Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 8 страница



2015-11-27 506 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




491 Стоглав

Тавлеи — игра в шашки.

Влирии — игра в кости.

g

Стефанович Д. Указ. соч., с 264.

Российское законодательство X — XX веков

Древнеславянская Кормчая, с. 151.

Торжественная

церемония

в Успенском

соборе. 1564 год

Миниатюра

Лицевого

Летописного

свода. XVI век

цитировано два стиха из Нового завета: из Евангелия о Луки (гл. 6, ст. 25) и послания апостола Павла к ефесянам (гл. 5, ст. 18). Правило 9-е VI (Трулльского) вселенского собора запрещает причетникам заниматься корчемным де­лом889. В ответе также приводятся два правила «святых апостол» в полном переводе и два гражданских узаконения: Новая заповедь глаголет (гл. 10-я из 123-й новеллы имп. Юстиниана) и в новых глаголет второе завещание пер-ваго гранеси (выдержка с санкцией из первой книги кодекса Юстиниана — гл. 4-я, постановление 34-е).

Данная глава наряду с царским вопросом 24 (гл. 41) представляет собой ценный источник по истории русского язычества. Кроме древнейших летописей да Стоглава, трудно указать еще какой-либо памятник, который бы так ярко за­печатлел живую картину русских языческих празднеств. Показательно, что языческие бесования устраивались про­стою чадью, то есть простонародьем и как раз накануне цер­ковных праздников, что вполне может расцениваться как своеобразный протест против идеологического давления цер­кви. Как и в других главах Стоглава, роль учинителя запо­веди возлагается на царя. В качестве обоснования заповеди отцы собора выставили правила вселенского, в частности, шестого собора (правила 50-е и 51-е). Но если сравнить со­держание этих правил (они приведены в комментарии к гл. 90 Стоглава) с толкованием, то нельзя не заметить, как соз­датели Стоглава незаметно перешли от запрета плясаний и игрищ, консолидирующих массу, к запрету таких малокол­лективных игр, как шахматы, шашки, кости, о которых в правилах VI вселенского собора ничего не говорилось. За­прещая игру в шахматы, сам царь не придерживался устано­вленного запрета. Известно, что Иван Грозный умер как раз за шахматной доской.

По-видимому, запрет языческих игрищ был связан со стремлением удержать массу населения в лоне церкви. Запрещая играния и плясания, члены Собора предлагали на божественных литоргиях со страхом стояти. Вместо жизнерадостных увеселений под гусли, смыки и сопели предлагалось песньми божественными услаждатися. Так, с XVI в. русские музыкальные народные инструменты оказа­лись под запретом. Конкурентоспособность языческих обыча­ев подрывалась. Важно отметить,, что санкцией за привержен­ность к играниям служил определенный срок для покаяния. По кодексу Юстиниана этот срок исчислялся тремя годами, но он мог быть сокращен для тех, кто во страсе божий пре­будут.

Наконец, как и во многих других главах памятника, в данной главе содержатся увещевания воздерживаться от дьянства. «Авторитетным» обоснованием запрета в данной гла­ве послужили слова апостола Павла о связи пьянства с блу­дом из послания к ефесянам. Как и в других местах Сто­глава, в данной главе оговаривается, что запрет пить вино

Российское законодательство л^X веков

Корчагами

— чанами.

Обавником

— обаятелям, чародеям, гадателям.

Древнеславянская Кормчая. Т. I,

вып. I, с. 182—186; вып. 2,

с. 321;

Стефанович Д. Указ. соч., с. 265.

Обавницах

— колдунах.

Получай

— случаи, обстоятельства.

Рожданицы

— рок, судьба, предопределенье.

Цит. по кн.:

Бочкарев В.

Стоглав и история

собора 1551 г.

Юхнов, 1906,

с. 138.

Всякие недели — воскресные дни.

Куяй втайне

переперы

— изготовитель

фальшивых монет.

Стефанович Д. Указ. соч., с. 265—266.

носит не абсолютный характер: запрещается лишь пить вино «в пьянство», но пить «в веселие», как говорится в Стогла-ве, сам «господь бог предаде».

Глава 93

Данная глава является продолжением предшествующей и представляет собой ответ на 24-й царский вопрос (см. гл. 41). Запрет облачаться мужчинам в женские одежды, а женщинам — в мужские повторяет положения главы 90 (см. комментарий к ней). Источниками ответа, содержа­щегося в гл. 93, послужили следующие правила вселен­ских соборов: 61-е, 62-е и 65-е Трулльского собора и кон­цовка 15-го правила Карфагенского собора (419 г.)890.

В данной, 93-й, главе содержится запрет обращаться к ав­торитетам языческой веры: волхвам, колдунам и т. п. Очевид­но, что языческие авторитеты подвергались гонениям со вре­мен Владимира Святославича. В Стоглаве, памятнике сере­дины XVI в., вновь ставится проблема избавления от конку­ренции языческих авторитетов. О реализации постановлений Стоглава свидетельствует приговорная грамота Троице-Сер-гиевского монастырского собора от 31 октября 1555 г. об из­гнании из принадлежавшей монастырю Присецкой волости скоморохов, волхвов, баб-ворожей и т. д. Этот приговор был составлен как раз на основе Стоглава или, как сказано в са­мом документе, по соборному уложению благочестивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси и преосвященного Макария митрополита всея Русит{.

Многие из запрещаемых церковью обычаев были известны язычникам-грекам за тысячу лет до Стоглавого собора, неко­торые же представляют национальные русские обычаи. Можно предположить, что обычаи древних греков пришли на Русь вместе с древнегреческими книгами.

Описание языческих обычаев и верований выглядит в Сто­главе вполне живым и красочным. Здесь и посещения вол­хвов с целью предсказания судьбы, и колдовские призывы над хмельным квасом, и представления с прирученными мед­ведями, и гадания по рожданицам (вероятно, имевших нема­ло общего с гороскопами), и многие другие еллинские хи­трости. Несмотря на полутысячелетнее господство, церкви так и не удалось изжить в народе приверженность к языче­ским прелестям и верованиям, хотя борьба с ними велась постоянно.

Глава 94

Данная глава, как заметил Д. Стефанович, составлена из выписок из кодекса Юстиниана, входящего в Номоканон XIX титулов. Кодекс Юстиниана состоит из 12 книг, ко­торые делятся на отделы, состоящие из заповедей, или кон-

„oqo

ституции .

Глава впервые в русском праве определяет дни, в которые

495Стоглав

И требе и есть

поучатися — нужно поучаться.

Стефанович Д. Указ. соч., с 265—266.

Конная уристания,

конная течения

— конные

состязания.

не отправлялось правосудие, не принимались иски, подлежа­ли помилованию преступники. В главе дан полный перечень лиц, которые помилованию не подлежали. В их число входи­ли прелюбодей, блудник, гробный тать, отравитель, фальши­вомонетчик, убийца и мучитель. В дни церковных праздни­ков и в дни рождения членов царской семьи отменялись и так называемые позорища — зрелища, может быть, связан­ные с исполнением приговоров.

Глава 95

Данная глава является ответом на царский вопрос 21 (гл. 41). Источниками данной главы послужили некоторые правила из апостольских постановлений и 66-е правило шестого (Трулльского) вселенского собора, приведенные по Сводной Кормчей393.

Очевидно, ответ, содержащийся в гл. 95, был составлен в связи с распространенными в народе еретическими течения­ми, призывающими в среду и в пятницу ручнаго дела не де-лати (вопрос 21, гл. 41). В ответе указывается на необходи­мость трудиться пять дней в неделю, а в субботу и воскре­сение — праздновать. Помимо еженедельных праздников в главе указываются и пасхальные. Причем по апостольским правилам праздновать полагалось две недели: неделю до и неделю после пасхи, а по правилам Трулльского собора — только одну (пасхальную) неделю.

Глава 96

Данная глава представляет собой ответ на царский во­прос 31 (см. гл. 41). Ответ основывается на 80-м правиле шестого (Трулльского) вселенского собора894. 894

Посещение церкви вменялось клирикам И мирянам В обя- Древнеславянская занность. Трехнедельное непосещение церкви без уважитель- Кормчая. Т. I,

, „ вып. I, с. 192.

ных, так сказать, причин влекло за собой применение цер­ковных санкций: для клириков — отвержение, для мирян — непричащение. Эта санкция ставила нерадивых мирян в обо­собленное от остальной основной массы населения поло­жение.

Глава 97

Данная глава содержит ответ на царский вопрос 31-й (см. гл. 5). Вопрос царя был вызван чрезмерными притязаниями церкви на царскую казну. Царь сетовал на несправедливость этих притязаний и рассчитывал на собор, который, по его ожиданиям, должен был освободить царскую казну от тяже­лого бремени содержания некоторых монастырей и церквей. Но его ожидания не оправдались. В ответе, содержащемся в 97-й главе, отчетливо прозвучало стремление отцов церкви сохранить сложившееся положение. На царя возлагалась обя­занность давать милостыню тем монастырям, которым его отец — Василий Иванович — давал милостыню в прок. На

Российское законодательство X — XX веков

Стефанович Д. Указ. соч., с. 94.

См. подробнее

об этой главе:

Носов Н. Е.

Становление

сословно-

представительных

учреждений

в России.

Изыскания

о земской реформе

Ивана Грозного.

Л., 1969, с. 31, 34,

36, 106—108, 232.

усмотрение царя оставлялись лишь те монастыри, которым Василий Иванович давал милостыню в приказ. Но тем не менее, собор расценил как достойное и праведное дело пожа­ловать из царской казны убогие монастыри и церкви, кото­рым без царского жалованья впредь прожити невозможно. Эта глава раскрывает важные стороны экономических отно­шений между государством и церковью времен Ивана Грозно­го. Царю в это время не удалась попытка секуляризации церковных земель, более того, на царскую казну возлагалось бремя содержания некоторых монастырей и церквей, как и во времена Василия III.

Глава 98

Данная глава в определенной степени развивает положе­ния Стоглава о святительском суде. По догадке Д. Стефано­вича, она была включена в Соборное Уложение позже дру­гих глав, когда основные положения были разработаны на Соборе895. Смысл главы вполне соответствует этому предпо­ложению. Глава посвящена размежеванию церковной и цар­ской юрисдикции в церковных слободах, а также урегулиро­ванию вопроса о праве наложения повинностей в пользу государя (тягла) на жителей новых таких слобод. Согласно главе 98, жители новых церковных слобод обязаны были тя­нуть тягло в пользу государя наряду с городскими жителя­ми. Но право суда над архиерейскими слобожанами, прожи­вавшими как в новых, так и в старых слободах, оставалось все же в ведении церкви. Этот вопрос возник из-за вторже­ния царских наместников и волостелей в юрисдикцию цер­кви; они узурпировали право суда не только над жителями принадлежащих церкви новых слобод, но даже и над жите­лями старых.

Мотивировкой вторжения царских наместников в юрисдик­цию церкви на территории новых слобод послужило то об­стоятельство, что многие жители облагаемого государевым тяглом городского посада вышли в свободные от государева тягла новые слободы, принадлежавшие церкви. Глава рус­ской церкви согласился вернуть их на прежние места в по­сад, более того, согласился на обложение тяглом жителей церковных новых слобод, но отвоевал право суда над ними. Это еще раз подчеркивает то значение, какое придавала цер­ковь своему праву суда над мирянами. Отстояв право суда, митрополит и другие иерархи церкви обязывались не стави-ти новых слобод, а в старых слободах дворов многих не прибавливати, кроме того, не принимать в свои слободы лю­дей из посада, в то же время не препятствовать переходу слобожан в город на посады — в соответствии с правилом Юрьева дня, введенным Судебником 1497 года Ивана III и подтвержденным Судебником 1550 года896.

Глава 99

Данная глава указывает на послание Соборного уложения бывшему митрополиту Иасафу (Иоасафу), занимавшему Мо­сковскую митрополичью кафедру с 1539 по 1541 гг. И. Н. Жданов рассматривает как «странный»897 сам факт послания соборной книги на просмотр бывшему митрополи­ту. Д. Стефанович, стремясь разъяснить это недоумение, счи­тает, что соборная книга посылалась бывшему митрополиту для сведения, что являлось простым знаком любезности со стороны царя и отцов собора898. По догадке Д. Стефанови­ча, эта глава была составлена дьяком И. Афанасьевым899. По мнению И. Н. Жданова, идея послать текст Соборного уложения бывшему митрополиту Иоасафу принадлежала ни­кому иному, как благовещенскому попу Сильвестру900. Ра­счет строился на поиске опоры в бывшем митрополите, с ко­торым Сильвестр сходился во многих взглядах и симпатиях и в замечаниях которого Сильвестр искал точки опоры для спора с участниками Собора.

Глава 100

Данная глава представляет собой обширный ответ бывшего митрополита Иосафа (Иоасафа), в котором содержится де-- тальное рассмотрение соборных ответов, или, как их называ­ет Иоасаф, приговоров. Его замечания построены по порядку первых царских вопросов и касаются 1-го, 2-го, 3-го, 7-го, 8-го, 10-го, 12-го и 19-го вопросов. Затем, по поводу 18-го вопроса о вдовых священниках было приписано замечание об Иосифе Волоцком. Судя по ответу бывшего митрополита, Соборное уложение было послано ему в то время, когда Со­бор еще продолжал свою работу. По мнению Д. Стефанови­ча, Собор в это время занялся судебными делами в ожида­нии ответа . Ответ не носил официального характера, а представлял собой скорее частное письмо царю. Именно поэ­тому Собор не счел нужным учитывать замечания Иоасафа об антимисах, о десятильниках, о выкупе пленных, о моло­дых бродягах и некоторые другие, но одно замечание — об игумене Иосифе Волоцком — вызвало противоположную ре­акцию отцов Собора. Пожелание бывшего митрополита о включении в Соборное уложение имен пустынников нестяжа­телей, присутствовавших на соборе 1503 года, не только не было выполнено собором, большинство которого являлось сторонниками Иосифа Волоцкого, а, напротив, привело к возвеличению и восхвалению Иосифа Волоцкого, чье имя было поставлено в один ряд с именами митрополитов Петра и Фотия. Но все же некоторые дополнения в гл. гл. 7, 52, 70 и 85 были сделаны, скорее всего, под влиянием ответа бывшего митрополита, так что неофициальный отзыв был по существу учтен.

497Стоглав

Жданов И. Н.

Соч. Т. I,

с. 258.

Стефанович Д. Указ. соч., с. 92.

899 Там же, с 95.

900 Жданов И. Н.

Соч. Т. I. с. 258—259.

Стефанович Д. Указ. соч., с. 91.

Российское законодательство X — XX веков

См. подробнее

об этой главе

и связанном с нею

соборном

приговоре

11 мая 1551 г..

Носов Н. Е.

Становление

сословно-

представительных

учреждений

в России, с. 108—117.

Глава 101

Эта, последняя, глава Стоглава, именуемая приговором о вотчинах, была составлена по окончании работ Собора и

С «902

тоглаву в качестве дополнительной

В отличие от некоторых других дополнений, обозначен­ных в ряде списков главами 102-й или даже 103-й, данная глава органически связана с предыдущими постановлениями Стоглава и, в отличие от иных дополнений, неизменно вклю­чается в оглавление списков наиболее ранней редакции.

Приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церков­ных земельных владений. Приговором запрещается архиепис­копам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вот­чины без разрешения царя. Земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговариваются условие и порядок их выкупа родственниками завещателя. В отношении по­местных и «черных» земель, приобретенных владыками и монастырями за долги или захваченных ими насильством у детей боярских и черносошных крестьян, предписыва­лось производить розыск для определения их принадлежно­сти изстари. Со ссылкой на уложение отца Ива­на Грозного — Василия III вотчинникам ряда облас­тей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царя дарить монастырям. Существенно ограничивается право распоряжения землей ряда удельных князей. Приговор не имеет обратной силы, не распростра­няет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого со­бора. На будущее же устанавливалась санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу. Аналогичная санкция преду­сматривалась и в отношении вотчин, завещанных церкви: они изымались безвозмездно из собственности монасты­рей. Единственным случаем применения обратной силы при­говора было завещание вотчин монастырям без государева докладу, но до сего государева приговору. Эти вот­чины изымались небезвозмездно и отдавались в поместья. Наряду с ограничением земельных владений монастырей соз­давалась база для роста земельных владений на поместном праве, необходимых царю.

БИБЛИОГРАФИЯ

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ

Стоглав.Лондон, 1860.

Стоглав.Казань, 1862 (пере­издан в 1887 и 1911 гг.).

Стоглав.Изд Д.Е.Кожанчи-кова. СПб., 1863.

Царскиевопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинех (Сто­глав). М., 1890.

Макарьевский Стоглавник.— Труды Новгородской уче-

ной архивной 1912. Вып. I.

комиссии.

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Беляев И. В.Две выписки из летописного сборника. — В кн.: Архив историко-юри-дических сведений, относя­щихся до России. Изд. Н. В. Калачова. М., 1850, Ч. I, отд. VI.

БеляевИ. В. Об историче­ском значении деяний Мо­сковского собора 1551 г. — Русская беседа. М, 1858, Ч. IV.

Беляев И. В.О Стоглавом соборе против расколь­ников. — Чтения общества любителей духовного про­свещения, 1875, Ч.2 и 3.

Беляев И. Д.Стоглав и на­казные списки Соборного Уложения 1551 г. —Право­славное обозрение, 1863, Т. XI.

Бочкарев В. А.Стоглав и история собора 1551 г. Ис-

торико-канонический очерк. Юхнов, 1906.

Будовниц И. У.Русская пу­блицистика XVI в. М. — Л., 1947.

Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1900, Т. II.

Громогласов И. М.Новая по­пытка решить старый во­прос о происхождении Сто­глава. Рязань, 1905. Жданов И. Н.Материалы по истории Стоглавого собора. Соч., Т. I. СПб., 1904. Жданов И. Н.Церковно-зем-ский собор 1551 г. Соч., Т. I. СПб., 1904. Зимин А. А.И. С. Пересве-тов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958. Зимин А. А.Реформы Ивана

Грозного. М., 1960. Корецкий В. И.Стоглавый собор.—В кн.: Церковь в России (IX в. — 1917 г.). Критические очерки. М. 1967.

Латкин В. Н.Лекции по внешней истории русского права. СПб., 1888. ЛебедевН. Стоглавый собор (1551 г.). (Опыт изложе­ния его внутренней исто­рии). — Чтения в общест­ве любителей духовного про­свещения. Январь 1882 г. М., 1882.

Макарий(митрополит мо­сковский). История русской церкви. М., 1870, Т. VI. Носов Н. Е.Становление со-словно-представительных уч­реждений в России. Изы­скания о земской рефор­ме Ивана Грозного. Л., 1969. Павлов А. С.Курс церковно-

499 Стоглав

Российское

Законодательство

X—XX веков

го права. Тр.-Серг. Лавра, 1903.

С-нН. К материалам для истории Стоглава. — Лето­писи русской литературы и древности. М., 1863, Т. V. Стефанович Д.О Стоглаве. Его происхождение, редак­ции и состав. СПб., 1909. Черепнин Л. В.К истории «Стоглавого» собора 1551 г. — В кн.: Средневековая Русь. М., 1976. Черепнин Л. В.Земские собо­ры Русского государства XVI —XVII вв. М., 1978. Шмидт С. О.Становление российского самодержав-ства. М, 1973.

Шпатов А. Я.Стоглав. К во­просу об официальном или неофициальном происхож­дении этого памятника. Киев, 1903.

УКАЗАТЕЛИ

Указатели

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ААЭ—Акты, собранные Археографической Экспе­дицией в библиотеках и ар­хивах Российской империи

АГР— Акты, относящиеся до гражданской расправы древней России

АИ— Акты исторические, собранные и изданные Археографической Экспе­дицией

АРГ— Акты Русского госу­дарства 1506—1526 гг.

АСЭИ— Акты социально-экономической истории Се­веро-Восточной Руси конца XIV — начала XVI вв.

АФЗХ— Акты феодального землевладения и хозяйства

АЮБ— Акты, относящиеся до юридического быта Древней Руси

АЮ— Акты юридические или собрание форм старин­ного делопроизводства

Акты Юшкова— Акты

XIII —XVII вв., предста­вленные в разрядный при­каз. Собрал и издал А. Юшков

| ГПБ— Государственная Пу­бличная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина | ЛЗАК— Летопись занятий Археографической Комис­сии |ПСРЛ— Полное собрание

русских летописей |РИБ— Русская историческая библиотека

УКАЗАТЕЛЬ

ИМЕН

А

Авраамий,смоленский чудо­творец 304, 445

Адашев159, 407

Акакий,епископ тверской 258, 277, 402, 405, 417, 419

Александр Невский8

Алексеев Ю. Г. 45, 46, 87, 165, 174

Алексей II Комнин,визан­тийский император (1180— 1183) 466

Алексий,митрополит Киев­ский и всея Руси 408, 473

Анастасия Романовна Заха­рьина-Юрьева,первая жена Ивана IV 430, 438

Андрей Рублев,известный русский художник (1360— 1430) 303

Анна Ивановна,русская им­ператрица (1730—1740) 34

Анонимов И. И.34, 35

Антоний Печерский,монах 261, 409

Аристотель309

Артемий, старец,игумен Троице-Сергиева монасты­ря 413, 414, 419

Афанасьев А. 452

Батый,хан Золотой Орды 5,

Безсонов П. А. 243 Беляев Илья 414 Беляев Илларион 457, 473,

Российское

Законодательство

X—XX веков

Беляев И. В. 243, 244, 245, 458

Беляев И. Д. 174, 180, 244, 245, 459, 495

Беляев П. И. 174

Бенешевич В. Н. 490

Богдановский А. М. 174

Болотников И. И.,предводи­тель Крестьянской войны 7

Борис Васильевич,волоцкий князь 459

Бочкарев В. А. 245, 247, 403, 405, 409, 414, 419, 423, 424, 426, 429, 430, 431, 436, 443, 444, 445, 448, 453, 494

Будовниц И. У. 246, 414, 415, 430

В

Валк С. В. 239

Варлаам Новгородский 261,409

Василий Великий,архиепи­скоп кессарийский 257, 280, 289, 322, 327, 354, 368, 390

Василий I Дмитриевич,вели­кий князь московский 12, 29, 89, 180, 181,431, 475, 476

Василий II Васильевич Тем­ный,великий князь москов­ский 12, 89

Василий III Иванович,вели­кий князь московский 10, 19, 20, 34, 40, 42, 49, 134, 150, 319, 320, 358, 377, 428, 449, 484, 496

Василий Ярославич,князь серпуховской 70

Веселовский С. Б. 69, 143, 152, 176

Виленский Б. В. 32

Виноградов И. Г. 47

Владимир Святославич,ве­ликий князь киевский 256, 261, 333, 336, 409, 467, 494

Владимир Гусев,дьяк 36

Владимирский-Буданов М. Ф. 35, 36, 40, 46, 67, 68, 73, 74, 132—134, 137, 138, 140,

146, 148, 149, 151,

152—154, 156, 163, 164,

168, 170, 172, 174, 180,

183—187, 192, 209, 217, 239

Геннадий,архиепископ новго­родский 358, 461

Георгий Васильевич,князь угличский 430

Герберштейн Сигизмунд34, 35, 47, 66, 67, 69, 85, 92, 96, 164, 461, 481

Гессен Ю. 482

Глеб и Борис,князья, дети великого князя киевского Владимира Святославича 261, 409

Голицын Василий Василье­вич,князь 37

Голубинский Е. Е. 242, 245, 403, 463, 468, 475, 479

Горский А. Д. 90, 174

Готье Ю. В. 47

Градовский А. Д. 239

Греков Б. Д. 16, 44, 45, 96, 161, 174

Грибовский В. М. 39, 40, 174, 175

Григорий,папа римский 280, 433

Григорий Назианский,цер­ковный деятель 302

Громогласов И. М. 245, 247

Гурий Заболоцкий,епископ

смоленский и брянский 258,

405, 445

д

Давыдов И. В. 73

Даль В. И. 63, 71, 471

Даниил,князь, сын Алек­сандра Невского 8

Демченко В. Г. 175

Державин К. Н. 47

Державина Е. В. 32

Дионисий,епископ суздаль­ский 489

Дмитриев Ф. М. 40—42, 53,

69, 74, 85, 140, 144, 146, 150, 151, 154, 175

Дмитрий Донской,великий князь московский 10, 12, 95

Дмитрий Иванович,князь дмитровский 410

Дмитрий Прилуцкий,основа­тель монастыря в Вологде 261, 409

Дмитрий Юрьевич Шемяка,сын князя Юрия Дмитрие­вича Галицкого 12

Добротворский И. М. 244, 245, 250

Дьяконов М. А. 39, 40, 156, 164, 170, 175

Дьюи Г. 46

Дювернуа Н. Л. 39, 40, 64, 79, 175, 185

Ефимий,патриарх константи­нопольский 437 Ефросин,псковский святой

304, 313, 445, 453 Ефросинья Александрийская

311, 453 Елена,мать византийского

императора Константина

408 Елена Глинская,мать Ивана

IV 411, 426 Ефимий Турков,игумен

Иосифо-Волоколамского

монастыря 429, 430

Ж

Жданов И. Н. 244—246, 252, 403, 404, 410—415, 419, 426, 429—431, 440, 442, 443, 497

Загоскин Н.П. 39, 40, 175,

239, 240 Захария,библейский пророк

300 Зимин А. А. 6, 7, 8, 14, 17,

28, 43, 44, 64, 70, 131, 155,

173, 175, 184, 185, 201, 218,

225, 236, 240, 241, 246, 247, 248, 250, 465

И

Иван III,великий князь 8, 10, 14, 20, 29, 36, 38, 39, 41, 42, 46, 49, 50, 62, 63, 78, 79, 90, 93, 190, 191, 192, 383, 385, 478, 483, 487, 493, 496

Иван IV Васильевич Гроз­ный,великий князь, а затем царь московский 11, 20, 29, 36, 42, 49, 54, 129, 135, 153, 166, 168, 170, 192, 199, 208, 213, 215, 218, 219, 222, 232, 233, 243, 246, 247, 248, 257, 259, 260, 267, 275, 277, 278, 316, 320, 328, 359, 376, 377, 379, 402—404, 406—408, 410—413, 414, 418, 419, 422—431, 438, 441, 457, 458, 460, 482, 492, 494—496

Иван Данилович Калита,ве­ликий князь 10, 17, 63, 89, 190

Игорь,великий князь киев­ский 467

Иоанн Златоуст,епископ кон­стантинопольский 280, 302, 433, 441

Иоанн Зонара,первый тай­ный советник императора Алексея II Комнина, монах 459

Иоанн Креститель384, 451

Иоанн Предтеча261

Иосаф,митрополит 258, 431, 432, 482, 497

Иона,митрополит московский 261, 372, 473, 477

Иосиф Волоцкий (Санин)257, 259, 405, 418, 421, 429,487, 497

Иссерлин Е. М.93

К

Калайдович К. Ф. 34—36, 38,

39, 174

Калачов Н. В. 37,38,42, 155, 175

Указатели

Российское

Законодательство

X—XX веков

Кассиан, епископ 445



2015-11-27 506 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)