Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пол-ка РФ в СНГ (продолжение)



2016-01-05 497 Обсуждений (0)
Пол-ка РФ в СНГ (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1990 гг разбились на 2 этапа.

1 период. Действия РФ в СНГ парадоксальны: дистанцирование от СНГ, пренебрежение + крупные проекты, не имеющие под собой экономической основы (напр.1993г – предложение создать эк.союз на пространстве СНГ).

Политика шарахания в диапазоне от альтруизма

Перепады в российской политике, какая политическая сила получала доминирование: западники, силы, поворачивающиеся на постсоветское пространство

 

 

1990е гг показали, что в РФ отсутствовала обоснованная стратегия действий в СНГ. РФ не подходила к этой пол-ке концептуально (шарахались как бешеные). Перекосы в российской пол-ке зависели от того, какая пол.сила получала доминирование в российском руководстве (западники или сторонники постсоветского пространства).

неизменно усиливались центробежные тенденции.

 

После провала попыток создать эк.союз, в 1994 РФ выдвигает предложение создать там.союз. в него вступили РФ, Беларусь, Таджикистан, Киргизия, Армения. Осн.гос-ва игнорировали этот проект, считая, что для него тоже нет объективных осн-ий.

 

1997 – РФ осознала роль и место СНГ в системе российских интересов. Кишиневский саммит – открытый разговор о природе СНГ и его перспективах. Все выступления были критическими. Принято решение о реформировании его структуры. Упраздняется исполнительный секретариат Содружества, взамен создается исполнительный комитет СНГ. В него входит по 1 полномочному представителю от каждого члена СНГ (12).

Работа СНГ оживилась. РФ перестала давить, а начала прислушиваться к позиции др.стран.

 

Появилась концепция многоформатной и разноскоростной интеграции. Большое СНГ не может сразу создать интегр.объединение -> будут возникать разные более мелкие форматы (без отрицания общей интеграции). Это позволит гос-вам осознать, к какому этапу они готовы присоединиться. Попытка примирить разные ур-ни экономического развития, разные модели стран. Примирение интегр.проектов с реальностью.

Возникает концепция многоформатной(кто-то готов вступить в общий рынок, кто-то – в таможенный союз, не отрицает общей интеграции, однако поэтапно будет прорабатываться тот или иной этап)и разноскоростной(каждое гос-во имело свою модель экономического развития, кто-то осуществлял реформы быстро, кто-то – медленно, страны двигались с разной скоростью)интеграции

 

Взаимоотношения РФ с отдельными гос-вами СНГ.

 

Украина.

РФ и Украина стояли у истоков СНГ – им и задавать тон на постсоветском пространстве? Возник ряд вопросов; один из главных – проблема ядерного оружия. Укр.не хотела отдавать свое. Споры не привели к решению -> вмешалось зап.сообщество (прежде всего, США). Украинцев склонили вывезти арсеналы на территорию РФ. Запад заплатил это согласие большие деньги. Укр.националисты до сих пор ругают укр.руководство тех времен за такое предательство нац.интересов.

Проблема Черноморского флота. По конституции Укр.не может позволять размещение на своей территории ничьих военных баз. Острые переговоры. Решение проблемы было отложено до 1997г.

Проблема границ и территорий. Связана со статусом Крыма. Тоже зависла до 1997г. Проблема границ территорий (статус Крымской автономии с преобладающим русскоговорящим населением)

Раздел имущества СССР. РФ стала правопреемницей -> унаследовала имущество, долги и обязательства СССР. Украина согласилась с таким сценарием, но в сер.1990х стала претендовать на часть заграничного имущества СССР (понадобилось создавать укр.посольства итп. А они хотели создать очень крутые посольства!). Если хотите имущества, платите часть долгов СССР. Споры.

Для решения перечисленных проблем назрела необходимость заключить большой договор О дружбе и сотрудничестве. Был заключен в 1997г. обе стороны пошли на компромиссы:

РФ признала ныне существующие двусторонние границы. Т.е. признала принадлежность Крымского п-ова Украине. Сл.этап – демаркация границ. Процесс еще до конца не завершен по техническим границам. Это дало Украине возможность говорить о присоединении к НАТО (разрешились все пограничные споры).

Украина позволила РФ арендовать порт Севастополя и прилегающие территории для нужд Черноморского флота сроком на 20 лет 1997 (недавно продлили).

Во времена Кучмы (сент2003г) состоялось совещание руководителей РФ, Украины и Беларуси. Было принято решение о создание ЕЭП. На западе эти действия Кучмы были расценены как обида за то, что его не приняли на западе. РФ понимала, что от следующего укр.президента будет зависеть очень много в судьбе договора о ЕЭП. Победа Ющенко похоронила бы это соглашение. РФ сделала беспрецедентную ставку на Януковича. РФ даже впервые согласилась ратифицировать соглашение О зоне свободной торговле (путь и ценой уменьшение поступлений в бюджет). Оранжевая революция привела к победе Ющенко. Его пол-ка на посту президента была откровенно антироссийской: была ограничена сфера применения русского языка, раздувался дискурс о Голодоморе, было заявлено желание немедленно вступить в НАТО. Попытки высадить в Крыму натовских специалистов были негативно встречены местным населением. Ющенко даже требовал аннулировать договоренности о Черноморском флоте. Реакция РФ – газовые войны.

 

Закавказье.

Противоречивые отношения.

Грузия. Прерваны дип.отн-я, введен визовый режим. Грузинское руководство рассматривало РФ как главную опасность. В знак протеста против разделения своей территории Грузия заявила о своем выходе из СНГ.

Азербайджан. Отношения с РФ по-прежнему осложняет проблема Карабахской автономии. РФ в сложном положении: не может однозначно встать на ту или другую сторону. Азербайджан – важный эк.и военно-стратегический партнер, Армения – единственный союзник в Закавказье. Последние инициативы РФ возмутили Азербайджан: он не желает слышать ничего о независимости или автономии Карабаха. Нерешенность проблемы выгодна РФ? Нет. Обе стороны могут начать настаивать на привлечении сил извне для разрешения вопроса.

 

Центральная Азия.

Казахстан. Наиболее близкий партнер в регионе. Важнейший игрок на постсоветском пространстве. Тысячи километров границы, которые обустроить было бы безумно дорого.

В ЦАР долго шло соперничество за лидерство между Казахстаном и Узбекистаном.

Узбекистан в отличие от Казахстана не идет на сотрудничество так, как Казахстан. Готов развивать двусторонние отношения, но участвовать в больших интеграционных проектах он не будет.

Узбекистан не идет на участие в Там.союзе, ОДКБ, ЕврАзЭс. Его устраивают развитые двусторонние отн-я с РФ, но не будет участвовать в больших проектах, т.к.не понимает, какие его могут ждать последствия от участия. Только успех там.союза сможет привлечь в его ряды Узбекистан, Украину. Мир.эк.кризис, кстати говоря, ставит крест на дальнейшем расширении ЕС. При умной пол-ке РФ и успехе там.союза существует возможность привлечь сомневающихся в нашу сторону J ура

 

Беларусь.

Самые продвинутые отношения. Там, где РФ делает акцент на решении экономических задач, приходит успех.

 

 

Для РФ важнее всего формат с Украиной, Беларусью и Казахстаном (четырехсторонний оборот достигает 90% от общего товарооборота СНГ).

 

Интерес РФ к СНГ предопределен стратегическими целями (экономические выгоды не так уж огромны).

 

Интересы РФ на пространстве СНГ:

стратегические

РФ вряд ли состоится как мировой игрок без пространства СНГ!

Если ситуация в СНГ дестабилизируется, безопасность РФ будет серьезно подорвано. Надо заниматься этим пространством.

экономические

РФ по-прежнему может сбывать в СНГ малоконкурентную на западе продукцию машиностроения.

СНГ – источник минерально-сырьевых ресурсов, к-рыми РФ обделена (цветные и редкоземельные металлы).

СНГ сохраняет для РФ значение как транспортный коридор в третьи страны.

гуманитарные

в СНГ по-прежнему проживают этнические русские + русский язык. Мягкая сила. Филиалы МГУ – Ташкент, Симферополь, Астана.

 

 

Нужна ли РФ интеграция? О да!

Помимо перечисленного.

эффективная интеграция РФ в мировую эк-ку зависит от ее действенной работы в межгос-ных орг-ях (в первую очередь СНГ). Интеграция – важнейшее ср-во увеличения потенциала страны. Успех разв-я любого гос-ва опр-ся способностью задействовать не только внутренние, но и внешние факторы.

 

Опыт совр.эк-ки показывает 2 пути развития (выбор РФ):

- стимулировать внутренние инвестиции, осуществлять реструктуризацию эк-ки и насыщать внутр.рынок товарами. Опасность: хватит ли внутренних средств? Их запросто может не хватить.

- привлечение внешних инвестиций, раб.силы итд итп. Гос-во должно быть готово поддерживать оч.слабые отрасли (типа с/х), не отвергая инвесторов-конкурентов.

- 3 путь (В.Христенко). исп-ть пространство СНГ для количественного роста, а сотрудничество с ЕС – для качественного. Таким образом РФ обеспечит и рост, и качество своей продукции.

 

Начиная с 21в, в российских элитах укреплялась уверенность, что на пространстве СНГ надо ставить экономич.интересы и целесообразность на 1 место. Главный урок из негативного опыта 1990х гг.


21.11.12



2016-01-05 497 Обсуждений (0)
Пол-ка РФ в СНГ (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пол-ка РФ в СНГ (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)