Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чайка Ю.А. Права человека – приоритет Конституции РФ // Рос. юстиция. – 2003. – №12. – С. 5-8



2015-12-08 823 Обсуждений (0)
Чайка Ю.А. Права человека – приоритет Конституции РФ // Рос. юстиция. – 2003. – №12. – С. 5-8 0.00 из 5.00 0 оценок




… Одним из приоритетных направлений деятель­ности Российского государства остается соблюдение прав и свобод граждан, находящихся в местах лише­ния свободы. В процессе реформирования уголовно-исполнительной системы в России за последние годы удалось существенно изменить ситуацию в об­ласти обеспечения прав осужденных, а также лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Данная работа была высоко оценена заместителем Гене­рального секретаря Совета Европы М. Буккикио, адресованном Председателю Правительства России М. Касьянову.

С сентября 1998 г. пенитенциарная система Рос­сии передана из Министерства внутренних дел в ве­дение Министерства юстиции. Принят целый ряд законов, закрепивших юридические гарантии обес­печения прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений, создания более гуманных условий их со­держания.

Реализация этих законов и принятие других мер организационно-правового характера позволили только за два последних года почти на 330 тысяч со­кратить численность осужденных в местах лишения свободы и лиц, находящихся в следственных изоля­торах и в настоящее время общее количество таких лиц составляет около 855 тысяч.

Удалось добиться существенного улучшения ус­ловий содержания в следственных изоляторах. Нормы жилой площади практически достигли цифры 4 кв. м, что соответствует международным стандартам. Сегодня переполненность следственных изоляторов составляет всего 3%, тогда как в 2000 году она была свыше 70%, а в отдельных регионах – более чем в два раза.

В Министерстве юстиции создана специальная правозащитная служба по контролю за соблюдени­ем законности и прав человека в деятельности уго­ловно-исполнительной системы. Ее создание полу­чило высокую оценку в Совете Европы.

Усиливается общественный контроль за деятель­ностью пенитенциарной системы по защите прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения. В сентябре 2003 г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона "Об об­щественном контроле за обеспечением прав челове­ка в местах принудительного содержания и о содей­ствии общественных объединений их деятельности".

Пенитенциарная система стала открытой для по­сещения также экспертов международных органи­заций…

 

Чорный В.Н. Права человека в уголовно-исполнительной системе: теория, законодательство, практика // Права человека в пенитенциарной практике современной России: Сб. науч. ст. и материалов межвед. науч.-практ. конф., 26 мая 2005 г. / Под общ. ред. И.М. Волчкова, С.А. Смирнова. Псков: Издательство информационного агентства «Псков-Инфопрес», 2006. – С. 38-43.

Государственное внимание к правам личности связывают с гуманитарными достижениями XVIII-XIX веков, хотя кон­цепция прав имеет многовековую историю и уходит своими корнями в начало человеческой цивилизации. Вначале фор­мировались правила взаимоотношений личности с обществом (позднее с государством), впоследствии создавались законы, более конкретно регулировавшие вопросы взаимоотношений человека, общества и государства. Так, в 1215 году в Англии была принята Великая Хартия Вольностей, которая частично поднимала вопросы, позже вошедшие в состав Всеобщей декларации прав человека. В 1689 году там же принимается Билль о правах. В 1789 году как результат Великой Фран­цузской революции провозглашается Декларация о правах человека и гражданина. Американская Декларация независи­мости в 1776 году признает бесспорным неотчуждаемое право каждого человека на «жизнь, свободу и стремление к счас­тью». Эти права основывались на теориях о естественном праве философов-просветителей XVIII века, таких как Воль­тер, Гроций, Локк, Руссо и др.

В 1791 году в США принимается Билль о правах, кото­рый позже был внесен в Конституцию США. Значительное количество государств последовало примеру США и Фран­ции, закрепив основные права личности в своих конституци­ях: Нидерланды в 1798 году, Швеция – в 1809, Испания – в 1812, Норвегия – в 1814, Бельгия – в 1831, Либерия – в 1847, Дания – в 1849, Пруссия – в 1850[23].

Тем самым, к окончанию XIX века в законодательстве большинства государств была сформирована доктрина прав личности и определены тенденции сотрудничества по правам личности. На многие годы эта проблема остается одним из важнейших направлений исследования гуманитарными науками.

Существует множество исследований в сфере прав лично­сти, в частности, по проблемам законодательного закрепле­ния[24], определения гарантий реализации[25], создания механиз­мов защиты, причем не только внутригосударственного, но и международного уровня[26].

Сегодня во многих учебных заведениях введены учебные курсы, посвященные правам личности, созданы кафедры прав человека (даже есть их разновидности, как кафедра есте­ственных прав, европейского гуманитарного права и т.п.). Все это свидетельствует, что гуманитарное сотрудничество государств по правам личности является международным фактором, серьезно влияющим на законодательство и полити­ку в этой сфере. Как представляется, это необратимый про­цесс, который с годами будет приобретать все большую попу­лярность.

На этом фоне весьма актуальной предстает проблема прав личности в условиях изоляции при исполнении лишения свободы. Идея о необходимости обеспечения прав данной категории возникает намного позже, чем рассмотренная выше концепция прав личности, причем даже сегодня она не полу­чила серьезного обоснования в теоретической литературе.

В XIX веке по инициативе Д. Говарда и И. Бентама идеи законодательного закрепления прав личности проникают в систему исполнения уголовных наказаний, в частности в тюрьмы. Все последующие годы международное сообщество сосредоточивает свои усилия на поисках путей, средств и способов разрешения дилеммы – как исполнить лишение свободы, не ущемив основные права осужденного?

В дальнейшем этим вопросам были посвящены многие научные исследования, и практически все последующие годы международного сотрудничества. Права человека при испол­нении лишения свободы стали краеугольным камнем пени­тенциарной политики многих государств. В России хроноло­гически их связывают с годами правления Екатерины II, именно ее эпоха характеризуется как «поворот государства» к личности, обращение к ее интересам, правам, потребностям. В период правления Екатерины II со всей очевидностью встала проблема прав заключенных, содержащихся в остро­гах, необходимость соблюдения хотя бы минимального в этой сфере.

Все последующие годы Россия, пусть во многом отставая от Европы, совершенствовала свою гуманитарную политику, определяя правовое положение арестантов с позиций обще­ственной справедливости и общественных интересов. За дли­тельные годы теория прав человека в заключении, законода­тельная концепция претерпевали серьезные изменения, нео­днозначные трактовки, многие из которых были вызваны социальными катаклизмами, изменением социального строя и всем, к чему это вело.

Проблема исторического изменения правового положения осужденных сегодня не является новой, и неоднократно под­нималась в юридической литературе. Но хотелось бы более подробно остановиться на концепции прав человека, нашед­шей закрепление в современном уголовно-исполнительном законодательстве.

Если рассматривать современную проблему прав человека в столь специфической общественной системе, как уголовно-исполнительная, то необходимо исходить из нескольких серь­езных параметров.

Во-первых, разрабатывая проблему прав личности, сле­дует учитывать, что уголовно-исполнительная система – это часть общественной системы, которую необходимо рассматривать не только с позиций права, что чаще всего и происходит, но и с учетом всех иных обстоятельств, характерных для социальной жизни (экономические факторы, мораль, нравственность, традиции и др.).

В уголовно-исполнительной системе многие общественные ценности приобретают иные характеристики, если, напри­мер, анализировать исправительные учреждения как струк­турный элемент УИС, то здесь общественная мораль, обще­принятое в обществе понимание справедливости, добра, друж­бы получают совершенно иную трактовку, то есть происходит определенная трансформация их содержания, с учетом во­ровской идеологии и криминальной субкультуры, характерных для мест лишения свободы. Не учитывать эти обстоятель­ства при создании системы прав личности в УИС и механиз­мов ее защиты нельзя.

Во-вторых, права человека в УИС являются основопола­гающей категорией. Именно в силу наличия их гарантий, личность выживает в столь непростых условиях, когда, фак­тически, сталкиваются два подхода к миропониманию – нор­мальный, распространенный в обществе, и своеобразный, основывающийся на деформированном понимании ценностей жизни, социальных норм и т.п., сформированный на крими­нальном опыте.

В-третьих, проблема прав человека не ограничивается только правами осужденного, как субъекта, являющегося но­сителем правового статуса с правоограничениями в зависимо­сти от тяжести совершенного преступления и вида назначен­ного наказания.

В уголовно-исполнительной системе сегодня со всей оче­видностью существует и проблема соблюдения прав персона­ла. Эта категория находится в экстремальных организацион­но-правовых условиях служебной деятельности.

Таким образом, существуют две разноплановые проблемы: права осужденных и права персонала в их широком понима­нии.

Что касается законодательного закрепления прав осуж­денных, то этот вопрос, как следует из содержания УИК РФ и международных документов, получил достаточное законо­дательное определение, проблема, большей часть сводится к гарантиям реализации прав осужденных (защиты) в практи­ческой деятельности. Нередки случаи элементарных наруше­ний прав осужденных администрацией[27].

Права персонала сводятся к нескольким практическим проблемам: а) законодательное закрепление; б) гарантии реализации; в) способы и формы защиты в случае их нару­шения. Как представляется, эти вопросы не получили долж­ного законодательного и практического разрешения, особен­но та группа прав и правовых возможностей, которые на­правлены на создание финансово-материальной основы дея­тельности персонала и удовлетворение иных социально-значимых потребностей, интересов личности (здоровье, отдых, развитие, совершенствование как личности и т.п.).

В завершение следует сказать, что система прав личности в УИС не является только внутринациональным направлени­ем деятельности государств. Как структурный элемент она относится к системам более широкого уровня, таким как европейская и международная системы прав личности. Из этого необходимо исходить как при закреплении в законода­тельстве концепции прав личности в УИС, так и реализации на практике.

 



2015-12-08 823 Обсуждений (0)
Чайка Ю.А. Права человека – приоритет Конституции РФ // Рос. юстиция. – 2003. – №12. – С. 5-8 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Чайка Ю.А. Права человека – приоритет Конституции РФ // Рос. юстиция. – 2003. – №12. – С. 5-8

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (823)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)