Монгуш Ч.В. школьное отделение, 4 к.. гр.«б»
, Научный руководитель – Суздальцева Л.Т., преподаватель русского языка Сегодня как никогда осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё также более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест как основа прежде всего гуманистического воспитания молодёжи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Ведущую роль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании нравственных качеств личности младших школьников является народная сказка. Инновационный характер исследования обусловлен следующими факторами: -сопоставлением русских и тувинских народных сказок о животных и выявлением их национальной самобытности; - выделением качеств животных, которые приписываются им в русской и тувинской культурах; - воспитанием положительных нравственных качеств. Народная сказка- это один из жанров устного народного творчества. Произведения устного народного творчества являются частью культурного наследия народа, важнейшей частью духовного мира человека и дают школьнику не только знания, но и служат средством эмоционального воздействия на его разум и чувства. В них заключена масса возможностей для воспитания важнейших нравственных качеств. Сила воздействия образов и сюжетов сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону слабых, обиженных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость, зло наказывается, добро торжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом прежде всего состоит большая педагогическая ценность сказки. Сказки о животных - наиболее древний вид сказок, и они делятся на следующие группы: • Сказки, в которые отражается борьба слабого зверя с сильным, причем слабый одурачивает и побеждает сильного при помощи ума, изворотливости, смелости, дерзости, нередко сплоченности с другими животными. • Сказки, отражающие борьбу хищников между собой. • Сказки, отражающие борьбу человека со зверем. Читая русские народные сказки о животных, учащиеся входят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и разнообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, но в сказках отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и справедливость, ум и доброта, храбрость и достоинство, честность и верность, а неприятие вызывали скупость, глупость, трусость, лживость, мстительность. Нравственным считается человек, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организация ее таким образом, чтобы она способствовала формированию положительных моральных отношений и личностных черт и качеств. В рамках школы нравственное воспитание можно осуществлять на занятиях кружка. Нами разработан план занятий кружка для учащихся 3 класса, задачами которого являются: - расширить и углубить программный материал о сказках о животных; -осу-ществлять нравственное воспитания в процессе проведения занятий кружка, вызвать положительные эмоции от общения со сказками ; дать возможность почувствовать мудрость народа; развивать творческие возможности детей; формировать умение проводить сравнительный анализ сказок. На кружок была получена положительная рецензия учителя начальных классов МОУ СОШ №12 г. Кызыла В.Н. Алехиной. Всего было запланировано и проведено 10 занятий кружка на базе 3«б» кл. МОУ СОШ №12 г. Кызыла. Опытно – практическая работа проводилась в 3 этапа. Была сформулирована гипотеза:если в педагогическом процессе методически правильно использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет существенное влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста. На констатирующем этапе детям была предложена анкета из 14 вопросов. . Всего было охвачено 18 учащихся. Результаты анализа представлены на гистограмме 1: ¢ высокий уровень – 1 ( 5%); ¢ средний уровень - 5 (27%); ¢ низкий уровень - 12 (68%)
Выявленные недочеты на констатирующем этапе: учащиеся мало знают названия русских и тувинских народных сказок о животных и их героев; мстительность, хитрость, трусость считают положительными качествами; не понимают ценности сказки как культурного наследия народа, не интересуются чтением сказок. Формирующий этап проводился с целью корректирования выявленных на констатирующем этапе недочетов.После проведения 10 занятий кружка, повторно проведено анкетирование учащихся, которое позволило проанализировать эффективность сопоставительного изучения сказок о животных в разных культурах с целью выявления результатов формирования положительных эмоций, лежащих в основе нравственных качеств: доброты, отзывчивости, самоотверженности, душевной щедрости, справедли-вости, взаимовыручки, уверенности в торжестве правды и победы добра над злом и др. Результаты представлены на гистограмме 2. ¢ высокий уровень-5(30%); ¢ средний уровень-9(50%); ¢ низкий уровень-4(20%)
На контрольном этапе работы были получены результаты, представленные на гистограмме 3:. • высокий уровень повысился на-4(25%); • средний уровень повысился на-4(25%); • низкий уровень понизился на-8(50%);
Таким образом, гипотеза подтвердилась: сказки о животных являются ценным материалом воспитания положительных нравственных качеств учащихся. Сказки воспитывают толерантность, познавательный интерес и положительные эмоции, которые лежат в основе положительных нравственных качеств: доброты, честности, взаимовы-ручки, жалость к слабому, желание ему помочь и др. Сопоставление русских и тувинских сказок помогает увидеть сходство и различия в русской и тувинской культурах; сказки, кроме того, развивают навыки сравнительного анализа.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |