Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные особенности научного познания и знания




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мы видим, что многие слова, которые мы используем для описания социальной жизни, оказываются многозначными. В этом мы убедились в этом на примере религии. Такова же и особенность употребления слова «наука». Оно также употребляется для описания достаточно разных явлений.

1. Прежде всего, под наукой понимается система знания, т.е. совокупность утверждений, полученных, доказанных и организованных по определенным правилам.

2. Под наукой понимается тип человеческой деятельности, совершаемый с определенной целью, а именно с целью получения истинного знания, и осуществляемый по определенным методам. Эти правила принято называть «критериями научности». Можно сказать, что наука как тип деятельности представляет собой процесс познания, в то время как наука как система знания является результатом.

3. Наука – это еще и ученые. Т.е. наука в этом смысле – это социальная организация. Это взаимоотношения людей, занимающихся познанием. Они также строятся по определенным правилам, которые принято называть «профессиональной этикой».

4. Наконец, когда говорят о науке, то подразумевают социальный институт. Причем социальным институтом наука стала сравнительно недавно. Было время, когда она не играла важной роли в общественной жизни. Можно сказать, что период формирования науки и превращения ее в неотъемлемую часть социальной жизни датируется 16-17 вв., и произошло это в первую очередь в Западной Европе.



Вы можете спросить, а разве в древних цивилизациях не было развитых знаний о мире. Ведь многие их достижения до сих пор не превзойдены. Верно. Поэтому мы должны отметить еще одно существенное свойство науки. Наука и знание – не синонимы. Существуют разные виды знаний, в том числе обыденное познание. Наука является только одним из видов знания. В чем разница?

1. Это различие объектов интереса. Нетрудно заметить, что достоверность одних знаний легко установить. Как правило, они связаны с повседневной практикой нашей жизни, с объектами, с которыми мы постоянно соприкасаемся через органы наших чувств и практические действия. Объектом научного интереса является та область, что находится за пределами повседневной жизненной практики. Это мир, который в принципе недоступен нашим органам чувств. Кто видел «массу», «скорость», «длину волны», «электрон» и т.д.

2. Носит такое знание опосредованный характер. Именно оно составляет проблему. Его достоверность не так просто доказать. Для этого требуются особые методы, которые выступают посредниками на пути человека к истине. Поэтому еще одна специфичная черта научного знания состоит в способе обоснования или доказательности. В повседневной практике жизни мы не сильно заботимся о доказательстве достоверности обыденного знания в силу его очевидности или непосредственности. Единственным обоснованием, возможным для обыденного знания, является ссылка на чей-либо авторитет. Наука требует применения специальных методов доказательства и обоснования. Воплощением их выступает принцип экспериментальной проверки.

3. Различие предмета знания. Предметом обыденного знания являются образы окружающего мира или обобщения повседневного опыта. Например «все вороны черные», «все автобусы плохо ходят». Предмет научного познания находится за пределами повседневной практики жизни, поэтому должен строиться на недоверии к чувствам или обобщениям повседневного опыта. А если мы отвлекаемся от показаний чувств, то должны обратиться к силе нашего разума и творческого воображения. Результаты такой деятельности мы называем словами «понятия», «законы», «теории». Вот это и есть предмет знания, которое находится за пределами обыденного.

4. Эти виды знания измеряются разными критериями. Для обыденного знания достаточно полезности или применимости в повседневной жизни. Соответственно критерием достоверности научного знания будет свойство, которое принято назвать словом «объективность», т.е. независимость от человеческих представлений, желаний, воли.

4. Место или способ получения знаний можно считать еще одним признаком отличия обыденных знаний от научных. Обыденное знание приобретается по ходу жизни и черпается не из специальных исследований, а из сферы искусства, жизненного опыта других людей, приобретается в ходе личных проб и ошибок. Научное знание является результатом специализированной деятельности, когда получение знания должно стать самоцелью и результатом отдельной обособленной деятельности.

Если есть два вида знания, то всегда напрашивается вопрос: а что лучше. Но мы увидели, что эти два вида знания осваивают разные области человеческой жизни. Одна область – это область повседневной жизни, другая – сфера неизведанного, нового. Поэтому эти два вида знания отчасти не пересекаются друг с другом, а скорее сосуществуют или дополняют друг друга. Все, что перестает быть новым и неизведанным, автоматически становится повседневным. Вот почему нельзя категорично утверждать, что научное знание всегда лучше и выше, чем обыденное.

Вопрос состоит в том, при каких условиях возникает научное знание? А возникает оно тогда, когда общество начинает осуществлять активную преобразовательную деятельность и превращать ее в ценность. Это, как мы помним, эпоха возникновения индустриальных обществ. Ясно, что там, где люди занимают адаптивную позицию, там не возникает ничего нового и неизведанного. Там господствует устойчивость, стабильность, повторяемость. Естественно, что там не возникнем ситуации опровержения накопленного опыта. Ведь для этого нужно столкнуть имеющиеся знания с новыми нетипичными ситуациями.

Добавим к выявлению сущности науки ее сравнение с религией. Очень часто и очень долго их пытались сравнивать, чтобы выяснить, что лучше, а что хуже. Но если мы внимательнее всмотримся, то заметим, что большая часть споров происходила и происходит из-за неправильного понимания места религии и науки в жизни общества.

Это неправильное понимание во многом определялось оценкой знаний, содержащихся в науке и религии. Да, у них разные методы получения знаний. В науке – это опора на разум, т.е. на доказательность, рассуждение. В религии – опора на веру. Нам может показаться, что опора на рассуждение гораздо убедительнее, чем принятие на веру каких-либо суждений.

И это было бы верно, если не учитывать одно обстоятельство. Оно связано с объектами интереса. А вот они-то различны. В науке объектом изучения является мир. В религии объектом интереса является божество. Они имеют принципиальные различия. Мир существует в пространстве и времени. Это значит, что он представляет собой множество объектов, которые расположены один рядом с другим, т.е. в пространстве, возникают и исчезают, т.е. существуют во времени. Божество же с точки зрения религии абсолютно, т.е. существует вне времени и пространства.

Это обстоятельство, кстати, позволяет нам понять, почему многие ученые были верующими людьми. Оказывается, занятия наукой можно совмещать с религиозной верой. Дело в том, что мир и бог – два разных объекта, которые не пересекаются друг с другом. Можно признавать существование мира и изучать его. Но можно также признавать, что рядом с одним миром существует другой, т.е. сверхъестественный.

Вы можете, а разве религия не делает суждения о происхождении мира. И разве эти суждения не отличаются от научных теорий. Верно. Поэтому следует указать на еще одно, самое главное отличие. Оно состоит в различии целей религии и науки. Целью религии является указание пути к спасению или направленности на посмертное существование. Поэтому религия является мировоззрением, т.е. включает в себя как знания, так и ценности. Целью науки является получение знания об устройстве мира. Это суть науки. Поэтому она не включает в себя ценности. Ведь ценности выражают желания и предпочтения человека. Вот почему наука сама по себе не является мировоззрением, хотя научные знания могут выступить основанием мировоззрения. Поэтому наука в современном мире обычно дополняется философией и идеологией.

Тем самым для религии получение знаний не является самоцелью. Для верующего знания о мире, полученные ученым, не опровергают и не доказывают религиозный смысл жизни. Для верующего важно помогают они или мешают осуществлению этого смысла. Поэтому научные знания могут быть верны, но бесполезны. И наоборот. Научные знания имеют значение для человека, который ориентирован на другой смысл жизни. Он состоит в утверждении человека в окружающем мире, обеспечении эффективного выживания человека, преобразовании окружающего мира с целью сделать его более комфортным для жизни.

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7