Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Военная добыча или что-то другое. Абу Бакр ас-Сыддик сле-




довал примеру Посланника Аллаха r. Однако во времена ‘Умара

Ибн аль-Хаттаба , когда границы исламского государства значи-

Тельно расширились и во много раз увеличились как доходы, так

И расходы государства, появилась необходимость в учреждениях,

Которые вели бы учёт этих поступлений и расходов. Одни только

Войска требовали переписи и письменной фиксации сумм, выде-

ляемых на их содержание с учётом их потребностей, чтобы никто

Из воинов не остался без содержания и чтобы они получали всё

Необходимое. Кроме того, наместники должны были отчитывать-

Ся перед халифом, сообщая ему, сколько средств было собрано,

Как они распределялись и сколько и на что было израсходовано.

‘Умар собрал сподвижников и посоветовался с ними отно-

Сительно создания подобных учреждений, тем более что у пер-

Часть четвёртая. Финансовые и судебные учреждения и их совершенствование

Сов в те времена они уже были, так что у мусульман был на-

Глядный пример. Около 20 года хиджры у мусульман появились

Канцелярии (диваны).

Если Абу Бакр ас-Сыддик распределял средства между людь-



ми, давая всем поровну, то ‘Умар при распределении средств

Учитывал заслуги человека и время принятия им ислама. Он сам

Говорил: «Я никогда не приравняю того, кто сражался против По-

сланника Аллаха r, к тому, кто сражался вместе с ним!»

‘Умар позвал к себе ‘Акиля ибн Абу Талиба72 и Махраму ибн

Науфаля, которые принадлежали к числу молодых курайшитов,

И велел им составить перепись людей соответственно их поло-

Жению. Они начали с бану Хашим, потом записали Абу Бакра

и его соплеменников, затем ‘Умара и его соплеменников, а по-

Том представителей остальных племён. Когда они отдали спи-

сок ‘Умару , он просмотрел его и сказал: «Нет, я хотел, чтобы

это выглядело иначе… Начните с близких Посланника Аллаха r

И перепишите людей в соответствии с их близостью к нему».

‘Умар назначил содержание всем мужчинам, женщинам

И детям с рождения. Он собирал средства в течение года и раз

В год распределял их.

Все записи велись на языке тех областей, в которых собирались

средства, и только во времена халифа ‘Абд-аль-Малика ибн Марвана

И его сына аль-Валида диваны стали вести учёт на арабском языке.

Распределение доходов исламского государства

при ‘Умаре ибн аль-Хаттабе

В исламского государства распределялись доходы, полученные из

Трёх основных источников: религиозный налог — закят; обще-

гражданские налоги — джизья, харадж, ‘ушр; военная добыча.

Распределение доходов от закята. Всевышний Аллах сказал:

72 ‘Акиль ибн Абу Талиб — родной брат ‘Али ибн Абу Талиба.

Глава первая. Финансовый аппарат 255

Пожертвования предназначе-

Ны для нищих и бедных, для тех,

Кто занимается их сбором и рас-

Пределением, и для тех, чьи

Сердца хотят склонить к исла-

Му, для выкупа рабов, для долж-

Ников, для расходов на пути Ал-

Лаха и для путников. Таково

Предписание Аллаха. Воистину,

Аллах — Знающий, Мудрый.

Сура 9 «Покаяние», аят 60

Таким образом, закят распределяется между восемью категори-

ями людей. Если говорить о бедняках, то им во времена ‘Ума-

Ра давали столько, сколько было необходимо, чтобы избавить

Их от бедности, то есть столько, сколько было достаточно для то-

Го, чтобы не жить за чертой бедности, а вести нормальный об-

раз жизни. Так поступал ‘Умар ибн аль-Хаттаб . Он говорил:

«Когда даёте, давайте достаточно». Он также говорил, разъясняя

Свою политику в отношении бедных: «Я буду давать им закят

Снова и снова, даже если на одного из них уйдёт сто верблюдов».

Во время правления ‘Умара бедных наделяли очень щедро:

И он, и Абу Бакр следовали примеру Посланника Аллаха r, и это

Было обычным явлением в мусульманском обществе тех времён.

Если же говорить о доле тех, чьи сердца хотят склонить к ис-

ламу, то ‘Умар приостановил выплату закята этой категории

Людей, поскольку ислам в его время обрёл силу и не было необ-

Ходимости склонять к исламу сердца людей подобным образом,

Поскольку мусульмане не нуждались в таких людях. И неправы

те, кто утверждает, что, сделав это, ‘Умар самовольно отменил

Одно из предписаний Всевышнего. Как мы уже сказали, он лишь

Приостановил его исполнение, поскольку ислам больше не был

Слабым, а потребность в таких людях существовала именно в пе-

Риод слабости ислама. Важно отметить, что сподвижники одо-

брили решение ‘Умара и согласились с ним.

Часть четвёртая. Финансовые и судебные учреждения и их совершенствование

Остальным категориям людей, упомянутым в аяте, закят вы-

Плачивался регулярно.

Распределение доходов от джизьи, хараджа, ‘ушра. Эти сред-

ства шли на содержание халифа, его работников (наместников,

судей и их помощников) и военных, а также на содержание род-

Ственников Посланника Аллаха r, жён тех, кто сражался на пути

Аллаха, и другие благие дела.

Если говорить о содержании военных, то при назначении содер-

Жания каждому из них учитывались наличие и близость родства

С Посланником Аллаха r, а также время принятия ислама и заслу-

Ги перед исламом. Распределением средств среди ближайших род-




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)