Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российское законодательство X — XX веков 6 страница



2015-11-27 475 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




О НАКАЗАНИИ ЧАД СВОИХ. ГЛАВА 36

Также и чада их родителей своих почитали бы и слушали во всем по священным правилом. Иже чтет родителя своя, той оцыстится от грех своих и от бога прославится. Аще ли кто зло-

332 " /*" "

словит родителя , и сей пред оогом грешен есть, а от людей проклят. Аще ли биет отца или матерь, от церкви да отлучится и смертию да умрет. Писано бо есть, отчая молитва сына непо-корива изсушит, а материя искоренит. А слушаяй и почитаяй родителя, доб о ему будет и будет многолетен на земли. Тако­же и юных детей своих наказуйте и учите страху божию, чтобы жили в чистоте и в покаянии и в прочих добродетелех. А сквер­нословие бы и празднословие никогда же не именовалося.

333-и

Л которые ваши дети духовные не возмогут чистоты храни­ли, и они бы женилися и браком сочталися и жили бы с своими женами по закону. А содомския бы скверныя дела в православ­ных крестьянех333 мужеложство и скотоложство и рукоблудие и всякая нечистота никогда же не именовалася 33*~вашим свя­щенническим поучением и наказанием"33'1. О таковых бо и бо­жественный апостол Павел 33 собрав отрече J , якоже и пре­ли рекохом, не прельщайтеся ни блудницы, ни прелюбодеи, ни Щжеложники, ни скотоложники, ни рукоблудники, ни лихоим-Иы, ни хищницы, ни чародеи, ни пьяницы, ни татие, — все бо таковии царства небесного не наследят. А кающихся и обра-

299 Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

щающихся от таковых гресех святая церковь приемлет и по свя­щенным правилом на уреченные лета священницы их отлучают дондеже исправятся.

О ТОМ ЧТОБЫ НАЛЖИВЕ КРЕСТА НЕ ЦЕЛОВАЛИ. ГЛАВА 37

Такоже бы есте своих детей духовных поучали и наказывали и страху божию, чтобы промеж себя и в соседстве жили любов­но: не крали и не розбивали, и не ябедничали, и налживе не по-слушествовали, и чюжаго не восхищали, и сами не обидели и скверными речьми не укорялися , и на криве бы креста не целовали и именем божиим во лжи не ротилися и не клялися. Занеже православным хрестьяном крестное целование ротою и на криве отнюд в конец отречено бысть священными правилы, но вдан от Христа крестьянам крест на освящение и просвеще­ние и на отогнание враг видимых и невидимых. И того ради православным святому кресту верою покланятися и истиною и чистотою и того честнаго креста целовати со страхом и трепетом и с чистою совестию. И целуяй тако крест освящает себе и от болезней и от недуг всяческих исцелевает. А не верою и не истинне и на лжи целуяй крест и той бо лже обещник есть, не-исцельно врежает себе и по писанию, яко богоубийцаМ7 вменя­ется таковый и поругатель честному кресту. Аще бо на человека хуление не может оставлено быти безо мсти, то кольма паче бо­жество похуливый. Егоже и месть себе своими усты поставив. «Мне месть аз воздам», глаголет Господь. Аще кто таковая преступит и сотворит злое беззаконие и преступление, таковый под запрещением и во отлучении суть от всякия святыни на уреченные лета по правилом святых апостол и святых отец.

О ТОМ ЖЕ КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ ОТ БОЖЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛ. ГЛАВА 38

Всего злее преступати крестное целование: целовати накриве святый крест или икона святые Богородицы или инаго святаго образ. Се бо видев пя'3ахария пророк"338 сходящ серп огнен с небесе на землю и вопроси: «Что есть, Господи, серп сей?» И рече: «Гнев божий посылается от руки божия на тех, иже ходят накриве роте. Да поженет пламен их, и душа предастся огню негасимому». И вы бы, священные протопопы, по всем собор­ным церквам о всем о том детей своих духовных поучали и на­казывали, чтобы ко святым божиим церквам приходили с жена­ми и с детьми с верою и любовию, и стояли бы на всяком боже­ственном пении, наипаче же на литоргиях святых и на молеб-нех, и на часех, и на вечернях, и на всяком церковном боже­ственном правиле, со страхом и трепетом и с великим внимани­ем и со слезами и сердечным воздыханием о своих согрешенни-их кийждо с покаянием и с чистою совестию и сокрушенным сердцем, себе внимающе, ничтоже земнаго помышляюще, аки на небеси мнящеся стояти, занеже святая церковь второе не­бо именуется. И подобает 340~не токмо архиереом и царем, но и

всем священным и всем православным со страхом и с трепетом в ней бога славити и о своих согрешениях молитися комуждо их елика сила 34и. А шептания бо и роптания и скверносло­вия, и празднословия, и непотребнаго разсужения, и судов, и повестей, и скверных словес и иных неподобных дел во святых божиих церквах на божественном пенык"'4' никогда же от православных не именовалося, занеже священныя прави­ла апостольския и отеческия о всех тех неподобных делех запо­ведают и под запрещением полагают. Якоже и сам Христос бог наш вшед во святую церковь и обрете в ней продающая и купующая волы и голуби, и сотвори бичь от верви, и изгна безчинныя из церкви, и дцки о проверже, и продающим голу­би рече: «Возмите убо сия отсюду и не творите я». И глагола им: «Храм мой храм молитвы наречется, вы же сотворите вертеп и пещеру разбойничью». Коль же поле архиреом и всем священным протопопом и священником подобает о церковном чину бречи и безчинником возбраняти. По первом и втором наказании повелевают таковых из церкви изгоняти, аще тако­вый не исправятся и вопреки глаголют, и священныя правила таким запрещают и от церкви отлучают дондеже исправятся.

О ТАФЬЯХ БЕЗБОЖНАГО МАХМЕТА. ГЛАВА 39

Такоже бы отныне и вперед все православные царие и князи и боляре и прочие вельможи и вес православные хрестьяне приходили в соборные церкви и в прочие святые церкви ко всякому божественному пению без тафей и без шапок. И стоя­ли бы на молитве со страхом и с трепетом откровенною главою по божественному апостолу. А !42>афьи бы отныне и впредь

-342

на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным та­ковая носити безбожнаго Махмета предание^43. О таковых бо священная правила возбраняют и не повелевают православ­ным поганских обычаев вводити. 344"От священных пра­вил . В коейждо, убо рече^4 , стране законы и отчиная не приходят друг ко другу, но своего обычая кийждо закон дер­жит; мы же православнии, закон истинный от бога приемше, розных стран беззакония осквернихомся, обычая злая от них приимше, темже от тех стран томимы есмя и расточаями ви­ною нашея похоти и обычая, и сего ради казнит нас бог за та­ковая преступления.

ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД. ГЛАВА 40

' акоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Таковая бо несть православных, но латынская и еретическая предания гре­ческого царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: «А ще кто браду бреет и пре-

301 Стоглав

302

Российское зако но дательство X — XX веков

ставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша». О том же правило 11 шестого собора иже 34Ь в трулле полатнем'346 о остриэании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе : не постризаите брад ваших, се бо женам лепо, му­жем же не подобно. Создавый бог судил есть Моисеови рече «Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред богом». Ибо от Костянтина царя Ковалина еретика341* на том бо ecu знаху, яко еретическия слуги суть брады им по-стризати. Вы же, се творяще человеческого ради угождения, противящеся законом, ненавидимы от бога будете, создавшаго нас по образу своему, аще убо хощете богу угодити отступите от зла. И о том сам бог Моисеови речи, и святыя апостолы за-претиша, и святыя отцы прокляша и от церкви таковых отвер-гоша, и того ради страшнаго прещения православным таковаго не подобает творити. И вы, священные протопопы и все свя-щенницы, и всех о тех предиреченных наказаниих по священ­ным правилом детей своих духовных, всех православных крестьян поучали бы и наказывали, чтобы ото всех тех злых отреченных дел престали, и жили бы в чистоте и в покаянии и в прочих добродетеляхзм. А вы бы, все православные кре­стьяне, отцов своих духовных чтили и Тяушали и повиновали-ея им о бозе во всем и честны их имейте, занеже им от бога дана власть над нами: аще кого свяжут на земли, той и на не-беси связан будет: аще ли кого разрешат на земли, той на не­бесы разрешен есть. И вы бы по той данной им от бога власти безо всякого прекословия отцов своих духовных чтили и слу­шали. А вы бы, отцы духовные, о всем о том брегли накрепко по евангельскому Христову словеси: «Вы есте свет миру, вы есте соль земли. Аще свет отемнеет, то тма кольми паче; аще соль обуяет, то изсыпана бывает вон и попираема человеки». Якоже и Григорий Богослов речи и Дионисий Ареопагицкий; подобает священнику свету быти таже и осветити; подобает священнику чистоту быти таже очищати; подобает священнику святу быти таже освящати. И священный Златоуст Иванн на-писа: «Серафимы есте плотяные, нелепо вам прилежати ви­ну """, и сего ради великого страшнаго священства вам от бога порученная власть вязати и решати и пасти Христово стадо словесно1х овец, и вы бы священницы о всем о том потщалися, елика ваша сила, занеже вам отцем духовным по Господни за­поведи о всех своих духовных детях и о их единородных и без-смертных душах ответ дати во второе пришествие господа на­шего Исцса Христа. Аще сия исправите, то блажени будете и от бога велику мзду восприимете и со дерзновением во он день речете: «Се аз и дети изже ми ecu дал», такоже и сами от владыки Христа сладкаго и божественнаго оного гласа ус­лышите: «Приидете благословеннии Отца моего. Наследуйте уготованное вам царство от сложения миру» и прочее по еван­гельскому словеси».

О ТРИДЕСЯТИ И ДВУ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ

И СОБОРНЫЕ ОТВЕТЫ ПО ГЛАВАМ.

35'-НА ТОМ ЖЕ СОБОРЕ

ЦАРЕВЫ ВОПРОСЫ ТРИДЕСЯТЬ И ДВА'К\ ГЛАВА 41

Вопрос 1

У святей Троицы пишут перекрестие ови у среднего, а иные у всех трех. А в старых письмах и в греческих подписывают святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единого. А ныне подписывают у среднего Исус Христос да святая Троица. И о том разсудити от божественных правил, како ныне то писати. И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних обра­зов^2, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подписывати свя­тая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти.

Вопрос 2

Иная y6oi53 творится в простой чади в миру: дети родятся в сорочках, и те сорочки приносят к попом и велят их класти на престол до шти недель. И о том ответ. Впредь таковыя не­чистоты и мерзости во святыя церкви не приносити и на пре­столе до шти недель не класти, понеже и родившая жена до че-тыредесяти дней, дондеже очистится, во святую церковь не входит. Аще ли который священник таковая дерзнет сотвори-ти, и тому быти под запрещением священных правил.

Вопрос 3

Да на освящение церкви миряне приносят мыло и велят свя­щенником на престоле держати до шти недель. И о том ответ. Впредь священником на освящение церкви от мирян мыло не приимати и на престоле до шти недель не держати. Аще ли ко­торой священник дерзнет таковая сотворити, и тому быти во отлучении по священным правилом.

Вопрос 4

О ставлениках о пошлинах уложити у всех бы владык ровно имали, такоже от благословенных, от отпускных, от настольных грамот и от патрахельных и от ударных, о пошлинах о всем о том на соборе354 указ учинити, везде и всем было бы ровно. И о том ответ. Митрополиту и архиепископом и епископом имати от ставлеников на весь собор за все пошлины: в дьяконы поста-вити и в попы совершити рубль московской, да благослове-ная гривна, а водны дьяконы полтина, да благословеная гривна, а готового дьякона в попы совершити полтина же, да благословеная гривна; а от настольных грамот архимаричих и игуменских по рублю; а от благословеных и от отпускных гра-м°т по полтине; а от патрахельных и от ударных грамот не имати ничего, развее писчего алтына и печатного алтына же.

Стоглав

Российское

Да митрополиту же и архиепископом и епископом детей зъъ у

законодательство ным^6 монастырем общим и особь сущим архимаритом и игуме­ном детей своих и племянников у себя в монастырех не дер-жати же.

Вопрос 5

Да о псковском чюдотворце Ефросине, да о смоленском чю-дотворце Аврамие на соборе уложити: как им праздновати. И о том ответ. Праздновати им, как и прочим святым преподоб­ным отцем: пети на вечерне «Блажен муж» и прочая служба по божественному уставу все сполна.

Вопрос 6

Святая вода крестити по правилом святых отец единым кре­стом воздвизати в три погружения. Нецый же от неведения или от неразумия совокупляют многия кресты и иконы с мощ-ми и теми крестят. И о том разсудити и утвердити по боже­ственным правилом. И о том ответ. Крестити вода единым свя­тым крестом в три погружении, а прочие святые кресты и свя­тые иконы с святыми мощми тута же на блюде архидьякон или дьякон держит, и святитель или иерей погружает святый крест да над мисою держит трижды и потом кропит святою водою со всех крестов. И прочая вся совершают по божественному уставу.

Вопрос Vbl

На иконах пишут: приидете, людие, трисоставному божеству поклонимся. И в исподнем ряду пишут цари и князи и святите­ли и народи, которые живи суще. И о том поразсудити. Тако-же пишут и пречистыя Богородица образ в деянии, иже есть на Тихфине. И цари и князи и народи предстоят молящеся, кото­рый живи суть, и о том разсудити от святых отец писании, до­стоит ли писати живых и мертвых на святых иконах молящих­ся. И о том ответ. От древних святых отец предание и от пре-словущих живописцов греческих и русских свидетельствуют и на святых иконах воображены и написаны, якоже и на воздви­жение честного и животворящаго креста, не токмо царие и свя­тители и князи и прочие народы многая множество всяческих чинов. Такоже и на покров пресвятыя Богородица, егда виде святый Андрей3™ Богородицу, молящуся со всеми святыми за весь мир, безчисленная множества народа написано. Такоже и на происхождение честного креста не токмо царие и князи, но и множество безчисленно народа на^м'писани суть i ■ На страшном же суде на иконах воображают и пишут не токмо святых, но и неверных многие и различные лики ото всех язык.

Вопрос 8

На святых церквах ставят кресты по древнему закону. Ныне убо вдружен крест животворящий на соборной церкви пречи­стыя Богородица честного и славного ей успения на новопозла-

щенном верее, якоже есть в церквах воздвизальныи крест, им-же благословляют. И о том разсудити и уложити на святом со­боре, которым образом впредь ставити крест на церквах и о тех крестех, которые стоят на церквах, достоит поразеуди. И о том ответ. Якоже искони на святых церквах святые кресты водру­жены и поставлены и доднесь такоже да пребывают неподви-жимы. Такоже и ныне убо водружен бысть и поставлен святый крест благочестивым царем Иваном на соборной церкви пречи­стыя Богородицы на новопозлащенном верее, якоже есть возд­визальныи крест имже благословляют. И тако достоит на славу богу и на умножение лет благочестивому царю Ивану и на со­хранение всего его росийского царьствия, и таковыя святые кресты на церквах и впредь до поставляются же. А что на мно­гих церквах стоят святыя кресты, и на тех крестах приделавают кузнецы на всех концех иные меньшие кресты по два и по три вместе, и те меньшие кресты бурею и сильным ветром почасту ломает. И впредь бы кузнецы делали кресты по чину и кресто­образно по древним образцом якоже уставиша и предаша свя-тии апостоли и святии отцы, а по концам бы наделывали кре­пости для по единому кресту со всяцех утвержением, а от свое­го бы замышления ничтоже не претворяли кроме церковного предания.

Вопрос 9

Во уставе написано: в суботу вечер такоже и праздником христовым и богородицыным и святых нарочитых пети литея, а по вся дни за упокой пети литея после заутрени и вечерни. А в которой день славословие великое поется, тогда оставляется ли­тея заупокойная и зде в соборных церквах того не поют. И о том ответ. По божественному уставу во всех святых соборных церквах праздничные литеи и повсядневные литеи пети не­отложно: за здравие и за упокой поминати, якоже устав пове­левает.

Вопрос 10

Да в уставе же писано, пети по неделям от воздвиженьева дни честного креста до сырные недели: «Хвалите имя господ­не» и «Исповедайтеся Господеви»; а третий псалом «На реце вавилонстей» пети трижды в году: в неделю блуднаго и мясо­пустную и сыропустную. Коея ради вины здеся того не поют? И о том ответ. По всем святым соборным церквам пети все три псалмы неотложно по божественному уставу.

Вопрос 11

Иредтечеву часть выимают360 молу, якоже из приносимыя просвиры, и кладут с приношением вкупе. Достоит убо по уста-вУ выимати предтечеву часть, якоже и пречистые161 часть, и класти на левой стороне агнца362 противу пречистой части, а приношенье кладется на З63'среде в подножии агнца'363. И о том ответ. Достоит убо по уставу выимати предтечеву часть,

Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

якоже и пречистые часть, мало поменши, и класти на левой стране агнца противу пречитые части, а прочий части приноше­ний кладутся насреде364 в подножие святаго агнца.

Вопрос 12

В великом Новегороде во святей Софеи в соборной церкви и внутри города и по посаду по всем церквам и в монастырех опосле проскомисания и часов священник глаголет отпуст в царских дверех велегласно. А З65'здеся в соборной церкви и во всех церквах пред обеднею в царских дверех отпуста не глаго­лют'365. Како тому достоит быти 1 И о том ответ. По всем свя­тым церквам после часов отпуст творити в царских дверех, и прощение получив потом обедню начинают и прочая вся совер­шают по божественому уставу.

Вопрос 13

В девичих монастырех черницам достоит ли от мирских по­пов приимати святых тайн? Аще ли вскоре случится в нощь или в день366, игумену отцу духовному далече сущу, как тому достоит быти? И о том ответ. Достоит всякому священноиноче-скому и иноческому чину от мирскаго священника причастити-ся, кроме покания. И о том свидетельствуют священная прави­ла. Аще который священноинок или инок или инокиня не при­емлет причастия от мирскаго священника, имущаго жену, токо­вый да будет проклят.

Вопрос 14

В Новегороде в великом попы и дьяконы и дьяки и понома­ри и проскурницы и притворяне уличане к церкви принимают и на них емлют денги великие. На попе рублев пятнадцать, а на ином двадцать, а у иного тридцать. Да с тем идут ко влады­ке всею улицею. А только владыка попа пришлет к которой церкви, хотя грамоте горазд и чювствен, а только многих денег уличаном не даст, и они его не приимут. И о том ответ. По всем святым церквам в митрополии и во архиепископьях и в епископьях избирают прихожане священников и дьяконов и дьяков искусных и грамоте гораздых и житием непорочных, и денег у них от церкви и себе мзды не емлют ничего и приводят их и приходят с ними ко святителю. И святитель их поучив и наказав благословляет и не емлет с них ничего, развее благо­словенные гривны. А от проскурниц и от пономарей и сторо­жей попом и уличаном и прихожаном посулов не имати ничего. Но бога ради избирати священников содного, чтобы были искусны и непорочны от всякого зазору неподобнаго.

Вопрос 15

Такоже и дворецкие и дьяки и во Пскове наместник влады-чень ставят сами попов к ружным церквам и на них и на всем причте церковном великие ж денги емлют. А того не пытают, которой грамоте горазд и чювствен и достоин священнического

чину. Только того и пытают, кто им больши денег даст. И о том ответ. Дворецким и наместником и дьяком избирати 367 священников и дьяконов 367 к ружным церквам искусных и грамоте гораздых, а от того им денег и мзды не имати.

Стоглав

Вопрос 16

В мирских свадбах играют глумотворцы и арганники, и сме-хотворцы, и гусельники и бесовские песни поют. И как к церк­ви венчатися проедут, священник со крестом едет, а перед ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют. И священником о том достоит запрещати. И о том ответ. К венчанию ко святым церквам скоморохом и глумцом пред свадбою не ходити, и о том священником таким запрещати с великим запрещением, чтобы таковое безчиние ни-когдаже не именовалося.

Вопрос 17

Да в нашем же православии тяжутся нецыи же непрямо, тя-жутся и поклепав крест целуют или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят: кудесы бьют и во аристотелевы врата, и в рафли смотрят и по звездам и по пла-нитам глядают и смотрят дней и часов. И теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают, и на те чарования надеяся поклепца и ябедник не мирится и крест целует и на поле бьются и, поклепав, убивают. И о том ответ. Благочести­вому царю в царствующем граде Москве и по всем градом своя царская заповедь учинити, чтобы таковыя волхвы и чародеи, и кудесники, и смотрящий во рафли, и во аристотелевы врата, и по звездам и по планитам смотря дней и часов, и теми дья­вольскими действы мир прельщают и от бога отлучают и про­чая еллинская бесования творят, и таковая вся богомерзская прелесть и святыми отцы отречена бысть. И от ныне бы и впредь та ересь попрана бы была до конца в твое христолюби­вое царство. Аще ли кто впредь от православных хрестьян уч-нет таковыми чародействы в народе или по домом или уполь прельщати, и потом обличени будут, и таковым от царя в вели­кой опале быти, а тем православным хрестьяном, которые уч-нут от них то еллинское и бесовское чарование приимати, вся­чески от церкви отверженным быти по священным правилом.

Вопрос 18

Да во Пскове граде моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазору. Достоит о том запрети-тиш, чтобы престали от того безчиния, а по правилом святых отец не подобает мытися мужу с женою в бани в одном месте. И о том ответ. По священным правилом не подобает в банях Щжем с женами в одном месте мытися; такоже иноком и ино­киням возбраниша и запретиша в баню ходити. Аще ли вни-Дут, да под запрещением будут священных правил.

Российское законодательство X — XX веков

Вопрос 19

Да по дальним странам ходят скоморохи совокупяся ватага­ми многими до штидесяти и до семидесяти и до ста человек и по деревням у крестьян сильно ядят и пиют и из клетей живо­ты грабят, а по дорогам разбивают. И о том ответ. Благочести­вому царю своя царская369 заповедь учинити, якоже сам весть, чтобы от них впередь такова насильства и безчиния не было нигдеже никогдаже.

Вопрос 20

Да дети боярские и люди боярские' и всякие бражни­ки зернью играют и пропиваются. Ни службы служат, ни про­мышляют, и от них всякое зло чинится: крадут и разбивают и души губят. И то бы зло искоренити. И о том ответ. Благоче­стивому царю в царствующем граде Москве и по всем градом свою царскую заповедь учинити, чтобы дети боярские и люди боярские и всякие бражники зернью37' не играли и по кор­чмам не пили, и прочего зла не творили, и жили бы покресть-янски, З12'и были бы довольни своими обреки"372.

Вопрос 21

Да по погостом и по селом и по волостем ходят лживые про­роки-мужики и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются. А сказыва­ют, что им являются святая пятница и святая Анастасия и ве­лят им заповедати хрестьяном каноны завечивати. Они же за­поведают крестьянам в среду и в пятницу ручного дела не де-лати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не раз-жигати и иные заповедают богомерзкие дела творити кроме бо­жественных писаний. Что тем нагим и босым и лживым проро­кам путь, чтобы миру не соблажняли. И о том ответ. Благоче­стивому царю зде в царствующем граде Москве и по всем гра­дом и по волостем и по погостом и по селом велети своя цар­ская заповедь учинити. И где таковые прелестники, нарицае-мые лживые пророки, обрящутся и учнут смущати православ­ных крестьян всякими богомерзкими прельщении, от снов сму-щаеми и от бесов прельщаемы, учат и заповедывают в среду и в пятницу ручного дела не делати и женам не ткати, ни прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати и иные заповедают богомерзкие дела творити от бесов прелщаеми, и таких бы пре­лестников православные хрестьяне не слушали и из домов от себя изгоняли, и от них удалялися, понеже святии апостоли и святии отцы предаша и заповедаша и уставиша всем православ­ным крестьяном в373 пять дний делати, а в суботу и в неделю на молитву упражнятися и празновати. Также заповедаша всем православным хрестьяном чрез весь год в среду и в пяток не токмо поститися, но и тружатися во всяких подвизех и де­лати своима рукама, и заповедь учиниша по священным прави­лом, аще кий еписком или презвитер, или дьякон, или всяк причетник, или морской человек в четыредесятницу и через

весь год в среду и в пяток не постится, таковый да отлучится. И того бы ради православные хрестьяне таковых прелестников однолично не слушали, а в среду бы и в пяток не токмо пости-лися и чисто жили, но и всякими делы тружалися в славу бо-жию по своей силе.

375Вопрос 22

Злыя ереси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, во-ронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетьи, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские, которые прелести от бога отлучают, и в те прелести веруючи376 многих людей от бога отлучают и погиба­ют. И о том ответ. Не токмо благочестивому царю в царствую­щем граде Москве, но и по всем градом З77'царскую свою грозную заповедь учинити , да и всем святителем коемуждо

oyQ ^7Я 47Q

во своем пределе по всем градом запретити и запо­ведати с великим духовным запрещением, чтобы православные хрестьяне таких богоот реченных и святыми отцы седмью собо­ры отверженных тех всех еритических книг у себя не держали и не чли; а которые будут люди по се места те еретическия и отреченныя книги у себя держали и чли или иных учили и прельщали и теми от бесов прельщалися, и они бы о том кая-лися отцем своим духовным и впредь бы у себя таковых ерети­ческих книг не держали и не чли; а которые люди отныне и впредь учнут таковая еретическия книги у себя держати и че­сти или начнут иных прельщати и учити и потом обличени бу­дут, и тем быти от благочестивого царя в великой опалезю, а от святителей по священным правилом в конец во отлу-чениизм.

Вопрос 23

В троицкую суботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом великим кри-чанъем 382. И егда начнут играти скоморохи гудци и прегуд-ницы, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети, на тех же жальниках обманщики и мошенники. И о том ответ. Всем священником по всем градом и по селом, чтобы детей своих духовных наказыва­ли и поучали: в кое время родителей своих поминают, и они бы нищих поили и кормили по своей силе, а скоморохом и гуд-Цом и всяким глумцом запрещали и возбраняли, чтобы в те времена, коли родителей поминают, православных хрестьян не смущали и не прельщали теми бесовскими своими играми.

Вопрос 24

Русали о Иванове дни и в навечерии 383"Рождества Христо­ва и крещения'№> сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на Плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает от-Роком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь хо-

309 Стоглав

Российское законодательство X — XX веков

дит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки бесни, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда от­ходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопота-ния 4. И о том ответ. По царской заповеди всем святителем коемуждо во своем пределе по всем градом и по селомЗЙЪ разо-слати к попом свои грамоты с поучением и с великим запреще­нием, чтобы однолично о Иване дни и в навечерии Рождества Христова и 3№'крещении Христова 386 мужи и жены и деви­цы на нощное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на многая богомерзкая де­ла не сходились, и таковых бы древних бесований еллинских не творили и в конец престали, занеже святыми отцы те все ел-линские прелести по священным правилом отречены быша, и православным хрестьяном не подобает таковая творити. Но бо-жественныя праздники и святых почитати и праздновати в сла­ву божию.



2015-11-27 475 Обсуждений (0)
Российское законодательство X — XX веков 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российское законодательство X — XX веков 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)