Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Наука как социальный институт




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Из истории мы знаем, что многие цивилизации древности не нуждались в науке, хотя и обладали богатыми знаниями. Поэтому причина ее возникновения связана не с накоплением знаний и «поумнением» человечества в процессе истории, а с изменением отношения человека к миру. Только цивилизация, которая начинает активно преобразовывать окружающий мир и желает это делать, нуждается в накоплении знаний. Это можно считать общей социальной причиной возникновения науки.

Индустриальное общество не просто становится причиной возникновения науки. Оно заинтересовано в ее развитии. Тем самым наука превращается в социальный институт. Правила и нормы научной деятельности признаются обществом и государством. Профессия ученого приобретает высокий социальный статус. Общество поощряет развитие научных исследований посредством их финансирования, создания огромных специализированных научных коллективов. Сама наука становится сложно организованным комплексом. Более того, она превращается в фундамент индустриальной цивилизации.

Какие же функции наука выполняет в обществе?

1. Научное знание лежит в основе мировоззрения современного общества. Мы помним, что суть науки - это стремление к получению объективных знаний. Поэтому сама по себе наука не является и не может стать мировоззрением. Она играет мировоззренческую роль благодаря тому, что вступает в союз с духовными системами, которые занимаются производством ценностей. Понятно, что наука хотя и не противоречит религии, но в союз с ней вступать не будет.



Союзниками науки и помощниками в создании мировоззрения становятся философия и идеология. Философия занимается осмыслением исходных принципов отношения человека к миру, ищет основания наших знаний. Идеология возникла гораздо позднее и является прямым продуктом индустриальной цивилизации. Термин «идеология» появился впервые во Франции в начале 19 в. для обозначения учения об идеях, которые должны дать прочные основы для политики, этики. Тем самым идеология формирует ценности общественной жизни: социальные, экономические и политические.

Именно эти духовные системы близки науке, потому что они едины по своей природе. Наука, философия и идеология строятся не на вере, а на разуме. Это значит, что свои утверждения они стремятся строить на рассуждении, доказательстве, аргументации. По этой причине философия, идеология и наука осуществляют практику разделения труда. Наука отвечает за производство знаний. Философия и идеология - за производство ценностей и их согласование с системой знаний.

2. Функция практическая или прагматическая. Наука стала непосредственной производительной силой в современном обществе. Что это означает? Во-первых, научная деятельность приобретает облик производства. В ней занято огромное количество людей, существует жесткая специализация видов деятельности. Методы получения и доказательства знаний зачастую превращаются в массовые, стандартизированные технологии.

Но самое главное, что изменились взаимоотношения науки и практики. Не просто сократились сроки внедрения научных открытий в производство. Между наукой и практикой возник посредник - система технического или инженерного знания. Это знание особого рода. Оно занимается не изучением устройства мира, а превращением знаний о мире в технологии создания вещей, необходимых для жизни общества.

Само производство в целом теперь строится на основании предварительных специальных исследований: что производить, как, где. Экономика обращается к науке не только с просьбой усовершенствования процесса производства, но и с вопросом, что еще можно производить, что еще можно создавать. Поэтому современное общество и называют информационным. В нем главным становится не ответ на вопрос: как сделать тот или иной предмет, а какие предметы делать.

Однако производственной силой наука становится не только в системе экономики. Наука становится неотъемлемой части всей социальной жизни в целом. Никакие социальные действия или социальные изменения не смогут претендовать на успех, если предварительно не будут проведены исследования данной области социальной жизни. Этим занимается в частности наука социология. Ни один политический деятель не сможет претендовать на успех, если предварительно не будут проведены исследования поведения избирателей, особенности их восприятия политических деятелей выработана стратегия и тактика действий политика. Этим занимается в частности наука политология.

3. Функция социализации. К человеку в современном обществе предъявляются особые требования. Чтобы эффективно взаимодействовать с вещами индустриального мира, быть подготовленным к динамичности жизни, требованиям, которые она предъявляет, человек должен пройти предварительную подготовку, уметь включиться в жизнь современного общества. Он должен обладать соответствующими знаниями и методами их приобретения.

Это не означает, что все члены общества должны заниматься наукой. Функцию социализации наука осуществляет опосредованно, через систему образования, а именно через школы и вузы. В школе человек получает образование, которое включает в себя формирование картины мира, навыков мышления и начальную подготовку к жизни. В вузе человек получает навыки будущей профессии. Важно то, что картина мира и навыки мышления, а также овладение профессией, строятся на базе именно научных знаний.

4. Функция коммуникации. Ясно, что индивиды, умеющие наиболее эффективно распорядиться теми возможностями, которые предлагает наука, увеличивают вероятность приобрести высокий статус в современном обществе. Тем самым наука обеспечивает социальные связи и их прочность в современном обществе. Но она обеспечивает прочность самого индустриального общества, потому что сообщество ученых и всех людей, причастных науке, заинтересовано в его развитии. Ведь только в нем наука может процветать. А через удовлетворение растущих человеческих потребностей наука обеспечивает заинтересованность всего общества в развитии индустриальных цивилизаций. Ведь только она может это делать наиболее эффективно.

Однако успехи науки породили в 19-20 вв. завышенное представление о возможностях научного знания. Убеждение в том, что оно является единственно верным и единственно возможным способом решения основных человеческих проблем, получило название «сциентизм».

Данное убеждение выразилось в представлении, что рано или поздно научное знание вытеснит все остальные виды знания, в частности обыденное. И действительно многие наши сегодняшние представления о мире являются результатом научных исследований. Но, если мы внимательно присмотримся, то увидим, что вряд ли такая замена произойдет. У науки и обыденных знаний разные объекты интереса. Да и не всегда есть надобность применять научные методы получения знания. Так, во многих случаях нам вполне хватает доверия к тому, что слышали и видели другие. И у нас не необходимости специально перепроверять истинность сообщений такого рода. Наконец, есть целые области жизни, где научное знание просто ничем не может помочь человеку. Это область эмоций, например чувство любви. Это область морального выбора.

Успехи науки породили еще одно весьма опасное заблуждение. Очень многим мыслителям казалось, что теперь она может заменить религию, философию, идеологию, мораль. Решающим аргументом служило утверждение, что высказывания богословов и философов невозможно доказать экспериментами. А раз их истинность нельзя проверить, то и не следует ими руководствоваться в своих действиях.

Эпоха мировых войн в 20 в. показала, что достижения науки могут обернуться грандиозной разрушительной силой. Специализация приводила к тому, что отдельный исследователь не знал и не мог знать места своих изысканий в общей картине изучаемого процесса. Более того, чтобы быть профессионалом, он уже не мог тратить время на обладание всесторонними знаниями. Общество стало делать вывод, что ученые часто не задумываются над последствиями своих открытий.

Главная мысль, которая постепенно проникает в общественное сознание 20 в. состояла в том, что знание может быть использовано как во зло, так и во благо. И дело даже не в том, злой или добрый человек его добывает или использует. В 1934 г. в докладе об открытии атомной энергии один из выдающихся физиков своего времени Ф. Жолио-Кюри сказал: «Если ученый окажется перед альтернативой: взорвать ради достижения истины мир или отказаться от этой истины, то он должен избрать и изберет первое». Тем самым, возможно того не желая, он выразил мысль, что истина и добро не являются синонимами.

Объективность знания говорит лишь о том, что в мире есть и чего там нет. Но наука не может утверждать, что в мире должно быть. Ведь решение этого вопроса определяется волей и интересом человека. А воля человека, т.е. его способность и желание действовать, обусловливается системой ценностей. Поэтому научное знание должно быть дополнено другими духовными системами, такими как религия или философия. Более того, не просто дополнено, а ограничено, особенно, в вопросе о социальных последствиях научных открытий.

Но речь не должна идти о том, чтобы навязывать науке, что она и как должна изучать, а что не должна. Такой подход противоречит природе науке и губит ее. Поэтому решающим принципом взаимоотношений науки и общества становится принцип личной ответственности ученого. Ученый должен руководствоваться пониманием того, что его исследования могут иметь губительные последствия для цивилизации. Поэтому занятия наукой в условиях индустриальной цивилизации становятся не просто интеллектуальным удовольствием, а трудным и морально ответственным делом.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Наука является одной из форм современной духовной жизни и одним из основных социальных институтов индустриального общества. Цель науки – получение, обоснование и систематизация знаний посредством специальных методов.

2. Специфика научных знаний определяет их структуру. Это теория, основная задача которой выявить всеобщие и необходимые свойства изучаемых объектов и сформулировать их в форме понятий и законов. Это эмпирия, основная задача которой опровергнуть или доказать выдвинутые гипотезы о свойствах изучаемых объектов, которые считаются всеобщими и необходимыми путем наблюдений и экспериментов. Это парадигма, которая представляет собой научную картину мира и общенаучные идеалы и нормы.

3. Условием возникновения и расцвета науки является активное преобразовательное отношение к миру, характерное для индустриальных цивилизаций, которое приводит к постоянному выходу за пределы привычного опыта и поэтому требует применения способности абстрагирования, обобщения, идеализации.

4. В современной индустриальной цивилизации наука выполняет функцию социализации, познавательную, коммуникативную функцию и становится непосредственной производительной силой.

5. Успехи науки породили в общественном сознании абсолютизацию ее возможностей в форме сциентизма. Поэтому одной из основных задач определения места науки в культуре является сохранение свободы научного творчества и дополнение науки системами мировоззрения.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему наука не является мировоззрением?

2. В чем отличие научного познания от обыденного?

3. Какие функции выполняют теория и эмпирия и почему они являются необходимыми элементами научного знания.

4. В чем не совпадают поиск истины и поиск добра?

 

 

СЛОВАРЬ

 

Наука – совокупность утверждений, полученных, доказанных и систематизированных специальными методами, деятельность людей и их организация для получения таких знаний.

Теория – систематизированная и обоснованная совокупность утверждений о всеобщих и необходимых свойствах изучаемых объектов, выраженная в форме понятий и законов

Эмпирия – совокупность опытов, наблюдений, экспериментов, осуществляемая для проверки истинности ложности теорий.

Парадигма – совокупность наиболее общих представлений об окружающем мире (картина мира), а также наиболее общих идеалов и норм познания этого мира.

Сциентизм – убеждение в том, что наука является единственно возможным способом решения всех человеческих проблем

Технократизм – убеждение в том, что развитие техники является единственно возможным способом решения всех человеческих проблем

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

 

1. Научное знание – это всегда истинное знание

2. Обыденное знание - это всегда недостоверное знание

3. Основная задача науки состоит в том, чтобы уточнить и прояснить обыденные представления людей

4. Наука – это лишь один из способов получения знаний, у которого есть не только достоинства, но и недостатки

5. Только научное знание носит систематизированный характер

6. Ученый начинает познание окружающего мира со сбора фактов

7. Ученый начинает свою деятельность с выдвижения гипотез

8. Факты – это утверждения о том, как обстоят дела на самом деле, поэтому они не зависят ни от каких теорий

9. Гуманитарные науки неточны, потому что не используют математику

10. Только развитие науки и техники в состоянии решить все человеческие проблемы

11. Наука не является и не может быть мировоззрением

12. Ученый, стремящийся к познанию истины, не может быть безнравственным человеком, потому что истина – это утверждения о том, что есть на самом деле

13. Наука не занимается изучением морали, потому что мораль говорит о субъективных представлениях людей, а наука интересуется только объективными свойствами мира

14. Свобода научного творчества предполагает ответственность ученого за те открытия, которые он совершает

15. В обществе должно быть много конкурирующих видов познания мира, потому что это не позволяет науке забывать о своих пределах и возможностях–

16. Наука – это всего лишь инструмент в руках человека, поэтому прежде чем его использовать, надо подумать с какой целью его применять

 

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

(только один вариант)

 

1. Наука в отличие от обыденных представлений

а) дает более глубокий уровень познания мира

б) только все усложняет

в) формирует просто другое понимание мира

г) дает истинное знание

 

2. Абстрагирование – это

а) обобщение наблюдений

б) удаление от действительности в область вымыслов

в) мысленное отвлечение от несущественных свойств изучаемого объекта

г) рассуждение, не опирающееся на факты

 

3. Научные факты – это

а) способы доказательства или опровержения теорий

б) низший уровень научного познания

в) очевидные вещи в отличие от теорий

 

4. В науке существует правило: нельзя доверять авторитету. Это значит, что

а) можно не уважать своих коллег и учителей

б) не нужно интересоваться тем, что было сделано до нас

в) стараться подвергать проверке каждое встретившееся утверждение

г) не верить никому

 

5. Ученый начинает познание мира

а) со сбора фактов

б) с построения теорий

г) с выдвижения гипотез

 

6. Какое требование входит именно в этику ученого

а) всегда говорить правду

б) не присваивать себе чужие идеи

в) быть справедливым

г) уважать коллег по работе

 

7. «Кто сегодня еще верит в то, что знание астрономии, биологии, физики или химии может объяснить нам смысл мира или хотя бы указать, на каком пути можно напасть на след этого «смысла», если он существует» М. Вебер. Причина в том, что

а) в мире вообще нет «смысла»

б) «смысл» ищут не физика и химия, а гуманитарные науки

в) науки вообще ищут не «смысл», а нечто иное

 

8. «Все естественные науки дают нам ответ на вопрос, что мы должны делать, если хотим технически овладеть жизнью. Но хотим ли мы этого и должны ли мы это делать, и имеет ли это, в конечном счете, какой-нибудь смысл – подобные вопросы они оставляют совершенно нерешенными или принимают их в качестве предпосылки для своих целей» М. Вебер. На эти вопросы нет ответа, потому что

а) на них вообще нельзя ответить

б) ученые просто раньше над ними не задумывались

в) никакая наука в принципе не может ставить такие вопросы и не обладает средствами их решать

г) эти вопросы обсуждаются и решаются гуманитарными науками

 

9. Для современной науки характерно:

а) переход от накопления фактов к построению теорий

б) стремление к поиску новых знаний

в) критика устаревших представлений

г) специализация познавательной деятельности

 

10. Наука становится социальным институтом, когда:

а) ученых становится слишком много

б) ученые из одиночек превращаются в организацию

в) ученые вырабатывают нормы взаимодействия друг с другом

г) общество начинает использовать науку в своих целях

д) ученые начинают угрожать обществу своими открытиями

 

11. Наука становится непосредственной производительной силой. Это значит, что

а) время внедрения научных открытий в производство сокращается

б) научное исследование, а не житейский опыт, определяет, что и как производить

в) ученый зарабатывает деньги на научных исследованиях

г) открытия ученых становятся товаром

 

ЗАДАЧИ

 

1. «Для пользования электроприборами не нужно знать законы электротехники, для вождения автомобиля не нужно знать, как работает мотор. Чтобы делать электроприборы, нужно иметь определенные знания по электротехнике, знать теорию двигателей, чтобы двигаться от общих принципов к их конкретному применению. Поэтому особенность научного знания в его систематичности в отличие от других видов знания». Какую мысль хотел выразить автор? Прав ли он? Приведите доказательства.

2. «Наука – это объективно достоверное, максимально проверенное и максимально систематизированное по форме знание». Отражает ли это определение науки ее существенные отличия от других видов знания? Ответ обосновать.

3. Как вы думаете, умение пользоваться автомобилем, магнитофоном, компьютером относится к обыденному или научному познанию? Ответ обосновать.

4. «Ручка, бумага, стол, лампа, окна, вся комната, например, никогда не показывают себя, как они есть сами по себе, но всегда как вещи для чего-то иного» Е.К. Быстрицкий. О каком виде знания идет речь в данном высказывании? Почему, обоснуйте.

5. «Научное познание есть прояснение и уточнение обыденных представлений». Прав ли автор данного высказывания? Ответ обосновать.

6. «Чем больше наука удаляется от реальной жизни общества и природы в мир абстракций и идеализаций, тем ближе она к истине, тем глубже ее познание действительности» Что хотел сказать этими словами автор высказывания? Почему так может происходить?

7. «Чтобы взять катушку из проволоки и вложить в нее магнит, уже нужно иметь представление об электромагнитном поле». Что хотел сказать этими словами автор высказывания?

8. «Идеализация – это не просто мысленное конструирование объектов, несуществующих и неосуществимых в материальной действительности. Скорее всего, это превращение в сознании некоторой совокупности признаков и характеристик объекта в особый предмет мысленного анализа». Какие особенности научного познания отражены в этом высказывании? От каких истолкований идеализации хотел уберечь автор?

9. «Научная абстракция отражает действительность приблизительно». Верно ли это утверждение? Ответ обоснуйте.

10. Как вы думаете, с чего ученый должен начинать свою деятельность: с фактов или с теорий? Ответ обосновать.

11. К какому типу знания а) теоретическому; б) эмпирическому; в) обыденному, скорее всего можно отнести данные высказывания: «Все продавцы хотят нажиться на покупателях», «Выделяют три типа стратификации: кастовую, сословную, классовую», «Доля активных посетителей городских библиотек за десять лет упала с 21% до 17%». Приведите аргументы, на основании которых вы классифицировали данные высказывания.

12. Многие мыслители прошлого и современности считали и считают, что теоретические положения никогда полностью не будут определяться эмпирическими данными. А почему? Попробуйте сформулировать и перечислить возможные аргументы.

13. Один из философов 20 в. К. Поппер предложил очень оригинальный критерий, по которому можно отличить науку от религии, философии. Это критерий фальсифицируемости, т.е. опровержимости. Иначе говоря, знание считается научным, если можно провести такие эксперименты, которые его опровергают. Странно на первый взгляд. А можно ли привести аргументы в пользу такого критерия?

14. «Чтобы узнать, как работает телевизор, следует прочитать инструкцию». Инструкция о правилах пользования телевизором – это научное знание? Приведите аргументы.

15. Очень часто можно встретить высказывания: «Это не наука. Это лженаука или псевдонаука». О чем идет речь? Как вы думаете, какие особенности научного знания могут порождать лженауку?

16. Почему цивилизации прошлого прекрасно обходились без науки, а современные цивилизации не могут без нее существовать?

17. Многие исследователи считают, что, несмотря на развитие знаний и техники в Древнем мире (астрономия, медицина, геометрия и т.д.), науки там не было. А почему? Что нужно, чтобы в обществе существовала наука?

18. «Индийские ученые практикуют науку только в лаборатории, а вне лаборатории, в повседневной жизни они остаются пленниками древних идей и обрядов, подчиняются предрассудкам и вере в сверхъестественное. Среди ученых Индии не редкость вера в астрологию, обряды очищения перед проведением экспериментов и даже обряды искупительных жертвоприношений для умилостивления приборов и оборудования». А. Рахман. Как вы думаете, почему так может происходить?

19. Какие представления о росте научного знания нашли свое отражение в этих словах? В чем разница этих двух позиций? Кто прав, по-вашему? Ответ обосновать.

А) «Наука растет так же, как стенка дома растет из кирпичей нескольких форматов, к которым относится число ученых, число опубликованных статей, число расходов на науку» Д. Прайс.

Б) Наука «не является постепенным приближением к истине, а скорее представляет собой увеличивающийся океан взаимно несовместимых (быть может даже несоизмеримых) альтернатив, в котором каждая отдельная теория, сказка или миф являются частями одной совокупности, побуждающими друг друга к более тщательной разработке; благодаря этому процессу конкуренции все они вносят свой вклад в развитие нашего сознания» П. Фейерабенд.

20. Как вы думаете, может ли научное знание вытеснить обыденные представления? Может ли на это повлиять прогресс в технике и усложнение общественной жизни? Если не вытеснит, то в чем может быть причина?

21. Сейчас принято говорить, что в современном обществе наука превратилась в производительную силу, стала частью экономики. Как это понять: ведь цели и характер науки не совпадают с целями и характером экономики?

22. «Если ученый окажется перед альтернативой: взорвать ради достижения истины мир или отказаться от этой истины, он должен избрать и изберет первое» Ф. Жолио-Кюри Какая проблема нашла отражение в этих словах? Почему она возникает?

23. Как вы думаете, что такое свобода научного творчества и должна ли она существовать?

24. «Кто сегодня, кроме некоторых «взрослых» детей, которых можно встретить как раз среди естествоиспытателей, еще верит в то, что знание астрономии, биологии, физики или химии может - хоть в малейшей степени объяснить нам смысл мира или хотя бы указать, на каком пути можно напасть на след этого «смысла», если он существует. Если наука что и может сделать, так это скорее убить веру в то, что вообще существует нечто такое, как «смысл мира» М. Вебер. Какая особенность науки нашла отражение в этих словах? Прав автор или нет, а если прав, то в чем?

25. «Возьмите такое высокоразвитое в научном отношении практическое искусство как современная медицина. Всеобщая «предпосылка» медицинской деятельности, если ее выразить тривиально состоит в утверждении, что необходимо сохранять жизнь просто как таковую и по возможности уменьшать страдания просто как таковые. А сама эта задача проблематична. Своими средствами медик поддерживает смертельно больного, даже если тот умоляет избавить его от жизни» М. Вебер. Какую мысль хотел выразить этими словами автор цитаты? Это просто ворчание на науку или отражение ее некоторой принципиальной особенности?

26. «Все естественные науки дают нам ответ на вопрос, что мы должны делать, если хотим технически овладеть жизнью. Но хотим ли мы этого и должны ли мы это делать и имеет ли это, в конечном счете, какой-нибудь смысл - подобные вопросы они оставляют совершенно нерешенными или принимают их в качестве предпосылки для своих целей» М. Вебер. А почему так происходит и происходит ли? Может автор заблуждается в своей оценке науки?

27. Как вы думаете, какие виды науки будут развиваться или угасать в тоталитарных режимах?

 

3.3. Искусство как форма духовной жизни

 

3.3.1. Понятие искусства

3.3.2. Возникновение и этапы развития искусства

3.3.3. Социальные функции искусства

 

Цели и задачи темы

 

1. Сформировать представление об основных чертах и специфических особенностях искусства путем сравнения с такими формами духовной жизни, как наука, религия, мораль

2. Показать этапы развития искусства как социального явления и особенности каждого этапа

3. Сформулировать и дать характеристику социальных функций искусства

 

Понятие искусства

 

Искусство строится на особом отношении человека к миру, которое принято называть эстетическим. Какими же чертами оно должно обладать, чтобы отличаться от практического, познавательного, морального отношения? В первую очередь эстетическое отношение к миру всегда связано с эмоциями, с чувствами, с переживаниями. Конечно, человек часто испытывает эмоциональные состояния в процессе познания и практических действий. Поэтому эстетическое отношение предполагает незаинтересованность переживания. Оно состоит в стремлении к переживанию ради переживания. Например, такая незаинтересованность проявляется, когда я читаю книжку не ради получения знаний или правил поведения, а с целью получения сильных эмоций.

Для получения таким переживаний осуществляется процедура, которую можно назвать словами «удвоение мира». Это предполагает создание рядом с миром реальным еще одного, вымышленного или, лучше сказать, условного мира. В отличие от религии, где также происходит удвоение мира, эстетическое отношение основано на том, что мы прекрасно отдаем себе отчет в вымышленности, нереальности, условности, фантазийном характере созданного мира. Когда мы идем в театр или кино, то понимаем, что соприкасаемся с миром вымысла. И чем более мы видим, что имеем дело с миром фантазий, тем более понимаем, что единственно возможное отношение к такому миру есть отношение эстетическое. Необходимость такого удвоения возникает потому, что не всегда реальная жизнь может предоставить всю полноту переживаний, а также, чтобы не смешивать эстетическое отношение с практическим, где также присутствует и играет важную роль эмоциональность.

Конечно, не надо думать, что рядом с действительным миром, в котором мы живем, существует еще какой-то особый параллельный мир фантазий. Да, фантастика, сказки, легенды описывают то, чего нет и, видимо, не может быть в реальности. Но очень часто мы видим, как живопись и литература описывают черты нашей реальности. Это значит, что условный мир создается на основе свойств действительного мира. Вот почему мы открываем его в близком и понятном нам мире. Поэтому условный мир строится, во-первых, за счет подчеркивания, выделения, акцентирования в реальности определенных черт и свойств и, во-вторых, путем их особой организации, комбинации, сочетания.

Каковы же его основные черты? Прежде всего, эстетическое отношение основано на внимании к образной стороне объектов окружающего мира. Ведь переживания связаны с состоянием чувств, а чтобы чувства проснулись, воздействующие на них объекты должны принять облик образов. Нацеленностью на создание образов эстетическое отношение отличается от познавательного. Познание предполагает создание мира понятий. А понятие обозначает общие, повторяющие, типичные черты какого-либо объекта. Но мало выделить некоторые черты окружающего мира. Их еще нужно соединить особым образом, создать их особые сочетания. И решающую роль в таком построении играет сила воображения. Вот почему можно сказать, что эстетическое отношение состоит в достраивании, дополнении реального мира. Конечно, наше воображение не произвольно. Оно также действует по определенным, хотя часто неосознаваемым, правилам. Это упор на уникальность, индивидуальность, непохожесть созданного предмета на другие. Это необычное сочетание привычных черт. По-другому, такие сочетания называют метафорами. Это соблюдение пропорций ритмичности, контрастности. Это целостность, завершенность, гармоничность созданного предмета. Это применение методов, особенно характерных для литературы, которые состоят в придании сюжетной формы какой-либо совокупности событий или, иначе говоря, в создании интриги. Все это многообразие своеобразных закономерностей можно назвать словом «художественность».

Какой же меркой мерить эстетическое отношение? Если мы стремимся к познанию, то будем оценивать продукты наших действий категориями «истина-ложь». Если мы стремимся совершать нравственные деяния, то должны мерить их мерками «добро-зло». Если же мы стремимся эстетически относиться к миру, то должны мерить его особыми мерками или категориями. Это категории «прекрасное» и «безобразное».

Таким образом, эстетическое отношение возникает тогда, когда мы воспринимаем или создаем особый мир в соответствии с принципами незаинтересованности, условности, образности, художественности, игры с целью получения переживаний.

Достаточно ли этого? Допустим, что мы смотрим на закат солнца и говорим: «Как он прекрасен!» Можно ли назвать закат произведением искусства? Нет, но о возникновении эстетического отношения мы вправе говорить. Какой шаг остается сделать, чтобы говорить об искусстве? Ответ получим, когда вспомним особенности эстетического отношения. Необходимы некоторые действия. Но теперь они должно заключаться не просто в перестройке нашего восприятия окружающего мира. Это должна быть человеческая деятельность по созданию предметов, которые могут или предназначены вызывать эмоциональные состояния.

В самом слове «искусство» есть некоторое сходство со словом «искусственность». Об искусстве можно говорить только тогда, когда мы имеем дело с продуктами человеческой деятельности. При этом не обязательно, что создаются особые предметы: картины, книги, скульптуры и т.д. с единственной целью: удовлетворить потребность в переживании. Так оружейный мастер создает оружие для того, чтобы воевать, а не вызывать эмоциональное состояние. Но оно может стать произведением искусства.Дизайнер делает столы и стулья, чтобы на них сидеть. Но, тем не менее, его продукция может стать произведением искусства.

Кроме того, не обязательно, что такие предметы создаются профессионалами. Конечно, мы привыкли, что современное искусство создается людьми, которые специализируются в этом виде деятельности. Это большое сообщество писателей, поэтов, композиторов, режиссеров и т.д. Но мы также знаем, что существует, сохраняется и часто даже возрождается народное творчество. Авторы песен, плясок, сказок, былин, как правило, не известны. Да и создавались они часто не только с целью вызвать эмоциональные переживания. Но, тем не менее, во всех этих предметах есть то, что позволяет отнести их к сфере искусства. Это, во-первых, продукты человеческой деятельности. А во вторых, они содержат в себе черты, свойства, признаки, которые свойственны именно для эстетического отношения к миру.

Если мы посмотрим на современный этап развития искусства, то увидим, что оно создается профессионалами. Поэтому еще одним признаком искусства становится появление «художника», т.е. человека или сообщества людей, которые занимаются только созданием предметов искусства и которые обладают особыми знаниями, навыками и способностями, а именно способностью к творческому воображению.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.044 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7