Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендуемые источники и исследования. Данилевский Н



2016-01-05 471 Обсуждений (0)
Рекомендуемые источники и исследования. Данилевский Н 0.00 из 5.00 0 оценок




Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и полити­ческие отношения Славянского мира к Германо-Романскому (любое издание).

Леонтьев К. Н. Византизм и славянство (любое издание). Леонтьев К. Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного раз­рушения (любое издание).

Леонтьев К. Н. Записки отшельника (любое издание). Победоносцев К. П. Соч. СПб., 1996.

Победоносцев К. П. Курс гражданского права / вступит, ст. Е. В. Тимо­шиной. В 3 т. М., 2002-2003.

Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал (любое издание). Соловьев В. С. Оправдание добра (любое издание). Соловьев В. С. Право и нравственность (любое издание).

ю Соловьев В. С. Оправдание добра // Собр. соч. Т. 7. СПб.: Изд-во Товари­щества «Общественная польза», б. г. С. 366.


р^пмечдуемые источники и исследования

Чичерин Б. Н. Философия права // Избр. труды / вступит, ст. А. В. Поля­кова. СПб., 1998.

* * *

Антонов М. В., Поляков А. В. Г. Д. Гурвич и русская постклассическая правовая мысль конца XIX — начала XX века // Правоведение. 2005.

№4.

Бажов С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М., 1997.

Русская философия права. Антология. СПб., 1997.

Гурвич Г. Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев // Правоведение. 2005. № 4.

Новгородцев П. И. Идея права в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии и психологии. 1901. Кн. 56.

Поляков А. В. Естественно-правовая концепция В. С. Соловьева // Пра­воведение. 1987. № 4.

Поляков А. В. Либеральный консерватизм Б. Н. Чичерина // Правоведе­ние. 1993. №5.

Поляков А. В. Б. Н. Чичерин как историк политико-правовой мысли // Чичерин Б. Н. Политические мыслители. СПб., 1999.

Прибыткова Е. А. Религиозно-нравственное оправдание права: два этапа в эволюции идей Вл. Соловьева // Правоведение. 2005. № 4.

Тимошина Е. В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. СПб., 2000.

Тимошина Е. В. Хилиастические аспекты теократического идеала В. С. Со­ловьева// Правоведение. 1993. № 6.

Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. В 2 т. М., 1913.

Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федера­лизма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.


Раздел X

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX в.:

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Следует различать развитие правовой мысли и становление теории права как части юридической науки. Правовая мысль Рос­сии, как уже было показано выше, имеет свои истоки в культуре Древней Руси. Однако первые теоретические знания о праве начали складываться в России относительно поздно, в XVIII в., когда были учреждены Академия наук и университеты, где начали преподавать юридические дисциплины. Русское правоведение первоначально ограничивалось усвоением того, что уже было разработано юриди­ческой наукой Запада. Все теоретическое знание о праве тогда фор­мировалось в рамках самостоятельной дисциплины — философии права. Последняя исследовала право, каким оно должно быть с точки зрения тех или иных идеальных критериев, т. е. имела своим пред­метом то, что исторически получило название естественного права.

С философией права сближалась возникшая позжеэнцикло­педия права — самостоятельная юридическая дисциплина, теоре­тически обобщающая выводы других юридических наук. В этом своем значении энциклопедия права в XIX в. зачастую отождествлялась с об­щей теорией права.

В России развитиеобщей теории права было вызвано практи­ческими потребностями систематизации законодательства вслед­ствие осуществления в 60-е годы XIX в. реформ Александра II. Не­обходимо было в первую очередь разработать теорию государственно организованного права (права, создаваемого государством). Данное обстоятельство хронологически совпало с фазой усиления позити­вистских настроений в науке, что и обусловило развитие теории права на основеправового зтатизма, уделяющего основное внимание изуче­нию правовых норм, как они выражены в нормативных актах госу­дарства. Само право понималось как совокупность такихнорм, уста­новленных и защищаемыхгосударством. Видными представителями


Введение

юридического позитивизма, оказавшими большое влияние на фор­мирование общей теории права в России, были Е. В. Васьковский, Л Д. Гримм, М. Н. Капустин, Н. И. Палиенко, С. В. Пахман, Н. К. Рен-ненкамф, А. А. Рождественский, Г. Ф. Шершеневич. Характерно, что многие из них не довольствовались «чистым» позитивизмом и, пытаясь избежать его крайностей, стремились использовать в правовой теории также некоторые социологические идеи и принципы историзма.

Представители догматического правопонимания, основываясь на позитивистской методологии, ограничивались формально-логи­ческой обработкой нормативного материала путем его эмпирического обобщения, классификации и систематизации и на этой базе созда­вали различные юридические конструкции. В общей теории права сторонники данного подхода видели науку, занимающуюся исследо­ванием общих понятий, лежащих в основе всякого положительного права. Философия права и энциклопедия права при этом или отри­цались как научные дисциплины, или рассматривались как подгото­вительные стадии на пути формирования теории права, за которой только и признавалось научное значение.

Этатистский подход к праву уже в конце XIX в. подвергся серьез­ной критике со сторонысоциологической школы права (С. А. Му­ромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, Ю. С. Гамбаров, Н. А. Гре-дескул). Социологическая теория в отличие от правового этатизма отказывалась понимать право как произвольное волеизъявление суве­рена и старалась доказать его социальную природу. Следует отме­тить, что хотя социологическая теория права допускает различные философские обоснования, в России она складывалась какпозити­вистская по своим методологическим основам доктрина. Как и все позитивисты, сторонники социологического направления отрицали возможность познания сущности права, полагая, что наука может устанавливать только эмпирические связи между явлениями. Имен­но с этих позиций «социологи», так же как и «этатисты», отрицали саму идею естественного права как права абсолютного, вечного и неизменного в своей сущности. Но в отличие от юридического по­зитивизма, исследующего прежде всего формальную сторону пра-ба, в центре внимания социологического правоведения находилось нзучениеправовой динамики, т. е. условий возникновения и раз­витияправовых отношений, предшествующих нормам государ-'"гвенно-организованного права. Само право при этом трактовалось как широкое социальное явление, обусловленное рядом факторов:


Раздел X



2016-01-05 471 Обсуждений (0)
Рекомендуемые источники и исследования. Данилевский Н 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендуемые источники и исследования. Данилевский Н

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)