Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 2 страница



2015-12-15 428 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В РОССИИ

ТЕМА 13. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

В РОССИИ

Соотношение понятий «человек», «гражданин», «личность». Основы взаимоотношений между государством и личностью. Установление Конституцией РФ основ правового статуса личности. Соотношение понятий «правовое положение» и «правовой статус». Виды правового статуса (общий, специальный, индивидуальный и др.): понятие, содержание и их соотношение.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина как институт конституционного права: понятие, принципы (приоритет прав и свобод, неотчуждаемость основных прав и свобод человека, их всеобщность, юридическое равенство, свобода личности, непосредственное действие прав и свобод, гарантированность и др.), структура (правосубъектность, гражданство; основные права, свободы, обязанности и законные интересы, правовые гарантии, ограничения).

Соотношение норм международного и конституционного права в области регулирования прав и свобод человека и гражданина.

История конституционного развития прав и свобод и обязанностей человека и гражданина в России, закрепление их в Конституциях СССР 1924, 1936, 1977 гг. и РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.

 

ТЕМА 14. РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО

Понятие и принципы российского гражданства (единство и равенство; открытый характер; двойное гражданство, принцип невосприимчивости к семейным отношениям; запрет лишения гражданства или права изменить его и иные). Соотношение понятий «гражданство» и «подданство».

Развитие законодательства о гражданстве: законодательство о гражданстве Российской империи; советское законодательство о гражданстве; Закон о гражданстве 1991 г. Действующее законодательство о гражданстве.

Основания приобретения гражданства РФ: по рождению (филиация), прием в гражданство: в общем порядке и упрощенном порядке (натурализация), восстановление в гражданстве (реинтеграция), иные основания (оптация).

Основания прекращение гражданства: выход из гражданства в общем порядке и упрощенном порядке (экспатриация), иные основания (оптация). Основания отказа в выходе из гражданства. Отмена решений по вопросам гражданства. Гражданство, брак, дети. Гражданство детей при изменении гражданства родителей. Усыновление, опека, попечительство.

Порядок приобретения и прекращения гражданства. Правовое регулирование гражданства РФ: производство по делам о гражданстве; полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ; порядок рассмотрения заявлений; документы, удостоверяющие гражданство РФ; решения по вопросам гражданства: формы, сроки, исполнение, обжалование.

 

 


ТЕМА 15. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ

Законодательство о статусе иностранных граждан и лиц без гражданства. Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства (апатрид). Общие основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Виды режимов и статусов иностранных граждан. Общая характеристика статуса временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих иностранных граждан. Въезд, регистрация передвижение и проживание. Права, обязанности, ограничения, ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства по российскому законодательству. Миграционная политика российского государства. Статус Федеральной миграционной службы РФ.

Институт политического убежища: понятие, содержание. Основания, порядок предоставления и срок политического убежища. Основания отказа в предоставлении политического убежища. Утрата политического убежища.

ТЕМА 16. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ

И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ

Законодательство о статусе беженцев и вынужденных переселенцев. Понятие беженца и вынужденного переселенца.

Процесс признания лица беженцем и вынужденным переселенцем. Обстоятельства, послужившие для признания лица беженцем и вынужденным переселенцем. Основания отказа в предоставлении статуса. Приобретение и утрата статуса беженца и вынужденного переселенца.

Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Права, обязанности, ограничения, ответственность беженцев и вынужденных переселенцев по российскому законодательству. Институт временного убежища.

 

ТЕМА 17. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ
И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

Понятие, признаки и содержание основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. Права человека, права гражданина: понятие и соотношение. Критерии классификаций прав и свобод человека и гражданина (от сферы жизнедеятельности, от характера субъектов, от принадлежности лица к государству, от роли государства, от соподчиненности и др.). Классификация трех поколений прав и свобод.

Система личных прав и свобод человека и гражданина, система политических прав и свобод человека и гражданина, система социально-экономических прав, свобод: понятие, виды и основное содержание. Духовно-культурные права, свободы: понятие и основное содержание.

Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ, их соотношение с правами и свободами. Юридические гарантии реализации конституционных прав и свобод. Конституционные пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, признаки, цели, виды.

 

ТЕМА 18. СИСТЕМА ГАРАНТИЙ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

И СВОБОД ГРАЖДАН В РФ

Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение прав и свобод» человека и гражданина. Правовая охрана прав и свобод человека в России, обеспечение, соблюдение их обязанностей: понятие, формы и механизм. Конституционные гарантии прав и свобод личности: общие и специальные. Виды специальных конституционных гарантий.

Система государственных органов, обеспечивающих правовую охрану прав и свобод. Роль судов общей юрисдикции в защите конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ и защита прав и свобод граждан. Роль других органов и институтов по защите конституционных прав и свобод. Участие субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении и защите прав и свобод граждан.

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в России. Международно-правовые формы защиты основных прав и свобод. Международные и национальные правозащитные организации. Право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод. Способы самозащиты прав граждан. Право на обращение.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: правовая основа, основные направления деятельности. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ. Взаимоотношения между федеральным Уполномоченным и уполномоченными субъектов РФ.

 

РАЗДЕЛ 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА 19. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

Понятие и формы государственного устройства. Соотношение формы государства и формы государственного устройства.

Унитарное государство: понятие, признаки. Унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями. Федерация: понятие, признаки. Симметричные и асимметричные федерации. Национальные и национально-территориальные федерации. Конституционный, договорный и договорно-конституционный способ конституционно-правового регулирования.

Понятие территориального устройства. Территория российского государства и конституционно-правовое обеспечение ее целостности. Государственный суверенитет: понятие и юридические признаки.

Этапы становления российского федерализма. Эволюция статуса субъектов РФ. Общая характеристика современной модели федеративного устройства России. Конституционные принципы федерализма. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ. Роль Федеративного договора, иных договоров и соглашений. Проблемы современного российского федерализма. Основные этапы становления и развития федеративного устрой­ства России. Провозглашение Российской республи­ки федеративным государством. Статус РСФСР как союзной республики в составе Союза ССР. Особенности правового статуса субъек­тов РСФСР: автономной республики, автономной области, националь­ного (автономного) округа. Реформирование РСФСР в 1990-1992 гг. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. и его значение. Конститу­ционное изменение принципов федеративного устройства и соста­ва субъектов. Правовая природа, конституционные принципы федеративного устройства РФ.

Правовая природа СНГ. Конституционные основы участия России в СНГ.

 

ТЕМА 20. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционно-правовой статус РФ: понятие, принципы, структура.

Основные черты, характеризующие конституционно-правовой статус Российской Федерации. Суверенитет РФ, его конституционные гарантии и. Территориальное единство России. Правовой статус территории РФ и ее границ. Единое гражданство Российской Федерации. Общие для Федерации органы государственной власти. Единая система права. Экономическая основа Российской Федерации. Феде­ральная государственная собственность и ее объекты. Единая денежная и кредитная система. Единые Вооруженные Силы РФ. Государственный язык РФ. Декларация и Закон о языках народов РФ.

Государственные символы Российской Федерации: Государствен­ный флаг; Государственный герб; Государственный гимн. Закон о статусе столицы.

Предметы ведения РФ и их классификация. Принципы, лежащие в основе разграничения предметов ведения. Предметы ведения РФ в сферах государственно­го, экономического, социально-культурного строительства, внешних сно­шений, защиты государственного суверенитета. Законодательное и договорное разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Порядок принятия в РФ и образование в ее со­ставе нового субъекта РФ.

Конституционно-правовые основы участия России в межгосударственных объединениях. Международная правосубъектность. Конституционно-правовые основы национальной и региональной по­литики в РФ. Конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов. Национально-культурная автономия: понятие, система, порядок учреждения и регистрации.

Формы взаимодействия РФ и ее субъектов. Федеральные округа, их роль в федеративной структуре России. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционных основ федеративного устройства России.

 

ТЕМА 21. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ

Субъекты Федерации: понятие, виды и признаки. Равноправие и равенство субъектов. Классификация субъектов России (по способу образования, по национальному критерию, по географическому признаку и др.).Особенности отдельных видов субъектов в составе России: республик; автономных областей и автономных округов; краев и областей; городов федерального значения. Изменение состава субъектов РФ. Принятие и образование в РФ нового субъекта. Изменение статуса субъекта РФ. Нормативное закрепление конституционно-правового статуса субъектов РФ. Виды субъектов, особенности их статуса. Республика (государство) как субъект РФ. Характерные черты конституционно-правового статуса республики в составе Фе­дерации. Край, область, город федерального значения как субъект Российской Федерации. Особенности их конституционно-правового статуса. Автономная область, автономный округ как субъект Российской Фе­дерации. Особенности их конституционно-правового статуса. Регулиро­вание отношений органов государственной власти автономных округов, входящих в состав края (области), с органами государственной власти края (области). Порядок изменения статуса субъекта РФ. Поря­док изменения границ между субъектами РФ. Поря­док изменения наименования субъекта РФ.

Предметы ведения и полномочия субъектов РФ, их классификация. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий меж­ду федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Соглашения о передаче осущест­вления части полномочий между федеральными органами исполнитель­ной власти и исполнительными органами субъ­ектов РФ.

 

ТЕМА 22. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТОВ РФ

Административно-территориальное устройство субъектов РФ: понятие, принципы. Административно-территориальные единицы: понятие, виды, их правовое регулирование. Административные округа. Территории со специальным статусом. Закрытые территориальные образования (ЗАТО). Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования.

Административно-территориальные преобразования: понятие, виды, правовое регулирование. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере административно-территориального устройства: установление и изменение административно-территориального устройства, установление границ, определение порядка их установления и изменения, реорганизация административно-территориальных единиц, организация системы учета административно-территориальных единиц.

Административно-территориальный процесс: понятие, правовое регулирование, основные процедуры образования, упразднения, преобразования административно-территориальных единиц. Процессуальные правила производства по административно-территориальным вопросам. Порядок регистрации административно-территориальных единиц, информирование населения. Реестр административно-территориальных единиц. Решение споров по вопросам административно-территориального устройства.

 

ТЕМА 23. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Нормативно-правовая основа правового статуса Краснодарского края: Конституция РФ, Федеративный договор, Устав Краснодарского края. Основные черты, характеризующие правовой статус Краснодарского края как государственно-территориального образования в составе России. Территория края, изменение границ. Административно-территориальное деление Краснодарского края. Основы экономической деятельности в Краснодарском крае. Символика Краснодарского края: гимн, герб, флаг.

Органы законодательной, исполнительной, судебной власти в Краснодарском крае. Предметы ведения и полномочий органов государственной власти Краснодарского края. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти Краснодарского края. Полномочия органов государственной власти Краснодарского края, осуществляемые самостоятельно. Вопросы совместного ведения РФ и Краснодарского края. Взаимодействие органов государственной власти Краснодарского края с федеральными органами. Местное самоуправление в Краснодарском крае.

 

 


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО КУРСУ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Баглай М.В. Конституционное правоРоссии: Учебник. - М., 2011.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2013.

3. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Учебное пособие. – М., 2013.

4. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. –М., 2011.

5. Комкова Г.Н., Колесникова Е.В., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2011.

6. Лебедев В.А. Конституционное право РФ: Курс лекций. Часть 1. - Челябинск, 2012.

7. Мальцев Г.В. Конституционное право России: Учебник. – М., 2010.

8. Некрасов С.И. Конституционное право РФ: учебное пособие для бакалавров. – 2012.

9. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие для бакалавров. – М, 2012.

10. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник для бакалавров. - М., 2012

11. Фадеев В.И. Конституционное право: Учебник. – М., 2013.

КОММЕНТАРИИ И СПРАВОЧНИКИ

1. Борисов А.Б. Комментарий к Конституции РФ (постатейный). С комментариями Конституционного Суда РФ. – М., 2012.

2. Краснов В.А., Кряжков В.А. Толковый словарь конституционных тер­минов и понятий. - СПб., 2004.

3. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М., 2002.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. - М., 2011.

5. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). - М., 2011.

ИСТОЧНИКИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Официальный сайт журнала «Государство и право» // www.igpran.ru/rus/magazine

2. Официальный сайт журнала «Конституционное и муниципальное право» // lawinfo.ru/catalog/magazines/konstitucionnoe-i-municipalnoe-pravo

3. Официальный сайт газеты «Российская газета» // www.rg. ru

4. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» //www.consultant.ru

5. Официальный сайт компании «Гарант» // www.garant.ru

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ

РОССИЙСКОГО ПРАВА

1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

3. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды

4. Система конституционного права

5. Место и роль конституционного права в системе российского права

6. Тенденции развития конституционного права на современном этапе

 

Ключевые понятия:конституционное право (как отрасль права), конституционно-правовые отношения, конституционно-правовые нормы, система конституционного права, система конституционного законодательства

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

При обсуждении вопроса следует исходить из того, что термин консти­туционное право имеет несколько значений: 1) самостоятельная отрасль российского права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм;
2) наука, изучающая одноименную отрасль; 3) учебная дисциплина в системе образования, основанная на синтезе отрасли и науки конституционного права. Данные термины тесно связаны между собой, могут существовать и развиваться только в единстве, поскольку имеют общий источник – единую сферу общественных отношений. Их различие в том, что в одном случае в центре внимания стоит объект регулирования, в другом – предмет изучения[1].

В учебной литературе даются различные определенияот­расли конституционного права России. В самом общем виде оно представляетсобой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с закрепление основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также регулирующих основы организации гражданского общества и государственной власти. Не усматривая существенных различий в определениях, ученые едины в том, что конституционное право – ведущая, определяющая отрасль для других отраслей российского права.

Принято считать, что конституционное право относится к публичному праву, поскольку регулирует общественные отношения, связанные с публичной властью. Уяснение вопроса о предмете конституционного права является необходимой предпосылкой правильного понимания свойственных ему нормам и институтам, специфики правового регулирования, а также, чтобы понять содержание, назначение и цели отрасли, ее отличие от других отраслей права.

Далее студентам следует обратить внимание на отсутствие единства в понимании предмета конституционно-правового регулирования. Обсуждение данного вопроса в отечественной науке началось в дореволюционное время[2]. Поскольку научная дискуссия по проблемам предмета отрасли далека до завершения, на занятии нужно обсудить мнения ученых по данной проблеме.

При формировании любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования, под которым понимается совокупность приёмов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения, входящих в предмет отрасли. В правовой науке до сих пор немалый интерес представляет вопрос о специфике методов конституционного права[3]. Большинство ученых отмечают особенности конституционного права ни в наличии специального метода, а в сочетании методов[4]. Подходы в определении системы методов регулирования общественных отношений в конституционном праве РФ разнообразны [5].

Среди методов конституционно-правового регулирования можно выделить императивный и диспозитивный методы и подразделить их на способы: дозволение, обязывание, запрещение. Заслуживает внимания классификация методов С.А. Авакьяна: с учетом характера регулируемых отношений ученый выделяет методы общего нормирования (регулирования) и детального регулирования[6]. Студентам следует проанализировать точки зрения ученых по этому вопросу и высказать свое мнение.

Кроме того, необходимо обратиться к изучению проблемы наименования отрасли. Спор отечественных учёных о терминах длится с 70-х годов прошлого века, но единообразного понимания до сих пор нет. Сегодня большинство стран для основополагающей отрасли используют термин «конституционное право». Студентам нужно высказать свою точку зрения, основываясь на анализе историко-теоретических исследований.

 

2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ:

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

При ответе на вопрос необходимо дать определение конституционно-правовых норм (это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционно-правовые отношения), а также рассмотреть их общие свойства и специфику.

Конституционно-правовым нормам присущи свойства, характерные для любой правовой нормы, т.е. безотносительно их отраслевой принадлежности: (общеобязательность, системность, установление государством, формальная определённость и др.), Наряду с общими чертами нормы конституционного права обладают специфическими признаками: степень важности, собственное содержание и источники, своеобразие видов, учредительный характер, особый механизм реализации, специфический характер субъектов, структурой и т.д.

Особое внимание надо уделить анализу структуры правовых норм, что обусловлено тем, что в науке конституционного права существует две принци­пиально разные точки зрения. Одни авторы (О.Е. Кутафин,
В.О. Лучин, Б.А. Страшун) считают, что для большинства кон­ституционно-правовых норм характерно наличие диспозиции, а гипо­теза и (или) санкция в их структуре может отсутствовать. Другая груп­па авторов
(А.А. Безуглов, В.В. Лазарев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин) доказывает обратное: наличие всех трех структурных элементов (ги­потезы, диспозиции и санкции) является непременным условием каж­дой правовой нормы. Студентам необходимо изучить аргументы сторонников каждой из этих точек зрения и на занятии обсудить их.

Под классификацией правовых норм понимается их подразделение на группы по определенным типологическим признакам в целях установления места каждой из норм в системе отрасли права[7]. Студенты рекомендуется провести классификацию правовых норм по различным основаниям и привести примеры.

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ

При подготовке вопроса следует исходить из того, что конституционно-правовые нормы регулируют общественные отношения, которые составляют предмет правового регулирования отрасли. Так,
И.А.Конюховаопределяет конституционно-правовые отношения как общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей[8].

Конституционно-правовые отношения имеют как общие признаки, характерные для любого вида правоотношений (структура, состоящая из трёх элементов: субъект, объект, содержание), так и специфические (собственное содержание; особый субъективный состав; особые объекты; разнообразие отношений; сложный характер юридических связей между субъектами и т.д.).

Субъекты конституционно-правовых отношений – это участники правоотношений, которые имеют определённые субъективные права и несут юридические обязанности и обладают конституционной правосубъектностью которая складывается из правоспособности и дееспособности. Студентам необходимо определить круг субъектов конституционно-правовых отношений.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают предметы или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений[9]. Объектами могут быть как материальные ценности: земля, природные ресурсы, средства государственной казны; так и нематериальные блага: государственная территория и её границы; государственная власть, деятельность органов и должностных лиц; личные неимущественные блага (честь, достоинство, личная неприкосновенность и т.д.), поведение людей (вступление в гражданство, митинги и т.д.).

Говоря о содержании конституционно-правового отношения, необходимо выделить фактические и юридические его элементы. Для возникновения, изменения, прекращения конституционных правоотношений необходимы юридические факты – жизненные обстоятельства (события или действия), влекущие правовые последствия. Кроме того, они могут возникать, изменяться или прекращаться под действием нескольких юридических фактов (фактический состав). Особенность юридических фактов конституционного права - они существуют длительное время, непрерывно или периодически (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ и др.).

Конституционно-правовые отношения могут быть дифференцированы: по способу индивидуализации субъектов (общие, относительные и абсолютные); в зависимости от функций норм (регулятивные и охранительные); в зависимости от характера прав и обязанностей (активного и пассивного вида); по времени функционирования: (постоянные и временные); по назначению в механизме правового регулирования (материальные и процессуальные) и т.д. На основе Конституции РФ необходимо сделать детальный анализ конституционно-правовых отношений, привести примеры, что позволит выявить и другие их виды, более глубоко раскрывающие их характерные особенности.

 

4. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

При подготовке вопроса следует исходить из того, что под системой конституционного права понимается внутреннее его строение, включающее конституционно-правовые нормы и институты, подотрасли.

Конституционно-правовая норма – первичный и конечный структурный элемент, регулирующий одну из сторон общественных отношений. Конституционно-правовой институт – совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид (группу) однородных и взаимосвязанных общественных отношений.
В настоящее время нет единого подхода к делению отрасли на институты, поэтому принято представлять систему конституционного права, исходя из структуры Конституции РФ. Так, например, О.Е. Кутафин включает в систему конституционного права институты основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти и системы местного самоуправления[10].
А.Н. Кокотов в данной системе выделяет общую и особенную часть[11].

Анализ системы конституционного права свидетельствует о том, что применение лишь структуры Конституции РФ не позволяет представить все институты отрасли, поскольку наряду с указанными выше в этой системе сформировались и другие. Так, И.А. Конюхова предлагает включить в систему конституционного права следующие институты: непосредственная демократия в России; система общественной власти в России; конституционно-правовая ответственность в России[12]. М.В. Баглай и другие авторы[13] включают в систему институт избирательной системы (избирательное право)[14].

Развитие конституционного права приводит к эволюции того или иного института в более сложную систему – подотрасль, которая в отличие от институтов представляет собой такое правовое образование, которое вырастает из определенного института либо группы институтов и приобретает системность нового качества[15]. По мнению А.В. Малько, «подотрасль – это уже не институт, но еще и не отрасль права»[16]. Основное и главное их отличие: перспективой развития последней является формирование в дальнейшем самостоятельной отрасли права. В настоящий период в качестве подотраслей конституционного права ученые выделяют парламентское право, избирательное право, конституционное правосудие. В последнее время высказываются мнения о выделении указанных подотраслей конституционного права в качестве самостоятельных отраслей права, наряду с конституционным правом[17].

Заслуживают внимания попытки выделить в самостоятельную отрасль конституционное право субъектов РФ, являющееся составной частью конституционного права РФ и по определенным характеристикам идентифицируемое сегодня в качестве подотрасли[18]. Студентам нужно высказать свое аргументированное мнение по этой проблеме.

5. МЕСТО И РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

При подготовке к данному вопросу заслуживают внимания точки зрения И.А. Конюховой: «свойство конституционного права быть ядром правовой системы возвышает его место в системе отраслей права, в определенной мере даже преобразуя ведущую отрасль права в надотрасль, стоящую над всеми другими отраслями»[19], а также М.В. Баглая:
«С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им»[20]. Таким образом, нормы иных отраслей не должны противоречить нормам конституционного права, поскольку последние являются основополагающими, для других отраслей права, служат правовой базой, фундаментом для них.



2015-12-15 428 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)