Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Становление и развитие древнерусского государства



2015-11-23 1130 Обсуждений (0)
Лекция 2. Становление и развитие древнерусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок




КАЛИНИНГРАДСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

 

 

АРМИЧЕВА В,И,

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.

КАЛИНИНГРАД, 2004

Введение

 

Краткий курс лекций по Отечественной истории написан в соответствии с Государственными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и подготовки выпускников высшей школы по циклу гуманитарных дисциплин. Цели курса определяются современными задачами гуманизации высшего образования. Как показывает мировой и российский опыт, современный специалист в любой отрасли практической деятельности реализует свои профессиональные знания и способности лишь при усвоении им общегуманистических ценностей, выработанных человечеством. Выпускник высшей школы должен правильно оценивать динамику общественного развития, иметь системное представление об истории российской цивилизации, знать и понимать значение своей роли в системе общественных отношений.

Данное учебное пособие написано на основе широкого круга источников и достижений отечественной историографии. В нем в сжатой форме, доступным языком, дается представление об основных этапах российской истории, большое внимание уделяется ее особенностям, логике ее развития в сравнении с историей других, прежде всего европейских, стран. Большое внимание уделяется выявлению спорных проблем, оценке факторов, в течение длительного времени определявших своеобразие и особенности нашего исторического развития.

Курс лекций направлен на формирование исторического мышления и социальной памяти, целостного видения российской истории. Студенты должны знать историю своей страны как единый экономический, социальный, политический и духовный процесс, умело пользоваться историческими знаниями при анализе и оценке современных событий и тенденций общественного развития, выявляя их исторические истоки.

Предлагаемое издание предназначено, прежде всего, для студентов очно-заочной и заочной форм обучения. В каждой теме приводится список литературы, которую следует использовать при написании контрольных работ и для углубления знаний по отдельным вопросам в процессе самостоятельных занятий. Кроме того, к каждой лекции прилагается набор логических вопросов, на которые следует попытаться ответить каждому студенту в процессе самопроверки.

 

Лекция 1. Россия и мировой исторический

Процесс

 

План лекции:

1. История как наука, ее предмет.

2. Основные концепции исторического процесса.

3. Факторы самобытности русской истории.

 

1.Слово«история» в переводе с древнегреческого языка означает «повествование о событиях». Встречается до 30 определений предмета истории как науки (в соответствии со взглядами автора). В советское время господствовала сталинская установка на то, что «история должна быть историей идей, а не историей людей». На Западе, наоборот, господствует убеждение, что главный объект изучения в истории – человек (антропологизированная история). Сейчас и в нашей стране совершается поворот к изучению места и роли человека, личности в истории.

Одни ученые считают историю наукой собирательной (собирает и описывает факты), другие – наукой упорядочивающей (не только описывает события, но и выводит общие закономерности).

Предметом истории следует считать исследование специфической, всякий раз неповторимой формы связи всеобщего, особенного и единичного в историческом развитии. Можно сказать, что история - это важнейший способ самопознания общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. На крутых поворотах история помогала заново осознать, что представляет из себя российское общество, понять, кто мы и куда идем.

История – это форма социальной памяти человечества. Нам всем сегодня нужно понять, что общество, лишенное памяти, становится легким объектом для всякого рода манипуляций.

Основу исторического знания составляют факты, которые рассматриваются в исторической науке в двух смыслах:

1) как явление, имевшее место в истории;

2) как отражение этого явления в исторической науке.

Только историк дает факту определенный смысл, зависящий от его научных и идейно-теоретических взглядов. Таким образом, между фактом – событием и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация, которая превращает факты истории в факты науки.

Источник информации для историка – исторические памятники, источники, которые дают необходимый фактический материал, составляющий основу исторического знания. Источники делятся на шесть групп: а) письменные; б) вещественные; в) этнографические; г) фольклор; д) лингвисти­ческие; е) кинофотодокументы.

Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из соединения сообщений источников и собственных представлений ученого об истории. Строго говоря, история непознаваема, так как в прошлый век попасть невозможно, но непознаваема лишь в абсолютном смысле, так как от каждого периода остается немало источников. При этом следует иметь в виду, что историки, которые моделируют прошлое, «задают» вопросы источникам, подвержены влиянию своего общества, времени, в котором они живут. Таким образом, с изменением общества, его мировоззрения меняется и понимание истории. Отсюда можно сделать вывод, что процесс познания истории бесконечен, во всяком случае, насколько бесконечна сама история человечества.

2. Существуют многочисленные концепции исторического процесса. Для нас наиболее интересны две основные – марксистская материалистическая (ею руководствовалась советская историческая наука) и культурно-историческая, или цивилизационная (распространена на Западе, сейчас приходит и к нам).

Согласно марксистской, или формационной, теории, общественное развитие – это обусловленный объективными закономерностями процесс существования и смены общественно-экономических формаций (пять формаций составляют историю человечества: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Главной причиной и движущей силой всех событий, процессов считается труд, способ производства. Эта концепция достаточно логично объясняла развитие исторических событий, хотя не все исторические явления укладываются в эту схему.

В основе цивилизационной теории лежит идея локальных цивилизаций. История человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными цивилизациями, каждая из которых проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Все цивилизации развиваются по собственному пути. Разработчиками этой концепции являются Н. Данилевский (Россия), О. Шпенглер (Германия), А. Тойнби (Англия).
В настоящее время популярна «теория пассионарности» Л. Гумилева. В качестве базы исторического процесса он выделяет этнос – общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (пассионарность – это биопсихическая жизненная энергия, которая порождается сочетанием этнических, климатических, географических условий жизни данной общности). Этносы проходят фазы подъема, перегрева и медленного спада за 1200 – 1500 лет, после чего рассыпаются или сохраняются как реликты. Каждый этнос несет печать самобытности и неповторимости.

 

3. Существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории.

Первая. Все страны проходят один путь; особенности России рассматриваются как проявление ее отсталости (или задержки ее развития). Отсюда возникла концепция догоняющего типа развития.

Вторая. Сторонники теории локальных цивилизаций считают, что каждая страна идет своим путем, в том числе и Россия (русская, или славянская цивилизация).

Третья. Промежуточная. Суть ее в том, что историческое развитие России идет в том же направлении, что и на Западе, но со своими особенностями (ведь и на Западе страны отличаются друг от друга).

Но сторонники всех концепций признают наличие мощных факторов, которые привели к значительному отличию истории России от истории других государств. Историки выделяют четыре группы факторов самобытности русской истории:

1). Природно-климатический (суровый климат, малоплодородные земли, короткий цикл сельскохозяйственных работ, низкая урожайность, зависимость от общинных институтов, экстенсивный характер земледелия и экономики в целом и др.). Отсюда вытекают и такие особенности русского национального характера, как способность к крайнему напряжению сил, но отсутствие привычки к тщательности, аккуратности в работе из-за вечного дефицита времени. Тяжелые условия труда, сила общинных традиций развили в русском человеке чувство доброты, коллективизма, готовности придти на помощь.

2). Геополитический фактор – обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность от морей, а значит и от морской торговли. Отсюда необходимость содержания огромной армии, длительная борьба за моря, что требовало на протяжении веков колоссальных человеческих и материальных ресурсов. Обширность территории приводила к тому, что государство постоянно усиливало контроль за личностью (крепостное право). Осложняла историю России и естественная открытость границ и с Востока, и с Запада. Вспомним постоянные набеги кочевников с востока, а также притязания на пограничные территории со стороны Литвы, Польши, Швеции и других европейских стран.

3). Религиозный фактор – различия между православием и католичеством также сыграли очень важную роль в нашей истории. Если в Европе вера толкала человека к активной экономической деятельности (как залог грядущего индивидуального спасения), то перед русским православным человеком открывался не экономический, а политический путь «спасения», причем не в одиночку, а в коллективе. В результате в России широкое развитие получили идеи коллективного движения к лучшему будущему, идеи социальной справедливости.

Также следует указать, что разногласия между православием и католичеством привели в средние века к ограничению связей между Россией и Западной Европой, церковь их осуждала как уступки «латинству».

4). Фактор социальной организации – огромная роль государства, которое являлось не надстройкой над гражданским обществом, как на Западе, а основой, творцом гражданского общества; государство и общество, личность не разделены, как на Западе, а целостны, едины. Первичной социально-экономической ячейкой является не частная собственность, а коллектив, корпорация (община, артель, колхоз).

 

Логические упражнения

1. Какие функции выполняет история в человеческой обществе?

2. Как можно определить место России в мировом сообществе?

3. Какие черты русского национального характера сформировались под воздействием факторов самобытности истории России?

 

Список литературы

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1992.

2. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1992.

3. Сорокин П. Цивилизация и общество. – М., 1991.

4. Семенникова Л.И. Россия в мировом обществе цивилизаций. – М., 1995.

5. Россия и мир: Учебная книга по истории. – М., 1994. – Ч. I.

6. История России с древнейших времен до второй половины XIX века / Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург, 1994.

 

 

Лекция 2. Становление и развитие древнерусского государства

(IХ-XII вв.)

 

План лекции:

1. Исторические условия и особенности образования древнерусского государства. Роль норманнского влияния.

2. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.

3. Политическая раздробленность на территории Руси, ее причины и последствия.

 

1. С V в. начинается период раннего средневековья. Старая геополитическая структура Европы, включавшая в себя Римскую империю и «варварские» племена (германские, славянские, балтские и т.д.) ушла в прошлое. В результате завоевания германцами территории Римской империи в Западной Европе возникло новое феодальное общество на основе синтеза элементов разлагавшегося родоплеменного строя германцев и остатков античных общественных отношений. Так возникли современные государства – Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия. Народы этих стран в той или иной степени унаследовали римское право, отношения собственности, существовавшие в античности, достижения римской культуры.

Территория, на которой сложилось древнерусское государство, не входила в зону влияния античной цивилизации, поэтому феодальные отношения здесь формировались «бессинтезным», а потому – замедленным путем. Киевская Русь возникает в IХ в. Это событие породило длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами, в которой важную роль играют политико-идеологические соображения. Норманисты с ХVIIIв. (немецкие историки Г.- Ф. Миллер и Г.- 3.Байер) утверждали, что государство на Руси было создано варягами (норманнами), что свидетельствует, якобы, об исконной отсталости русского народа, который не способен к самостоятельному историческому развитию. Их противники (М.Ломоносов в ХVIIIв., акад. Рыбаков Б.А.) считали, что государство возникло как закономерный результат внутреннего развития славянского общества. Нередко те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в нем династии, что на самом деле далеко не одно и то же.

Спорной является и проблема происхождения названия «Русь». Скандинавская версия исходит из того, что в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол «грести», означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Высказываются также предположения об иранской, балтской или славянской этимологии этого слова. Так, Рыбаков Б.А. считал, что слово это произошло от названия племени росов, жившего по берегам реки Рось (приток Днепра).

В настоящее время не вызывает сомнения как автохтонное (т.е. на местной славянской основе) формирование государства Русь, так и значительное участие в этом процессе выходцев из Скандинавии, которые сыграли активную роль в образовании господствующего слоя. Варяги не создали на Руси новых политических структур, а лишь включились в шедшие здесь процессы образования государства.

Киевская Русь – это раннефеодальная монархия, историю которой делят на три периода. Первый (IX - сер. Х в.) – время первых киевских князей. Второй (втор. пол. Х - перв. пол. XI в., время Владимира I и Ярослава Мудрого) – эпоха расцвета Киевской державы; третий период (втор. пол XI- начало ХII в.) – переход к территориально-политической раздробленности.

Основные киевские князья: Олег (982-912), Игорь (912-945), Ольга (945-957), Святослав (957-972), Владимир Святой (980-1015), Ярослав Мудрый (1019-1054), Владимир Мономах (1113-1125).

В 1Х – Х вв. киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль играла в этом процессе военно-служилая знать – дружина киевских князей. Структура государства оформилась при князе Владимире, который посадил на княжение в девяти крупных городах своих сыновей в качестве наместников. При нем укрепляется государственный аппарат, строятся крепости на южных границах для защиты от набегов печенегов. Важнейшей реформой Владимира явилось принятие христианства.

 

2. До сер. Х в. в Киевской Руси господствовало язычество, которое не соответствовало развивающимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти, так как местные языческие культы поощряли сепаратистские настроения. Уже в 980 г., сразу после вступления на престол Владимир провел реформу язычества, выделив из большого количества языческих богов шесть главных во главе с Перуном – богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Кроме Перуна, в этот пантеон вошли: Хорс, Стрибог, Даждьбог, Семаргл, Макошь. Но через несколько лет князь решительно разрывает со старой традицией, приняв монотеистическую религию.

В 988г. при князе Владимире господствующей официальной религией становится христианство, заимствованное из Византии. Причины принятия христианства: 1) необходимость укрепления государственности, политической власти князя; 2) необходимость сплочения разрозненных племен; 3) необходимость укрепления положения Руси на международной арене.

Распространение христианства шло медленно, приходилось преодолевать сопротивление населения, особенно на окраинах. Но в целом принятие новой веры имело важные последствия для Руси. Укрепилась государственная власть, положение князя, территориальное единство Руси. Расширились международные связи, теперь уже Русь не считалась «варварской». Большую роль сыграло христианство в развитии русской культуры (появление письменности – кириллица, строительство храмов, развитие иконописи, создание школ при монастырях). Церковь опекала нищих, больных, убогих, воздействовала на нравственность славян. С другой стороны, церковь преследовала дохристианскую культуру, негативным являлось и то, что православная Русь оказалась в определенной идейно-политической изоляции, не могла стать полноправным членом католической Европы.

Следует отметить, что феодальный строй Руси отличался от «классических» западно-европейских образцов. Прежде всего, это проявлялось в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти. Феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Это позволяет говорить о раннеклассовом, близком к варварским государствам характере Киевской державы.

 

3. На рубеже XI – XII вв. единое древнерусское государство распалось на ряд полусамостоятельных княжеств и земель. Наступил период, который историки называют по-разному - феодальная раздробленность, государственная раздробленность, удельные века.

Причины раздробленности многоплановы. Это:

1). Появление и распространение частного землевладения, княжеского и боярского. В результате сформировалась главная политическая и экономическая сила - местное боярство, опираясь на которое укрепились местные князья.

2). Рост городов и развитие отдельных земель, что делало их независимыми от Киева. Вместо одного центра появилось несколько.

3). Отсутствие прочных экономических связей между регионами, господство натурального хозяйства;

4). Племенная рознь, которая сохранилась и в период Киевской Руси.

Кроме того, дореволюционные историки называли такие причины, как неотрегулированность порядка престолонаследия, распри внутри правящей династии, амбиции местной знати, большое количество детей у князей.

Историки называют две даты начала раздробленности. Первая – 1097 г., съезд князей в г.Любече, на котором был установлен новый принцип организации власти на Руси – «каждый да держит отчину свою». Таким образом, русская земля не считалась больше единым владением всего княжеского дома, а становилась совокупностью отдельных вотчин. Установление этого принципа юридически закрепляло раздробленность, хотя и оговаривалось, что перед лицом внешней опасности князья будут соблюдать единство.

Но есть и другая дата, связанная с деятельностью одного из наиболее выдающихся древнерусских князей – Владимира Мономаха. Этого авторитетного переяславльского князя пригласили на великий киевский престол киевские бояре в 1113 г., во время мощного народного восстания. Своими авторитетными решениями он сумел не только успокоить массы, но и объединить под своей властью все земли, заселенные древнерусской народностью. После смерти Владимира Мономаха (он княжил в Киеве в 1113-1125 гг.) его дело продолжил сын, Мстислав Великий (1125-1132 гг.). Киев вновь стал столицей огромного, крупнейшего в Европе государства. Но после смерти Мстислава в 1132 г. государство вновь распадается на долгий период. Первоначально на территории бывшей Киевской державы образовалось 15 земель, ко времени монголо-татарского нашествия их было уже около 50-ти, а к концу ХIV в. – около 250. Дальше дробиться уже просто было некуда, поэтому начинает проявляться обратная тенденция – к объединению земель, но произойдет это нескоро: раздробленность просуществует до второй половины ХV века.

В то же время следует обратить внимание на то, что раздробленность не означала окончательного распада Древнерусского государства, а лишь превращение его в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя его власть стала номинальной. Связь отдельных земель в рамках федерации обеспечивалась следующими моментами: осознанием единства русской земли, общими законами, общей религией (церковь выступала как связующее начало), единством языка, традиций, культуры.

Последствия раздробленности для Руси имели двоякое значение. С одной стороны, Русь ослабла перед лицом внешней угрозы, стала легкой добычей для монголо-татар. К негативным последствиям можно отнести и постоянные усобицы князей, которые своими распрями разоряли и ослабляли русские земли.

Но, с другой стороны, были и положительные последствия, прежде всего, значительный подъем экономики и культуры в наиболее крупных землях (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская боярская республика и др.) в домонгольский период.

Раздробленность - закономерный этап в развитии Древней Руси (через него прошли и страны Западной Европы). Этот период был вызван вступлением феодализма в зрелую стадию, когда сформировались его экономические и социально-политические институты (феодальное землевладение и хозяйство, средневековые города и ремесла, зависимость крестьян). Период раздробленности был временем тяжелых испытаний для Руси, но он имел и свое историческое значение - переход от Руси Киевской к Руси Московской.

 

Логические упражнения

1. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси.

2. Назовите причины принятия христианства. Как крещение Руси повлияло на ее историю?

3. В чем сходство и различие перехода к политической раздробленности на Руси и в Западной Европе?

4.

Список литературы

1. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М., 1994.

2. Ловмяньский X. Русь и норманны. – М.,1985.

3. Орлов А.С. и др. История России. Учебник. – М., 2001.

4. Рыбаков Б.А. Начальные века русской истории. – М., 1984.

5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.,1995.

6. Фроянов И.Л. Киевская Русь. – Л., 1980.



2015-11-23 1130 Обсуждений (0)
Лекция 2. Становление и развитие древнерусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Становление и развитие древнерусского государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)