ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 8 страница
Содержание данного принципа необходимо раскрыть через систему прав и свобод человека и гражданина, отражённую в главе 2 Конституции (49 статей посвящено правам человека и гражданина). При этом ст. 55 гласит, что установленный перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Все равны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод. Установление пределов прав производится законодателем путём регулирования и ограничения. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17, ограничения могут производиться только путём издания федерального закона. Студенты должны дать общую характеристику главы 2, в которой конкретизируется принцип приоритета прав и свобод. 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ Изучение вопроса нужно начать с теоретических подходов к определению гражданского общества. В литературе не выработано единого мнения относительно данного понятия. С.А. Авакьян выделяет три основных подхода к пониманию гражданского общества: 1) это все, что не относится к государству; 2) это общество, достигшее определенного качества развития; 3) это ядро общества, своеобразная его «передовая» часть[95]. Затем необходимо изучить историю вопроса. Впервые данное понятие было введено еще в XVII в. и изначально трактовалось иначе. Так, Нет единого мнения ученых и по поводу структуры гражданского общества. Так, В.Д. Перевалов считает, что в его входят социальная, экономическая, духовно-культурная и информационная системы[96]. Самостоятельный аспект вопроса - соотношение гражданского общества и правового государства. Единого определения этого понятия в науке также не выработано. Студентам рекомендуется проанализировать взгляды ученых на это понятие, а также конституционные нормы, являющиеся основой развития гражданского общества в России Завершить рассмотрение вопроса предлагается определением проблем построения гражданского общества в современной России, предложением вариантов их решения. Одной из основных проблем построения в России гражданского общества часто называют взаимное непонимание и неуважение общества и публичных институтов. В этой связи студентам рекомендуется ознакомиться с работой А.Н. Кокотова «Доверие. Недоверие. Право»[98]. 4. СТАБИЛЬНОСТЬ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ Подготовку вопроса нужно начать с анализа в статьи 16 главы 1 Конституции РФ, в которой отражены особенности правового регулирования основ конституционного строя, суть которых заключается в следующем: 1) нормы Конституции, закрепленные в главах 2-9 не могут противоречить основам конституционного строя (глава 1); 2) если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 будет поддержано 3/5 каждой палаты парламента, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание По мнению А.А. Безуглова, С.А. Солдатова, все нормы Конституции должны иметь равную юридическую силу и одинаковый порядок внесения в них поправок. Наличие особого правового статуса этих глав значительно усложняет и без того сложный порядок изменений и дополнений в Конституцию[99]. Студентам нужно высказать свое мнение по этому вопросу.
Контрольные вопросы и задания 1. Что отличает власть многонационального народа от иных видов социальной власти? Каковы свойства власти народа? 2. Каково, на ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета; народного и национального суверенитета? 3. Как соотносятся принцип народовластия и право народов на самоопределение (ст. 3, ч. 3 ст. 5 Конституции РФ)? 4. Предполагает ли народовластие деятельность профессионального государственного аппарата? 5. Совместима ли с принципом народовластия президентская республика? 6. В Конституции РФ говорится об осуществлении государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). К какой ветви власти относятся Президент РФ, Прокуратура, Центральный банк РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, ЦИК РФ? 7. Как соотносятся между собой разделение власти и разграничение предметов ведения и полномочий (ст. 10, ч. 3 ст. 5; ч. 3 ст. 11 Конституции РФ)? 8. Сравните понятия: «многопартийность», «политическое многообразие», «идеологическое многообразие». 9. Можно ли рассматривать референдум как волю всего народа? 10. В ст. 1 Конституции Россия характеризуется как государство с республиканской формой правления. Каковы сущность и отличительные признаки республики? Назовите виды республик. 11. В каком соотношении находятся такие понятия как народный суверенитет, государственный суверенитет и национальный суверенитет? 12. Какие подходы к определению гражданского общества существуют в современной научной юридической литературе? 13. Какова роль: а) семьи, б) средств массовой информации, в) органов государственной и местной власти в развитии гражданского общества? 14. Назовите основные политические партии, существующие в России. 15. Каков порядок возникновения и деятельности политических партий и общественных организаций? 16. Референдум, опрос, всенародное обсуждение: общее и особенное. 17. Что означает понятие «российское социальное государство»? 18. Можно ли построить гражданское общество в отдельном субъекте Российской Федерации и (или) федеральном округе? 19. Ссылаясь на статьи Конституции, докажите, что человек, его права и свободы - высшая ценность в России. Тесты и задачи 1. Основы конституционного строя РФ включают принципы: 2. Какая из указанных характеристик не относится к основам конституционного строя России: а) народовластие; б) идеологическое многообразие и политический плюрализм; в) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; г) демократия; д) общественная солидарность. 3. Какая из характеристик российского государства не закреплена в статье 1 Конституции РФ: а) федеративное; б) общенародное; 4. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью: 5. Основы конституционного строя - а) это главные устои государства, его принципы: б) закрепленные в тексте Основного закона государства его важнейшие черты; в) краткое перечисление содержания конституции; г) вводная часть конституции; д) вводная часть теории конституционного права. 6. Понятие «человек, его права и свободы - высшая ценность» – это: а) важнейший принцип конституционного строя РФ; б) категория нравственная; в) юридическая категория; г) обязательная норма права; 7. Суверенитет государственной власти проявляется в: а) ее верховенстве; б) ее единстве и независимости; в) возможности осуществлять любую политическую линию; г) возможности проводить любую экономическую политику; д) возможности проводить любую военную политику. 8. Основными признаками республиканской формы правления в РФ являются: а) выборы Президента РФ населением страны; б) в возможности министров быть депутатами парламента; в) в запрещении парламенту ставить вопрос о недоверии правительству; г) право Президента России на роспуск Государственной Думы; д) в назначении главой Правительства РФ лидера победившей на парламентских выборах партии. 9. Относятся к числу конституционных принципов экономики России: а) свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; б) поддержка конкуренции; в) ограничение экономической деятельности на территории субъектов РФ; г) обязательность полной уплаты всеми налогов; г) приоритет государственной формы собственности; 10. Содержание принципа правового государства определяется: а) строгим подчинением государства, иных субъектов права конституции и законам; б) ограничением деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в) неограниченным вмешательством государства в любые сферы жизни общества с целью обеспечения правового порядка; г) приоритетом норм государства над нормами международного права. Задача 1. Согласно ст. 16 Конституции Республики Алтай земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются собственностью Республики Алтай и национальным богатством ее народа, используются и охраняются как основа его жизни и деятельности. Соответствует ли приведенное выше положение Конституции РФ? Задача 2. В Республике Ингушетия указом Президента РИ назначили референдум со следующим вопросом: поддерживаете ли вы принятие Закона Республики «О правоохранительной системе Республики Ингушетия». ЦИК РФ и заместитель Генерального прокурора РФ обратились в Конституционный Суд РФ с заявлением о признании названного указа противоречащим Конституции РФ. Каким должно быть решение Конституционного Суда РФ? Задача 3. Несколько известных предпринимателей обратились с письмом к Президенту Российской Федерации, в котором просили его назначить всероссийский референдум по вопросу об изменении системы федеральных налогов и сборов, поскольку действующие налоги и сборы, по их мнению, тормозят развитие экономических отношений. Вправе ли глава государства пойти навстречу предпринимателям и назначить указанный референдум? Задача 4. В Конституционный Суд РФ поступила жалоба, в которой утверждается, что предусматриваемое п. «б» ст. 84, ч. 1 ст. 109, ст. 111, 117 Конституции РФ право Президента РФ распускать Государственную Думу противоречит принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции. В жалобе содержалось требование устранить из Конституции те ее предписания, которые противоречат принципу разделения властей. Оцените изложенную в жалобе позицию. Какое решение, на ваш взгляд, по данной жалобе должен принять Конституционный Суд? Нормативные правовые акты 1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. 2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» // СЗ РФ. - 2001. - № 29.- Ст. 2950. 3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 2001. - № 29.- Ст. 2950. 4. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 15. - Ст. 1277. 5. Федеральный закон от 12 мая 2009 г. «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» // Рос. газ. - 2009.- № 87. 6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 22 сентября 1999 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 7. - Ст. 608 7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ // СЗ РФ. – 2003. - № 40. – Ст. 3822. 8. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. 9. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г.
Судебная практика 1. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. 2. Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г.
Литература 1. Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов 2. Астафичев П.А. Общественная палата России в механизме общественно-политического представительства: проблемы правового регулирования // Государство и право. - 2007. - № 1. 3. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России / Под ред. В.О. Лучина. - М., 2003. 4. Бондарь Н.С. Конституционный строй как государственно-правовое выражение гражданского общества России // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. статей. - Саратов, 2003. Вып. 4. 5. Бутусова Н.В. Основы конституционного строя РФ как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - 2003. - № 6. 6. Винниченко О.Ю. Система разделения властей в контексте самобытности российской государственности // Вестн. Тюм. ун-та. Право. - 2009. - № 2. 7. Иванченко А.В., Курицын В.М. Российское народовластие: Уроки истории. М., 2005. 8. Кабышев В.Т. Народовластие развитого социализма: Конституционные вопросы / Под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. 9. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России. - М., 2000. 10. Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. - М., 2004. 11. Матузов Н.И. Гражданское общество: Сущность и основные принципы // Правоведение. - 1995. - № 3. 12. Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. - 1997. - № 3. 13. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной российской государственности // Государство и право. - 2004. - № 4. 14. Мамонов В.В. Конституционный строй РФ: Понятие, основы, гарантии // Государство и право. - 2004. - № 10. 15. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М., 1994. 16. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе РФ. - М., 2005.
ТЕМА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ 1. Россия - демократическое государство с республиканской формой правления. 2. Россия - федеративное государство. 3. Российская Федерация - суверенное государство. 4. Российская Федерация - правовое государство. 5. Российское государство - социальное государство. 6. Российское государство - светское государство. Ключевые понятия:демократия, республиканская форма правления, государственный суверенитет, правовое, социальное, светское государство МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ 1. РОССИЯ - ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО С РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ Изучение темы следует начать с анализа конституционного закрепления характеристики российского государства (ст. 1, 4, 7 и 14). Необходимо дать характеристику России как демократического государства, основой которого является народовластие (демократия – с греческого «народовластие»), что, исходя из анализа статьи 3 Конституции, означает: 1) носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; 2) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления и др.Демократическим называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. По мнению Авакьяна С.А., понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества[100]. Затем рассмотреть конституционное закрепление России как государства с республиканской формой правления, под которой понимается способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий её органов, взаимодействие их между собой и населением, степень участия населения в их формировании. Республике свойственна выборность органов на определённый срок и их ответственность перед населением. Формы республики: президентская, парламентская, смешанная и суперпризидентская. Студентам необходимо провести сравнительный анализ форм правления и определить форму правления в современной России.
2. РОССИЯ - ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО В рамах данного вопроса нужно исследовать конституционное закрепление России как федеративного государства, всеми его атрибутами (единство; суверенитет, территориальная целостность и верховенство; гражданство; наличие Конституции и законодательства, наличие компетенции; система государственных органов; единое экономическое пространство, организация экономической деятельности, кредитная система, денежная единица, система налогов; армия, органы безопасности и охраны общественного порядка; государственный язык; символы государства – столица, герб, гимн, флаг), Затем нужно раскрыть принципы федеративного устройства России, обусловленные ее демократической сущностью, на основе Конституции и реальной практики федеративных отношений (принцип государственной целостности РФ; единства системы государственной власти; разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами; равноправия и самоопределения народов), выявить особенности России, отличающие ее от других федераций, определить состав ее субъектов и их виды. Кроме того, нужно показать, что российский федерализм – форма разрешения национального вопроса и форма демократизации и рационализации управления государством. При определении правовой природы РФ следует опираться на положения статей 1, 3-6, 67-71, 74-75 Конституции. 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО При подготовке вопроса нужно рассмотреть понятие суверенитета в целом и в России, в частности, и конституционную форму его закрепления как одну из основ конституционного строя РФ (ч. 2 ст. 4). Государственный суверенитет – признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей территории, в международных отношениях. Его характеристики: 1) верховенство государственной власти на территории государства; 2) независимость государства в международных отношениях; 3) суверенитет не является неограниченным (ст. 79). Государственный суверенитет един и принадлежит только Российской Федерации. Несмотря на то, что субъекты и названы государствами (ч. 2 ст. 5), в России суверенитет неделим между субъектами, происходит разграничение предметов ведения. Помимо теоретических разработок, студентам рекомендуется проанализировать Декларацию о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., изучения содержания которой поможет определить ее значение в становлении подлинно суверенного статуса России. Завершить вопрос следует рассмотрением экономических и юридических гарантий, способов и средств защиты государственного суверенитета России. 4. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Изучение вопроса следует начать с определения правового государства и анализа конституционного закрепления России как правового государства. В настоящее время правовым государством называют такое государство, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Понятие правового государства многомерно, поскольку включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства и в то же время можно выделить его основные признаки (тем более, что в Конституции РФ это понятие не раскрывается). По мнению С.А. Авакьяна, основными признаками правового государства являются: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина («все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший признак правового государства); 2) независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод; 3) верховенство Конституции; 4) приоритет международного права[101]. Рекомендуется рассмотреть и иные принципы правового государства. Для полного ответа рекомендуется дать краткую характеристику каждого из принципов. Затем определить юридические, социальные, экономические и иные условия, необходимые для реального правового государства в России. Особое значение следует уделить содержанию принципа разделения властей как конституционной основе осуществления государственной власти в России, его становлению, развитию и закреплению. Кроме того, ссылаясь на содержание конституционных положений, рассмотреть систему «сдержек и противовесов» в рамках принципа разделения властей и привести примеры
5. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Изучение вопроса нужно начать с конституционного закрепления России как социального государства, главной задачей которого является претворение в жизнь закреплённых принципов социального равенства Затем рассмотреть дать характеристику данного принципа, определить цель социального государства: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Для этого следует проанализировать ст. 25 Всеобщая декларация прав человека. Достойная жизнь – это жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход, социальное обслуживание самого и семьи. Свободное развитие – возможность своими силами занять определённое место в обществе: получить образование, профессию, достаточный заработок и т.д. Студентам рекомендуется определить основные направления социальной политики в России: 1) охрана труда и здоровья людей; 6. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО – СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО Подготовку вопроса следует начать с конституционного закрепления Российской Федерации как светского государства. Содержание данного принципа сводится к следующему: 1) отделение церкви от государства: государство не вмешивается в деятельность государственных объединений, если она не противоречит закону; религиозные объединения не участвуют в выборах, в деятельности политических партий и движений, не оказывают им материальную и иную помощь; запрещается создание ими объединений в государственных и муниципальных органах, организациях и воинских частях; 2) отделение школ от церкви: образование носит светский характер; 3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной: недопустимо принуждение людей к вероисповеданию; этот принцип гарантирует свободу вероисповедания; 4) равенство религиозных объединений перед законом, то есть равноправие религиозных объединений по их правоспособности. Правовой статус религиозных объединений закреплен в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях»[102]. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите институты непосредственной демократии в России. 2. Какова система представительной демократии в России? 3. Действительно ли Россия на современном этапе является правовым государством или это норма – цель? 4. Назовите виды субъектов в составе Российской Федерации. 5. В чем особенности России, отличающие ее от других федераций? 6. В Конституции РФ говорится об осуществлении государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). К какой из трех ветвей власти относится: Президент, Прокуратура, Центробанк РФ, Уполномоченный по правам человека, ЦИК РФ? 6. Назовите юридические гарантии суверенитета Российской Федерации? 7. Как соотносятся принцип народовластия и право народов на самоопределение (ст. 3 и ч. 3. ст. 5 Конституции РФ)? 8. Каковы основные направления социальной политики России? 9. Как осуществляется защита государственного суверенитета России? 10. Каковы сущность и отличительные признаки республики? Назовите виды республик. 11. Совместима ли с принципом народовластия президентская республика? Смешанная республика? Парламентская республика? 12. Как соотносятся и должны соотноситься правление народа и правление органов? 13. На ваш взгляд, каковы масштабы непосредственной демократии в государстве, претендующем на демократическое? 14. Со ссылками на конкретные статьи Конституции РФ охарактеризуйте ныне существующую в России форму правления и политический режим. Тесты и задачи 1. Какая из характеристик российского государства не закреплена в статье 1 Конституции РФ: а) федеративное; б) общенародное; 2. Суверенитет - это: а) независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами; б) верховенство и независимость государства в как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. 3. Сущность правового государства в соответствии с Конституцией РФ заключается в: а) верховенстве государства над правом; 4. Формы собственности, закрепленные Конституцией РФ 1993 г.: а) частная; б) личная; в) государственная; г) муниципальная; д) иные формы. 5. Суверенитет государственной власти проявляется в: а) ее верховенстве; б) ее единстве и независимости; в) возможности осуществлять любую политическую линию; г) возможности проводить любую экономическую политику; д) возможности проводить любую военную политику. 6. Конституционными гарантиями сохранения республиканской формы правления в России являются: а) возможность роспуска Правительства РФ; б) соблюдение сроков пребывания в должности выборных лиц; в) соблюдение правил проведения выборов в представительные органы власти; г) запрещение вторичного пребывания на выборной должности; д) ограничение числа кандидатов на должность Президента РФ. 7. Разделение властей осуществляется с целью: а) обеспечения цивилизованного разделения труда по управлению государством; 8. Основными признаками республиканской формы правления в РФ являются: а) выборы Президента РФ населением страны; б) в возможности министров быть депутатами парламента; в) в запрещении парламенту ставить вопрос о недоверии правительству; г) право Президента России на роспуск Государственной Думы; д) в назначении главой Правительства РФ лидера победившей на парламентских выборах партии. 9. К принципам экономической деятельности, по Конституции РФ 1993 г., относятся: а) свобода экономической деятельности; б) запрет конкуренции; в) единое экономическое пространство; г) признание и защита равным образом различных форм собственности; д) поддержка конкуренции.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |