Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА



2015-12-07 398 Обсуждений (0)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие политической системы

Политическая система– это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

 

Политическая система – комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

 

 

Компоненты политической системы:

1) институциональная (организационная) подсистема (действующие субъекты, связи между ними);

2) регулятивная (нормативная) подсистема:

- правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

- принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;

- политические традиции;

- политические обычаи;

- принципы и нормы морали (нравственности);

3) коммуникационная (совокупность формальных и неформальных отношений как внутри системы, так и с другими системами)

4) идеологическая.

 

2. Структурные элементы системы (институциональная подсистема)

В зависимости от степени участия в политической жизни данные структурные элементы политической системы общества делятся на:

1. Собственно политические элементы :

а) государство,

б) все политические партии,

в) политические движения,

 

Цель их создания и функционирования – непосредственное участие в политической жизни, т.е. формирование и осуществление внутренней и внешней политики государства, политическое и идеологическое воздействии на различные социальные группы, в проведении политических интересов различных социальных групп и отчасти всего общества в целом в жизнь.

2. К несобственно политическим – структурные элементы политической системы общества, которые возникают и функционируют не в силу политических, а экономических и других причин:

а) профсоюзные,

б) религиозные,

в) кооперативные организации.

 

Цели их создания и функционирования весьма разнообразны: культура, производство, условия труда работников и т.д., но данные цели никогда не бывают непосредственно политическими. Это отнюдь не означает принижение, умаление роли данных элементов политической системы общества в политической жизни. Речь идет лишь о том, что политический аспект их деятельности не является доминирующим.

3. Организации, которые играют незначительную роль в политической жизни общества. Данные элементы политической системы общества даже отдаленно не являются субъектами каких бы то ни было политических отношения.

Например, объединения нумизматов, филателистов, туристов и т.д. Политический оттенок в своей деятельности они могут приобретать лишь как объекты воздействия со стороны государства и иных общественных объединений.

 

 

3. Соотношение понятий «политическая систем общества»

и «политическая организация общества»

 

3 позиции на соотношении «ПСО» и «ПОО»:

1 позиция: ПСО > ПОО

ПСО – это совокупность структурных элементов, политическая практика, взаимоотношения между структурными элементам ПСО;

ПОО лишь политическое устройство общества.

2 позиция: ПСО = ПОО (Марченко, Чиркин);

3 позиция: ПCО < ПОО.

 

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

Этот вопрос, по сути, то же самое, что и государство и экономика.

1. Соотношение права и экономики

Социальная норма – это правило общежития людей, правило социально значимого поведения членов общества.

Право – система правовых норм, обладающих общеобязательной силой, установленных или санкционированных государством, обеспечиваемых государственным принуждением, обладающих формальной определенностью и направленных на регулирование общественных отношений.

Экономика - совокупность производственных отношений, соответтсвующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

Правовые нормы и экономические нормы являются одной из разновидностей социальных норм.

 

 

Взгляды насоотношение:

1) марксистский взгляд: право производно от экономических отношений. Но не абсолтизировали, Маркс говорил, что право может как положительно, таки и отрицательно влиять на экономику.

2) либеральная концепция (Смит, Констант, Локк, Хайек): концепция невмешательства государства и права в экономику. Но государство не может бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

3) Дж. Коммонс, сторонник институционализма: в экономических отношениях решающую роль играют правовые отношения. Либерализм + говорил, что независимое правосудие регулирует экономические отношения.

 


Что нужно учитывать:

1) оба явления влияют как на друг друга, так и на другие сферы общества;

2) соотношение различное на разных исторических этапах;

3) двусторонняя связь;

4) лучше использовать не марксисткий подход для этого вопроса, а перодизацию по степени развития экономики:

I. системы, где почти отсутствуют традиционные рыночные элементы;

II. зарождающиеся рыночные отношения;

III. системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

 

Различия правовых и иных социальных норм (в т.ч. экономических):

Правовые нормы Иные социальные нормы
1. носят общеобязательный характер неносят общеобязательный характер (религиозные нормы для верующих, корпоративные нормы для работников организации и т.д.)
2. обеспечены государственным принуждением государство не вмешивается, может выражать своё отношение, но не применяет санкции государственно-принудительного характера (например, могут писать, чтобы уступали мест и были вежливыми, но не штрафуют за не выполнение)
3. санкционируются и устанавливаются государством возникют спонтанно или вырабатываются общественными объединениями
4. формально определённые, т.е. в определяются в НПА с особой процедурой принятия и опубликования не имеют формального закрепления:либо не закреплены (моргнуть аварийкой), либо закреплены в неофициальных источниках (Библия, Коран, Внутренняя политика корпорации).

2. Экономические нормы и правовые нормы

1) КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА (термин ввёл первый мэр Москвы, профессор экономфака МГУ - Г. Х. Попов).

Государство контролирует экономику + государство контролирует право.

Экономика теряет свойство саморегулирующейся системы, поэтому нет смысла в правовом воздействии на экономику. Государству принадлежат средства производства соответственно оно воздействует на экономику административными методами.

 

 

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

В сфере хозяйственной жизни общества действует:

1) система рыночных отношений,

2) в определенной мере осуществляется государственное регулирование (важная роль принадлежит экономическим законам, нормам, нормативам).

 

В контексте экономической функции государства самым важным является вопрос о пределах вмешательства государства в экономику. Здесь существуют два принципиально разных подхода:

а) монетаристский (от лат. слова moneta - денежный знак) – главным структурным элементом рыночной системы являются деньги, а государству отводится незначительная роль. Государство должно лишь контролировать денежную массу. Главное правило монетаризма: рост денежной массы должен соответствовать росту ВВП. Государство должно проводить кредитно-денежную политику: жесткую (влиять на объем денежной массы) или мягкую (влиять на процентную ставку).

б) кейнсианский (от имени английского экономиста Джона Кейнса) => главным структурным элементом рыночной системы является государство. Государство должно вмешиваться в экономику: госзаказы для того, чтобы не было безработицы, изменения налоговых ставок и т.д.

 

Монетаризм (теория экономического равновесия) Кейнсианство (теория экономического спроса)
причина нестабильности экономики: вмешательство государства причина нестабильности экономики: нестабильность частных инвестиций
государство лишь контролирует денежную массу вмешательство государства: безработится вызвана отсутствием спроса, государство может создать спрос за счет госзаказа
Экономика сама установит уровень производства и занятости Занятость зависит от совокупного спроса
Денежная масса-причина роста цен и изменения конъюнктуры Денежная масса нейтральна к производству
Главная проблема-инфляция Главная проблема-безработица
Дефицит бюджета-причина инфляции Бюджетный дефицит-способ стимулирования спроса

 

Синтез монетаризма и кейнсианства:

Неоклассическая теория Самуэльсона:

В этой связи следует отметить, что в передовых странах мира при практической реализации теории неоклассического синтеза преобладает кейнсианская составляющая, в силу которой государству отводится определяющая роль в экономической деятельности.

Основными направлениями участия российского государства в становлении рыночных отношений являются: формирование приоритетов экономического развития; формирование конкурентной среды; выработка механизма обеспечения занятости населения; контроль внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов; обеспечение обороноспособности страны.

Следовательно, рыночная экономика вовсе не устраняет воздействия государства и права на экономику. Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики, соответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты.

 



2015-12-07 398 Обсуждений (0)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)