Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российское законодательство X — XX веков 5 страница



2015-11-27 453 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




ч ~ 281

матерь и прилепится жене своей и оудета в плоть едину. Тайна сия велика есть. Аз же глаголю во Исусову церковь: Обаче и вы поединому кождо свою жену тако да любит». И по-сем ектенья, «Помилуй нас боже», таже поминает царя и святи­теля и поимающихся, таже и отпуст, Христос истинный бог наил молитвами пречистыя его матери, и святаго егоже есть храм, и егоже есть день, и всех святых помилует и спасет нас, яко благий ч ловеколюбец.

282О ВТОРОМ БРАЦЕ™2.

ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА

НАШЕГО НИКИФОРА2»3 КОНСТАНТИНА

ГРАДА ИСПОВЕДНИКА. ГЛАВА 21

Правило о церковных его сочинениях, иже с ним святых отец правило второе. Двоеженец не венчается, но и запрещение при­емлет не причастится святых тайн два лета, а треженец J лет.

О ТОМ ЖЕ НИКИТЫ БЛАЖЕННАГО МИТРОПОЛИТА ИРАКЛИЙСКОГО

ОТВЕТЫ К НЕКОМУ КОНСТАНТИНУ ЕПИСКОПУ.

О НИХ ЖЕ ВОПРОШЕН БЫСТЬ. О ДВОЕЖЕНЦЕХ ЗАПРЕЩЕНИЕ. ГЛАВА 22

Опасенье, убо двоеженца не обычно венчати. Великая же церкви обычая сицева не разсмотряет, но и на джвоеженцы не-вестныя венцы возлаг ет, и никтоже от сего, когда обвиновен бысть, обаче едино или две лете причащения отлучает их, но и венчавшаго презвитера с ними вечеряти не попусти. По седмо-му правилу иже в Неокесарии сбора.

О ВТОРОМ ЖЕ БРАКУ И О ТРЕЖЕНЦЕХ. ГЛАВА 23

А второму браку венчания несть, но токмо молитва по пра­вилом, и третьему молитва под запрещением по священным правилом. Второму 2 лета епитемьи, аще будет млад, то еди­но лето. А тертьему пять лет от общения и ото всякия святы­ни. А четвертый бы брак от вас никогда же не именовался, че­твертый же брак и законнии правила возбраняют, блудяй убо себе единому неправду сию имеет. А иже четвертою брака яко рекше себе смесив поругается, убо сим возбраняющим боже­ственным и священным правилом, он убо который разрушает божественных и священных правил, каковое имеет благочестие и каковый ответ ждет на страшнем суде, топ убо и сам себе от­лучи от славы божия. Богословию же тезоименитый великий Григорий: первый, рече, брак-закон, вторый-прощение, третий-законопреступление, четвертый-нечестие, понеже свинское есть житие. Премудрый же цар Лев и к четвертому браку совоку­пился бяше. И во отлучение впаде от Николы патриарха. Ему же много моляшеся царь, еже разрешити его от таковаго связа-ния. Якоже он неумолен бысть, от церкви его изгна и в него место паки Евфимия мужа освященна постави на патриярше-ство. И сему много молящеся, еже разрешити его от таковаго связания, и не токмо разреши его, но отвержена и непрощена сотвори ради четвертого браку со множайшими святытельми возбранив ему.

О ЧЕТВЕРТОМ ЖЕ ОТРЕЧЕННОМ БРАКУ И О ТРЕТ И ЕМ. ГЛАВА 24

По великого же убо Василия слову, аще муж имет жити с че­твертою женою или жена за четвертым мужем, тех божественая правила отлучают во церковь не входи и 4 лета. По четвертом Лсе лете входит во церковь, божествендго же причащения не приемлет до 285 лет ни доры ни богородична хлеба. Трежен-Иы же низвержающихся, якоже скверны церковныя, бывше, да-Же До пяти лет не причастным были повелевает. Летом сим ми-м°Шедшим и паки единою в лете к причащению божественному

289 Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

приходити в честнаго и спасительнаго дни пасхи. В великий же тот пост преже того великого дни да предочищают себе, елика их сила есть. Аще ли духовник видит, тот человека запрещени­ем обязанного пекущася о согрешении том вельми и плачущася и рыдающа и во унынии ходяща сердечнем, причащает паки того на третье лето причтавшагося к третьему браку. Который же священник, смея здеяти паче заповеданною времени тако­вых причащения божественаго сподобити, о своем степени по-стражет. Но паки к третьему поиманию, аще хотят кто соеоку-питися и аще будет добре млад, детей не будет от него ни от первого брака ни от второго, тому надобе разсужение со опите-мью великою, едва совокупитися к третьему браку. А которые простые люди имут пити 286 до обеда"286, и вы таким возбра­няйте. И просвиры и богородична хлебца не давайте дондеже исправятся2Й7. Да и сами бы есте священницы не отправив правила ранняго пития и ядения не вподобно время никакоже касалися, да не от вас будет соблазн миру. Аще простец согре­шит, то един о себе ответ даст. А иерей согрешит, то о мнозех ответ дати. И вы бы боялися священных правил тягости, да не от вас самех мнозем простым человеком претыкание и соблазн будет. Якоже рече писание: «Смущаяй грех, да понесет...» и прочая.

О ДЬЯЦЕХ ХОТЯЩИХ ВО ДЬЯКОНЫ И В ПОПЫ СТАВИТИСЯ. ГЛАВА 25

28Й'О ставленикех хотящих во дьяконы и в попы ставити-ся 288, а грамоте мало умеют И святителем их поставити ино сопротивно священным правилом. А не поставити, ино святыя церкви без пения будут, а православные хрестьяне учнцт 289~без покаяния умирати'289. И святителем лСзбирати по свя­щенным правилом в попы, ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет А грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию содержати и детей своих духовных, православных хрестьян, управити могли по священным правилом, да о том их святители истязуют с ве­ликим запрещением, почему мало умеют грамоте. И они ответ чинят: «Мы, де, учимся у своих отцов или у своих мастеров, а инде нам учитися негде. Сколько отцы наши и мастеры умеют, потому и нас учат». А отцы их и мастеры их и сами потому ж мало умеют и силы в божественном писании не знают, а учити­ся им негде. А преже всего в росийском царствии на Москве и в великом Новегороде и по иным городом многия училища бы­вали, грамоте и писати и пети и чести учили. И потому тогда грамоте и писати и пети и чести гораздых много было. Но пев­цы и четцы и добры писцы славны были по всей земли и Д° днесь.

290О УЧИЛИЩАХ КНИЖНЫХ ПО ВСЕМ ГРАДОМ. ГЛАВА 26

И мы о том по царскому совету соборне уложили, в цар' ствующем граде Москве и по всем градом291 тем же протопо-

пом и старейшим священником и со всеми священники и дьяко­ны, кийждо во своем граде, по благословению своего святи­теля изврати добрых духовных священников и дьяконов и дья­ков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх божий,

/" 293

могущих и иных пользовати, и грамоте бы и чести и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учини-ти в домех училища, чтобы священницы и дьяконы294 и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжнаго писма и церков­ного петия псалтырного и чтения налойнаго. И те бы свя­щенники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким ду­ховным наказанием, наипаче же всего учеников бы своих брег-

" f 296

ли и хранили во всякой чистоте и олюли их ото всякого растления, наипаче же от скверного содомского греха и руко­блудия и ото всякия нечистоты, чтобы им вашим брежением и поучением, пришед в возраст достойным выти священнического чину. Да учеников же бы есте своих во святых церквах божиих наказывали и учили страху божию и всякому благочинию псал-мопению и чтению и пению и канарханию по церковному чину. А учили бы есте своих учеников грамоте довольно, сколько сами умеете. И силу бы им в писании сказывали по данному вам от бога таланту ничтоже скрывающе, чтобы уче­ницы ваши все книги учили29Й, которые соборная святая цер­ковь приемлет, чтобы потом и впредь могли не токмо себе, но и протчих пользовати и учити страху божию о всех полезных, также бы учили своих учеников чести и пети и писати, сколько сами оне умеют, ничтоже скрывающе, но от бога мзды ожидаю­ще, а и зде от их родителей дары и почести приемлюще по их достоинству.

299О СВЯТЫХ ИКОНАХ И О ИСПРАВЛЕНИИ КНИЖНОМ. ГЛАВА 27

Да протопопом же изоо~старейшим священником и избран­ным священником 3 ° со всеми священники к коемждо граде во всех святых церквах дозирати святых икон и священных со­судов и всякого церковного чину служебного и на престолех святых антимисов дозирати и священных301 книг святых еван-гелей и апостол и прочих святых книг, ихже соборная церкви приемиет. И которые будут святыя иконы состарелися, и им Те велети иконником починивати. А которые будут303 мало олифены, и оне б те иконы велели олифити. А которые будут святыя книги евангелие и апостолы и псалтыри и прочая кни-ги, в коепждо церкви обрящете, неправлены и описливы, и вы °ы те все святыя книги с добрых переводов справливали собор-е> занеже священныя правила о том запрещают и не повелева-т неправленых книг в церковь вносити, ииже по них пети.

Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

О КНИЖНЫХ ПИСЦЕХ. ГЛАВА 28

Также которые писцы по городом книги пишут, и вы бы им велели гшсагн304 с добрых переводов. Да написав правили, по­том же бы и продавали, ЗО5'а не правив бы книг не продава­ли'305. А которой писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто у него неисправлену книгу купит и вы бы тем потому же возбраняли с великим запрещением, чтобы впредь тако не творили. А 306~впред таковии обличени будут продавец и купец306, и вы бы у них те книги имали даром безо всякого зазору, да, испра­вив, отдавали в церкви, которые будут книгами скудны. Да ви­дя таковая вашим брежением, и прочие страх приимут, и вы бы о всех о тех предиреченных церковных чинех и о честных ико­нах и о святых книгах и о всем о том потщалися совершити и исправити, елика ваша сила. И за то от Господа бога великому мзду восприимете, и от благочестивого царя хвалу и честь, и от нашего смирения соборное благословение, а ото всего народа благодарение и хваление за ваши священническия труды и под­виги. И аще сия со благодарением и хотением сердечным ис­правити потщитеся, то с радостию ожидайте сугубы мзды от бога и царства небесного по реченному Христову словеси: до­брый мой рабе благий и верный мале бысть верен надо многи­ми тя поставлю. Вниди в радость Господа своего и прочее и сия убо дозде священству вашему написахом.

О ВСЕХ ПРОТОПОПЕХ И О СОБОРНЫХ

И ОРУЖНЫХ

И О ПРЕДЕЛЬНЫХ СВЯЩЕННИКЕХ И ДЬЯКОН EX. ГЛАВА г 29

Во всех святых соборных церквах по в£ем градом протопо­пом и священником дьяконом соборным и придельным и руж-ным попом и диаконом, так же бы по всем святым соборным церквам и в приходех по градом и по селом , здесе в цар­ствующем граде Москве и по всем градом росииского царствия, чтобы о всех о тех церковных чинех брегли протопопы, чтобы соборные священники и дьяконы и придельные и ружные священники309 к церквам божиим на всяк день приходи­ли ко всякому божественному правилу и стояли бы на боже­ственном правиле со благоговением и со страхом божиим. А протопопов бы чтили и слушали и повиновалися им о бозе во всем безо всякого прекословия, и брегли бы о всех о тех преди­реченных церковных чинех заодин, чтобы божественное прави­ло во всех святых соборных церквах и ружных и предельных сполна было по божественному уставу и по преданию святых апостол и святых отец чинно и безмятежно. А которые собор­ные священники и ружные и предельные священники и дьяко­ны не учнут протопопов слушати, а учнут упиватися в пьянство и о церковном пении небречи, и протопопом таких соборне на-казывати, чтобы в пьянство не упивалися и к церквам божиим ходили, и на божественном пении чинно стояли со всяцем ду-

ховным вниманием, а не билися и не лаялися, и не скверносло­вили и пияни бы в церковь и во святый олтарь не входили, и до кровопролития не билися, занеже священныя правила апо-стольския и отеческия таких всех безчинников отлучают, а биющихся и кровь проливающих не токмо отлучают, но и ко­нечному извержению предают. Якоже пишут во своих прави-лех: аще кий епископ или презвитер или дьякон бьет верна-го310 или неверного, да извержется. Такоже: аще кий епи­скоп или презвитер или дьякон упивается, или престанет, или да отлучится. И вы бы священных правил боялися, пребывали бы есте во всяком благоговении священническом, да не от вас будет соблазн или смущение мирским человеком. Евангельско­му Христову словеси: горе миру от соблазн. И паки рече: сму-щаяй грех да понесет и прочее. А которые священники и дья­коны по первом и втором наказании протопоповем соборнем учнут прекословити и не повиноватися и о церковном чину не учнут бречи, и протопопом о таких безчинникех святителем возвещати, и тем попом и дьяконом от святителей быти в ду­ховном запрещении и от церкви во отлучении по священным правилом. О протопопех. Также и протопопы, которые по со­борным церквам сами учнут упиватися или безчинствовати и небречи о соборном церковном чину. И соборным священником о тех протопопех святителем возвещати и тем протопопом свя­тителей потому ж быти в великом запрещении и в конечном от­лучении по божественным же и священным правилом.

О РУЖНЫХ ПОПЕХ И ДЬЯКОНЕХ. ГЛАВА 30

А ружные бы и придельные священники и дьяконы, кото­рым идет царская руга, хлеб и денги, и за столы ходят ясти и пити, и молебные и понахидные денги емлют, и те бы все свя­щенники и дьяконы по своим церквам и по пределом по вся дни часы и вечерни, и понахиды, и павечерницы, и полунощни-цы, и заутрени, и молебны пели сполна по уставу и по преда­нию святых апостол и святых отец. А обедни бы служили по своим церквам во всякую неделю за здравие, а в суботу за упо­кой, да и по владычним праздником, да и на похрестья бы и к молебном ходили с соборными священники вместе, якоже, и прочия священники и дьяконы, и молили бы бога по церковно­му чину за благочастиваго царя и за всех православных кресть­ян. А которые ружные и предельные священники и дьяконы не учнут бречи о святых церквах и о божественном правиле по Уставу и по преданию святых апостол и святых отец или ЗИ'на похрестие 3" и к молебном не учнут ходити с прочими собор­ными священники, и тем от святителей по первом и втором на­казании быти во отлучении по священным правилом а от царя лишенным быти руги и милостыни и на их место иных попов и Дьяконов посылати.

Стоглав

194

Российское законодательство X — XX веков

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ,

КАКО ПОДОБАЕТ АРХИЕРЕОМ

И ИЕРЕОМ РУКОЮ БЛАГОСЛОВЛЯТИ

И ЗНАМЕНОВАТИСЯ. И ПРОЧИМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРЕСТЬЯНОМ

ЗНАМЕНОВАТИСЯ И ПОКЛАНЯТИСЯ. ГЛАВА 31

Такоже бы священныя протопопы и священники и дьяконы на себе воображали крестное знамение крестообразно и по чину. И благословляли бы протопопы и священники православных крестьян крестообразно же, якоже предаша святии отцы. Так же бы и детей ceouxin и всех православных крестьян поучали и наказывали, чтобы себя огражали крестным знамением по чи­ну и знаменовалися крестообразно. Правую бы руку, сииречь десницу, уставливали по крестному воображению: большей па­лец да два нижний перста воедино совокупив, а верхний перст с середним совокупив, простер и мало нагнув. Тако благословити святителем и иереом, и на себя крестное знамение рукою возла-гати двема персты, якоже предаша святия отцы воображати крестное знамение. Первое возлагати на чело, таже на перси, сииречь на сердце, и потом на правое плечо, таже на левое пле­чо, то есть истинное воображение крестнаго знамения. И потом покланятися душею и телом, умом и сердцем, и всем помышле­нием пречистому образу и животворящему кресту господа бога и Спаса нашего Исуса Христа и пречистой Богородицы, и небе­сным силам, и великому во пророцех Иванну предтече, и свя­тым апостолом, и великим чюдотворцом, и всем святым на свя­тых иконах воображенных и написанных, и ,святым церквам, и святому евангелию, и прочим святыням поклонятися. Якоже предаша нам самовидцы и слуги божия слова святии апостолы и святии отцы, такоже подобает и всем православным крестьяном руку уставляти и двема персты крестное знамение на лице сво­ем воображати и покланятися, якоже и преди рехом. Ащели кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не во­ображает3^ крестнаго знамения, да будет проклят, свя­тии отцы рекоша. Прочее же о крестном знамении известно и достохвально списани преподобных отец наших Мелетия и Феодорита, сице возвещают с прочим толкованием, како рукою блаюсЛовляти и креститися всем православным. Иже кто не знаменуется двема персты, якоже и Христос, да есть проклят. Креститися и благословити два долныя314, а третий верхний к долнима перстома. Тоже согбение персту толкует: преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения, а два верхние сими же двема благословити в божество и в человечество креститися по­добает и благословити. Персты три совокупити низу, а два верхний купно теми благословити и креститися в божество и в человечество. Так же и Мелетий севастийский и Феодорит научают нас, и инде речено бысть. Мелетий сей, севастийский епископ, житием и словом славен зело. Безчиния же ради су­щих под руку его отрекся епискупьи и бысть в безмолвии.

Тогда еретицы, мневше яко мудрствует с ними Мелетий, проси-ша его у царя да будет патриярх, eoice и бысть. И посем бывшу собору о вере единосущества и арияном инако глаголющим, Мелетий же божественнаго правила показа явление. Людем же просящим скорое учение от бога показати, он же показа персты три во Отец и Сын и святый Дух, и не бысть знамения. По сем же Мелетий два совокупль, а три пригну и благослови люди. И изыде от него яко огнь молнии, достохвальнып он испусти глас. Трие убо разумеем о едином же беседуем, и тако посрами ере­тики. И посем в Константин град прииде, от великого царя Феодосия зело почтен бысть святый. Сице благословити рукою и креститися. Три персты равны имети вкупе по образу троиче-скому: бог Отец, бог Сын, бог святый Дух. Не три бози, но един бог в троицы. Имены разделяется, а божество едино. Отец нерожен, а Сын рожен, а не создан. Дух святый ни рожен ни создан, но исходя. Трие во едином божестве: едина сила, едина божеству честь, един поклон от всея твари ото ангел и человек. Тако и тем трем перстом указ. Два перста имети наклонена, а не простерта, а тем указ тако: то образует две естестве боже­ство и человечество. Бог по божеству, а человек по вочеловече­нию, а во обоем совершен. Вышний перст образует317 боже­ство, а нижний человечество, понеже сошед от вышних спасе нижняя. Тоже гбение персту толкует: преклонь бо небеса и сни­де нашего ради спасения, да тако достоит креститися и благо­словити. Тако святыми отцы указано и узаконено.

О КРЕСТЯЩИХСЯ НЕ ПО ЧИНУ. ГЛАВА 32

Мнози неразумный человецы, махающе рукою по лицу свое­му, творят крестящеся, а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститится. Первое положи-ти руку на челе своем, потом на персех, таже на правом плече, потом на левом, то есть истинное воображеные крестному знаме­нию, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той ни­когда же не убоится дьявола ни злаго супостата ы от бога мзду приымет за то, аще кто и единова прекрестит лице свое и по-исты не право крестится. Аще ли кто леностию или невежестви-ем не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и предается дьяволу. И аще кто наставник будет и научит неразумных, а они приемлют с радостию, то от Господа сугубу мзду восприимет за то. А кто не внимает, ни послушает благаго наказания, да будет отлучен. И о тех и о всех предире-ченных церковных испрвлениях священным протопопом и всем священником по священным правилом бречи накрепко. И о всем самем жити со благоговением и с постом и молитвами и по чину священническому и в прочих добродетелех. И детей своих Духовных, православных крестьян, учити закону и страху бо-жию и исправляти по священным правилом, како им подобает Жити в чистоте и в покаянии, со благоговением и в посте, и в молитвах, и в братолюбии, мирно и любовь между собою иму-

295 Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

щи, и приходящая святыя посты прилежно и честно с постом и молитвами и со многим воздержанием провожати и держати че­стно, и по вся дни ко святым божиим церквам и ко всякому со­борному пению приходили бы, и стояли бы на молитве со бла­гоговением и со страхом божиим, и брегли бы о всем благого-вейнстве церковном, чтобы по всем церквам соборным и несо­борным церковный чин о всем шел по уставу и по преданию святых апостол и святых отец. А от пьянственнаго бы безмерна-го пития священныя протопопы и священники и дьяконы воз-держалися и в пьянство бы в конец не упивалися, да и детей своих духовных наказывали, чтобы в пьянство не упивалися нигде же, бо несть писано, что не пити вина, н буди нам тако­вая мудрствовати ниже запрещати, но сам бог созда и повеле пити вино в веселие и, а не во пьянство. Также и ясти не во объядение, но в сытость и в славу божию. Также святии апосто-ли и святии отцы уставиша и заповедаша ясти и пити в славу божию, а от упивания в пьянство и от объядения вельми запре-тиша и под запрещением учиниша не токмо священным, но и простым, по реченному во святом евангелии, якоже сам Хри­стос отрече: «Да не отягчают сердца ваша объядением и пьян­ством и печальми житейскими». Такоже и божественный Павел отрече: «Братие, не упивайтеся вином, в немже несть спасения, но паче блуд». И паки рече. «Пьяницы и блудницы царства не-беснаго не наследят». И много о том упивании в пьянство в бо­жественном писании отречено бысть. Якоже и божественный апостол Павел, паки собрав отрече: «Не прельщайтеся ни блуд­ницы, ни прелюбодеи, ни мужеложницы, ни скотоложники, ни рукоблудники, ни лихоимцы, ни хищницы, jtu чародеи, ни пия-ницы, ни татие. Все таковии царства небесного не наследят».

О СОДОМСКОМ ГРЕСЕ. ГЛАВА 33

Нецыи же к тому злу, забыв страх божий, скверное беззако­ние творят, иже не подобает творити православным, реку же, содомскую пагубу многим людем на смятение и на соблазн и погибель. А от множества народа и от иноверных поношение и укоризна нашей православной вере хрестьянстей. И о тех о всех отреченных и скверных и зазорных дел скаредных отцем духов­ным священным протопопом и священником детей своих духов­ных накрепко испытовати и запрещати с великим истязанием духовным, чтобы таких скверных и мерских дел не творили. И которые покаются и вперед обещаются3'^, и вы бы их испра-вливали по правилом святых апостол и святых отец, а без опи-темьи бы есте не прощали. А которые не исправятся ни покают­ся и вы бы их ото всякия святыни отлучали и в церковь входу не давали, и приносу от них не принимали, дондеже покаются и престанут от своих зол. Таких бо ради скверных дел божий гнев приходит на православное хрестьянство: овогда ратию, иногда же глади, овогда же тлетворныя ветры, овогда же паде­ние человеком и скотом сииречь смертная язва, иногда же вели­кие пожары и иные многие казни наводит господь бог к нашему

исправлению, чтобы таковая мерзость и законопреступныя дела никогда же в православии не именовалися и попраны бы были до конца.

О ЦЕРКОВНОМ ЧИНУ. ГЛАВА 34

Священным протопопом по соборным церквам, а старостам священником и десяцким по всем церквам дозирати почасту, чтобы у них было по чину и по уставу великого нашего право­славия везде чинно по церковному чину. Яко да человеколюбец Господь бог, видя всех нас обращение и чистое покаяние, изба­вит нас належащих всегда праведных своих прещений и отовра-тит всякого своего гнева, и милостивым оком призрит на свое достояние, и из авит нас мучения и пленения и печалей, види­мых и невидимых враг, да сподобит ны всякаго пребогатнаго своего благаго воздаяния. И того бы ради протопопы по сеем собором и старосты и десяцкие священники по вся дни брегли и пытали 319 бы священников, приходящих к ним, дер­жат ли у себя хиротонии и чтут ли по них и себе внемлют ли. И аще чтут или внемлют благоугодно богу. А у которых священ­ников не будут хиротонии, и те бы приходили к святителем кождо во своем пределе и имали хиротонии от своих святите­лей, да также бы ходили и внимали 320~себе потому320, как в них писано. А 321~учнут которые священники и дьяконы жити в слабости и в пьянстве и в прочих неподобных делех, ихже ненавидит Бог. Или учнут глумитися 322 мирскими кощунами

Ч2Ч—

и ходити на мирская позорища, ихже священником не подо­бает смотрити и слушати 323, или в корчмы ходити и игры слу-шати, или учнут нерадиво жити и о 32<1~церкви божий небре-щи , или учнут о своих детех духовных нерадити и того цер-ковнаго дела небречи, или не учити их страху божию своего ра­ди безчинства, якоже достоит жити по закону божию всякому

~322

хрестьянину , и о том о всем известно и достоверно протопо­пы и старосты испытовают священников и добрых людей и ис-пытавше твердо о всем о том да возвещают святителем митро­политу и архиепискупом и епископум, койждо во своем пределе. И святители тех попов и дьяконов о их безчинстве духовне на­казывают с великим запрещением: овому духовное наказание, овому страх, иному же отлучение по священным правилом. А которые священницы и дьяконы не учнут слушати святитель­ского наказания по правилом святых апостол и святых отец и по святей хиротонии, таковии будут от своих святителей в ко­нечном отлучении священства и предани будут церковному су-ЛУ- А по которых безчинных священницех и дьяконех начнут покрывати протопопы и старосты и десяцкие325, и 32Ь'тем са-мем быти от святителей в наказании и во отлучении по тем же священным правилом 326. А о духовных делех протопопы и свяЩенницы о своих детех духовных да приходят спрашивати кииждо к своему святителю, и святители, их поучают и наказы­вают по священным правилом, чтобы о своем священстве и о Душевной пользе колико мощно и о всей от Бога врученней па-

Стоглав

298 стве всегда попечение имели по своему священническому долгу,

Российское по Господню слову глаголющему: ему же, бо рече, много дает-

законодательство ся> и много взыщется от него. И того ради вам священником по-

л — лл веков ,

добает своих духовных детей поучати и наказывати прилежно,

чтобы все православные крестьяне к церквам божиим ходили и к вам на покаяние приходили с женами своими и с детьми и жи­ли бы потому же в чистоте и в покаянии и в прочих добродете-лех, якоже подобает православным крестьяном. А развее бы жен своих не знали иных и наложниц не держали, и чад своих наказывали и учили страху божию.

УКАЗ СОБОРНЫМ СТАРОСТАМ ПОПОВСКИМ

НА МОСКВЕ И ПО ВСЕМ ГРАДОМ.

327'ЧЕГО РАДИ ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ

И СТАРОСТА ИЗБРАН ТУТА

И ИНЫЯ ЦЕРКВИ МНОГИЯ

И ПОПЫ И ДЬЯКОНЫ ПРИЧТЕНЫ

ТУТО ПРИХОДИТИ 327. ГЛАВА 35

В неделю всех святых к той соборной церкви на вечерне соби­раются от всех церквей попы и дьяконы, которые причтены к тому собору. У своей церкви вечерню поранее отпев и с ними их приход, мужи и жены, с свещами туто же идут к соборной цер­кви. И тутошней поп, которой у тое церкви у соборные живет, вечерню отпоет. А те священники соборные и дьяконы и народ збираются, и после вечерни староста поповской и все попы и дьяконы облачаются в патрахели и во священныя ризы, и ста­роста возмет животворящий крест в руку правую, а дьякон ка­дило, а иной дьякон крест выносной возмет, которой стоит за престолом, а священник икону пречистую выносную возмет, ко­торая за престолом же стоит со крестом вкупе, да и пономарь возмет хоруговь, и туто начнут молебен да пойдут к пречистой соборной, а идучи поют молебен. А за ними мног народ идут с свещами. И пришед в пречистую в соборную церковь и дожида­ются конца, как вечерню отпоют. И начнет староста с собором петц328 посреди церкви стих: «Радуйся, двери божия». И пропев стих диакон глаголет октенью с кадилом: «Помилуй нас, боже». И молит за царя и за святителя, и о воинстве, и о вся­ком прошении по чину, якоже в соборных церквах на молебнех говорят. И кадит святыя образы, потом святителя и по чину старосту и священников, и весь народ. И староста со крестом отпуст глаголет и несет крест к митрополиту или ко владыце на место. Митрополит329 знаменается сам честным крестом и бла­гословляет старосту и всех попов и дьяконов и весь народ. А выносной крест и икону держат пред святителем, и митрополит знаменався у креста и у иконы и отпущает их. И от инех собо­ров староста и попы и дьяконы и весь народ такоже творят. А назад идучи из тое церкви молебны же поют, и вшед в церковь поют владычицу большую, потом октенья с кадилом по преже-писанному и отпуст со крестом. И благословляет 330~попы и на­род'''30, и отходит в домы своя. И как пойдут со кресты звонят,

а мимо которую церковь идут, звонят же, а пришед со кресты звонят же. От всех святых до воздвижения честного креста во всякую неделю на вечерни тако сходитися и ходити со кресты по своим церквам, которые церкви к тому собору причтены. А пение и чин по прежеписанному. Аще дождь или грязь, не моч-но итти со кресты, и оне туто в соборной церкви сшедшеся мо­лебны поют за всяко прошение по настоящему времени. А в не­делю пред воздвижением такоже от всех соборов прийти к со­борной пречистой со кресты, якоже в неделю всех святых все по тому чину. И от воздвижения честного креста до недели всех святых после вечерни промеж себя с соборными кресты не хо­дят. В понедельник святые недели собираются священники и старосты, каждо во свой собор, со всем народом и ходят с чест­ными кресты к соборной церкви пречистой, якоже в неделю всех святых. Во всю святую неделю после заутрени промеж себя по своим церквам кождо во своем соборе ходят со кресты мо-лебная с вершающе по прежеписанному. А которому храму праздник, и того собору к той церкви ото всех церквей поп со крестом, да дьякон с кадилом, а пономарь с выносным крестом из за престола, а сторож с выносною иконою, а иной с хоруго-вью, да весь приход тоя церкви, мужи и жены, со свещами и с проскуры, отпев у своей церкви заутреню, да начнут молебен туто же празднику, да идучи поют, а их приход за ними идут. И все творят по прежеписанному. И у праздника молеб-ная совершив и освященною водою кропят и возвращаются во свой храм, и совершив отпуск отходят во своя домы.



2015-11-27 453 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российское законодательство X — XX веков 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)