Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СРЕДСТВА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА



2015-12-14 2644 Обсуждений (0)
СРЕДСТВА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок




§ 1. Классификация средств целостного педагогического процесса

Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществле­ния педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.

Познавательная нагрузка и функции наглядности несут следую­щую нагрузку:

отражают многообразие конкретных явлений, предметов ок­ружающего мира;

организуют восприятие и наблюдение учеником реальной дей­ствительности;

оказывают значительное влияние на сенсорную сферу школь­ника, развивают его наблюдательность, мышление, воображение;

стимулируют познавательную и творческую активность, помо­ргают развитию интереса к учению;

способствуют обобщениям (аллегории или образы литератур­ных героев, выраженные словом либо средствами Театрального, изо­бразительного искусства, — носители обобщенных идей);

повышают качество усвоения, оснащенность знаний, что ведет ких ясному и сознательному пониманию;

создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохра­няются в памяти;

— с помощью наглядности отвлеченные понятия и абстракции наполняются конкретным содержанием.

Учитель должен иметь в виду, что, несмотря на ценнейшие до­стоинства наглядности, неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учебную цель яр­ким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладе­нию знаниями, к познанию существенных связей и закономерно­стей.

Наглядность — универсальное средство обучения и воспитания, 'которое одинаково ценно для учащихся разных возрастных групп: Чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее ис­пользование наглядности. В старших классах ее роль столь же зна­чительна, но ее виды и пути использования меняются.

В педагогической практике кроме наглядных средств обучения и воспитания широко применяются технические средства, функцио­нальные возможности и ценность которых подробно представлены в ф 3 и 4 данной главы.

Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. Подходов к классификации средств целостного пе­дагогического процесса достаточно много. В данном пособии используется классификация, приведенная на схеме 1.

 

§ 2. Средства наглядности в обучении и воспитании

Существует целый ряд условий, которые целесообразно учитывать при работе с наглядными пособиями:

— организация восприятия наглядного пособия способствующая максимальному восприятию учащимся заложенной в нем информации;

— создание условий для перехода мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу, умелого управления мыслительной деятельно­стью учащихся;

— умение связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи.

Ко всем наглядным средствам и их использованию в учебно-вос­питательном процессе предъявляются определенные требования:

точное соответствие реальному объекту или явлению;

— ясное осознание учителем цели, времени и места введения на­глядности;

— эстетическое оформление наглядного средства;

— адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;

— мера в использовании на одном уроке (занятии);

— при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны предъявляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до момента использования;

— наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;

— учет возраста, уровня развития и обученности учащихся.

> Предметная наглядность

Натуральные объекты или их заменители создают ясные впечатле­ния и представления учащихся о предмете. Можно долго объяснять •в начальной школе разницу между елью и сосной, принесенные же на урок ветки и шишки этих деревьев разрешат проблему их разли­чия в несколько минут.

Словесно-образная наглядность

Учитель может создать яркий образ не только при помощи видимых предметов, он располагает для этого выразительнейшими средствами языка. Применение «словесного рисования», живое и образное описание событий с использованием деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с ярким и красочным изображением образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, крылатые выра­жения, меткие эпитеты — все это наглядные средства, назначение которых создать представления, эмоциональные впечатления, яркие образы. у

Достаточно распространенным учебным средством являются так­же дидактические материалы. На дидактических карточках можно подготовить задания разной степени трудности и использовать их как средство дифференцированного и индивидуального подхода на любой стадии изучения материала. Написанные на плотной бумаге и ламинированные (покрытые защитной пленкой), они могут служить достаточно долго. На карточках оформляются всевозможные памятки, схемы анализа и разбора, справочные таблички и т.п., т.е. материал, ор­ганизующий и облегчающий самостоятельную работу учащихся.

Опорный конспект является эффективным дидактическим средст­вом. Такой конспект обеспечивает взаимодействие учителя и уча­щихся на основе предельного обобщения, кодирования, «свертыва­ния» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспро­изведения в сознании учащихся. Широкое применение он получил в деятельности учителя В.Ф. Шаталова. Составление опорных кон­спектов организует самостоятельную работу учащихся под руковод­ством педагога. Это средство широко применяется при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания, в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литерату­ры и искусства может их излишне схематизировать и формализовать;

Обучающее значение опорных конспектов заключается в том, что они позволяют хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных знаков и дают возможность развертывать учеб­ный материал во всей полноте с помощью опорных сигналов. Развивающий эффект обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной аналитико-синтезирующей деятельности учащихся, постоянного обобщения, свертывания знаний и их развертывания, воспроизведе­ния в сознании в случае необходимости. Вовлечение школьников в работу по составлению и использованию опорных конспектов вос­питывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, спо­собность одолеть, освоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Их следует использовать начиная со среднего школьного возраста, когда учащиеся постепенно овладе­вают умениями конспектирования, составления графиков, схем, таб­лиц. Приобретаемые умения аналитической работы с материалом необходимы в системе непрерывного образования и самообразова­ния.

> Объемная и плоскостная изобразительная наглядность

Словесно-образная наглядность подкрепляется и уточняется с помо­щью объемной и плоскостной изобразительной наглядности: макетов, муляжей, картин, иллюстраций и т.п. Рассказывая, например, о Сред­невековье на уроке истории, учитель создает яркие образы с помощью словесных описаний и демонстрируя изображения людей разных со­словий в их традиционных одеждах, картины средневековых художни­ков, макет средневекового замка, сделанный школьниками во внеучебное время. Можно не сомневаться, что Средневековье запечатлится в сознании школьников прежде всего в этих наглядных образах.

> Символическая (условная) изобразительная наглядность

Иное назначение в познавательном процессе имеют схемы, чертежи, карты, таблицы, диаграммы, графики. Роль образной наглядности со­стоит в показе связей, зависимостей, отношений, что не менее значи­тельно для познавательного процесса, чем создание ярких и живых впечатлений. Например, показ модели двигателя внутреннего сгора­ния позволит составить лишь конкретное представление о нем, в то время как рассмотрение схемы его действия раскроет связи, взаимо­действие его отдельных элементов, покажет принципы его устройства и действия. Этот вид наглядности применим в преподавании любого предмета преимущественно в средних и старших классах. Однако, как вы помните, система обучения в начальных классах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина построена на символической наглядности. Ее исполь­зование требует опоры на отвлеченное мышление учащихся. Приме­нение символических видов наглядности обогащает познание, способ­ствует развитию абстракции, обобщения, теоретического мышления. Но не всегда следует прибегать к применению наглядных средств или их большому количеству и разнообразию для создания живых и ярких образов. Кроме того, нередко трудно найти необходимое на­глядное средство. В таких случаях надо использовать явление апперцепции, т.е. зависимости восприятия от прошлого опыта, опоры на впечатления, которые уже были в опыте учащихся. Апперцепция в обучении необходима. Нецелесообразно приносить на урок предметы, известные учащимся, достаточно вызвать о них представления, чтобы опираться на столь же живые впечатления, которые нужны для актив­ного восприятия и сознательного усвоения знаний.

Принципиально важным в наглядном обучении является пра­вильное использование слова, помогающего анализу наблюдаемого, уточняющего и организующего восприятие, прокладывающего путь к образованию отвлеченных понятий. Исследованиями Л.В. Занкова установлено несколько возможных форм сочетания слова и на­глядности.

Таким образом, наглядность неоднородна. В зависимости от учеб­ной или воспитательной задачи, от уровня познавательной деятельно­сти учащихся и характера их деятельности избирается тот или иной целесообразный вид наглядности.

 

§ 3. Технические средства обучения и воспитания и их классификация

Технические средства обучениясовокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, приме­няемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптими­зации для предъявления и обработки информации. Технические средства обучения объединяют два понятия: технические устройст­ва (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители ин­формации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достигнуть необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.

Дидактические возможности технических средств обучения:

— являются источником информации;

— рационализируют формы преподнесения учебной информации;

— повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, яв­ления, события;

— организуют и направляют восприятие;

— обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;

— наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

— создают эмоциональное отношение к учебной информации;

— усиливают интерес к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;

— делают доступным для учащихся такой материал, который без них недоступен;

— активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространст­венного воображения, наблюдательности;

— являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

— иллюстрируют связь теории с практикой;

— создает условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целост­ного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

— экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа путем пе­реложения на технику тех функций, которые она выполняет качест­веннее, чем учитель. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп эко­номит 25 минут двухчасового занятия, кодоскоп (графопроектор) — до 30—40% времени, отведенного на объяснение нового материала, а технические операции по воспроизведению графиков, таблиц, формул — 15—20% учебного времени. Человек должен стать хозяином, а не рабом знаний и технических достижений, чтобы он овладел ими и подчинил их себе (С. Френе).

Дидактические особенности технических средств обучения:

— информационная насыщенность;

— возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

— возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

— показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

— реальность отображения действительности;

выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоци­ональная насыщенность.

В англоязычных источниках технические средства обучения на­зывают аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, ^проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким — носители инфор­мации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические !диски, слайды, кинофильмы.

В силу разнообразия их устройства, функциональных возможно­стей, способов предъявления информации классифицировать техни­ческие средства обучения довольно сложно. Перечислим основные классификации: 1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач); 2) принципу устройства и работы; 3) роду обучения; 4) логике работы; 5) характеру воздейст­вия на органы чувств; 6) характеру предъявления информации.

По функциональному назначению их подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тре­нажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют комбинированные технические средства, совмещающие функции различного назначения.

Технические средства передачи информации: диапроекторы, графо-проекторы (оверхеды), эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, ки­нопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ком­пьютеры и т.п. Отличительной особенностью всех этих устройств яв­ляется преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные техничес­кие устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оцени­вать степень усвоения учебного материала. Для этого используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие ком­пьютерные технологии. Контролирующие средства бывают индивиду­альными и групповыми. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности контроля знаний они варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированно­го контроля до специальных компьютерных программ. Однако примене­ние этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал неболь­шими дозами, после каждой следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуаль­ных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обуча­ющие программы бывают линейные, разветвленные и комбинирован­ные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возмож­ность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом проверяющем вопросе. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Тренажерные технические средства — специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Тренажеры применяются на основе специально разработанных программ действий, составленных с учетом процесса моделирования осваиваемой деятельности. Они особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; для дистанционного управления комплексами технических средств и затемнения предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонная проводная техника, усилители, полиэкраны, плазменные панели, электронные доски, световые и электронные таблицы, устройства для переплета и ламинирования, видеокамеры, диктофоны, копировальные аппараты и т.п.

К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные и компьютерные системы.

По принципу устройства и работы они бывают механическими, электромеханическими, оптическими, звукотехническими, электронными и комбинированными.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуалъного, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например в вузах для целого потока) пользования. По логике работы, они могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств их разделяют на визуалъные, аудиосредства и аудиовизуальные технические средства.

По характеру предъявления информации технические средства обучения делятся на экранные, звуковые и экранно-звуковые.

К техническим средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.

1. Функциональные — способность аппаратуры обеспечивать не­обходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вмести­мость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).

2. Педагогические — соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.

3. Эргономические — удобство и безопасность эксплуатации; ми­нимальное количество операций при подготовке и работе с аппара­том; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

4. Эстетические — гармония формы (наглядное выражение назначе­ния, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.

5. Экономические — относительно невысокая стоимость при вы­соком качестве и долговечности технических средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что технические средства обучения могут использоваться с любой дидактической целью на любом этапе процесса усвоения знаний. На этапе восприятия сигналы, воспри­нимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные обра­зы включаются в суждения и умозаключения. Более полное использо­вание зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае ос­нову для успешного протекания следующего этапа процесса познания — осмысления. Кроме того, в этом случае применение техни­ческих средств оказывает воздействие на формирование и усвоение по­нятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необ­ходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.

В запоминании как логическом завершении процесса усвоения технические средства также играют большую роль. Они способству­ют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные мо­менты, помогают запечатлеть логическую нить материала, система­тизировать изученный материал.

Велико значение технических средств и на этапе применения знаний. Уже говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютер­ные программы, направленные на выработку умений и навыков, специ­альное использование для этих целей статических и звуковых средств.

Каждым учителем должно учитываться эмоциональное воздей­ствие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внима­ние учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоци­ональный настрой на восприятие, но избыток эмоциональности за­труднит усвоение и осмысление основного материала. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания (на уроках чтения и литературы, истории, на воспитательных занятиях и др.), решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский коммента­рий имеют большое значение при восприятии любых технических средств и новых информационных технологий обучения, что не исключает использования только наглядной или только звуковой пере­сдачи информации в зависимости от задач урока, содержания материала, возраста, имеющегося у детей опыта и т. п.

Одной из актуальнейших и сложнейших проблем в учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. К.Д. Ушинский считал внимание учени­ка чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности вос­питания и обучения. По его мнению, каждый воспитатель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Техни­ческие средства обучения обладают значительными возможностями для привлечения и удержания детского внимания.

Используя их, необходимо учитывать психологические особенности внимания. Сосредоточенность — удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может сохраняться у детей 15—20 минут, а потом требу­ются его переключение, краткий отдых. Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной яс­ностью, что в норме составляет 7±2. Распределение внимания — одновре­менное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в под­готовке экранных пособий используют принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик не охватывает многие его необходимые характеристики. Переключение — перемещение внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п. управлять направленно­стью внимания всех учеников класса сложно. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное уп­равление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения — умения наблюдать.

Технические средства обучения помогают развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы, поскольку раз­личные формы наглядности позволяют дать разные ракурсы изучае­мых объектов, довести до логического конца неправильные рассуж­дения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя. Практически и традиционные, и совре­менные технические средства обучения и воспитания обладают воз­можностями развития творческих способностей учащихся и усвое­ния ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Они позволяют широко использовать различные пособия, в которых школьники в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также составлять учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках. Учащиеся с помощью технических средств способны форму­лировать свои вопросы, запросить у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, сколько им нужно.

Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:

— недостаточная методическая подготовленность учителя;

— неправильное определение дидактической роли и места аудио­визуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных воз­можностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

— бесплановость, случайность применения;

— перегруженность урока или воспитательного занятия техниче­скими средствами, превращение их в зрительно-звуковую, литера­турно-музыкальную композицию.

Слово учителя — необходимое условие и средство повышения дей­ственности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и ус­воения их содержания, управления познавательной деятельностью.

Средства наглядности, демонстрируемые с помощью техничес­ких устройств, могут служить основой для самостоятельной работы учащихся, что позволяет:

— научить работать с различными источниками информации;

— разнообразить формы самостоятельной работы;

— научить самоконтролю и самокорректированию познаватель­ной деятельности.

Из вышесказанного вытекает, что технические средства обучения имеют четкое целевое назначение в учебно-воспитательном процессе, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т.д.), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).

 

§ 4. Компьютерные технологии в процессе обучения и воспитания Персональный компьютер — это универсальное обучающее средство. Он с успехом может быть использован на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он хорошо вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. Компьютер может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, помогать пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того, вся современная проекционная аппаратура является мультимедийной (многофункциональной). Многие ее модели сопряжены с компьютерами, которые тоже представляют собой мультимедийное устройство. Термин «медиа» происходит от латинского слова media, переводимого как «среда, или носитель информации». Мультимедиа означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом, как у обычных компьютеров. Прежде всего, здесь имеется в виду звуковая и видеоинформация. Мультимедиа компьютеры — компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).

В ряде школ крупных городов уже появились так называемые видеоклассы, которые обладают массой преимуществ перед ранее существовавшими оснащенными техникой кабинетами. Видеокласс предельно компактен и занимает минимум площади. Практически не требуется затемнения, кроме легких штор от прямых солнечных лучей. В кабинете находятся: большой проекционный телевизор, компьютер, принтер, видеомагнитофон, телевизор учителя, миниатюрная самонаводящаяся видеокамера. Видеофильмы и все, что делается на компьютере, тут же транслируется для всего класса. На экране ком­пьютера можно создать любой несложный учебный материал и тут же размножить его на принтере и раздать детям, например, для индиви­дуальной работы в классе или как индивидуализированные домашние задания. Видеокамеру можно направить на любой объект: предметы, иллюстрации, даже некрупные живые объекты. Например, школьная тетрадь с выполненной работой тут же появится на экране демонстра­ционного телевизора, и учитель может показать любые ошибки, об­разцы выполнения тех или иных заданий и т.п. Все, что видят на эк­ране своего телевизора учащиеся, одновременно видит и учитель. Это позволяет использовать всю аппаратуру не сходя с места. Аппаратура установлена таким образом, чтобы, работая с ней, учитель имел воз­можность видеть весь класс. К системе имеющихся аппаратов можно подсоединять любые мультимедийные средства, что делает возможно­сти их использования неограниченными.

Во многих школах создаются медиатеки — информационные цен­тры, содержащие помимо печатной продукции аудио- и видеокниги (альбомы с оптическими дисками), компьютерные программы на флоппи- и мини-дисках. При медиатеках организуются автоматизи­рованные рабочие места для работы по новым технологиям обучения с оптимальными условиями для творческого, многоцелевого исполь­зования любой информации в учебно-познавательной деятельности учащихся во внеурочное время, повышении профессионализма учите­лей, непрерывном их самообразовании.

Возможности применения компьютера очень широки: от спра­вочной системы до средства моделирования ситуаций и деятельнос­ти в виртуальном мире.

Задачи применения компьютера в обучении:

обеспечение обратной связи в процессе обучения;

— обеспечение индивидуализации учебного процесса;

— повышение наглядности учебного процесса;

— поиск информации из самых широких источников;

— моделирование изучаемых процессов или явлений;

— организация коллективной и групповой работы.

Приведем основные аспекты, о которых надо помнить при анали­зе обучающей компьютерной программы и ее применении:

психологический — как повлияет данная программа на мотивацию учения, отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

педагогический — насколько программа отвечает общей направ­ленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;

методический — способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, пра­вильно ли методически подается материал;

организационный — рационально ли спланированы уроки с при­менением компьютера и новых информационных технологий, доста­точно ли предоставляется ученикам машинного времени для выпол­нения самостоятельных работ.

Следует помнить, что компьютеры в обучении надо использовать толь­ко тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Очень важно построить обучение таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, ес­ли в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо ис­пользовать выполненную ими работу на уроках при создании программ­ных продуктов или разработке методических материалов.

Очень важны в учебном процессе программные средства без одно­значной логики действий, жестких предписаний, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.

Из различных видов технических средств обучения, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие задачи, как:

— адаптивность учебного материала (в зависимости от индивиду­альных особенностей учащихся);

— многотерминальность (одновременная работа группы пользо­вателей);

— интерактивность (взаимодействие технических средств обуче­ния (ТСО) и учащегося, имитирующее в известной степени естест­венное общение);

— подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеау­диторное время.

Компьютеры способны решать те же методические задачи, что и традиционные технические средства обучения. Но в условиях ком­пьютерного обучения задействована более мощная, совершенная и быстродействующая техника. Компьютер осуществляет обучение в диалоговом (техническое средство — учащийся) режиме. Его учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.

Выбор способа использования компьютера прямо зависит от ди­дактической задачи.

Обучающие компьютерные программы по целям и задачам де­лятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренаже­ры, программы обучающего контроля, операционные среды.

Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками.

Программы проблемного обучения обладают большими возможно­стями. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуа­ции, так как они способствуют развитию умения принимать реше­ния в различных обстоятельствах.

Учебные игровые программы помогают формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим це­лям. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предме­та, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности.

В одной программе может соединяться несколько режимов (обу­чения, тренировки, контроля). В режиме обучения программа выво­дит на экран дисплея учебную информацию, задает вопрос на пони­мание предложенной информации. Если ответ неверен, компьютер или подсказывает, как найти правильный ответ, или дает ответ и за­дает новый вопрос.

В режиме тренажера выводятся только тексты вопросов, при ошибочном ответе дается комментарий — результаты ответов не за­поминаются, время их обдумывания не ограничивается.

В режиме контроля варианты заданий подбираются компьюте­ром, время обдумывания ограничивается, результаты ответов фик­сируются, при ошибке дается правильный ответ и комментарий. По окончании выводится список тем, по которым была допущена ошиб­ка и которые стоит повторить, ставится отметка.

Компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: яв­ляется средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему нов



2015-12-14 2644 Обсуждений (0)
СРЕДСТВА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СРЕДСТВА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)