Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В. 1. Становление и развитие Российской Федерации



2015-12-07 1070 Обсуждений (0)
В. 1. Становление и развитие Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Приднестровский Государственный Университет

Им. Т.Г. Шевченко

Институт истории, государства и права

Кафедра конституционного, административного и муниципального права

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Курс лекций по дисциплине «Конституционное право»

(Особенная часть)

Подготовлено заведующей кафедрой конституционного, административного и муниципального права, доцентом, к.ю.н. Брусалинской Галиной Степановной.

 

Тирасполь, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение к Особенной части лекций по КП РФ (ПМР)………………..5

Тема № 12. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РФ (ПМР)……………………………………………….6

1. Становление и развитие Российской Федерации……………………………6

 

2. Конституционно-правовой статус РФ………………………………………..8

 

Тема№13: КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ (ПМР)……………………………………………………………11

 

1. Понятие государственного органа РФ (ПМР)…………………………..11

 

2. Система государственных органов РФ (ПМР)…………………………..12

 

Тема № 14: ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА…………………………...14

 

1. Понятие избирательной системы и избирательного права……………………………………………………………………………...14

 

2. Принципы проведения выборов в РФ. …………………………………..…15

 

3.Регистрация (учёт) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков…………….17

 

4. Избирательные комиссии…………………………………………………….18

 

5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов…………………………….19

 

6. Предвыборная агитация………………………………………………………20

 

7. Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Финансирование выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………..20

 

8 Виды избирательных систем…………………………………………………21

 

Тема № 15: ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ (ПМР)……………………………………………………………………………..23

 

1. Правительство РФ (ПМР) – высший исполнительный орган государственной власти……………………………………..…………………..23

2. Состав и порядок формирования Правительства РФ……………………….23

 

3. Полномочия Правительства РФ……………………………………………...24

 

4. Организация деятельности Правительства РФ……………………………...28

 

Тема № 16. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РФ. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ПМР. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ…………….30

 

1. Понятие, роль, структура и полномочия Парламента. Федеральное Собрание – Парламент РФ………………………………………………………30

 

2. Совет Федерации……………………………………………………………...32

 

3. Государственная Дума Российской Федерации…………………………….33

 

4. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.. …………………...35

 

5. Парламентские слушания…………………………………………………….36

 

6. Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания…………………………..36

 

7. Акты Федерального Собрания и его палат. Законодательный процесс…...38

 

Тема № 17: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ И В ПМР. ПРОКУРАТУРА РФ (ПМР)………………………………….41

 

1. Конституционные основы правосудия………………………………………41

 

2. Конституционный суд РФ (ПМР)……………………………………………43

 

3. Законодательное регулирование судебной власти в ПМР. Верховный суд ПМР. Арбитражный суд ПМР…………………………………………………..46

 

4. Прокуратура ПМР (РФ)…………………………………………….………...48

 

Тема № 18: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ И ПМР. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ (ПМР)………………………………………………… …………………………50

 

1.Становление института Президента в РФ и в ПМР…………………………50

 

2.Порядок выборов Президента РФ (ПМР) и его вступления в должность………………………………………………………………………..50

 

3. Правовой статус Президента РФ (ПМР)…………………………………….52

 

4. Полномочия Президента РФ (ПМР)…………………………………………53

 

5. Администрация Президента. Функции, и значение её деятельности……..55

 

6. Правовые акты Президента ПМР (РФ).............................................……….55

 

7.Основания досрочного прекращения полномочий Президента ПМР (РФ)………………………………………………………………………………56

 

Тема № 19. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ И В ПМР………………………………………..58

 

1. Понятие местного самоуправления………………………………….………….58

 

2. Система местного самоуправления…………………………………………60

 

3. Полномочия местного самоуправления…………………………………….63

 

4. Конституционные гарантии местного самоуправления…………………...65

 

Вопросы к экзамену по Конституционному праву……………………………65

 

Рекомендованная литература…………………………………………………...70

 

Введение к Особенной части лекций по КП РФ (ПМР).

В данном пособии, основанном на положениях Общей части конституционного права ПМР и Российской Федерации, уже более детально раскрываются важнейшие конституционно-правовые институты, функционирующие в государстве, анализируется их законодательное регулирование, порядок создания, деятельности и взаимодействия высших органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления. Особое значение придается изменениям, внесенным в действующее законодательство после конституционной реформы в Приднестровской Молдавской Республике 2009-2011гг., а также изменениям, внесенным в Конституцию РФ после 2008 года. Так, с 2012 года в Приднестровье введен институт Правительства ПМР, пришедший на смену Кабинету Министров ПМР – совещательному органу при Президенте ПМР.

Более того, в результате гармонизации законодательства ПМР и России был принят концептуальный конституционный закон ПМР «О правительстве», который восполнил серьезный пробел в законодательном регулировании исполнительной власти. Этим и другим вопросам посвящено данное пособие, где многие указанные положения раскрываются в сравнительном анализе с учетом специфики и выявления общего и особенного в конституционном законодательстве ПМР и России.

Рекомендовано студентам дневного и заочного отделений ВУЗов, обучающихся по специальности «юриспруденция», интересующихся актуальными аспектами российского и приднестровского конституционного права в теории и на практике.

Тема № 12. Становление, развитие и конституционно-правовой статус РФ (ПМР).

В. 1. Становление и развитие Российской Федерации.

 

Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918г., провозгласила Россию федерацией.

Принципиальные положения о федерации, закреплённые в Декларации, были развиты в резолюции Съезда «О Федеральных учреждениях Российской республики». Подчёркивалось стремление «создать действительно свободный и добровольный союз трудящихся классов всех наций России». Декларация ограничивалась установлением лишь наиболее общих принципов. Она предоставляла рабочим и крестьянам, каждой нации возможность самостоятельно решить, желают ли они войти в состав РФ, и если да, то на каких основаниях.

Вскоре после Съезда началось практически формирование РФ - государственное строительство её составных частей.

В I-й половине 1918г. основной и единственной формой автономии была автономная республика (Дагестанская, Татарская). Однако уже во II-й половине 1918г. создаётся новая форма автономии – трудовая коммуна, а с 1920г. начинает широко применяться ещё одна форма автономии – автономная область (Карачаево-Черкесская, Коми). В конце 1918г. образуется трудовая коммуна Немцев Поволжья, впоследствии ставшая автономной республикой.

Высшей формой автономии на тот период была автономная республика, являющаяся государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию. В отличие от автономной республики автономные трудовые коммуны не имели атрибутов государственности. Аналогичный с трудовыми коммунами правовой статус имели и автономные области.

Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой РФ.

В 1923г. упраздняются автономные трудовые коммуны (2 существующие преобразуются в автономные республики). Вскоре возникает новая форма автономии – автономный национальный округ. Первый – в 1925г.- Коми – Пермяцкий. С созданием национальных округов автономию получили малочисленные народы РФ, проживающие в северных и северо-восточных районах страны. Появляются национальные округа как новая форма автономии, что является особенностью только для РФ (в отличие от других союзных республик).В Конституции РСФСР 1925г. автономии была посвящена целая глава. Конституция установила формы автономии – автономную республику и автономную область. В ней в общих чертах определилась конструкция их государственного механизма, границы компетенции.

21.01.1937г. была принята новая Конституция РСФСР, в которой в составе РФ прописывалось 17 автономных республик и 6 автономных областей, а также необходимость принятия Конституций всех автономных республик.

В годы Великой Отечественной войны, когда имели место массовые репрессии, в восточные районы были депортированы калмыки, чеченцы ингуши, немцы, греки и другие народы, что, по сути, повлекло за собой ликвидацию национальной государственности некоторых из этих народов.

После XX съезда КПСС репрессированные народы стали восстанавливаться в правах, а государственность многих из них начала возрождаться.

Конституция 1978г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и право её свободного выхода из СССР. На тот момент в составе РФ находилось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Значительным шагом Российской Федерации на пути к обретению независимости союзных республик явилась Декларация «О государственном суверенитете РСФСР», принятая 12.06.1990г. 1-м съездом народных депутатов РСФСР, провозгласившая государственный суверенитет РСФСР на всей её территории и заявившая о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза ССР.

Однако, после распада СССР процессы, охватившие союзные республики, вскоре начали развиваться и в национальных образованиях в составе РФ. В некоторых автономиях усилились сепаратистские настроения, породившие даже требования выхода из состава России (Чечня).

10.04.1992г. в Конституцию РФ был включён в качестве её составной части Федеративный Договор, подписанный его участниками 31.03.1992г., которым признаётся суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономные области и автономные округа, г.г. Москва и Санкт-Петербург. Были существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором также предусматривалось разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик, краёв, областей, городов Москва и Санкт-Петербург, автономных областей и автономных округов в составе РФ.

Новая Конституция РФ от 12.12.1993г. закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов,которыми были признаны республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа, которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.



2015-12-07 1070 Обсуждений (0)
В. 1. Становление и развитие Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В. 1. Становление и развитие Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1070)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)