Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный руководитель - Тапышпан О.Д., к.п.н., доцент кафедры ППРЛ



2015-11-20 513 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Тапышпан О.Д., к.п.н., доцент кафедры ППРЛ 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы живем в эпоху полных противоречий, где изменилось все: и учителя, и дети, и их родители, и отношения в семьях, и отношения семьи к школе.

К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают важнейшего социального навыка - умения общаться. Поэтому социальный педагог может и должен научить детей решать конфликты самостоятельно, слушать и понимать других людей, уважать чужое мнение, то есть следовать социальным нормам и правилам поведения.

Целью исследования стало изучение конфликтов среди подростков и поиск способов снижения уровня конфликтности.

В связи с основными целевыми установками сформулированы задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты проблемы конфликта как социально-педагогического явления;

2. Создать методический блок, адекватный целям и задачам исследования;
3.Изучить индивидуально-психологические особенности личности подростков (типы темперамента) и особенности реагирования в конфликтной ситуации.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга:

• анализ научной психолого-педагогической, учебно-методической литературы;
• использование психодиагностических методов;

• количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
В качестве психодиагностических методик мы использовали следующие:

1. Личностный опросник Г. Айзенка;

2. «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса.

Базой для исследования была определена МОУ СОШ № 3 г. Кызыла.

Методологической основой исследования послужили идеи отечественной и зарубежной психологии о приоритетной ценности личности в образовательной и иной социальной практике (А.А.Ухтомский, В.Н.Мясищев, К.Роджерс и др.), о личностно-деятельностном подходе (А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов), о личностной социально-психологической адаптации (А.Д.Глоточкин), взаимосвязи деятельности, общения личности (Б.Ф.Ломов, А.А.Леонтьев, А.А.Бодалев, Л.А.Петровская и другие).

В качестве гипотезы мы ставим, что типы темперамента обуславливают личностную предрасположенность к конфликтному поведению и определяют способы регулирования конфликтных ситуаций.

В Советском энциклопедическом словаре конфликт определяется как «столкновение сторон, мнений, сил» [6;342]. В психологическом словаре содержится более широкое определение с учетом эмоционального компонента: «Конфликт - это трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями», однако и это определение содержит серьезную неточность, так как в нем конфликт отождествляется с противоречием. В действительности же конфликт является следствием противоречий, однако «конфликт» и «противоречие» понятия не тождественные [5;46].

Конфликт ( от лат. столкновение) -столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, то конфликт из потенциального переходит в актуальный [1;54].

Профилактический сигнал конфликта –это предупреждающий ключ к тому, чтобы иметь наибольший выбор, это умение вовремя распознать первые признаки возбуждения. Почувствовав, что разговор "заражается", вы сможете попытаться свести реакцию до минимума. Вы сможете вновь стать более разумным.

Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:

- позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;

- позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;

- позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;

- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела [7].

 

Эмпирическое исследование проводилось в 8 «г», «е», «и» классах 2009-2010 учебного года и 9 «г», «е», «и» классах в 2010-2011 учебного года школы № 3 г. Кызыла. Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы использовали диагностические методики. Общее количество респондентов по «Личностному опроснику Г. Айзенка» [3] составило 65 учащихся в возрасте от 13 до 15 лет, из них 24 мальчика и 31 девочек, а по «Исследованию особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса [2] составило 67 человек из них 33 мальчика и 34 девочек, из них трое дали недостаточно ответов для обработки и поэтому не включены к интерпретации полученных результатов.

Возрастной состав учеников классов: от 14 до 16 лет.

Итак, мы представляем диаграмма типов темперамента среди подростков (по 100% соотношению).

 

 

Промежуточным типам относятся:

· холерик-меланхолик;

· меланхолик-флегматик;

· сангвиник-флегматик.

 

Диаграмма типов реагирования подростков в конфликтных ситуациях (по 100 бальной шкале).

Промежуточным типам относятся:

  • сотрудничество-приспособление;
  • соперничество-компромисс;
  • компромисс-приспособление;
  • сотрудничество-компромисс;
  • компромисс-избегание;
  • избегание-приспособление.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и так далее) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

На практике это означает, что конфликтные личности могут выбирать соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов) - неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.

Помимо этого было выявлено, что личности, у которых наименьшие значения по шкале рангов (конфликтности) выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество. Нами также была обнаружена связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, то есть люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации.

Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности. Мы утверждаем, что более конфликтные личности отдают предпочтение стратегии соперничества. Однако в данной выборке более конфликтные ДЕТИ оценили свой уровень соперничества как средний и ниже среднего. Можно предположить, что данные дети не до конца осознают собственную потребность в соперничестве, могут бороться за собственные интересы на уровне скрытых мотивов, то есть демонстрировать одно поведение, а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других.

Таким образом, из результатов исследования подростков в МОУ СОШ № 3 г. Кызыла можно сделать следующие выводы:

1. Существует взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями (типы темперамента) и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);

2. Дети-подростки, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);

3. Причиной конфликтности подростков в образовательном учреждении на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, то есть желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.

 

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 384 с.

2. Материалы интернет-сайта www.konflict.zip.ru

3. Материалы интернета-сайта www.psihodiagnostika.com

4. Материалы интернет-сайта www.tuva.аsia.ru

5. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983.- 153 с.

6. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. - 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 632 с.

7. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов?». – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 144 с.

 



2015-11-20 513 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Тапышпан О.Д., к.п.н., доцент кафедры ППРЛ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный руководитель - Тапышпан О.Д., к.п.н., доцент кафедры ППРЛ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)