Ной заботой о соблюдении справедливости он покорил сердца
Людей. Он был убеждён: справедливость — практический при- Зыв к исламу. Он наделял по справедливости и требовал от веру- Ющих, чтобы они помогали ему быть справедливым правителем. Искушение властью и господством — величайшее из искуше- Ний, с которыми может встретиться человек в своей земной жиз- Ни. Когда правитель поддаётся этому искушению и попадает в его 130 Часть третья. ‘Умар — преемник Абу Бакра : правление и жизнь в обществе Сети, этот бренный мир с его соблазнами и усладами сам идёт К нему в руки. Любому человеку нелегко совладать с ним и одо- Леть его в стремлении к довольству Всевышнего. Ведь душа че- Ловека постоянно побуждает его к дурному, особенно когда все Наслаждения доступны ему и любые его желания исполняются, стоит только сказать слово… Правителям, которые преодолевают Искушение властью, Всевышний уготовал щедрое вознагражде- Ние. Они займут достойное место у Него. Они — Его приближён- ные на земле, и они будут Его любимцами в Судный день. ‘Умар Относился к числу именно таких правителей. Он не стремил- Ся к богатству, не пользовался своей властью в корыстных целях, Никого не притеснял и воспринимал своё правление как величай- Шую обязанность, которая возложена на него против его воли И которая подобна тяжкому бремени, которое он должен нести. Посланник r сказал: «Самым любимым из людей для Аллаха В Судный день и сидящим ближе всех к Нему будет справедли- Вый правитель. А самым ненавистным и сидящим дальше всех от Него окажется несправедливый правитель» [Тирмизи]. ‘Умар прекрасно понимал, что правление и вынесение ре- Шений в мусульманском обществе — огромная ответственность И тяжкое бремя, потому что оно требует от человека быть абсо- Лютно справедливым всегда и во всём. Недаром первым среди се- Мерых, которых Аллах укроет в Своей тени в День, когда не будет Иной тени, кроме Его тени, упомянут справедливый имам (прави- Тель). Посланник Аллаха r сказал: «Семерых укроет Аллах в те- ни Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: Справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Все- Вышнему Аллаху; человека, сердце которого связано с мечетя- Ми; двоих, которые любят друг друга ради Аллаха, встречаясь И расставаясь только ради Него; мужчину, которого позвала воз- желавшая его знатная и красивая женщина и который сказал: “Воистину, я боюсь Аллаха”; того, кто подаёт милостыню на- Столько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит Правая; а также того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Всевышнего Аллаха» [Бухари; Муслим]. Глава первая. Начало правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба 131 ‘Умар стремился быть именно таким правителем. Он остро Ощущал свою ответственность за мусульманскую общину, её Имущество и её права. Он даже сказал: «Я боюсь, что Аллах Спросит с меня даже за верблюда, который погиб из-за недосмо- тра на берегу Евфрата» [Ибн Са‘д. Т. 3. С. 305]. Он добился больших успехов, чему способствовали не- Сколько факторов, в том числе продолжительность прав- ления ‘Умара , его строгость и богобоязненность, а также Богобоязненность сподвижников и их готовность подчинять- ся законам Всевышнего, согласно которым правил ‘Умар . К ‘Умару На суд обращались как мусульмане, так и не мусуль- Мане. И никто не видел от него притеснения и несправедливо- сти. ‘Умар никого не притеснял сам и не позволял своим на- Местникам и сборщикам закята ущемлять права кого бы то ни Было и поступать несправедливо. Однажды сын ‘Амра ибн аль-‘Аса соревновался с коптом, а ког- да тот обогнал его, разгневался и ударил его плетью со словами: «Вот тебе! Я — сын достойнейших!» Юноша-копт отправился в Медину и пожаловался халифу ‘Умару ибн аль-Хаттабу . Ха- лиф вызвал к себе ‘Амра ибн аль-‘Аса и его сына, а когда они при- были, вручил копту плеть и сказал: «Ударь сына достойнейших!» И когда копт ударил сына ‘Амра ибн аль-‘Аса, ‘Умар сказал ему: «А теперь ударь и ‘Амра, потому что его сын ударил тебя, пользу- ясь его властью!» — однако копт сказал: «Я ударил того, кто уда- рил меня». После этого ‘Умар повернулся к ‘Амру ибн аль-‘Асу и произнёс свои знаменитые слова: «О ‘Амр! Когда вы успели по- работить людей? Ведь их матери родили их свободными!» Замечательно сказал Ибн Таймийя (да помилует его Аллах): «Поистине, Аллах помогает справедливому государству, даже если Это государство неверующих, и не помогает несправедливому го- Сударству, даже если это государство мусульман. Справедливость Изменяет людей в лучшую сторону и увеличивает богатство». Что же касается принципа равенства, который ‘Умар рас- Пространил и утвердил в своём государстве, то это один из об- Щих принципов, утверждённых исламом. 132 Часть третья. ‘Умар — преемник Абу Бакра : правление и жизнь в обществе Всевышний Аллах сказал: О люди! Воистину, Мы созда- Ли вас из мужчины и женщины И сделали вас народами и племе- Нами, чтобы вы узнавали друг Друга, и самый почитаемый пе- Ред Аллахом среди вас — наибо- Лее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий. Сура 49 «Комнаты», аят 13 Ислам утверждает, что все люди изначально равны — правитель И подчинённый, мужчина и женщина, араб и неараб, белокожий
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |