Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Го имущества. Клянусь Аллахом, если я останусь их правителем,




Я дам пастуху на горе Саны его долю из этих средств, когда он

Будет пасти там свой скот69».

Имам аш-Шаукани [Т. 8. С. 79] приводит эти слова ‘Умара

В качестве подтверждения того, что имам подобен остальным

Людям и не имеет права получать что-либо прежде остальных

Или брать больше других.

69 ‘Умар имел в виду, что он доставит каждому нуждающемуся то, что

Ему причитается, не вынуждая его самого отправляться в путь ради

Получения своего права.

Часть четвёртая. Финансовые и судебные учреждения и их совершенствование

‘Умар назначил работников, которые следили за поступления-

Ми в казну и упорядочивали их. Основными источниками доходов

исламского государства в эпоху ‘Умара были закят, военная добы-

ча, имущество, взятое без боя (фай’ — فيء ), налог с зиммиев (джизья —

جزية ), земельный налог (харадж — خراج ) и торговый налог (‘ушр — .(عشر

‘Умар следовал Корану и Сунне при сборе и упорядочива-

нии этих средств, а когда возникали вопросы, на которые нет яс-

Ного и однозначного ответа в Коране и Сунне, он советовался со



Сподвижниками и делал иджтихад на основе Корана и Сунны.

Закят. Закятом именуются обязательные отчисления в пользу

Нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят

Является одним из столпов ислама, и выплачивать его должен

Каждый взрослый и дееспособный мусульманин при условии,

что он владеет определённым минимумом (нисаб — نصاب ) имуще-

Ства. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра,

Товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и так далее. В Коране

Указывается, что материальные ценности, собранные в качестве

Закята, могут использоваться для оказания помощи следующим

Категориям людей: бедным; нуждающимся; сборщикам закя-

Та; тем, кто склоняется к исламу, с целью привлечения их сердец

К религии или укрепления их в исламе; рабам с целью их выку-

па; несостоятельным должникам; сражающимся на пути Аллаха;

Путникам, не имеющим средств на возвращение домой.

Всевышний Аллах сказал:

Пожертвования70 предназначе-

Ны для нищих и бедных, для тех,

Кто занимается их сбором и рас-

Пределением, и для тех, чьи

Сердца хотят склонить к исла-

Му, для выкупа рабов, для долж-

Закят.

Глава первая. Финансовый аппарат 245

Ников, для расходов на пути Ал-

Лаха и для путников. Таково

Предписание Аллаха. Воистину,

Аллах — Знающий, Мудрый.

Сура 9 «Покаяние», аят 60

Сподвижники предложили ‘Умару взимать закят за рабов

и лошадей. ‘Умар стал взимать закят за невольников и лоша-

Дей, являвшихся предметом торговли, равно как и с других това-

Ров, однако он не взимал закят с невольников-слуг и с лошадей,

Которые использовались на пути Аллаха, потому что Посланник

Аллаха r сказал: «Мусульманин не обязан выплачивать закят

Ни со своего коня, ни со своего раба».

‘Умар взимал пятую часть (хумс — خمس ) с клада. Он также

Побуждал людей использовать своё имущество и приумножать

Его, чтобы закят не уменьшал его из года в год.

За сбор закята в различных областях отвечали Анас ибн Ма-

лик, Са‘ид ибн Абу аз-Заббаб (Сурат), Харис аль-‘Абди, ‘Абдал-

лах ибн ас-Са‘иди, Сахль ибн Абу Хасма, Масляма ибн Мухалляд

аль-Ансари, Му‘аз ибн Джабаль (бану Киляб), Са‘д аль-А‘радж

(Йемен), Суфьян ибн ‘Абдаллах ас-Сакафи (Таиф).

Джизья. Это подушная подать, которую выплачивали ежегод-

Но немусульмане, жившие на территории исламского государ-

Ства. Им гарантировалась защита от внешних врагов и непри-

косновенность их имущества и жизни. ‘Умар велел приравнять

Огнепоклонников к иудеям и христианам и взимать с них джи-

Зью на тех же условиях, что и с людей Писания. Джизью выпла-

Чивали только взрослые мужчины, способные держать оружие,

Поскольку их освобождали от участия в военных действиях. Ни

С женщин, ни с рабов, ни с детей, ни с умалишённых джизья не

Взималась. Джизья также не взималась с бедняков, которые жи-

Ли на подаяние. Если кто-то из зиммиев принимал ислам, с него

Тут же снималась обязанность выплачивать джизью. Следует от-

Метить, что размер джизьи был небольшим, так что она не была

Тяжким бременем для выплачивающих её.

Часть четвёртая. Финансовые и судебные учреждения и их совершенствование

Однажды, когда над северными областя-

Ми исламского государства нависла угроза

нападения византийцев, ‘Умар велел вер-

Нуть зиммиям собранную с них джизью, по-

Скольку войско врага было многочисленным

И мусульмане не могли гарантировать зим-

Миям защиту.

Сбором джизьи занимались ‘Усман ибн Ху-

найф[51], Са‘ид ибн Хузайм, а также намест-

ники областей — например, ‘Амр ибн аль-‘Ас,

Му‘авия ибн Абу Суфьян и другие.

Если говорить об условиях взимания джи-

Зьи в период правления праведных халифов,

То они таковы.

Зиммии не должны говорить дурное

О Книге Аллаха и искажать её аяты.

Они не должны насмехаться над Послан-

Ником Аллаха r и обвинять его во лжи.

Они не должны ругать ислам.

Они не должны вступать в половую связь

С мусульманкой ни через прелюбодеяние, ни

Под видом брака.

Они не должны отвращать мусульмани-

На от его религии и покушаться на его имуще-

Ство или веру.

Они не должны помогать тем, кто враж-

Дебно настроен по отношению к мусульманам.

Джизью взимали в конце каждого года (не

Лунного), то есть после сбора урожая.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)