Научный руководитель – Ооржак В.О., к.э.н., старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Проектирования дошпулуура очень актуально, чтобы будущее поколение тувинцев знали свой национальный фольклор и культуру тувинского народа. Объект исследования - тувинские национальные музыкальные инструменты тувинцев. Предмет исследования - проектирования и практическое выполнение дошпулуура. Цель исследования – исследовать и проектировать традиционный тувинский национальный музыкальный инструмент «дошпулуур». Традиционный дошпулуур (дошпулдуур, тошпулуур) – двухструнный щипковый инструмент. Часто он упоминается и в произведениях устного народного творчества, особенно много народных песен о дошпулууре. Тувинский традиционный дошпулуур состоит из двух основных частей: трапециевидного корпуса, обтянутого с обеих сторон кожей, и длинной шейки, проходящей сквозь корпус. Все существующие образцы дошпулуура не так разнообразны. Но размеры его также колеблются. Плоский деревянный корпус имеет форму трапеции. Изготовлен он чаще из лиственницы, изредка – из ели, сосны или кедра. Обработку древесины проводят разными способами. Поскольку лиственница очень смолиста, то смолу из нее выпаривают путем кипячения. Другой способ обработки древесины: заготовку сушат, обмазав свежим коровьим навозом и положив ее в тень до полного высыхания, то есть почти на все лето, либо заготовку зарывают в навоз. Этот способ сушки дает древесине еще и красновато-коричневый оттенок. Таким способом раньше тувинцы сушили и ствол березы с корнем, предназначенный для изготовления сохи, применявшейся для пахоты. Для изготовления особо звучного инструмента, а также для ускорения процесса изготовления раньше брали древесину дерева, в которое ударила молния. Такая древесина отличается устойчивостью физико-механических свойств. Однако эти описанные выше способы обработки древесины применялись не всеми мастерами. Большей части берут любой, подходящий по размерам и качеству, кусок древесины. Видимо, поэтому традиционные инструменты отличаются недолговечностью: по мере высыхания древесины инструменты во многих местах трескаются. Углы трапеции соединены характерным для работ тувинских столяров способом, называемым «аптара азыы», - это зубчатое соединение двух плоскостей древесины (как и углы сундука). Шейка и головка в виде лопаточки делаются из цельного куска березы. Длина шейки вместе с головкой около 55 см, при общей длине всего инструмента около 80 см (у разных экземпляров общая длина колеблется от 67 до 100 см). На некоторых образцах головка сделана в виде фигурки лошади. На шейке нет ладов. И дека, и дно кожаные. Они делаются из кожи козла, теленка или марала, а лучшей считается кожа горного козла, снятая весной; оленеводы и охотники Тоджинского района используют и кожу косули или оленя. Способ обработки кожи: дека (арны) в подавляющем большинстве случаев изготавливается из кожи мелкого рогатого скота, в основном из козлиной (серге кежи). Но в особых случаях, когда хотят, чтобы инструмент был звучным, берут кожу, снятую с морды лошади. Считается, что от этого звук становится сильным и приятным. У охотников и оленеводов Тоджинского района встречаются деки, изготовленные и из косульей или оленьей кожи. Кожу предварительно подвергают специальной обработке: дней 5-7 вымачивают в холодной воде. Например, оставляют в реке, придавив сверху камнями, чтобы не унесло течением. Вымачивается кожа до тех пор, пока не начнет отходить шерсть, затем остатки шерсти соскабливаются, и сырая кожа натягивается на корпус, приклеивается и сушится в таком месте, где она пропиталась бы дымом. Пожилые информаторы подчеркивают: чем холоднее вода, в которой вымачивается кожа, тем меньше вероятности ее испортить. Особенно хороша для этой цели ключевая вода. В последнее время все чаще вымачивают кожу дома при комнатной температуре, что значительно ускоряет процесс обработки кожи, зато качество ухудшается. Окуривание, пропитка дымом – еще один почти не употребляющийся в наше время процесс в изготовлении музыкальных инструментов. Между тем этот опыт отражен и в народной песне, где поется о том, что выдержанный в дыму инструмент имеет хороший звук. Струны традиционного дошпулуура делались из крученных волосин конского хвоста, иногда и из крученных бараньих кишок. В наше время конский волос заменяется тонкой леской, капроном или же используются балалаечные или домровые металлические струны. В настоящее время в Туве развивается традиционная культура. Поэтому инструменты играют важную роль в историческом развитии национальной культуры и свидетельствуют о довольно высоком уровне мастерства тувинцев. В технологии изготовления музыкальных инструментов также имеются свои устойчивые закономерности, например, приверженность к определенным материалам, особенность их обработки, особое отношение к размерам, объемам, формам, специфика изготовления клея, красок, которые во многом вплотную соприкасаются и с декоративно-прикладным искусством. Некоторые моменты традиционной технологии изготовления музыкальных инструментов отраженны в народных песнях. Одним из непревзойденных мастеров наших дней остается заслуженный работник культуры Тувинской АССР, народный хоомейжи РТ Конгар-оол Ондар. Литература:
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (713)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |