Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ



2015-12-07 698 Обсуждений (0)
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. История

Возникновение идеи разделения власти берет свои истоки еще на начальных этапах возникновения государства. Так, еще древнегреческий историк Полибий (ок. 200 – 120 гг. до н. э.) восхищался системой распределения властей между различными государственными органами в республиканском Риме. «Власть в этом государстве, - писал он, - разделена таким образом, чтобы ни одна из ее составляющих не перевешивала бы другую».

Значительное развитие теория разделения властей получила в средние века. Особо выделяются здесь взгляды английского философа-материалиста Джона Локка (1632 – 1704) и французского философа-просветителя Шарля Луи Монтескье.

 

1) Джон Локк родоначальник теории разделения властей.

Это способ установления безопасного правопорядка, защиты собственности.

 


Власть

       
   
 

 

 


ЗАК ИСП федеративная

(парламент) (власть монарха) (власть монарха в м/н сфере)

 

 

Соединение властей ведёт к возврату естетственного состояния, человек сам себе судья => нужно разделение.

Нет судебной, т.к. суд не имел политического значения => суд в Англии независимый, поэтому и не попал сюда.

 

Разделение властей – разделение власти между Парламентом и Монархом. А Правительство – то, что создаёт Парламент. Нет сдержек и противовесов => законодательная власть выше.

 

Ш. Л. Монтескье

Эта тема для него не стоит. Очень мало. Но считает, что разделить надо не только власть, но и политические силы. Смотрит на Англию. В Англии аристократия – Палата Лордов, буржуазия – Палата Общин.

 

Дает классическую схему из 3 ветвей:

1) ЗАК

2) ИСП – м/н отношения

3) СУДЕБНАЯ – суд и управление

 

Т.е. внешне классическое, соврменное, а по содержанию следует за Локком.

 

 

Бенжамин Констант

Сторонник конституционной монархии. В своей работе «Курс конституционной политики» выделил 6 конституционных властей:

1. королевской –властьнейтральная и уравнивающая, баланс сил;

2. исполнительной – ответственые перед палатой пэров, формируются королём;

3. постоянной представительной (палата пэров) - родовая аристократия;

4. выборной представительной власти (нижняя палата) – выборы с высоким имущественным цензом;

5. судебной – независимы: пожизненное назначаются и несменяются;

6. муниципальной.

 

Известные философы, которые выступали против разделеняи властей:

1) Томас Гоббс (1588-1679 гг.)

Сторонник абсолютной монархии, признавал авторитаризм Кромвеля.

Человек – животное. Он не в состоянии сам пользоваться свободой, она его разрушает. Лучшее, что можно придумать – забрать свободу и человека и отдать государству.

Государство носит органический характер. Это единый организм. Разделение властей – полная чушь. Все едино. Государство абсолютно поглощает личность => АВТОРИТАРИЗМ.

 

2) Жан Жак Руссо

Cторонник или противник? У него противоречивая позиция.

1. С точки зрения народного суверенитета => разделения быть не может, т.к. суверенитет неделим.

2. С другой стороны => говорит о разделении властей (ЗАК – ведущая, ИСП подчиняется, трибунат – колоссальные полномочия, может отменить любое решение ИСП власти, типа КС; система сдержек и противовесов).

 

2. Принцип разделения властей

Разделение властей – это принцип (или теория), исходящий из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независящие друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.

 

Суть:не допустить сосредоточение власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и тем самым не допустить возможности ее использования одними лицами во вред другим.

 

 

3. Механизм разделения на примере США, Германии, Англии, Франции

США

Конгресс Президент Верховный Суд
прямые выборы (до 1913 Сента через Легислатуры) Палата Представителей – 2 года пропорционально населению штата; Сенат – 2 человека с каждого штата, 6 лет с ротацией на 1/3 каждые 2 года. косвенные выборы (коллегии выборщиков) 4 года не более 2 сроков подряд(с 1951). максимум – 10 лет из кресла Вице-Президента (если осталось < 2 лет срока старого Президента) Назначает Президент с согласия Сената   пожизненный срок («пока ведут себя хорошо»)
На всех – импичмент   На Президента: а) преодоление вета (2/3 каждой из палат) б) Сенат дайт согласие на кандидатуры судей в) может принимать частные резолюции в отношении ДЛ исполнительной власти   На Конгресс: а) право вето (в т.ч. караманное) б) разрабатывает финансовые билли (с 1921) + делегированное законотворчество в) привилегия исполнительной власти (I`m in charge) – право не предостовлять информацию Конгрессу и суду для Президента, работников администрации (с 1974 года после Уотергейтского дела Никсона не распространяется на УГ дела).   На ВС: а) назначает судей с соглася Сената На всех : а) толкует Конституцию США (правовая традиция независимости – не принято звонить и советовать); б) акты м.б. признаны неконституционнми     На Президента: а) участвует в импичменте (Председательствует в Сенте); б) может издавать приказ об устранении нарушений закона

 

Великобритания

Своеобразная:

1) Королева часть Парламента;

2) Королева часть судебной власти – все решения именем королевы

3) Королева часть ИСП власти – назначает Премьера

+

4) Есть Кабинет VS Теневой кабинет (те же министры, но занимают посты оппозиционеры)

5) При Королеве Тайный Совет (Privy Council) – неюрисдикционный, совещательный орган. Но сильно влияет на политику. В лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицин­ских трибуналов.

+

6) Раньше Верховный суд по апелляции был частью Парламента VS судьи создют право с помощь прецедентов;

7) Все министры => парламентарии (в других странах несовместмость мандата).

8) Премьер –главапартии победившей на выборах в Парламент.

9) Лорд-канц­лер являлся одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного Суда => лишили всех функций.


Франция

Президент Парламент Прав-во
Президент => Парламент: 1) может распустить 2) имеет право отлагательного вето   Президент => Правительство: 1) Назначает и увольняет Премьера 2) Назначает челнов Прав-ва и отстраняет от должности по представлению Премьера 3) Председатель в Совете министров Парламент => Президент: 1) Для мирных, торговых договоров, договоров или соглашений, относящихся к международной организации, договоров, обременяющих финансы государства, изменяющих законодательные положения, относящихся к статусу лиц либо к уступке, обмену или присоединению территории, необходим закон => т.е согласие Парламента на ратификацию.   2) предлагает кандидатуру Премьера, !!! нет импичмента, Президент не отвечает перед Парламентом, только за измену (и то юридически данный термин не определён). Обе палаты Парламента большинством голосов привлекают => судит Высокий суд правосудия.   Парламент => Правительство: 1. вопрос о доверии Правительству ставит Премьер — в связи с изложением правительственной програм­мы (т.е. сразу после формирования) или Декларации по вопросам общей политики.   2. по инициативе депутатов НС(1/10) может быть поставлена на голосование резолюция порицания Правитель­ству (простое большинство).   В случае отказа в доверии или принятия резолюции порица­ния Премьер должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства. Окончательное решение – Президент (принять отставку Прав-ва/распустить НС) Правительство => Президент: Премьер – контрассигнация всех актов, кроме предусмотренных Конституцией (не нужна для роспуска Парламента, введения ЧС и т.д.)

 

 


Германия

Президент (влияет лишь de jure) 5 лет Парламент 4 года Прав-во 4 года, как у Парламента
Президент => Парламент: 1) созывает 2) распускает при отказе в доверии Канцлеру, если Парламент не выберет нового Канцлера     Президент => Правительство: 1) назначает Канцлера после избрания его Бундестагом 2) назначает министров по Представлению Канцлера Парламент => Президент: 1) участвует в избрании (50% от Федерального собрания для выборов Президента) Парламент => Правительство: 1. Избирате Канцлера 2. Конструктивный вотум недоверия => выбирают нового канцлера и голосуют о доверии старому (если отказывают, то уходит в отставку) 3. Иные средства контроля: -интерпелляции; -запросы; -отчёты. Правительство => Президент: 1) Контрассигнация всех актов Правительство => Парламент 1) Канцлер ставит вопрос о доверии(обычно в связи с каким-то нпа) => если отказывают, то Президент либо распускает Парламент, либо Парламент выбирает нового Канцлера. 2) Канцлер – лидер партии большинства в парламенте

 

4. Система сдержек и противовесов

Общие:

1. Сроки полномочий органов;

2. Назначение органов + возможность сместить/распустить;

3. Согласование органов.

 

Парламент => Правительство:

1) вотум недоверия;

2) конструктивный вотум недоверия => выбирают нового канцлера и голосуют о доверии старому (если отказывают, то уходит в отставку) – в Германии.

3) иные средства контроля:

-интерпелляции;

-запросы;

-отчёты.

 

Парламент => Президент/Правительство:

1) импичмент (отрешение от должности).

 

Правительство => Парламент:

1) возможность поставить вопрос о доверии;

2) проекты бюджета вносить Правительство.

 

Правительство => Президент:

1) контрассигнация актов.

 

Президент => Парламент:

1) право вето;

2) право созыва и роспуска;

 


5. Проблемы разделения властей

Среди ученых есть споры:

1. место и роль концепции разделения властей в современном ТГП;

2. соотношение общей теории и национальной реализации разделения властей;

3. разное понимание вопросов соотношения ЗАК и ИСП власти.

 

1. место и роль концепции разделения властей в современном ТГП;

В современной науке есть не только сторонники, но и противники разделения властей.

Они говорят, что теория «формальна». На практике нельзя разделить функции, т.к. если функции полностью разделены, то нет сдержек и противовесов, а если есть сдержки и противовесы, то нет разделения.

 

2. соотношение общей теории и национальной реализации разделения властей;

Есть ли какой-то общий идеал? Ответ - нет. Есть только прицнип разделения, но нет самого идеального разделения властей.

Как быть с теорией народного суверенитета – власть у народа? В коммунисты придумали принцип единства и неделимости народной власти, но с разделением компетенций и функций.

 

3. разное понимание вопросов соотношения ЗАК и ИСП власти.

Ещё Локк выделял верховенство ЗАК власти. Она сохраняется всегда, несмотря на относительную самостоятельность других властей и существующие пределы ее деятельности. «Ведь то, что может создавать законы для других, - поясняет Дж, Локк, - необходимо должно быть выше их. Однако на практике данный тезис не всегда работает (т.к. есть институт делегированного законодательства, разные политические режимы, смешанные республики).

Есть мнения, что гарантом равновения властей должна выступать судебная власть.

 



2015-12-07 698 Обсуждений (0)
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (698)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)