Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовая характеристика гарантий прав инвесторов



2015-12-04 659 Обсуждений (0)
Правовая характеристика гарантий прав инвесторов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Общепризнан тот факт, что инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Однако в Республике Беларусь с учетом позиционирования двух категорий инвесторов — национальные и иностранные —права, обязанности и риски для них будут несколько отличаться, о чем и делает оговорку законодатель, предполагая наличие особенностей регулирования деятельности каждой из категорий.

Действующее законодательство исходит из национального режима деятельности иностранных инвесторов, т.е. правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь [9].

В рамках управления инвестиционными процессами осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности, предусматривающее в том числе создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

- оказания инвесторам государственной поддержки;

- защиты интересов инвесторов;

- создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

- определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

- принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;

- определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

- содействия развитию рынка ценных бумаг;

- проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

- использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Виды гарантий инвесторам, в том числе иностранным:

1. Право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защита этих прав (ч. 1 ст. 9 ИК). В соответствии с ч. 2 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [38]. Согласно ч. 2 ст. 2 ГК право собственности, приобретенной законным способом, охраняется законом и защищается государством, ее неприкосновенность гарантируется, а принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества либо согласно постановлению суда (принцип неприкосновенности собственности) [21].

2. Равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности, равная защита прав и законных интересов инвесторов (ч. 2 ст. 9 ИК). В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; ст. 22 Конституции Республики Беларусь гласит, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; согласно ч. 2 ст. 2 ГК субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений).

3. Стабильность прав инвестора, установленных ИК, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению (ч. 3 ст. 9 ИК). Стабильность прав инвестора, установленных ИК по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению, была обозначена в качестве одной из гарантий инвестору с момента вступления в силу ИК в 2001 году.

В первоначальной редакции ч. 2 ст. 79 ИК была закреплена норма, в соответствии с которой, в случае если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями (то есть на них возлагаются дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), к иностранным инвесторам, коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями. Однако со 2 августа 2006 г. ч. 2 ст. 79 ИК исключена [30].

Таким образом, следует сделать вывод, что стабильность прав инвестора, то есть их неизменность, государство уже не обеспечило, соответственно не гарантировало.

Также некоторые вопросы правоприменения вызывают положения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенного в г. Ашгабате 24 декабря 1993 г., ратифицированного Республикой Беларусь 17 октября 1994 г. (постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 17 октября 1994 г. № 3312-XII) (далее — Соглашение). В частности, в ст. 10 Соглашения содержится норма о пятилетнем моратории на применение измененных норм законодательства для созданных сторонами Соглашения организаций (или стабилизационная оговорка) [90]. В отношении последних должны применяться нормы, действовавшие на момент их регистрации.

Помимо норм Соглашения в его развитие государствами — участниками СНГ 28 марта 1997 г. принята Конвенция о защите прав инвестора, ратифицированная Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1997 г. № 78-З и вступившая в силу для Республики Беларусь 21 января 1999 г. [88]. В Конвенции содержатся гарантии в том числе от изменений законодательства. Так, в случае, если после вступления Конвенции в силу ее сторонами будут изменены законодательные нормы, касающиеся инвестиций, которые, по мнению одной или нескольких заинтересованных сторон Конвенции, ухудшают условия и режим инвестиционной деятельности, этот вопрос может быть внесен на рассмотрение Экономического Суда Содружества Независимых Государств и / или иных международных судов или международных арбитражных судов.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Конвенции при вынесении указанными судами решения, подтверждающего факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, действие упомянутых законодательных норм приостанавливается с момента их принятия (то есть сохраняются такие условия и режим, как если бы эти нормы приняты не были) и возобновляется с момента истечения пятилетнего срока с даты вынесения решения при условии и в части, не противоречащих Конвенции. При этом данное положение не распространяется на изменения законодательства, касающегося обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, природной среды, нравственности и здоровья населения, налогообложения, а также на перечень изъятий.

Перечень изъятий содержит названия отраслей, предприятий, организаций, которые в соответствии с национальным законодательством государств-участников не подлежат приватизации, акционированию или иным формам разгосударствления собственности.

Тем самым одним из условий применения стабилизационной оговорки является ухудшение условий деятельности ранее созданных предприятий на территории государства по месту инвестирования.

Таким образом, несмотря на отсутствие в ИК стабилизационной оговорки, с учетом норм двух названных международных соглашений при соблюдении предусмотренных ими условий и порядка и в отношении инвесторов государств — участников данных соглашений иностранные инвесторы, создавшие коммерческие организации в Республике Беларусь, могут рассчитывать на применение моратория на изменение законодательства в течение 5 лет с момента регистрации организаций с учетом обозначенных исключений.

4. Право самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (ч. 1 ст. 10 ИК). В соответствии с ч. 2 ст. 2 ГК право собственности, приобретенной законным способом, охраняется законом и защищается государством, ее неприкосновенность гарантируется, а принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества либо согласно постановлению суда (принцип неприкосновенности собственности) [21].

Беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности после уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь (ч. 3 ст. 10 ИК). Что касается беспрепятственного перевода за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности после уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, то здесь следует указать следующее.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям отнесены к группе текущих валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами [58].

Резиденты осуществляют валютные операции второй группы — валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь, если иное не установлено Законом о валютном регулировании или Президентом Республики Беларусь. Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о валютном регулировании на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами — резидентами (за исключением физических лиц, выступающих при проведении данных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, и физических лиц — резидентов, непрерывно проживающих (находящихся) за пределами Республики Беларусь более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь) разрешение Национального банка Республики Беларусь требуется только в случаях:

- приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

- приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

- приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

- размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;

- предоставления займов на срок, превышающий 180 дней;

- перевода денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями [58].

Не требуется получения разрешения Национального банка на проведение юридическими лицами — резидентами и индивидуальными предпринимателями — резидентами следующих валютных операций, связанных с движением капитала:

- осуществление платежей нерезидентам по обязательствам, предусматривающим передачу резиденту имущества, находящегося на территории Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;

- продажа нерезиденту доли в уставном фонде или пая в имуществе резидента;

- осуществление операций с ценными бумагами, выпущенными резидентами;

- формирование уставного фонда юридического лица — резидента за счет вкладов нерезидентов в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

- привлечение средств для покрытия дефицита республиканского бюджета и возврат этих средств в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

- привлечение средств под гарантии Правительства Республики Беларусь и возврат этих средств;

- привлечение средств в рамках межправительственных соглашений и возврат этих средств;

- осуществление иных платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга Республики Беларусь;

- осуществление операций, для которых Национальным банком установлен уведомительный и (или) регистрационный порядок их проведения;

- осуществление переводов денежных средств, связанных с приобретением конкурсных (тендерных) документов и участием в торгах (конкурсах, тендерах, аукционах);

- получение кредитов и (или) займов банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Кроме того, определен порядок выдачи разрешений Национального банка Республики Беларусь на открытие резидентами за пределами Республики Беларусь счетов в банках-нерезидентах, открываемых на следующие цели:

- для содержания за пределами Республики Беларусь представительства (за исключением дипломатических и других официальных представительств Республики Беларусь), филиала;

- для содержания оздоровительных учреждений за пределами Республики Беларусь;

- для финансирования строительно-монтажных, строительно-ремонтных, геолого-изыскательских и других работ разъездного характера, выполняемых за пределами Республики Беларусь;

- для осуществления расчетов по сделкам, связанным с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности на территории иностранного государства;

- для привлечения кредита, займа от банка-нерезидента, если условиями договора предусматривается открытие контокоррентного счета;

- для размещения денежных средств (за исключением средств, полученных из бюджета) на депозитном счете, залоговом, гарантийном счете в банке-нерезиденте (п. 4 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 15).

Для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, нерезидентам получения разрешений Национального банка Республики Беларусь не требуется (ч. 2 ст. 10 Закона о валютном регулировании).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом препятствий для перевода прибыли за границу нет и для нерезидентов, и для резидентов-инвесторов.

5. Защита инвестиций (инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы, к ним не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям) (ст. 11 ИК).

6. Действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд (ст. 13 ИК).

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений [101].

Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Право на обращение реализуется заявителями добровольно. Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

Актуальными в свете последних событий являются положения Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», п. 2 которой, в частности, предписывает принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности, а также создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, в том числе гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом. При этом:

- исключить принятие (издание) нормативных правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества;

- запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. При наличии спора о добросовестности приобретателя данную категорию дел рассматривать в судах в первоочередном порядке;

- запретить действия, направленные на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе принудительное списание денежных средств со счетов (за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь), при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда;

- гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства [86].

 

 



2015-12-04 659 Обсуждений (0)
Правовая характеристика гарантий прав инвесторов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовая характеристика гарантий прав инвесторов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)