Чайка Ю.А. Права человека – приоритет Конституции РФ // Рос. юстиция. – 2003. – №12. – С. 5-8
… Одним из приоритетных направлений деятельности Российского государства остается соблюдение прав и свобод граждан, находящихся в местах лишения свободы. В процессе реформирования уголовно-исполнительной системы в России за последние годы удалось существенно изменить ситуацию в области обеспечения прав осужденных, а также лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Данная работа была высоко оценена заместителем Генерального секретаря Совета Европы М. Буккикио, адресованном Председателю Правительства России М. Касьянову. С сентября 1998 г. пенитенциарная система России передана из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции. Принят целый ряд законов, закрепивших юридические гарантии обеспечения прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, создания более гуманных условий их содержания. Реализация этих законов и принятие других мер организационно-правового характера позволили только за два последних года почти на 330 тысяч сократить численность осужденных в местах лишения свободы и лиц, находящихся в следственных изоляторах и в настоящее время общее количество таких лиц составляет около 855 тысяч. Удалось добиться существенного улучшения условий содержания в следственных изоляторах. Нормы жилой площади практически достигли цифры 4 кв. м, что соответствует международным стандартам. Сегодня переполненность следственных изоляторов составляет всего 3%, тогда как в 2000 году она была свыше 70%, а в отдельных регионах – более чем в два раза. В Министерстве юстиции создана специальная правозащитная служба по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности уголовно-исполнительной системы. Ее создание получило высокую оценку в Совете Европы. Усиливается общественный контроль за деятельностью пенитенциарной системы по защите прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения. В сентябре 2003 г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности". Пенитенциарная система стала открытой для посещения также экспертов международных организаций…
Чорный В.Н. Права человека в уголовно-исполнительной системе: теория, законодательство, практика // Права человека в пенитенциарной практике современной России: Сб. науч. ст. и материалов межвед. науч.-практ. конф., 26 мая 2005 г. / Под общ. ред. И.М. Волчкова, С.А. Смирнова. Псков: Издательство информационного агентства «Псков-Инфопрес», 2006. – С. 38-43. Государственное внимание к правам личности связывают с гуманитарными достижениями XVIII-XIX веков, хотя концепция прав имеет многовековую историю и уходит своими корнями в начало человеческой цивилизации. Вначале формировались правила взаимоотношений личности с обществом (позднее с государством), впоследствии создавались законы, более конкретно регулировавшие вопросы взаимоотношений человека, общества и государства. Так, в 1215 году в Англии была принята Великая Хартия Вольностей, которая частично поднимала вопросы, позже вошедшие в состав Всеобщей декларации прав человека. В 1689 году там же принимается Билль о правах. В 1789 году как результат Великой Французской революции провозглашается Декларация о правах человека и гражданина. Американская Декларация независимости в 1776 году признает бесспорным неотчуждаемое право каждого человека на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Эти права основывались на теориях о естественном праве философов-просветителей XVIII века, таких как Вольтер, Гроций, Локк, Руссо и др. В 1791 году в США принимается Билль о правах, который позже был внесен в Конституцию США. Значительное количество государств последовало примеру США и Франции, закрепив основные права личности в своих конституциях: Нидерланды в 1798 году, Швеция – в 1809, Испания – в 1812, Норвегия – в 1814, Бельгия – в 1831, Либерия – в 1847, Дания – в 1849, Пруссия – в 1850[23]. Тем самым, к окончанию XIX века в законодательстве большинства государств была сформирована доктрина прав личности и определены тенденции сотрудничества по правам личности. На многие годы эта проблема остается одним из важнейших направлений исследования гуманитарными науками. Существует множество исследований в сфере прав личности, в частности, по проблемам законодательного закрепления[24], определения гарантий реализации[25], создания механизмов защиты, причем не только внутригосударственного, но и международного уровня[26]. Сегодня во многих учебных заведениях введены учебные курсы, посвященные правам личности, созданы кафедры прав человека (даже есть их разновидности, как кафедра естественных прав, европейского гуманитарного права и т.п.). Все это свидетельствует, что гуманитарное сотрудничество государств по правам личности является международным фактором, серьезно влияющим на законодательство и политику в этой сфере. Как представляется, это необратимый процесс, который с годами будет приобретать все большую популярность. На этом фоне весьма актуальной предстает проблема прав личности в условиях изоляции при исполнении лишения свободы. Идея о необходимости обеспечения прав данной категории возникает намного позже, чем рассмотренная выше концепция прав личности, причем даже сегодня она не получила серьезного обоснования в теоретической литературе. В XIX веке по инициативе Д. Говарда и И. Бентама идеи законодательного закрепления прав личности проникают в систему исполнения уголовных наказаний, в частности в тюрьмы. Все последующие годы международное сообщество сосредоточивает свои усилия на поисках путей, средств и способов разрешения дилеммы – как исполнить лишение свободы, не ущемив основные права осужденного? В дальнейшем этим вопросам были посвящены многие научные исследования, и практически все последующие годы международного сотрудничества. Права человека при исполнении лишения свободы стали краеугольным камнем пенитенциарной политики многих государств. В России хронологически их связывают с годами правления Екатерины II, именно ее эпоха характеризуется как «поворот государства» к личности, обращение к ее интересам, правам, потребностям. В период правления Екатерины II со всей очевидностью встала проблема прав заключенных, содержащихся в острогах, необходимость соблюдения хотя бы минимального в этой сфере. Все последующие годы Россия, пусть во многом отставая от Европы, совершенствовала свою гуманитарную политику, определяя правовое положение арестантов с позиций общественной справедливости и общественных интересов. За длительные годы теория прав человека в заключении, законодательная концепция претерпевали серьезные изменения, неоднозначные трактовки, многие из которых были вызваны социальными катаклизмами, изменением социального строя и всем, к чему это вело. Проблема исторического изменения правового положения осужденных сегодня не является новой, и неоднократно поднималась в юридической литературе. Но хотелось бы более подробно остановиться на концепции прав человека, нашедшей закрепление в современном уголовно-исполнительном законодательстве. Если рассматривать современную проблему прав человека в столь специфической общественной системе, как уголовно-исполнительная, то необходимо исходить из нескольких серьезных параметров. Во-первых, разрабатывая проблему прав личности, следует учитывать, что уголовно-исполнительная система – это часть общественной системы, которую необходимо рассматривать не только с позиций права, что чаще всего и происходит, но и с учетом всех иных обстоятельств, характерных для социальной жизни (экономические факторы, мораль, нравственность, традиции и др.). В уголовно-исполнительной системе многие общественные ценности приобретают иные характеристики, если, например, анализировать исправительные учреждения как структурный элемент УИС, то здесь общественная мораль, общепринятое в обществе понимание справедливости, добра, дружбы получают совершенно иную трактовку, то есть происходит определенная трансформация их содержания, с учетом воровской идеологии и криминальной субкультуры, характерных для мест лишения свободы. Не учитывать эти обстоятельства при создании системы прав личности в УИС и механизмов ее защиты нельзя. Во-вторых, права человека в УИС являются основополагающей категорией. Именно в силу наличия их гарантий, личность выживает в столь непростых условиях, когда, фактически, сталкиваются два подхода к миропониманию – нормальный, распространенный в обществе, и своеобразный, основывающийся на деформированном понимании ценностей жизни, социальных норм и т.п., сформированный на криминальном опыте. В-третьих, проблема прав человека не ограничивается только правами осужденного, как субъекта, являющегося носителем правового статуса с правоограничениями в зависимости от тяжести совершенного преступления и вида назначенного наказания. В уголовно-исполнительной системе сегодня со всей очевидностью существует и проблема соблюдения прав персонала. Эта категория находится в экстремальных организационно-правовых условиях служебной деятельности. Таким образом, существуют две разноплановые проблемы: права осужденных и права персонала в их широком понимании. Что касается законодательного закрепления прав осужденных, то этот вопрос, как следует из содержания УИК РФ и международных документов, получил достаточное законодательное определение, проблема, большей часть сводится к гарантиям реализации прав осужденных (защиты) в практической деятельности. Нередки случаи элементарных нарушений прав осужденных администрацией[27]. Права персонала сводятся к нескольким практическим проблемам: а) законодательное закрепление; б) гарантии реализации; в) способы и формы защиты в случае их нарушения. Как представляется, эти вопросы не получили должного законодательного и практического разрешения, особенно та группа прав и правовых возможностей, которые направлены на создание финансово-материальной основы деятельности персонала и удовлетворение иных социально-значимых потребностей, интересов личности (здоровье, отдых, развитие, совершенствование как личности и т.п.). В завершение следует сказать, что система прав личности в УИС не является только внутринациональным направлением деятельности государств. Как структурный элемент она относится к системам более широкого уровня, таким как европейская и международная системы прав личности. Из этого необходимо исходить как при закреплении в законодательстве концепции прав личности в УИС, так и реализации на практике.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (823)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |