Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы политического сотрудничества в СНГ



2016-01-05 749 Обсуждений (0)
Проблемы политического сотрудничества в СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Что объединяет эти государства: политические или экономические интересы?

 

Главное условие возникновения политического объединения – разделяемые всеми совместные цели (внешняя угроза, угроза безопасности, угроза суверенитету, территориальной целостности). Нужно, чтобы не только эти цели были разделяемыми, но и действовать по достижению их совместно.

 

Была ли для гос-в СНГ единая внешняя угроза, когда оно создавалось? Ответ: не было.

Парадоксально видели они (11 гос-в) угрозу в России, которая могла стать во главе нового объединения.

 

1) отсутствие внешней угрозы

2) наличие России как доминирующего гос-ва в структуре СНГ

 

à сдерживало возникновение политического единства на пространстве СНГ

 

Россия сама давала поводы для того, чтобы к новой России испытывали недоверие.

Например: пограничные споры с Украиной (необходимо провести демаркацию границ, особенно морских); территориальные претензии к Украине (Крымская автономия; гуманитарные вопросы в отношении Закавказских и Центральноазиатских государств (положение русских 25 млн!!!, оставшихся на этих территориях, сокращение информационного поля, вещаемого на русском языке, нарушение прав русских, прекращение преподавания на русском языке) à синдром “старшего брата”.

 

Можно сформулировать некую схему, объясняющую, что проблем политического сотрудничества в СНГ было больше, чем позитивных тенденций.

 

Доминирующим интересом России к СНГ был политичский интерес; Р. рассматривала СНГ как сферу политических интересов для использования этого пространства для продвижения своих интересов на мировой арене; в свою очередь, гос-ва СНГ были заинтересованы в России в экономическом плане.

Предложение: давайте зарегистрируем СНГ в ООН, и тогда не отдельно взятая страна будет представлять свои интересы, а СНГ.

11 гос-в сказали нет. Зарегистрировались сами и будут представлять свои интерсы в ООН сами. Идея была похоронена, и СНГ не стало субъектом международного права.

 

Россия сама в начале спровоцировала продвижение НАТО на восток.

НАТО разработало партнерство во имя мира, заключив соглашение с гос-вами бывшего Советского Союза.

 

99г – начало бомбардировок НАТО на территории Югославии.

Россия вступает в конфронтацию с США, осуждая действия НАТО

 

98г, угроза: Проникновение исламского радикализма через северные территории Афганистана.

Переговоры в Правительстве в Москве: вопрос поставки стратегических материалов в Узбекистан. Россия должна была сразу отреагировать. Реакция: этот вопрос рассматривался в течение месяцев. В итоге, Узбекистан обратился США, которые молниеносно предоставили вездеходы, джипы Узбекистану.

 

Пример того, как идет борьза за влияние этих государств.

Постепенно на пространстве СНГ все больше преобладают политическое и внешнее влияние других стран и военных альянсов (США, НАТО, Китай, ШОС).

В итоге получилось, что не Содружество обеспечивает функционирование пространства, а внешние игроки, которые здесь “пасутся”.

ШОС – главный выигрыш для Китая. Для того, чтобы не допустить Запад на пространство СНГ, Россия пошла на союз с Китаем.

 

Как итог, физическое военное присутствие США в Грузии, Таджикистане, Узбекистане.

 

Какой является международная среда вокруг пространства СНГ?

На Западе пространство СНГ подпирают государства-члены НАТО, на юге – нестабильные Ближний и Средний Восток (Турция, Иран).

 

Отношение Закавказских государств неодинаково. Азербайджан не рассматривает Иран как угрозу. Настороженно к этому относится Армения, которая является надежным союзником России. Даже у государств в одном регионе нет единства во взгляде на внешние проблемы.

 

Какие политические или вообще интересы преследовали государства, вступая в СНГ?

Украина: интегрироваться в ЕС. Западный вектор во внешней политики. Цель – избавиться из-под влияния России. Украина хочет сотрудничать с Россией в экономической сфере. Говорит, что нужно упразднить политические институты.

Украине было сказано, если вы вступите в Таможенный Союз, то можете забыть о ЕС.

 

Грузия, Азербайджан и Молдова вступили в СНГ вынужденно. Эти три страны обединяет одна общая боль, проблема целостности стран (Грузия потеряла Южную Осетию и Абхазию, Молдова – проблема Приднестровья, Азербайджан – непризнанная территория Нагорного Карабаха). Эти три страны вступили в СНГ с надеждой решения внутренних политических проблем.

Грузия покинула в 2008 г. СНГ.

Армения, христианская страна, оказалась в окружении мусульсманских государств, без выхода к морям, в геополитическом тупике. Она прекрасно понимает, что сможет выжить, союзничая с Россией.

Казахстан, Узбекистан. Пути разошлись. Идея Назарбаева (идея Евразийского Союза) практически воплощается. Политические и экономические взгляды между Р. и К. сошлись, а Узбекистан дистанцируется. У. сохранил нехорошую память о бывшем Советском Союзе, больше всего боится навязывания «старшего брата». У. хочет реальной интеграции.

Киргизия, Таджикистан бедны ресурсами, готовы к любому сотрудничеству.

Туркменистан считает, что СНГ выполнило свою задачу, теперь страны должны развиваться самостоятельно. Интересы Туркменистана: вывести свои громаднейшие энергоресурсы (в первую очередь, газ) на мировой рынок. Желание провести трубопроводы минуя России, возможно, через Иран, хотя вряд ли, или Афганистан.

Беларусь 2 т.з.: двигаться в западном направлении или сотрудничать с Россией, не портя при этом отношения с Западом. Союз России и Белоруссии (фактически конфедерация).

Украина нацелена на поддержку своей независимости, внешней политики, опирается на ЕС + США.

Грузия внешние приоритеты – США

Молдова ориентируется на Румынию (в дальнейшем ЕС). Идея объединения, один язык, создание Великой Румынии. Напугало русскоязычное население приднестровья, где сконцентрирован промышленный потенциал страны. Либеральные силы Воронина, пришедшие к власти, нацелены на объединение с ЕС.

Азербайджан ориентируется на Турцию, поддерживается США.

Узбекистан выступает за двусторонние отношения с Россией, однако реализация каких-то интересов РФ невозможна.

 

Политическое сотрудничество в СНГ в течение этих 20 лет, несмотря на все выше перечисленные проблемы, все-таки протекало. Была остановлена гражданская война в Таджикистане благодаря СНГ. До 97г. включительно шли переговоры, было подписано соглашение о перемирии и мире. Заслуга СНГ.

 

Создается Межпарламентская Ассамблея СНГ (входят парламентарии ряда стран, не всех государств СНГ). Штаб-квартира в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Цель: создание модельных законов, напрвленные на развитие политического, экономического, культурного, военно-политического сотрудничества.

 

ПВО, ОБСЕ

 

Антитеррористический центр (штаб-квартира сначала в Бишкеке, теперь в Ташкенте). Задачи: обмен информации между секретными спец-службами, ведущими борьбу против терроризма.

 

Подводя итог, несмотря на сложности организации политического сотрудничества, нельзя утверждать, что его нет, оно есть, направлено на решение внутриполитических проблем, этноконфессиональных конфликтов, а также угроз извне, терроризм и наркотрафик.

31.10.2012, семинар

 

Кавказская война 1817 – 1864

Длительность сопротивления показывает насколько напряженным было присоединение северокавказских территорий к Российской империи.

 

1801 – Георгиевский трактат. Грузия добровольно вошла под протекторат Российской империи.

 

Сопротивлялись установившимся порядкам, борьба за веру: ислам суфитского типа, преследуемый ортодоксальным исламом.

Неверные – ”геуры”, называли русских.

 

Судьба горских народов после революции

Репрессии, выселялись с исторических мест целые народы (ингуши, черкессы, крымские татары, балкарцы и т.д.)

 


07.11.12

Политика РФ в СНГ.

 

1991г – распад СССР – распадаются и все институты, в т.ч.МИД (структура, штат). Происходил отказ от коммунистической идеологии -> к власти приходили антикоммунисты, к-рые должны были менять и содержание и внешней пол-ки в западном направлении. До этого заимствования на Западе происходили при Петре и в 1917 (зап.идеология – марксизм). Петр и большевики организовывали работу по внедрению западного опыта и мобилизовали массы. Дважды с интервалом в 200 лет были осуществлены модернизации российского общества. Петровская модернизация превратила Россию во влиятельное гос-во, а большевистская модернизация превратила СССР в супердержаву. Третья попытка модернизации началась реформаторами 1990х. они уповали не на организационные и мобилизационные методы, а верили в автоматизм рыночных преобразований (что рынок все сам сделает). В итоге – глубочайший кризис во всех сферах.

Дефолт 1998г и нападение чеченских боевиков на Дагестан - свидетельства глубины этого кризиса и слабости власти.

- 1998 г. – дефолт, рубль обесценился, разорились тысячи мелких предприятий

- нападение чеченских боевиков на Дагестан, с целью отторгнуть от России

 

 

Идеологическая основа внешней пол-ки:

 

Пришедшие к власти политики ориентировались на западные ценности -> переориентация на связи с дальним зарубежьем -> потеря интереса к СНГ -> причина пробуксовки интеграции на постсоветском пространстве.

 

Мотивы ориентации на Запад – добиться его расположения и помощь в налаживании и запуске рыночного механизма в РФ и боязнь стать донором для СНГ. Добиться его расположения, тем самым, получить инвестиции, бесплатно технологии, консультации специалистов, которые бы запустили рыночный механизм.

- боязнь стать донором для гос-в СНГ. à экономическая основа внешней политики

 

«Курс Ельцина-Козырева» - т.е.внешнеполитический курс того времени - был опр-ен как стремление раствориться в сфере западных интересов. Западные интересы отождествлялись с российскими. Произошла замена коммунистической идеологии идеологией страны, «сдавшейся на милость победителя и ни на что не претендующей». Для граждан такая линия обосновывалась необходимостью приведения внешней пол-ки РФ в соотв-е с ценностями демократии. Ожидали, что запад раскроет для РФ свои объятия.

Нужно отождествлять свои интересы с западными, а не противостоять им

 

Появление фигуры радикального либерала Козырева на должности главы МИД было ответом на вызовы времени; иное было невозможно. Нужно было осознание того, что растворение интересов РФ в западных интересах смертельно опасно. Внешняя политика Козырева получила название «инфантильный проамериканизм».

Самая крупная ошибка МИДа – РФ не смогла остановить начавшееся в тот период расширение НАТО на восток и даже сама дала ему зеленый свет.

Такая политика обернулась крупнейшими потерями для России, от которых она до сих пор не оправилась.

- Россия одной из первой присоединилась к санкциям ООН против Югославии

- Р. одной из первой признала распад Югославии (что ни в коей мере не отвечало внешнеполитическим интересам России), заслуга Ельцина и Козырева (ярый коммунист)

 

Инфантильный проамериканизм – российская внешнеполитическая линия в первой половине 90-х гг.

 

Очень много было ошибок, эмоциональных действий и мало рациональных.

 

Р. не смогла остановить расширение НАТО на восток, дав зеленый сигнал странам альянса. Сейчас прилагаются титанические усилия, чтобы в НАТО не вступили Молдова, Грузия и др.

Гельмут Коль уверял, что натовские объекты не будут размещены в Восточной Германии. Ошибка Горбачева.

1993 август – визит Ельцина в Польшу, Чехию, Словакию. Еще больший промах.

 

Фраза Ельцина о том, что «вступление Польши в НАТО – это внутреннее дело Польши» ошеломила Запад и дала ему дорогу к расширению альянса на Восток. Однако эта фраза отражала позицию МИДа в 1ой половине 1990х гг («любое гос-во может обесп-ть свои безопасность так, как считает нужным»). РФ была не против расширения НАТО, но не хотела, чтобы оно было поспешным (но на скорость уже влиять не могла).

 

Поздний Горбачев и ранний Ельцин были недостаточно подготовлены к внешнеполитической деятельности. Ельцин очень помогал Козыреву за то, что тот вводил его в клуб западной политической элиты. Точка зрения: во многом благодаря помощи Козырева Ельцин терпел его 5 лет. Западным лидерам стал очень импонировать Ельцин, хотя до реальной помощи дело не доходило. Тем не менее, внешнеполитическая деятельность Ельцина не имела четкого концептуального плана.

 

1993г – разработаны «основные положение концепции внешней пол-ки России» - размытый многословный документ. Водичка. Дальше МИДа этот документ не вышел. Козырев ввел термин «партнерство».

Козыреву принадлежит термин “партнерство”. Какое партнерство с какой страной имеет Россия (с США – зрелое, с Францией – привилегированное, с Китаем – конструктивное).

 

Интересна была устроена структура департаментов МИДа. Сейчас 4 департамента СНГ (европейский: У, Б и Молдова; закавказский (Г, А, А), центральноазиатский (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан) и ДСНГ (департамент СНГ). Во времена МИД Козырева было ни одного департамента СНГ.

 

 

Структура МИДа также подтверждала, что СНГ в то время был на задворках интересов РФ. Ни одного департамента СНГ! Сейчас ему посвящено аж 4 департамента. Почувствуйте разницу. Козырев смотрел на СНГ как на обычные зарубежные гос-ва. Это нанесло большой вред политике РФ на пространстве СНГ.

 

Козырев: «СССР слишком зацикливался на нац.интересах. мы больше думаем об общечеловеческих ценностях».

Еще несколько моментов.

Никсон встречался с Козыревым и задал вопрос, какие внешнеполитические интересы преследует Россия и защищает.

Ответ Козырева: «Советский Союз слишком зацикливался на национальных интересах, мы больше задумываемся над человеческими ценностями. Но если Вы, господин Никсон, знаете какие внешнеполитические интересы Россия должна защищать, то я с радостью Вас выслушаю».

 

 

Традиции советской дипломатии были утеряны. Ельцин стал понимать, что что-то не так. Начал задавать вопросы на коллегии МИДа, заседаниях совбеза итп. Говорил, что в МИДе мало аналитики, нет концептуальных подходов. К середние 1990х гг Ельцин прозрел, что ситуация становится критической, пора прекратить делать уступки; хотел подключить другие ведомства. Козырев, напротив, был очень ревнив к своим позициям и начал подключать СМИ к защите своих интересов и созданию своего позитивного имиджа. Все попытки осуществить координационную деятельность ни к чему не привели.

1994г – с молчаливого согласия Ельцина служба внешн. разведки выступила с докладом об интересах РФ и о том, что расширение НАТО на восток не отвечает российским интересам. Тут же пресс-секретарь МИДа заявил, что это ведомственный док-т и не согласован с министром и президентом.

 

Штурм Белого дома – первый сигнал кризиса прозападной политики.

 

1994 доклад Примакова, впервые официально прописаны интересы России

расширение НАТО нарушает баланс в мире

попытка дезавуировать то, что было высказано насчет национальных интересов Р.

 

Объединение Германии означало, что Россия должна была вывести войска и получить огромные выплаты, однако, Горбачев все испортил.

 

В период с 91 по 95 гг – период сплошных уступок Западу, пора очарования Западом до тех пор, пока не пришло осознание того, что интересы Р. и запада не совпадают.

Козырева прозвали Мистером “Да”.

 

Летом 96 г должны были состояться президентские выборы. Рейтинг Ельцина составлял от 3 до 5-6%.

 

Январь 1996 – Ельцин отправляет в отставку Андрея Козырева, который заблаговременно избрался в депутаты Гос. Думы.

 

С января 1996г начинает новая эра внешней пол-ки. Главой МИДа стал Евгений Примаков. Общественное мнение, сытое по горло неудачами внешней пол-ки, требовало самостоятельной внешнеполитической линии РФ. Спустя 5 лет после распада СССР, РФ начинает поворачиваться лицом к СНГ.

1997г – совбез РФ принимает «стратегический курс РФ по отн-ю к СНГ». Впервые был опр-ен курс РФ на постсоветском пространстве. Это отразилось и на изм-ии структуры министерства. Было создано также министерство по делам сотрудничества с СНГ (1994-2000). Коренной поворот внешней политики РФ в сторону СНГ.

Кроме того, были укреплены посольства РФ в СНГ (увеличение з\п сотрудников). Ельцин требует больше аналитических материалов по СНГ.

 

Но западное напр-е не оказалось на задворках. Даже при Примакове европейское направление оставалось одним из важнейших. РФ выступила с инициативой создания новой системы общеевропейской безопасности на базе ОБСЕ.

 

 

Политика РФ в постЕльцинский (путинский) период.

 

Характерные ос-ти:

 

Вывод о том, что к СНГ нужно подходить прагматично. Предлагать ровно то, к чему готовы партнеры.

не возлагать на СНГ те задачи, к решению к-рых оно не готово.

ф-ции министерства по делам сотрудничества с СНГ были переданы совбезу РФ (анализ проблематики).

приоритет обесп-ю нацбезопасности.

упор на двусторонние отн-я. (хотя как тгда развивать СНГ??)

дифференцированный подход к партнерам в зависимости от их встречного отн-я.

РФ рассматривала СНГ как жизненно важное пространство для своих интересов. Признание ограниченности возможностей СНГ не означает, что для РФ отн-я с этими странами становятся менее значимыми. РФ не отказывается от многостороннего сотрудничества, но будет осуществлять его в той мере, в какой на него готовы партнеры.

«интеграция не нужна нам как лозунг или вывеска». Приоритеты: экономика, борьба с терроризмом, военная сфера, миротворчество, гуманитарная сфера (защита соотечественников)

 

Какие органы заменили мин-во по делам сотрудничества?

Межведомственная комиссия совбеза РФ

Правительственная комиссия по вопросам СНГ

Соответствующие департаменты МИД

 

Эти органы должны были реализовать курс РФ в СНГ, координировать деятельность др.министерств и ведомств, готовили материалы для совбеза, осуществляли анализ и давали прогнозы о перспективах развития СНГ.

В начале путинского периода РФ должна была укреплять не Большое СНГ, а уже существующие более мелкие форматы с целью оказания возрастающего воздействия в СНГ.

Реализация курса через СНГ, эти органы координировали деятельности других федеральных ведомств, осуществляли анализ и прогноз о перспективах развития СНГ. Первые документы обращали внимание на то, что Р. должна сосредоточить свое внимание не на большом СНГ, а на более мелких организация (Союз Р-Б, Таможенный Союз, ЕвразЭС).

Задача: размыть устоявшийся стереотип СНГ как инструмент навязывания российского влияния.

 


14.11.12

 

СЕМИНАР:

идейные основы внешнейпол-ки новой РФ (система взглядов).

пол-ка РФ в СНГ в 1990е гг

пол-ка РФ в СНГ в период президентства Путина

 

 



2016-01-05 749 Обсуждений (0)
Проблемы политического сотрудничества в СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы политического сотрудничества в СНГ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (749)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)