» (Е.А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет.: М.,ТЦ Сфера, 2005, стр. 47).
*Заучивание наизусть слов к подвижной игре «Завертелась вьюга» со словами (там же)
П+К
*Развивающая ситуация
-«Елка» - упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения, закреплять умение пользоваться словами : длиннее-короче; самая короткая ( с палочками Кюизенера)
*Д.И.
-«Каждому овощу – его листву» - закрепить названия овощей. Развивать умение видеть целое.
-«Где растет?» - закрепить знания детей о месте произрастания овощей, фруктов (на огороде, в саду).
-«Овощи и фрукты» - закрепить названия и принадлежность к группе – овощи или фрукты.
-«Зимние елочки» - развитие умения сравнивать предметы по высоте, развитие умения составлять целое из частей. (три плоские елочки, составленные из треугольников).
-«Деревья выросли» - выкладывание 3-5 предметов в порядке возрастания (палочки Кюизенера).
*Конструктивные игры
- «Горка», «Лесенка», «Домик для Зайки» - закрепить названия строительных деталей
*Игры-экспериментирования.
«Разноцветная вода» - развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать зависимости цвета воды от количества добавленной краски.
К+С+ЧХЛ+З+Б
*Ситуации –беседы.
-чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег».
-загадки о зиме.
*Игровые ситуации
-«Путешествие в зимний лес»; -«Разговор с замерзшей речкой».
ХТВ+К
*Рассматривание картин и иллюстраций с зимней тематикой –обогащать детей художественными впечатлениями.
*Игровые и дидактические ситуации для обучения целенаправленному рассматриванию иллюстраций.
-«Путешествие в картину».
-«Подзорная труба».
К-1
К+П
Тема: «Цветок на окне»
Задачи:
1. Формировать представления детей о комнатных растениях.
2. Формировать умения называть части растений: уметь определять строение, сравнивая мо знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».
3. Развивать умение составлять небольшой описательный рассказ.
Примерные формы, методы и приемы работы
1. Игровая мотивация - в гости к детям приходит Волшебный цветок и просит детей рассказать о том, почему зимой цветы в группе зеленые и цветущие.
2. Д.И.
- «Что изменилось» - развивать умение находить растения по сходству. (3-4 одинаковых растения расставлены на двух столах).
- «Назови части растения» - закрепить строение растений, уметь называть его части: стебель, листья, цветы.
3. Рассказ по модели.
П (сенсорика, ориентировка)+К
*Развивающая ситуация
-«Письмо из леса»- выкладывание несложных плоскостных предметов на горизонтальной плоскости. Развитие мелкой моторики, внимания, памяти.
*Д.И
-«Лесник»- закрепить внешний вид деревьев, их составные части: ствол, ветки, листья.
-«Елка» - упражнять в определении длины предмета. (В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М.: Мозаика-Синтез, 2009, стр. 18.)
-«Магазин цветов» - закрепить названия комнатных растений (2-3).
ХТВ+С
*Д.И
-«Собери букет» - подбирать одинаковый букет из 3-4 одинаковых листьев (цветов, веточек).
-«Найди по силуэту»- различать типичные признаки растения по его силуэту *(ель, сосна, береза).
-«Разложи картинки» - развивать умение находить начало и конец действия (две картинки , изображающие два последовательных действия)
*Творческое рисование.
- Коллективная работа «Зима» - использовать рисование пальчиками (снег на деревьях).
К+П
*Ситуации общения
-«Кто больше увидит и назовет» - развивать умение выделять и обозначать словом внешние признаки предмета (растений).
-Что напутал Буратино? – формировать умение находить ошибки в описании и наглядном изображении (например, в зимнем лесу вырос большой гриб; на елке созрели яблоки и др.)
ХТВ-2
ХТВ (Аппликация)Тема: «Путешествие в зимний лес»Задачи:
1. Учить детей передавать красоту зимнего леса.
2. Продолжать учить детей клеить аккуратно.
3.Учить детей создавать композицию на основе восприятия литературного произведения (ХТ,ХЛ,К)
ХТВ (Рисование)Тема: «Зимний лес» (Доронова)Задачи:
1. Продолжать учить детей рисовать зимний лес, передавая в рисунке его особенности (ХТ,ХЛ,П,К)
2.Продолжать учить детей правильно держать кисточку (ХТ,К)
К+П+С
*Ситуации общения
-Как деревья узнали, что наступила зима?
-Как животные готовились к зиме.
-Почему Зайке трудно зимой?
*Развивающие ситуации
-«Шарики-фонарики» - развивать умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия (карточки с 4 фонариками одного цвета, но один маленький – лишний; 4 фонарика – три желтых; один красный – лишний (другие варианты).
-«Поиграем с зайкой» - закрепить понятия большой -маленький, длинный – короткий, расширение словарного запаса.
С+Муз+З
*Игры-импровизации
-« Кружатся легкие снежинки»;
-«Сильный ветер ель качает»
-«Очень холодно в лесу».
С+К
*Сюжетно-ролевые игры
-Зимний вечер в семье.
-«Ребенок простудился»
-«Семья идет в магазин».
З+Б+С+К
*Игровая ситуация
-Королева Простуда и ее слуги: Кашель, Насморк, Температура и всего один Лимон. Поддерживать у детей представления о ценности здоровья и здорового образа жизни.
*Д.И
«Хорошо-плохо» - закрепить знания детей о бережном отношении к себе и окружающему миру: растениям, животным.
«Зимняя зарядка» - профилактика простудных заболеваний, дыхательная гимнастика.
С-1
С+КТема: Прикоснись ко мне добротой Задачи:
1. Формирование предпосылок правильного поведения и отношения к объектам природы.
2.Развтие умений сопереживать, сочувствовать не только близким людям, но и объектам природы.
3. Формирование умений самостоятельно находить способы устранения возникшей проблемы.
Примерные формы, методы и приемы работы
1.Игровая мотивация – в группу приходит письмо из леса: непослушный Медвежонок часто не замечает, что ломает ветки деревьев, грубит старшим.
2. Проблемная ситуация: как помочь деревьям в лесу?, чему нужно научить Медвежонка?.
3. Игровое упражнение: «Волшебная веточка» - упражнять в употреблении вежливых слов, формировать навыки культурного общения.
4. Д.И. «Хорошо-плохо» - помочь в освоении положительных способов взаимодействия с окружающим миром.
П+К+С
*Д.И
-«Что изменилось» - закрепить знания детей о сезонных имениях в природе, в жизни растений.
-«Снежный ком» - развивать умение подбирать эпитеты, активизировать в речи производные слова от корня снег (снеговик, снежный, снежинка).
-«Составь цветок» - закреплять названия частей растений.
«Угадай, что назову» - ориентироваться в пространстве группы, находить комнатные растения по названию, закрепить названия комнатных растений.
*Игры -экспериментирования
*Минутка открытий.
-«Льдинки на воде»- развивать наблюдательность умение сравнивать, делать простейшие выводы: где быстрее растает лед – в холодной или горячей воде.
С+К+З+Б
*Игровые ситуации
«Письмо от Снеговика»-формировать у детей желание откликаться на просьбу о помощи.
Развивать умение поддерживать небольшие ролевые диалоги.
*Ситуации общения
-«Мы по лесу пойдем, может быть, кого найдем»-развитие выразительности движений, мимики, пантомимики.
Февраль (I неделя)
Тема: Моя семья.
Цель:Формирование первоначальных представлений детей о своей семье, своих близких, воспитание стремления сделать им приятное, порадовать.
П+К (расширение кругозора)Тема: Мама, папа , брат и я - это моя семья.Задачи:
1.Конкретизировать первоначальные представления детей о своей семье.
2. Содействовать развитию умений распознавать членов своей семьи на фотографиях.
3. Способствовать использованию информации в речевой, изобразительной, музыкальной деятельности.
Примерные формы, методы и приемы работы:
1.
П (РЭМП+сенсорика)Тема: Едем-едем в новый дом.Задачи
1.Закрепить умение сравнивать предметы по длине.
2. соотносить величину предмета с ограниченным пространством.
3. Развивать пространственные представления, умение работать с моделью.
Примерные формы, методы и приемы работы
1.Игровая развивающая ситуация «Новоселье» (В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М.: Мозаика-Синтез. 2009. Стр.19)
П+К+С
*Познавательные беседы:
-С кем я живу.
-Моя семья.
*Игровая деятельность
-сюжетно-ролевая игра «Семья».
*Д.И.
«Найди и назови» - формировать представления о возрастных различиях родственников (мама, бабушка, папа, дедушка, сын, дочь, внук, внучка).
«Кто, что делает дома» - способствовать развитию интереса к различным аспектам жизни взрослых людей.
Т+З
*Развивающие ситуации
-«Варись кашка для Наташки» - поддерживать интерес к трудовой деятельности людей ближайшего окружения (мама готовит обед, ухаживает и заботится о детях).
- «Одень Таню и Ваню.» - формировать гендерные представления детей.
- «Кому, что нужно?»- подводить детей к пониманию социальной направленности труда, закрепить названия некоторых профессий.
С+К
*Игровые ситуации
«Зайкино утро» -воспитатель создает игровую ситуацию, в которой дети самостоятельно или с помощью взрослого закрепляют навыки самообслуживания; приобретают социальные навыки поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Т+С+К
*Дидактическая игровая ситуация
«Пылесос» - воспитатель показывает детям игрушечный пылесос и говорит, что пылесос забирает плохо или небрежно брошенные вещи, разбросанные игрушки. Через определенный промежуток времени вместе с детьми рассматривают, что забрал пылесос. Воспитатель подводит детей к выводу: к разным вещам должно быть бережное отношение, тогда они прослужат долго.
К-1
К+СТема «Я и мой папа»Задачи:
связная речь: Учить детей отвечать на вопросы взрослого;
грамматика: Активизировать в речи употребление прилагательных, глаголов.
ЗКР: Закрепить произношение звуков ( г), (п).
Примерные формы, методы и приемы работы
1. Чтение стихотворения А. Аксельрода «Книжки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Знакомим малышей с окружающим миром. М.: Просвещение 1997. Стр. 36).
2. Д.И. «Что для чего?» - закрепить названия инструментов (пила, молоток, топор), развивать умение подбирать глаголы.
3. Вопросы к детям по стихотворению.
4. Составление рассказов о своем папе по наглядной модели.
П+К+С+Т
*Развивающие ситуации
-«Наведем порядок»- закрепить навык группировки предметов, одинаковых по цвету, размеру. (Блоки Дьенеша).
-«Курочка и цыплята» - закрепить навык восприятия предметов в количестве 1,2,3, много (коробки с мозаикой - 6 элементов желтого цвета, один – белого)
*Д.И
«Собери бусы для мамы»- воспитывать привычку радовать близких людей. Закрепить умение выкладывать блоки Дьенеша по заданной схеме.
«Сушим полотенца» - учить сравнивать предметы по длине, классифицировать по длине, цвету, обозначать результаты сравнения словами. (В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М.: Мозаика-Синтез. 2009. Стр.6)
ЧХЛ+К+С
*Чтение и обсуждение сказки «Три медведя».
*Игра-драматизация по сказке «Колобок»
*Обыгрывание стихотворения «Мышиный дом Э. Мошковской в кн. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина Знакомим малышей с окружающим миром. М.: Просвещение 1997, стр. 88.
ХТВ-2
ХТВ (Аппликация)
Тема: «Лоскутное одеяло».
(Лыкова И. А. стр. 94)
Задачи:
1. Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков.
2. Учить аккуратно наклеивать фантики на основу (2 / 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ.
3. Продолжать практически осваивать понятие«часть и целое».
ХТВ (Рисование)
Тема: «Лоскутное одеяло».Задачи:
1. Вызвать интерес к созданию лоскутного одеяла в сотворчестве с другими детьми и педагогом: рисовать фантики и после высыхания составлять коллективную композицию из индивидуальных работ.
2. Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».
3. Развивать чувство цвета.
4. Знакомить с разными произведениями декоративно-прокладного искусства.
П+С+К
*Ситуации-обсуждения
-«Где, что можно делать? – активизировать употребление глаголов.
-«Кукла веселая и грустная» - развитие эмоциональной отзывчивости.
*Игровая деятельность
-игра-импровизация: «Зарядка зверей»,
*Д.И.
«Мозаика» – развитие умений составлять узор.
«У кого какое платье» (Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г., Венгер Н.В. Воспитание сенсорной культуры дошкольника от рождения до 6 лет.М.: 1988 г., стр. 88).
-Строительные игры.
«Постройка горки для куклы Кати – закрепить названия строительных деталей: кубик, кирпичик, призма).
«Гараж для машины».
ХТВ+С+ЧХЛ
-Рассматривание изделий, выполненных или украшенных лоскутной аппликацией.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Русский быт».
-Составление коллекции фантиков.
-Чтение стихотворения Г. Лагзынь «Баю-баюшки-баю».
С-1
С+К+ТТема: «Никогда не забывай – дома взрослым помогай!»Задачи:
1. Расширить представление детей о взаимоотношениях в семье: взаимопомощи, поддержке, заботе членов семьи друг о друге.
2. Поддерживать положительную самооценку детей в процессе выполнения посильных трудовых поручений.
Примерные формы, методы и приемы работы
1. Чтение стихотворения Б. Иовлева «Некогда» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Знакомим малышей с окружающим миром. М: Просвещение. Учебная литература. , 1997 г. стр .63)
П+С+К
*Игровые развивающие ситуации
-«Чем могу, помогу»-осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.
*Инсценировка с игрушками
«Подбежал Ежонок к папе и кричит: «Хочу гулять! А игрушки за собою я не буду убирать!»
*Моделирование ситуаций
-«Почему поссорились Саша и Наташа (С.В. Петерина. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: 1986)
«Мы убираем игрушки» - там же стр. 22.
*Проблемная ситуация
- Как с помощью условной мерки помочь девочкам измерить расстояние до их дома?
(«Дорога к дому» в кн. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М.: Мозаика-Синтез. 2009. Стр.20)
Февраль (II неделя)
Тема: Домашние животные.
Цель:обогащение представлений детей о животных, формировани