Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монгуш Ч.В. школьное отделение, 4 к.. гр.«б»



2015-11-20 450 Обсуждений (0)
Монгуш Ч.В. школьное отделение, 4 к.. гр.«б» 0.00 из 5.00 0 оценок




, Научный руководитель – Суздальцева Л.Т., преподаватель русского языка

Сегодня как никогда осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё также более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест как основа прежде всего гуманистического воспитания молодёжи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.

Ведущую роль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании нравственных качеств личности младших школьников является народная сказка.

Инновационный характер исследования обусловлен следующими факторами:

-сопоставлением русских и тувинских народных сказок о животных и выявлением их национальной самобытности;

- выделением качеств животных, которые приписываются им в русской и тувинской культурах;

- воспитанием положительных нравственных качеств.

Народная сказка- это один из жанров устного народного творчества. Произведения устного народного творчества являются частью культурного наследия народа, важнейшей частью духовного мира человека и дают школьнику не только знания, но и служат средством эмоционального воздействия на его разум и чувства. В них заключена масса возможностей для воспитания важнейших нравственных качеств. Сила воздействия образов и сюжетов сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону слабых, обиженных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость, зло наказывается, добро торжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом прежде всего состоит большая педагогическая ценность сказки.

Сказки о животных - наиболее древний вид сказок, и они делятся на следующие группы:

• Сказки, в которые отражается борьба слабого зверя с сильным, причем слабый одурачивает и побеждает сильного при помощи ума, изворотливости, смелости, дерзости, нередко сплоченности с другими животными.

• Сказки, отражающие борьбу хищников между собой.

• Сказки, отражающие борьбу человека со зверем.

Читая русские народные сказки о животных, учащиеся входят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и разнообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, но в сказках отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и справедливость, ум и доброта, храбрость и достоинство, честность и верность, а неприятие вызывали скупость, глупость, трусость, лживость, мстительность.

Нравственным считается человек, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организация ее таким образом, чтобы она способствовала формированию положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

В рамках школы нравственное воспитание можно осуществлять на занятиях кружка. Нами разработан план занятий кружка для учащихся 3 класса, задачами которого являются: - расширить и углубить программный материал о сказках о животных; -осу-ществлять нравственное воспитания в процессе проведения занятий кружка, вызвать положительные эмоции от общения со сказками ; дать возможность почувствовать мудрость народа; развивать творческие возможности детей; формировать умение проводить сравнительный анализ сказок. На кружок была получена положительная рецензия учителя начальных классов МОУ СОШ №12 г. Кызыла В.Н. Алехиной.

Всего было запланировано и проведено 10 занятий кружка на базе 3«б» кл. МОУ СОШ №12 г. Кызыла. Опытно – практическая работа проводилась в 3 этапа. Была сформулирована гипотеза:если в педагогическом процессе методически правильно использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет существенное влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста.

На констатирующем этапе детям была предложена анкета из 14 вопросов.

. Всего было охвачено 18 учащихся. Результаты анализа представлены на гистограмме 1:

¢ высокий уровень – 1 ( 5%);

¢ средний уровень - 5 (27%);

¢ низкий уровень - 12 (68%)

 

Гистограмма 1.

 

 

Выявленные недочеты на констатирующем этапе: учащиеся мало знают названия русских и тувинских народных сказок о животных и их героев; мстительность, хитрость, трусость считают положительными качествами; не понимают ценности сказки как культурного наследия народа, не интересуются чтением сказок.

Формирующий этап проводился с целью корректирования выявленных на констатирующем этапе недочетов.После проведения 10 занятий кружка, повторно проведено анкетирование учащихся, которое позволило проанализировать эффективность сопоставительного изучения сказок о животных в разных культурах с целью выявления результатов формирования положительных эмоций, лежащих в основе нравственных качеств: доброты, отзывчивости, самоотверженности, душевной щедрости, справедли-вости, взаимовыручки, уверенности в торжестве правды и победы добра над злом и др.

Результаты представлены на гистограмме 2.

¢ высокий уровень-5(30%);

¢ средний уровень-9(50%);

¢ низкий уровень-4(20%)

 
 
Гистограмма 2.

 


На контрольном этапе работы были получены результаты, представленные на гистограмме 3:.

высокий уровень повысился на-4(25%);

средний уровень повысился на-4(25%);

низкий уровень понизился на-8(50%);

 

 
 
Гистограмма 3.

 


Таким образом, гипотеза подтвердилась: сказки о животных являются ценным материалом воспитания положительных нравственных качеств учащихся. Сказки воспитывают толерантность, познавательный интерес и положительные эмоции, которые лежат в основе положительных нравственных качеств: доброты, честности, взаимовы-ручки, жалость к слабому, желание ему помочь и др.

Сопоставление русских и тувинских сказок помогает увидеть сходство и различия в русской и тувинской культурах; сказки, кроме того, развивают навыки сравнительного анализа.

 

 



2015-11-20 450 Обсуждений (0)
Монгуш Ч.В. школьное отделение, 4 к.. гр.«б» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монгуш Ч.В. школьное отделение, 4 к.. гр.«б»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)