Поступает так, как пожелает
Сура 22 «Паломничество», аят 14 Часть первая ‘Умар в Мекке Глава первая Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба Его звали ‘Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн ‘Абд-аль-‘Узза ибн Риях ибн ‘Абдаллах ибн Курт ибн Разах ибн ‘Ади ибн Ка‘б ибн Люайй ибн Галиб ибн Фихр аль-‘Адви аль-Кураши . У них с Посланником Аллаха r был общий предок — Ка‘б ибн Люайй. Он носил кунью Абу Хафс, и у него было прозвище аль- Фарук — ‘различающий’. Посредством него Всевышний Аллах провёл разграничительную линию между верой и неверием. Он родился на тринадцать лет позже, чем Посланник Алла- ха r. ‘Умар был светлокожим. Он был красив лицом. У не- го были крупные кисти рук и ступни. Он был худым, крепким и очень высоким, так что, когда он шёл, казалось, что он едет верхом. Он был очень сильным и строгим. Он красился хной. У него были длинные усы. Он ходил очень быстро, обладал гром- ким голосом, а если наносил удар, то удар получался сильным. Отцом ‘Умара был аль-Хаттаб ибн Нуфайль, а дедом — Ну- файль ибн ‘Абд-аль-‘Узза, к которому курайшиты часто обраща- лись, прося рассудить их и вынести решение по их делу. Матерью ‘Умара была Хантама бинт Хашим ибн аль-Мугира. Говори- ли также, что она была сестрой Абу Джахля, однако большинство историков считают, что она приходилась ему двоюродной сестрой. Если говорить о жёнах и детях ‘Умара , то во времена неве- жества он женился на Зайнаб бинт Маз‘ун, сестре ‘Усмана ибн Маз‘уна, и она родила ему ‘Абдаллаха, ‘Абд-ар-Рахмана-старшего Глава первая. Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба 19 и Хафсу. Он также женился на Муляйке бинт Джаруль, ко- торая родила ему ‘Убайдалла- ха. Позже он развёлся с ней, и она вышла замуж за Абу аль- Джахма ибн Хузайфу. ‘Умар также женился на Курайбе бинт Абу Умайя аль-Махзуми и спу- стя некоторое время развёлся с ней, и после него она вышла замуж за ‘Абд-ар-Рахмана ибн Абу Бакра[4]. ‘Умар также же- нился на Умм Хаким бинт аль- Харис ибн Хишам. Это прои- зошло после того, как её муж ‘Икрима ибн Абу Джахль погиб в Шаме. Она родила ему Фа- тыму. Позже он развёлся с ней (согласно другой версии, он не давал ей развода) и женился на Джамиле бинт ‘Асым ибн Са- бит ибн Абу аль-Аклях из пле- мени аус. Он также женился на ‘Атике бинт Зайд ибн ‘Амр ибн Нуфайль, которая до этого бы- ла женой ‘Абдаллаха ибн Абу Бакра. После гибели ‘Умара на ней женился аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам[6]. Говорят, что она была матерью его сына ‘Ияда. А Аллах знает обо всём лучше. ‘Умар также посватался к Умм Кульсум, дочери ‘Али ибн Абу Талиба[7] от Фатымы. ‘Ума- ра привлекла эта девушка из- [4] ‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакр ас- Сыддик аль-Кураши ат-Тамими — спод- вижник и бесстрашный воин. Участво- вал в сражении при Ямаме и военных походах в Африку. Вошёл в завоёванный Египет. Участвовал в Верблюжьей бит- ве вместе со своей родной сестрой ‘Аи- шей[5], матерью верующих. Не приносил присягу Язиду. Умер до того, как завер- шилась присяга. [5] ‘Аиша бинт Абу Бакр — дочь Абу Бакра ас-Сыддика и супруга Пророка Мухаммада r. Он женился на ней за два года до переселения в Медину в меся- це шавваль. Однако супружескую жизнь они начали только в месяце шавваль 2 г. х., когда ей было 9 лет. Когда Пророк Мухаммад r скончался, ей было всего восемнадцать лет. Из всех его жён толь- ко она была девственницей. Когда она попросила Посланника Аллаха r дать ей кунью, он назвал её Умм ‘Абдаллах по имени ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра, ко- торый был сыном её сестры Асмы бинт Абу Бакр. Она была одной из самых об- разованных сподвижниц, прекрасно раз- биралась в тонкостях мусульманского права, хорошо знала историю и обычаи арабов и пересказывала много хадисов. Когда невежественные люди обвинили её в совершении прелюбодеяния, Всевыш- ний Аллах ниспослал в её оправдание де- сять аятов из суры 24 «Свет». Посланник Аллаха r скончался и был похоронен в её доме. Она умерла в ночь на вторник, 17 числа месяца рамадан 57 или 58 г. х. Погребальной молитвой руководил Абу Хурайра, после чего она была похороне- на на кладбище Аль-Баки‘. [6] Абу ‘Абдаллах аз-Зубайр ибн аль- ‘Аввам ибн Хувайлид аль-Кураши аль- Асади — «апостол» Посланника Алла- ха r и его двоюродный брат (сын его тётки по отцу Сафии). Один из деся- ти обрадованных благой вестью о Рае. Один из шести сподвижников, назна- ченных ‘Умаром, которые советовались о выборе халифа, исполняя его послед- нюю волю. Принял ислам в возрасте двенадцати лет. Совершил два пересе- ления. Участвовал в нескольких битвах. 20 Часть первая. ‘Умар в Мекке за её родства с Посланником Аллаха r, и он посватался к ней. ‘Али выдал её за него, и она родила ему Зайда и Рукайю. ‘Умар также же- нился на Люхье, женщине из Йемена, и она ро- дила ему ‘Абд-ар-Рахмана-младшего (или ‘Абд- ар-Рахмана-среднего). Аль-Вакиди утверждал, что она была наложницей, а не женой. Гово- рят также, что у него была наложница по име- ни Фукайха, которая родила ему Зайнаб. Аль- Вакиди сказал, что она была самой младшей из его детей. Всего у ‘Умара было в разное время семь жён и тринадцать детей: сыновья — Зайд- старший, Зайд-младший, ‘Асым, ‘Абдаллах, ‘Абд- ар-Рахман-старший, ‘Абд-ар-Рахман-средний, ‘Абд-ар-Рахман- младший, ‘Убайдаллах и ‘Ияд, дочери — Хафса, Рукайя, Зайнаб и Фатыма. Передают следующую историю. ‘Умар ибн аль-Хаттаб развёлся со своей женой — мате- рью его сына ‘Асыма. Спустя некоторое время он встретил её в долине Мухассир. Она несла сына на руках. А к этому времени мальчик уже был отнят от груди и мог ходить. Он взял его и потя- нул к себе, собираясь забрать его у неё. Она тя- нула ребёнка к себе, а ‘Умар — к себе. Мальчи- ку стало больно, и он расплакался. Тогда ‘Умар сказал ей: «Я имею больше прав на сына, чем ты». После этого он пошёл к Абу Бакру , что- бы отсудить у неё мальчика, но Абу Бакр ска- зал: «Её запах и её объятия лучше для него, чем ты, до тех пор пока он не вырастет и не выберет самостоятельно, с кем ему остаться». А в другой версии Абу Бакр сказал: «Она добрее, ласко- вее, милосерднее, внимательнее и заботливее, чем ты, и она имеет больше прав на своего сына до тех пор, пока не выйдет замуж». Его предательски убил Ибн Джур- муз, когда он возвра- щался домой после Верблюжьей бит- вы в 36 г. х. Ему тогда было 67 лет. [7] ‘Али ибн Абу Та- либ был первым ре- бёнком, принявшим ислам, и впослед- ствии стал четвёртым праведным халифом. Правил с 35 по 40 гг. х. Он приходился По- сланнику Аллаха r двоюродным братом и зятем. Он женил- ся на его дочери Фа- тыме в месяце рама- дан 2 г. х., когда ему было 20 лет. Он при- нимал участие во всех сражениях и воен- ных походах Послан- ника Аллаха r, кро- ме похода на Табук, во время которого он управлял Мединой. Во время утренней молитвы в Куфе он был смертельно ранен злоумышленником по имени ‘Абд-ар-Рахман ибн Мульджам. Скон- чался в пятницу, 17 числа месяца рама- дан 40 г. х. Глава первая. Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба 21 ‘Умар женился ради того, чтобы у него было много детей. Сам ‘Умар признавался, что женится не ради удовлетворения страсти, а в надежде, что Аллах дарует ему детей, которые будут поминать Его. Около половины жизни ‘Умара прошло в доисламские вре- мена. Он рос так же, как и его соплеменники-курайшиты. Одна- ко он отличался от них тем, что научился читать, а обученных грамоте среди арабов того времени было очень мало. Он с детства привык к ответственности. Его жизнь была суро- вой. Его воспитывали в строгости, и он не видел ни роскоши, ни бо- гатства. Его отец аль-Хаттаб был очень жёстким человеком, и, ещё будучи мальчиком, ‘Умар пас его верблюдов. Жестокость отца оста- вила глубокий след в душе ‘Умара, и впоследствии он часто вспо- минал об этом. ‘Абд-ар-Рахман ибн Хатыб передаёт: «Однажды, когда я был с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом в Даджнане, он сказал: “Я пас верблюдов аль-Хаттаба в этом месте. А он был человеком гру- бым и жестоким. Иногда я пас верблюдов, а иногда рубил дрова”». А Са‘ид ибн аль-Мусайяб сказал: «‘Умар отправил- ся в хадж и, добравшись до Даджнана, сказал: “Нет боже- ства, кроме Аллаха Возвышенного, Великого, Дарующего что пожелает и кому пожелает… Я пас верблюдов аль-Хаттаба в этой долине, одетый в шерстяную одежду. А он был челове- ком жёстким, изнурял меня работой, бил, если я делал что-то не так, а по вечерам я оставался наедине с Всевышним”. По- сле этого он сказал: Ничто из того, что ты видишь, не вечно. Останется Бог, и уйдут сыновья и богатство. Хурмуза не спасли его сокровища, ‘Адиты хотели жить вечно, но у них ничего не вышло, И даже у Сулеймана, которому ветер послушен был, И люди, и джинны, — никто из них не жил вечно. Где теперь владыки великие, К которым со всех сторон шли делегации? Это источник, из которого пил каждый живший до нас, И нам из него испить непременно придётся». 22 Часть первая. ‘Умар в Мекке ‘Умар пас верблюдов не только своего от- ца, но и своих тёток по материнской линии из бану Махзум. Об этом рассказал сам ‘Умар уже после того, как он стал халифом. Мухаммад ибн ‘Умар аль-Махзуми пере- даёт со слов своего отца: «Однажды ‘Умар объявил о том, что люди должны собраться на молитву не в обычное время, и они стали восклицать: “Аллах велик!” Когда люди собра- лись, ‘Умар взошёл на минбар, восхвалил Аллаха должным образом, призвал благосло- вения на Пророка r и сказал: “О люди! Я пас верблюдов для своих тёток по матери из ба- ну Махзум, и они давали мне горсть фини- ков или изюма, и больше я ничего не получал целый день”. Сказав это, он спустился с мин- бара. ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф[8] сказал ему: “О повелитель верующих, ты лишь принизил себя!” ‘Умар сказал: “Горе тебе, о Ибн ‘Ауф! Я остался наедине с самим собой, и душа моя сказала мне: вот ты повелитель верующих — кто же лучше тебя? И мне захотелось поста- вить её на место”». Вне всяких сомнений, это нелёгкое заня- тие сделало ‘Умара выносливым, сильным и терпеливым, ведь он пас верблюдов, а не овец, а это требовало большой физической силы. ‘Умар с ранних лет занимался борь- бой, ездил на лошади, знакомился с поэзией арабов и сам сочинял стихи. Он интересовал- ся историей своего народа и посещал ярмар- ки арабов, например ‘Укказ, Джунну и Зу- ль-Маджаз. Он не только получал пользу от торговли, но и узнал немало о славных под- вигах арабов и их скверных деяниях, об их [8] Абу Мухаммад ‘Абд-ар-Рахман ибн ‘Ауф аз-Зухри аль- Кураши — один из величайших спод- вижников. Один из десяти обрадован- ных благой вестью о Рае. Один из ше- сти участников сове- та. Принял ислам од- ним из первых. Был очень щедрым. Вы- делялся своим умом и смелостью. Родил- ся через десять лет после «года слона». Участвовал в битве при Бадре и осталь- ных битвах и был ра- нен в битве при Уху- де. Разбогател за счёт торговли. Часто раз- давал милостыню и расходовал своё богатство на пути Аллаха. Умер в 31 г. х. в Медине. Глава первая. Краткая биография ‘Умара ибн аль-Хаттаба 23 войнах и важных событиях, которые происходили с ними, по- скольку на ярмарках выступали известнейшие поэты и орато- ры арабов тех времён. Они описывали эти события в своих сти- хах и вдохновенных речах. Благодаря этим ежегодным ярмаркам арабы не забывали свою историю, однако те же ярмарки порой становились искрами, из-за которых разгорались войны, как бы- ло, например, с войнами, названными «войнами нечестия». ‘Умар занялся торговлей и стал одним из самых состоятель- ных людей в Мекке. Он отправлялся в разные области для тор- говли и узнал много нового во время своих поездок. Летом он отправлялся в Шам, а зимой — в Йемен. Он занял видное ме- сто в мекканском обществе и принимал активное участие в его жизни. Происхождение помогло ему в этом, поскольку его дедом был Нуфайль ибн ‘Абд-аль-‘Узза, который пользовался большим авторитетом среди соплеменников, а его более дальним предком был Ка‘б ибн Люайй, который также пользовался почётом и ува- жением среди арабов: они вели свою историю от года его кон- чины. Происхождение и личные достоинства и заслуги принесли ‘Умару уважение соплеменников и высокое положение, кото- рое он занимал среди них. Ибн Са‘д утверждает, что в доислам- ские времена люди обращались к ‘Умару со своими тяжбами. ‘Умар был мудрым, красноречивым, проницательным, силь- ным, выдержанным, благородным человеком, и в споре он умел ясно излагать свои аргументы и обосновывать свои утверждения. Благодаря этим качествам он стал послом курайшитов и не раз выступал в качестве посредника между курайшитами и другими племенами. Если между курайшитами и представителями другого племени возникал конфликт, они посылали на переговоры ‘Умара ибн аль-Хаттаба , и когда кто-то пробовал порицать их или пре- возноситься над ними, они также обращались к ‘Умару , и у него всегда находился достойный ответ на подобные выпады. Он защищал обычаи арабов и всё то, что было для них при- вычным. ‘Умар был очень искренним по натуре человеком, что заставляло его горячо отстаивать то, во что он верил. В самом начале исламского призыва ‘Умар пытался бороться с новой 24 Часть первая. ‘Умар в Мекке религией, которая, как он сразу понял, представляла несомнен- ную опасность для уклада жизни, к которому привыкли арабы за много лет и согласно которому Мекка занимала особое ме- сто в сердцах арабов. Возвеличивание арабами Мекки, Заповед- ной мечети и Каабы имело следствием особое отношение арабов и к племени курайш, которое неизменно ассоциировалось у них с Меккой и её святынями. Этот уклад был причиной процвета- ния и богатства курайшитов. Именно по этой причине меккан- цы старались всеми силами остановить распространение ислама и притесняли слабых, не обладавших властью и влиянием му- сульман, и ‘Умар был среди тех, кто преследовал новообратив- шихся с особой жестокостью. Однажды он бил плетью рабыню, принявшую ислам, до тех пор, пока рука у него не заболела и плеть не выпала из неё. Абу Бакр, увидев это, купил рабыню и отпустил её на волю. ‘Умар хорошо знал, какой была жизнь арабов и их обычаи в доисламские времена, и самозабвенно защищал всё то, что бы- ло для них дорого и значимо. Однако, когда он принял ислам, он сразу же увидел его красоту и его истинную сущность. Он уви- дел огромную разницу между верой и неверием, прямым путём и заблуждением, истиной и ложью, потому что ему было с чем сравнивать. Поэтому ‘Умар и произнёс свою знаменитую фра- зу: «Узлы ислама развяжутся один за другим, когда появятся в исламе те, кто не знал джахилии». Глава вторая Принятие ислама и переселение Лёд в сердце ‘Умара начал таять в тот день, когда он впер- вые увидел, как курайшитки покидают родные края и уез- жают в чужую и далёкую землю из-за того, как поступали с ними он и ему подобные. Он начал испытывать угрызения совести из-за того, что сотворил со своими соплеменницами, и почувствовал жалость к ним. Поэтому он даже ощутил по- требность сказать им что-нибудь доброе, чего никогда не де- лал прежде. Умм ‘Абдаллах бинт Абу Хантама рассказывала: «Клянусь Аллахом, мы собрались переехать на землю Эфиопии. ‘Амир ушёл за какими-то нашими вещами. И вот пришёл ‘Умар ибн аль-Хаттаб и встал надо мной. Он ещё тогда был язычником, и больше всего нам доставалось как раз от него. Он спросил: “Уезжаете, Умм ‘Абдаллах?” Я сказала: “Да, клянусь Аллахом! Мы отправляемся на землю Аллаха. Вы нас мучили, обижа- ли, так что мы уезжаем, пока Аллах не облегчит наше положе- ние”. Он сказал: “Да сопутствует вам Аллах!” Я увидела в нём мягкость, которую я раньше не замечала за ним. Потом он ушёл. Мне показалось, что он огорчён нашим отъездом. При- шёл ‘Амир с тем, за чем ходил. Я сказала ему: “О Абу ‘Абдаллах! Если бы ты видел ‘Умара , который подходил только что, его жалость и печаль из-за нас”. Он сказал: “Ты надеешься, что он 26 Часть первая. ‘Умар в Мекке примет ислам?” Я ответила: “Да”. Он сказал: “Тот, кого ты виде- ла, примет ислам не раньше, чем его осёл!”» Этот случай произвёл на ‘Умара неизгладимое впечатле- ние. Он почувствовал себя неуютно, задумался о том, что тво- рил. Он видел, какие страдания причиняются последователям новой религии и через какие испытания им приходится прохо- дить. И тем не менее они остаются стойкими и не желают отре- каться от своей религии. Он почувствовал горечь. Его охватила печаль. Спустя неко- торое время после этого события ‘Умар принял ислам бла- годаря мольбе, с которой обратился к Всевышнему Посланник Аллаха r: «О Аллах, укрепи ислам посредством того из этих двоих — Абу Джахля ибн Хишама и ‘Умара ибн аль-Хаттаба, — кого Ты любишь больше!» Оказалось, что Всевышний Аллах по- желал привести в ислам ‘Умара … Достоверные хадисы указывают на то, что иногда джин- ны, по воле Всевышнего, принимают участие в наставлении людей на истинный путь. В «Сахихе» аль-Бухари упоминает- ся о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил человека, кото- рый был прорицателем во времена невежества, о самом удиви- тельном из того, что приносил ему его джинн (женского пола), и он ответил: «Однажды, когда я был на рынке, она явилась ко мне напуганная…» Она упомянула о слабости и отчаянии джиннов. Далее, согласно Ибн Касиру, бывший прорицатель рассказал, что, когда он спал возле идолов, один человек при- вёл телёнка и зарезал его, и из телёнка раздался голос, провоз- гласивший, что нет божества, кроме Аллаха, и возвестивший о пришествии Пророка r. О причинах принятия ислама ‘Умаром передаётся мно- го сообщений, большинство из которых недостоверны. Что же касается самого принятия ислама, то оно произошло следую- щим образом. Курайшиты собрались и договорились убить Посланника Ал- лаха r. Они сказали: «Кто убьёт Мухаммада?» ‘Умар сказал: «Я». Они сказали: «Хорошо, пусть это будешь ты». Глава вторая. Принятие ислама и переселение 27 И вот однажды ‘Умар вышел из дома, опоясавшись своим мечом, направляясь к Посланнику Аллаха и группе его спод- вижников, которые собрались в доме аль-Аркама на холме Са- фа. Вместе с Пророком r были его дядя Хамза ибн ‘Абд-аль- Мутталиб , Абу Бакр ас-Сыддик , а также ‘Али ибн Абу Талиб и ещё около сорока мужчин и женщин из числа сре- ди мусульман, которые остались вместе с Пророком в Мек- ке и не уехали в Эфиопию. Его встретил Ну‘айм ибн ‘Абдаллах и спросил: «Куда направляешься, о ‘Умар?» Он ответил: «Иду к Мухаммаду, этому еретику, который разобщил курайшитов, глумился над их верованиями, оскорбил их религию и поно- сил их богов. Я его убью!» Ну‘айм сказал ему: «Клянусь Алла- хом, твоя душа ввела тебя в заблуждение, о ‘Умар! Ты думаешь, что бану ‘Абд-Манаф позволят тебе ходить по земле, если ты убьёшь Мухаммада? Может, ты вернёшься к членам своей се- мьи и разберёшься с ними?» Он спросил: «Кто из членов моей семьи?» Тот ответил: «Твой зять, он же твой двоюродный брат, и твоя сестра». Когда ‘Умар услышал о том, что его сестра и её муж при- няли ислам, его охватил гнев. Он пришёл к ним домой и посту- чал в дверь. Они спросили: «Кто там?» Он ответил: «Ибн аль- Хаттаб». А они в это время читали Коран со свитка. Услышав шаги ‘Умара , те, кто был в доме, поспешили спрятаться и за- были убрать свиток. Когда ‘Умар вошёл, Фатыма поняла по его лицу, что он пришёл не с добром, и убрала свиток под своё бедро. ‘Умар спросил: «Что это за бормотание я у вас слышал?» Они ответили: «Мы просто разговаривали друг с другом». Он спро- сил: «Может быть, вы стали вероотступниками?» В ответ его зять сказал: «О ‘Умар , скажи, а что если истина не в твоей религии?» Тогда ‘Умар бросился на своего зятя и стал жестоко избивать его. Сестра оттащила его от своего мужа, но ‘Умар ударил и её, отчего по лицу её потекла кровь. В гневе она воскликнула: «О враг Аллаха! Ты бьёшь меня за то, что я верю в Единствен- ного Бога?!» Он сказал: «Да!» Тогда она воскликнула: «Делай что хочешь! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, 28 Часть первая. ‘Умар в Мекке и что Мухаммад — Посланник Аллаха! Мы приняли ислам, да- же если тебе это и не по душе!» Услышав эти слова, ‘Умар оду- мался, пожалел о содеянном, отпустил её мужа и сел. Он ска- зал: «Дайте мне почитать этот ваш свиток». Его сестра сказала: «Я не сделаю этого». ‘Умар сказал: «Горе тебе! Сказанное то- бой запало мне в сердце. Дай же мне посмотреть на этот свиток, и я обещаю, что верну его тебе в целости и сохранности». Она сказала: «Ты нечист, а к нему могут прикасаться только очищен- ные. Иди же соверши полное или частичное омовение». ‘Умар вышел, совершил полное омовение и вернулся к сестре. Она по- дала ему свиток, в котором была сура «Та, Ха». Он увидел в нём «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного», и, когда его взгляд упал на слова «Милостивого, Милосердного», он зары- чал и отбросил свиток, но потом взял себя в руки, поднял сви- ток и начал читать: Та. Ха.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |