Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 7 страница



2015-12-15 1018 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции конституции не только раскрывают сущность и ее социальное значение, но и определяют основные направления её воздействия на общественные отношения. Это: регулятивная, учредительная, охранительная, политическая, идеологическая, юридическая функции, характеризующие ее целенаправленное, устойчивое, постоянное или длительное действие. Приведённый перечень функций конституции не является исчерпывающим. Студентам необходимо раскрыть содержание функций и привести примеры.

3. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РФ И ВНЕСЕНИЕ
В НЕЕ ПОПРАВОК

При подготовке вопроса следует проанализировать главу 9 Конституции РФ, в которой закреплен порядок внесения поправок и пересмотра Конституции. Прежде всего, необходимо соотнести понятия «поправка» и «пересмотр».

Затем нужно определить круг субъектов, обладающий правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции, который является исчерпывающим (статья 134): Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Суть первой процедуры (ст. 135) в том, что Федеральное Собрание вправе лишь рассматривать предложения о пересмотре глав 1,2 и 9, но не может пересматривать их положения. Если предложение будет поддержано тремя пятыми голосов каждой палаты, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (закон не принят), которое подтверждает неизменность Конституции или разрабатывает проект новой. Проект принимается Собранием двумя третями голосов его членов или выносится на всеобщее голосование, при проведении которого Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие при голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Вторая процедура закреплена встатье 136, при толковании которой Конституционный Суд пришел к выводу, что в России существует специальный вид актов – Закон о поправках к Конституции. Положения постановления нашли отражение в Федеральном законе от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ»[84].

При изучении закона необходимо обратить внимание на следующие элементы такой процедуры: 1) закон проходит процедуру одобрения в палатах парламента, при этом в каждой палате он должен получить большинство голосов, предусмотренное для принятия федерального конституционного закона; 2) затем закон направляется в законодательные органы субъектов РФ для рассмотрения и одобрения, на что отводится один год. При этом поправки должны быть одобрены не менее чем
2/3 субъектов РФ; 3) по истечении срока Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения и при наличии необходимых данных направляет закон Президенту РФ для подписания и официального опубликования в срок 14 дней; 4) со дня вступления в силу закона о поправке Президент в течение 1 месяца официально ее публикует с внесённой поправкой и с указанием даты вступления поправки в силу.

Третья процедура (ч. 1 ст. 137) определяет внесение изменений в статью 65, определяющую состав РФ, на основании федерального конституционного закона о принятии и образовании в ее составе нового субъекта РФ, изменении конституционного статуса субъекта РФ. 28 июля 2001 принят ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта»[85], с учетом которого следует обратить внимание на вопросы: 1) Конституция предполагает наличие общего закона о порядке решения соответствующих вопросов, а также на его базе – конкретных федеральных конституционных законов, которым оформляется отдельный случай принятия, образования, изменения правового статуса субъекта РФ[86]; 2) принятие нового субъекта в состав РФ – это результат включения территории, которая была до этого иностранным государством или его частью; 3) образование нового субъекта – результат внутренних преобразований в РФ (объединение нескольких субъектов в новый субъект); 4) изменение статуса субъекта РФ – можно предположить, что речь идет о преобразовании субъекта РФ из одного вида в другой (из области в республику и др.); 5) официальное опубликование Президентом Конституции в новой ред. в течение 1 месяца со дня вступления в силу конституционных законов.

Суть четвертой процедуры (ч. 2. ст. 137) сводится к изменению наименования субъекта РФ и внесению в ст. 65 Конституции. Этот вариант установлен Конституционным Судом в Постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании этой статьи. Новое наименование принимается субъектом и вносится в Конституцию в упрощённом порядке – Указом Президента РФ. Студентам должны привести примеры изменений наименований субъектов РФ.

Изучение вопроса следует завершить выводом о том, что специальные требования к процедуре пересмотра и поправкам к Конституции вызваны необходимостью обеспечения ее стабильности, поскольку нормы этих глав являются базой для других конституционных норм.

 

4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ТОЛКОВАНИЕ
КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА

В рамках данного вопроса рекомендуется изучить теоретические подходы к определению понятия «охрана конституции. Конституция РФ (ч. 2 ст. 15) в общей форме устанавливает режим конституционной законности и правопорядка в стране. Что касается граждан, по замечанию М.В. Баглая, они охраняют Конституцию с помощью пассивных форм (возложенных на них обязанностей) и активных (вправе обжаловать решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке)[87]. Но главная ответственность за охрану Конституции возложена на должностных лиц, прежде всего на Президента РФ. Следует раскрыть роль Президента РФ как гаранта Конститу­ции РФ, Конституционного Суда, иных судов, в рамках компетенции имеющих право оцени­вать конституционность нормативных или иных актов и объявлять их недействующими.

Конституция РФ не возлагает обязанности по её охране на органы государственной власти – Федеральное Собрание, Президент, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Это вытекает из конституционных полномочий. Особая роль в охране Конституции принадлежит Конституционному Суду РФ, который являясь судебным органом конституционного контроля, разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов, разрешает споры о компетенции, даёт толкование конституции, проверяет жалобы граждан на нарушение конституционных прав, а также осуществляет ряд иных полномочий, направленных на охрану Конституции (ч. 2-5 ст. 125).

Право толкования Конституции принадлежит Конституционному Суду. Это официальное нормативное толкование конституционных положений, обусловленное возникновением на практике неодинакового понимания нормы из-за её неопределённости, противоречивости, неточности. Оно абстрактно, вне связи с конкретным делом, не является способом установления новых норм[88]. Студентам нужно определить круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании, проанализировать судебную практику и выявить, статьи каких глав не подверглись толкованию, хотя нуждаются в нем в связи с проведением государственно-правовой реформы.

 

 

5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ:

ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ

При подготовке вопроса следует исходить из того, что в научной литературе понятие «действие» и «реализация» во многих случаях рассматриваются почти как тождественные, хотя между ними есть смысловые различия. Действие права – это более широкое понятие, чем реализация правовых норм. Реализация правовых норм – это более высокая степень права. Действие Конституции свидетельствует о готовности её оказывать фактическое влияние на общественные отношения[89].

Реализация конституционно-правовых норм – это воплощение их предписаний в фактической деятельности субъектов права, осуществление соответствующих требований в правомерном поведении, в общественной практике. Реализация конституционных норм осуществляется в следующих формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Ссылаясь на нормы Конституции РФ, студентам необходимо раскрыть содержание всех форм реализации конституционно-правовых норм, привести примеры. Для более полного понимания вопроса рекомендуется изучить работу В.О. Лучина «Конституция РФ. Проблемы реализации. – М., 2002. – С. 58-109.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные черты и юридические свойства Конституции РФ? Назовите статьи Основного Закона, в которых они закреплены.

2. Нормы Конституции РФ действуют непосредственно: всегда ли это возможно?

3. Какие органы государственной власти осуществляют охрану Конституции РФ?

4. Существуют ли в настоящее время объективные причины для принятия новой конституции? Какие мнения высказываются в научной литературе?

5. Обладает ли юридической силой преамбула Конституции РФ? Каково ее предназначение в структуре Конституции?

6. В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию РФ непосредственно?

7. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3). Можно ли, исходя из этого, разработать проект новой Консти­туции РФ, вынести его на референдум и принять?

8. Можно ли внести поправки в гл. 1, 2, 9 Конституции, сохраняя в целом действие данной Конституции?

9. Можно ли, начав процедуру пересмотра Конституции по одним положениям гл. 1, 2, 9, в процессе подготовки новой Консти­туции дать новую редакцию другим положениям указанных глав, а также иных глав Конституции? Иначе говоря, можно ли, начав с конкретных предложений по гл. 1, 2 и 9, подготовить и принять Конституцию, отличающуюся новизной регулиро­вания по всем ее главам (разделам)?

10. Что такое «пересмотр Конституции» и «конституционные поправки»? В каком соотношении они находятся друг с другом?

11. В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию Российской Федерации непосредственно?

12. Каков порядок внесения изменений в ст.65 Конституции России?

13. Кто обладает правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ? Отличается ли круг этих субъектов от круга субъектов права законодательной инициативы?

14. Соотнесите понятия «охрана» и «защита» Конституции РФ.

15. В чем, на Ваш взгляд, заключаются современные проблемы конституционного развития России? Нужны ли изменения в Конституции РФ?

16. Назовите формы и способы реализации Конституции РФ.

17. В чем основное различие между такими формами правовой охраны Конституции, как конституционный контроль и конституционный надзор?

18. С учетом про­ектов ФКЗ «О Конституцион­ном Собрании» и теоретических разработок студенты необходимо определить статус Конституционного Собрания: а) что такое Конституционное Собрание, какова его природа, можно ли его назвать учредительным органом государственной власти Российской Федерации; б) как (из кого) формировать Конституционное Собрание, что приемлемо или неприемлемо; в) как организовать деятельность Конституционного Собрания, как долго (1 год, 6 месяцев и т.д.) оно может (должно) рабо­тать; г) какая внутренняя структура Конституционного Собрания на­иболее целесообразна; д) каким видится статус члена Конституционного Собрания?

19. Сравните структуру и порядок принятия и изменения конституций и уставов: а) г. Москвы, Свердловской области, Пермского края, Республики Дагестан; б) Московской области, Краснодарского края, Республики Адыгея.

20. Напишите эссе о юридических свойствах конституций и уставов субъектов РФ (см.: тексты конституций и уста­вов субъектов РФ; Михалева Н. А. Конституции и уставы субъектов РФ: монография. - М., 2010. - С. 34-50).

21. Определите Конституцию РФ как ценность (см.: Кон­ституционные ценности: содержание и проблемы реализа­ции / Под ред. Н.В. Витрука, Л.А. Нудненко. - М., 2009. - С. 9-54. Т. 1.).

22. Вправе ли суд не применять обычный закон и применять норму Конституции, если пришел к убеждению, что закон не со­ответствует Конституции - или же суд должен приостановить про­изводство и обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ? Студентам необходимо изучить Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и высказать свою позицию по этой проблеме.

Тесты и задачи

1. Сущность правового государства в соответствии с Кон­ституцией РФ заключается в следующем: а) верховенство государства над правом; б) верховенство права над государством; в) подчиненность праву всех органов государства.

2. Предложения о поправках и пересмотре положений Конститу­ции РФ может вносить: а) Конституционный Суд РФ; б) высшее должностное лицо субъекта РФ; в) группа численностью не менее одной третьей депутатов Государственной Думы; г) группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ должен быть рассмотрен законодательными органами субъектов РФ в срок: а) не позднее шести месяцев со дня его принятия; б) не позднее девяти месяцев со дня его принятия; в) не позднее года со дня его принятия; г) не позднее двух лет со дня его принятия.

4. Конституция РСФСР 1993 г. содержит главы: а) основы конституционного строя РФ; б) основные права и свободы человека и гражданин; в) правовой статус прокуратуры РФ; г) местное самоуправление; д) правовой статус Уполномоченного по правам человека.

5. Конституция РФ выражает волю: а) субъектов РФ; б) граждан РФ; в) российского многонационального народа.

6. К основным чертам (свойствам) Конституции РФ относятся:
а) программность; б) реальность; в) прямое действие норм Конституции;
г) важнейший политический документ.

7. Легитимность Конституции - это: а) законный порядок ее принятия; б) соответствие воле народа; в) отражение интересов правящих кругов.

8. Реальность Конституции - это: а) соответствие реальных отношений в обществе и государстве предписаниям Конституции;
б) соблюдение конституции гарантировано ее предписаниями и нормами законодательства.

9. Стабильность Конституции - это: а) незыблемость и неизменяемость ее предписаний; б) незыблемость начал устройства государства и общества.

10. Функции Конституции: а) идеологическая; б) экологическая;
в) политическая; г) охранительная; д) юридическая;

11. Пересмотр Конституции означает: а) внесение в Конституцию изменений; б) принятие новой Конституции.

12. Конституция РФ 1993 г. состоит из: а) глав, параграфов, статей; б) двух разделов, глав, статей; в) преамбулы, двух разделов, глав, статей.

13. Первый раздел Конституции РФ состоит из: а) 10 глав;
б) 9 глав; в) 7 глав.

14. Раздел II Конституции РФ 1993 г. называется:
а) заключительные и переходные положения; б) переходные положения;
в) заключительные положения.

15. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить: а) Президент РФ; б) Совет Федерации; в) Государственная Дума; г) политические партии; д) Правительство РФ.

16. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ: а) могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ; б) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ.

17. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принима­ются:
а) большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не требуют одобрения органами законодательной власти субъектов РФ; б) большинством не менее
3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее
2/3 голосов от общего числа депутатов и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

18. Преамбула: а) вводная часть; б) специальная глава;
в) предписание.

19. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов:
а) вносятся на основании федерального конституционного закона;
б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ; в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ; г) требуют подтверждения Конституционного Собрания; д) требуют подтверждения со стороны Конституционного суда РФ

Задача 1. На заседании Совета Федерации один из его членов внес предложение об изменении ст. 12 Конституции РФ. Это пред­ложение было принято на совместном заседании Совета Фе­дерации и Государственной Думы простым большинством го­лосов депутатов. Какие статьи Кон­ституции РФ нарушены в данном случае?

Задача 2. В Республике Башкортостан (а также еще в шести респуб­ликах и 10 областях РФ) граждане России на общероссийском референдуме проголосовали против принятия новой Конститу­ции РФ
12 декабря 1993 года. По результатам всероссийского референдума за принятие Конституции РФ прого­лосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосова­нии, причем всего на выборы пришло 54,8% избирателей. Распространяется ли действие Конституции РФ на тер­риторию Республики Башкортостан?

Задача 3. Международным договором, заключенным между Россий­ской Федерацией и одним из государств Восточной Европы в 1991 году, предусмотрена выдача преступника, являющегося гражданином России, в случае угона им самолета, принадле­жащего данному государству, для предания его суду по зако­нам этого государства. Этот договор противоречит ст. 61 Кон­ституции России. Положения какого нормативного акта будут применяться в случае угона иностранного самолета россий­ским гражданином?

Задача 4. После сбора 1 миллиона подписей избирателей инициа­тивная группа обратилась в Государственную Думу с просьбой назначить всероссийский рефе­рендум для решения вопроса о досрочной отставке Президен­та РФ. Какое решение должна принять Государственная Дума?

Задача 5. Прежним Уголовным кодексом РФ была предусмотрена более строгая уголовная ответственность за хищение государственной, чем за хищение личной собствен­ности. Какой из основ конституционного строя России проти­воречил в данном случае Уголовный кодекс?

Задача 6. Конституционное Собрание большинством голосов от об­щего числа его членов приняло решение вынести на рефе­рендум РФ проект новой Конституции РФ. В течение какого времени, и какие федеральные органы госу­дарственной власти должны назначить проведение ре­ферендума РФ?

Задача 7. ВГосударственную Думу внесен проект закона РФ о поправке к Конституции, который предлагает одновременно изменения и дополнения в разные статьи глав 3-8 Конституции (в части полномочий Президента РФ, Государственной Думы, местного самоуправления и т.д.). Дума отказывается рассматривать законопро­ект по основанию, что Федеральный закон «О порядке при­нятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» гласит (п. 2 ст. 2): «Одним законом РФ о поправке к Конституции РФ охваты­ваются взаимосвязанные изменения конституционного текста». Как вы предлагаете толковать понятие «взаимосвязанные из­менения»?

Задача 8. Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон РФ о поправке к Конституции РФ. Совет Федерации направил принятый закон в законодатель­ные органы субъектов РФ с напоминанием о том, что они должны рассмотреть закон и срок не позднее 1 года со дня его принятия Советом Федерации. Получилось так, что требуемое большинство - 2/3 субъектов РФ - рассмотрели и одобрили закон в более сжатые сроки. Должен ли Совет Федерации ждать, пока закон рассмотрят остальные субъекты до истечения годичного срока, либо наличие тре­буемого большинства одобривших субъектов РФ позволят раньше подвести итоги? Как бы вы посоветовали поступить Совету Федерации в случае, если все без исключения субъекты РФ рассмотрели и одобрили закон о поправке ранее истечения годичного срока? (вариант: рассмотрели все, но одобрили требуемые 2/3 субъектов?

Задача 9. Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о тол­ковании ч. 2 ст. 137 Конституции. В запросе Дума исходит из того, что Конституция РФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включе­ние нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конститу­ции РФ. Заявитель полагает, указанное изменение может вноситься указом Президента РФ. Прав ли заявитель? Аргументируйте данную правовую позицию.

Нормативные правовые акты

1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г.
«О Конституционном Суде РФ» // СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г.
«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - № 52(12). -
Ст. 4916.

3. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г.
«Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ. - 2004. -№ 13. - Ст. 1110.

4. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г.
«Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырско­го (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ РФ. - 2005. - № 42. - Ст. 4212.

5. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г.
«Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // СЗ РФ. - 2006. - № 29. - Ст. 3119.

6. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г.
№ 6-ФКЗ (в ред. от 2 июня 2007 г.) «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Иркут­ской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. - 2007. - № 1 (12). - Ст. 1.

7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. «Об образо­вании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. - 2007. - № 30. - Ст. 3745.

8. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах РФ» // СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2757

9. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке приня­тия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1146.

10. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

11. Указы Президента РФ от 9 января 1996 г., от 10 февраля 1996 г., от 9 июня 2001 г., от 25 июля 2003 г. «О включении новых наименований субъектов РФ в ста­тью 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1996. - № 3. -
Ст. 152; - 1996. - № 7. - Ст. 676. – 2001; - № 24. - Ст. 2421; – 2003. - № 30. - Ст. 3051.

 

Судебная практика

1. Постановления Конституционного Суда РФ:

- от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании ст. 136 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1995. - № 45. - Ст. 4408;

- от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Консти­туции РФ» // СЗ РФ. -1995. - № 49. - Ст. 4868;

- от 16 июня 1998 г. «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1998. - № 25. - Ст. 2304;

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Консти­туции РФ при осуществлении правосудия» // Российская газета. - 1995. - 28 дек.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современ­ность. - М., 2000.

2. В каких поправках нуждается Конституция: Стенограмма круглого стола на тему «Научный подход к обоснованию внесения поправок в Консти­туцию РФ» // Журнал российского права. - 1999. - № 1.

3. Добрынин Н.М. Конституционализм в новейшей истории России: Потенциал и возможности // Государство и право. - 2009. - № 2.

4. Дмитриев Ю.А. О юридическом значении преамбулы Конституции России // Государство и право. - 2008. - № 12.

5. Златопольский Д.Л. О сущности Конституции // Журнал российского права. - 1997. - № 10.

6. Кириллов В.Ф. Стабильность Конституции РФ и попытки ее реформирования // Конституции РФ 10 лет: Опыт реализации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2003.

7. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: (Проблемы теории и практики). - М.; - Новосибирск, 2002.

8. Лебедев В.М. Прямое действие Конституции РФ и роль судов // Государство и право. - 1996. - № 4.

9. Лучин В.О. Конституция РФ: Проблемы реали­зации. - М., 2002.

10. Мартышин О.В. Конституция РФ 1993 г. как па­мятник эпохи // Государство и право. - 2004. - № 4.

11. Марченко М.Н. Методологические аспекты познания российских Кон­ституций 1978 и 1993 гг.: Сравнительный анализ // Государство и право. - 2008. - № 12.

12. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. -1998. - № 4.

13. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции РФ: Теория и практика. - М., 1998.

14. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005.

15. Чиркин В.Е. Конституция: Российская модель. - М., 2004.

16. Шульженко Л.Я. О понятии «правовая охрана Конституции» // Государство и право. - 2002. - № 7.

17. Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции РФ: (Некоторые методо­логические аспекты) // Правоведение. - 1996. - № 1.

18. Эбзеев Б.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право. - 2008. - № 7.

 

 

РАЗДЕЛ 3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ

ТЕМА 8. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

1. Понятие и принципы конституционного строя РФ и его основ.

2. Человек, его права и свободы - высшая конституционная ценность.

3. Конституционно-правовые основы гражданского общест­ва в России.

4. Стабильность основ конституционного строя России.

Ключевые понятия:основы конституционного строя, конституционный строй, гражданское общество, правовое государство

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ И ЕГО ОСНОВ

При подготовке вопроса следует исходить из того, что в настоящее время в научной литературе сложился ряд различных подходов к пониманию категории «конституционный строй», с которыми студентам нужно познакомиться, для того, чтобы соотнести с близким по смыслу, но не тождественным понятием «основы конституционного строя». Если конституционный строй можно определить какустройство общества и государства, отраженное в Конституции РФ, то под основами надо пониматьсовокупность тех общественных отношений, которые составляют суть данного устройства. По мнению А.Н. Кокотова, глава 1 Конституции РФ представляет собой «конституцию в конституции»[90]. Иначе говоря, сравниваемые понятия соотносятся между собой как общее и частное.

Затем студенты должны соотнести указанные категории с понятиями:общественный строй, основы общественного строя, государственный строй, общест­венное устройство, которыеиспользо­вались в нормативных актах советского периода, и определить основные черты конституционного строя: народовластие; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; идеологическое и политическое многообразие,; разделение властей; признание государством местного самоуправления; республиканская форма правления; федеративное устрой­ство; демократический режим; светский характер; свобода экономической деятельности; признание России социальным государством.

Нормы-принципы главы «Основы конституционного строя» составляют систему. В научной литературе встречаются различные классификации основополагающих принципов конституционного строя, с которыми студенты должны познакомиться (М.В. Баглай[91].
О.Е. Кутафин[92]). А.Н. Кокотов, составляющие основы конституционного строя принципы можно разделить на две группы: первая группа вбирает в себя основные начала организации публичной власти; вторая группа распространятся на общество в целом[93].

Заслуживает внимания анализ положений главы 1 Конституции, Конюховой, которая считает, что их детальное изучение дает основание говорить о неравноценности конституционных положений. Одни положения носят характер принципов и основ, другие касаются деталей, регулирование которых целесообразно было бы осуществлять в других главах Конституции[94]. Студентам нужно высказать аргументированное мнение по этой проблеме.

Завершить изучение вопроса нужно выводом о том, что совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственности, образует правовой институт, занимающий одно из ведущих мест в системе конституционного права. Поэтому институт основ – не конституционный строй в целом, а его основа. Ключевое и новое положение основ конституционного строя – признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

2. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ –

ВЫСШАЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ

Рассмотрение вопроса необходимо начать с анализа положения статьи 2 Конституции РФ, в которой закреплено ключевое и новое положение основ конституционного строя – признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ­обязанность государства. Затем следует определить связь между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конституционными правами и свободами че­ловека и гражданина, сочетание прав личности с социальными функция­ми человека, его ответственностью перед другими людьми, обществом и государством. Государство становится средством обеспечения достойной жизни человека.



2015-12-15 1018 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1018)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)