Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональные и командные роли



2015-12-06 2601 Обсуждений (0)
Функциональные и командные роли 0.00 из 5.00 0 оценок




При работе в группе или команде мы выполняем роли двух типов:

1) Функциональная – которая базируется на профессионализме и опыте

2) Командная – в основе, которой определены личные качества или то, как мы выполняем формальные роли.

Это различие ролей было замечено и исследовано М.Белбином. Он вычленил 9 ролей.

 

Командная роль Необходимые личные качества Допустимые недостатки
Мыслитель (генератор) Творческая направленность, неординарность мышления, стремление к новаторству, источник оригинальных идей. Недостаточный опыт межличностного общения, психологическая неустойчивость, тормозит на рассмотрении «интересных идей».
Исполнитель Притворяет идеи в практические действия, превращает решения в легко решаемые задания, вносит упорядоченность в деятельность команды Недостаточная гибкость, неприязнь к фантастическим идеям, неприязнь к частым изменениям планов
Финишёр (доводчик) Усердие и добросовестность, следит за тем, чтобы задания выполнялись вовремя, Чрезмерная обеспокоенность состоянием дела, склонность к внутренним переживаниям,
  отслеживает своевременность выполнения задания нежелание перепоручать свои обязанности, неприятие несерьезного отношения к его обязанностям со стороны других
Оценщик (критик) Беспристрастен в анализе ситуаций, стратегический подход и проницателен в оценке, точность суждений и стремление рассмотреть все возможные варианты решения Недооценка факторов стимулирования и воодушевления людей, недостаточное вдохновение и творческое воображение, способность сбивать других с толку и подавлять их инициативу
Разведчик ресурсов (исследователь ресурсов) Владеет искусством ведения переговоров и разнообразных контактов, собирает информацию, устанавливает контакты извне, обладает талантом импровизации, энтузиаст, энергичен, любит сходится с людьми. Теряет интерес по мере угасания энтузиазма, перескакивает с одной задачи на другую, нуждается в повышенном контроле.  
Формирователь (организатор) Постоянно ориентирован на решение задачи, стимулирует всех, предает планам реальную форму, побуждает работать интенсивнее с полной отдачей сил Легко переходит в состояние раздражения и разочарования, импульсивен, нетерпелив, нетерпим к нечетким формам и нерешительным действиям
Коллективист (командный игрок, душа компании) Способствует гармонизации отношений, снятию конфликтов, внимателен к собеседнику, опирается на мнение другого, чуток. Нерешителен в кризисных ситуациях, стремится избежать обострений, изменений, мягкость, доброта.
Председатель (координатор) Четко формулирует цели, способствует эффективному принятию решений, хорошо выполняет функцию ведущего, имеет хорошие коммуникационные навыки, социальный лидер Производит впечатление человека склонного к манипуляции, может приписывать себе заслуги команды, склонен к переложению своих обязанностей на других
Специалист Целеустремлен, способен контролировать усилия, обладает редкими навыками и знаниями,, инициативен, всецело отдается работе. Полезен только в узкой профессиональной сфере, зачастую обладает слабыми коммуникационными навыками, «часто за деревьями не видит леса».

 

Во время работы над задачей значимость командных ролей может изменяться. Начало работы - за мыслителем, претворение проекта - за исполнителем, при наличии цели дело за координатором, получение стимулов и энергии от формирователя, для переговоров – исследователь ресурсов, для сдерживания энтузиазма всех нужен критик (оценщик), трения снимаются коллективистом, специалист нужен в узких ключевых моментах, а доводчик не упускает ни малейшей детали.

Вывод:

- каждый человек может выполнять от 1 до 4 ролей;

- некоторые вторичные роли требуют от нас дополнительных усилий;

- взявшись за роли, не отвечающие нам, мы будем испытывать дискомфорт и бесполезность для команды;

- любая команда не зависит от численности, она имеет больше шансов быть эффективной, если она обладает всем набором ролей;

- следует терпимее относиться к допустимым недостаткам и учится управлять ими, а не искоренять их;

- 10 % индивидов не способны ни к какой командной работе и не стоит принуждать их к этому.

Типы поведения участников:

1. Выдвижение предложений и инициатив;

2. Подведение итогов (суммирование);

3. Функции привратника;

4. Диагностика (анализ недостатков);

5. Поощрение;

6. Поиск и передача;

7. Разрешение конфликтов;

8. Оценивание;

9. Высказывание мнений;

10. Обращение к чувствам;

11. Удовлетворение физических потребностей;

12. Принятие решений.

Эгоистические типы поведения:

1. Блокирование или создание трудностей;

2. Навязывание одобрения (мы заставим жалеть себя);

3. Устранение, отказ от участия в командной работе;

4. Набор очков, стремление переиграть;

5. Злоупотребление положением;

6. Принижение (растворение);

7. Атака и защита.

Если мы используем эгоистические типы поведения, то никакая командная работа не будет эффективна.

Мозговой штурм.

1. Подготовка;

2. Разминка;

3. Формулировка проблемы;

4. Генерация идей;

5. Экспертиза;

6. Формулировка решения проблем.



2015-12-06 2601 Обсуждений (0)
Функциональные и командные роли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональные и командные роли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)