Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 4 страница



2015-12-15 494 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 3. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

1. Понятие и система источников конституционного права

2. Международно-правовые акты как источники конституционного права

3. Федеральные источники конституционного права

4. Региональные источники конституционного права

5. Местные источники конституционного права

Ключевые понятия:источник конституционного права, закон, подзаконный акт, декларация, регламент, правовой обычай

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Ответ на вопрос предполагает анализ понятия «источники права», которое возникло более двух тысяч лет назад, когда Тит Ливий в «Римской истории» назвал Законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права». Однако в качестве научной проблемы вопрос об источниках права возник лишь в XIX в. как результат столкновения различных правовых идей. Правда, этому термину был придан иной смысл, чем в котором его употреблял Тит Ливий[45].

Исходя из широкого и узкого понимания, принято различать источники права в материальном и формально-юридическом смысле. Для каждого периода характерны различные источники права. Для современных правовых систем наиболее характеры три вида: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи и прецедентные индивидуальные акты. В современной российской правовой системе наиболее распространён такой вид источников права, как нормативно-правовой акт, преимущества которого в том, такие акты могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены и отменены, что позволяет оперативно реагировать на изменения общественного развития.

Студентам следует проанализировать точки зрения о самом понятии источников права (Г.В. Шершеневич, Н.М. Коркунов, С.Ф. Кечекян,
А.Ф. Шебанов, В.С. Нерсесянц и др.). В конституционном праве под источником принято понимать нормативный акт, содержащий конституционно-правовые нормы. Е.И. Козлова полагает, что «источниками конституционного права являются нормативно-правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы[46]. Основными признаками источников конституционного права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения (для соблюдения норм).

Источники конституционного права образуют замкнутую систему, включающую виды источников, установленные Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ. Являясь составной частью системы источников российского права, характеризуются свойствами: взаимосвязь, иерархия, множественность и др. Систему источников следует рассматривать в зависимости от юридической силы того или иного нормативного акта. По мнению О.Е. Кутафина, в условиях федеративного государства классификация источников по территориальному признаку представляется наиболее удачной. Источники конституционного права можно разделить на федеральные, региональные и местные.
И.А. Конюхова предлагает делить источники на международные, федеральные, региональные и местные[47].

Студенты должны привести примеры иных классификаций источников конституционного права (от времени действия, по субъектам принятия и др.).

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

При подготовке вопроса нужно учитывать, что в современный период Россия глубоко интегрировала в международное правовое пространство, Это выражается в том, что акты, содержащие нормы международного права, также признаются источником конституционного права России. Периодом активного вхождения России в международное правовое пространство стала Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г., установившая приверженность РСФСР общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

Окончательное признание международных актов и содержащихся в них положений составной частью правовой системы РФ было зафиксировано в Конституции 1993 г. Студентам необходимо изучить ряд правовых позиций Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного Суда от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ»[48].


Составной частью правовой системы России являются заключенные ею международные договор, порядок заключения которых регулируется Конституцией РФ и федеральным законом «О международных договорах» РФ»[49]. Международные договор, конвенции и другие международно-правовые акты ратифицируются парламентом в форме федерального закона. Студентам предлагается изучить указанный закон.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15), как и конституции многих других стран, определяет достойное место нормам международного права и их примат над внутригосударственным законов: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора). Частью правовой системы РФ являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Россия осуществляет международные права и обязательства СССР в качестве государства – правопреемника СССР. Особую группу источников составляют межгосударственные договоры со странами СНГ, нормативные акты, принимаемые СНГ, Союзным государством Беларуси и России, другими межгосударственными объединениями, членом которых является Россия. Студенты должны привести примеры таких документов.

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Нормативные акты, действующие на всей территории России, имеют статус федеральных актов. По их юридической силе им присуща иерархия.

Среди источников конституционного права важнейшее место занимает Конституция РФ. Ее роль как основного источника определена тем, что установленные в ней нормы, являются основополагающими для всех остальные источников конституционного права.

Следующее место в иерархии источников конституционного права России занимают решения Конституционного Суда РФ, содержащие в себе положения нормативно-доктринального характера.

Следует отметить, что в последнее время подавляющее большинство ученых относит орган конституционного контроля к субъекту формирования и развития конституционного права. Так, М.В. Баглай ставит решения Конституционного Суда РФ по их юридической силе выше актов парламента и Президента. Такую позицию разделяют Н.В. Витрук, Б.С. Эбзеев, М.С. Саликов и другие ученые. Кряжков В.А. и Лазарев Л.В. отмечают, что решения органа конституционного контроля занимают особое место в системе правовых актов и сочетают в себе черты правоприменительного и нормоустанавливающего акта[50].

Решения судов общей юрисдикции, судя по Конституции, не обладают общеобязательной силой, однако источником права является постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»[51], в котором разъясняется порядок непосредственного применения Конституции при рассмотрении конкретных судебных дел. Студентам рекомендуется изучить порядок непосредственного применения Конституции при рассмотрении конкретных судебных дел, исходя из анализа указанного Постановления.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108). Студенты должны перечислить перечень вопросов, по которым предусмотрено принятие таких законов и отметить, какие из них уже приняты, отметив при этом, что по одному вопросу может быть принят не один закон (привести примеры).

В правовой системе РФ существует нетипичный источник – Закон РФ о поправках к Конституции, установленный Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136[52], которое было учтено в федеральном законе от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ»[53]. Студентам рекомендуется определить особый статус закона, ссылаясь на положения Конституции.

Федеральные законы в качестве источников выступают лишь в том случае, если включают конституционно-правовое содержание. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания закреплен в соответствующем законе[54], который студентам также необходимо изучить.

Следующим видом источников конституционного права являются акты Президента РФ, издаваемые в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его. Президент издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90).

Особый вид источников конституционного права декларации (документы, имеющие учредительный характер), принимаемые российским парламентом. Различают два типа: по их юридической значимости и правовым последствиям. Студенты должны привести примеры деклараций и охарактеризовать их.

Источником конституционного права являются нормативные договоры (ч. 3 ст. 11 Конституции) и соглашения, регулирующие отношения между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

К источникам конституционного права относятся акты палат Федерального Собрания РФ -регламенты и постановления (ч. ст. 101, ч. 2 ст. 102. 103 Конституции РФ); акты Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы (ст. 115 Конституции). Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти закреплен в соответствующем нормативном акте[55].

Обычаи могут быть источником конституционного права в случаях, когда его применение санкционировано государством. По мнению
О.Е. Кутафина, правовой обычай был и остаётся одним из источников конституционного права. Однако широкого распространения он не имел никогда. Более того, сфера его распространения неуклонно снижается[56]. Студенты должны привести примеры закрепления правового обычая
в законодательстве и практику его применения.

Одной из особенностей источников конституционного права РФ является включение в их число ряд законодательных актов бывшего Союза ССР, действующих в части, не противоречащей Конституции и другим законам РФ. Студентам рекомендуется привести примеры таких законодательных актов.

 

4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

При изучении вопроса нужно исходить из того, что согласно ч. 4 ст. 76 Конституции, субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Наряду с Конституцией РФ действуют конституции (уставы) субъектов, обладающие высшей юридической силой на территории конкретного субъекта. Конституции (уставы) не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым в пределах федеральной компетенции (ст. 71). Конституции (уставы) служат нормативной базой законодательства соответствующих субъектов РФ.

К региональным источникам законы, акты законодательных и исполнительных органов субъектов РФ и иные нормативные акты.

Наиболее распространенный источник конституционного права на уровне субъектов РФ – законы субъектов РФ. Ряд субъектов наряду с обычным законом учреждают конституционные законы (Адыгея, Тыва). При этом в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятого по предметам своего ведения, действует региональный закон (ч. 6 ст. 76). Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках предметов федерального и совместного ведения. В случаях противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76).

Интересным феноменом регионального правотворчества являются кодифицированные акты. Студентам нужно изучить практику такого правотворчества и высказать мнение по поводу кодификации субъектов РФ. Кроме того, к источникам конституционного права субъектов РФ относятся: декларации, нормативные акты глав субъектов, исполнительных органов власти, содержащие конституционно-правовые нормы, регламенты законодательных и исполнительных органов субъектов, нормативные акты избиркомов субъектов РФ, договоры между субъектами РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ.Студентам рекомендуется определить систему источников конституционного права Краснодарского края.

 

5. МЕСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

При подготовке вопроса следует учесть, что основным правовым актом муниципального образования является Устав, который является актом высшей юридической силы в системе актов местного самоуправления. Все иные правовые акты муниципального образования не должны противоречить Уставу.

Источниками конституционного права на местном уровне являются также отдельные нормативные решения (постановления) представительного органа и главы местного самоуправления, утверждающие, в частности, положения об их структурных подразделениях; регламенты деятельности данных органов и т.д. В системе актов местного нормотворчества можно встретить такой вид правового акта, как договор (соглашение). Студентам рекомендуется изучить источники местного уровня на примере города Сочи.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что конституционно-правовое регулирование осуществляется самостоятельно на каждом уровне, однако принципиальной основой является Конституция РФ. Конституционное право является единым и не подразделяется на системы права отдельных субъектов РФ и тем более, муниципальных образований.

Контрольные вопросы и задания

1. Выписать перечень вопросов, по которым Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов.

2. Какие из федеральных конституционных законов уже приняты?

3. Какова юридическая сила внутригосударственных договоров РФ?

4. Могут ли быть источниками конституционного права России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры? Приведите примеры общепризнанных принципов и норм международного права.

5. Дайте характеристику источников конституционного права.

6. Проведите сравнительный анализ федеральных конституционных и федеральных законов.

7. Проанализировать и дать характеристику Закона о поправках к Конституции РФ.

8. Могут ли выступать в качестве источников конституционного пра­ва России правовые обычаи? Какие мнения по этому вопросу высказы­ваются в научной литературе?

9. Охарактеризуйте правовой обычай как источник конституционного права. Каково его применение на современном этапе?

10. Дать сравнительную характеристику ратифицированных и денонсированных международных договоров РФ.

11. Каково соотношение правовых позиций и решений Конституционного суда РФ?

11. В научной и учебной литературе при характеристике Конституции используются термины «основной закон» и «высший закон». Какое значение имеют указанные терми­ны и как они соотносятся между собой. Содержатся ли они в тексте Конституции РФ?

12. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 15) закреплено, что если международным до­говором РФ установлены иные правила, чем в законе, то применяются правила международного договора. Озна­чает ли это, что нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет над нормами Конституции РФ? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Кто вправе устанавливать соответствие (несоответствие) законов международным договорам?

13. Составить таблицу, содержащую перечень вопросов, по которым предусмотрено принятие федеральных конституционных законов, какие из них уже приняты.

14. Напишите эссе: а) соотношение правовых позиций и решений Конституционного Суда РФ (см.: Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного суда России. – М., 2008. – С. 66-89); б) правовые позиции в системе источников конституционного права (см.: Витрук Н.В. Верность Конституции. – М., 2008); в) соотношение закона и указа (см.: Авакьян С.А. Размышления конституционалиста. Избранные статьи. – М., 2010. – С. 146-149).

 

Тесты и задачи

1. Источником официального опубликования актов Президента РФ и Правительства РФ является: а) «Независимая газета»; б) «Парламентская газета»; в) «Российская газета»; г) газета «Коммерсант».

2. Опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, актов палат Федерального Собрания считается первая его публикация: а) в «Российской газете»; б) в журнале «Государство и право»; в) в виде отдельного издания; г) в любом печатном издании.

3. В настоящее время отсутствует федеральный конституционный закон: а) об Уполномоченном по правам человека; б) о Конституционном Собрании; в) о военном положении; г) о порядке принятия в РФ новых субъектов.

4. Датой принятия федерального конституционного закона считается день: а) его официального опубликования; б) принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции; в) подписания его Президентом Российской Федерации; г) одобрения его обеими палатами Федерального Собрания РФ.

5. К числу источников конституционного права России относятся: а) Конституция РФ; б) уставы субъектов; в) конституции республик в составе РФ; г) постановления Пленума Верховного Суда РФ;
д) постановления Конституционного Суда РФ; е) международные договоры РФ; ж) Коран.

6. Федеральные конституционные законы - это: а) законы о поправках к Конституции РФ; б) законы по вопросам, прямо перечисленным в Конституции; в) законы, требующие согласия определенного числа субъектов РФ; г) Президент имеет право «вето». 7. Закон о поправке к Конституции - это: а) установлен Конституцией РФ; б) федеральный конституционный закон;
в) принимается по процедуре федеральных конституционных законов;
г) требует согласия определенного числа республик в составе РФ;
д) предусматривает дополнительные условия по сравнению с другими законами

8. Конституционные федеральные законы — это: а) законы, принимаемые по наиболее важным вопросам развития государства и общества; б) законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией; в) перечень этих законов определяется Государственной Думой.

9. Федеральные законы - это: а) все законы, принимаемые Государственной Думой РФ; б) законы, принимаемые по предметам ведения РФ; в) законы, принимаемые по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов; г) законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

10. Различие между законами и указами заключается в том, что:
а) законы не ограничены в своем содержании, а содержание указов ограничено рамками компетенции Президента РФ; б) законом осуществляется первичное регулирование важнейших общественных отношений, а указом Президента развиваются, детализируются основные положения закона.

11. Распоряжения Президента РФ: а) нормативные;
б) ненормативные.

12. Постановления палат Федерального Собрания РФ могут быть: а) нормативными; б) ненормативными.

13. Регламент Государственной Думы является: а) внутренним актом Государственной Думы; б) его предписания обязательны и для других государственных органов и должностных лиц.

14. Правовые акты законодательных органов и выс­шего должностного лица субъекта РФ могут быть обжалованы в судебном порядке: а) гражданами РФ; б) соответствующим прокурором;
в) Президентом РФ; г) органами местного самоуправления.

 

Нормативные правовые акты

1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г.
«О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» // СЗ РФ. - 2001. - № 52(12). - Ст. 4916.

2. Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от
12 июня 1990 года // ВВС РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22.

3. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти автоном­ной области, автономных округов в составе РФ» // Феде­ративный договор:
Д-ты. Комментарии. - М., 1994.

4. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ» // Федеративный договор:
Д-ты. Комментарии. - М., 1994.

5. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти суверен­ных республик в составе РФ» // Федеративный договор: Документы. Комментарии. - М., 1994.

6. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801.

7. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах РФ» // СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2757.

8. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 1996. - № 22. - Ст. 2663.

9. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. «О порядке подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов РФ о передаче ими друг другу части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения» // СЗ РФ. – 2004. - № 10. – Ст. 870.


Судебная практика

1. Постановления Конституционного Суда РФ:

- от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании ст. 136 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1995. - № 45. - Ст. 4408;

- от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Кон­ституции РФ при осуществлении правосу­дия» // БВС РФ. - 1996. - № 1;

- от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» // Российская газета. – 2003. – 2 декабря.

Литература

1. Авакьян С.А. Нормативное значение решений конституционных судов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - 2004. - № 4.

2. Белкин А.А. К соотношению Конституции и государственно-правовых актов: (Производное нормотворчество) // Правоведение. - 1985. - № 5.

3. Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Пра­воведение. - 1998. - № 1.

4. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: Практика Конституционного Суда // Государство и право. - 1995. - № 11.

5. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. - Са­ратов, 1998.

6. Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. - 2001. - № 2.

7. Концепции развития российского законодательства / Под ред.
Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М., 2004.

 

8. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. - М., 2002.

9. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997.

10. Лукьянова Е.А. Конституция в системе источников советского права // Советское государство и право. - 1986. - № 7.

12. Лукьянова Е.А. Закон как источник советского государственного пра­ва. - М., 1988.

12. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. - Тюмень, 1998.

13. Марченко М.Н. Источники права. - М., 2005.

14. Морозова Л.А. Договор в публичном праве: Юридическая природа, особенности, классификация // Государство и право. - 2009. - № 1.

15. Пряхина Т.М. Конституционная доктрина современной России. - Са­ратов, 2002.

16. Саликов М.С Источники конституционного права: Проблемы струк­туризации и внутрисистемные противоречия // Проблемы науки конституци­онного права / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - Екатеринбург, 1998.

17. Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. - 1997. - № 4.

18. Талапина Л.В. Электронное опубликование нормативных актов: за­рубежный опыт // Государство и право. - 2009. - № 7.

19. Тихомиров Ю.А. Право: Национальное, международное, сравни­тельное // Государство и право. - 1999. - № 8.

ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. Понятие конституционно-правовой ответственности.

2. Основания конституционно-правовой ответственности.

3. Субъекты конституционно-правовой ответственности.

4. Конституционно-правовые санкции .

5. Соотношение конституционной и иных видов ответственности.

Ключевые понятия:юридическая ответственность, конституционно-правовая ответственность, основания конституционно-правовой ответственности, санкции

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

При подготовке вопроса следует учесть, что проблемы конституционной ответственности занимают особое место в современных научных дискуссиях. Среди ученых нет единства не только по поводу определения понятия, но и по поводу названия данного вида ответственности[57]. Относительно к данному виду ответственности, применяются термины: «конституционная», «конституционно-правовая», «государственно-правовая» либо «публичная ответственность». Но более верным признают термин «конституционно-правовая ответственность», более полно отражающий ее признаки как особого вида ответственности, обеспечивающей реализацию норм отрасли конституционного права.

Для определения конституционно-правовой ответственности необходимо определить общие признаки (установление оснований, санкций и иных аспектов в форме нормативного акта; правонарушение как основание возникновения ответственности; специальная процедура привлечения к ответственности; применение к нарушителю государственного принуждения) и специальные: особый субъект ответственности (должностные лица органов публичной власти и сами органы); предмет защиты надлежащий порядок осуществления публичной власти; нормативно-правовое регулирование ответственности осуществляется только нормами конституционного права.

 

2. ОСНОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Изучение вопроса следует начать с того, что важнейшим элементом того или иного вида ответственности, является основание ее наступления. Основанием юридической ответственности является совокупность составляющих: 1) фактическое основание (совокупность юридических фактов); 2) нормативное основание (закрепление состава правонарушения в нормативно-правовом акте). Основанием наступления любого вида ответственности всегда является нарушение выраженного в норме права обязательного правила поведения – правонарушение (деликт), которым признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) органа публичной власти или должностного лица такого органа, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления публичной власти, и за которое нормами конституционного права РФ предусмотрена конституционно-правовая ответственность. Необходимо обязательное наличие всех выделенных признаков конституционно-правового деликта[58]. Следует согласиться с Т.Д. Зражевской, которая выделяет такие элементы состава конституционного правонарушения, как: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона[59].

Состав конституционно-правового деликта зачастую не имеет полной формулировки в законодательстве. Отдельные его элементы выводятся только путем толкования. Кроме того, конституционно-правовые деликты разбросаны по различным правовым актам, некодифицированы и несистематизированы. Такое положение недопус­тимо и ограничивает возможности применения конституционно-пра­вовой ответственности. Отсутствие четких юридических оснований привлечения субъекта к конституционно-правовой ответственности свидетельствует либо о пробеле в конституционном законодательст­ве, либо о том, что в данном случае налицо лишь политическая ответ­ственность[60].

Студентам необходимо рассмотреть отдельные конституционно-правовые деликты, проанализировать их состав, при ответе ссылаясь на положения конституционного законодательства.


3. СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Конституционно-правовая ответственность характеризуется специ­альным субъектом правонарушения. Им может быть только орган власти или должностное лицо, на которых Конституцией РФ возло­жены функции по осуществлению публичной власти. «Субъектом конституционной (уставной) ответственности может быть только участник конституционных (уставных) правоотношений...»[61]. Исходя из этого, студенты должны определить потенциальных субъектов деликта, при этом учесть, что вследствие того, что в зако­нодательстве зачастую отсутствует закрепление нормативного ос­нования ответственности (состава), субъектами конституционно-правовой ответственности в России могут быть только: 1) Пре­зидент РФ, 2) высшее должностное лицо субъекта РФ, 3) предста­вительный (законодательный) орган субъ­екта РФ, 4) орган местного самоуправления или должностное лицо муниципального образования, 5) Председатель Центробан­ка РФ,
6) Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной Палаты.



2015-12-15 494 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)