Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 4 страница



2015-11-27 506 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Ниже

— ни даже, отнюдь

не, и не, нисколько.

Туне

— даром,бесплатно, безвозмездно.

Протор

— издержки, расходы.

Комкание

— причастие, святые дары.

Ненязь

— деньга, деньги.

Понява

— плат, покрывало,

занавес.

Братчина

— зд. брачина,

шелковая ткань,

род парчи.

Синдон

— чистая и тонкая ткань, полотно.

Столец

— 1) престолец; 2) сиденье, стул.

(дважды или трижды) произносить слово аллилуйя. При­знание Стоглавом сугубой (т. е. двойной) аллилуйи было сочтено впоследствии неверным.

Глава 43

Глава отвечает на 3-й из первых царских вопросов. Здесь подробно излагаются требования, предъявляемые к иконопис­цам, говорится об обязанности живописцев передавать все свои знания и опыт ученикам, а также содержатся требования к епископам, священникам следить за поведением мастеров.

В главе утверждается обязанность иконописцев строго следо­вать канонам. Такая строгая регламентация приводит к тому, что «столичное искусство становится все более официаль­ным, теряет эпический характер и связь с народным творчест-вом»795.

Постановления об иконописании и особенно гл. 43 Стоглава, как указывает Д. Стефанович796, весьма часто встречаются в руководствах для иконописцев второй половины XVI—XVII вв.

Глава 44

Глава содержит выписки из канонических источников, по­священные извлечению доходов из церковных обрядов, и комментарии к ним. Сравнение комментариев с выписками позволяет увидеть, как постепенно церковь отходила от пер­воначальных правил нестяжательства. Если в отрывке из правила 23 говорится о недопустимости взимания денег за совершение обрядов, то в толковании этого правила собор го­ворит лишь о недопустимости вымогательства духовенством де­нег сверх возможного. Каждый должен дать сколько может: бо­гатый — больше, бедный — меньше. Причем видно, что автор главы придерживается той точки зрения, что подобные поборы являются необходимыми. Одновременно порицается хищение священнослужителями предметов религиозного культа.

Большинство исследователей Стоглава видят в этой главе от­вет на 2-й из первых царских вопросов. Соглашаясь с этой точ­кой зрения, следует, однако, оговориться, что, хотя подзаголо­вок главы упоминает об антимисах, речь в ней все-таки идет о более широком круге вопросов. Здесь обосновывается необходи­мость взимания церковью денег, а также проводится мысль о не­отторжимости церковного имущества.

Глава 45

Глава продолжает тему предыдущей и ближе подходит к определению размеров пошлин за освящение церкви, или, что одно и то же, за выдачу антимиса. Если в 44 главе обосновы­вается необходимость взимания с прихожан платы за отправле­ние церковных служб, то в настоящей говорится о размерах от­числений в пользу епархии. Эти отчисления должны равняться

1/3 суммы, полученной церковью с прихожан в день ее освяще­ния. Запрещение взимания епархиальным чиновником большей суммы обосновывается апостольскими правилами, возбраняю­щими присвоение церковной собственности. Однако Стоглав ча­сто искажает смысл раннехристианских норм. При помощи ком­ментирования этих правил открывалась широкая дорога для прикрытия злоупотреблений. Так, приводя запрещение прода­вать места для захоронения возле храма, Стоглав говорит о воз­можности принимать вклады на память по душам; большой вклад по душе мог, видимо, открывать возможности и для сде­лок, маскирующих продажу более «престижных» мест для захо­ронения.

Глава 46

Глава отвечает на 4-й из первых царских вопросов, но, кроме того, содержит ряд положений брачно-семейного права. Сто­глав, ссылаясь на каноническую литературу, устанавливает по­рядок определения размера венечных пошлин. Согласно устано­вившемуся на Руси обычаю, размеры венечных пошлин опреде­лял великий князь, но шли они в доход церкви.

Ответ, содержащийся в главе, отходит от существа вопроса. Если в вопросе основной упор делался на злоупотребления, чи­нимые при взимании венечных пошлин, то в главе внимание об­ращено на обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, причем определяется наказание священнику за венчание лиц, не имевших права вступить в брак. В то же время, указывая разме­ры пошлин, Стоглав ничего не говорит о каре за их нарушение. Согласно Стоглаву, запрещались браки между лицами, состоя­щими в родстве; степень родства не указывается. Запрещено вступление в брак лицам, состоящим в так называемом духов­ном родстве (т. е. браки между крестными отцом или матерью, крестницей или крестником или их родителями), а также браки между лицами, являющимися близкими родственниками супру­гов (родителями, сестрами, братьями). Для установления пре­пятствий к заключению брака священник, прежде чем венчать, обязан был провести обыск. Обыском называлось оглашение в церкви священником во время воскресной или праздничной службы о намерении тех или иных лиц вступить в брак. При на­личии обстоятельств, препятствующих заключению брака, при­хожане обязаны были донести об этом священнику.

Глава 47

Судя по содержанию, глава должна была следовать за 45 гла­вой, поскольку здесь продолжается ответ на 2-й вопрос пер­вых царских вопросов. Ответ существенно дополняет предыду­щие главы: здесь уже указаны твердые ставки пошлин за освя­щение церквей. Поборы же от первых молебнов взимаются, со­гласно Стоглаву, если на освящение церкви приехали представи­тели высшего духовенства.

455 Стоглав

Утиральник — полотенце,

салфетка.

Российское законодательство X — XX веков

Фрянзские вина

— легкие, сухие

вина, итальянские

вина.

Мних

Старчество

— зд. книга, в которой собраны дела и изречения

древних пустынников.

Возбнув

— проснувшись.

Келарь

— хранитель

и распорядитель

монастырских

припасов.

Ропотник

— тот, который

ропщет на кого-то

заочно.

Мытарь — сборщик мытов

или податей

вообще, лихоимец,

притеснитель.

Якоже преди

рекохом

— как раньше

говорилось, как

было сказано

выше.

Глава 48

Глава повторяет содержащиеся в 46-й главе размеры ве­нечных пошлин.

Глава 49

С этой главы начинается та часть ответов Стоглавого со­бора, которая посвящена монашествующему и высшему духо­венству. Если для надзора за поведением^ «белого» духовенст­ва использовались протопопы, то надзор за монахами должны были осуществлять игумены и архимандриты монастырей, которые сами не были свободны от пороков, столь распро­страненных у их подопечных. Глава отвечает на 8-й вопрос из первых царских вопросов о монастырях и иноцех. Она распадается на две части: первая составлена на соборе самими иерархами, а вторая представляет из себя фрагмент царского написания. Царское написание содержит в основном те же по­ложения о соблюдении монастырских уставов, что и соборное решение. Царь определяет порядок обращения к нему игуме­нов и архимандритов: в обычных случаях — через епископов, но при крайней необходимости — без посредников. Последнее нарушало существовавшую до этого традицию обращения к царю только через высшее духовенство. До Стоглавого собора случаи нарушения ее были крайне редки (Иосиф Волоцкий обращался к великому князю, минуя епископа и митропо­лита).

Глава 50

В главе продолжается ответ на вопросы о жизни монаше­ствующего духовенства (8-й и 17-й вопросы) и содержатся рекомендации игуменам и монастырским старцам о перевоспи­тании в монастырях монахов, ведущих неподобающий их положению образ жизни.

Пополнение монастырей новыми постриженниками также волновало собор. Специального вопроса задано не было, но, по-видимому, под влиянием нестяжателей в Стоглав были по­мещены положения, воспрещающие вымогать у постриженни-ков больше, чем они могли дать, а также отказывать в по­стриге, если у них не было денег. Стоглав разрешает прини­мать постриг и у «неверных», т. е. приверженцев других рели­гий в случае их перехода в христианство.

Глава 51

В ряде вопросов царя собору содержались сведения о запу­стении многих монастырей; часто это было вызвано произво­лом церковных чиновников (7-й вопрос из первых царских во­просов). Глава не говорит ничего о причинах, заставляющих попов и дьяконов покидать свои монастыри; она направлена на то, чтобы осложнить возможность свободного перехода мо­нашествующих священнослужителей из одного монастыря в другой. Если в 50 главе говорилось об обязанности монастыр-

ских игуменов принимать монахов, постриженников других монастырей, то в рассматриваемой главе предписывается не принимать священников и дьяконов, не имеющих разрешения епископа на переход. Причины такого различия в отношении к рядовым монахам и священнослужителям станут ясными, ес­ли учесть, что бродяжничающие монахи не способствовали ав­торитету религии: они пьянствовали, попрошайничали и пр. В то же время уход из монастыря попа, т. е. человека, облечен­ного полномочиями совершать богослужения, мог привести к нарушению правильного хода службы всего монастыря.

Глава 52

Глава посвящена борьбе с нарушениями монастырского устава и особенно касается пьянства в монастырях. В начале главы традиционно приводятся ссылки на наиболее почитае­мые церковные источники. Продолжение же главы содержит рассуждения о вреде пьянства. Этот фрагмент Стоглава выпа­дает из стиля ответов собора на вопросы царя и по предполо­жению И. Н. Жданова797 представляет собой отрывок из царского написания.

Глава 53

Глава 53 открывает раздел, охватывающий 17 глав, по­священных церковному суду. Являясь ответом на вопрос 7 первых царских вопросов, эти главы наиболее пространны (более 1/4 всего текста Стоглава) и важны. Они касаются церковного управления, имущества, судоустройства и судопро­изводства.

Критикуя данную С. М. Соловьевым оценку Стоглава как памятника, отражавшего преимущественно безуспешную по­пытку способствовать повышению низкого нравственного уров­ня русского духовенства, Ил. Беляев рассматривает Стоглав как памятник, отразивший продолжение правительственной деятельности, направленной на централизацию Русского госу­дарства. Основываясь преимущественно на главах о святитель­ском суде, Беляев говорит о Стоглаве как церковно-законода-тельном памятнике. Стоглав, по его мнению, исходя из обще­церковных постановлений православной церкви и учитывая су­ществовавший на Руси порядок, — земский обычай и собор­ные определения, — во-первых, давал возможность организо­вать церковный суд сообразно местным русским нуждам и ус­ловиям; во-вторых, имел практическое значение для последую-

" « 798

щего развития государственной и церковной жизни

Аналогично тому, как после издания Судебника 1550 года его нормы являлись руководящими при решении разного рода Дел, не упомянутых уставными и иными грамотами, так и Стоглав, именуемый первое время Соборным Уложением, ре­комендовался в качестве основополагающего материала при разборе всех церковных дел. Так, в грамоте Ивана IV 17 мая 1551 г. Покровскому Чухломскому монастырю предписывает-

Стоглав

Жданов И. Н. Материалы для

истории

Стоглавого собора, с. 247—248.

Привлачати

— привлекать.

Точию

— только.

Убо — итак, сего ради,

посему, следовательно.

798 Беляев Ил. Об

историческом

значении деяний

Московского

Собора

1551 г. —Русская беседа. М., 1858. Т. IV, кн. 12 отд. III, с. 10—12, 16, 20, 21.

458

Российское законодательство X — XX веков

799 АИ. Т. I,

№ 125, с. 185.

800 См.: Макарий

(Булгаков). История русской церкви. Спб., 1870.

Т. VI, кн. I, с. 245—246.

См., например, Жданов И. Н. Материалы для

истории

Стоглавого

собора. — Журнал

министерства

народного

просвещения, 1876,

№7, с. 50—55;

78—80; №8,

с. 184—218; Беляев

И. В. Указ. соч.,

с. 1—6; Зимин А. А.

Реформы Ивана

Грозного. М., 1960, с. 388—391.

Беляев И. В. Указ. соч., с. 4.

ся: А кому будет чего искати на игумене с братиею, ино их судит отец наш Макарей, митрополит всея Русии, по новому Соборному Уложению799.

Главы 53—56, посвященные святительскому суду, действова­ли до XVIII в. Еще в 1700 г. патриарх Адриан, занима­ясь составлением нового уложения о церковном суде и управлении, отвечая на запрос бояр, участвовавших в его подготовке, говорил, что он руководствуется в своей деятель­ности — в области церковных дел — после Кормчей кни­ги Стоглавом и указал именно на 53—64, 66—68 главы этой книги800.

Среди исследователей нет расхождения в том, что нормы Стоглава о «суде святительском» непосредственно связаны с реформами Ивана Грозного, содействовавшими централизации государства и переходу к сословно-представительной мо­нархии801.

Действительно, так же, как Судебник 1550 года развивал и конкретизировал преимущественно новые статьи Судебника 1497 года, так и главы «о святительском суде» решали вопрос о порядке и условиях перенесения принципов предыдущего законодательства в область суда церковного.

«Стоглав рядом с Судебником, — справедливо замечает И. В. Беляев, — как бы замыкает дело Иоанна IV, дело зем­ского и церковного строения. Судебник и Стоглав — это два фокуса, в которые собираются все разноцветные лучи прежней областной жизни Северно-Русской»80 .

В главах о суде можно выделить 3 части. Главы 53—59, подтверждающие отделение церковной юрисдикции от свет­ской и невмешательство последней в церковные дела, фактиче­ски конкретизируют и развивают ст. 59 Судебника 1497 года и ст. 91 Судебника 1550 года. Главы 60—65, направленные на сохранение за церковью имущественных прав, объявляют тем самым незаконной как ст. 43 Судебника 1550 года, так и вы­данные на ее основе ограничительные грамоты. И наконец, главы 66—69 непосредственно посвящены устройству церков­ного суда, его юрисдикции, судопроизводству, соотношению с судом светским. В этих последних главах, превышающих по объему предшествовавшие 13 глав, наиболее ярко отразилась взаимосвязь Стоглава с постановлениями светской власти в области судоустройства и судопроизводства, в первую очередь с нормами Судебников, проникнутыми стремлением к более точному соотношению вышестоящих и нижестоящих инстан­ций, определению их юрисдикции и ограничению чиновничье­го аппарата духовенства со стороны светской власти в целях большей централизации судебных органов и контроля за ними.

Обращает на себя внимание, что главы 66—69 и ряд после­дующих, определяющих административно-полицейские обязан­ности духовных властей, являются наиболее оригинальными, самобытными, непосредственными ответами на предложенные Стоглаву вопросы, тогда как 53—65 главы представляют вы­писки из разного рода церковных правил, библии, постановле-

ний «вселенских» или «поместных» церковных соборов, реше­ний митрополитов, княжеских уставов, изданных в период ут­верждения христианства и предоставляющих церкви значи­тельные привилегии. Ссылка на такие первоисточники — преимущественно средство для подтверждения незыблемости, непререкаемости даваемого ответа. В действительности же ука­занный в заголовке первоисточник часто не совпадает с его текстом, отражая его последующую переработку с учетом за­конодателем национальных особенностей России.

Глава 53, содержащая в заглавии ссылку на апостольские правила, не имеет сходства ни с одним из 85 апостольских правил.

Аналогичный ей текст помещен в сборнике, известном под именем Зинара или Зонара.

Сборник этот, получивший с конца XIV в. широкую попу­лярность в югославянских землях, был заимствован и славян­скими кормчими. В Кормчей, так называемой Софийской (русской) редакции начала XIV в., есть «правило святых отец» 5-го вселенского собора О обйдящих церкви божьиа и священные власти их. Оно повелевает лиц, посягающих на церковное имущество или наносящих обиды священному сану, огнемь сжещи; домы же их святым божьим церквам вдати, ихже обидеша103. Аналогичные положения имеются в посла­нии новгородского архиепископа Геннадия к волоцкому князю Борису Васильевичу от 1485 года . Именно этот, наиболее близкий нормам русского права, текст и вошел в Стоглав.

Сравнивая главу 53 с разного рода кормчими и византий­ским законодательством, Д. Стефанович считает, что по срав­нению с предыдущими постановлениями Стоглав, с одной стороны, расширяет подсудность духовного суда, относя к не­му монастыри и монахов. С другой стороны, Стоглав ограни­чивает возможности светского суда, подчеркивая, что ни один представитель светского суда — ни князь, ни болярин, ни всяк мирский судья не имеют права судить лиц духовного звания независимо от их чина — от иерея до монаха. Это по­ложение не является изложением текста какого-либо закона, а подчеркивает общий смысл выписок, содержащихся в разделе о «святительском суде», т. е. в главах 53—65805.

К нарушению божией заповеди и осквернению церкви отно­сились не только попытки светских судей присвоить себе пре­рогативы духовного суда, но и разграбление монастырских и Церковных имений и похищение церковного имущества, стои­мость которого взыскивалась в 4-кратном размере. Наказание налагалось за кражу не только церковного, но и любого иму­щества, находившегося в церкви. На случай войн и стихийных бедствий принято было все лучшее, ценное отдавать на сохра­нение церкви, где были даже особые подвалы и кладовые для этого . Однако кража не церковного, а частного, сокровища, положенного в церковь на хранение, влекла лишь отлучение °т церкви.

1 юмимо сохранения имущества населения церковь обладала

Ст

Иоанн Зонара

— начальник

дворцовой стражи,

первый тайный

советник императора Алексея II

Комнина

(1180—1183 гг.),

а потом монах.

Памятники

древнерусского

канонического

права. Ч. I

(Памятники

XI —XV вв.).

Спб., 1880,

с. 145—146.

804 Там же, с. 757—758.

805 См.:

Стефанович Д.

Указ. соч.,

с. 245—246;

Жданов W ,Н.

Указ. соч.,

с. 210.

Беляев И. Д. Лекции по истории

русского

законодательства. М., 1879, с. 335.

Российское законодательство X — XX веков

Прирозящейся

— стремившийся.

Веце

— веке.

Восхищен, восхитить

— похищать,

выхватывать,

уносить, уводить

силою.

Приясть

— быть дружелюбным, приверженным.

Памятники

древнерусского

канонического

права, с. 785.

ДАИ Т I,

№41. Спб.,

1846, с. 55—56.

В себе место — вместо себя.

Мирстии

— мирские,

светские

Правила святых

апостол, святых

соборов вселенских

и поместных

и святых отец с

толкованиями. М.,

1876, вып. 2,

с. 182—185

правом предоставления убежища, которым пользовались лица, совершившие преступление в запальчивости или по неосторож­ности.

Глава 53 вменяет в обязанность основателям церквей и мо­настырей со страхом соблюдать церковное благословение и приношение.

В связи с тем что церковным законодательством предусма­тривались случаи выноса церковного имущества, например, при обмене одной вещи на другую, отчислении доходов на со­держание призреваемых — калек, нищих, убогих, а также при продаже церковной утвари во время голода для пропитания нуждающихся, глава специально оговаривает совершение этого деяния в непредусмотренных законом случаях. Совершивший таковое, хотя бы и с разрешения вышестоящих церковных чи­нов, рассматривался как церковный вор, корыстолюбец, сквер-ностяжатель, лихоимец и иноверный человек, т. е. человек, ис­поведующий другую веру.

Глава 53 свидетельствует, во-первых, о том, что наказуется не только совершение кражи, но и покушение на нее: аще же кто покусится что взяти от церкви; а во-вторых, что обвиняе­мые в церковной краже, с точки зрения Стоглава, не столько воры и грабители, сколько вероотступники, враги «церкви бо-жией». Если совершившие такое не покаются, то щагубу насле­дуют, т. е. должны погибнуть. Тем самым глава закрепляет и усиливает подход к наказанию не с позиций мести и возмеще­ния материального ущерба, а имея целью устрашение и нрав­ственное возмездие, уже применявшееся практикой.

В главе 53 впервые в законодательстве церковная кража прямо связывается с понятием святотатства, хотя понятие свя­тотатства было известно и раньше. Так, в одном из поучений митрополита Зосимы, относящемся к концу XV в., говорится об осуждении еретиков, которые гааголаше хулу на господа нашего Иисуса Христа, сына божия, и на пречистую его Бого­матерь, и святым иконам ся не поклоняют и называют иконы идолы807. Тогда же, наряду с «лихими» людьми, душегубца­ми, в церковном законодательстве встречаются термины «ос­лушники», «законопреступники», «злые люди». Новгородский епископ Феодосии в послании к Ивану IV ставит на первое место среди тяжких преступлений душевный вред808.

Глава 54

Основанная на толковании второго правила «святых апо­стол» о невмешательстве светской власти в отправление церковных таинств и суда над духовными лицами , глава вверяет господство все и владычество, т. е. судебно-админи-стративную власть, заботу и попечение над священно-цер-ковнослужителями всех больших церквей в епархии местно­му епископу. Епископ, поставлявшийся из монашеских чи­нов, назначался государем либо митрополитом. В отличие от Москвы, в Новгороде и Литовской Руси епископы первона-

чально избирались вечем. За поставление епископы платили митрополитам ставленническую пошлину так же, как священ­ники и дьяки платили ее епископам. Подобно тому, как наме­стничество было средством кормления боярства, так и епи­скопство являлось доходной статьей. Многим епископам из боярских семей через свои связи и богатство удавалось до­биться титула архиепископа. По свидетельству Герберштейна, побывавшего в России в 1517 и в 1526 гг., «митрополиты и архиепископы избирались здесь собором всех архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов; отыскивали в монасты­рях и пустынях мужа наиболее святой жизни и избирали. А нынешний государь, говорят, обыкновенно призывает к себе известных ему и сам из числа их избирает одного по своему усмотрению» . Поэтому на высшие церковные иерархиче­ские должности попадали не столько образованные и поль­зующиеся уважением лица,* сколько представители боярства. Практика купли архиепископских и иных чинов была настоль­ко общепринята, что псковский игумен Захария, разделявший взгляды стригольников, оправдываясь перед новгородским ар­хиепископом Геннадием за то, что ни он, ни его монахи 3 го­да не причащались, писал в 1490 году а у кого-деи ся прича-щати? Попы деи по мзде поставлены, а митрополит деи и владыки по мзде же ставлены '.

Епископ имел право участвовать в выборе чиновников го­родского управления, проверять, что сделано по управлению городскими общеполезными заведениями, не допускать неза­конных поборов с граждан со стороны местной администрации и обмана их купцами, для чего меры и весы должны были храниться в церквах под контролем епископа.

К правам и обязанностям епископа в деле благотворитель­ности и защиты притесняемых относились: контроль за сбо­ром подаяний в пользу бедных и их распределением и за вы­купом пленных; учреждение и управление разного рода бого­угодными заведениями.

Епископам предоставлялось право давать в церквах убежи­ще лицам, которым угрожало насилие, и принимать на себя ходатайство по их делам, надзирать за тюрьмами и порядком в них; следить за тем, чтобы городские чиновники не препят­ствовали гражданам в совершении юридических актов, не бра­ли излишних пошлин за отправление суда. Епископ мог уча­ствовать (по желанию сторон) в светском суде и быть высшей судебной инстанцией в отношении подчиненных ему духовных лиц по делам против веры и по гражданским делам

Последнее правило и находит отражение в главе 54, которая предписывает церковнослужителям (причетникам), причислен­ным к причту, имеющим тяжбу друг с другом, обращаться не к светскому суду, а к своему епископу. Епископ самолично или тот, кому он вместо себя поручит, разбирает как тяжбы причетника с причетником, так и прочих церковных людей. Если же причетник или епископ имеют тяжбу с митрополи­том, то их судит константинопольский патриарх, так как на

461 Стоглав

■810 Герберштейн С.

Записки

о московитских

делах. Спб., 1908,

с. 40—41.

Голубинский Е. Е.

История русской

церкви. Период2-й

Московский,

т. 11, вторая

половина тома М.,

1911, с 23

812 Подробнее см.

Неволин К

О пространстве

церковного суда в

России до Петра

Великого. Спб ,

1847, с. 4—13

Российское законодательство X — XX веков

Дафан, Авирон, Корей (он же

Корах)

— библейские

персонажи.

АИ. Т. I, № 34, с. 65—66.

Уреченное — назначенное.

Прирыщет

— прибегнет.

АИ Т. I, №253, с. 477.

О гресе

— о грехе, т. е. делах, подсудных

духовному суду.

Препрети, препирать

— опровергать, оспаривать,

побеждать в состязании.

Подробнее см.:

Ф. Терновский.

Грековосточная

церковь в период

вселенских соборов. Киев, 1883; Смирнов Е.

История

христианской

церкви. Изд. 7-е.

Спб., 1901.

Руси тогда своего патриарха не было. Митрополит получает дани и пошлины, судит и управляет с помощью своих епи­скопов.

Мирские же судьи всех чинов и правители, вмешивающиеся в духовные дела, осуждаются Стоглавом, как присваивающие им непринадлежащее. Они, говорится в главе, раздражают бо­га, как Дафан и Авирон и Корей и их сынове советницы и Оэия царь. Эти имена использовались церковью как нарица­тельные для предостережения от посягательства на ее приви­легии и преимущества.

Осуждая вмешательство в дела духовные, церковь вместе с тем считала возможным прибегать к поддержке светских вла­стей. Так, в сентябре 1427 года митрополит Фотий благода­рит псковских посадников и духовенство за исполнение его грамоты об обыске и казни стриголников и благословляет их непреложне и крепце таком о том стояти и тех помраченных к свету и к истине богоразумия вьзводящеЬ13.

Глава признает также непозволительным нарушать духов­ную иерархию и непосвященным в сан лицам выполнять обя­занности лица вышестоящего сана. Поэтому дьякону, имевше­му низший, по сравнению со священником, сан и бывшему лишь его помощником, при богослужении запрещалось прино­сить жертвы, т. е. проводить ту часть церковной службы, во время которой приготовляются на жертвеннике дары для ос­вящения. В данном случае речь идет об освящении просфоры. Дьякону не лзе проскурмисати, предписывается в послании митрополита Киприана игумену Афанасию, слуга бо есть, по­пу не равенЙн. Так же и пресвитеру (священнику, иерею) недостойно поставлять кого-либо в священники.

Тем более не подобает мирским властям, говорится в главе, присваивать себе право управления и суда в отношении духо­венства, так как это есть нарушение божьей заповеди.

Главы 55—56

Глава 55 основывается на «священных правилах» Халки-донского собора. Собор составил 30 правил, относящихся к порядку церковного управления и церковного благочиния, по­лучивших подтверждение последующих соборов815.

В главе 55 подтверждается обязанность церковнослужи­телей не прибегать к светскому суду, а судиться своими епископами, а также дается определение подсудности в поряд­ке духовной иерархии. Например, при тяжбе причетника с причетником требуется обращение к епископу; если же при­четник имать нечто на своего епископа, то суд проводит собор епископов всей области. Если же тяжба обращена епископом или причетником к митрополиту, то судит патриарх той зем­ли, которому подсудны все епископы и митрополиты всех об­ластей страны, или же патриарх константинопольский. Митро­полита с патриархом может судить только патриарх констан­тинопольский.

Спорным местом этой главы является фраза о разборе дел епископом с начальными его попы. Отмечая разночтение этого текста с греческим, Е. Е. Голубинский и Д. Стефанович при­ходят, однако, к разным выводам. Е. Е. Голубинский считает более приемлемым славянский текст, предусматривавший суд, тяжбу епископа с подвластными ему священнослужителями. Д. Стефанович, ссылаясь на греческий текст и текст главы 54, где слова начальными его попы заменены или в себе место по­велит кому судити их, предполагает возможность третейского суда816. Правильность этого предположения подтверждается следующей главой Стоглава.

Глава 56 исходит из принятого Карфагенским собором (419 г.) правила 152-го в толковании Аристина и выдержки из 165-й «заповеди святых отец» V Вселенского собора, изве­стных в русском переводе еще с начала XIV в.817. Аристин (подобно Зонаре) составил собрание церковных правил в со­кращенном виде, снабдив его собственными объяснениями. Сокращенное Аристином собрание правил почти все вошло в славянскую Кормчую8'8. Определяя порядок подсудности тя­жущихся в случаях спора между духовными и светскими ли­цами, глава запрещает клирикам, епископам, пресвитерам (священникам), а также дьяконам предпочитать светское су­дилище духовному в случае возбуждения против них обвине­ния под угрозой лишения места. Духовным лицам запреща­лось даже обращаться к царю с просьбой о направлении дела в светские судилища. Они могли просить у царя только суда епископского. При этом порядок суда над священниками и дьяконами был особый. Епископ судил их с участием сосед­них епископов по выбору обвиняемых: священника при уча­стии шести, а дьякона — при участии трех епископов. Глава предает проклятию мирских судей, виновных в разного рода ограблениях и насилиях по отношению к священнослужи­телям.



2015-11-27 506 Обсуждений (0)
Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)