Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 1 страница
Бочкарев В Указ. соч., с 76. Российское законодательство X — XX веков Руга — зд. годичное содержание причта деньгами, хлебом и др. припасами. Лебедев Н. Указ. соч., с. 41—45; Бочкарев В. Указ. соч., с. 74. ламский монастырь. Формулировка вопроса составлена в резкой форме, тем самым подчеркивалась тяжесть нарушений, которые были замечены в Новгороде и Пскове. Вопрос 19 Вопрос касается строительства новых церквей и обителей и по своему характеру напоминает вопрос 13-й. Он пронизан духом нестяжательства. В нем не случайно имеется противопоставление современных автору вопроса учредителей монастырей старцам в более ранний период развития монастырской жизни. Не случайно пустыни были у нестяжателей идеалом монастырского жития: пустынники не имели земель, не эксплуатировали крестьян, жили своим трудом или подаянием. Пустынники же, изображенные в вопросе,— люди корыстные. Они ставят церкви из «тщеславия», монастырь закладывают с целью получить доход. Но из-за недостатка средств или из-за разорения, причиняемого епископскими чиновника-ми-десятильниками (о способах вымогательства десятильника-ми денег см. вопрос 7), бросают построенные ими храмы. Вопрос как бы предлагает запретить строительство новых монастырей и церквей, отнимающих средства у казны и деньги у мирян, но тем не менее приходящих в запустение из-за нерадения самих монахов или разорения от святительских чиновников. Вопрос возник в среде нестяжателей, причем заинтересованность казны просматривается довольно ясно. Из этого, а также из слов у меня земли и руг просят вытекает, что непосредственное участие в составлении вопроса принимал Иван IV. Вопрос 20 О зазорном поведении духовенства писали многие деятели XVI в. (Максим Грек, Курбский и др.). Рассматриваемый вопрос интересен тем, что и он содержит ту же критик , но в завуалированном виде. Он затрагивает нижние и средние слои духовенства, как «белого», так и «черного»: священников и игуменов. В вопросе говорится о различных положительных чертах духовенства в прошлые времена — доселе. Ко времени собора положение, видимо, изменилось, потому что собору предлагается о сем добре порадети и поразсудити и утвердити по божественному писанию. Вопрос, таким образом, содержит намек на падение нравов духовенства, умаление его роли как наставника мирян. Исследователи Стоглава Н. Лебедев и В. Бочкарев видят в вопросе обличение нестяжателями черного духовенства и считают, что автором вопроса был царь759. Возможно иное решение. Вопрос составлен так мягко, его формулировки так обтекаемы, а то, что он предлагает, настолько общеизвестно, что автором вопроса можно считать митрополита Макария. Иосифляне также были обеспокоены падением нравов среди духовенства. Правда, I видя пороки как «белого», так и «черного» духовенства, они предпочитали обличать «белое», умалчивая о грехах «черного». Формулировкой вопроса его автор смягчал ту картину разложения нравственности духовенства, которая столь хорошо видна как из самого Стоглава в целом, так и из публицистики того времени. Во всяком случае, этот вопрос в равной степени волновал всех членов «Избранной рады». Вопрос 21 В вопросе говорится о поведении мирян в церкви. Ношение тюбетеек осуждалось в переписке митрополита Макария с Максимом Греком760. Об этом же писал Сильвестр в послании Ивану IV. Автором вопроса в литературе называют митрополита Макария. Вопрос 22 Вопрос продолжает тему 21-го вопроса. Он касается недостойного поведения духовенства в церкви (разговоры во время службы, пьяные драки), а также многогласия при церковном пении, т. е. одновременного пения следующих друг за другом стихов. Авторство этого вопроса можно также признать за Макарием. Вопрос 23 Согласно давно установившейся традиции, священники должны отправлять службу в специальных одеждах, которые имеют символическое значение. Эта одежда различна у монашествующего духовенства и у «белого». В данном случае речь идет только о «белом» духовенстве. Обряжаясь не в соответствии с правилами, священники снижали тем самым эффект от службы, принижали значение службы. Вопрос призывает выяснить, соответствует ли такое поведение священников правилам, изложенным в святых книгах, хотя автору прекрасно известно, что не соответствует. Такое пристальное внимание к внешней стороне церковной службы дает возможность предположить, что автором вопроса является митрополит Макарий. Вопрос 24 Вопрос так же, как и предыдущие, касается «белого» духовенства. Он затрагивает внешнюю сторону церковной службы: возможность допущения к службе в церкви пономарей и дьячков, дважды или трижды женатых. Согласно правилам, установленным для мирян, последние могли вступать в брак не более трех раз. Дьячки и пономари принадлежали к церковнослужителям. На них распространялись иные правила. Поэтому автор вопроса и противопоставлял статус мирянина и церковнослужителей. Стоглав Позорище — зрелище, собрание, представление. 760 См.: Лебедев Н. Макарий, митрополит всероссийский. М., 1881, гл. «Макарий и Максим Грек». Глумление — забава, развлечение. Пономарь — прндверннк, низшая церковная служебная должность. Дьяк — зд., видимо, имеется в виду дьячок, низшая церковная служебная должность. ...святым касаются — имеются в виду предметы богослужения. ...по рассуждению учити — видимо, описка: следует читать по рассуждению учинити. 42„6 Российское законодательство X — XX веков Жданов И Н. Материалы для истории Стоглавого собора, с. 199. Лебедев Н. Стоглавый собор (1551), с. 50; Жданов И. Н. Материалы для истории Стоглавого собора, с. 199; Лебедев Н. Указ. соч., с. 47; Бочкарев В. Указ. соч., с. 83. Вопрос 25 В вопросе говорится о мирянах. Автор касается внешнего вида прихожан. Особенное возмущение вызывает бритье бород и усов и ношение одежды иноземного покроя. Все эти новшества, вызванные укреплением связей с Западной Европой, осуждались большинством духовенства. В качестве одного из «неисправлений» рассматривал бритье бороды и усов Касьян, об этом же писал Сильвестр в своем послании царю, резко выступал против брадобрития митрополит Макарий. Таким образом, представители различных группировок в «Избранной раде» объединились в своем порицании новых обычаев, распространявшихся среди мирян. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать "своему лицу женский облик. В послании Сильвестра Ивану IV этому пороку уделено большое место, причем именно в связи с распространением брадобрития. Исследователи Стоглава приписывают авторство статьи различным участникам «Избранной рады». И. Н. Жданов, исходя из сопоставления текста с посланием Сильвестра, видит •■"здесь авторство благовещенского попа. Н. Лебедев, изучавший деятельность митрополита Макария. указывает на авторство последнего761. Но кто бы из членов «Избранной рады» ни предложил этот вопрос, видно, что принят он был без прений и разногласий. Вопрос 26 Смысл вопроса заключается в том, что христиане неправильно крестятся. Поскольку все элементы крестного знамения являются символичными, нарушение порядка наложения креста рассматривалось как тяжкое преступление против церковных порядков. Ответственность за это несут приходские священники, которые не обучают должным образом свою паству. Упрек, таким образом, оказывается обращенным к «белому» духовенству. Автор вопроса, по мнению И. Н. Жданова, — Сильвестр, а по мнению Н. Лебедева и В. Бочкарева — Макарий'62. Вопросы 27 и 28 В этих вопросах говорится о лживых клятвах мирян и о распространении сквернословия, что отмечалось и в «неисправлениях» Касьяна, писавшего: клянутся именем божиим в шутках и сквернословят в ссорах и шутках. Вопросы 26, 27 и 28 составляют единое смысловое целое. В конце 27-го вопроса и в вопросе 28, продолжая тему непристойного поведения мирян, указывается на дурную привычку некоторых православных подданных грубо оскорблять друг друга — деяние, наказуемое, главным образом, церковью, хотя даже в Судебнике 1497 года есть упоминание о наказании за лай. Интере- сно, что в вопросе в пример приводятся иноверцы. Поэтому, соглашаясь, что авторство вопросов принадлежит Макарию, можно допустить и добавления со стороны Ивана IV, поскольку Макарий и Сильвестр вряд ли бы стали приводить в пример неправославных. Вопрос 29 Вопрос составлен очень распространенно, напоминает речи Ивана IV своими многочисленными ^ _сылками к библии и истории. Помимо отсылок к церковной истории содержатся также и свойственные речам царя призывы к покаянию. Особо оговариваются преступления, караемые церковью: распутство, супружеская неверность, мужеложство. Видя в перечисленных преступлениях корень зла, приведшего к гибели ряд государств, царь (а его авторство здесь несомненно) предлагает собору твердо наказывать преступников. Вопрос 30 Вопрос касается финансовой помощи со стороны государства церкви. Составлен он, видимо, царем. Царь говорит о значительных пожалованиях из казны на содержание священников, которые не исполняют своих обязанностей. Но, что самое важное, эти священники стали ружными недавно, во время боярского правления, при временщиках. Поэтому, задавая вопросы, кому та руга и милостыня в пользу и что о том учинити, царь мог иметь в виду различные варианты решения-: или призвать ружных попов к порядку и заставить их служить как подобает, или отнять у них ругу. Последний вариант решения был, конечно, выгоднее казне. Вопрос 31 Вопрос так же, как и предыдущий, касается государственных дотаций церкви и монастырям. Единичные, единовременные дотации, полученные некоторыми церквами и монастырями при Василии III и Елене Глинской, многие церкви и монастыри постепенно сумели превратить фактически в постоянные. Поскольку в большинстве своем церкви и монастыри имели самостоятельные доходы, то получение ими руг с государственной точки зрения было нецелесообразно. Что касается бедных, не имеющих самостоятельных доходов церквей и монастырей, то здесь автор вопроса склонен признать их право на ругу. Но и в этом случае автор вопроса, а им был, конечно, царь (что с очевидностью следует из текста вопроса), не дает прямого отве-а. Вопрос 32 Вопрос обличает нехристианскую жизнь мирян, нарушающих запрет есть мясо животных, из которых не выпущена кровь. Такое требование объяснялось тем, что считали, будто У всех живых существ, кроме человека, душа — в крови, т. е. Стоглав Ниневии град великий — Ниневия, столица Ассирии Царьград — Константинополь, столица Византии. Велми — очень, весьма. Негли — чтобы. Н еподкновенно — неукоснительно. Прилепы, прилеп — то, что прилеплено, приставлено. Российское законодательство X — XX веков Лепо — хорошо, бесподобно, красиво, пристойно. удавленные животные и птицы употреблялись в пищу как бы вместе с душой. По этой же причине запрещалось есть падаль. Вопрос 33 В вопросе говорится об ошибках в богослужении. Речь идет только о «белом» духовенстве (о «черном» есть специальная оговорка). Исследователи Стоглава видели в авторе вопроса Ивана IV. Он хорошо знал порядок церковной службы и не мог не заметить неточностей. В качестве дополнительного аргумента приводится мысль, что собор не ответил на этот вопрос, как и на другие вопросы Ивана IV. Такого не могло бы быть, если бы вопрос исходил от митрополита. Однако представля-,ется, что автором вопроса был все же Макарий. Именно для него характерно мелочное внимание к вопросам церковной службы. Тем более что в какой-то степени на данный вопрос есть ответ в гл. 6. Вопрос 34 Данный вопрос продолжает вопрос 33. Беспорядкам в Москве противопоставляется порядок в Новгороде и Пскове, куда недавно ездил царь. Вопрос составлен от его имени, и исследователи считают именно его автором вопроса. Можно предложить и иное решение. Скорее всего на этот вопрос вдохновил царя митрополит Макарий. Ему было важно помочь своему давнему другу архиепископу Новгорода и Пскова Феодосию, на которого имелись жалобы, рассмотренные впоследствии на соборе. Похвала Иваном IV порядков в Новгороде должна была поддержать Феодосия в глазах собора. Царь, со своей стороны, охотно пошел навстречу замыслу Макария, поскольку любил покичиться своим знанием церковной службы. Вопрос 35 В вопросе говорится о предмете, тесно связанном с богослужением — кресте. Крест относится к священным изображениям и является важнейшим украшением христианских храмов. Вопрос ставит задачу унификации креста на куполах церквей. Вопрос 36 Вопрос касается чисто богослужебных проблем. В нарушение существовавших правил (правило 3 «святых апостол») в алтари вносили запрещенные предметы. В пример, как и в 34-м вопросе, приводят порядки Великого Новгорода и Пскова, где для освящения предметов, приносимых мирянами, в церквах имелся предназначенный под эти нужды кутейник (часть церкви около алтаря). Автор вопроса — человек, знавший порядки в Новгороде и Пскове, строго следящий за соблюдением правил богослужения. Таким человеком, по мнению В. Бочкарева, был митрополит Макарий763. Д. Стефанович считает автором вопроса Сильвестра, поскольку Макарий мог обязать повсеместно учредить кутейники и не спрашивая разрешения у собора; кроме того, по его мнению, Макарий к этому времени плохо помнил новгородские обычаи 64. Цель вопроса — распространить «опыт» Новгорода и Пскова на остальные районы. Вопрос 37 Пороки и непорядки в быте монахов довольно часто обличались в публицистических произведениях. Этот вопрос интересовал и стяжателей, и нестяжателей. Для собора он составлен партией нестяжателей. Несмотря на то что Макарий, будучи новгородским архиепископом, стремился отделить мужские монастыри от женских, а Иосиф Волоцкий, идеолог стяжательства, в свое время не впустил в свой монастырь родную мать — монахиню, текст вопроса свидетельствует об авторстве нестяжателя: уж очень резко осуждается плохое отношение монастырских властей к калекам — монахам и монахиням, попустительство в нарушении церковных уставов. Подобное освещение образа жизни монахов и обличение его недостатков должны были способствовать целям сокращения расходов государственной казны на монастыри, которым впрок эти деньги не шли. Таким образом, если рассматривать все вопросы в целом, можно заметить, что они разделяются на: 1) преследующие интересы государственной казны (вопросы 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31); 2) обличающие беспорядки в святительском и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37); 3) касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21—29, 32—36). Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения. Как полагали некоторые исследователи Стоглава, имелась еЩе одна группа вопросов, которая затрагивала темы, касающиеся исключительно области государственного управления. И. Н. Жданов обнаружил в Сборнике игумена Иосифо-Воло-коламского монастыря Ефимия Туркова проект государственных преобразований, предложенных, как полагал исследователь, Иваном IV в качестве дополнительных царских вопросов собору 1551 года. Эти вопросы, по мнению И. Н. Жданова, могли попасть в Сборник из бумаг Феодосия Новгород- 429Стоглав 763 Бочкарев В. Указ. соч., с. 83. Стефанович Д. Указ. соч., с. 50. Российское законодательство X — XX веков 765 Жданов И. Н. Материалы для истории Стоглавого собора, с. 180 и след. Будовниц И. У. Указ. соч., с. 233. Памятники русского права, выпуск четвертый. М., 1956, с. 592. 768 Черепнин Л. В. К. истории «Стоглавого» собора 1551 г. — В кн.: Средневековая Русь. М, 1976, с. 120—121. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI — XVII вв., с. 81. Жданов И Н. Материалы для истории Ctoiлавого собора, с. 241—243. ского. Известно, что последний после собора удалился в Иосифо-Волоколамский монастырь, игуменом которого в то время был друг Феодосия Ефимий Турков. Турков являлся составителем и частично переписчиком упомянутого сборника, к нему перешли бумаги Феодосия после его смерти. Среди этих бумаг и могли находиться «дополнительные царские вопросы». В этих вопросах идет речь о следующем: 1) о местничестве, 2) о вотчинах и поместьях, 3) о «белых» слободах, 4) о корчмах, 5) о мытах, 6) о перевозах и мостах, 7) о вотчинных книгах, 8) о заставах, 9) о поместьях, 10) о вдовых боярынях, 11) о ногайских купцах, 12) о переписи зе-мель765. Изложенное выше предположение И. Н. Жданова было воспринято И. У. Будовницем как доказанное, и он, уже говоря о Стоглавом соборе, с полной уверенностью заявляет, что, помимо церковных, царем были предложены и вопросы «касающиеся военного дела, описания всей земли, уничтожения внутренних таможен, укрепления охраны границ» Комментаторы «Памятников русского права», напротив, считают, что вопросы были написаны Иваном IV в 1549 году, т. е. за два года до созыва Стоглавого собора76'. Правильной представляется точка зрения Л. В. Черепнина, который относится к «дополнительным вопросам» осторожно, поскольку доказательств, были ли они заданы собору, нет768. Глава 6 Следующие за 5-й главой 6—40 главы Стоглава содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах. Такое расположение материала в памятнике давало исследователям широкий простор для догадок. Л. В. Черепнин считал, что структура Стоглава «очень нечеткая, не поддающаяся до конца осмыслению. «Ответы» иногда уходят от тематики, намеченной «вопросами». Лишь текстологический анализ всех сохранившихся списков Стоглава сможет, вероятно, пролить свет на историю сложения памятника»769. И. Н. Жданов видел определенный порядок в изложении глав. Он считал, что «в 6-й — 40-й главах Стоглава собраны материалы для наказа приходскому духовенству. Главы 43-я — 98-я обращены к церковным властям, т. е. к епископам, монастырским настоятелям, наконец, к царю». «Беспорядочность в изложении материалов Стоглава зависела столько же от неумелости его собирателя, сколько от разнообразия тех материалов, которыми он располагал»770. Н. Лебедев, а вслед за ним В. Бочкарев выдвинули гипотезу, что текст Стоглава ближе всего подходит к протоколу собора. Главы 6—40 представляют собой ответ собора на первые царские вопросы; причем партия иосифлян старалась отмолчаться по тем вопросам, которые ей не нравились. Затем, чтобы затянуть время, члены собора придумывают свои вопросы и сами же на них отвечают (вторые царские вопросы— гл.41). Далее ввиду важности царских вопросов собору, видимо, были вновь предложены какие-то вопросы, на которые он и вынужден был отвечать'71. Эту точку зрения подверг критике Н. Суворов, указавший, что при таком взгляде на деятельность собора его работа выглядит по край- « «772 ней мере странной Представляется, что в известной степени верны обе концепции: и И. Н. Жданова, и В. Бочкарева. То, что главы 6—40 являются ответами на первые царские вопросы, несомненно. Верно и то, что в этих главах даются ответы не на все, а лишь на некоторые вопросы. Соборные прения по составлению ответов на царские вопросы, видимо, были прерваны появлением на соборе царя. В течение дня, а'может, инескольких дней, собор решал вопросы совместно с царем. С этим связано, видимо, возникновение так называемых «вторых царских вопросов». Затем собор вновь вернулся к разрешению первых вопросов, иногда дополняя его ответами на вторые царские вопросы. Когда работа подошла к концу, собор послал своих представителей к низложенному в 1542 году митрополиту Иоасафу, чтобы последний, прочитав материалы Стоглава, дал по ним свои замечания. Глава 6 открывает раздел «ответов» собора на «вопросы» царя. Она начинается преамбулой, в которой излагается история созыва Стоглавого собора. Из этого рассказа следует, что, узнав о нарушениях порядка отправления церковной службы, царь дал задание выяснить все о непорядках в этой области и передал затем митрополиту Макарию для разрешения на церковном соборе перечень всех «церковных нестроений». Таким образом, если вопросы царя условно можно было разделить по крайней мере на три группы (см. выше), то деятели собора 1551 года увидели из всего многообразия тем, затронутых в царских вопросах, только одну: по многим святым церквам звонят и поют не во время... и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и по уставу, т. е. были выделены вопросы, касающиеся только богослужения. Такой подход не случаен. Он был выгоден иосифлянскому большинству собора. Участники собора выбрали из 37-ми царских вопросов прежде всего те, которые не затрагивали острых финансовых проблем. Далее в главе, по сути дела, даются ответы на три группы царских вопросов, выбранных в разбивку, причем ответы даются не на все части вопросов. Одним из самых важных нововведений собора является обязательное повсеместное учреждение института поповских старост. Речь о поповских старостах шла в первом вопросе. Вопрос предлагал для контроля над духовенством (причем как «белым», так и «черным») избрать повсеместно поповских старост над всеми священниками, а также и других чиновников, которые, видимо, должны были осуществлять контроль за мо- 431 Стоглав 771 Бочкарев В. Указ. соч., гл. гл. X, XI, XII. 772 Суворов Н. С, В. Бочкарев. Стоглав и история Собора 1551 г. — Отт. из Журнала министерства народного просвещения, с. 206—207. Российское законодательство X — XX веков ...и даровал бы им сыны и наследники царствия их — у Анастасии от брака с Иваном рождались девочки, которые умирали в раннем детстве, первый сьц! Дмитрий родился в 1552 году, умер также в раннем детстве в •1553 году. 773 ААЭ Т. 1, № 232, с. 227—229. Протопоп — 1) почетный титул православного священнослужителя; 2) зд. — выборный поповский староста. Яве — открыто, гласно. Паки — опять, еще, снова. Убо — итак, посему. Стефанович Д. Указ. соч., с. 211. нахами. В главе говорится лишь о поповских старостах, т. е. только о контроле за «белым» духовенством, хотя в большинстве вопросов осуждалось недостойное поведение именно монашествующего духовенства. Должности церковных старост учреждались повсеместно. Это были выборные из среды священников. Иногда Стоглав называет их протопопами. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению и по благословению святительскому. Собор определил количество старост лишь для Москвы — семь. Этому количеству соответствовало и число соборов, т. е. центральных по значению в данном округе храмов. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, согласно Стоглаву, избирались из священников десятские. В других городах также должны были избираться поповские старосты и десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. Стоглав зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквах, за благочинием священников. Соборный приговор 1551 года об учреждении и обязанностях московских поповских старост раскрывает более подробно порядок их деятельности. Избранный поповский староста выбирает себе десятских (такой порядок представляется более точным, чем изложенный в 6-й главе Стоглава). Поповские старосты должны собирать десятских и вместе с ними говорить о порядке церковной службы, о духовных делех и о всяком благочестии773. Великая княгиня Анастасия — первая жена Ивана IV Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (ум. в 1560 году). Брат, благоверный князь Георгий — Георгий (Юрий) Васильевич (1533—1563 гг.), князь угличский. Глава 7 Глава продолжает ответ на первый вопрос. Она посвящена определению начала звона колоколов в церквах. Колокольный звон возвещал прихожанам о начале церковной службы. ,В первом вопросе содержался упрек, что по церквам звонят не ко времени. На Русь правила церковного богослужения перешли из Византии. Первоначально действовали правила, основанные на уставах двух греческих старейших христианских монастырей — Афонского и Студийского. Впоследствии появились уставы и других монастырей, в частности Иерусалимского. Хотя Стоглав ссылается только на Студийский и Афонский уставы, правила, приведенные в данной главе, как установил Д. Стефанович, были взяты из Иерусалимского устава774. Вторая часть главы интересна своим происхождением. После завершения работы Собор ознакомил со своими решениями бывшего митрополита Иоасафа. Последний внес предложения, часть из которых была принята. В частности, в 7-ю главу было внесено положение, согласно которому служба в церквах могла переноситься, если того требовали государственные интересы. Прежде всего это происходило в тех случаях, когда царь выезжал в военный поход. Кроме того, с учетом интересов государевых служилых людей, торговых людей, а также больных, в Москве в трех церквах устанавливалось иное, чем по уставам, время начала обедни. Глава 8 Глава содержит ответ на царские вопросы о порядке богослужения. Собор называет те уставы, которыми надо руководствоваться при служении в церкви. Попутно даются наставления, связанные с 22-м и 23-м вопросами. В 23-м вопросе указывалось, что попы служат не в полном облачении, в 22-м упоминались случаи драк между священнослужителями в церкви. По этому поводу в главе отмечается, что служить надо в полном облачении, со страхом и трепетом, ничтоже земного по-мышляюще. Большая часть главы отвечает на 11-й вопрос о просвирнях. Подробно описываются условия, которым должна удовлетворять просвирня. Она должна быть вдовой после первого брака, желательно старше 60-ти лет и не быть монахиней. Монахини могут быть просвирнями только в монастырях. Категорически запрещалось «наговаривать» над просфорами. В заключении глава содержит ответ на 24-й вопрос. Пономари и дьячки, как лица, входящие в причт, могут вступать в брак только один раз. Василий Великий — род. в Кессарии Капподокийской (Малая Азия) в 329 году, известный церковный философ и писатель. Иоанн Златоустый — род. в Антиохии (Сирия) около 345 года, был известным церковным оратором, за что и получил свое прозвище. Григорий (папа римский) — Григорий I великий. Родился в Риме около 540 года. Глава 9 Глава в целом отвечает на несколько вопросов: в 1-м царском вопросе указывалось, что службы совершаются не сполна. В ответ глава дает краткое изложение литургии. Вопрос 11-й указывает, что священники неправильно совершают чин проскомидии — глава подробно описывает проскомиса-ние. В 5-м вопросе обращалось внимание, что службы служат с неправильных переводов — в конце 9-й главы помещены наиболее часто встречаемые ошибки и показано, как надо правильно читать то или иное место. Глава 10 11о своему содержанию глава является ответом на 23-й вопрос «первых» царских вопросов. В нем указывалось, что попы 433Стоглав Сан — зд. облачение. Дорник - печатка, которой изображается крест на просфорах. Сирень — т. е. а именно. ...имея дерзновение — имея смелость.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |