Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданская война в России и ее уроки



2015-12-15 611 Обсуждений (0)
Гражданская война в России и ее уроки 0.00 из 5.00 0 оценок




Любая революция в той или иной степени вызывает сопротивление свергнутых классов. Ее ожесточение, размах, длительность определяются, в первую очередь, уровнем раскола и противостояния в обществе, сформировавшемся еще в дореволюционный период. С этой точки зрения та пропасть, которая лежала между небольшой группой экономически и политически господствующей элиты и основной массой населения, стали основой для противостояния.

Гражданская война в России стала логическим продолжением участия страны в Первой мировой войне. С одной стороны, война способствовала ожесточению общества в целом, изменению его нравственных установок; с другой, - в годы мировой войны страна оказалась наводнена оружием. Люди, прошедшие эту войну, были готовы решать все вопросы с помощью оружия.

Гражданская война не была бы столь длительной, если бы не вмешательство иностранных держав во внутренние дела России на стороне одной из противоборствующих сил. При этом преследовались цели как расчленения России, так стремление вернуть власть прежней политической элите, обеспечив тем самым участие страны в продолжающейся мировой войне. Наконец, целью было и стремление задушить революцию, чтобы предотвратить ее распространение на собственные страны.

Противостоянию в открытой вооруженной форме способствовали также вынужденные или ошибочные шаги большевистского правительства. Брестский мир, унизительный для национального самосознания, но необходимый для уставшего народа, внес новый раскол в общество. Необходимость решить проблему голода, накормить армию и городское население толкнули большевиков на продразверстку (мера, принимаемая в условиях войны и капиталистическими правительствами), вызвала раскол деревни. Ошибочными были шаги большевиков по отношению к казачеству, разоружению чехословацкого корпуса и т.п.

Таким образом, целый комплекс причин обусловил гражданскую войну в России. Ход и исход войны зависел, прежде всего, от поведения крестьянства. Насильственное изъятие излишков хлеба в деревне вызвало сопротивление крестьян и усиление социальной базы Белого движения; аналогичные шаги уже белых правительств качнули чашу весов в сторону Красного движения. Огромной массе населения в условиях гражданского противостояния приходилось неоднократно менять позицию, и только сопоставив их, делать выбор в пользу «меньшего зла». Это пришлось испытать и национальным движениям: большевики обещали равноправие, дали право на самоопределение; белые в своем подавляющем большинстве выступали за единую и неделимую Россию.

Сложной и противоречивой была позиция казачества, обусловленная его социальным статусом, имущественным положением его различных групп. Недооценка специфики этой группы населения большевиками привела к тому, что казачество в течение гражданской войны также колебалось.

Традиционно считается, что основу Красного движения составил рабочий класс. Но он также был неоднороден: высококвалифицированная его часть выступала против уравниловки периода военного коммунизма, ухудшения уровня жизни, милитаризации труда.

Таким образом, по социальному составу и Белое и Красное движения не были монолитными, что наложило отпечаток на ее ход. Так или иначе, по доминировавшим силам, можно сказать, что Белое движение опиралось на буржуазно-помещичьи круги, чиновничество, зажиточное крестьянство и казачество. Красное движение – на большую часть рабочего класса, бедняцко-середняцкие слои крестьянства и казачества. Старое офицерство тоже было расколото по этим лагерям.

Решающим фактором развертывания широкомасштабной гражданской войны стало объединение внутренней контрреволюции и интервентов. Восстание чехословацкого корпуса в мае 1918 г. превратило большевиков в «сражающуюся партию», а Советскую власть – в защитницу демократических преобразований Октября. Вместе с тем, и противоположный лагерь, возглавляемый меньшевиками и правыми эсерами, шел под флагом защиты Учредительного собрания и демократических свобод, поэтому это этап (до ноября 1918 г.) получил название в современной литературе как «демократическая контрреволюция». Главным для Советской власти стал Восточный фронт, район Волги и Урала. Причиной тяжелых поражений Красной армии в этот период было несовершенство ее военной организации, партизанщина, отсутствие опыта. Кроме того, летом большевистская власть начала изымать не только излишки, но и часть необходимого продукта для нужд армии и городского населения. С этой целью был принят декрет «О комбедах», по сути раскалывающий деревню по классовому принципу. Власть предприняла срочные меры по укреплению армии: от Декрета о добровольной и классовой армии (январь 1918 г.) перешли к всеобщей воинской повинности, мобилизации офицеров. В ходе войны стала ясной ошибочная политика по отношению к середняку, союз же с беднотой не давал никаких экономических результатов. Уже в августе Ленин стал говорить о поиске соглашения с середняком, готовности идти ему на уступки. Вместе с тем следует сказать, что к этому времени и само крестьянство начинает осознавать опыт гражданской войны. С утратой Советской власти восстанавливалась не только свободная торговля, но и собственность на землю, крупный капитал. С осени по мере укрепления Красной армии и поворота крестьянства Советская власть начала одерживать первые победы.

Осенью 1918 г. произошли крупные изменения как в международном положении страны, так и в внутреннем состоянии России. Закончилась Первая мировая война, и союзники могли оказать военную помощь внутренних антибольшевистским силам. В ноябре 1918 г. Колчак совершил переворот в Омске, арестовав членов Учредительного собрания, правых социалистов-министров временного всероссийского правительства (Директории). На юге фактическая власть сосредоточилась в руках командующего Добровольческой армией генерала Деникина. Белое движение на Севере возглавил генерал Миллер, в северо-западном районе – генерал Юденич. Деятельность этих сил пытался координировать Колчак, объявленный верховным правителем России.

С ноября 1918 по конец 1919 г. проходит второй этап гражданской войны. Он характеризуется активным вмешательством интервентов во внутренние дела России. Причем, последствия этого вмешательства были скорее отрицательными для Белого движения: большевики предстали перед народом защитниками национальной независимости России. Позиции Белого движения усилил ошибочный декрет «О расказачивании», оттолкнувший массу казаков от Советской власти. Перелом в войне был обеспечен изменением политики большевиков в отношении среднего крестьянства (союз с середняком), а также реальная политика белогвардейцев на занятых ими территориях: возвращение земли бывшим владельцам, реквизиции лошадей, хлеба, сельскохозяйственной продукции, насильственной мобилизации в армию, террор. Террор и аналогичные меры конфискационного характера были свойственны и Красному движению, но при этом сохранялась собственность на землю.

1920 г. стал определяющим для исхода гражданской войны. Советско-польская война весной 1920 г. показала возросшую силу Красной армии, правда, распространить социалистическую революцию на Польшу (поход на Варшаву) не удалась. К осени 1920 г. остатки Белой армии оказались в Крыму. Попытки Врангеля, сменившего Деникина, решить аграрный вопрос путем частичных уступок крестьянству не удалась. Ослабла помощь союзников, которые оказались под огнем критики оппозиции в собственных странах. В ноябре была ликвидирована армия Врангеля, ее остатки были эвакуированы в Турцию.

Таким образом, в ходе гражданской войны, победа была одержана Советской властью. Существенную роль в ней сыграли крупные преобразования, осуществленные как в экономической, так и в политической и социальной сферах. Политика военного времени вошла в историю как политика военного коммунизма. На наш взгляд, это были шаги, вынужденные хозяйственной разрухой, разрывом связи между городом и деревней в годы Первой мировой войны и усугубившиеся в период гражданского противостояния. Другой вопрос, что на методах этой политики оказалось воспитанным целое поколение большевиков, которое не знало других способов решения проблем. За годы гражданской войны партия большевиков выросла за счет преданных власти, но малограмотных или совсем неграмотных людей. Вернувшись домой, они принесли психологию гражданской войны, методы насилия в условия мирного времени, в решение экономических задач. Уровень общей культуры населения был таковым, что позволял манипулировать людьми, а тот кто сомневался в политике партии, мог быть легко изолирован от общества. Большой бедой стала героизация гражданской войны, отказ рассматривать ее как трагедию народа. Воспроизводился традиционный архетип сознания: кто не с нами – тот против нас. С современных позиций нужно, вероятно, говорить о недопустимости глубокого социально-экономического раскола в обществе, поиске компромиссов как основного средства в решении всех проблем.

 

Тема 12: Советское государство и общество в 20-30-е годы XX века
§ 1. Новая экономическая политика

В современной историографии новая экономическая политика (НЭП) является дискуссионной проблемой. Спор идет о причинах введения НЭПа, ее сущности (представляла ли она антикризисную платформу или широкую программу строительства социалистического общества на базе товарно-денежных отношений), значении (была ли это линия восходящего развития или циклического развития – деградирующий капитализм).

Новая экономическая политика была провозглашена в решениях X съезда РКП (б) в марте 1921 г. в обстановке острейшего социально-экономического кризиса в стране. Однако историческое время НЭПа началось раньше: уже в 1919 г. о пересмотре отношений с крестьянством говорили авторы платформы РСДРП «Что делать?», в 1918-1920 гг. против крайностей проддиктатуры протестовали Л. Каменев, А. Рыков, Ю. Ларин. В 1920 г. направил записку в ЦК Л. Троцкий с предложением замены разверстки и развитии товарообмена. Все эти предложения были отвергнуты. Только крестьянские восстания и волнения в армии (Кронштадское восстание, март 1921 г.) заставили партию пойти на перемены.

Переход к НЭПу означал отказ от политики военного коммунизма, проводимой в годы гражданской войны. Выступая на X съезде, Ленин определил основные задачи новой политики: дополнить завоеванную политическую власть экономической, чтобы «ничего из завоеванного не отдать»; в короткие сроки увеличить количество продуктов и сбить волну антиправительственных выступлений.

НЭП складывался как ряд постепенных, вызываемых жизнью мер: не было жесткого предопределения формы развития экономики, часто менялась структура хозяйства, предприятия появлялись и исчезали, создавались новые связи и объединения.

В марте 1921 г. была отменена продразверстка. Она заменялась продовольственным налогом, который был в два раза меньше продразверстки. Предполагалось, что недостающую часть продуктов рабочие получат в рамках местного продуктообмена. В этом же месяце были приняты декреты, усиливавшие единоначалие в наркоматах и ведомствах, расформированы комитеты всеобщей трудовой повинности; установлены принципы концессионной деятельности; переподчинены гражданским органам трудовые армии. В апреле 1921 г. СНК и Совет Труда и Обороны (СТО) реорганизовали потребкооперацию на основе усиления ее самостоятельности; ввели сдельно-премиальную систему оплаты труда; выработали положение о натурпремировании рабочих; привели нормы трудового права в соответствие с условиями мирного времени; были ликвидированы чрезвычайные органы («тройки», «пятерки» и т.д.). Данные шаги показывают, что во главу угла ставились проблемы материального положения трудящихся. На полное преодоление продовольственного и товарного кризиса отводилось два года.

Летом-осенью 1921 г. был восстановлен принцип платности услуг транспорта, почты, телеграфа, жилищно-коммунального сектора, начато возрождение местных бюджетов.

Переход к миру явился серьезным испытанием для Советской власти. После неурожая 1921 г. крестьяне почти без всякого насилия сдали по продналогу 1922 г. сотни миллионов пудов хлеба. В городах появились продукты, образовался задел для вывоза зерна за границу, определенную часть средств удалось направить на восстановление тяжелой промышленности. Фабричные рабочие возвращались из деревень в город, остановилось сокращение численности рабочего класса. Реформы внесли в общество заметное успокоение.

Первый шаг НЭПа (продналог) не предполагал развития товарно-денежных отношений, но уже осенью 1921 г. стало ясно, что с прямым продуктообменом ничего не выходит: сказывались не только сила привычки, но и недостаток продукции промышленности для обмена. Явочным порядком происходил переход к товарно-денежным отношениям, который поставил вопрос о денежной массе. Осенью 1921 г. был создан Государственный банк. Некоторое время экономика страны подпитывалась только продукцией печатного станка, натуральными сборами по разверстке и налогу, отчуждением фабрикатов национализированной промышленности, но эти поступления покрывали небольшую часть хозяйственных потребностей. С целью расширения источников доходов в 1921 г. правительство легализовало частное предпринимательство; придало торговым сделкам широкий посреднический характер и упростило процедуру открытия торговых заведений; децентрализовало рынок; а также передало в частную собственность и аренду мелкие и часть средних предприятий; перешло к кредитованию производства и обмена под крупный залог.

В 1917-1922 г. количество выпущенных денег в тысячи раз превышало емкость товарного рынка. За пять лет революции бумажная денежная масса увеличилась в 54 370 раз, и темпы инфляции постоянно нарастали. Золотой запас страны в 1917 г. исчислялся в 1713 млн. руб. В России находилось всего 1 101 млн.руб., остальное было депонировано за рубежом. Больше половины наличного золота (650 млн.руб.) захватили в Казани чехи и 241 млн. руб. были расхищены, израсходованы А. Колчаком или попали к атаману Г. Семенову. 409 млн. руб. были возвращены в Москву. Среди рецептов оживления экономики страны в 1921 г. были предложения бывшего министра земледелия и землеустройства в 1905-1906 гг. Н. Кутлера и банковского деятеля В. Тарновского, которые и легли в основу реформы. К разработке ее привлекли также профессоров Л. Юровского, П. Гензеля, А. Соколова и др. В 1922-1924 гг. проводится денежная реформа, в соответствии с которой вводился золотой червонец.

Иностранных предпринимателей пытались привлечь концессионной политикой. Одновременно ужимали расходную часть бюджета: сокращали главки и штаты служащих, урезали затраты на военное ведомство, предприятиям предоставили «автономию»: сократили бюджетное финансирование, определили лимиты их госснабжения, сняли с государства ответственность за долги промышленности. На попечение слабых местных бюджетов перекладывались школа, собес, культура, содержание самих органов.

Состав нэпманов отличался разнообразием. Прибыльное занятие привлекло бывших купцов, промышленников и чиновников, служащих советских учреждений, сколотивших в годы гражданской войны барышников, крестьян, красноармейцев и т.д. в 1923 г. действовало свыше 19 тыс. крупных и средних оптовых фирм и предприятий. В середине 20-х гг. число крупных торговцев достигло 180 тыс. чел.

Важным признаком обновления экономической политики стало возрождение частной промышленности в форме кустарно-ремесленных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Частным хозяевам передавались в основном небольшие, полуразрушенные объекты, требовавшие больших затрат труда и капитала. В большинстве случаев частник не конкурировал, а дополнял государственную экономику. Капиталистический сектор особенно интенсивно рос в пищевой, кожевенной, швейной, метизной и др. отраслях. В региональном отношении частнохозяйственный сектор имел узкие рамки: примерно 70% его оборотов приходилось на территорию РСФСР, в основном на центральные губернии. В 1922-1923 гг. предприниматели обеспечивали 26% общего промышленного производства, остальное давали национализированные фабрики и заводы. Но этот сектор обеспечивал работой более 3 млн. чел., в то время как государственный – 1,66 млн. человек. Политика вытеснения частного сектора из индустрии (с конца 1923 г.) и усиления контроля за ним вызвала нежелание предпринимателей развивать производство. В результате восстановления частной промышленности так и не произошло. Всего в 1924-1925 гг. в стране насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. Их владельцы постоянно испытывали пресс со стороны государства и предельно монополизированной государственной экономики.

С 1921 г. начинается трестирование промышленности, то есть объединение предприятий. Новая форма хозяйствования позволяла оперативно приступить к возрождению промышленности и значительно облегчала процесс ее регулирования. На трестированных предприятиях работали свыше миллиона человек. Горизонтальная интеграция без отбора наиболее устойчивых производств привела к быстрому распылению и проживанию капитала в промышленности. Вторая попытка трестирования была предпринята в 1923 году: предприятия получили право заботиться о снижении расходов и увеличении доходов. От трестов отсекались слабые простаивающие предприятия, из сферы коммерческого регулирования выводились военные предприятия, коммунального хозяйства, строительство. Но практически ВСНХ постоянно вмешивался в текущую хозяйственную деятельность, большая часть доходов уходила в Наркомфин.

Фабрики и заводы входили в состав трестов на правах цехов. Фактически государственные хозрасчетные тресты обобществили целые подотрасли промышленности и значительно ограничили размеры имущества, которые могли попасть в руки нэпманов. С образованием трестовской системы несколько снизилась острота проблемы обеспеченности индустрии руководящими и инженерными кадрами.

Особенностью развития нэповской индустрии были высокие темпы подъема отраслей, лучше других сохранившихся в годы войны и революции, насыщенных крупными производствами. Из всего национализированного промышленного производства государство в начале 20-х гг. могло эксплуатировать только треть предприятий. Общее положение усугублялось топливным, хлебным и транспортным кризисами. При высоком спросе на товары массового потребления государство вкладывало основные средства в ремонт старых предприятий тяжелой промышленности.

Центром приложения сил являлись самые сильные предприятия и наиболее крупные рудники. Дефицитное государственное финансирование обеспечивало лишь малую часть необходимых нужд тяжелой индустрии. В 1921-1923 гг. промышленность быстро утрачивала капиталы в виде оборотных средств и производственных фондов. Возник кризис «проедания фондов», который прекратился только в середине 20-х гг. Хозяйственное возрождение сдерживалось низким платежеспособным спросом на продукцию промышленности, нехваткой хлеба и топлива. Многие предприятия работали в убыток, но поддерживались государством.

Крупным достижением экономики был переход к использованию угля, торфа вместо дров. Это привело к промышленной разработке месторождений. Металлургия ускоренно наращивала выпуск качественной стали для машиностроения. В 20-е годы тяжелая промышленность увеличила свою долю валовой продукции и несла в себе противоречивые черты, являясь одновременно и локомотивом и балластом экономики.

Положение в сельском хозяйстве отягощалось тяжелым наследием гражданской войны. Почти предельной черты достигла натурализация крестьянского хозяйства. Общее сокращение посевных площадей измерялось примерно в 40%. Невероятный упадок переживало выращивание трудоемкий культур – льна, конопли. Почти исчезло тонкорунное овцеводство, сократилось травосеяние, большой урон понесло животноводство. Новый удар был нанесен засухой 1921 г.: голод поразил 28 губерний с населением 36 млн. чел.

В октябре 1922 г. был принят Земельный кодекс, по которому прекращалось обязательное поравнение земель между волостями и селениями; ограничивались внутриселенные переделы; за крестьянами закреплялись угодья, выделенные им в трудовое пользование. Отменялся закон о социализации земли. Передача прав на землепользование арендаторам разрешалась только беднейшему крестьянству в случае болезни, стихийных действий, призыва в армию. Кодекс устанавливал свободный выбор землепользования. В целом он нацеливал деревню на развитие индивидуального крестьянского хозяйства и общий экономический подъем деревни. Были закреплены принципы национализации земли и наделение крестьян угодьями по трудовой норме. Кодекс устанавливал четыре субъекта права на одну и ту же землю: государства, земельного общества, крестьянского двора и отдельных граждан.

Сложной проблемой оставалось аграрное перенаселение, особенно в губерниях с высокой распаханностью земли и большой плотностью населения. Изъятие земли из торгового оборота задерживало крестьянина в деревне. Война и голодовки привели к разрежению плотности населения, тем не менее, количество рабочих рук непрерывно росло. При ежегодном приросте в 1,5% (после войны прирост составлял и 2,5%) население деревни увеличивалось более чем на 1,5 млн. душ, а промышленность поглотила только 150 тысяч излишнего сельского населения. В городе насчитывалось 1300 тыс. безработных, из них треть – выходцы из села.

В этих условиях серьезной проблемой становилось землеустройство. В 20-е годы здесь выявились две тенденции: закрепление и оформление социалистических отношений и установление режима устойчивого крестьянского землепользования. Государство оказывало поддержку первой форме, однако в 1925-1928 гг. в колхозы вошли только 1,2% крестьянских хозяйств. В деревне возникла новое расслоение: зажиточные крестьяне составляли около 4%. Происходило размывание бедняцких хозяйств: одни переходили в средние группы, другие окончательно разорялись. В 1927 г. из 24-25 млн. крестьянских хозяйств на каждый приходилось примерно 5-6 едоков, из которых 2-3 были работниками; до 12 десятин земли (4-5 га посевов), лошадь и одна-две коровы. Урожайность обычно не превышала 7-8 ц с гектара, товарность составляла примерно 20%. Каждый, занятый в сельском хозяйстве, мог прокормить только одного человека. Крестьянское хозяйство в 20-е годы не исчерпало свои возможности и могло прибавить к своему валовому производству около 25%. Тем не менее, большую проблему стал представлять процесс измельчения хозяйств, что сокращало их товарность, ощущался недостаток средств производства (рабочего скота, инвентаря). По оснащенности инвентарем, постройками, наличию рабочего скота среднее крестьянство (а это основная масса крестьян) находилось на уровне 60-80% от показателей 1913 г.

Прекратился рост посевных площадей, так и не достигнув дореволюционного уровня. Ограничение найма рабочей силы привело к умножению объемов неиспользованного труда.

В 1922 г. была унифицирована налоговая система – перешли к единому сельскохозяйственному натурналогу. Замена 14-18 налогов одним придавала налоговой системе необходимую стройность, защищала крестьянина от произвола местных властей. Налог способствовал развитию отраслей с наибольшей доходностью, повышению товарности сельского хозяйства и его специализации. Вместе с тем единый налог сохранял главный недостаток прежней системы: он был тяжелым бременем для крестьянского хозяйства. Экономист А. Вайнштейн подсчитал, что в 1922-1923 гг. налоговое бремя без учета эмиссии было в 2-3 раза выше, чем в довоенный период. При общем падении доходности сельского хозяйства каждый процент налога давил сильнее прежнего. На 1923 г. пришелся пик налоговой нагрузки на деревню. Возникли ножницы цен на городские и сельские товары. Основная часть натурналогов изымалась в первые месяцы после уборки урожая, усилилось экономическое давление на кустарей, что отразилось на материальном положении крестьянства. В 1923 г. крестьянство освободили от натурального налога, а в 1924 г. перевели налог в денежную форму. В этом же году Второй съезд советов СССР постановил максимально приблизить единый налог к подоходному, а значит – усилить обложение экономически сильных хозяйств. В результате были установлены также налоги на пригородные хозяйства, промышлявшие мясом и молоком.

В целом денежный налог 1924-1925 гг. способствовал денатурализации крестьянского хозяйства, создавал благоприятный фон для завершения денежной реформы. Значительное облегчение принес деревне налог 1925-1926 гг. Но облегченный налог не дал государству необходимое количество зерна, и в 1926 г. усиливается прогрессивная шкала налога: с зажиточного крестьянина брали много, беднота освобождалась от него. Кроме того, были введены налоги на птицу, сады и т.д. Крестьянство отреагировало на это снижением посевных площадей, массовым забоем скота, самоликвидацией многопосевных крестьянских хозяйств. Страна вступила в эпоху борьбы за хлеб, вскоре перешедшую в борьбу за продовольствие. Государство поставило под контроль и сельскохозяйственную кооперацию.

 

Политическая система, сложившаяся в годы гражданской войны, подвергалась жесткой критике со стороны различных политических партий. Большевикам ставили в вину подмену Советов чрезвычайными органами власти, самоуправство партийных комитетов, огосударствление общественных организаций, насилие как основное средство управления страной. К исходу гражданской войны недовольство проявилось и в самой партии: в конце 1920 г. развернулась дискуссия о профсоюзах. Поскольку профсоюзы были самой массовой организацией, то в целом речь шла о формах взаимоотношений партии и общественных организаций вообще в условиях мирного времени. Итоги дискуссии были подведены на X съезде партии, и его решения были противоречивы. С одной стороны, партия взяла курс на новую политику в экономике, с другой – резолюция «О единстве партии» дала курс на ужесточение партийной дисциплины, вплоть до исключения фракционеров из партийных рядов. Руководство РКП (б) сворачивало внутрипартийную демократию, и от него трудно было ожидать глубоких демократических преобразований в обществе.

Вместе с тем переход к миру требовал упразднения чрезвычайных органов, выдвигается лозунг «оживления» Советов. В 1922-1923 гг. поднять роль местных Советов пытались путем расширения их прав, увеличения бюджета, структурных перестроек. Поскольку не было кадров управленцев, скудными были финансовые средства, то было принято решение об укрупнении Советов, что привело к сокращению волисполкомов почти в два раза. С одной стороны, это позволило хоть как-то решить проблему кадров, но, с другой стороны, большие территории затрудняли управляемость и, кроме того, отдалили местные органы власти от человека.

Важное значение придавалось выборам, но, несмотря на пропаганду, явка на них оставалась низкой. Выборы конца 1925 г. из-за слабой явки (35%) были признаны недействительными. Повторные выборы, состоявшиеся на трети территории РСФСР, были не в пользу коммунистов: партийная прослойка сократилась более чем в два раза. В отдельных регионах коммунисты не были избраны в местные Советы. По сообщениям Всероссийской избирательной комиссии в ряде местностей выдвигались требования тайного голосования, крестьяне отказывались голосовать по спискам в целом. Все это укрепляло большевиков в их недоверии к Советам, особенно сельским.

В 1925-1926 гг. под лозунгом «укрепления связи Советов с населением» прошла кампания по выборам в сельские Советы. Сама кампания вела к тому, что жизнь крестьян несколько облегчалась: ослабевал нажим на деревню. Кроме того, крестьяне получали возможность высказать свои требования и пожелания, а властные органы приобретали опыт анализа и регулирования социально-экономических отношений в деревне.

Для усиления партийного руководства Советами утверждался порядок обязательного включения в состав президиума губернского исполкома секретаря и некоторых членов губкома партии, а председателя губисполкома – в состав бюро губкома. Такой механизм организации власти складывался во всех ее звеньях. Последовательно проводилась политика, направленная на выдвижение на советскую работу и в местные органы власти малоимущих и бедноты. Самая зажиточная и активная часть сельского населения из списков избирателей вычеркивалась. Так называемым «лишенцем» можно было стать за использование наемного труда, занимаясь кустарничеством. В их число на десятом году советской власти записывались и те, «у кого алюминиевые ложки». В октябре 1925 г. ЦК ВКП (б) дал указания об организации в селах, волостях и районах групп бедняков и батрачества. Формирование последующих ступеней советской системы контролировалось с помощью непропорциональных норм представительства рабочих в сравнении с крестьянами и непрямыми выборами. Во второй половине 20-х гг. было проведено новое административное деление: район – округ – область (край). Реформа упрощала управление территориями и создавала соответствующую иерархию властных структур.

В январе 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята Конституция. Верховным органом власти провозглашался Съезд Советов СССР, в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК СССР. первая палата – Союзный Совет – избирался на съезде Советов от всего состава делегатов. Вторая палата – Совет национальностей – образовывался из представителей республик и национальных областей. Постоянно действующим органом стал Президиум ЦИК (21 человек). Верховным исполнительным и распорядительным органом был СНК СССР.

В союзных республиках формировались свои органы власти: Съезды Советов, ЦИК и СНК. Республиканские наркоматы ведали вопросами внутренних дел, юриспруденции, народного образования, местной промышленности, культуры. Внешняя политика и внешняя торговля, оборона и охрана границ, связь и финансы, транспорт относились к компетенции союзных органов.

Выборы делегатов Съезда Советов проходили на основе непрямого избирательного права. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы были многоступенчатыми: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего Совета. Избирательного права лишались люди, использовавшие наемный труд или живущие на нетрудовые доходы, монахи и церковнослужители, бывшие полицейские и жандармы, лишенные избирательных прав по суду, душевнобольные.

С окончанием гражданской войны стали проводить судебные реформы. В 1921 г. Ревтрибунал при ВЦИК, военный трибунал при Реввоенсовете, главный железнодорожный трибунал при НКПС были объединены в Верховный трибунал. В 1922 г. был учрежден народный суд, губернский суд и Верховный суд. На прокуратуру возлагались обязанности контроля и поддержания законности и правопорядка в стране. Государство отказывалось от практики лишения свободы в превентивном порядке. Активизировалась деятельность судов в борьбе с преступлениями против личности.

Формировались правовые основы жизни общества и государства. С 1922 по 1926 гг. были приняты Земельный, Гражданский и Уголовный кодексы, а также Кодекс Законов о Труде.

В 1922-1923 гг. была освобождена основная часть пострадавших от революционных репрессий в годы гражданской войны. В 1922 г. ВЧК была преобразована в Главное политическое управление (ГПУ). Подверглись изменениям деятельность милиции и исправительно-трудовых лагерей. Упорядочивание законодательства привело к тому, что доля так называемых государственных преступлений в 1922-1926 гг. сократилась в общем числе преступлений в 7 раз.

Вместе с тем законодательство отвергло презумпцию невиновности, во второй половине 20-х гг. обозначилось ужесточением уголовно-правовой практики. В 1927 г. Президиум ЦИК СССР разрешил внесудебное преследование по делам о диверсиях, поджогах, порче машин и оборудования. ОГПУ наделялось правом самостоятельно определять обвиняемым в этих преступлениях различные виды наказаний, вплоть до расстрела.

По мере восстановления экономики закладывались основы социального обеспечения. Трудящимся предоставлялось право на пособие по временной нетрудоспособности, на пенсии по инвалидности, а затем и по старости, на оплачиваемый отпуск, бесплатное лечение и т.д. Появление зачатков социального обеспечения в стране, только встававшей из руин, свидетельствовало о стремлении советского государства улучшить социально-экономическое положение трудящихся.

 

В 20-е годы формируется политическая система с высшими и местными представительными органами власти, иерархией структур государственного управления, своеобразным национально-государственным устройством, законодательством, судебными учреждениями. Ядром этой системы становится партия большевиков.

В 20-е годы партия претерпела серьезные изменения. После X съезда развернулась чистка партийных рядов, в ходе которой было исключено почти 25% коммунистов (пассивные, за карьеризм и аморальный образ жизни, взяточничество). Но этот успех был временным: партийный билет открывал двери к руководящим постам. Старая ленинская установка на ограничение численности партии отбрасывается и разворачивается широкий прием, который принимает формы компанейщины. В 1926 г. численность партии составила свыше миллиона человек, то есть выросла с 1924 г. в два раза. Поколение большевиков-подпольщиков составило 1%. Менее 1% коммунистов было с высшим образованием, 63% закончили только начальную школу, 26% числились самоучками. Основная масса партийцев слабо представляла суть развернувшихся дискуссий и не оказывала на них серьезного влияния.

Вместе с тем в партии было немало честных, трудившихся не за привилегии и карьеру, а на совесть, руководствовавшихся интересами возрождения страны коммунистов. Из их числа выросло немало талантливых руководителей, военачальников, ученых.

Одной из главных функций партии была расстановка кадров. После XI съезда партии Генеральным секретарем ЦК ВКП (Б) становится И.Сталин, секретарями ЦК стали В.Молотов и В.Куйбышев. У Сталина появились большие возможности по формированию состава руководящих партийных кадров. В 1922-1923 гг. были заменены большинство секретарей губкомов и укомов партии, причем из 191 человека нового состава только 97 были избраны на конференциях, остальные – назначены сверху. Практика назначенчества была продолжена и позднее. В 1926 г. постановлением ЦК ВКП (б) было «упорядочено» назначение на ответственные партийные посты: теперь кандидаты отбирались и назначались ЦК. Обкомы и райкомы формировали нижестоящие кадровые звенья. Формально все должности в партии были выборными, однако решающее слово принадлежало не коммунистам на партсобраниях, а работникам партаппарата. Постепенно вся полнота власти сосредотачивалась в руках узкого круга партийных руководителей.

Острая борьба за власть в партийной элите, характерная для 20-х гг., была борьбой за партаппарат, контролировавший власть в стране снизу доверху. Партийные чистки стали носить явно репрессивный характер: так, в 1929 г. после разгрома «правой оппозиции» (Н. Бухарин, А. Рыков, М. Томский) из партии было исключено более 170 тыс. коммунистов.

Интенсивно шел процесс сращивания партии с государством. Партийное руководство всех уровней все больше занималось не собственно партийными, а хозяйственными и административными вопросами. Сращиваясь с государством, партия приобретала черты, роднившие ее с государственными организациями. В ВКП (б) сложилась строгая иерархия партийных органов с жесткой дисциплиной выполнения распоряжений и директив вышестоящих парторганизаций. Сформировался достаточно широкий слой профессиональных управленцев. В 1925 г. на оплачиваемой партийной работе находилось 25 тыс. человек – по одному на каждые сорок коммунистов.

Большевики искренне хотели привлечь к управлению государством выходцев из народа: для 20-х гг. характерно так называемое «выдвиженчество». Распахнув двери в партию молодым, ВКП (б) вскоре направила их на руководящую работу в Советы, в комсомольские, профсоюзные и другие организации. К общественной работе привлекались тысячи беспартийных,



2015-12-15 611 Обсуждений (0)
Гражданская война в России и ее уроки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданская война в России и ее уроки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)