УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Группа– это относительно обособленный субъект двух и более людей, взаимозависящих и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретной цели, совместной деятельности и рассмотрении себя как части единого целого. Элементы группы: а) Два и более человека в составе группы; б) Каждый член группы выполняет свою роль, в собственном достижении цели; в) Группа имеет своё лицо, отличающееся от индивидуального лица. г) Имеет ясную, четкую, экономическую структуру. д) Для нее характерны связи как внутри группы, так и внешние, с другими группами. Классификация группы: По размеру они бывают большие и малые. Большие – социальные общности, существующие в масштабах государства Малые – немногочисленные по составу группы, объединенные совместной деятельностью и находящиеся в личном общении. По принципу создания: Формальные – создаются по решению руководства в структуре организации и функционирующие в соответствии с заранее установленными положениями. Неформальные – создаются членами организации в соответствии с взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, увлечениями для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. По сфере деятельностигруппы делятся на: - управляемые - неуправляемые По периоду функционирования: Постоянныерешают большую часть своих должностных обязанностей и придают организации устойчивость. Временные группыформируются для практических или разовых задач. По уровню развития: - высокоразвитые; - слаборазвитые; Высокоразвитые – связаны единством целей и общих интересов, устойчивой системой отношений и сплоченностью. Слаборазвитые – характеризуются отсутствием психологических общностей, сложившейся структуры, четкого распределения общностей, низкой сплоченностью (диффузные группы). По цели существования: - целевые; - функциональные; - дружеские; По вхождению индивида в группу: Референтные группы– группа, к которой человек хотел бы принадлежать. Нереферентные –группа принадлежности. По реальности существования: - реальные; - условные. Теории формирования группы. Они объясняют, почему люди объединяются. 1.Терия близости. Она утверждает, что люди стремятся быть связанными друг с другом пространственной или географической близостью. 2. Теория равенства. Люди объединяются вследствие сложного отношения к общезначимым для них целям и задачам, установкам и ценностям. 3. Теория обмена.Взаимодействие возникает в процессе групповой деятельности в виде обмена вознаграждения и затратами. Если взять модель Д. Холманса, то он утверждает, что именно деятельность приводит к взаимодействию людей, а взаимодействие к взаимным симпатиям и эмоциям. Этапы формирования группы. 1) Формирование – этап, на котором происходит отбор членов группы на основе их опыта и компетенции для выполнения стоящих перед группой задач. На этом этапе члены группы знакомятся, приобретают официальную информацию друг о друге, вносят предложения о работе группы. 2) Бурление – на этом этапе возникают конфликты между членами группы. Члены группы выражают различные интересы, мнения. Складываются определенные взаимоотношения между членами группы с их отношением к распределению обязанностей и ролей. Если различия не велики, то члены группы приспосабливаются или открыто обсуждают противоречия. Если велики, то некоторые члены покидают группу. 3) Становление норм –на этой стадии происходит сотрудничество членов группы, приспособление к формам деятельности, разработка норм поведения, возникают чувства товарищества, групповой сплоченности, сотрудники идентифицируют себя с группой. Окончательно завершена стадия распределения ролей в группе. 4) Стадия выполнения работы -члены группы эффективно работают в соответствии с целью и распределенными задачами. При возникновении конфликтов, пользуются групповыми дискуссиями. 5) Расформирование группы – группа выполнила задачи и расформировывается. Характеристики группы Основные- структура, статус, роли, нормы, лидерство, состав, групповой процесс. Ситуационные – размер, пространственное расположение, решения задачи и системы возникновения. Схема взаимодействия между должностями.Взаимодействия могут быть ролевые и профессионально квалификационные. Статус- положение работника в группе, он бывает формальным и неформальным, набор действий, которые выполняет член группы. Лидерство – способность оказать влияние на других людей. Состав группы – определяется сходство личностей, входящих в группу. Групповые процессы – процессы, которые организуют деятельность группы. Сплоченность– это стремление членов группы оставаться в ней и выполнять обязательства. Конфликтность –различия во мнениях членов группы Размер группы – 5-6 человек, более 12 человек - группа разбивается на подгруппы, более 20 чел. – деятельность не эффективна. Пространственное расположение – важно как люди размещаются относительно друг друга, на взаимоотношения влияет наличие постоянного места, личное пространство, взаимное расположение рабочих мест. Задачи, решаемые группой:определенное содержание деятельности группы, а также частотой и качества взаимодействия членов групп. Система вознаграждения – вознаграждение ценностное для всех членов группы, побуждающее их к выполнению общих задач.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (938)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |