Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Ной заботой о соблюдении справедливости он покорил сердца




Людей. Он был убеждён: справедливость — практический при-

Зыв к исламу. Он наделял по справедливости и требовал от веру-

Ющих, чтобы они помогали ему быть справедливым правителем.

Искушение властью и господством — величайшее из искуше-

Ний, с которыми может встретиться человек в своей земной жиз-

Ни. Когда правитель поддаётся этому искушению и попадает в его

130 Часть третья. ‘Умар — преемник Абу Бакра : правление и жизнь в обществе

Сети, этот бренный мир с его соблазнами и усладами сам идёт

К нему в руки. Любому человеку нелегко совладать с ним и одо-

Леть его в стремлении к довольству Всевышнего. Ведь душа че-

Ловека постоянно побуждает его к дурному, особенно когда все

Наслаждения доступны ему и любые его желания исполняются,

стоит только сказать слово… Правителям, которые преодолевают

Искушение властью, Всевышний уготовал щедрое вознагражде-

Ние. Они займут достойное место у Него. Они — Его приближён-

ные на земле, и они будут Его любимцами в Судный день. ‘Умар

Относился к числу именно таких правителей. Он не стремил-



Ся к богатству, не пользовался своей властью в корыстных целях,

Никого не притеснял и воспринимал своё правление как величай-

Шую обязанность, которая возложена на него против его воли

И которая подобна тяжкому бремени, которое он должен нести.

Посланник r сказал: «Самым любимым из людей для Аллаха

В Судный день и сидящим ближе всех к Нему будет справедли-

Вый правитель. А самым ненавистным и сидящим дальше всех

от Него окажется несправедливый правитель» [Тирмизи].

‘Умар прекрасно понимал, что правление и вынесение ре-

Шений в мусульманском обществе — огромная ответственность

И тяжкое бремя, потому что оно требует от человека быть абсо-

Лютно справедливым всегда и во всём. Недаром первым среди се-

Мерых, которых Аллах укроет в Своей тени в День, когда не будет

Иной тени, кроме Его тени, упомянут справедливый имам (прави-

Тель). Посланник Аллаха r сказал: «Семерых укроет Аллах в те-

ни Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его:

Справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Все-

Вышнему Аллаху; человека, сердце которого связано с мечетя-

Ми; двоих, которые любят друг друга ради Аллаха, встречаясь

И расставаясь только ради Него; мужчину, которого позвала воз-

желавшая его знатная и красивая женщина и который сказал:

“Воистину, я боюсь Аллаха”; того, кто подаёт милостыню на-

Столько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит

Правая; а также того, чьи глаза наполняются слезами, когда он

в одиночестве поминает Всевышнего Аллаха» [Бухари; Муслим].

Глава первая. Начало правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба 131

‘Умар стремился быть именно таким правителем. Он остро

Ощущал свою ответственность за мусульманскую общину, её

Имущество и её права. Он даже сказал: «Я боюсь, что Аллах

Спросит с меня даже за верблюда, который погиб из-за недосмо-

тра на берегу Евфрата» [Ибн Са‘д. Т. 3. С. 305].

Он добился больших успехов, чему способствовали не-

Сколько факторов, в том числе продолжительность прав-

ления ‘Умара

, его строгость и богобоязненность, а также

Богобоязненность сподвижников и их готовность подчинять-

ся законам Всевышнего, согласно которым правил ‘Умар .

К ‘Умару

На суд обращались как мусульмане, так и не мусуль-

Мане. И никто не видел от него притеснения и несправедливо-

сти. ‘Умар никого не притеснял сам и не позволял своим на-

Местникам и сборщикам закята ущемлять права кого бы то ни

Было и поступать несправедливо.

Однажды сын ‘Амра ибн аль-‘Аса соревновался с коптом, а ког-

да тот обогнал его, разгневался и ударил его плетью со словами:

«Вот тебе! Я — сын достойнейших!» Юноша-копт отправился

в Медину и пожаловался халифу ‘Умару ибн аль-Хаттабу . Ха-

лиф вызвал к себе ‘Амра ибн аль-‘Аса и его сына, а когда они при-

были, вручил копту плеть и сказал: «Ударь сына достойнейших!»

И когда копт ударил сына ‘Амра ибн аль-‘Аса, ‘Умар сказал ему:

«А теперь ударь и ‘Амра, потому что его сын ударил тебя, пользу-

ясь его властью!» — однако копт сказал: «Я ударил того, кто уда-

рил меня». После этого ‘Умар повернулся к ‘Амру ибн аль-‘Асу

и произнёс свои знаменитые слова: «О ‘Амр! Когда вы успели по-

работить людей? Ведь их матери родили их свободными!»

Замечательно сказал Ибн Таймийя (да помилует его Аллах):

«Поистине, Аллах помогает справедливому государству, даже если

Это государство неверующих, и не помогает несправедливому го-

Сударству, даже если это государство мусульман. Справедливость

Изменяет людей в лучшую сторону и увеличивает богатство».

Что же касается принципа равенства, который ‘Умар рас-

Пространил и утвердил в своём государстве, то это один из об-

Щих принципов, утверждённых исламом.

132 Часть третья. ‘Умар — преемник Абу Бакра : правление и жизнь в обществе

Всевышний Аллах сказал:

О люди! Воистину, Мы созда-

Ли вас из мужчины и женщины

И сделали вас народами и племе-

Нами, чтобы вы узнавали друг

Друга, и самый почитаемый пе-

Ред Аллахом среди вас — наибо-

Лее богобоязненный. Воистину,

Аллах — Знающий, Ведающий.

Сура 49 «Комнаты», аят 13

Ислам утверждает, что все люди изначально равны — правитель

И подчинённый, мужчина и женщина, араб и неараб, белокожий




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)