Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 9 страница



2015-11-20 367 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Император взял имя Гао-цзу. Он сделал своей столицей Чаньань, где располагался императорский дворец Цинь, рядом с разрушенной циньской столицей Сяньян, к северо-востоку от современного города Сиань. По плодородной равнине, защищенной горами, неподалеку от столицы про­текали реки Хуанхэ, Вэй и Цзин. Началось строительство величественных дворцов и городских стен. Отец Гао-цзу


       
   
 
 


,_ Приблизительная "" граница империи Хань . . . ^ Территория округов, [SiXSj находящихся в подчи­нении центрального правительства

Ш

Территория наследст­венных владений

Км


йО

..ЛПЛИПч X \^

Империя Хань в II—I вв. до н. э.


/о.Тайваньл


146 Ранняя Хань

отказался жить в роскоши нового императорского дворца, и поэтому император построил точную копию родной де­ревни, куда переселил не только отца, но и его друзей — а также скот и птицу, которые жили точно в таких же заго­нах, как и прежде.

Несмотря на то что основная часть циньских законов и государственных структур сохранилась, в стране появи­лось много новшеств. Самое главное — был усвоен урок последних неспокойных лет, и стальная хватка школы за­конников стала постепенно ослабевать. Медленно, но не­уклонно утверждалось конфуцианство с его опорой на эти­ческое поведение; первый же указ Гао-цзу обязывал чинов­ников использовать закон для объяснений и наставлений, а не как инструмент наказания. Император смягчил не­которые законы легистов, а после демобилизации армии объявил всеобщую амнистию. Он облегчил тяготы разо­ренного войной населения и объявил, что вынужденные бежать из родных мест люди могут возвратиться к родным очагам и вернуть потерянные земельные наделы. Мудре­цов из когда-то существовавшего конфуцианского царства Лю пригласили соединить конфуцианские традиции с це­ремониалом императорских дворов Цинь и Хань. Тем не менее официальные религиозные обряды империи Цинь были продолжены поклонением пяти элементам, или си­лам, причем к первоэлементу воде и черному цвету верну­лось былое уважение.

Главными советниками Гао-цзу были имперский канц­лер — а иногда два канцлера, правой руки и левой руки, — имперский секретарь и верховный военачальник. На ступень ниже так называемых «трех владык» располагались девять министров, отвечавших за различные государственные функ­ции, а именно:

• Начальник обрядового приказа (тайчан) — ритуалы, медицина, школы.


Ранняя Хань 147

• Начальник посольского приказа (да хунлу) — отноше­ния с царями (см. ниже) и варварами.

• Дворцовый советник (гуанлу) — полиция и тюрьмы.

• Великий управитель сельским хозяйством (да сынун) — натуральные налоги и государственные финансы.

• Смотритель императорских кладовых (гиаофу) — нало­ги для личной казны императора, дворцовый персонал, библиотека и архивы; дворцовые секретари и евнухи.

• Начальник охранной стражи дворца (вэйвэй) — двор­цовая стража.

• Начальник судебного приказа (тинвэй).

• Главный конюший (тайпу) — конные заводы, арсена­лы, дворцовые лошади и экипажи.

• Старший чиновник, ведающий делами императорско­го рода (цзунчжэн) — выбирался из правящего дома Лю — обслуживание императорской недвижимости.

Этим министрам во II веке до н. э. подчинялся целый сонм чиновников различных рангов, обладавших разными полно­мочиями. Несмотря на то что возможность занятия государ­ственной должности по-прежнему определялась семейными связями, высоким покровительством и богатством, влияние конфуцианства привело к тому, что все большее значение стали приобретать моральные качества и способности чело­века. За год до смерти Гао-цзу приказал чиновникам из про­винции присылать всех достойных и талантливых людей к канцлеру, чтобы они могли получить должности, на кото­рых их способности использовались бы в полной мере.

Административные уезды эпохи Цинь были заменены на супрефектуры, но в западной части страны сохранилась сис­тема объединения уездов в области, управляемые централь­ным правительством. Теперь областью управлял не триум­вират, а губернатор, а во главе супрефектур стояли префек­ты. Губернаторы управляли вверенной им территорией,


148 Ранняя Хань

следили за состоянием сельского хозяйства, выносили су­дебные решения, собирали налоги, в том числе в централь­ную казну, исполняли необходимые религиозные церемонии, как того требовала государственная религия, формировали войска и возглавляли командование, а также руководили школами, находившимися на содержании самых крупных го­родов. Супрефектуры были поделены на районы примерно по пять тысяч семей в каждом; они были обязаны содержать почтовые станции и полицейские посты вдоль главных до­рог империи. Районы, в свою очередь, состояли из деревень, или общин, численностью от пятидесяти до ста семей. Пред­ставитель местных землевладельцев отвечал за сбор подуш­ного и земельного налога в общине, за набор в армию, пере­пись населения, распределение земельных наделов, регист­рацию всех сделок и общественный порядок. Старейшина следил за нравственностью и обращал внимание начальства на благочестивых сыновей, добродетельных жен и щедрых граждан. Еще один представитель знати исполнял обязан­ности почтмейстера, отвечая за состояние и безопасность своего участка дороги и обеспечивая беспрепятственную доставку почты и пассажиров; кроме того, в его обязанности входило заботиться о конюшнях, лошадях для повозок и постоялых дворах для путников. Со временем в правитель­стве была сформирована специальная инспекция из двенад­цати человек, каждый из которых в восьмом месяце года дол­жен был посетить группу областей империи, чтобы прове­рить бюджет, работу местной администрации и судов, и в первый день нового года отчет о проверке представлялся в столицу. Жалованье всем чиновникам, начиная с «трех вла­дык», частично выдавалось зерном, а частично деньгами.

В восточной части страны картина была несколько иной — даже несмотря на формальное существование областей. В не­которых бывших провинциях во время гражданской войны губернаторы, а также остатки старой аристократии объяви-


Ранняя Хань 149

ли о создании княжеств. Эти правители — сначала их насчи­тывалось десять — формально признавали Гао-цзу в каче­стве сюзерена: они должны были перечислять в имперскую казну часть налогов, собираемых на их территории, и еже­годно приносить присягу верности императору. Чтобы ис­ключить опасность возврата к эпохе Борющихся Царств, ког­да княжества воевали друг с другом, центральное правитель­ство распорядилось переселить в окрестности столицы около 100 тысяч членов влиятельных семей, а также предприни­мало различные меры по контролю над царствами. Так, на­пример, при первой же возможности — будь то смерть либо другие обстоятельства, например мятеж, — правителем ста­новился один из родственников императора. В каждом из княжеств был полноценный государственный аппарат, но глава его назначался центральным правительством. Более того, из двух аристократических рангов, «князей» и «марки­зов» (стоящих над восемнадцатью сословиями, установлен­ными в эпоху Шан), возвышенные императором за заслуги «маркизы» получали во владение часть земель княжеств. Со временем княжества все больше и больше дробились или переходили в прямое подчинение центральной власти, пре­вращаясь в области империи.

Гражданская война, а затем процесс объединения осла­били страну и сделали ее уязвимой перед никогда не исче­завшей угрозой агрессии со стоны северных варваров. Пле­мена гуннов, которых китайцы называли сюнну и которые кочевали в соседних с мелкими княжествами землях, объ­единились в мощный племенной союз. Орды всадников, от­лично стрелявших из лука на полном скаку, совершали жес­токие набеги на приграничные районы. В 200 году до н. э. предводитель сюнну, имевший в своем распоряжении отбор­ную кавалерию численностью 400 тысяч воинов, сумел за­манить в ловушку Гао-цзу и отрезать его 300-тысячную ар­мию, лишив провианта и резервов; выбраться из западни


150 Ранняя Хань

императору удалось лишь через семь дней. Не имея средств, чтобы поддерживать в должном состоянии Великую Китай­скую стену и ее оборонительные сооружения, император пришел к выводу, что у него недостаточно сил и для наступ­ления, поскольку он испытывал недостаток в лошадях для конницы, главной боевой силой которой считались колес­ницы. Поэтому Гао-цзу начал проводить политику умиро­творения. Он выдал одну из принцесс замуж за вождя сюн-ну и согласился ежегодно преподносить зятю богатые дары. Но мир не был прочным, и военные действия периодически вспыхивали с новой силой. Гао-цзу лично участвовал в сра­жениях, и в 195 году до н. э. был смертельно ранен враже­ской стрелой.

Именно в этот период на исторической сцене появилась первая из череды женщин, игравших видную роль в китай­ской истории. Еще в молодости Гао-цзу женился на женщи­не из рода Люй, происходившей из провинции, которая те­перь называется Шаньдун. Императрица Люй родила импе­ратору сына, и хотя любимцем Гао-цзу был один из семи сыновей от других жен, Люй добилась того, чтобы трон уна­следовал именно ее сын. Документы этого периода обычно рисуют ее развратной и жестокой женщиной: она приказала отравить любимого сына императора и убить его мать, не по­верив в страшное предзнаменование относительно судьбы собственного сына, а затем по ее приказу умертвили трех других сыновей Гао-цзу, которые пытались ей помешать.

Нового императора, которому было всего пятнадцать лет, звали Хуэй-ди. Он умер через восемь лет пребывания на тро­не. Его правление запомнилось, во-первых, установкой по всей стране алтарей в честь Гао-цзу, а во-вторых, укрепле­нием столицы Чаньани и возведением вокруг города мощ­ной стены. Трудовую повинность на строительстве этого со­оружения отбывали тысячи мужчин и женщин. В конечном счете город опоясался стеной, ширина которой у основания


Ранняя Хань 151

составляла пятьдесят футов, а на высоте двадцати шести футов — сорок, а длина доходила до трех с половиной миль. Кроме того, его правление отмечено дальнейшим смягчени­ем драконовских легистских законов и снятием запрета на книги, которые входили в циньский список литературы, предназначенной для сожжения.

После смерти Хуэй-ди трон занимали два малолетних императора-марионетки — один сменил другого через три года, — что позволило Люй стать регентом империи. Она издавала указы и скрепляла их императорской печатью, не­фритовым символом верховной власти с выгравированным девизом императора, и энергично отстаивала интересы сво­ей семьи. Четыре родственника Люй стали «князьями», шесть — «маркизами», а остальные получили «генеральские» звания. Тем не менее ей не удалось остановить разоритель­ные набеги сюнну, которые только в одном рейде увели до двух тысяч пленных.

Люй умерла в 180 году до н. э., успев перед смертью на­значить одного из своих родственников канцлером, а друго­го — верховным военачальником. Семья Люй отважилась на попытку уничтожения императорского дома Лю, но сама пала под ударами союза князей, которые были потомками Гао-цзу. Старший из его оставшихся в живых сыновей был избран императором и взял себе имя Вэнь-ди. Выбор опре­делили такие качества нового правителя, как обостренное чувство долга и благородство характера, унаследованное от матери, — последняя никак не могла превратиться во вто­рую императрицу Люй.

Правление Вэнь-ди отмечено экономностью, что резко контрастировало с расточительностью его предшественни­ка. После смерти Вэнь-ди в 157 году до н. э. трон унаследо­вал его сын Цзин-ди( 157-141 гг.дон. э.), который тоже жест­ко ограничивал расходы. Это был период стабильности, ког­да соблюдение этических и гуманистических принципов


152 РанняяХань

конфуцианства сочеталось с почти даосским минимальным вмешательством империи в управление. Этот баланс стал возможным благодаря двум выдающимся министрам, Чи Ай и Чжао Цзы.

Легенды сделали из Чи Ая образец государственного де­ятеля, недооцененного современниками. Его стихи и проза, в том числе знаменитый трактат, в котором неудачи легис-тов объяснялись отступлением от принципов конфуциан­ства, получили широкое признание. Однако, сумев под­няться лишь до должности старшего советника при дворе, он считал себя неудачником и в возрасте тридцати трех лет покончил жизнь самоубийством. Жизнь Чжао Цзы, кото­рый стал одним из «трех владык» и занял должность им­перского секретаря, закончилась не менее печально — его казнили по доносу завистливых соперников.

Оба государственных мужа давали императору схожие советы. Так, например, они выступали противниками чрез­мерного гнета со стороны государства. Поэтому при двух императорах были проведены восемь амнистий для осужден­ных за различные преступления граждан, а также запреще­ны связанные с увечьями наказания, такие как кастрация или отрубание ног. Учредили также шесть орденов, которыми отмечали заслуги перед империей. Земельный налог был уменьшен вдвое, а в некоторые годы отменялся совсем — и тем не менее императоры Вэнь-ди и Цзин-ди оставили пос­ле себя полные закрома зерна и богатую казну. Монеты пред­ставляли собой кружок стандартного размера с отверстием посередине, весом чуть больше пяти граммов, и изготавли­вались из сплава меди и олова; связка состояла из тысячи таких монет, а десять связок по своей стоимости были экви­валентны золотому слитку весом 244 грамма. Государствен­ная монополия на чеканку монет, введенная при империи Цинь, была отменена, и это привело к появлению ряда про­блем, таких как изготовление фальшивых монет, а также


Ранняя Хань 153

переплавка с целью продажи металла, применявшегося для чеканки.

Сосредоточение огромных богатств в руках императора проходило незаметно, чего нельзя было сказать о многих торговцах, хотя еще со времен династии Цинь, когда заро­дился этот класс общества, торговцы не пользовались осо­бой любовью. Это были лавочники, владельцы рудников, где добывали железо и киноварь, торговцы солью, скотоводы, землевладельцы и ростовщики. Они торговали бамбуком, лесом, зерном, драгоценными камнями и металлами, кожей, скотом, гвоздикой, шелком и множеством других товаров. Некоторые их них были необычайно богаты и владели ты­сячами рабов. Законы, призванные ограничить их влияние посредством повышения налогов или запрета их детям за­нимать государственные должности, были гораздо эффек­тивнее, чем запрет носить одежду из шелка или ездить вер­хом; тем не менее в докладе императору Чжао Цзы отмечал, что торговцы покупают земли, одеваются в шелка, едят толь­ко мясо и отборный рис, владеют лучшими лошадьми и эки­пажами, вступают в брак с отпрысками аристократических родов. Они представляли угрозу для мелкого землевладель­ца, которого обманывали, когда тот продавал свою продук­цию, и заставляли переплачивать за товары первой необхо­димости, такие как железо и соль. Во время засухи или на­воднения крестьянин попадал в кабалу и нередко был вынужден продавать свой надел за полцены, превращаясь в арендатора, а иногда даже отдавал в рабство детей и внуков. Однако все меры, предпринимаемые для обуздания класса торговцев, по-прежнему не давали результата.

Железный плуг, в который впрягали животных, значи­тельно повысил производительность сельского хозяйства еще в эпоху Борющихся Царств. Более того, масштабные работы по ирригации и защите от наводнений, в том числе первые попытки регулировать разлив Хуанхэ, привели к существен-


154 РанняяХань

ному увеличению площади возделываемой земли. Однако несмотря на появление тысяч и тысяч акров новых, пригод­ных к обработке земель большая их часть попадала в руки богатых торговцев, и жизнь крестьян, составлявших подав­ляющее большинство населения, нисколько не улучшалась. Они обрабатывали свои небольшие наделы (как правило, среднюю семью кормил участок площадью от пяти до один­надцати акров), и, как указывал в своей записке Чжао Цзы,

весной они страдают от обжигающего ветра и пыли, ле­том их нещадно палит жаркое солнце, осенью они коче­неют от дождей, а зимой дрожат от льда и холода. За весь год у них не бывает ни дня отдыха.

Крестьяне страдали не только от грабивших их торгов­цев и частых стихийных бедствий, таких как засухи и навод­нения, но и от обязательной государственной службы. Все мужчины в возрасте от двадцати трех до пятидесяти шести лет были обязаны два года отслужить в армии, а в случае военной опасности подлежали повторному призыву; кроме того, один месяц в году им предписывалось провести на об­щественных работах, на которые направляли местные влас­ти. Они могли перевозить урожай с полей в государствен­ные зернохранилища, а затем с зернохранилищ на централь­ные склады, где хранились запасы на случай засухи, строить дороги и мосты или ремонтировать каналы, а также обслу­живать императорские дворцы и усыпальницы. В некоторых случаях — не для рядового крестьянина — можно было из­бежать барщины либо заплатив другим членам общины, либо воспользовавшись преимуществом высокого ранга. Ранг че­ловека имел огромное значение, причем не только гаранти­ровал уважение и почет, но и помогал во многих других слу­чаях; так, например, хитросплетения законодательства по­зволяли смягчить наказание представителям высших слоев


Ранняя Хань 155

общества. Выходец из высших классов, обвиненный в серь­езном преступлении, мог отделаться лишь увольнением и лишением должности, а в некоторых случаях ссылкой, куда за ним должны были последовать родственники и друзья; иногда и этого наказания можно было избежать, уплатив выкуп в казну. Однако для большинства людей нарушение закона имело куда более серьезные последствия.

В 200 году до н. э. циньский свод законов был дополнен новым уголовным кодексом. Некоторые преступления ка­рались смертью — убийство близкого родственника, инцест, мятеж, неповиновение императору, клевета на императора или использование против него магии, а также обман при подсчете захваченных в сражении врагов. Для гармонизации с природными циклами, которым, как считалось, подчиня­ется и человек, смертные приговоры должны были приво­диться в исполнение осенью и зимой, в сезоны угасания и смерти, поскольку казнь, совершенная весной или летом — в сезоны прощения и милосердия, — могла стать причиной природной катастрофы. Приговоренному к смерти преступ­нику либо отрубали голову, либо его разрубали пополам на уровне талии при помощи установленного на шарнирах лез­вия; казнь обычно проводилась на рыночной площади или у городских ворот, а тело казненного выставлялось на всеоб­щее обозрение. Самое суровое наказание предусматривало уничтожение всей семьи преступника — родителей, родите­лей отца, жены, детей и внуков, — но иногда смерть заменя­лась продажей в рабство, вторым по строгости наказанием после смертной казни.

В большинстве случаев такое наказание, как увечье, за­менялось палочными ударами. Нередко палочные удары со­четались с принудительными работами, которые были самым распространенным наказанием, — его мог заменить значи­тельный штраф, но западная идея содержания преступни­ков в непродуктивных и дорогостоящих тюрьмах здесь была


156 РанняяХань

неизвестна, и под замком держали только обвиняемых в ожидании суда. Срок принудительных работ мог составлять до пяти лет, и все это время осужденный был обязан брить голову, а в некоторых случаях — носить ножные кандалы и железный ошейник. Осужденные женщины мололи и про­сеивали зерно, тогда как мужчины строили укрепления или плотины на реке Хуанхэ, а также служили в армии. Вместе с рабами они составляли основную часть рабочей силы, ис­пользовавшейся для реализации крупных государственных проектов, и поэтому играли важную роль в экономике импе­рии Хань.

Правосудие отправлялось на местах супрефектом и его чиновниками. Обвиненного в преступлении человека арес­товывали, сажали в тюрьму (нередко заковывая в цепи) и допрашивали с применением пыток — обычно это были уда­ры по пяткам, ягодицам или бедрам. Свидетелей тоже арес­товывали. Все вопросы и ответы заносились в официальный протокол, который затем зачитывался обвиняемому. Слож­ные с юридической точки зрения случаи направлялись на рассмотрение в столицу, в цензорат, и в это же ведомство поступали ежегодные доклады инспекторов обо всех беспо­рядках в областях империи. Обвиняемый практически не мог подать апелляцию, а все его надежды на освобождение или смягчение наказания связывались с рангом или с объявлен­ной императором амнистией.

Классовая структура общества оставалась неизменной, разве что границы между сословиями стали более подвиж­ными. На самом верху располагался правящий класс, к ко­торому относились ученые и деятели искусства, затем шло крестьянское сословие, потом торговцы, ремесленники и рабы. Многие ремесленники на деле приравнивались к ра­бам, и в любом случае они не пользовались уважением в об­ществе. Тем не менее именно они являлись хранителями традиций искусства, которое началось с бронзовых изделий


Ранняя Хань 157

эпохи Шан и во все времена служило блестящим проявлени­ем китайского гения. Нефрит, поделочный камень, бронза, лаковые миниатюры и текстиль украшали дворцы и мавзо­леи правителей. Ремесленники также достигли необычайных высот в искусстве изготовления железных инструментов, оружия и предметов домашнего обихода.

Последние лучше всего представлены находками, сделан­ными в трех гробницах представителей знати, обнаружен­ных в 1970-х годах в районе города Чанша к югу от Янцзы. Могилы, располагавшиеся на дне колодцев на глубине пя­тидесяти футов под курганами до двухсот футов высотой, позволили познакомиться с различными аспектами жизни Китая во II веке до Рождества Христова.

В одном из склепов обнаружили более тысячи предметов домашнего обихода. В те времена люди верили, что после смерти одна из их душ, которую называли хунъ, начинает опасное путешествие в обитель бессмертных на горе Кунь­лунь на северо-западе Китая, тогда как другая душа, по, спус­кается в недра земли; для того, чтобы она оставалась с телом как можно дольше и не пугала потомков усопшего, являясь им в образе привидения, ее нужно ублажать при помощи жертвоприношений и погребальных предметов. Считалось, что после смерти человеку требуется все, чем он пользовал­ся при жизни, и поэтому в могилу клали огромное количе­ство вещей.

Среди этих предметов была одежда и глиняные копии монет, бронзовые, лаковые и фаянсовые вазы и корзины, золото и драгоценные камни, покрытые лаком шкатулки с гребнями, заколками для волос, головными украшениями, зеркалами, настольными играми и оружием, фигурки музы­кантов и настоящие музыкальные инструменты, такие как бамбуковые губные гармоники длиной более двух метров и семиструнные цитры. Разнообразные ткани дали представ­ление о технике ткачества и крашения в эпоху империи


158 РанняяХань

Хань — шелковая тафта, украшенный вышивкой шелк и газ всех цветов и оттенков, яркие рисунки с криволинейными геометрическими узорами, драконами или птицами. Принад­лежности для письма и книги на шелке или дереве рассказа­ли о библиотеке образованного человека того времени — классические произведения китайской литературы, фило­софские труды, работы по медицине, астрономии и даже та­ким предметам, как физиогномика лошадей, юриспруденция, метеорология и картография (с топографическими и воен­ными картами, а также планами городов). Самым ценным украшением каждой могилы являлось шелковое знамя — его несли во время похоронной процессии, а затем накрывали им гроб. Традиция изготовления знамени с именем усопше­го сохранилась до наших дней, но знамена, извлеченные из могил, представляют собой непревзойденные образцы древ­ней китайской живописи и являются настоящими шедевра­ми. Их сюжеты имеют религиозную тематику — путешествие усопшего в следующий мир, достижение бессмертия и так далее.

Не забывали древние жители Поднебесной и о мебели. В гробницах имелись циновки, помосты, подлокотники, сун­дуки, столы и ширмы. Китайцы не пользовались стульями, а просто садились на циновки — эта манера впоследствии че­рез Корею добралась до Японии, — хотя в домах представи­телей высшего класса имелись передвижные деревянные кушетки, которые могли играть роль сиденья или кровати. Кроватью же для большинства населения служило земля­ное возвышение, облицованное кирпичом и покрытое цинов­ками, одеялами или шкурами животных и подогреваемое при помощи труб, проложенных от очага, горевшего либо в доме, либо на улице. Низкие ширмы из раскрашенного дерева за­щищали от сквозняков и обеспечивали некоторое уедине­ние. В богатых домах стены были украшены гобеленами и картинами на шелке. Столы были маленькие, круглой или


Ранняя Хань 159

прямоугольной формы, и во время трапезы их обычно при­носили из кухни уже с тарелками, палочками для еды, лож­кой, чашкой для крепких напитков, у которой имелась руч­ка, и кубком для воды.

Столовая посуда у состоятельных людей обычно была деревянной, черной изнутри, красной снаружи, и украшен­ной разнообразными рисунками. Такими же были и подно­сы — только для князей они изготавливались из позолочен­ной бронзы, серебра или золота. Большие кувшины для вина были бронзовыми, а для приготовления пищи и хранения продуктов — глиняными или фаянсовыми. Люди меньшего достатка удовлетворялись деревянными, бамбуковыми и глиняными тарелками, а лакированные изделия ценились выше бронзы.

Разнообразие формы и материалов у сосудов для хране­ния продуктов свидетельствует о богатстве меню в эпоху Хань, и в захоронениях действительно найдены остатки мно­гих блюд. Продукты консервировали при помощи соли, а также вялили на солнце, коптили и мариновали в уксусе. Блюда жарили, бланшировали, варили, тушили и готовили на пару — то есть использовали те же способы обработки, что и мы с вами в XXI веке, за исключением микроволновой печи. В письменных источниках той эпохи перечисляются основные ингредиенты, доступные ханьскому повару:

• Зерновые: рис, пшеница, ячмень, просо.

• Овощи: семя конопли, соя, фасоль, горчичное семя, рапс, побеги бамбука, корни лотоса, таро, лук, имбирь, дыни, тыква, мальва, шалот, чеснок, спорыш, осот.

• Фрукты: груши, ююба, сливы, персики, плоды земля­ничного дерева, апельсины, хурма, водяной орех.

• Мясо: говядина, баранина, свинина, поросятина, мясо собак, конина, зайчатина, оленина, мясо кабана, куры, фазаны, дикие гуси, утки, перепела, воробьи.

• Рыба: различные виды карпа, лещ, окунь.


160 Ранняя Хань

• Приправы и специи: соль, сахар, мед, соевый соус, дрож­жи, уксус, корица, галанговый корень, имбирь.

• Напитки: спиртные напитки из риса, пшеницы и про­са, фруктовые соки.

Обычно к столу подавали традиционные блюда, самым распространенным из которых было нечто вроде азу из зер­новых, мяса и овощей. В северных районах предпочитали разные виды риса, а на юге отдавали предпочтение просу. Лепешки обычно делали из рисовой муки, и только позже, когда стали использовать пшеничную муку, появились лап­ша и хлеб. Сушеные продукты составляли основу рациона путешественников и солдат.

Таким образом, захоронения из Чанша познакомили нас с культурой китайцев той эпохи — по крайней мере, состоя­тельных слоев населения в районах, находившихся под вла­стью Вэнь-ди и Цзин-ди (180-141 гг. до н. э.). Эти люди были не менее цивилизованными, чем их современники в других частях света, в том числе в Греции и Риме. Они жили в госу­дарстве, в котором были заложены основы эффективного правительства, сформировались принципы управления стра­ной и определились прецеденты действий чиновников по отношению к гражданам. Внутри империи воцарился мир — несмотря на периодические мятежи в карликовых княже­ствах, что в конечном счете вело к дальнейшему раздробле­нию, — но угроза со стороны северных варваров сохранялась, поскольку на пространстве от северной Монголии до Кав­каза существовала огромная империя кочевников, граничив­шая с северными областями Китая. Политика умиротворе­ния, проводившаяся первым императором из династии Хань, оказалась успешной лишь отчасти: опустошительные набе­ги повторялись каждые несколько лет, и во времена правле­ния Вэнь-ди 100 тысяч конников преодолели восточные пе­ревалы и спустились в долину реки Вэй, меньше чем в ста


Ранняя Хань 161

милях от столицы империи Чаньани. Для того чтобы оста­новить кочевников, императору потребовалась мощная ар­мия, в состав которой вошли более тысячи боевых колесниц. Заключенный мир постоянно нарушался — несмотря на то, что император отсылал кочевникам богатые дары из шелка, спиртных напитков и продуктов, а также выдал замуж за вождя кочевников одну из принцесс. Некоторое облегчение принесла система оповещения со сторожевыми постами и наблюдательными пунктами.

За девять лет до смерти император Цзин-ди назначил официальным наследником своего шестилетнего сына. Та­ким образом, У-ди вступил на престол в пятнадцатилетнем возрасте и правил пятьдесят четыре года, став одним из са­мых знаменитых китайских императоров.



2015-11-20 367 Обсуждений (0)
УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УДК 94(510) ББК 63.3(5Кит) 9 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)