Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российское законодательство X — XX веков 3 страница



2015-11-27 401 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Стоглав

Российское законодательство X —XX веков

ГЛАВА 4

«В седьмоенадесять лето возраста его132 по вашему святи­тельскому соборному'33 благословению и прощению и ва­ших ради святых молитв божиим строением134 осия благодать святаго Духа и коснуся разуму моему. Взыде на память мне и вожделе и возревнова душа моя, великое и неистощимое богат­ство от многих времен при прародителех наших сокровено и забвению предано. Великие светильники новые чудотворцы многими и неизреченными чудесы прославляемы богом, и егда наказание праведного'35 гнева бывает нам за грехи наша, и мы тех святых новых чюдотворцев на помощь призываем, и творима нам от них всячески в земных потребах наказания бо-жия на милосердие претворяемо их молением, и многими вся­кими различными недуги и исцеление получаху вскоре верою просящий у них. Мы же о сем молим святители всего нашего росийскаго царствия в митрополии о архиепискупьях и епи-скупьях койждо во всяких пределах порученых им во градех и в монастырях и в пустынях и во всех известно пытати и обыскивати о великих новых чудотворцех священными соборы и игумены, и священноиноки, и иноки138, и пустынники, и князми, и боляры, и богобоязнивыми людми, где которые чу­дотворцы прославилися великими чудесы и знамении от коли-ких времен и в каковы лета, святителие же ибо от радости ду-ховныя от вожделения сердечнаго и от начинания и повеления нашего моления'39 вскоре собирают каноны и жития и чудеса тех великих святых новых чудотворцов, которыйждо святитель от своих предел по свидетельству тамо сущих жителей от свя-щенническаго и иноческаго чину и от боярска и от княжска роду и всех богобоязнивых мужей и жен, где которой свя­той140 прославился и просиял добрыми дель\ и чюдесы. И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и епи­скопы и честныя архимариты и игумены собираются в цар­ствующей сей град к нам ко отцу нашему Макарию- митропо­литу всеа Русии, каноны новых чудотворцев и жития их и чю-деса на соборе полагают и свидетельствуют всеми освященны­ми соборы и предают церквам божиим пети и славити и праз-новати якоже прочим святым от века богу угодивщим по на­стоящему коегождо месеца дни и числа преставления их и свя­тые имена и обретения честных мощей их. Им же поют и до сего дни. Мы же убо празнуем и ликоствуем и прославляем по уставу якоже предаша нам, многие же убо новопрославлении чюдотворцы по преставлении своем и доныне от далних преж­них времян обретошася лежат целы и невредимы мало тлению причастишася и чюдеса различная творят, велия верою прося­щим у них. И тех великих новых чудотворцов молитвами нача-хом правити царство свое елико довлеют нам по благодати бо­жий. В 21 лето от родства 4 и во 18 лето царства моего по повелению нашему архиепископы 'и епископы, архимариты и игумены, и пустынники, и духовныя старцы'42 и протопопы, и попы и со всеми освященными соборы всего нашего росии-

ского царствия в царствующем граде Москве сообрашася и во святей соборней апостольской церкви пречистые Богородицы соборные молебны пев и вкупе моление совершив, в дому порученому мне от бога прародителей наших и нашего строения в царских палатах сшедшися вкупе и начахом о бозе творити дело сице».

144 ЦАРЬ ГЛАГОЛЕТ К СОБОРУ'44 «Отец мой Мака-рей митрополит всеа Русии и архиепископы и епископы и весь освященный собор. В предъидущее лето бил есми вам челом и с бояры своими о своем согрешении, а бояре такоже, и вы нас в наших винах благословили и простили. А яз по вашему про­щению и благословению бояр своих в прежних во всех винах пожаловал и простил, да им же заповедал со всеми хрестяны царствия своего в прежних во всяких делех помиритися на срок. И бояре мои, все приказные люди, и кормленщики со всеми землями помирилися во всяких делех. Да благословили-ся есми у вас тогдыже судебник исправити по старине и утвер-дити, чтобы суд был праведен и всякие дела непоколебимо во веки. И по вашему благословению судебник исправил и вели­кие заповеди написал, чтобы то было прямо и бережно и суд бы был праведен и безпосулно во всяких делех. Да'45 устроил по всем землям моего государства старосты и целовальники, и сотские, и пятидесятские по всем градом и по пригородом, и по волостем, и по погостом, и у детей боярских и уставные грамоты пописал'46 . Се и судебник перед вами и и уставные грамоты прочтите и разсудите, чтобы было наше дело по бозе в род и род неподвижимо по вашему благословению, аще до­стойно сие дело на святом соборе утвердив и вечное благосло­вение получив и подписати на судебнике и на уставной грамо­те, которой в казне быти, да с нами соборне, попрося у бога помощи во всяких нужах, посоветуйте'47 и разсудите и умно-жите'щ, и утвердите по правилом святых апостол и святых отец и всякие обычаи строилися по бозе в нашем царствии и

149" 149 "

при вашем святительском пастырстве , а при нашей державе, а которые обычаи в прежние времена после отца на­шего великого князя Василия Ивановича всеа Русии и до сего настоящаго времени поизшаталися или в самовластии учи­нено по своим волям или предние'5' законы которые поруше­ны или ослабно дело небрегомо божиих заповедей, что твори-лося, и о всяких земских строениих и о наших душах заблуже-нии о всем о сем довольно себе духовне посоветуйте'52'. И на среди собора ~'Ъ2сие нам возвестите, и мы вашего святи­тельского совета и дела требуем и советовати с вами желаем о оозе утвержати нестройное во благо. А что наши нужи или ко­торые земские нестроения, и мы вам о сем возвещаем, и вы, Разсудя по правилом святых апостолов и святых отец, утвер-жаите во общем согласии вкупе. А яз вамотцем своим и с Ратиею и с своими бояры челом бью».

267 Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

О ТРИДЕСЯТИ СЕДМИ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ \ И О ЦЕРКОВНОМ СТРОЕНИИ. ГЛАВА 5 \

Вопрос /154

Отец мой Макарий митрополит всеа Русии и все архиепи­скопы и епископы*55, возрите во свои домы, поручены вам от бога святительства пастырства вашего о святых божиих цер­квах и о честных иконах и о всяком церковном строении, что­бы по святым церквам звонили и пели по божественному уста­ву и по священным правилам. И ныне бо видим и слышим кроме божественного устава многия церковныя чины не сполна совершаются не по священным правилом и не по уставу. И вы бы о всех тех церковных чинех разсудив и указ учинили по божественному уставу и по священным правилом сполна и о всяком священическом156 и иноческом и о всяком причту цер­ковном, и уставили бы есте старосты поповские надо всеми священники*57 брежения ради церковного и прочия чи­ны по правилом, вам убо есть поручено то пасти церкви божий и церковных чиновников уставляти и поучати, да и мы от них спасение получим, видя их благочиние и духовное поучение, аще вашим святительским нерадением сие небрегомо будет, и зря на них и мы погибнем, заблудившеся правого пути Го­сподня. На ком того бог взыщет, и кто о том изтязан будет в день страшного суда, егда приидет праведный судия в славе своей судити, живым и мертвым и святителем и царем и кня­зем и богату и убогу воздаст комуждо по делом. Что нам пре-же отвещати на праведном суде божий?*58 Се аз и дети наю ° и прочая.

ч

О антимисех. Вопрос 2 '

*60Продажу чинят великую, а правила святых отец запре­щают святая продавати. И о том достоит закон уложити на со­боре по божественным правилом161.

О святых и честных иконах. Вопрос 3 А святыя и честныя иконы по божественным правилом по образу и по подобию и по всякому существу образ божий на-писати и пречистыя Богородицы и всякого святого угодник бо­жиих. И о сем свидетельство в божественном писании у вас есть. И о сем великое попечение достоит имети, чтобы иконо­писцы были во всяком чювствии и в добредетелех живуще и учеников бы учили по существу совершено образцы божий

писати'

О знаменах венечных. Вопрос 4

163 Знамена венечные'*63 такоже без указу продажа крестьянству чинится великая. Достоит сим указ учинити от­року и вдовцу*65 и треженцу.

О божественных книгах. Вопрос 5

Божественный книги писцы пишут с неправленых переводов, а написав не правят же: опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые166. И по тем книгам в церквах божиих чтут и поют и учатся167 и пишут с них. Что о сем небрежении и о великом нашем нерадении от бога будет по божественным пра­вилом?

О учениках 8. Вопрос 6

А ученики учатся грамоте небрегомо. А божественное писа­ние о том о всем свидетельствует. А нам пастырем о том169 небрежении о всем ответ дати.

О святительских судиях. Вопрос 7

У вас же, убо святителей, бояре и дьяки, и тиуни, и деся-тильники, и недельщики: судят и управу чинят неправо и во-лочят и продают с ябедники с одного, а десятильники попов по селом продают без милости, и дела составливают с ябедни­ки с одного, и церкви170' от десятильников"*70 и от их вели­ких продаж стоят многие пусты без пения , и попов нет"171. Достоит вам святителем велми о сем порадети и за-претити, чтоб хрестьянству и всякому священническому и ино­ческому чину напрасных продаж не было, и от десятильников тяжких налог не было, и нарядных дел с ябедники не было же. А жонки и девки с судьями по зговору на чернцех и на попех и на мирянех силы ищут и соромоты, и то надобе обы-скивати гораздо, чтобы внапрасне продажи и безчиния и без-дельнаго не было.

О монастырех и иноцех. Вопрос 8

А в монастырех чернецы и попы стригутся спасения ради душа своя. Нецыи же от них стригутся покоя ради телесного, чтобы*72 всегда бражничать и по селом ездят прохладу для. О архимаритех и игуменех. А архимариты и игумены неко­торые также власти докупаются *74~да службы божий'174 и трапезы и братства не знает, покоит себя в келий и с гостми. Да племянников своих вмещают в монастырь и доволят[75 всем монастырским, и по селом такоже. А монастыри тем пу-стошат, а старых слуг и вкладчиков изводят. А по келиям ин-Де небрежно жонки и девки приходят, а робята молодые по всем келиям живут невозбранно. И по селом и по миру всюду ездят чернцы без зазору, архимаритов и игуменов по монасты­рем посылают в монастырь им одним}76 отписывают без со­норных страцов, а прикащики того небрегут же. И монастыри и села чинят пусты с своими племянники: а священницы и братия бедные алчни и жадни и всячески непокойны всякими нУждами одержимы. Весь покой монастырской и богатство и всякое изобилие во властех и с роды, и с племянники177', и с °ляры , и с гостми, и с любимыми друзи истощили. Тако-и подобает быти по уставу общему братству вкупе пребыва-

Стоглав

 

Российское законодательство X — XX веков

ти? И такое безчиние и небрежение и всякое нерадение о церкви божий и о монастырском строении и о братстве, ино на ком тот грех взыщется; от чего мирским душам ползоватися и просвещатися и наказатися от всяких зол, ино тамо не по Боге вся злая совершаются? Ино от нас, от мирской чади, чего доб­ра чаяти, а у Бога кем милости просити о полезном нам?

О нищепитательстве. Вопрос 9

Чернцы и черницы по миру волочатся и живут в миру и не знают, что словет монастырь. А проскурницы мирские черни­цы же, а чернцы у мирских церквей в попех живут. И о сем соборовати по святых правилом и разсужати како тех препита-ти и в покой в монастырех устроити, безгрешно чтобы было: миру не на соблазн, а душам их не на погибель. А нам за то нерадение от бога греха бы не было.

О полоненикех. Вопрос 10

И о сем достоит попечение сотворити велие, пленных приво­зят на окуп из орд: бояр и боярынь и всяких людей. А иные сами выходят, должни и беспоместны, и здеся окупитисяиг нечим, а никто не окупит. И тех полонеников, мужей и жен, опять возят назад в бесерменство, а и здеся над ними по­ругаются всякими скверными богомерзкими. Достоит о сем уложити соборне, как тем окуп чинити, а в неверные не отпу-щати. А которые собою вышли о тех устрой учинити же по до­стоянию, елико вместимо, чтобы были в покои и без слез.

О просвирниках. Вопрос 11

Еще иное безчиние у проскурниц1Я[ горше сег\^. Боголюбцы дают проскурням денги на проскуры о здравии или за упокой. И она спросит имени о здравии да над проскурою сама приго­варивает, якоже арбуи в чюди. А за упокой такоже мертвых имян спрашивает, да над проскурою приговаривает. А те про­скуры попу дает, и поп людем дает и к себе относит, а на жер­твеннике тех проскур о здравии и за упокой не проскомисает, и жертва к богу от них не приносится. Токмо един агнец выи-мав да богородицыну да предтечеву и всех святых да о всяком епископстве православных да о благочестивом цари да о всем православном хрестьянстве да за упокой, а иных мало выи-мают.

О милостыни. Вопрос 12

Милостыня и корм годовой, и хлеб, и соль, и деньги, и оде­жа по богадельным избам по всем городом дают из нашие каз­ны. А христолюбцы милостыню дают же, а вкупаются у при-кащиков мужики с женами мало больных, а нищие и клосные, и гнилые, и престаревшиися в убожестве глад и мраз, и зной, и наготу и всякую скорбь терпят, и не имеют, где главы под' клонити, по миру скитаются. Везде их гнушаются. От глада и от мраза в недозоре умирают и без покания и без прича-

стия, никим небрегомы. па ком тот грех взыщется? И о тех, что промыслити православным царем и князем и святителем, достоит о них промыслити.

82чернех и о черницах иже безчинствуют'[Й2. Вопрос 13

По миру скитаются чернцы и черницы, попы и миряне, жонки и строи со святыми иконами и на сооружение

сбирают и на окуп и называются проданные и милостыни про­сят по торгу и по улицам, и по селом и по двором с образы ходят. И о сем соборовати, как впредь тому быти и есть ли о том писание и не поругательно ли то святым образом. Инозем-цы184~ся тому дивятлм.

О несудимых грамотах. Вопрос 14

О судех архимаричих и игуменов и всякого священнического и иноческаго чину и о всех церковных причетникех и о мона­стырских слугах и о жаловалных грамотах несудимых мона­стырских и церковных. И в них пишет, не судити владыкам игуменов и попов и чернцов и всяких причетников церковных и монастырских. Коея ради вины сие тако бысть? И тако ли сему достоит быти?

О монастырех, иже пусты

от небрежения. Вопрос 15

В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок18 вотчины м~185 села, и прикупи, а иные вотчины и села собою прикупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братьи во всех монастырех по старому, а инде и старою мен-ши. Есть и пить старого братье оскуднег; а строения в мона­стырех ни котораго не прибыло, и старое опустело. Где те при­были, и кто тем корыстуется? Да тарханные и несудимые и лготные грамоты у них же о торговлях безпошлинно. Чернцы по селом живут да в городе, тяжутся о землях. Досто'ит ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех их по их приказу и в187 .памяти не исправляют. Кто о сем истязай будет в день страшного суда?

О церковных и о монастырских

денгах. Вопрос 16

О церковной и о монастырской казне, еже в росты дают. Угодно ли се богови, и что писание о сем глаголет?'8li~ Боже­ственное писание~'ня и миряном резоимство возбраняет, неже-ли Церквам божиим денги в росты давати, а хлеб в наспы, где т° писано во святых правилех. О сем пишет: «Церковное бо-

гатство ■

Як

нищих богатство и прочим на потребу ».

°же пишет.

I

111

Российское

О пиянственном питии. Вопрос 17

Во всех монастытех игуменом и чернцом и попом о пия-законодательство „

X__XX веков ном питии и о мирских попех и упивании безмерном. Ллко ми­рян спасти и наказати от всяких зол, а сами во всяком безчи-нии? Что заповедь чернцу во обещании, а попу в поставлении и в хиротонии? Бога ради о сем доволно разсудите, чтобы в пьянстве пастыри не погибли, а мы на них зря такоже.

О вдовствующем попех. Вопрос 18

А о вдовых попех собор был у всех владык при деде моем, что тому уложение. Ныне вдовых попов два жеребья: обедни не служат, а церковью и приходом владеют, и детьми духовными и родильницам молитвы дают, и дитяти имя нарицают, и кре-щают их, и венчают, и покаивают[91, и умерших провожают, и священническая действуют, кроме божественныя литоргия. Не-цыи же сами во всяком безчинии и пьянстве всегда, и их не­строение миру на соблазн. А от чего спастися по евангелию, вы есте соль земли, аще соль обуяет чем осолится, и нашим душам от кого192 спастися. А во Новеграде и во Пскове по маткин193 живот и при Макарии архиепископе никакоже вдо­вые попы и дьяконы у церквей не были на мало время. И ны­не от чего то ослаблено? О сем, известно разсудя, утвердити по правилом святых апостол и святых отец, чтобы и вам, и нам, и всему миру не на погибель душевную от Христа бога нашего.

О выставках

и о новых пустынях. Вопрос 19

Старец на лесу келью поставит или церыовв срубит да пой­дет по миру с иконою просити на сооружение. У меня земли и руги просит. А что собрав, то пропьет, а в пустыне не по бозе совершает, как прежние пустыни о бозе строили. Прежние преподобные отцы вселялися в пустыни, утаяся миру, не тще­славия ради, и великия труды полагали руками своими, и от бесов многи беды подъяша. И видя их, бог добрые дела посы­лает гобину всяких плодов и братству умножение и прославит­ся от бога и человек. Царие и князи и всякие боголюбцы со всем усердием доволят всеми потребами душам своим на спасе­ние. А по миру не скиталися на соблазн, а выставку церковь ныне поставил, а с год побыл, а се пуста без пения стоит. Или от десятильников, или ругою недоволен нечем прожити. И о сем достоит довольно беседовати. И было бы не мятежно, от бога бы не в грех, а людем не в соблазн, а святителем и нам не похвала же о таком настроении.

О попех и дияконех

и о игуменех и о ставлениках. Вопрос 20 Доселе избирали священников или игуменов безпорочных, ненапраснивых, негневливых, непьяницы, неубийцы, несквер'

I

нестяжательны. Страннолюбцы и боголюбцы целомудрени, преподобны, воздержательны от всякого зла и от упивания, добре сведуща истинный закон. Яко довольни будут нас нау-чити о бозе и возрастом совершены, аще в них плод духовен будет, и мир спасется от дел спасеных и от полезнаго учения. И о сем достоит добре порадети и поразсудити и утвердити по божественному писанию, было бы от кого мирской чади страх и наказание и заповеди божия и грехом обличения с утверже-нием, знали бы священники совершенный истинный закон: са-ми бы творили и детей учили на спасеныи путь.

О иже в церквах стоят в тафьях

и в шапках196 Вопрос 21

Да по грехом безстрашие вошло в люди197 в церквах божи-их в соборных и приходных стоят без страха и в тафьях, и в шапках, и с посохи. Якоже на торжищи, или на позорищи, или на пиру, или яко в корчемницы, и говор, и ропот, и всяко пре­кословие, и беседы, и смрадные'98 словеса; пения божествен-наго не слышат в глумлении. Церковь божия устроена на мо­литву приходити и на оставление грехов, и бога молити со страхом, мы же паче на гнев бога подвизаем.

О попех и дияконех

иже в церквах поют безчинно. Вопрос 22 Да попы ж по своим церквам поют безчинно вдвое и втрое, а миряне в теж поры промеж себя глумление199 и всякие речи говорят праздные ино обое погибельно. И пастырие и овцы вкупе заблудиша и погибоша. А попы и церковные причетни­ки в церкви всегда пьяни и без страха стоят и бранятся и вся­кие речи неподобные всегда изо уст их исходят. И миряне зря, на их безчиние, гибнут такоже творят. Попы же в церквах бьются и дерутся промеж себя, а в монастырех такое же безчи­ние творится.

О попех и о дияконех, иже не облачаются в церкве во священные ризы. Вопрос 23~200

Да попы мирские заутреню и вечерню в церкви без риз в единой патрахели поют и у престола действуют и в царские Двери всегда ходят. А детей крестят такоже во единой патра­хели без риз, и младенцев умерших такоже отпевают без риз, и свадьбы венчают, и молебны, и понахиды поют. О сем до­стойно вельми побеседовати, и, в правилех и святых книгах довольно обыскав202, утвердити, чтобы было не на по­гибель душам, и бога не прогневати в таком безстрашии.

О церковных пономарех и диякех. Вопрос 24 Да пономари и дьяки двоеженцы и троеженцы входят в ол-аРь и ко святым203 касаются, а по правилом мирянину двое-

273 Стоглав

„204

Российское законодательство X__XX веков вердити, чтобы вдовцы и неженатые пономари не были, по

женцу до уреченного"" времени в церковь не входити, а троеженцу наипаче запрещено. Достоит о сем запретити и ут-

разсужению учите20''.

Иже бреют главы и брады. Вопрос 25 Да по грехом слабость, и небрежение, и нерадение вниде в мир в нанешнее время; порицаемся хрестьяне а в тридцать лет и старые главы бреют и брады и ус206, и платье и одежи ино-

верных земель носят, то почему познати хрестьян

Иже хрестьяне рукою крестятся

не по существу. Вопрос 26

Иже крестьяне рукою крестятся не по существу и крестное знамение не по существу кладут на себе, отцы духовные о сем не радят и не поучают.

Иже крестьяне кленутся и лаются. Вопрос 21 Кленутся имянем божиим во лжу всякими клятвами, и ла­ются без зазору всегда всякими укоризнами неподобными, скаредными208.

209-Вопрос 28-209

И богомерзкими речьми, иже не подобает хрестьяном. И во иноверцех такое безчиние не творится. Как бог терпит нашему безстрашию?

210'О непокаянии грех наших219. Вопрос 29 Да и о иных тяжких винах духовне беседовати довлеет, за что гнев божий приходит на землю сию и всякие казни пра­ведного гнева божия, да еще не до конца прогневася Господь. Наказует милостию, а ждет нашего покаяния и обращения от всяких зол, паче же от блуда любодейнаго, и прелюбодейства, и со до метва2п, и неправедных судий, и гордости, и зависти. Помыслим, предняя почто весь мир господь потопи, Ноя еди-наго соблюде? Не блуда ли ради. А Содом и Гомор огнь поя-де за что, единого Лота праведного изведе ' Не отроческо­го ли ради блуда. А Ниневии град великий погибе которого ради греха? И в новом законе Царьград за что господь предел иноплеменником и безбожным туркам? А нас чем господь не наказа за грехи наши? Ныне вся злая пострадахом от враг своих213 и от великого божия наказания. И какие грехи не сбышася в нас! И о сем вельми надобе поболети и поскор-бети и исправити вины греховныя, негли Господь милость свою послет на грешныя рабы своя. Паче же запретити о лЮ-бодействе и прелюбодеистве и о злом содомском блуде- НепоД-кновенно утвержайте сие.

О ружных попех. Вопрос 30

Ружные попы по пределом и по соборным церквам ругу емлют: хлеб годовой, и деньги, и пшеницу на проскуры, и

2 1 4-

воск на свечи; а предельные попы свечи и прилепы и ме­сячные^21*. Да они же емлют и молебные денги, и понахид-

2 1 S—

ные, и праздничные из казны, и кутью на понахиды и канун, и свечи, и проскуры за зборы и столы праздничные и заупокойные'2^. А только у своего храму на праздник обед­ню одинова в год, а ни в суботу за упокой, ни в неделю за здравие, ни во владычни праздники, ни великим святым, ни за упокой по родителех обедни не поют. Ни понахиды, ни молебнов, ни заутрени, ни часов, ни вечерни ничего не поют во своих пределех. О том разеудити, кому та руга и милостыня в ползу. От прежних времен тако ся творит, да в нынешния лета временники причли к собором своих попов и ругу и милостыню из нашие казны устроили. Что о том учи-нити?

О ружных церквах и о монастырех. Вопрос 31 Отец мой, князь великий Василей Ивановичь всеа Русии, ездил по чюдотворным местам молитися и давал по многим монастырем богатым и убогим милостыню в приказ, хлеб и соль, и денги, и воск на свечи, и мед на кутью, и пшеницу на проскуры. И после того матушка217 не сполна же в при­каз давала. И после матушки2'** до моего возраста многие монастыри грамоты поймали по вся годы имати милостыню впрок в ругу, а иные монастыри и церкви многие приходные внове в те же времена грамоты поймали ругу имати из каз­ны. А у тех монастырей села есть и иные доходы, а у при-ходных церквей се приход улица , а у иных села есть да и огороды и сады и пожни и иные пошлины и лавки по­земные, да и мою ругу в те времена устроили же себе из каз­ны. И о том как впредь быти? А убогих монастырей и не­приходных церквей достоит устроити по разеужению.

221— /-^ „ _оо| р. _~

U птицах и заицех о удавленине . Вопрос 32 Продают в торгу по всем градом и по всем землям моего государства всякие птицы и зайцы давленину, а не колото живо и кровь не точена. И о сем в заповедех божиих вельми возбраняет хрестьяном довленина ясти. Достоит о сем законо­положение разеудно222 утвердити, чтобы хрестьянские души лавлениною не осквернялися.

О еже на вечернях святыя славы не поют

и на заутренях славословия. Вопрос 33 &-оея ради вины в нашем царстве на Москве и во всех мо­сковских пределех в соборных церквах и в приходных, окроме м°настырей, по вскресным вечерням и по праздничным и ве-ликим святым, егда выход бывает, святыя славы не поют, ре-говорят, а на заутрени в неделю и в праздники славосло-

115

Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

вия не поют же. Якоже и в прочий простые дни речью гово-. рят. А во уставе наэнаменано нарочитым святым славословие

великое, то ему почесть.

О иже на литоргиях Отца и Сына22* не поют. Вопрос 34

Да на божественоп литоргии Отца и Сына и святаго Духа, святую Троицу единосущную и нераздельную всегда не поют, речью говорят. А в нашем царстве, как есми был в Новегоро-де в великом и во Пскове, во святей Софеи премудрости бо­жий и у живоначальной Троицы и во всех святых божиих церквах по воскресным днем и по господским праздником и нарочитым святым на вечерни, когда выход, святыя славы по­ют, и славословие поют же на заутрени в воскресныя дни и в праздники, когда во уставе молвлено славословие великое, а в простые дни говорят Отца и Сына и святаго Духа, 2 'на бо-жественой литоргии по вся дни поют"1 . И о сем како до­стоит здесе быти, и вы 22Ь~соборне уложите' . '

О животворящем кресте. Вопрос 35

Да о животворящем кресте господни, на церквах водружа­ют, назнаменати, како достоит и лепо ему быти.

О иже не вносити в алтарь пьянственаго пития. Вопрос 36

О святых божиих церквах, о жертвеннике и о кутейнике. Приносят боголюбцы ко святым божиим церквам ладан и фи-миян, и 227свещи, и просвиры. То во свяУЬгй жертвенник и во святып алтарь вносится по уставу. Теже крестьяне прино­сят кутию и канун за здравие и за упокой и на велик день

" * 228

пасху сыр и яйца, и ряби печены и во иные дни колачи и пироги, и блины, и короваи, и всякие овощи229. В Новегоро-де и во Пскове на то устроен кутейник во всякой церкви, зде же убо та вся потребная 230~вносит в жертвенник и во свя-тый олтарь'230, а правила святых апостол и святых отец о сем запрещают. И впредь како сему достоит быти?

Иже иноки и инокини во едином монастыре живут. Вопрос 37 В нашем царстве на Москве и во всех градех монастыри особые: живет в нем игумен да чернца два или три и где како ся лучило"231, да тут же в монастыре миряне с женами и с детьми живут. А в котором монастыре живут черницы, ино в том монастыре такоеж живут миряне и холостые и с женами. Пригоже ли то так быти232 ? А в ином монастыре черницы и чернцы живут, а убогие чернцы и черницы по ми-ру скитаются, и тем нигде покою нет ни в котором монастыре не приимут. А попы и дьяконы и дьяки и пономари с жена­ми тут же с черницами в монастыре вместе живут. По правы-

I

лом святых отец како достоит тому быти? Тако бы на святом соборе и уложити во веки неподвижимо. 233"И о сих дозде царевы вопросы 233.

И О ТЕХ О ВСЕХ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ СОБОРНЫЙ ОТВЕТ. ГЛАВА 6

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Ру-сии самодержца, что по многим святым церквам звонят и по­ют не во время, кроме божественного устава, и многие цер­ковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. Он же, боголюбивый царь, о том таковая слышав, не просто вмени, но разжегся Духом святым, вскоре повеле и списати о тех о многоразличных церковных чинех, которые не по уставу и не сполна по священным правилом совершаются, и вдаст на соборе отцу своему Макарию митро­политу всеа Русии и повеле ему о всех тех церковных чинех, разсудив, указ учинити по божественному уставу и по свя­щенным правилом. Он же соборне приим от благочестивого царя со всяцем духовным порадованием любовне прочитают и, о всех о тех многоразличных церковных чинех разсудив и воззря в божественная правила, да о всем том о святем Дусе соборне уложили. Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом и по всей земли росийского царьст-вия по всем святым церквам звонити и божественныя литор­гии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину о всем234 по преданию святых апостол и святых отец по божественному уставу и по священным правилом ничтоже претворяющее. И того ради церковного чина на болшее утвер-жение по совету и по повелению и сердечным желанием о святем Дусе возлюбленного сына святыя церкви и нашего смирения благоверного христолюбивого и боговенчаннаго царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руссии самодержца и со иже о святем Дусе 235~с своими детьми235 со архиепископы и епископы русския митрополия самобывши­ми ту: с Феодосием архиепископом великого Новаграда и Пскова, с Никандром архиепископом ростовским и ярослав­ским, с Трифоном епископом суздальским и тарусским, с 'Урием епископом смоленским и брянским, с Касьяном епи­скопом рязанским и муромским, со Акакием епископом твер­ским и кашинским, с Феодосием епископом коломенским и к°ширским, с Савою епископом сарским и подонским, с Ки-прияном епископом пермским и вологодским, и со архимари-ТЬ1 и игумены и со всем священным собором по данной нам т бога власти и царским советом соборне повелехом того ра-»и чину церковного и брежения ради священнического и всех Ради православных хрестьян, наипаче же оберегаючи сана и еличества царства и святительства и смиренных своих душ астырских, да ничтоже во святых церквах, кроме священных °жественных правил сотворяется, ниже презрено будет на-



2015-11-27 401 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российское законодательство X — XX веков 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)