Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный руководитель - Фомичева О.И., ст. преподаватель кафедры СПиСР



2015-11-20 1312 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Фомичева О.И., ст. преподаватель кафедры СПиСР 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Аддиктивное поведение является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. Актуальность проведения работы по профилактике аддиктивного поведения обусловлена еще и тем обстоятельством, что, по данным ряда исследователей, к 12-16 годам у трети школьников формируется доминанта возможной наркотической активности, то есть наркогенная установка. Повышенная восприимчивость, внушаемость подростков в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу формирования такой наркогенной установки. Именно поэтому в этом возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения других людей, что позволяет считать профилактику в этом возрасте достаточно эффективной.

Цельнашего исследования –выявить склонность к аддиктивному поведению у подростков.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профилактики аддиктивного поведения у подростков.

2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.

3. Анализ и интерпретация результатов исследования.

Методы и методики:наблюдение, анкетирование, анкета «Твое отношение к алкоголю, к курению и наркотикам», опросник «ГРН (группа риска наркозависимости)» Б.И. Хасана, тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича.

База исследования:МОУ СОШ № 3 г. Кызыла.

Практическая значимостьисследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения, могут оказаться полезными рекомендации по профилактике аддиктивного поведения у подростков для педагогов и родителей, которые мы составили в нашем исследовании.

По мнению Ц.П. Короленко, аддиктивным поведением является такой тип отклоняющегося поведения, который связан с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности (игра, работа, общение и т.д.) [2;39]

Профилактика – это создание условий для личностного благополучия человека. Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности [3;111].

ВОЗ (Всемирная Организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную формы профилактики. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, влияющих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики – ранее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию аддиктивного поведения без проявления такого в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения [1; 162].

Наше исследование проходило в 3 этапа.

Проанализировав ответы респондентов по первой методике«Твое отношение к алкоголизму курению и наркотикам» мы можем отметить, что у 89% респондентов отношение к психоактивным веществам отрицательное: 24 (89%) считают, что курение, употребление спиртных напитков и наркотиков очень вредно для здоровья, 3 (11%) считают,что вредно. Нужно заметить, что так считают респонденты мужского пола. Зная о вреде употребления психоактивных веществ, все же курят из 27 респондентов 2 (7%) ученика.

На вопрос «Из каких источников ты обычно получаешь информацию о наркотиках?» учащиеся ответили: из газет, радио, телевидения – 19 (71%), от родителей – 3 (11%), от учителей – 5 (18%). По результатам этой методики можно сделать вывод, о том, что учащиеся хорошо знают о вреде психоактивных веществ, но в то же время 7% из них курят. Курение – является признаком взрослости.

Переходим к анализу следующей методики «Группа риска наркозависимости». Обработка результатов проводился компьютерным образом с помощью программы ЕXCEL. Подсчитав количество баллов, набранных по каждой шкале, мы получили следующие результаты.

Средние значения: 8,1

Низкое значение: 6,8

Высокое значение: 11,2

Здесь отметим, что самым высоким будет значение 36. Исходя из этого, 27 учащиеся реализуют низкое стремление к риску. Таким образом, среди 27 человек в группу риска по фактору «неадекватное стремление к риску» никто не попадает.

Для подтверждения результатов данного исследования, мы переходим к анализу ответов респондентов следующей методики - "Склонность к зависимому поведению".

При оценке склонности к алкогольной и наркотической зависимостям, ответы респондентов были интерпретированы по признакам склонности и вероятности зависимого поведения.

Итак, мы выявили следующее (склонность к алкогольной зависимости):

У 24 респондентов не было выявлено признаков склонности к зависимому поведению, хотя показатели нескольких респондентов с данным уровнем склонности к зависимому поведению незначительно отличаются от следующей группы респондентов. Результаты данной группы говорят об отсутствии рисков по отношению к началу употребления ПАВ, в то же время необходимо в качестве профилактики информирование и закрепление навыков противостояния зависимостям.

У троих присутствуют признаки тенденции употребления ПАВ, то есть ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения. В данном случае мы можем говорить о вероятности периодического употреблении алкоголя, увеличивающей риск возникновения зависимости. Трое респондентов - с признаками повышенной склонности к зависимому поведению, то есть эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие респонденты, к возникновению зависимости от ПАВ. Мы можем отметить данную группу респондентов, как стремящихся попробовать, имеющих недостоверную информацию и неправильное представление о влиянии ПАВ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формированием навыков противостояния данному явлению (Приложение 2). Также отметим, что в рамках данного исследования (опроса "Склонность к зависимому поведению") самым высоким уровнем склонности к употреблению ПАВ не был отмечен ни один респондент - 0%. В данном случае следует отметить отсутствие самой зависимости и соответствующих рисках, которые бы имели место в случае употребления кем-либо из респондентов.

Характеризуя склонность к наркотической зависимости, выделим следующее (данная шкала характеризует также склонность к зависимому поведению - в общем).

Как и в случае с алкогольной, склонность к наркотической зависимости не выявлена у большинства респондентов (20 респондентов - при выявлении наркотической зависимости), то есть 20 респондентов имеют малый по сравнению с другими респондентами риск к возникновению зависимости. С данной группой работа по профилактике должна строиться на основе закрепления информации, собственной позиции по отношению к ПАВ.

Трое респондентов имеют признаки тенденции, то есть выраженные признаки склонности к зависимому поведению. Здесь следует отметить, что еще четверореспондентов имеют очень близкие данным показателям баллы. В данном случае мы можем говорить об увеличивающем риске возникновения зависимости. С данными респондентами профилактика должна быть нацелена на выработку навыков противостояния, преодолевающего поведения при возникновении риска встреч с ПАВ.

Также как и в алкогольной зависимости, при выявлении наркотической ни один респондент не был отмечен с признаком высокой вероятности к зависимому поведению.

Так как этот раздел (вероятность возникновения наркотической зависимости) характеризует склонность к зависимости вообще, мы можем сделать вывод о наличии склонности к аддиктивному поведению, в частности употреблению ПАВ (с учетом признаков тенденций к повышенной склонности - 3 респондента, близкие баллы к повышенной склонности – 4 респондента).

Таким образом, 7 из 27 респондентов имеют склонность к аддиктивному поведению, учитывая к тому же возрастные особенности, и в связи с этим вероятность появления склонностей у тех, кого в данном исследовании они не были выявлены, мы можем заключить, что мы достигли цели нашего исследования: выявили склонность к аддиктивному поведению у подростков.

Подводя итог, можем еще раз отметить, что 7 респондентов имеет склонность к зависимому поведению, что требует соответствующей профилактики аддиктивного поведения. У другой половины респондентов не выявлено, либо выявлена малая вероятность начала употребления ПАВ, но все же следует уделить внимание первичной профилактике, отдавая предпочтение информированию данной группы и предоставляя объективную информацию о ПАВ.

Мы выявили склонность к аддиктивному поведению у подростков, вероятность начала аддиктивного поведения, связанного с большим риском в отношении алкогольной и наркотической зависимостей.

 

Литература:

1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Елена ВальеревнаЗмановская. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.

2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический проект,2000. – 345с.

3. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., 1991.- 304 с.

 

 



2015-11-20 1312 Обсуждений (0)
Научный руководитель - Фомичева О.И., ст. преподаватель кафедры СПиСР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный руководитель - Фомичева О.И., ст. преподаватель кафедры СПиСР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)