Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воззрение на конфликт в средние века



2015-12-15 1645 Обсуждений (0)
Воззрение на конфликт в средние века 0.00 из 5.00 0 оценок




В средние века социально-политическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией. Но если в период язычест­ва религия, по сути, сливалась с государством и их функции не­просто было разграничить, то в эпоху Средневековья христиан­ство стало претендовать на некую особую роль в обществе и го­сударстве.

Августин Аврелий(354—430), древнеримский философ, резко проти­вопоставляет церковь и государство: «град божий» и «град земной». Град земной включает в себя дьявольскую волю, становит­ся общественным тираном. Истинное же государство, по мне­нию Августина, будет реализовано только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных от грешных. Государство рассматривается Августином как часть универ­сального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку.

Фома Аквинский(1224—1274), уроженец Италии, значительно обогатил религиозную концепцию государства. Пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божест­венного предвидения и воли Всевышнего во имя людей.

В работе «Сумма теологии» Аквинский рассматривает вечное, божественное, естественное и позитивное право:

1) Вечное право — это мудрость Бога, оно направляет все раз­витие мироздания. От него происходят все другие, более ограни­ченные формы права.

2) Божественное право (заповеди) — дополнительное руко­водство к естественному праву.

3) Естественное право — это присущие всем нормальным лю­дям стандарты истины и справедливости.

4) Позитивное право — это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Пози­тивный закон, подчеркивал Аквинский, вводится согласно разу­му. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естествен­ному праву, как любой человек.

Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву, и разуму, то оно незаконно и является иска­жением права. Только в данном случае Аквинский признавал правомерным выступление народа против монарха. В иных слу­чаях оно является смертным грехом.

Никколо Макиавелли(1469—1527)- итальянский мысли­тель, считал, что государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. По его мнению, стабильные или кон­фликтные периоды в обществе возникают в результате тех или иных отношений между людьми, между правителями и поддан­ными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемо­сти частной собственности и безопасности личности. Для этого «мудрые государи принимают все меры к тому, чтобы не ожесто­чать знать и быть угодным народу».

Френсис Бэкон(1561 — 1626) английский философ, проанали­зировал все причины внутренних социальных конфликтов. Им были выделены следующие условия возникновения социальных потрясений, приводящих к конфликтам:

- материальные (тяжелое материальное положение населения),

- политические (пренебрежительное отношение государ­ственных деятелей к мнению сената и сословий и их произвол в решении важнейших государственных вопросов, а также поли­тические ошибки управления страной),

- психологические (неправильные речи и обидные сло­ва государственных деятелей, зависть в общественной жизни, на­говоры, наветы и ложные слухи в адрес правительства).

Философ разработал и систему средств предупреждения кон­фликтов, которая включала в себя следующее:

1)устранение всех материальных причин возникновения конфликтов, изменение крайне невыгодного и неудовлетворительно­го положения некоторых сословий общества;

2)высокоразвитое умение политического маневрирования, политического «внушения» и умение успокоить недовольных пра­вильными грамотными политическими речами и действиями;

3)недопущение появления у недовольных лидеров, которые могли бы организовать их и повести за собой, нейтрализацию таковых в случае их появления и в то же время наличие людей, ко­торые способны были бы вовремя подавить мятеж.

Томас Гоббс(1588—1679) английский философ, описы­вает состояние хаоса и всеобщего конфликта («войны всех против всех»), в котором пребывали люди в догосударственном (естест­венном) состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, Гоббс называет следующие: «во-первых, соперничество; во-вто­рых, недоверие; в-третьих, жажда славы».

По мнению Гоббса, во-первых, хищность и жестокость чело­века превосходит даже хищность и жестокость волков и медведей, ибо человек «голоден, даже будучи сытым». Во-вторых, «причина взаимного страха лежит отчасти в природном равенстве людей, отчасти в их желании вредить друг другу». В-третьих, все люди стремятся к славе и из-за этого также конфликтуют.

Каждая их трех указанных причин порождает соответствую­щие конфликты. «Люди, движимые первой причиной, употребля­ют насилие, чтобы сделаться хозяевами личности, жен, детей и скота других людей; люди, движимые второй причиной, упот­ребляют насилие в целях самозащиты; третья же категория людей прибегает к насилию из-за пустяков, из-за славы, улыбки, из-за несогласия во мнениях и из-за других проявлений неуважения непосредственно ли по их адресу или по адресу их родни, друзей, их нации, их сословия или их имени»". Итак, Гоббс видит основные причины социальных конфлик­тов преимущественно в субъективных свойствах и качествах чело­века, а не в объективно складывающихся отношениях. В поисках выхода из всеобщей войны люди заключали обще­ственный договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства.



2015-12-15 1645 Обсуждений (0)
Воззрение на конфликт в средние века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воззрение на конфликт в средние века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)