Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 1 страница



2015-11-27 569 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Бочкарев В Указ. соч., с 76.

Российское законодательство X — XX веков

Руга

— зд. годичное

содержание причта

деньгами, хлебом

и др. припасами.

Лебедев Н. Указ. соч., с. 41—45;

Бочкарев В. Указ. соч., с. 74.

ламский монастырь. Формулировка вопроса составлена в рез­кой форме, тем самым подчеркивалась тяжесть нарушений, которые были замечены в Новгороде и Пскове.

Вопрос 19

Вопрос касается строительства новых церквей и обителей и по своему характеру напоминает вопрос 13-й. Он пронизан духом нестяжательства. В нем не случайно имеется противо­поставление современных автору вопроса учредителей мона­стырей старцам в более ранний период развития монастыр­ской жизни. Не случайно пустыни были у нестяжателей идеалом монастырского жития: пустынники не имели земель, не эксплуатировали крестьян, жили своим трудом или подая­нием.

Пустынники же, изображенные в вопросе,— люди корыст­ные. Они ставят церкви из «тщеславия», монастырь заклады­вают с целью получить доход. Но из-за недостатка средств или из-за разорения, причиняемого епископскими чиновника-ми-десятильниками (о способах вымогательства десятильника-ми денег см. вопрос 7), бросают построенные ими храмы. Вопрос как бы предлагает запретить строительство новых мо­настырей и церквей, отнимающих средства у казны и деньги у мирян, но тем не менее приходящих в запустение из-за не­радения самих монахов или разорения от святительских чи­новников. Вопрос возник в среде нестяжателей, причем заин­тересованность казны просматривается довольно ясно. Из этого, а также из слов у меня земли и руг просят вытекает, что непосредственное участие в составлении вопроса прини­мал Иван IV.

Вопрос 20

О зазорном поведении духовенства писали многие деятели XVI в. (Максим Грек, Курбский и др.). Рассматриваемый вопрос интересен тем, что и он содержит ту же критик , но в завуалированном виде. Он затрагивает нижние и средние слои духовенства, как «белого», так и «черного»: священни­ков и игуменов. В вопросе говорится о различных положи­тельных чертах духовенства в прошлые времена — доселе. Ко времени собора положение, видимо, изменилось, потому что собору предлагается о сем добре порадети и поразсудити и утвердити по божественному писанию. Вопрос, таким обра­зом, содержит намек на падение нравов духовенства, умале­ние его роли как наставника мирян. Исследователи Стоглава Н. Лебедев и В. Бочкарев видят в вопросе обличение нестя­жателями черного духовенства и считают, что автором вопро­са был царь759. Возможно иное решение. Вопрос составлен так мягко, его формулировки так обтекаемы, а то, что он предлагает, настолько общеизвестно, что автором вопроса можно считать митрополита Макария. Иосифляне также бы­ли обеспокоены падением нравов среди духовенства. Правда,

I

видя пороки как «белого», так и «черного» духовенства, они предпочитали обличать «белое», умалчивая о грехах «черно­го». Формулировкой вопроса его автор смягчал ту картину разложения нравственности духовенства, которая столь хо­рошо видна как из самого Стоглава в целом, так и из пу­блицистики того времени. Во всяком случае, этот вопрос в равной степени волновал всех членов «Избранной рады».

Вопрос 21

В вопросе говорится о поведении мирян в церкви. Ноше­ние тюбетеек осуждалось в переписке митрополита Мака­рия с Максимом Греком760. Об этом же писал Сильвестр в послании Ивану IV. Автором вопроса в литературе называ­ют митрополита Макария.

Вопрос 22

Вопрос продолжает тему 21-го вопроса. Он касается недо­стойного поведения духовенства в церкви (разговоры во вре­мя службы, пьяные драки), а также многогласия при церков­ном пении, т. е. одновременного пения следующих друг за другом стихов. Авторство этого вопроса можно также приз­нать за Макарием.

Вопрос 23

Согласно давно установившейся традиции, священники должны отправлять службу в специальных одеждах, которые имеют символическое значение. Эта одежда различна у мона­шествующего духовенства и у «белого». В данном случае речь идет только о «белом» духовенстве. Обряжаясь не в со­ответствии с правилами, священники снижали тем самым эф­фект от службы, принижали значение службы. Вопрос при­зывает выяснить, соответствует ли такое поведение священни­ков правилам, изложенным в святых книгах, хотя автору прекрасно известно, что не соответствует. Такое пристальное внимание к внешней стороне церковной службы дает возмож­ность предположить, что автором вопроса является митропо­лит Макарий.

Вопрос 24

Вопрос так же, как и предыдущие, касается «белого» духовенства. Он затрагивает внешнюю сторону церковной службы: возможность допущения к службе в церкви понома­рей и дьячков, дважды или трижды женатых. Согласно правилам, установленным для мирян, последние могли всту­пать в брак не более трех раз. Дьячки и пономари при­надлежали к церковнослужителям. На них распространялись иные правила. Поэтому автор вопроса и противопоставлял статус мирянина и церковнослужителей.

Стоглав

Позорище — зрелище,

собрание, представление.

760 См.: Лебедев Н.

Макарий,

митрополит

всероссийский. М.,

1881, гл. «Макарий

и Максим Грек».

Глумление

— забава,

развлечение.

Пономарь

— прндверннк, низшая церковная

служебная должность.

Дьяк

— зд., видимо, имеется в виду дьячок, низшая

церковная служебная должность.

...святым касаются

— имеются в виду

предметы богослужения.

...по рассуждению учити

— видимо, описка: следует читать

по рассуждению учинити.

426

Российское законодательство X — XX веков

Жданов И Н. Материалы для

истории

Стоглавого собора, с. 199.

Лебедев Н.

Стоглавый собор

(1551), с. 50;

Жданов И. Н.

Материалы для

истории

Стоглавого собора, с. 199; Лебедев Н. Указ. соч., с. 47; Бочкарев В. Указ. соч., с. 83.

Вопрос 25

В вопросе говорится о мирянах. Автор касается внешнего вида прихожан. Особенное возмущение вызывает бритье бо­род и усов и ношение одежды иноземного покроя. Все эти новшества, вызванные укреплением связей с Западной Евро­пой, осуждались большинством духовенства. В качестве одно­го из «неисправлений» рассматривал бритье бороды и усов Касьян, об этом же писал Сильвестр в своем послании царю, резко выступал против брадобрития митрополит Макарий. Таким образом, представители различных группировок в «Избранной раде» объединились в своем порицании новых обычаев, распространявшихся среди мирян. Порицание бри­тья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать "своему лицу женский облик. В послании Сильвестра Ивану IV этому по­року уделено большое место, причем именно в связи с рас­пространением брадобрития.

Исследователи Стоглава приписывают авторство статьи различным участникам «Избранной рады». И. Н. Жданов, ис­ходя из сопоставления текста с посланием Сильвестра, видит •■"здесь авторство благовещенского попа. Н. Лебедев, изучав­ший деятельность митрополита Макария. указывает на автор­ство последнего761. Но кто бы из членов «Избранной рады» ни предложил этот вопрос, видно, что принят он был без прений и разногласий.

Вопрос 26

Смысл вопроса заключается в том, что христиане непра­вильно крестятся. Поскольку все элементы крестного знаме­ния являются символичными, нарушение порядка наложения креста рассматривалось как тяжкое преступление против цер­ковных порядков. Ответственность за это несут приходские священники, которые не обучают должным образом свою па­ству. Упрек, таким образом, оказывается обращенным к «бе­лому» духовенству.

Автор вопроса, по мнению И. Н. Жданова, — Сильвестр, а по мнению Н. Лебедева и В. Бочкарева — Макарий'62.

Вопросы 27 и 28

В этих вопросах говорится о лживых клятвах мирян и о распространении сквернословия, что отмечалось и в «неиспра­влениях» Касьяна, писавшего: клянутся именем божиим в шутках и сквернословят в ссорах и шутках. Вопросы 26, 27 и 28 составляют единое смысловое целое. В конце 27-го вопро­са и в вопросе 28, продолжая тему непристойного поведения мирян, указывается на дурную привычку некоторых право­славных подданных грубо оскорблять друг друга — деяние, наказуемое, главным образом, церковью, хотя даже в Судеб­нике 1497 года есть упоминание о наказании за лай. Интере-

сно, что в вопросе в пример приводятся иноверцы. Поэтому, соглашаясь, что авторство вопросов принадлежит Макарию, можно допустить и добавления со стороны Ивана IV, по­скольку Макарий и Сильвестр вряд ли бы стали приводить в пример неправославных.

Вопрос 29

Вопрос составлен очень распространенно, напоминает ре­чи Ивана IV своими многочисленными ^ _сылками к библии и истории. Помимо отсылок к церковной истории содержат­ся также и свойственные речам царя призывы к покая­нию. Особо оговариваются преступления, караемые церко­вью: распутство, супружеская неверность, мужеложство. Видя в перечисленных преступлениях корень зла, приведшего к гибели ряд государств, царь (а его авторство здесь несом­ненно) предлагает собору твердо наказывать преступников.

Вопрос 30

Вопрос касается финансовой помощи со стороны государст­ва церкви. Составлен он, видимо, царем. Царь говорит о зна­чительных пожалованиях из казны на содержание священни­ков, которые не исполняют своих обязанностей. Но, что самое важное, эти священники стали ружными недавно, во время боярского правления, при временщиках. Поэтому, за­давая вопросы, кому та руга и милостыня в пользу и что о том учинити, царь мог иметь в виду различные варианты ре­шения-: или призвать ружных попов к порядку и заставить их служить как подобает, или отнять у них ругу. Последний вариант решения был, конечно, выгоднее казне.

Вопрос 31

Вопрос так же, как и предыдущий, касается государствен­ных дотаций церкви и монастырям. Единичные, единовремен­ные дотации, полученные некоторыми церквами и монастыря­ми при Василии III и Елене Глинской, многие церкви и мо­настыри постепенно сумели превратить фактически в посто­янные. Поскольку в большинстве своем церкви и монастыри имели самостоятельные доходы, то получение ими руг с госу­дарственной точки зрения было нецелесообразно. Что касает­ся бедных, не имеющих самостоятельных доходов церквей и монастырей, то здесь автор вопроса склонен признать их право на ругу. Но и в этом случае автор вопроса, а им был, конечно, царь (что с очевидностью следует из текста вопро­са), не дает прямого отве-а.

Вопрос 32

Вопрос обличает нехристианскую жизнь мирян, нарушаю­щих запрет есть мясо животных, из которых не выпущена кровь. Такое требование объяснялось тем, что считали, будто У всех живых существ, кроме человека, душа — в крови, т. е.

Стоглав

Ниневии град великий

— Ниневия, столица

Ассирии

Царьград

— Константи­нополь, столица Византии.

Велми — очень, весьма.

Негли

— чтобы.

Н еподкновенно

— неукоснительно.

Прилепы, прилеп

— то, что прилеплено,

приставлено.

Российское законодательство X — XX веков

Лепо

— хорошо, бесподобно,

красиво, пристойно.

удавленные животные и птицы употреблялись в пищу как бы вместе с душой. По этой же причине запрещалось есть па­даль.

Вопрос 33

В вопросе говорится об ошибках в богослужении. Речь идет только о «белом» духовенстве (о «черном» есть специ­альная оговорка).

Исследователи Стоглава видели в авторе вопроса Ивана IV. Он хорошо знал порядок церковной службы и не мог не заметить неточностей. В качестве дополнительного аргумента приводится мысль, что собор не ответил на этот вопрос, как и на другие вопросы Ивана IV. Такого не могло бы быть, если бы вопрос исходил от митрополита. Однако представля-,ется, что автором вопроса был все же Макарий. Именно для него характерно мелочное внимание к вопросам церковной службы. Тем более что в какой-то степени на данный вопрос есть ответ в гл. 6.

Вопрос 34

Данный вопрос продолжает вопрос 33. Беспорядкам в Москве противопоставляется порядок в Новгороде и Пскове, куда недавно ездил царь. Вопрос составлен от его имени, и исследователи считают именно его автором вопроса. Можно предложить и иное решение. Скорее всего на этот вопрос вдохновил царя митрополит Макарий. Ему было важно по­мочь своему давнему другу архиепископу Новгорода и Пско­ва Феодосию, на которого имелись жалобы, рассмотренные впоследствии на соборе. Похвала Иваном IV порядков в Новгороде должна была поддержать Феодосия в глазах собо­ра. Царь, со своей стороны, охотно пошел навстречу замыслу Макария, поскольку любил покичиться своим знанием цер­ковной службы.

Вопрос 35

В вопросе говорится о предмете, тесно связанном с бо­гослужением — кресте. Крест относится к священным изобра­жениям и является важнейшим украшением христианских храмов. Вопрос ставит задачу унификации креста на куполах церквей.

Вопрос 36

Вопрос касается чисто богослужебных проблем. В наруше­ние существовавших правил (правило 3 «святых апостол») в алтари вносили запрещенные предметы. В пример, как и в 34-м вопросе, приводят порядки Великого Новгорода и Пско­ва, где для освящения предметов, приносимых мирянами, в церквах имелся предназначенный под эти нужды кутейник (часть церкви около алтаря). Автор вопроса — человек, знавший порядки в Новгороде и Пскове, строго следящий за

соблюдением правил богослужения. Таким человеком, по мнению В. Бочкарева, был митрополит Макарий763. Д. Сте­фанович считает автором вопроса Сильвестра, поскольку Макарий мог обязать повсеместно учредить кутейники и не спрашивая разрешения у собора; кроме того, по его мнению, Макарий к этому времени плохо помнил новгородские обы­чаи 64. Цель вопроса — распространить «опыт» Новгорода и Пскова на остальные районы.

Вопрос 37

Пороки и непорядки в быте монахов довольно часто обли­чались в публицистических произведениях. Этот вопрос инте­ресовал и стяжателей, и нестяжателей. Для собора он соста­влен партией нестяжателей. Несмотря на то что Макарий, будучи новгородским архиепископом, стремился отделить мужские монастыри от женских, а Иосиф Волоцкий, идеолог стяжательства, в свое время не впустил в свой монастырь родную мать — монахиню, текст вопроса свидетельствует об авторстве нестяжателя: уж очень резко осуждается плохое отношение монастырских властей к калекам — монахам и мо­нахиням, попустительство в нарушении церковных уставов. Подобное освещение образа жизни монахов и обличение его недостатков должны были способствовать целям сокращения расходов государственной казны на монастыри, которым впрок эти деньги не шли.

Таким образом, если рассматривать все вопросы в целом, можно заметить, что они разделяются на:

1) преследующие интересы государственной казны (вопро­сы 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);

2) обличающие беспорядки в святительском и монастыр­ском управлении, в монастырской жизни (вопросы 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);

3) касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21—29, 32—36).

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. По­скольку государство целиком перепоручало эту область цер­кви, видело в ней свою идеологическую опору, то естествен­ным было для царя желание видеть церковь единой, поль­зующейся авторитетом у населения.

Как полагали некоторые исследователи Стоглава, имелась еЩе одна группа вопросов, которая затрагивала темы, касаю­щиеся исключительно области государственного управления. И. Н. Жданов обнаружил в Сборнике игумена Иосифо-Воло-коламского монастыря Ефимия Туркова проект государствен­ных преобразований, предложенных, как полагал исследова­тель, Иваном IV в качестве дополнительных царских вопро­сов собору 1551 года. Эти вопросы, по мнению И. Н. Ждано­ва, могли попасть в Сборник из бумаг Феодосия Новгород-

429Стоглав

763 Бочкарев В. Указ.

соч., с. 83.

Стефанович Д. Указ. соч., с. 50.

Российское законодательство X — XX веков

765 Жданов И. Н.

Материалы для

истории

Стоглавого собора, с. 180 и след.

Будовниц И. У. Указ. соч., с. 233.

Памятники

русского права,

выпуск четвертый.

М., 1956, с. 592.

768 Черепнин Л. В. К.

истории

«Стоглавого»

собора 1551 г. — В

кн.: Средневековая

Русь. М, 1976, с. 120—121.

Черепнин Л. В. Земские соборы

Русского

государства

в XVI —

XVII вв.,

с. 81.

Жданов И Н.

Материалы

для истории

Ctoiлавого собора,

с. 241—243.

ского. Известно, что последний после собора удалился в Иосифо-Волоколамский монастырь, игуменом которого в то время был друг Феодосия Ефимий Турков. Турков являлся составителем и частично переписчиком упомянутого сборника, к нему перешли бумаги Феодосия после его смерти. Среди этих бумаг и могли находиться «дополнительные царские во­просы». В этих вопросах идет речь о следующем: 1) о мест­ничестве, 2) о вотчинах и поместьях, 3) о «белых» слободах, 4) о корчмах, 5) о мытах, 6) о перевозах и мостах, 7) о вотчинных книгах, 8) о заставах, 9) о поместьях, 10) о вдо­вых боярынях, 11) о ногайских купцах, 12) о переписи зе-мель765.

Изложенное выше предположение И. Н. Жданова было воспринято И. У. Будовницем как доказанное, и он, уже го­воря о Стоглавом соборе, с полной уверенностью заявляет, что, помимо церковных, царем были предложены и вопросы «касающиеся военного дела, описания всей земли, уничтоже­ния внутренних таможен, укрепления охраны границ» Комментаторы «Памятников русского права», напротив, счи­тают, что вопросы были написаны Иваном IV в 1549 году, т. е. за два года до созыва Стоглавого собора76'. Правиль­ной представляется точка зрения Л. В. Черепнина, который относится к «дополнительным вопросам» осторожно, посколь­ку доказательств, были ли они заданы собору, нет768.

Глава 6

Следующие за 5-й главой 6—40 главы Стоглава содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолже­ние ответов содержится в 42-й и последующих главах. Такое расположение материала в памятнике давало исследователям широкий простор для догадок.

Л. В. Черепнин считал, что структура Стоглава «очень не­четкая, не поддающаяся до конца осмыслению. «Ответы» иногда уходят от тематики, намеченной «вопросами». Лишь текстологический анализ всех сохранившихся списков Стогла­ва сможет, вероятно, пролить свет на историю сложения па­мятника»769.

И. Н. Жданов видел определенный порядок в изложении глав. Он считал, что «в 6-й — 40-й главах Стоглава собраны материалы для наказа приходскому духовенству. Главы 43-я — 98-я обращены к церковным властям, т. е. к еписко­пам, монастырским настоятелям, наконец, к царю». «Беспоря­дочность в изложении материалов Стоглава зависела столько же от неумелости его собирателя, сколько от разнообразия тех материалов, которыми он располагал»770.

Н. Лебедев, а вслед за ним В. Бочкарев выдвинули гипоте­зу, что текст Стоглава ближе всего подходит к протоколу со­бора. Главы 6—40 представляют собой ответ собора на пер­вые царские вопросы; причем партия иосифлян старалась от­молчаться по тем вопросам, которые ей не нравились. Затем,

чтобы затянуть время, члены собора придумывают свои во­просы и сами же на них отвечают (вторые царские вопро­сы— гл.41). Далее ввиду важности царских вопросов собо­ру, видимо, были вновь предложены какие-то вопросы, на которые он и вынужден был отвечать'71. Эту точку зрения подверг критике Н. Суворов, указавший, что при таком взгляде на деятельность собора его работа выглядит по край-

« «772

ней мере странной

Представляется, что в известной степени верны обе кон­цепции: и И. Н. Жданова, и В. Бочкарева. То, что главы 6—40 являются ответами на первые царские вопросы, несом­ненно. Верно и то, что в этих главах даются ответы не на все, а лишь на некоторые вопросы. Соборные прения по со­ставлению ответов на царские вопросы, видимо, были прерва­ны появлением на соборе царя. В течение дня, а'может, инескольких дней, собор решал вопросы совместно с царем. С этим связано, видимо, возникновение так называемых «вто­рых царских вопросов». Затем собор вновь вернулся к разре­шению первых вопросов, иногда дополняя его ответами на вторые царские вопросы. Когда работа подошла к концу, со­бор послал своих представителей к низложенному в 1542 го­ду митрополиту Иоасафу, чтобы последний, прочитав мате­риалы Стоглава, дал по ним свои замечания.

Глава 6 открывает раздел «ответов» собора на «вопросы» царя. Она начинается преамбулой, в которой излагается исто­рия созыва Стоглавого собора. Из этого рассказа следует, что, узнав о нарушениях порядка отправления церковной службы, царь дал задание выяснить все о непорядках в этой области и передал затем митрополиту Макарию для разреше­ния на церковном соборе перечень всех «церковных нестрое­ний». Таким образом, если вопросы царя условно можно бы­ло разделить по крайней мере на три группы (см. выше), то деятели собора 1551 года увидели из всего многообразия тем, затронутых в царских вопросах, только одну: по многим святым церквам звонят и поют не во время... и многие цер­ковные чины не сполна совершаются по священным правилом и по уставу, т. е. были выделены вопросы, касающиеся толь­ко богослужения. Такой подход не случаен. Он был выгоден иосифлянскому большинству собора. Участники собора вы­брали из 37-ми царских вопросов прежде всего те, которые не затрагивали острых финансовых проблем.

Далее в главе, по сути дела, даются ответы на три группы царских вопросов, выбранных в разбивку, причем ответы да­ются не на все части вопросов.

Одним из самых важных нововведений собора является обязательное повсеместное учреждение института поповских старост. Речь о поповских старостах шла в первом вопросе. Вопрос предлагал для контроля над духовенством (причем как «белым», так и «черным») избрать повсеместно поповских ста­рост над всеми священниками, а также и других чиновников, которые, видимо, должны были осуществлять контроль за мо-

431 Стоглав

771 Бочкарев В. Указ.

соч., гл. гл. X,

XI, XII.

772 Суворов Н. С,

В. Бочкарев. Стоглав и история

Собора

1551 г. — Отт. из Журнала министерства

народного просвещения, с. 206—207.

Российское законодательство X — XX веков

...и даровал бы им сыны и наследники

царствия их

— у Анастасии от

брака с Иваном

рождались

девочки, которые

умирали в раннем

детстве, первый

сьц! Дмитрий

родился в 1552

году, умер также в

раннем детстве в

•1553 году.

773 ААЭ Т. 1,

№ 232, с. 227—229.

Протопоп

— 1) почетный титул православного

священно­служителя; 2) зд. — выборный поповский староста.

Яве

— открыто, гласно.

Паки

— опять, еще, снова.

Убо — итак, посему.

Стефанович Д. Указ. соч., с. 211.

нахами. В главе говорится лишь о поповских старостах, т. е. только о контроле за «белым» духовенством, хотя в большинст­ве вопросов осуждалось недостойное поведение именно монаше­ствующего духовенства.

Должности церковных старост учреждались повсеместно. Это были выборные из среды священников. Иногда Стоглав называет их протопопами. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению и по благословению святительскому. Со­бор определил количество старост лишь для Москвы — семь. Этому количеству соответствовало и число соборов, т. е. цен­тральных по значению в данном округе храмов. Поповские ста­росты должны были служить в соборах. В помощь им, соглас­но Стоглаву, избирались из священников десятские. В дру­гих городах также должны были избираться поповские старо­сты и десятские. В селах и волостях избирались только десят­ские священники. Стоглав зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквах, за благочинием священ­ников.

Соборный приговор 1551 года об учреждении и обязанно­стях московских поповских старост раскрывает более подробно порядок их деятельности. Избранный поповский староста вы­бирает себе десятских (такой порядок представляется более точным, чем изложенный в 6-й главе Стоглава). Поповские старосты должны собирать десятских и вместе с ними говорить о порядке церковной службы, о духовных делех и о всяком благочестии773.

Великая княгиня Анастасия — первая жена Ивана IV Ана­стасия Романовна Захарьина-Юрьева (ум. в 1560 году).

Брат, благоверный князь Георгий — Георгий (Юрий) Васильевич (1533—1563 гг.), князь угличский.

Глава 7

Глава продолжает ответ на первый вопрос. Она посвяще­на определению начала звона колоколов в церквах. Коло­кольный звон возвещал прихожанам о начале церковной служ­бы. ,В первом вопросе содержался упрек, что по церквам звонят не ко времени. На Русь правила церковного богослуже­ния перешли из Византии. Первоначально действовали пра­вила, основанные на уставах двух греческих старейших христи­анских монастырей — Афонского и Студийского. Впоследствии появились уставы и других монастырей, в частности Иеруса­лимского. Хотя Стоглав ссылается только на Студийский и Афонский уставы, правила, приведенные в данной главе, как установил Д. Стефанович, были взяты из Иерусалимского устава774.

Вторая часть главы интересна своим происхождением. После завершения работы Собор ознакомил со своими решениями бывшего митрополита Иоасафа. Последний внес предложения,

часть из которых была принята. В частности, в 7-ю главу было внесено положение, согласно которому служба в церквах могла переноситься, если того требовали государственные интересы. Прежде всего это происходило в тех случаях, когда царь выез­жал в военный поход. Кроме того, с учетом интересов госуда­ревых служилых людей, торговых людей, а также больных, в Москве в трех церквах устанавливалось иное, чем по уставам, время начала обедни.

Глава 8

Глава содержит ответ на царские вопросы о порядке бого­служения. Собор называет те уставы, которыми надо руко­водствоваться при служении в церкви. Попутно даются наста­вления, связанные с 22-м и 23-м вопросами. В 23-м вопросе указывалось, что попы служат не в полном облачении, в 22-м упоминались случаи драк между священнослужителями в цер­кви. По этому поводу в главе отмечается, что служить надо в

полном облачении, со страхом и трепетом, ничтоже земного по-мышляюще.

Большая часть главы отвечает на 11-й вопрос о просвирнях. Подробно описываются условия, которым должна удовлетво­рять просвирня. Она должна быть вдовой после первого брака, желательно старше 60-ти лет и не быть монахиней. Монахини могут быть просвирнями только в монастырях. Категорически запрещалось «наговаривать» над просфорами.

В заключении глава содержит ответ на 24-й вопрос. Понома­ри и дьячки, как лица, входящие в причт, могут вступать в брак только один раз.

Василий Великий — род. в Кессарии Капподокийской (Ма­лая Азия) в 329 году, известный церковный философ и писа­тель.

Иоанн Златоустый — род. в Антиохии (Сирия) около 345 года, был известным церковным оратором, за что и получил свое прозвище.

Григорий (папа римский) — Григорий I великий. Родился в Риме около 540 года.

Глава 9

Глава в целом отвечает на несколько вопросов: в 1-м цар­ском вопросе указывалось, что службы совершаются не сполна. В ответ глава дает краткое изложение литургии. Во­прос 11-й указывает, что священники неправильно совершают чин проскомидии — глава подробно описывает проскомиса-ние. В 5-м вопросе обращалось внимание, что службы слу­жат с неправильных переводов — в конце 9-й главы помещены наиболее часто встречаемые ошибки и показано, как надо пра­вильно читать то или иное место.

Глава 10

11о своему содержанию глава является ответом на 23-й во­прос «первых» царских вопросов. В нем указывалось, что попы

433Стоглав

Сан

— зд. облачение.

Дорник

- печатка, которой изображается

крест на просфорах.

Сирень

— т. е. а именно.

...имея дерзновение

— имея смелость.



2015-11-27 569 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)