Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 3 страница
Версия В. Бочкарева объясняет помещение вторых царских вопросов после глав, содержащих ответы на вопросы, посвя-Щенные проблемам богослужения. Поясняется и скорма построения главы: вопрос — ответ. Рассматривая Стоглав как протокол заседаний собора, автор тем не менее не смог удовлетворительно объяснить, почему после вторых царских вопросов с. 97 Стефанович Д. Указ.соч., с. 66. Российское законодательство X — XX веков Ови — зд. иной, некий. Андрей Рублев (род. около 1360 — ум. около 1430)— известный русский иконописец, создатель московской школы живописи. собор все же начинает в 42-й и последующих главах отвечать на первые вопросы царя. Д. Стефанович, подвергая обоснованной критике работы предшественников, сам не четко отвечает на вопрос о происхождении вторых царских вопросов. Таким образом, исследователи Стоглава не дают исчерпывающего решения поставленного ими вопроса. При анализе проблемы нужно, вероятно, учитывать то, что собор в первую очередь рассматривал вопросы, связанные с церковной службой. Ответы на них помещались в главах с 6-й по 40-ю. Вторые царские вопросы также в основном касаются богослужения и нравов мирян. Поэтому помещение их вслед за ответами на первые царские вопросы оправдано единством их содержания. Но именно содержание вторых царских вопросов не дает возможности приписать их авторство царю. Вместе с тем, по-видимому, должно было произойти какое-то событие, прервавшее обычный ход работы собора. Этим событием явился, вероятно, приход на заседание собора царя. Заседания с участием царя продолжались таким образом, что все члены собора, по крайней мере высшее духовенство, старались принять участие в составлении вопросов, тематически связанных и дополнявших первые царские вопросы. Должно быть, большую роль играл здесь и Сильвестр, опиравшийся на авторитет царя. Именно поэтому вторые царские вопросы разрывают текст ответов на первые царские вопросы, как бы вклиниваются в него. Затем как продолжение возобновляются ответы на первые вопросы, но в них уже учитываются и вторые вопросы. Вопрос 1 Вопрос дополняет 3-й из первых царских вопросов. Он посвящен частному случаю в иконописании — письму иконы Троицы. Иконописцы, помимо изображения фигур, делали и надписи на иконах. Поскольку иконописцы, видимо, не всегда сами понимали сюжет, то, подписывая икону, нередко вносили путаницу. Из того, что данный вопрос дополняет 3-й вопрос первых царских вопросов, В. Бочкарев делает вывод о том, что вопросы были составлены разными людьми. Возможно, что задал вопрос действительно какой-то приезжий иерарх, удивленный различиями в написании икон. Однако с равной долей вероятности можно считать авторами вопроса и Сильвестра с Мака-рием. Ответ на вопрос содержится уже в самом вопросе: в предложении писать по ранее установленным канонам видно общее направление в иконописании XVI в. Вопрос 2 В. Бочкарев рассматривает вопрос как относящийся к «белому» духовенству. Однако он принадлежит и к группе вопросов, обличающих суеверия и предрассудки мирян. Ответ на вопрос запрещает смешивать суеверия с христианскими обрядами. В ответе собор не разрешает матери входить в церковь до 40 дней после рождения ребенка, до принятия «очистительной» молитвы. В «неисправлениях» Касьяна осуждается крещение детей, не достигших 6 недель, поскольку мать их до этого времени не может принять очистительную молитву. Глава 17-я Стоглава, посвященная вопросам крещения, этого не касалась. Тем не менее вопрос, видимо, продолжал волновать Касьяна, и последний воспользовался случаем, чтобы обратить внимание собора на это «неисправление». Вопрос 3 Вопрос продолжает тему борьбы с суевериями, начатую во 2-м вопросе. Стоглав осуждает священников, которые исполняют требования мирян, основанные на языческих обычаях. Вопрос 4 В первых царских вопросах неоднократно затрагивались темы, связанные с доходами церкви, причем под видом их упорядочения чаще всего речь шла об ограничении злоупотреблений церковных чиновников. Но если сравнить 2-й и 4-й вопросы первых царских вопросов, посвященных этой теме, с рассматриваемым, то можно заметить, что в упорядочении размеров пошлин, взимаемых при поставлении в сан было заинтересовано практически все «белое» духовенство, тогда как в разрешении первых царских вопросов заинтересованы были незначительные круги духовенства и, главным образом, миряне. Н. Лебедев и В. Бочкарев видели в авторе настоящего вопроса царя. Однако важно заметить, что еще собор 1503 года вообще отменил все пошлины при поставлении в сан. Поэтому прав Д. Стефанович, который относит вопрос к среде низшего духовенства, страдавшего из-за того, что пошлины продолжали взиматься, но размеры их не были точно установлены785. Ответ на вопрос подробно излагал размеры различных пошлин и, кроме того, в самом конце содержал указания, прямого отношения к вопросу не имевшие. Митрополиту, архиепископам, епископам, архимандритам и игуменам запрещалось держать у себя родственников. Об этих злоупотреблениях со стороны черного духовенства говорил 8-й из первых царских вопросов. Помещение ответа здесь может быть объяснено случайностью. Однако эта часть ответа допускает и логическую связь с первой, так как содержит указания на то, что незаконное обогащение высших иерархов путем взимания пошлин использовалось на столь же незаконные траты: на пиры и нужды их родственников. Вопрос 5 Вопрос был поставлен на соборе, скорее всего, архиепископом новгородским Феодосием и смоленским епископом Гурием. Евфросин и Авраамий — святые, канонизированные рус- Стоглав Благословенная грамота — письменное дозволение от архиерея о построении и освящении храма. При выдаче этих грамот собирались до 1765 года пошлины. Отпускная грамота — грамота, выдаваемая архиереем духовным лицам при переходе их в другую епархию. Грамота настольная — ставленая грамота, свидетельство архиерея на поставление в сан высшему духовенству. Стефанович Д. Указ. соч., с. 70 Грамота патрахельная — грамота с инструкцией духовному лицу, выдаваемая архиереем. Сбор пошлин с этих грамот был отменен в 1763 году. Российское законодательство X — XX веков Грамота ударная — грамота, которой разрешалось лишенному права священнодействовать дьякону носить орарь (принадлежность дьяконского облачения). Архидьякон — главный дьякон при епископе. ской церковью за несколько лет до Стоглавого собора, не имели еще «своей» службы. Отсюда вопрос, как праздновать посвященные им дни. Вопрос 6 Вопрос посвящен проблемам богослужения. Водоосвящение имело большое значение среди обрядов православной церкви, самой «святой» воде отводилась немалая роль: верующие приносили эту воду домой и употребляли для «исцеления», «для освящения» своих домов, полей и пр. Вопрос 7 Вопрос вновь возвращается к канонам иконописания. Автора интересует изображение на иконах людей, живших или еще живущих в реальной жизни. В ряде случаев сюжеты икон требовали изображения реальных людей, исторических личностей. Автор вопроса, по-видимому, относился к этому отрицательно. Он не принадлежал к московскому духовенству. Вероятно, приехав, в Москву и осмотрев иконы в московских церквах, особенно в кремлевских соборах, он пришел в недоумение и открыто высказал его. Ни митрополит Макарий, ни Сильвестр задать такой вопрос не могли, но отвечали на вопрос, скорее всего, они. В отчете приводятся ссылки на те случаи, когда жившие люди изображались греческими и знаменитыми русскими мастерами на иконах. Вопрос 8 Вопрос так же, как и предыдущий, задан не московским иерархом и касается унификации формы крестов на куполах церкви. Вопрос 9 По мнению большинства исследователей, вопрос также принадлежит к числу тех, которые были заданы иерархами, приехавшими на собор и заметившими недостатки в отправлении церковных служб в Москве. Вопрос 10 Вопрос является прямым продолжением предыдущего. Он даже начинается с соединительного союза да. Автор вновь противопоставляет общий порядок богослужения, определенный в уставе, тому, как обстоят дела здесь. Материал настоящего вопроса может дать ценные, до сих пор историками не исследованные данные относительно датирования начала работы собора. То, что упоминаются только зимние богослужения, говорит о том, что священнослужитель, видимо, наблюдал их лично, когда приехал на собор. Вопрос 11 Вопрос посвящен порядку отправления церковной службы. Были замечены неточности в ее исполнении и предлагалось их устранить. Ответ подтверждает указанную в вопросе необходимость исполнять службу по уставу. Расхождение точек зрения автора вопроса и соборного большинства встречается во вторых царских вопросах нередко (например, в 7-м и 8-м вопросах). В Стоглаве нет прямых указаний на споры между иерархами, но противоречия, подобные указанному, в настоящем вопросе показывают и на наличие споров среди участников собора. Вопрос 12 В вопросе продолжается перечисление беспорядков, замеченных в отправлении церковных служб здеся в соборной церкви и во всех церквах Москвы. Противопоставление порядков в Новгороде беспорядкам в Москве выдает в авторе вопроса новгородского иерарха, возможно, самого Феодосия. Вопрос 13 Вопрос освещает довольно второстепенный аспект практики монастырей: возможно ли, чтобы приходские священники соборовали и исповедовали умирающих монахинь. Автор говорит об исключительном случае, когда игумен или иной иеромонах, являющийся «духовным отцом» монахини, в отъезде, а необходимость в совершении обряда соборования велика. В вопросе отражены отношения между «белым» и «черным» духовенством, более высокое положение «черного», пренебрегавшего даже в крайних ситуациях услугами приходских священников. Вопрос 14 В вопросе обличаются непорядки в Новгородской епархии. Указывается на практику вымогательства прихожанами у поставленных священнослужителей денег. Причем в случае поставления священником человека достойного, но не имеющего денег, прихожане его не принимали. Стоглав, с одной стороны, запрещает прихожанам вымогать деньги у вновь поставленных священников и дьяконов и предлагает судить о достоинствах пастырей исходя лишь из их грамотности и знания дела. Но, с другой стороны, в главе нет никаких санкций, которые можно было бы применить в случае нарушения прихожанами этого запрета. Из ответа на вопрос становится известно и об иных злоупотреблениях, творившихся в Новгороде. Иерарх, благословив священника, не должен брать с него ничего, развее благословенные гривны. Значит, и иерархи тоже чинили незаконные сборы с попов. В свою очередь попы вместе с прихожанами брали поборы с просвирен, пономарей и сторожей. Ответ, таким образом, исходит из того, что все, на- Ст Велегласно — громко Уличане — жители одной улицы, входившие обычно в один церковный приход Российское законодательство X — XX веков Бочкарев В. Указ. соч., с. 106. Глумотворцы, глумотворец, смехотворец — шут, скоморох, лицедей. Арганники — музыканты. Кудесы бить — колдовать. Аристотелевы врата — перевод средневекового сочинения «Secreta secretorum», составление которого приписывалось Аристотелю. Рафли — астрологическая книга, разделенная на 12 схем, в которой говорится о влиянии звезд на ход человеческой жизни. чиная с новгородского архиепископа и кончая приходским священником, могли брать взятки, причем, если судить по данному тексту, за это не полагалось наказания. Вопрос 15 Вопрос продолжает тему, начатую в предыдущем. Речь идет о злоупотреблениях, допускаемых чиновниками владычного наместника в Пскове, которые при поставлении священников в ружные церкви вымогали у поставляемых взятки. При определении авторства вопроса у исследователей возник спор. Н. Лебедев приписывал его иерархам, ссылаясь на существовавший порядок назначения чиновников Новгородского архиепископа царем. Следовательно, в вопросе речь шла о злоупотреблениях царских людей. Однако В. Бочкарев возразил, что такой порядок возник уже после собора — он был узаконен в 69-й главе Стоглава. Отсюда вытекает, что злоупотребления были результатом деятельности ставленников архиепископа и вопрос, таким образом, был направлен против Шеодосия Новгородского, которому Псков был подчинен в церковном отношении. Авторство вопроса В. Бочкарев приписывал царю78'1, что вполне возможно. Однако кто бы ни был автором вопроса, направлен он был против Феодосия и исходил от нестяжательского меньшинства собора, ободренного присутствием царя. Вопрос 16 Вопрос затрагивает быт и обряды мирян. Возникшие задолго до принятия Русью христианства, обряды русской деревни продолжали существовать и после его распространения, зачастую тесно переплетаясь с христианскими (во 2-м и 3-м вопросах говорилось о распространении суеверий простого народа даже среди приходского духовенства). В данном случае речь идет о смешении элементов обряда языческого с христианским. Касьян в своих «неисправлениях» указывал, что на свадьбы зовут и священников с крестами, и скоморохов с дудами. Собор запрещает попам разрешать скоморохам сопровождение к церкви молодых. В этом установлении видно различие между взглядами на свадьбу христиан и язычников, внимание церкви к обряду венчания, ее стремление целиком взять его осуществление в свои руки. Вопрос 17 Вопрос посвящен лжеприсяге, проблеме, уже поднимавшейся в первых царских вопросах и получившей освещение в ответах (см. гл. 37). Однако надо признать, что ссылка на лжеприсягу здесь лишь уловка, чтобы заинтересовать государство в борьбе с суевериями. Участники собора пошли на объединение двух, по сути дела разных, вопросов: о ложном целовании креста перед судебным поединком и о вере в колдовство и гадание. Переплетение на Руси языческих суеверий и христианства было вызвано, с одной стороны, пережитками языческих верований и обрядов, а с другой — появлением в России сочинений из Греции и Болгарии, содержащих различные сведения по оккультным наукам. Эти книги начали проникать на Русь с самого введения христианства787. Они переписывались и вместе с каноническими произведениями попадали в рукописные сборники. Таким образом, часто несведущие люди не могли даже различить, где каноническое сочинение, а где нет. К XVI в. уже составлялись списки так называемых отреченных книг, т. е. книг, чтение и переписка которых запрещались. К этим книгам относились и перечисленные в 17-м вопросе сочинения, не случайно именуемые «еллинскими», т. е. написанные еще в языческой Элладе, Греции. Ответ рекомендует царю расправляться с волхвами и кудесниками, что свидетельствует о все большей связи государства и церкви, о становлении православного христианства как государственной религии. Церковь же со своей стороны сохраняла за собой право наказания лиц, прибегавших к помощи волхвов и кудесников. Вопрос 18 Беспорядки, происходившие в Пскове и Новгороде, разбирались на соборе особо. Ни одна другая епархия не оговаривалась по этому поводу специально. Вопрос 19 Вопрос касается быта мирян. Скоморохи пользовались в народе любовью, их охотно принимали в деревнях. Духовенство на соборе было обеспокоено не столько разбоями скоморохов на дорогах и их поборами в деревнях, сколько влиянием языческих идей, так как скоморохи были обязательными участниками языческих празднеств. Чтобы искоренить, или хотя бы уменьшить количество этих бродячих актеров, духовные иерархи обратились за помощью к царю. Этот вопрос, как и 17-й, был задан именно в расчете на присутствие царя. Нельзя, однако, сказать, что само духовенство не принимало никаких мер. Например, 31 октября 1555 г. в приговорной грамоте Троице-Сергиевского монастырского собора говорилось о недопущении принимать в Присецкой волости, принадлежащей монастырю, вредных людей, причем скоморохи назывались первыми в этом списке788. Вопрос 20 Вопрос обращает внимание царя на поведение его служилых людей. В нем говорится о распространении пьянства, азартных игр, краж и даже разбоя среди детей боярских и слуг. С точки зрения надзора за моральным обликом мирян Стоглав См.: Макарий. История русской церкви в период монгольский Т. V, кн. II. Спб., 1866, с. 253. ААЭ. Т. I, № 244, с. 267. Зернь - игра в кости на деньги. Российское законодательство X — XX веков Шестокрыл, Воронограй, Зодей, Алманах — сборники гадательных предсказаний. Коби, гобь — волхвование, гадание по приметам и встречам. со стороны духовенства вопрос понятен. Но причину его появления в Стоглаве объясняет, вероятно, последняя фраза: чтобы дети боярские и люди боярские... были бы доволъни своими оброки. Постоянные притязания царя на монастырские земли и доходы вызвали со стороны духовенства стремление доказать расточительность служилых людей, направить внимание царя от церковных земель и доходов к рациональному использованию земель царских. Собор предоставлял царю самому решать, каким образом это зло искоренить. Вопрос 21 В вопросе обличаются суеверия и предрассудки мирян. Вновь, как и раньше, собор обращается к царю за помощью; на сей раз — для борьбы с ересью, с лживыми пророками, которые представляли определенную опасность и для церкви, и для государства. Распространяли «ересь», видимо, нищие, юродивые, традиционно пользовавшиеся сочувствием у простого народа. В одиночку церковь не могла бороться с ними и призывала себе на помощь государство. Вопрос 22 Стоглав ставит вопрос о наказании за колдовство, гадания. Предсказание будущего любыми способами считалось церковью недопустимым, поскольку противоречило основам веры. Поэтому предсказатели — волхвы, кудесники — преследовались на Руси с самого введения христианства. Но, несмотря на преследования, книги, содержащие запрещенные церковью сочинения, распространялись. Собственно говоря, перечень отреченных книг появился лишь в конце XV в., а те суеверия, которые были распространены не только в массе народа, но и среди большей части низшего духовенства и монашества, способствовали их распространению. Кроме того, в увлечении такими книгами проявлялась и тяга к знаниям, поскольку, с одной стороны, с их помощью можно было ответить на многие вопросы, объяснить происходящее, а с другой — в этих книгах содержались обрывки научных сведений, например, из геометрии, астрономии, медицины. К XVI в. количество отреченных книг увеличилось. Церковь ощущала необходимость усилить борьбу как с распространением книг, так и с их последователями. Распространение волхвования было настолько велико,что даже в домострое говорилось, чтобы хозяйки волхвов не принимали и не гадали. Чувствуя свою слабость в борьбе с суевериями, церковь призывает на помощь государство, стремится передать розыск и расправу над распространителями отреченных книг государству. Одновременно и священникам вменялось в обязанность убеждать прихожан в порочности чтения и следования советам отреченных книг. Вопрос 23 В вопросе вновь говорится о смешении христианских обрядов с языческими. Установленный церковью порядок поминания умерших не имел ничего общего с языческим; согласно языческим обрядам, поминание сопровождалось пиршеством с народными играми и плясками, для христианской церкви оно связано с обрядами в храме и благотворительностью. Интересно решение, которое предлагается в Стоглаве. Оно возлагает на священников обязанность поучать мирян, т. е. ничего нового не предлагается — священники и до собора обязаны были это делать. Но как видно из 16-го вопроса, приходские священники сами слабо разбирались в том, что допускалось, а что не допускалось церковью. Поэтому Стоглав напоминает об этом и поучает приходских священников необходимости утверждения христианских обрядов и вытеснения языческих культов из быта русского простого народа. Вопрос 24 В вопросе говорится о языческих празднествах, распространенных среди христиан, и о необходимости борьбы с языческими обрядами. Стоглав называет эти праздники еллински-ми бесованиями, сравнивая их с древнегреческими праздниками в честь Диониса. Вряд ли можно считать родиной этих обрядов Грецию (Элладу). Они характерны для язычества вообще. Древние славяне имели свои праздники, и после введения христианства на Руси начался длительный процесс приспособления языческих праздников к христианскому культу. В 23-м вопросе говорилось о поминании умерших, в настоящем же вопросе затронуты два важнейших языческих праздника, борьбу с которыми церковь вела давно, но безуспешно. Центральным праздником лета был праздник Ивана-Купа-лы — день летнего солнцестояния, отмечавшийся 24 июня. Дню Ивана-Купалы (характерное соединение праздника христианского святого Иоанна Крестителя с языческим Купалою) предшествовала Русальная неделя. Купала и русалия связаны с обрядами моления о дожде. В день Ивана-Купалы поклонялись воде и огню, бросали в воду венки и жгли костры. В этот же день по старинному обычаю заключались браки — у воды без церковного венчания. Это также беспокоило духовенство. Важнейшим зимним праздником у славян были святки. Они длились 12 дней и захватывали конец старого и начало нового года, который у древних славян начинался 1 января 89. С введением христианства святки стали отмечать с рождества и до крещения. И хотя им была придана видимость христианского торжества, святки сохранили такие языческие атрибуты, как ночные гадания, ряженые, пиры. Наступление на языческие обряды, стремление укрепить христианство заставляло духовенство привлекать к решению задачи государственную власть, ссылаясь на царские заповеди. 451 Стоглав Жальник — кладбище, могила. Гудцы, гудец — музыкант на гудке, народном инструменте типа скрипки, но без выемок по бокам, с тремя струнами. Долони — ладони. Глумец — зд. шут, скоморох. Плещевание, плескати — ударять ладонями в лад под игру на каком-либо музыкальном инструменте. Клопотание — стук, шум. История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. I. M, 1966, с. 504. Российское законодательство X — XX веков Окличка — объявление, оглашение, окликание. Срезневский И. И. Указ. соч. История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. I, с. 505. 792 Афанасьев А. Дедушка домовой. — Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. Изд. Н. Калачова. Кн. I. M, 1850, гтд. VI, с. 26. Нарадуницы, радуница, радоница, родительская — день поминовения усопших на кладбище. Вопрос 25 Вопрос продолжает тему языческих обрядов. Разбирается случай, когда языческие обычаи вступают в прямое противоречие с христианскими. Так, традиционный день поминовения умерших у славян, отмечавшийся тризнами, совпадал с празднованием христианами пасхи, центрального праздника церкви, праздничные службы после которого продолжались в течение 40 дней. Не решаясь целиком отвергнуть, запретить день поминовения родных, церковь пошла на компромисс: радоница была включена в церковные службы, но громкое поминовение было запрещено, равно как и всякие тризны на кладбище. Упоминание в вопросе вьюнца можно объяснить по-разному. И. И. Срезневский видит здесь языческий обряд поздравления молодых супругов в первую весну брака790. Таким образом, вопрос говорит и о запрещении этого обряда. Однако отсутствие упоминания о въюнце в ответе дает возможность понимать еью-нец как род хоровода, т. е. устройство ритуальных плясок на ра-донице. Вопрос 26 Смешение языческих обрядов с христианскими праздниками было достаточно распространенным явлением. Культ поминовения предков весной был связан, по мнению Б. А. Рыбакова, с циклом сельскохозяйственных работ. Весной, когда в землю сеялись семена, славяне просили своих умерших предков, находившихся в земле, помочь всходам791. А. Афанасьев видит причину весенних воспоминаний об умерших родных в пробуждении природы к жизни и в возникновении в связи с этим у народа преданий о том, что весной покойники начинают скорбеть о прошлой жизни и желают свидания с живыми. Поэтому славяне жгли весной солому и кликали умерших . После принятия христианства языческие обряды поминовения сохранились и причудливо объединились с христианскими. От суеверий не были свободны и сами приходские священники. Об этом свидетельствует их готовность класть соль под престол в храме и потом врачевать ею. Ответ на вопрос ясен; вопрос задан лишь для того, чтобы обратить внимание духовенства на существующие суеверия и пережитки язычества и необходимость борьбы с ними. Вопрос 27 Вопрос завершает перечисление языческих обычаев, бытовавших в среде русского крестьянства. Летний праздник, видимо, сопровождавшийся гуляньем, совпадал с началом поста, т. е. временем ограничения христиан в пище и удовольствиях. Вопрос интересно трактует языческие обряды русских как заимствованные из Эллады. Хотя в Древней Греции и существовали праздники, подобные славянским, однако в действительности это сходство объясняется сходством различных видов языческих религий вообще, а не заимствованиями. Вопрос 28 Вопрос посвящен соблюдению церковных правил, в частности постов. Ответ очень кратко упоминает о постах и задерживается на особенностях богослужения. Это было вызвано различиями в отправлении церковных обрядов в разных епархиях. Вопрос и ответы были подготовлены заранее и вызваны неисправностями, имевшими общее распространение. Вопрос 29 Вопрос затрагивает ход богослужения на заутрене. В какой-то степени здесь содержится ответ и на 34-й вопрос первых царских вопросов. Вопрос 30 Вопрос интересен тем, что ответ на него основан не на «божественных правилах», а на практике. Стоглав прямо заявляет, что вопреки правилам допускается следование практике старейших христианских церквей, разрешавших захоронение монахинь в мужских монастырях и монахов в женских. Филарет Милостивый — ум. ок. 792 года в Византии, христианский праведник. Ефросинья преподобная — видимо, имеется в виду Евфроси-нья Александрийская (Vb.). Вопрос 31 Большинство исследователей Стоглава приписывают авторство вопроса царю, с чем можно согласиться. В вопросе имеется противопоставление задающего вопрос отвечающему на него, вопрос значительно многословнее предыдущих и по тематике напоминает первые царские вопросы о беспорядках в монастырях. Вопрос 32 Вопрос продолжает тему предыдущего о неисправном отправлении служб в приходских и монастырских церквах. Начало вопроса: И о сем достоит святителям советовати известно, а также слова и о сем молю святительство ваше говорят об авторстве Ивана IV. Глава 42 Глава посвящена проблеме, не затронутой ни в первых, ни во вторых царских вопросах. Это дало возможность В. Бочкареву предположить, что она появилась в Стоглаве как результат затягивания иерархами решения более важных вопросов793. Д. Стефанович видит связь между главой и 5-м из второй группы царских вопросов, посвященным Евфросину794. Упоминание на соборе имени этого псковского святого могло напомнить старый спор о сугубой или трегубой аллилуйе, вопросе, важном для духовенства. Спор по существу сводился к следующему: сколько раз 453Стоглав Бочкарев В. Указ. соч., с. 109. Стефанович Д. Указ. соч., с. 71. I Российское законодательство X — XX веков Еже — что, чтобы, дабы. Поборати — зд.заступаться, помогать. История русского искусства в 2-х томах. Т. I. М„ 1978, с. 75. Стефанович Д. Указ. соч., с. 208.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |