Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный руководитель - Иргит Е.Л., к.п.н., доцент кафедры психологии и акмеологии образования



2015-11-20 679 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Иргит Е.Л., к.п.н., доцент кафедры психологии и акмеологии образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из видов отклоняющегося поведения является детская ложь. Изучением проблемы лжи в основном занимались американские психологи (Экман П., Хартшорн Х., Мей М., Стаутхамер – Лебер М. и др.), позднее данной проблемой заинтересовались и отечественные ученые (Гармаев А., Знаков В.В. и др.).

Выделяют следующие мотивы, побуждающие детей ко лжи: 1) защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной ситуации); 2) защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.); 3) стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.); 4) стремление унизить другого (месть, корысть, зависть, ненависть).

П. Экман выделяет следующие виды лжи: 1) «оправданная« ложь, т. е., ложь, необходимая в каких либо обстоятельствах; 2) жульничество; 3) хвастовство и преувеличение; 4) «белая ложь» - ложь, призванная разрядить напряжённую ситуацию или доставить кому – то удовольствие.

Способы лжи: 1) умолчание; 2) неприкрытое враньё.

С целью выявить отношение подростков ко лжи и выявлению ведущего мотива подростковой лжи была проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте участвовали учащиеся девятых классов МОУ СОШ № 1 им. М. А. Бухтуева г. Кызыла.

Были использованы такие методики: сочинение на тему «Что такое ложь» и методика «Определение ведущего мотива лжи» (Экман П., Гармаев А.

В своих сочинениях учащиеся выделяют следующие определения понятия «ложь»: «это вранье», «когда человек говорит неправду», «обман другого ради своей выгоды», «когда оба человека говорят друг другу неправду», «выдача чего-то несуществующего за реальность», «когда тебя обманывают, а ты веришь».

Подростки в своих сочинениях выделяют следующие причины лжи: «Люди врут, чтобы избавиться от чего-либо, кого-либо», «необходимо что-то скрыть», «лгут, чтобы уйти от ответственности», «люди лгут, чтобы угодить», «лгут, чтобы не опозориться», «лгут, чтобы скрыть свое горе»,

«люди лгут в сложных ситуациях», «ложь - вынужденная мера».

Свое отношение ко лжи подростки выразили следующим образом:

Опрошенные подростки указали, что ложь это обман другого человека, выдача чего-то несуществующего за реальность. Школьники выделили массу причин, по которым люди лгут и считают ложь полезной для человека, указывают, что жить безо лжи нельзя. Лишь один подросток указал, что лгать нельзя ни при каких обстоятельствах. Все школьники указали, что никогда никого не обманывать – невозможно.

В методике «Определение ведущего мотива лжи (Экман П., Гармаев А)» принимало участие так же 6 человек, половозрастной состав - 3 мальчика, 3 девочки.

Получены следующие результаты: 1) ложь с целью защиты товарища – 5 человек (83 %); 2) желание не создавать неловкой ситуации – 5 человек (83%); 3)«оправданная» ложь – 1 человек (17 %).

Предлагаются ряд рекомендаций для родителей, которые помогут воспитать в детях честность и правильно совладать с ситуацией в случаях лжи.

  1. Верьте ребенку. Ребенку необходимо осознавать, что ему доверяют, верят в него. На Ваше доверие он будет отвечать честностью.
  2. Если Вы дали слово ребенку что-либо сделать – выполните обещание. Вы должны помнить, что являетесь образцом идеала человека для вашего подростка.
  3. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду. Этим вы избежите вариант обмана со стороны ребенка.
  4. Будьте доброжелательны!Если подросток не будет бояться ваших реакций - ему незачем говорить неправду.
  5. Не устраивайте унизительных допросов. Если подросток не признается в содеянном, ваши действия могут привести к конфликтам. Если сложилась такая ситуация лучше сказать: «Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь».
  6. Вознаграждайте честность. Если подросток решился признаться вам в плохом поступке, похвалите его за честность. Скажите ему, что вы рады, что он растет честным человеком.
  7. Поговорите на тему честности. Обсудите с подростком чтобы случилось, если бы все в обществе говорили неправду.
  8. Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал.
  9. Больше общайтесь с ребенком. Если подросток будет знать, что он может обсуждать и решать свои проблемы вместе с родителями, он не станет обманывать.
  10. Важно помнить, что подростковый возраст является трудным периодом в жизни ребенка и родителей. Помогайте ребенку преодолеть кризис, будьте сдержаны, доверяйте ему.

 

Литература:

  1. Гармаев А. Ложь во спасение / А. Гармаев. // Семья и школа. – 1981. - №7. – С. 31-34.
  2. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? / З.Н. Новлянская. // Знание. – 1979. - №5. – С. 13-16.
  3. Сергеева В. Воспитательная работа с трудными детьми. / В. Сергеева. // Воспитательная работа в школе. – 2006. - №6. – С. 68-71.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Школьная пресса, 2003.
  5. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
  6. Олифиренко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для вузов / Л.Я. Олифиренко. – М., 2002. – 256 с.


2015-11-20 679 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Иргит Е.Л., к.п.н., доцент кафедры психологии и акмеологии образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный руководитель - Иргит Е.Л., к.п.н., доцент кафедры психологии и акмеологии образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)