Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поступает так, как пожелает



2015-12-07 497 Обсуждений (0)
Поступает так, как пожелает 0.00 из 5.00 0 оценок




Сура 22 «Паломничество», аят 14

Часть первая

‘Умар в Мекке

Глава первая

Краткая биография

‘Умара ибн аль-Хаттаба

Его звали ‘Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн ‘Абд-аль-‘Узза

ибн Риях ибн ‘Абдаллах ибн Курт ибн Разах ибн ‘Ади ибн Ка‘б

ибн Люайй ибн Галиб ибн Фихр аль-‘Адви аль-Кураши . У них

с Посланником Аллаха r был общий предок — Ка‘б ибн Люайй.

Он носил кунью Абу Хафс, и у него было прозвище аль-

Фарук — ‘различающий’. Посредством него Всевышний Аллах

провёл разграничительную линию между верой и неверием.

Он родился на тринадцать лет позже, чем Посланник Алла-

ха r. ‘Умар был светлокожим. Он был красив лицом. У не-

го были крупные кисти рук и ступни. Он был худым, крепким

и очень высоким, так что, когда он шёл, казалось, что он едет

верхом. Он был очень сильным и строгим. Он красился хной.

У него были длинные усы. Он ходил очень быстро, обладал гром-

ким голосом, а если наносил удар, то удар получался сильным.

Отцом ‘Умара был аль-Хаттаб ибн Нуфайль, а дедом — Ну-

файль ибн ‘Абд-аль-‘Узза, к которому курайшиты часто обраща-

лись, прося рассудить их и вынести решение по их делу. Матерью

‘Умара была Хантама бинт Хашим ибн аль-Мугира. Говори-

ли также, что она была сестрой Абу Джахля, однако большинство

историков считают, что она приходилась ему двоюродной сестрой.

Если говорить о жёнах и детях ‘Умара , то во времена неве-

жества он женился на Зайнаб бинт Маз‘ун, сестре ‘Усмана ибн

Маз‘уна, и она родила ему ‘Абдаллаха, ‘Абд-ар-Рахмана-старшего

Глава первая. Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба 19

и Хафсу. Он также женился на

Муляйке бинт Джаруль, ко-

торая родила ему ‘Убайдалла-

ха. Позже он развёлся с ней,

и она вышла замуж за Абу аль-

Джахма ибн Хузайфу. ‘Умар

также женился на Курайбе бинт

Абу Умайя аль-Махзуми и спу-

стя некоторое время развёлся

с ней, и после него она вышла

замуж за ‘Абд-ар-Рахмана ибн

Абу Бакра[4]. ‘Умар также же-

нился на Умм Хаким бинт аль-

Харис ибн Хишам. Это прои-

зошло после того, как её муж

‘Икрима ибн Абу Джахль погиб

в Шаме. Она родила ему Фа-

тыму. Позже он развёлся с ней

(согласно другой версии, он не

давал ей развода) и женился на

Джамиле бинт ‘Асым ибн Са-

бит ибн Абу аль-Аклях из пле-

мени аус. Он также женился на

‘Атике бинт Зайд ибн ‘Амр ибн

Нуфайль, которая до этого бы-

ла женой ‘Абдаллаха ибн Абу

Бакра. После гибели ‘Умара

на ней женился аз-Зубайр ибн

аль-‘Аввам[6]. Говорят, что она

была матерью его сына ‘Ияда.

А Аллах знает обо всём лучше.

‘Умар также посватался

к Умм Кульсум, дочери ‘Али ибн

Абу Талиба[7] от Фатымы. ‘Ума-

ра привлекла эта девушка из-

[4] ‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакр ас-

Сыддик аль-Кураши ат-Тамими — спод-

вижник и бесстрашный воин. Участво-

вал в сражении при Ямаме и военных

походах в Африку. Вошёл в завоёванный

Египет. Участвовал в Верблюжьей бит-

ве вместе со своей родной сестрой ‘Аи-

шей[5], матерью верующих. Не приносил

присягу Язиду. Умер до того, как завер-

шилась присяга.

[5] ‘Аиша бинт Абу Бакр — дочь Абу

Бакра ас-Сыддика и супруга Пророка

Мухаммада r. Он женился на ней за два

года до переселения в Медину в меся-

це шавваль. Однако супружескую жизнь

они начали только в месяце шавваль

2 г. х., когда ей было 9 лет. Когда Пророк

Мухаммад r скончался, ей было всего

восемнадцать лет. Из всех его жён толь-

ко она была девственницей. Когда она

попросила Посланника Аллаха r дать

ей кунью, он назвал её Умм ‘Абдаллах по

имени ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра, ко-

торый был сыном её сестры Асмы бинт

Абу Бакр. Она была одной из самых об-

разованных сподвижниц, прекрасно раз-

биралась в тонкостях мусульманского

права, хорошо знала историю и обычаи

арабов и пересказывала много хадисов.

Когда невежественные люди обвинили её

в совершении прелюбодеяния, Всевыш-

ний Аллах ниспослал в её оправдание де-

сять аятов из суры 24 «Свет». Посланник

Аллаха r скончался и был похоронен

в её доме. Она умерла в ночь на вторник,

17 числа месяца рамадан 57 или 58 г. х.

Погребальной молитвой руководил Абу

Хурайра, после чего она была похороне-

на на кладбище Аль-Баки‘.

[6] Абу ‘Абдаллах аз-Зубайр ибн аль-

‘Аввам ибн Хувайлид аль-Кураши аль-

Асади — «апостол» Посланника Алла-

ха r и его двоюродный брат (сын его

тётки по отцу Сафии). Один из деся-

ти обрадованных благой вестью о Рае.

Один из шести сподвижников, назна-

ченных ‘Умаром, которые советовались

о выборе халифа, исполняя его послед-

нюю волю. Принял ислам в возрасте

двенадцати лет. Совершил два пересе-

ления. Участвовал в нескольких битвах.

20 Часть первая. ‘Умар в Мекке

за её родства с Посланником Аллаха r, и он

посватался к ней. ‘Али выдал её за него, и она

родила ему Зайда и Рукайю. ‘Умар также же-

нился на Люхье, женщине из Йемена, и она ро-

дила ему ‘Абд-ар-Рахмана-младшего (или ‘Абд-

ар-Рахмана-среднего). Аль-Вакиди утверждал,

что она была наложницей, а не женой. Гово-

рят также, что у него была наложница по име-

ни Фукайха, которая родила ему Зайнаб. Аль-

Вакиди сказал, что она была самой младшей из

его детей. Всего у ‘Умара было в разное время

семь жён и тринадцать детей: сыновья — Зайд-

старший, Зайд-младший, ‘Асым, ‘Абдаллах, ‘Абд-

ар-Рахман-старший, ‘Абд-ар-Рахман-средний,

‘Абд-ар-Рахман-

младший, ‘Убайдаллах и ‘Ияд,

дочери — Хафса, Рукайя, Зайнаб и Фатыма.

Передают следующую историю. ‘Умар ибн

аль-Хаттаб развёлся со своей женой — мате-

рью его сына ‘Асыма. Спустя некоторое время он

встретил её в долине Мухассир. Она несла сына

на руках. А к этому времени мальчик уже был

отнят от груди и мог ходить. Он взял его и потя-

нул к себе, собираясь забрать его у неё. Она тя-

нула ребёнка к себе, а ‘Умар — к себе. Мальчи-

ку стало больно, и он расплакался. Тогда ‘Умар

сказал ей: «Я имею больше прав на сына, чем

ты». После этого он пошёл к Абу Бакру , что-

бы отсудить у неё мальчика, но Абу Бакр ска-

зал: «Её запах и её объятия лучше для него, чем

ты, до тех пор пока он не вырастет и не выберет

самостоятельно, с кем ему остаться». А в другой

версии Абу Бакр сказал: «Она добрее, ласко-

вее, милосерднее, внимательнее и заботливее,

чем ты, и она имеет больше прав на своего сына

до тех пор, пока не выйдет замуж».

Его предательски

убил Ибн Джур-

муз, когда он возвра-

щался домой после

Верблюжьей бит-

вы в 36 г. х. Ему тогда

было 67 лет.

[7] ‘Али ибн Абу Та-

либ был первым ре-

бёнком, принявшим

ислам, и впослед-

ствии стал четвёртым

праведным халифом.

Правил с 35 по 40 гг. х.

Он приходился По-

сланнику Аллаха r

двоюродным братом

и зятем. Он женил-

ся на его дочери Фа-

тыме в месяце рама-

дан 2 г. х., когда ему

было 20 лет. Он при-

нимал участие во всех

сражениях и воен-

ных походах Послан-

ника Аллаха r, кро-

ме похода на Табук,

во время которого он

управлял Мединой.

Во время утренней

молитвы в Куфе он

был смертельно ранен

злоумышленником по

имени ‘Абд-ар-Рахман

ибн Мульджам. Скон-

чался в пятницу,

17 числа месяца рама-

дан 40 г. х.

Глава первая. Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба 21

‘Умар женился ради того, чтобы у него было много детей. Сам

‘Умар признавался, что женится не ради удовлетворения страсти,

а в надежде, что Аллах дарует ему детей, которые будут поминать Его.

Около половины жизни ‘Умара прошло в доисламские вре-

мена. Он рос так же, как и его соплеменники-курайшиты. Одна-

ко он отличался от них тем, что научился читать, а обученных

грамоте среди арабов того времени было очень мало.

Он с детства привык к ответственности. Его жизнь была суро-

вой. Его воспитывали в строгости, и он не видел ни роскоши, ни бо-

гатства. Его отец аль-Хаттаб был очень жёстким человеком, и, ещё

будучи мальчиком, ‘Умар пас его верблюдов. Жестокость отца оста-

вила глубокий след в душе ‘Умара, и впоследствии он часто вспо-

минал об этом. ‘Абд-ар-Рахман ибн Хатыб передаёт: «Однажды,

когда я был с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом в Даджнане, он сказал:

“Я пас верблюдов аль-Хаттаба в этом месте. А он был человеком гру-

бым и жестоким. Иногда я пас верблюдов, а иногда рубил дрова”».

А Са‘ид ибн аль-Мусайяб сказал: «‘Умар отправил-

ся в хадж и, добравшись до Даджнана, сказал: “Нет боже-

ства, кроме Аллаха Возвышенного, Великого, Дарующего что

пожелает и кому пожелает… Я пас верблюдов аль-Хаттаба

в этой долине, одетый в шерстяную одежду. А он был челове-

ком жёстким, изнурял меня работой, бил, если я делал что-то

не так, а по вечерам я оставался наедине с Всевышним”. По-

сле этого он сказал:

Ничто из того, что ты видишь, не вечно.

Останется Бог, и уйдут сыновья и богатство.

Хурмуза не спасли его сокровища,

‘Адиты хотели жить вечно, но у них ничего не вышло,

И даже у Сулеймана, которому ветер послушен был,

И люди, и джинны, — никто из них не жил вечно.

Где теперь владыки великие,

К которым со всех сторон шли делегации?

Это источник, из которого пил каждый живший до нас,

И нам из него испить непременно придётся».

22 Часть первая. ‘Умар в Мекке

‘Умар пас верблюдов не только своего от-

ца, но и своих тёток по материнской линии из

бану Махзум. Об этом рассказал сам ‘Умар

уже после того, как он стал халифом.

Мухаммад ибн ‘Умар аль-Махзуми пере-

даёт со слов своего отца: «Однажды ‘Умар

объявил о том, что люди должны собраться

на молитву не в обычное время, и они стали

восклицать: “Аллах велик!” Когда люди собра-

лись, ‘Умар взошёл на минбар, восхвалил

Аллаха должным образом, призвал благосло-

вения на Пророка r и сказал: “О люди! Я пас

верблюдов для своих тёток по матери из ба-

ну Махзум, и они давали мне горсть фини-

ков или изюма, и больше я ничего не получал

целый день”. Сказав это, он спустился с мин-

бара. ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф[8] сказал ему:

“О повелитель верующих, ты лишь принизил

себя!” ‘Умар сказал: “Горе тебе, о Ибн ‘Ауф!

Я остался наедине с самим собой, и душа моя

сказала мне: вот ты повелитель верующих —

кто же лучше тебя? И мне захотелось поста-

вить её на место”».

Вне всяких сомнений, это нелёгкое заня-

тие сделало ‘Умара выносливым, сильным

и терпеливым, ведь он пас верблюдов, а не

овец, а это требовало большой физической

силы. ‘Умар с ранних лет занимался борь-

бой, ездил на лошади, знакомился с поэзией

арабов и сам сочинял стихи. Он интересовал-

ся историей своего народа и посещал ярмар-

ки арабов, например ‘Укказ, Джунну и Зу-

ль-Маджаз. Он не только получал пользу от

торговли, но и узнал немало о славных под-

вигах арабов и их скверных деяниях, об их

[8] Абу Мухаммад

‘Абд-ар-Рахман ибн

‘Ауф аз-Зухри аль-

Кураши — один из

величайших спод-

вижников. Один из

десяти обрадован-

ных благой вестью

о Рае. Один из ше-

сти участников сове-

та. Принял ислам од-

ним из первых. Был

очень щедрым. Вы-

делялся своим умом

и смелостью. Родил-

ся через десять лет

после «года слона».

Участвовал в битве

при Бадре и осталь-

ных битвах и был ра-

нен в битве при Уху-

де. Разбогател за счёт

торговли. Часто раз-

давал милостыню

и расходовал своё

богатство на пути

Аллаха. Умер в 31 г. х.

в Медине.

Глава первая. Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба 23

войнах и важных событиях, которые происходили с ними, по-

скольку на ярмарках выступали известнейшие поэты и орато-

ры арабов тех времён. Они описывали эти события в своих сти-

хах и вдохновенных речах. Благодаря этим ежегодным ярмаркам

арабы не забывали свою историю, однако те же ярмарки порой

становились искрами, из-за которых разгорались войны, как бы-

ло, например, с войнами, названными «войнами нечестия».

‘Умар занялся торговлей и стал одним из самых состоятель-

ных людей в Мекке. Он отправлялся в разные области для тор-

говли и узнал много нового во время своих поездок. Летом он

отправлялся в Шам, а зимой — в Йемен. Он занял видное ме-

сто в мекканском обществе и принимал активное участие в его

жизни. Происхождение помогло ему в этом, поскольку его дедом

был Нуфайль ибн ‘Абд-аль-‘Узза, который пользовался большим

авторитетом среди соплеменников, а его более дальним предком

был Ка‘б ибн Люайй, который также пользовался почётом и ува-

жением среди арабов: они вели свою историю от года его кон-

чины. Происхождение и личные достоинства и заслуги принесли

‘Умару уважение соплеменников и высокое положение, кото-

рое он занимал среди них. Ибн Са‘д утверждает, что в доислам-

ские времена люди обращались к ‘Умару со своими тяжбами.

‘Умар был мудрым, красноречивым, проницательным, силь-

ным, выдержанным, благородным человеком, и в споре он умел

ясно излагать свои аргументы и обосновывать свои утверждения.

Благодаря этим качествам он стал послом курайшитов и не раз

выступал в качестве посредника между курайшитами и другими

племенами. Если между курайшитами и представителями другого

племени возникал конфликт, они посылали на переговоры ‘Умара

ибн аль-Хаттаба , и когда кто-то пробовал порицать их или пре-

возноситься над ними, они также обращались к ‘Умару , и у него

всегда находился достойный ответ на подобные выпады.

Он защищал обычаи арабов и всё то, что было для них при-

вычным. ‘Умар был очень искренним по натуре человеком, что

заставляло его горячо отстаивать то, во что он верил. В самом

начале исламского призыва ‘Умар пытался бороться с новой

24 Часть первая. ‘Умар в Мекке

религией, которая, как он сразу понял, представляла несомнен-

ную опасность для уклада жизни, к которому привыкли арабы

за много лет и согласно которому Мекка занимала особое ме-

сто в сердцах арабов. Возвеличивание арабами Мекки, Заповед-

ной мечети и Каабы имело следствием особое отношение арабов

и к племени курайш, которое неизменно ассоциировалось у них

с Меккой и её святынями. Этот уклад был причиной процвета-

ния и богатства курайшитов. Именно по этой причине меккан-

цы старались всеми силами остановить распространение ислама

и притесняли слабых, не обладавших властью и влиянием му-

сульман, и ‘Умар был среди тех, кто преследовал новообратив-

шихся с особой жестокостью.

Однажды он бил плетью рабыню, принявшую ислам, до тех

пор, пока рука у него не заболела и плеть не выпала из неё. Абу

Бакр, увидев это, купил рабыню и отпустил её на волю.

‘Умар хорошо знал, какой была жизнь арабов и их обычаи

в доисламские времена, и самозабвенно защищал всё то, что бы-

ло для них дорого и значимо. Однако, когда он принял ислам, он

сразу же увидел его красоту и его истинную сущность. Он уви-

дел огромную разницу между верой и неверием, прямым путём

и заблуждением, истиной и ложью, потому что ему было с чем

сравнивать. Поэтому ‘Умар и произнёс свою знаменитую фра-

зу: «Узлы ислама развяжутся один за другим, когда появятся

в исламе те, кто не знал джахилии».

Глава вторая

Принятие ислама и переселение

Лёд в сердце ‘Умара начал таять в тот день, когда он впер-

вые увидел, как курайшитки покидают родные края и уез-

жают в чужую и далёкую землю из-за того, как поступали

с ними он и ему подобные. Он начал испытывать угрызения

совести из-за того, что сотворил со своими соплеменницами,

и почувствовал жалость к ним. Поэтому он даже ощутил по-

требность сказать им что-нибудь доброе, чего никогда не де-

лал прежде.

Умм ‘Абдаллах бинт Абу Хантама рассказывала: «Клянусь

Аллахом, мы собрались переехать на землю Эфиопии. ‘Амир

ушёл за какими-то нашими вещами. И вот пришёл ‘Умар ибн

аль-Хаттаб и встал надо мной. Он ещё тогда был язычником,

и больше всего нам доставалось как раз от него. Он спросил:

“Уезжаете, Умм ‘Абдаллах?” Я сказала: “Да, клянусь Аллахом!

Мы отправляемся на землю Аллаха. Вы нас мучили, обижа-

ли, так что мы уезжаем, пока Аллах не облегчит наше положе-

ние”. Он сказал: “Да сопутствует вам Аллах!” Я увидела в нём

мягкость, которую я раньше не замечала за ним. Потом он

ушёл. Мне показалось, что он огорчён нашим отъездом. При-

шёл ‘Амир с тем, за чем ходил. Я сказала ему: “О Абу ‘Абдаллах!

Если бы ты видел ‘Умара , который подходил только что, его

жалость и печаль из-за нас”. Он сказал: “Ты надеешься, что он

26 Часть первая. ‘Умар в Мекке

примет ислам?” Я ответила: “Да”. Он сказал: “Тот, кого ты виде-

ла, примет ислам не раньше, чем его осёл!”»

Этот случай произвёл на ‘Умара неизгладимое впечатле-

ние. Он почувствовал себя неуютно, задумался о том, что тво-

рил. Он видел, какие страдания причиняются последователям

новой религии и через какие испытания им приходится прохо-

дить. И тем не менее они остаются стойкими и не желают отре-

каться от своей религии.

Он почувствовал горечь. Его охватила печаль. Спустя неко-

торое время после этого события ‘Умар принял ислам бла-

годаря мольбе, с которой обратился к Всевышнему Посланник

Аллаха r: «О Аллах, укрепи ислам посредством того из этих

двоих — Абу Джахля ибн Хишама и ‘Умара ибн аль-Хаттаба, —

кого Ты любишь больше!» Оказалось, что Всевышний Аллах по-

желал привести в ислам ‘Умара …

Достоверные хадисы указывают на то, что иногда джин-

ны, по воле Всевышнего, принимают участие в наставлении

людей на истинный путь. В «Сахихе» аль-Бухари упоминает-

ся о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил человека, кото-

рый был прорицателем во времена невежества, о самом удиви-

тельном из того, что приносил ему его джинн (женского пола),

и он ответил: «Однажды, когда я был на рынке, она явилась

ко мне напуганная…» Она упомянула о слабости и отчаянии

джиннов. Далее, согласно Ибн Касиру, бывший прорицатель

рассказал, что, когда он спал возле идолов, один человек при-

вёл телёнка и зарезал его, и из телёнка раздался голос, провоз-

гласивший, что нет божества, кроме Аллаха, и возвестивший

о пришествии Пророка r.

О причинах принятия ислама ‘Умаром передаётся мно-

го сообщений, большинство из которых недостоверны. Что же

касается самого принятия ислама, то оно произошло следую-

щим образом.

Курайшиты собрались и договорились убить Посланника Ал-

лаха r. Они сказали: «Кто убьёт Мухаммада?» ‘Умар сказал:

«Я». Они сказали: «Хорошо, пусть это будешь ты».

Глава вторая. Принятие ислама и переселение 27

И вот однажды ‘Умар вышел из дома, опоясавшись своим

мечом, направляясь к Посланнику Аллаха и группе его спод-

вижников, которые собрались в доме аль-Аркама на холме Са-

фа. Вместе с Пророком r были его дядя Хамза ибн ‘Абд-аль-

Мутталиб , Абу Бакр ас-Сыддик , а также ‘Али ибн Абу

Талиб и ещё около сорока мужчин и женщин из числа сре-

ди мусульман, которые остались вместе с Пророком в Мек-

ке и не уехали в Эфиопию. Его встретил Ну‘айм ибн ‘Абдаллах

и спросил: «Куда направляешься, о ‘Умар?» Он ответил: «Иду

к Мухаммаду, этому еретику, который разобщил курайшитов,

глумился над их верованиями, оскорбил их религию и поно-

сил их богов. Я его убью!» Ну‘айм сказал ему: «Клянусь Алла-

хом, твоя душа ввела тебя в заблуждение, о ‘Умар! Ты думаешь,

что бану ‘Абд-Манаф позволят тебе ходить по земле, если ты

убьёшь Мухаммада? Может, ты вернёшься к членам своей се-

мьи и разберёшься с ними?» Он спросил: «Кто из членов моей

семьи?» Тот ответил: «Твой зять, он же твой двоюродный брат,

и твоя сестра».

Когда ‘Умар услышал о том, что его сестра и её муж при-

няли ислам, его охватил гнев. Он пришёл к ним домой и посту-

чал в дверь. Они спросили: «Кто там?» Он ответил: «Ибн аль-

Хаттаб». А они в это время читали Коран со свитка. Услышав

шаги ‘Умара , те, кто был в доме, поспешили спрятаться и за-

были убрать свиток. Когда ‘Умар вошёл, Фатыма поняла по его

лицу, что он пришёл не с добром, и убрала свиток под своё бедро.

‘Умар спросил: «Что это за бормотание я у вас слышал?» Они

ответили: «Мы просто разговаривали друг с другом». Он спро-

сил: «Может быть, вы стали вероотступниками?» В ответ его зять

сказал: «О ‘Умар , скажи, а что если истина не в твоей религии?»

Тогда ‘Умар бросился на своего зятя и стал жестоко избивать

его. Сестра оттащила его от своего мужа, но ‘Умар ударил

и её, отчего по лицу её потекла кровь. В гневе она воскликнула:

«О враг Аллаха! Ты бьёшь меня за то, что я верю в Единствен-

ного Бога?!» Он сказал: «Да!» Тогда она воскликнула: «Делай

что хочешь! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха,

28 Часть первая. ‘Умар в Мекке

и что Мухаммад — Посланник Аллаха! Мы приняли ислам, да-

же если тебе это и не по душе!» Услышав эти слова, ‘Умар оду-

мался, пожалел о содеянном, отпустил её мужа и сел. Он ска-

зал: «Дайте мне почитать этот ваш свиток». Его сестра сказала:

«Я не сделаю этого». ‘Умар сказал: «Горе тебе! Сказанное то-

бой запало мне в сердце. Дай же мне посмотреть на этот свиток,

и я обещаю, что верну его тебе в целости и сохранности». Она

сказала: «Ты нечист, а к нему могут прикасаться только очищен-

ные. Иди же соверши полное или частичное омовение». ‘Умар

вышел, совершил полное омовение и вернулся к сестре. Она по-

дала ему свиток, в котором была сура «Та, Ха». Он увидел в нём

«С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного», и, когда его

взгляд упал на слова «Милостивого, Милосердного», он зары-

чал и отбросил свиток, но потом взял себя в руки, поднял сви-

ток и начал читать:

Та. Ха.



2015-12-07 497 Обсуждений (0)
Поступает так, как пожелает 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поступает так, как пожелает

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)