Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 4 страница
Ниже — ни даже, отнюдь не, и не, нисколько. Туне — даром,бесплатно, безвозмездно. Протор — издержки, расходы. Комкание — причастие, святые дары. Ненязь — деньга, деньги. Понява — плат, покрывало, занавес. Братчина — зд. брачина, шелковая ткань, род парчи. Синдон — чистая и тонкая ткань, полотно. Столец — 1) престолец; 2) сиденье, стул. (дважды или трижды) произносить слово аллилуйя. Признание Стоглавом сугубой (т. е. двойной) аллилуйи было сочтено впоследствии неверным. Глава 43 Глава отвечает на 3-й из первых царских вопросов. Здесь подробно излагаются требования, предъявляемые к иконописцам, говорится об обязанности живописцев передавать все свои знания и опыт ученикам, а также содержатся требования к епископам, священникам следить за поведением мастеров. В главе утверждается обязанность иконописцев строго следовать канонам. Такая строгая регламентация приводит к тому, что «столичное искусство становится все более официальным, теряет эпический характер и связь с народным творчест-вом»795. Постановления об иконописании и особенно гл. 43 Стоглава, как указывает Д. Стефанович796, весьма часто встречаются в руководствах для иконописцев второй половины XVI—XVII вв. Глава 44 Глава содержит выписки из канонических источников, посвященные извлечению доходов из церковных обрядов, и комментарии к ним. Сравнение комментариев с выписками позволяет увидеть, как постепенно церковь отходила от первоначальных правил нестяжательства. Если в отрывке из правила 23 говорится о недопустимости взимания денег за совершение обрядов, то в толковании этого правила собор говорит лишь о недопустимости вымогательства духовенством денег сверх возможного. Каждый должен дать сколько может: богатый — больше, бедный — меньше. Причем видно, что автор главы придерживается той точки зрения, что подобные поборы являются необходимыми. Одновременно порицается хищение священнослужителями предметов религиозного культа. Большинство исследователей Стоглава видят в этой главе ответ на 2-й из первых царских вопросов. Соглашаясь с этой точкой зрения, следует, однако, оговориться, что, хотя подзаголовок главы упоминает об антимисах, речь в ней все-таки идет о более широком круге вопросов. Здесь обосновывается необходимость взимания церковью денег, а также проводится мысль о неотторжимости церковного имущества. Глава 45 Глава продолжает тему предыдущей и ближе подходит к определению размеров пошлин за освящение церкви, или, что одно и то же, за выдачу антимиса. Если в 44 главе обосновывается необходимость взимания с прихожан платы за отправление церковных служб, то в настоящей говорится о размерах отчислений в пользу епархии. Эти отчисления должны равняться 1/3 суммы, полученной церковью с прихожан в день ее освящения. Запрещение взимания епархиальным чиновником большей суммы обосновывается апостольскими правилами, возбраняющими присвоение церковной собственности. Однако Стоглав часто искажает смысл раннехристианских норм. При помощи комментирования этих правил открывалась широкая дорога для прикрытия злоупотреблений. Так, приводя запрещение продавать места для захоронения возле храма, Стоглав говорит о возможности принимать вклады на память по душам; большой вклад по душе мог, видимо, открывать возможности и для сделок, маскирующих продажу более «престижных» мест для захоронения. Глава 46 Глава отвечает на 4-й из первых царских вопросов, но, кроме того, содержит ряд положений брачно-семейного права. Стоглав, ссылаясь на каноническую литературу, устанавливает порядок определения размера венечных пошлин. Согласно установившемуся на Руси обычаю, размеры венечных пошлин определял великий князь, но шли они в доход церкви. Ответ, содержащийся в главе, отходит от существа вопроса. Если в вопросе основной упор делался на злоупотребления, чинимые при взимании венечных пошлин, то в главе внимание обращено на обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, причем определяется наказание священнику за венчание лиц, не имевших права вступить в брак. В то же время, указывая размеры пошлин, Стоглав ничего не говорит о каре за их нарушение. Согласно Стоглаву, запрещались браки между лицами, состоящими в родстве; степень родства не указывается. Запрещено вступление в брак лицам, состоящим в так называемом духовном родстве (т. е. браки между крестными отцом или матерью, крестницей или крестником или их родителями), а также браки между лицами, являющимися близкими родственниками супругов (родителями, сестрами, братьями). Для установления препятствий к заключению брака священник, прежде чем венчать, обязан был провести обыск. Обыском называлось оглашение в церкви священником во время воскресной или праздничной службы о намерении тех или иных лиц вступить в брак. При наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, прихожане обязаны были донести об этом священнику. Глава 47 Судя по содержанию, глава должна была следовать за 45 главой, поскольку здесь продолжается ответ на 2-й вопрос первых царских вопросов. Ответ существенно дополняет предыдущие главы: здесь уже указаны твердые ставки пошлин за освящение церквей. Поборы же от первых молебнов взимаются, согласно Стоглаву, если на освящение церкви приехали представители высшего духовенства. 455 Стоглав Утиральник — полотенце, салфетка. Российское законодательство X — XX веков Фрянзские вина — легкие, сухие вина, итальянские вина. Мних Старчество — зд. книга, в которой собраны дела и изречения древних пустынников. Возбнув — проснувшись. Келарь — хранитель и распорядитель монастырских припасов. Ропотник — тот, который ропщет на кого-то заочно. Мытарь — сборщик мытов или податей вообще, лихоимец, притеснитель. Якоже преди рекохом — как раньше говорилось, как было сказано выше. Глава 48 Глава повторяет содержащиеся в 46-й главе размеры венечных пошлин. Глава 49 С этой главы начинается та часть ответов Стоглавого собора, которая посвящена монашествующему и высшему духовенству. Если для надзора за поведением^ «белого» духовенства использовались протопопы, то надзор за монахами должны были осуществлять игумены и архимандриты монастырей, которые сами не были свободны от пороков, столь распространенных у их подопечных. Глава отвечает на 8-й вопрос из первых царских вопросов о монастырях и иноцех. Она распадается на две части: первая составлена на соборе самими иерархами, а вторая представляет из себя фрагмент царского написания. Царское написание содержит в основном те же положения о соблюдении монастырских уставов, что и соборное решение. Царь определяет порядок обращения к нему игуменов и архимандритов: в обычных случаях — через епископов, но при крайней необходимости — без посредников. Последнее нарушало существовавшую до этого традицию обращения к царю только через высшее духовенство. До Стоглавого собора случаи нарушения ее были крайне редки (Иосиф Волоцкий обращался к великому князю, минуя епископа и митрополита). Глава 50 В главе продолжается ответ на вопросы о жизни монашествующего духовенства (8-й и 17-й вопросы) и содержатся рекомендации игуменам и монастырским старцам о перевоспитании в монастырях монахов, ведущих неподобающий их положению образ жизни. Пополнение монастырей новыми постриженниками также волновало собор. Специального вопроса задано не было, но, по-видимому, под влиянием нестяжателей в Стоглав были помещены положения, воспрещающие вымогать у постриженни-ков больше, чем они могли дать, а также отказывать в постриге, если у них не было денег. Стоглав разрешает принимать постриг и у «неверных», т. е. приверженцев других религий в случае их перехода в христианство. Глава 51 В ряде вопросов царя собору содержались сведения о запустении многих монастырей; часто это было вызвано произволом церковных чиновников (7-й вопрос из первых царских вопросов). Глава не говорит ничего о причинах, заставляющих попов и дьяконов покидать свои монастыри; она направлена на то, чтобы осложнить возможность свободного перехода монашествующих священнослужителей из одного монастыря в другой. Если в 50 главе говорилось об обязанности монастыр- ских игуменов принимать монахов, постриженников других монастырей, то в рассматриваемой главе предписывается не принимать священников и дьяконов, не имеющих разрешения епископа на переход. Причины такого различия в отношении к рядовым монахам и священнослужителям станут ясными, если учесть, что бродяжничающие монахи не способствовали авторитету религии: они пьянствовали, попрошайничали и пр. В то же время уход из монастыря попа, т. е. человека, облеченного полномочиями совершать богослужения, мог привести к нарушению правильного хода службы всего монастыря. Глава 52 Глава посвящена борьбе с нарушениями монастырского устава и особенно касается пьянства в монастырях. В начале главы традиционно приводятся ссылки на наиболее почитаемые церковные источники. Продолжение же главы содержит рассуждения о вреде пьянства. Этот фрагмент Стоглава выпадает из стиля ответов собора на вопросы царя и по предположению И. Н. Жданова797 представляет собой отрывок из царского написания. Глава 53 Глава 53 открывает раздел, охватывающий 17 глав, посвященных церковному суду. Являясь ответом на вопрос 7 первых царских вопросов, эти главы наиболее пространны (более 1/4 всего текста Стоглава) и важны. Они касаются церковного управления, имущества, судоустройства и судопроизводства. Критикуя данную С. М. Соловьевым оценку Стоглава как памятника, отражавшего преимущественно безуспешную попытку способствовать повышению низкого нравственного уровня русского духовенства, Ил. Беляев рассматривает Стоглав как памятник, отразивший продолжение правительственной деятельности, направленной на централизацию Русского государства. Основываясь преимущественно на главах о святительском суде, Беляев говорит о Стоглаве как церковно-законода-тельном памятнике. Стоглав, по его мнению, исходя из общецерковных постановлений православной церкви и учитывая существовавший на Руси порядок, — земский обычай и соборные определения, — во-первых, давал возможность организовать церковный суд сообразно местным русским нуждам и условиям; во-вторых, имел практическое значение для последую- " « 798 щего развития государственной и церковной жизни Аналогично тому, как после издания Судебника 1550 года его нормы являлись руководящими при решении разного рода Дел, не упомянутых уставными и иными грамотами, так и Стоглав, именуемый первое время Соборным Уложением, рекомендовался в качестве основополагающего материала при разборе всех церковных дел. Так, в грамоте Ивана IV 17 мая 1551 г. Покровскому Чухломскому монастырю предписывает- Стоглав Жданов И. Н. Материалы для истории Стоглавого собора, с. 247—248. Привлачати — привлекать. Точию — только. Убо — итак, сего ради, посему, следовательно. 798 Беляев Ил. Об историческом значении деяний Московского Собора 1551 г. —Русская беседа. М., 1858. Т. IV, кн. 12 отд. III, с. 10—12, 16, 20, 21. 45„8 Российское законодательство X — XX веков 799 АИ. Т. I, № 125, с. 185. 800 См.: Макарий (Булгаков). История русской церкви. Спб., 1870. Т. VI, кн. I, с. 245—246. См., например, Жданов И. Н. Материалы для истории Стоглавого собора. — Журнал министерства народного просвещения, 1876, №7, с. 50—55; 78—80; №8, с. 184—218; Беляев И. В. Указ. соч., с. 1—6; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960, с. 388—391. Беляев И. В. Указ. соч., с. 4. ся: А кому будет чего искати на игумене с братиею, ино их судит отец наш Макарей, митрополит всея Русии, по новому Соборному Уложению799. Главы 53—56, посвященные святительскому суду, действовали до XVIII в. Еще в 1700 г. патриарх Адриан, занимаясь составлением нового уложения о церковном суде и управлении, отвечая на запрос бояр, участвовавших в его подготовке, говорил, что он руководствуется в своей деятельности — в области церковных дел — после Кормчей книги Стоглавом и указал именно на 53—64, 66—68 главы этой книги800. Среди исследователей нет расхождения в том, что нормы Стоглава о «суде святительском» непосредственно связаны с реформами Ивана Грозного, содействовавшими централизации государства и переходу к сословно-представительной монархии801. Действительно, так же, как Судебник 1550 года развивал и конкретизировал преимущественно новые статьи Судебника 1497 года, так и главы «о святительском суде» решали вопрос о порядке и условиях перенесения принципов предыдущего законодательства в область суда церковного. «Стоглав рядом с Судебником, — справедливо замечает И. В. Беляев, — как бы замыкает дело Иоанна IV, дело земского и церковного строения. Судебник и Стоглав — это два фокуса, в которые собираются все разноцветные лучи прежней областной жизни Северно-Русской»80 . В главах о суде можно выделить 3 части. Главы 53—59, подтверждающие отделение церковной юрисдикции от светской и невмешательство последней в церковные дела, фактически конкретизируют и развивают ст. 59 Судебника 1497 года и ст. 91 Судебника 1550 года. Главы 60—65, направленные на сохранение за церковью имущественных прав, объявляют тем самым незаконной как ст. 43 Судебника 1550 года, так и выданные на ее основе ограничительные грамоты. И наконец, главы 66—69 непосредственно посвящены устройству церковного суда, его юрисдикции, судопроизводству, соотношению с судом светским. В этих последних главах, превышающих по объему предшествовавшие 13 глав, наиболее ярко отразилась взаимосвязь Стоглава с постановлениями светской власти в области судоустройства и судопроизводства, в первую очередь с нормами Судебников, проникнутыми стремлением к более точному соотношению вышестоящих и нижестоящих инстанций, определению их юрисдикции и ограничению чиновничьего аппарата духовенства со стороны светской власти в целях большей централизации судебных органов и контроля за ними. Обращает на себя внимание, что главы 66—69 и ряд последующих, определяющих административно-полицейские обязанности духовных властей, являются наиболее оригинальными, самобытными, непосредственными ответами на предложенные Стоглаву вопросы, тогда как 53—65 главы представляют выписки из разного рода церковных правил, библии, постановле- ний «вселенских» или «поместных» церковных соборов, решений митрополитов, княжеских уставов, изданных в период утверждения христианства и предоставляющих церкви значительные привилегии. Ссылка на такие первоисточники — преимущественно средство для подтверждения незыблемости, непререкаемости даваемого ответа. В действительности же указанный в заголовке первоисточник часто не совпадает с его текстом, отражая его последующую переработку с учетом законодателем национальных особенностей России. Глава 53, содержащая в заглавии ссылку на апостольские правила, не имеет сходства ни с одним из 85 апостольских правил. Аналогичный ей текст помещен в сборнике, известном под именем Зинара или Зонара. Сборник этот, получивший с конца XIV в. широкую популярность в югославянских землях, был заимствован и славянскими кормчими. В Кормчей, так называемой Софийской (русской) редакции начала XIV в., есть «правило святых отец» 5-го вселенского собора О обйдящих церкви божьиа и священные власти их. Оно повелевает лиц, посягающих на церковное имущество или наносящих обиды священному сану, огнемь сжещи; домы же их святым божьим церквам вдати, ихже обидеша103. Аналогичные положения имеются в послании новгородского архиепископа Геннадия к волоцкому князю Борису Васильевичу от 1485 года . Именно этот, наиболее близкий нормам русского права, текст и вошел в Стоглав. Сравнивая главу 53 с разного рода кормчими и византийским законодательством, Д. Стефанович считает, что по сравнению с предыдущими постановлениями Стоглав, с одной стороны, расширяет подсудность духовного суда, относя к нему монастыри и монахов. С другой стороны, Стоглав ограничивает возможности светского суда, подчеркивая, что ни один представитель светского суда — ни князь, ни болярин, ни всяк мирский судья не имеют права судить лиц духовного звания независимо от их чина — от иерея до монаха. Это положение не является изложением текста какого-либо закона, а подчеркивает общий смысл выписок, содержащихся в разделе о «святительском суде», т. е. в главах 53—65805. К нарушению божией заповеди и осквернению церкви относились не только попытки светских судей присвоить себе прерогативы духовного суда, но и разграбление монастырских и Церковных имений и похищение церковного имущества, стоимость которого взыскивалась в 4-кратном размере. Наказание налагалось за кражу не только церковного, но и любого имущества, находившегося в церкви. На случай войн и стихийных бедствий принято было все лучшее, ценное отдавать на сохранение церкви, где были даже особые подвалы и кладовые для этого . Однако кража не церковного, а частного, сокровища, положенного в церковь на хранение, влекла лишь отлучение °т церкви. 1 юмимо сохранения имущества населения церковь обладала Ст Иоанн Зонара — начальник дворцовой стражи, первый тайный советник императора Алексея II Комнина (1180—1183 гг.), а потом монах. Памятники древнерусского канонического права. Ч. I (Памятники XI —XV вв.). Спб., 1880, с. 145—146. 804 Там же, с. 757—758. 805 См.: Стефанович Д. Указ. соч., с. 245—246; Жданов W ,Н. Указ. соч., с. 210. Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1879, с. 335. Российское законодательство X — XX веков Прирозящейся — стремившийся. Веце — веке. Восхищен, восхитить — похищать, выхватывать, уносить, уводить силою. Приясть — быть дружелюбным, приверженным. Памятники древнерусского канонического права, с. 785. ДАИ Т I, №41. Спб., 1846, с. 55—56. В себе место — вместо себя. Мирстии — мирские, светские Правила святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец с толкованиями. М., 1876, вып. 2, с. 182—185 правом предоставления убежища, которым пользовались лица, совершившие преступление в запальчивости или по неосторожности. Глава 53 вменяет в обязанность основателям церквей и монастырей со страхом соблюдать церковное благословение и приношение. В связи с тем что церковным законодательством предусматривались случаи выноса церковного имущества, например, при обмене одной вещи на другую, отчислении доходов на содержание призреваемых — калек, нищих, убогих, а также при продаже церковной утвари во время голода для пропитания нуждающихся, глава специально оговаривает совершение этого деяния в непредусмотренных законом случаях. Совершивший таковое, хотя бы и с разрешения вышестоящих церковных чинов, рассматривался как церковный вор, корыстолюбец, сквер-ностяжатель, лихоимец и иноверный человек, т. е. человек, исповедующий другую веру. Глава 53 свидетельствует, во-первых, о том, что наказуется не только совершение кражи, но и покушение на нее: аще же кто покусится что взяти от церкви; а во-вторых, что обвиняемые в церковной краже, с точки зрения Стоглава, не столько воры и грабители, сколько вероотступники, враги «церкви бо-жией». Если совершившие такое не покаются, то щагубу наследуют, т. е. должны погибнуть. Тем самым глава закрепляет и усиливает подход к наказанию не с позиций мести и возмещения материального ущерба, а имея целью устрашение и нравственное возмездие, уже применявшееся практикой. В главе 53 впервые в законодательстве церковная кража прямо связывается с понятием святотатства, хотя понятие святотатства было известно и раньше. Так, в одном из поучений митрополита Зосимы, относящемся к концу XV в., говорится об осуждении еретиков, которые гааголаше хулу на господа нашего Иисуса Христа, сына божия, и на пречистую его Богоматерь, и святым иконам ся не поклоняют и называют иконы идолы807. Тогда же, наряду с «лихими» людьми, душегубцами, в церковном законодательстве встречаются термины «ослушники», «законопреступники», «злые люди». Новгородский епископ Феодосии в послании к Ивану IV ставит на первое место среди тяжких преступлений душевный вред808. Глава 54 Основанная на толковании второго правила «святых апостол» о невмешательстве светской власти в отправление церковных таинств и суда над духовными лицами , глава вверяет господство все и владычество, т. е. судебно-админи-стративную власть, заботу и попечение над священно-цер-ковнослужителями всех больших церквей в епархии местному епископу. Епископ, поставлявшийся из монашеских чинов, назначался государем либо митрополитом. В отличие от Москвы, в Новгороде и Литовской Руси епископы первона- чально избирались вечем. За поставление епископы платили митрополитам ставленническую пошлину так же, как священники и дьяки платили ее епископам. Подобно тому, как наместничество было средством кормления боярства, так и епископство являлось доходной статьей. Многим епископам из боярских семей через свои связи и богатство удавалось добиться титула архиепископа. По свидетельству Герберштейна, побывавшего в России в 1517 и в 1526 гг., «митрополиты и архиепископы избирались здесь собором всех архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов; отыскивали в монастырях и пустынях мужа наиболее святой жизни и избирали. А нынешний государь, говорят, обыкновенно призывает к себе известных ему и сам из числа их избирает одного по своему усмотрению» . Поэтому на высшие церковные иерархические должности попадали не столько образованные и пользующиеся уважением лица,* сколько представители боярства. Практика купли архиепископских и иных чинов была настолько общепринята, что псковский игумен Захария, разделявший взгляды стригольников, оправдываясь перед новгородским архиепископом Геннадием за то, что ни он, ни его монахи 3 года не причащались, писал в 1490 году а у кого-деи ся прича-щати? Попы деи по мзде поставлены, а митрополит деи и владыки по мзде же ставлены '. Епископ имел право участвовать в выборе чиновников городского управления, проверять, что сделано по управлению городскими общеполезными заведениями, не допускать незаконных поборов с граждан со стороны местной администрации и обмана их купцами, для чего меры и весы должны были храниться в церквах под контролем епископа. К правам и обязанностям епископа в деле благотворительности и защиты притесняемых относились: контроль за сбором подаяний в пользу бедных и их распределением и за выкупом пленных; учреждение и управление разного рода богоугодными заведениями. Епископам предоставлялось право давать в церквах убежище лицам, которым угрожало насилие, и принимать на себя ходатайство по их делам, надзирать за тюрьмами и порядком в них; следить за тем, чтобы городские чиновники не препятствовали гражданам в совершении юридических актов, не брали излишних пошлин за отправление суда. Епископ мог участвовать (по желанию сторон) в светском суде и быть высшей судебной инстанцией в отношении подчиненных ему духовных лиц по делам против веры и по гражданским делам Последнее правило и находит отражение в главе 54, которая предписывает церковнослужителям (причетникам), причисленным к причту, имеющим тяжбу друг с другом, обращаться не к светскому суду, а к своему епископу. Епископ самолично или тот, кому он вместо себя поручит, разбирает как тяжбы причетника с причетником, так и прочих церковных людей. Если же причетник или епископ имеют тяжбу с митрополитом, то их судит константинопольский патриарх, так как на 461 Стоглав ■810 Герберштейн С. Записки о московитских делах. Спб., 1908, с. 40—41. Голубинский Е. Е. История русской церкви. Период2-й Московский, т. 11, вторая половина тома М., 1911, с 23 812 Подробнее см. Неволин К О пространстве церковного суда в России до Петра Великого. Спб , 1847, с. 4—13 Российское законодательство X — XX веков Дафан, Авирон, Корей (он же Корах) — библейские персонажи. АИ. Т. I, № 34, с. 65—66. Уреченное — назначенное. Прирыщет — прибегнет. АИ Т. I, №253, с. 477. О гресе — о грехе, т. е. делах, подсудных духовному суду. Препрети, препирать — опровергать, оспаривать, побеждать в состязании. Подробнее см.: Ф. Терновский. Грековосточная церковь в период вселенских соборов. Киев, 1883; Смирнов Е. История христианской церкви. Изд. 7-е. Спб., 1901. Руси тогда своего патриарха не было. Митрополит получает дани и пошлины, судит и управляет с помощью своих епископов. Мирские же судьи всех чинов и правители, вмешивающиеся в духовные дела, осуждаются Стоглавом, как присваивающие им непринадлежащее. Они, говорится в главе, раздражают бога, как Дафан и Авирон и Корей и их сынове советницы и Оэия царь. Эти имена использовались церковью как нарицательные для предостережения от посягательства на ее привилегии и преимущества. Осуждая вмешательство в дела духовные, церковь вместе с тем считала возможным прибегать к поддержке светских властей. Так, в сентябре 1427 года митрополит Фотий благодарит псковских посадников и духовенство за исполнение его грамоты об обыске и казни стриголников и благословляет их непреложне и крепце таком о том стояти и тех помраченных к свету и к истине богоразумия вьзводящеЬ13. Глава признает также непозволительным нарушать духовную иерархию и непосвященным в сан лицам выполнять обязанности лица вышестоящего сана. Поэтому дьякону, имевшему низший, по сравнению со священником, сан и бывшему лишь его помощником, при богослужении запрещалось приносить жертвы, т. е. проводить ту часть церковной службы, во время которой приготовляются на жертвеннике дары для освящения. В данном случае речь идет об освящении просфоры. Дьякону не лзе проскурмисати, предписывается в послании митрополита Киприана игумену Афанасию, слуга бо есть, попу не равенЙн. Так же и пресвитеру (священнику, иерею) недостойно поставлять кого-либо в священники. Тем более не подобает мирским властям, говорится в главе, присваивать себе право управления и суда в отношении духовенства, так как это есть нарушение божьей заповеди. Главы 55—56 Глава 55 основывается на «священных правилах» Халки-донского собора. Собор составил 30 правил, относящихся к порядку церковного управления и церковного благочиния, получивших подтверждение последующих соборов815. В главе 55 подтверждается обязанность церковнослужителей не прибегать к светскому суду, а судиться своими епископами, а также дается определение подсудности в порядке духовной иерархии. Например, при тяжбе причетника с причетником требуется обращение к епископу; если же причетник имать нечто на своего епископа, то суд проводит собор епископов всей области. Если же тяжба обращена епископом или причетником к митрополиту, то судит патриарх той земли, которому подсудны все епископы и митрополиты всех областей страны, или же патриарх константинопольский. Митрополита с патриархом может судить только патриарх константинопольский. Спорным местом этой главы является фраза о разборе дел епископом с начальными его попы. Отмечая разночтение этого текста с греческим, Е. Е. Голубинский и Д. Стефанович приходят, однако, к разным выводам. Е. Е. Голубинский считает более приемлемым славянский текст, предусматривавший суд, тяжбу епископа с подвластными ему священнослужителями. Д. Стефанович, ссылаясь на греческий текст и текст главы 54, где слова начальными его попы заменены или в себе место повелит кому судити их, предполагает возможность третейского суда816. Правильность этого предположения подтверждается следующей главой Стоглава. Глава 56 исходит из принятого Карфагенским собором (419 г.) правила 152-го в толковании Аристина и выдержки из 165-й «заповеди святых отец» V Вселенского собора, известных в русском переводе еще с начала XIV в.817. Аристин (подобно Зонаре) составил собрание церковных правил в сокращенном виде, снабдив его собственными объяснениями. Сокращенное Аристином собрание правил почти все вошло в славянскую Кормчую8'8. Определяя порядок подсудности тяжущихся в случаях спора между духовными и светскими лицами, глава запрещает клирикам, епископам, пресвитерам (священникам), а также дьяконам предпочитать светское судилище духовному в случае возбуждения против них обвинения под угрозой лишения места. Духовным лицам запрещалось даже обращаться к царю с просьбой о направлении дела в светские судилища. Они могли просить у царя только суда епископского. При этом порядок суда над священниками и дьяконами был особый. Епископ судил их с участием соседних епископов по выбору обвиняемых: священника при участии шести, а дьякона — при участии трех епископов. Глава предает проклятию мирских судей, виновных в разного рода ограблениях и насилиях по отношению к священнослужителям.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |