Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Леонов А.В. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе Минюста России // Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации. – 2002. – № 5. – С. 89-92



2015-12-08 1414 Обсуждений (0)
Леонов А.В. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе Минюста России // Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации. – 2002. – № 5. – С. 89-92 0.00 из 5.00 0 оценок




… Создание достойных условий для содер­жания и исправления преступников, с одной стороны, является задачей, которую каждое государство решает на пути своего развития, исходя из финансовых возможностей. С дру­гой стороны, на этот процесс, безусловно, влияет количество заключенных…

В Российской Федерации … с одной стороны, бюджетных средств для реализации установленных требований в области соблюдения прав человека выделяет­ся недостаточно. При этом все участники про­цесса принятия закона о бюджете на тот или иной год справедливо полагают, что в первую очередь необходимо реализовать права за­конопослушных граждан, и только потом – пре­ступников. По мере улучшения экономической ситуации в стране суммы, выделяемые на фи­нансирование уголовно-исполнительной систе­мы, увеличиваются.

С другой стороны, у нас в полной мере не создана система норм, регулирующих права каждого заключенного и его охранни­ка, а также не распределены обязанности по обеспечению таких норм…

Российская Федерация приняла требо­вания основных международных документов в сфере прав человека, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвен­ция о защите прав человека и основных сво­бод 1950 г., Конвенция против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» 1984 г., Европейская конвенция по предупреж­дению пыток и бесчеловечного или унижаю­щего достоинство обращения или наказания 1987 г., Женевские конвенции об обращении с военнопленными и о защите гражданского населения во время войны 1949 г.

Мы распространили на себя требования Минимальных стандартных правил обраще­ния с заключенными 1955 г., Рекомендации № R(87)3 Комитета министров Совета Евро­пы «Относительно европейских пенитенци­арных правил» 1987 г., Правил Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г. и многие другие.

При этом ст. 15 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., уста­навливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являют­ся составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем пре­дусмотренные законом, то применяются прави­ла международного договора. Однако наличие продекларированных прав и свобод не всегда предусматривает возмож­ность воспользоваться ими. Наиболее ярко такое положение просматривается в местах принудительной изоляции от общества.

Для исправления такого положения Минюст России принял ряд эффективных шагов.

Исходя из требования ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина явля­ются обязанностью государства, 25 октября 2001 г. приказами Министра юстиции Россий­ской Федерации Ю. Я. Чайки в составе управ­ления следственных изоляторов и тюрем Глав­ного управления исполнения наказаний создан отдел по соблюдению прав человека в следственных изоляторах и тюрьмах, а также вве­ден институт помощников начальников тер­риториальных органов УИС Минюста России по соблюдению прав человека в УИС.

Таким образом, впервые в истории дея­тельности правоохранительных органов в России созданы подразделения, контролиру­ющие механизм реализации лицами, осужден­ными к лишению свободы, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, а также сотрудниками УИС их законных прав. При этом в уголовно-исполнительной системе не делается различий, по какую сторону ко­лючей проволоки стоит тот или иной человек. Ограничения в правах, как и льготы, устанав­ливает закон, а уголовно-исполнительная си­стема должна только обеспечить реализацию законных прав.

В основу создания в УИС таких подраз­делений положен опыт международного со­трудничества в области соблюдения прав человека. С одной стороны, это необходимость принимать меры по выполнению рекоменда­ций Европейского комитета по предупрежде­нию пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП), инспектирующего любые места на террито­рии Российской Федерации, где содержатся лица, лишенные свободы органами публич­ной власти. Инспектирование осуществляется в соответствии с требованиями Европейской конвенции по предупреждению пыток и бес­человечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

С другой стороны, это участие в рас­смотрении жалоб, поданных в Европейский суд по правам человека.

Начиная с 1998 г., делегации ЕКПП уже восемь раз инспектировали Российскую Федерацию. При этом они каждый раз предъявляли нам многочисленные рекомен­дации по приведению порядка и условий содержания в местах изоляции от общества в соответствие с международными требова­ниями. Эти требования в равной мере каса­ются органов внутренних дел, учреждений здра­воохранения, воинских частей и подразделе­ний уголовно-исполнительной системы, причем только часть рекомендаций можно устранить на месте. Для устранения других замечаний необходимо было дополнить действующее законодательство и ведомственные норматив­ные правовые акты в части создания меха­низма соблюдения прав человека…

Учитывая, что количество жалоб в Евро­пейский суд по правам человека будет расти, а судьи принимают во внимание только ре­альное положение с соблюдением прав кон­кретного человека, Российская Федерация во избежание экономических и политических санкций стала уже заинтересованной сто­роной в процессе контроля за соблюдени­ем прав человека…

Помощники начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека по роду своей деятельности, конечно, доско­нально знают все проблемы соблюдения прав человека в УИС. Их задача - помочь на­чальнику территориального органа органи­зовать деятельность подчиненных ему подраз­делений таким образом, чтобы и спецконтин­гент, и сотрудники УИС могли пользоваться своими правами в полном объеме.

 

Леонов А. Контроль Европейского Суда по правам человека за соблюдением прав человека при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и содержании под стражей // Ведомости УИС. – 2005. № 2. – С. 12-14.

… В целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Феде­рации при рассмотрении дел в Евро­пейском Суде по правам человека Указом Президента Российской Фе­дерации от 29 марта 1998 г. № 310 была учреждена должность Уполно­моченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам че­ловека, на которую назначен Павел Александрович Лаптев.

Основными функциями Уполно­моченного стали защита интересов Российской Федерации при рассмот­рении в Европейском Суде по пра­вам человека дел, возбужденных про­тив нашей страны; изучение право­вых последствий решений Европейс­кого Суда по правам человека для России и подготовка с учетом преце­дентного права Совета Европы реко­мендаций по совершенствованию за­конодательства Российской Федера­ции и правоприменительной практи­ки; обеспечение взаимодействия фе­деральных органов государственной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при исполнении решений Комитета министров Совета Европы и Европей­ского Суда в связи с исками о нару­шении Российской Федерацией сво­их обязательств по Конвенции о за­щите прав человека и основных сво­бод, включая восстановление нару­шенного права и выплату истцам де­нежной компенсации.

По запросам Уполномоченного Рос­сийской Федерации при Европейском Суде по правам человека П. А. Лап­тева заинтересованные министерства и ведомства проводят служебные рас­следования по материалам жалоб, поступивших в европейский Суд по правам человека от граждан РФ, в том числе от осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По итогам проведенных расследований принимаются меры к устранению допушенных нарушений прав человека и готовятся предложения и меморандумы Российской Федерации по каждой жалобе, которые в установленном порядке предоставляются в Европейский Суд по правам человека…

… В уголовно-исполнительной системе проведение расследований по жалобам подозреваемых, обвиняемых и осужденных, подготовка соответствующих заключений Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, а также координация деятельности подразделений УИС по устранению выявленных нарушений возложены на отдел по соблюдению прав человека в УИС, который в настоящее время входит в состав Правового управления Главного управления исполнения наказаний, и помощников начальников территориальных органов по соблюдению прав человека в УИС. Параллельное расследование по каждой жалобе проводит Генеральная прокуратура Российской Федерации с привлечением региональных прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний…

… Граждане, обратившиеся с жалоба­ми в Европейский Суд по правам человека, предъявляют претензии в ос­новном к судебно-следственным органам, но при этом они указывают и на неудовлетворительные условия содержания их под стражей… В настоящее время условия содер­жания в этих учреждениях таковы, что не позволяют говорить о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Например, 7 марта 2002 года при рассмотрении приемлемости жалобы № 70276/01 «Владимир Александро­вич Гусинский против Российской Федерации» Европейский Суд по пра­вам человека оставил без внимания утверждение заявителя о том, что Бу­тырский следственный изолятор г. Москвы печально известен плохи­ми условиями содержания заключен­ных (переполненность, риск заразить­ся серьезным инфекционным заболе­ванием) и что в целом этот СИЗО гораздо хуже, чем следственный изо­лятор ФСБ России, в который долж­ны были направить заявителя.

В решении суда сказано, что на основании представленных материа­лов при рассмотрении положения, в котором оказался заявитель, суд не усмотрел каких-либо признаков дей­ствий, соответствующих понятию «бесчеловечное или унижающее дос­тоинство обращение», предусмотрен­ное ст. 3 Конвенции.

… Одной из причин обращений в Европейский Суд является несовер­шенство российских законов и иных нормативных правовых актов, кото­рые по ряду позиций не соответству­ют европейским стандартам. В связи с этим Министерство юстиции Рос­сийской Федерации в течение двух последних лет сотрудничает с экспер­тами Совета Европы, сопоставляя нормы российского права и требова­ния Европейского Суда.

Некоторые обращения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Европейский Суд непосредственно не связаны с их материально-бытовым и медицинским обеспечением, а касаются взаимодействия судебно-следственных органов с учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Так, при рассмотрении жалоб сестер Смирновых (№ 46133/99 «Смирнова Елена Павловна против Российской Федерации» и № 48183/99 «Смирнова Ирина Павловна против Российской Федерации») Европейский Суд по правам человека обязал Россию выплатить им денежную компенсацию за то, что при освобождении из-под стражи Смирновым не возвратили паспорта, которых не оказалось в их личных делах, находящихся в СИЗО. Суд счел это нарушением предусмотренного ст. 8 Конвенции права на уважение частной и семейной жизни, поскольку отсутствие пас­портов ограничивало возможности ис­пользования Смирновыми своих гражданских прав.

В дальнейшем выяснилось, что паспорта подследственных находились в их уголовных делах, однако в СИЗО эти документы не передали. К сожалению, подобные случаи - не редкость…

Директор ФСИН России Ю. И. Ка­линин и заместитель начальника ГУИН Минюста России О. В. Филимонов си­стематически представляют интересы уголовно-исполнительной системы, принимая участие в работе междуна­родных семинаров по теме «Примене­ние Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в российской судебной системе». Их проводит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европей­ском Суде по правам человека с уча­стием российского судейского корпуса и судей Европейского Суда по пра­вам человека (30 сентября 2004 года в г. Астрахани, 6–7 декабря 2004 года в г. Рязани). В ходе семинаров были выработаны различные совместные меры, в том числе и по совершенство­ванию деятельности УИС…

В этой связи заслуживает внима­ния опыт ряда зарубежных стран, в которых налажен обмен информаци­ей между судами и пенитенциарны­ми учреждениями о наличии условий для размещения заключенных. Такой опыт целесообразно использовать при совершенствовании действующего за­конодательства.

Практическое сотрудничество с контролирующими органами европейского сообщества показывает, что Европейский Суд по правам человека посредством открытого разбирательства стремится обязать государства-нарушители европейских конвенций принять меры по устранению выявленных недостатков как в частном случае, так и в целом по проверяемой системе.

Так, устранение недостатков в де­ятельности УИС, которые указаны в постановлении Европейского Суда по правам человека, рассмотревшего жалобу № 47095/99 «Калашников против Российской Федерации», было взято на контроль Президентом Российской Федерации. В результате принятых мер резко увеличилось бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы и Федеральной программы строительства и реконст­рукции следственных изоляторов и тюрем. К сожалению, пока мало вни­мания уделяется персоналу этих учреждений, несущему службу в непростых условиях…

 



2015-12-08 1414 Обсуждений (0)
Леонов А.В. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе Минюста России // Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации. – 2002. – № 5. – С. 89-92 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Леонов А.В. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе Минюста России // Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации. – 2002. – № 5. – С. 89-92

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)