Научный руководитель - Иргит Е.Л., к.п.н., доцент кафедры психологии и акмеологии образования
Одним из видов отклоняющегося поведения является детская ложь. Изучением проблемы лжи в основном занимались американские психологи (Экман П., Хартшорн Х., Мей М., Стаутхамер – Лебер М. и др.), позднее данной проблемой заинтересовались и отечественные ученые (Гармаев А., Знаков В.В. и др.). Выделяют следующие мотивы, побуждающие детей ко лжи: 1) защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной ситуации); 2) защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.); 3) стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.); 4) стремление унизить другого (месть, корысть, зависть, ненависть). П. Экман выделяет следующие виды лжи: 1) «оправданная« ложь, т. е., ложь, необходимая в каких либо обстоятельствах; 2) жульничество; 3) хвастовство и преувеличение; 4) «белая ложь» - ложь, призванная разрядить напряжённую ситуацию или доставить кому – то удовольствие. Способы лжи: 1) умолчание; 2) неприкрытое враньё. С целью выявить отношение подростков ко лжи и выявлению ведущего мотива подростковой лжи была проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте участвовали учащиеся девятых классов МОУ СОШ № 1 им. М. А. Бухтуева г. Кызыла. Были использованы такие методики: сочинение на тему «Что такое ложь» и методика «Определение ведущего мотива лжи» (Экман П., Гармаев А. В своих сочинениях учащиеся выделяют следующие определения понятия «ложь»: «это вранье», «когда человек говорит неправду», «обман другого ради своей выгоды», «когда оба человека говорят друг другу неправду», «выдача чего-то несуществующего за реальность», «когда тебя обманывают, а ты веришь». Подростки в своих сочинениях выделяют следующие причины лжи: «Люди врут, чтобы избавиться от чего-либо, кого-либо», «необходимо что-то скрыть», «лгут, чтобы уйти от ответственности», «люди лгут, чтобы угодить», «лгут, чтобы не опозориться», «лгут, чтобы скрыть свое горе», «люди лгут в сложных ситуациях», «ложь - вынужденная мера». Свое отношение ко лжи подростки выразили следующим образом: Опрошенные подростки указали, что ложь это обман другого человека, выдача чего-то несуществующего за реальность. Школьники выделили массу причин, по которым люди лгут и считают ложь полезной для человека, указывают, что жить безо лжи нельзя. Лишь один подросток указал, что лгать нельзя ни при каких обстоятельствах. Все школьники указали, что никогда никого не обманывать – невозможно. В методике «Определение ведущего мотива лжи (Экман П., Гармаев А)» принимало участие так же 6 человек, половозрастной состав - 3 мальчика, 3 девочки. Получены следующие результаты: 1) ложь с целью защиты товарища – 5 человек (83 %); 2) желание не создавать неловкой ситуации – 5 человек (83%); 3)«оправданная» ложь – 1 человек (17 %). Предлагаются ряд рекомендаций для родителей, которые помогут воспитать в детях честность и правильно совладать с ситуацией в случаях лжи.
Литература:
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (718)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |