Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в соответствии со ст. 8 ИК осуществляется в формах: – прямого участия государства в инвестиционной деятельности; – создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Первая форма реализуется посредством: – принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета (например, решение Витебского областного Совета депутатов от 27 апреля 2011 г. № 106 «Об утверждении Региональной программы инновационного и инвестиционного развития Витебской области на 2011–2015 годы» [117] и т.д.); – предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Они предусматриваются в ежегодно формируемой Государственной инвестиционной программе в размере не менее 10 процентов от общего объема государственных капитальных вложений, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, и предоставляются на основе платности срочности и возвратности (глава 9 ИК Республики Беларусь); – предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов (главы 6,7 ИК Республики Беларусь); – проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов (глава 5 ИК Республики Беларусь). Цель ее проведения — подготовка заключения для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов. Государственная комплексная экспертиза проводится Министерством экономики Республики Беларусь в случаях: а) реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь; б) использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; в) участия государства в создании предприятий с иностранными инвестициями. Правительство Республики Беларусь также может определять условия, при которых экспертизу инвестиционных проектов осуществляет только республиканский орган государственного управления (объединения), в подчинении которого находится инвестор (инициатор инвестиционного проекта), если такое подчинение инвестора имеется, либо иной уполномоченный республиканский орган государственного управления (ст. 20 ИК); – предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам (раздел III ИК Республики Беларусь). Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности осуществляется посредством: – оказания инвесторам государственной поддержки (глава 8 ИК Республики Беларусь); – защиты интересов инвесторов. В соответствии с Конвенцией о защите прав инвестора, вступившей в силу для Республики Беларусь 21 января 1999 г. инвестициям на территории Сторон предоставляется безусловная правовая защита, которая обеспечивается данной Конвенцией, национальным законодательством Сторон, а также международными договорами, участниками которых они являются [88]; – создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах» свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны [92]; – определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами. В соответствии со ст. 16 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. [33] во временное пользование земельные участки могут предоставляться национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров — на срок до девяноста девяти лет. Согласно ст. 37 Кодекса Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. участки недр могут предоставляться в пользование на основе концессии [34]. Порядок предоставления участков недр в пользование на основе концессии, условия и сроки концессии участков недр, порядок заключения концессионных договоров на право пользования участками недр определяются законодательством об инвестиционной деятельности. Леса (участки лесного фонда) могут предоставляться в пользование на основе концессии. Перечень лесов (участков лесного фонда), предоставляемых в пользование на основе концессии, порядок их предоставления, условия и сроки концессии лесов (участков лесного фонда) определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь об инвестиционной деятельности (ст. 451 Лесного кодекса Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. [44]); – принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции. В соответствии со ст. 13 Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XІІ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о): 1) изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке; 2) создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций; 3) привлечении иностранных инвестиций; 4) финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования; 5) лицензировании экспортно-импортных операций; 6) внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию; 7) принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции [85]; – определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности. Так, в частности Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XІІ «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» направлен на совершенствование правовых и экономических отношений в области приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в целях создания условий для привлечения инвестиций и развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики [82]; – содействия развитию рынка ценных бумаг; – проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |