Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика обучения демократии в школах



2019-12-29 313 Обсуждений (0)
Характеристика обучения демократии в школах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Для того, чтобы учащиеся могли понять и правильно оценить свои права и обязанности граждан демократического общества, они должны получить соответствующее образование. Такое образование направлено не только на ознакомление учащихся с основными понятиями и практикой демократии, но также и на то, чтобы воспитать граждан принципиальными, независимыми людьми с широким кругозором и способностью к аналитическому мышлению, приверженцами демократических идей. Качественная подготовка в области демократии является частью успешной образовательной системы в целом.

Обучение основам демократии не следует считать изолированным предметом, который проходят каждый день в течение короткого времени. Он связан практически со всем, что ученики изучают и чем они занимаются в школе. Обучение демократии в учебных заведениях может осуществляться в разнообразных формах. История, принципы и практика демократии могут рассматриваться как отдельный предмет школьной программы или же включаться как составная часть в другие дисциплины (в том числе в курсы истории, географии, литературы и др.). В другом варианте эти идеи могут рассматриваться как тема, вокруг которой можно построить программу изучения истории.

Как бы ни была организована учебная программа, в ней должно быть четыре раздела. Они включают в себя темы, без изучения которых учащиеся не сумеют успешно освоить принципы и ценности демократии.

Во-первых, необходимо уделить должное внимание теоретическим источникам и различным течениям демократической мысли. Учащиеся должны узнать, где и каким образом зародились принципы демократии, обращая особое внимание на условия их возникновения, равно как и распространение этих идей в мире. Необходимо проследить развитие демократической мысли в Древней Греции и Риме, а также в средневековой этике. Эпоха Возрождения и Реформация, английская революция и Просвещение, американская и французская революции также должны быть изучены. Этот раздел включает в себя анализ важнейших исторических документов, таких как Великая хартия вольностей, Декларация независимости, Конституция и Билль о правах в США, а также французская Декларация прав человека и гражданина. Учащиеся должны познакомиться с историей борьбы демократии против диктатур в XX столетии.

Во-вторых, учебная программа должна помочь учащимся понять, как демократические идеи были воплощены в конкретные социально-политические институты и реализовались на практике в разные времена и в различных странах. Необходимо рассмотреть развитие демократических обществ в прошлом и настоящем. Здесь должны быть затронуты следующие проблемы: при каких условиях происходит расцвет демократии, а при каких она терпит неудачу; какие политические, экономические, социальные и культурные факторы способствовали формированию демократических обществ; какие условия препятствовали демократическому развитию; кто защищал демократию и кто пытался ее разрушить; каким образом организованы демократические Правительства; каким образом эти Правительства обеспечивают защиту прав личности и меньшинств; как они поддерживают законность и порядок без подавления свобод и индивидуальности; как организована структура судебной системы, позволяющей ограничить власть Правительства и обеспечить всем гражданам право на справедливый суд; как функционируют средства массовой информации. Получая ответы на подобные вопросы, учащиеся узнают о реальном положении дел в демократическом обществе. Они узнают, как работает демократия в реальной жизни и как практика согласуется или не согласуется с теорией.

В-третьих, обучение должно обеспечить изучение и анализ истории развития демократии в той стране, в которой живут учащиеся с тем, чтобы учащиеся знали: какие формы правления существовали в стране в прошлом; предпринимались ли когда-либо попытки создать демократическое общество; насколько наши теперешние обстоятельства аналогичны тем, с которыми демократические общества сталкивались в прошлом; какие уроки мы можем вынести из неудавшихся попыток осуществления демократии в нашем обществе и в других обществах.

В-четвертых, учащиеся должны понять нынешнее состояние демократии в мире. Они должны знать, где она существует, где за нее борются и каковы альтернативы демократии. Им должно быть понятно, что в разных странах демократия приняла различные формы, почему и как это произошло, какие препятствия стоят на пути демократии в разных странах, что позволило в недалеком прошлом целому ряду стран преодолеть эти препятствия.

Существует огромное количество подходов к программам обучения и преподавания, однако без указанных четырех компонентов любая образовательная программа по демократии не будет эффективной.

К фундаментальным ценностям обучения демократии относятся личность человека и достоинство людей. Цель обучения демократии заключается в том, чтобы снабдить учащихся знаниями об основных правах, политических и социальных структурах нашего общества, основополагающих законах этого общества. Также, цель обучения демократии заключается в создании условий для самоутверждения, самоопределения путем формирования у школьников собственного мнения, активной жизненной позиции, обогащения форм и содержания общения сверстниками и взрослыми. Обучение демократии должно способствовать формированию у детей критического мышления и критического отношения к окружающей действительности, содействовать повышению активности молодежи в общественно-политической жизни страны, а также принятию ответственности за свои решения.

Обучение основам демократии требует определенных методик, которые помогают приобрести знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся гражданам демократического общества. Наиболее эффективными являются подходы, которые направлены на то, чтобы вовлекать учеников в активное, совместное и основанное на критическом анализе обучение. Обучение демократии должно вестись в формах, соответствующих уровню учащихся начальных, средних и старших классов. Каким бы ни был возраст учащегося, обучение наиболее эффективно, когда удается овладеть воображением учеников. Демократия - это как раз такой предмет, преподавание которого может быть творческим и интересным. Учащиеся могут читать учебники, монографии, биографии, автобиографии, эпос, поэзию и другие работы, в которых раскрываются и освещаются различные аспекты демократии. Они могут изучать оригинальные документы, например демократические хартии и конституции. Они могут осуществлять постановку пьес или скетчей, посвященных важным событиям и вопросам. Они даже могут играть в игры, разгадывать загадки и проводить конкурсы. Полезно приглашать в класс государственных служащих, общественных деятелей и политологов, чтобы они рассказывали учащимся о своей работе и отвечали на их вопросы. Это не только поможет объяснить детям, как действует система правления, но также придаст ей наглядность. Еще один способ сделать демократию для учащихся реальной - привнести ее в повседневную работу класса. Дайте учащимся возможность принимать участие в решении некоторых вопросов, имеющих отношение к их классу. Пусть они голосуют по определенным проблемам. Разрешите им работать в группах, обучать других детей, распределять ресурсы, делать доклады и проводить дискуссии в классе. Вся эта деятельность требует навыков, которые жизненно необходимы в условиях демократии. Такие навыки зачастую приобретаются гораздо лучше через опыт, чем дидактическим путем. Демократическое поведение преподаватели могут прививать и на собственном примере работы с классом. Изложение какого-либо материала в виде лекции - не всегда наилучший способ установления контакта с учащимися. Необходимо стремиться создать такой стиль обучения, при котором ребенок является соучастником процесса образования, где есть место открытому выражению мнений и гарантирована их свобода, главенствуют честность, открытость и справедливость. Учеников нужно вовлекать в дискуссии и побуждать их задавать вопросы. Если они слишком робки или не могут сформулировать их или высказаться, преподаватель должен сам задавать вопросы и стимулировать обсуждение. И учащимся, и педагогам в обществах, которые лишь недавно стали свободными, к этому трудно сразу привыкнуть, но это один из основных элементов образования в духе демократии. Кто задает вопросы, стоит на шаг ближе к истине.

Поскольку обучение демократии неизбежно предполагает изучение общественно-политических, правовых проблем современной жизни, а процесс обучения не может быть свободным от влияния индивидуальных и коллективных идеологических пристрастий, учитель должен информировать учащихся о возможно большем спектре оценок, мнений и взглядов, не навязывая им собственных убеждений и предлагая самим определить идеологические приоритеты. Особенно важным является воспитание уважения к праву, нормативным документам, институтам государственной власти и местного самоуправления, недопущение идей насильственного изменения государственного строя.

При обучении демократии педагог должен учитывать возрастные особенности учащихся. На первом этапе обучения (начальная школа), когда у детей особую роль в познании играет эмоционально-чувственная сфера, основными задачами обучения демократии являются: формирование позитивных качеств личности, которые проходят через всю сознательную жизнь человека - сочувствие, сопереживание, эмпатия, добропорядочность, миролюбие, честность, любовь к людям и окружающему миру, терпимость; приобретение детьми способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции; знаний о праве как об особой сфере жизни современного общества. Обучение правам человека реализуется: через образовательные программы учебных предметов начальной школы; использование возможностей межпредметного подхода; систему факультативных занятий; различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы (классные и библиотечные часы и т. д.).

Учащихся начальной школы необходимо научить: избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира, различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое; объяснять свои взгляды, выражать свое мнение о том, что для них является важным; управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение; учиться на собственном опыте, оценивать свои поступки и прогнозировать их последствия; ставить перед собой несложные цели; участвовать в дискуссиях с одним человеком, группой, классом; обсуждать несложные актуальные темы; осознавать свою принадлежность к различным группам и коллективам (семья, класс, школа); участвовать в жизни своего класса и школы; слушать других, играть, учиться и трудиться сообща; определять сходства и различия между людьми и уважать их; правильно оценивать результаты своей деятельности; развивать конструктивные взаимоотношения в процессе учебы, игры (например, уметь работать в группе). Младший школьный возраст - наиболее сензитивный период для формирования чувств, связанных с осознанием своей собственной ценности и ценности своих человеческих прав, развития эмпатии, уважения других людей. Обучение демократии и правам человека детей раннего возраста способствует пробуждению у них чувства человеческой ценности, ощущения своего «Я», признания права других быть отличным от других и жить с окружающими в мире и согласии. На этом этапе главными понятиями, которые усваивают учащиеся, являются: добро и зло, хорошо и плохо, порядочность, уважение, уникальность личности, уважение различий между людьми.

Второй этап обучения демократии (основная школа) представляет собой период перехода от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию и имеет целью осознание нравственных начал демократии и прав человека, их исторических корней, связей с традициями, особенностями жизни народа. Обучение демократии в основной школе реализуется: через учебные предметы гражданско-правовой тематики; при изучении общеобразовательных дисциплин (история, язык и литература, география, биология, иностранный язык, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и т.д.); через организацию внеклассной и внешкольной деятельности учащихся; через ознакомление учащихся с деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций и т.д.; посредством участия учащихся в работе органов ученического самоуправления, организации активной деятельности школьников по управлению школой, создания в общеобразовательных учреждениях модели демократического общества; в процессе изучения истории и культуры родного края.

Учащихся основной школы необходимо научить: навыкам самостоятельной работы; в письменной и устной форме излагать свое мнение, обосновывать свою позицию по проблемам и событиям, касающимся как их лично, так и общества в целом; осознавать самоценность своей личности, свои сильные и слабые стороны, замечать свои ошибки, исправлять их, работать над самоусовершенствованием; анализировать собственный опыт, интересы и мотивы, ставить перед собой цели, разрабатывать способы их достижения и добиваться их выполнения; осознавать, как изменяются эмоции и поведение в подростковый период, контролировать их по отношению к самому себе, членам семьи, другим людям; исследовать и обсуждать сущность общественных проблем и событий, анализируя информацию, собирать ее, пользуясь различными источниками; понимать сущность и значение правосудия, знать основные элементы и принципы системы судопроизводства; знать характеристики основных форм правления, представлять сущность демократии и значение ее основных институтов на национальном и местном уровнях; знать основные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их функции и основные направления деятельности; понимать и оценивать наличие многообразия этнических, региональных, религиозных и других групп в стране; понимать важность участия в голосовании и знать сущность избирательной системы; понимать значение средств массовой информации в обществе, знать различные способы ее подачи, используемые различными СМИ; знать, что сходства и различия между людьми являются следствием множества факторов: половой принадлежности, этнических, расовых, религиозных и т.д.; определять стереотипы и преодолевать их; уважительно относиться к людям из других стран, эпох и народов, к их ценностям, традициям и образу жизни; оценивать опыт и деятельность других людей, уметь объяснять взгляды и позицию другого человека. Учитывая психологические особенности возраста учащихся, их стремление к общению, необходимо широко использовать такие формы занятий, как дискуссии, встречи, диспуты, практикумы, игры и т.д.

Третий этап обучения демократии - старшая школа. Старшая школа, превращаясь сегодня в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся прав и обязанностей; углубленного уровня правовых знаний (в соответствии с выбранным профилем); навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Учащимся старших классов необходимо дать знания и представления о природе демократии и прав человека; о содержании основных прав и свобод человека, соответствии их международным стандартам; об основных обязанностях человека и гражданина в РМ; о конституционных прав и свобод человека и гражданина; о роли правосудия в жизни общества, основах судопроизводства; о происхождении и сущности этнического, религиозного, регионального и культурного многообразия, необходимости взаимопонимания и уважения этих различий; о деятельности органов власти и управления РМ; о сущности и основных стадиях процесса законотворчества; о механизмах и нормах защиты прав человека; о необходимости активного участия граждан в демократических и избирательных процедурах; о формировании концепции прав человека в истории мировой политико-правовой мысли; о деятельности международных организаций по защите прав человека; о международных стандартах в области прав человека; о свободе слова и значении свободной прессы и роли средств массовой информации; о политической власти, политической системе, политическом режиме; о гражданском обществе; о толерантности.

Учащихся необходимо научить: исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы и события, анализируя информацию, поступающую из различных источников; выражать, обосновывать и отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение о проблеме, событии или явлении; вносить вклад в групповую и исследовательскую работу в классе, принимать участие в дискуссиях и дебатах; оценивать опыт, идеи и взгляды других людей, объяснять свое отношение к ним; формулировать собственные нормы и ценности, оценивать собственный вклад в различные виды деятельности; договариваться, устанавливать конструктивные отношения с окружающими; принимать активное и осознанное участие в жизни класса, школы и местного сообщества; использовать исследовательские навыки, навык рефлексии, а также социально-коммуникативные навыки в процессе принятия решений. Необходимо научить учащихся обосновывать свою позицию в дискуссии, грамотно и с достоинством вести себя в различных ситуациях, уметь защищать свои индивидуальные и коллективные права и свободы. Очень важна здесь позиция педагога, который должен признавать право учащихся высказывать собственное мнение, принимать критику процесса обучения, если она обоснована и доказательна, не оставлять без внимания нарушения прав учащихся со стороны администрации, коллег, учителей, родителей. При обучении демократии необходимо привлекать внимание обучающихся к общественно-политическим, социальным и культурным событиям в Молдове и мире. Постоянной практикой в школе должно стать ознакомление учащихся с работой органов государственной власти всех уровней, посещение судебных заседаний (с последующим обсуждением), обучение пониманию и анализу документов (текста Конституции РМ, нормативно-правовых актов, программ политических партий и т.д.).

Обучение демократии в школах может осуществляться на различных уроках. На истории обучение демократии и права человека могут вводиться одновременно с традиционными темами. Исторические понятия (война, рабство, колониализм и нацизм) - все эти темы могут изучаться с особым акцентом на нарушениях прав человека. Более близкие исторические реалии, например, апартеид или сталинизм, также предоставляют обширный материал по демократии и правам человека. На уроках истории изучается формирование прав человека в ходе исторического развития, например происхождение и развитие демократической мысли и организаций, образование и деятельность Организации Объединенных Наций, рост профсоюзного движения.

Знакомство с известными историческими деятелями (Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Андрей Сахаров, Нельсон Мандела) может подвести к ознакомлению с «неизвестными» людьми - теми, чьи права попирались, или теми, кто боролся за эти права и за мир. Это, например, рабы на протяжении всей истории, и самые обыкновенные люди - ими могут быть и родственники учеников, чьи права человека были нарушены.

В ходе изучения истории и обществознания учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о различии понятий «равенство» и «равноправие». Материалы исторических курсов позволяют регулярно обсуждать вопросы о статусе личности в рамках различных цивилизаций, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.

Курс литературы дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: «мораль», «право», «законность», «ответственность», «достоинство», «честь» и др. Внимание учащихся привлекается к вопросам этикофилософского характера: о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе. В большинстве случаев произведения, входящие в базовый уровень литературного образования, выступают в качестве источника знаний о демократии и правах человека.

При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих данную страну. Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, национальностей, что способствует взаимопониманию между сообществами и народами, толерантности. Тем самым реализуется один из принципов современного гуманистического образования - интеркультурное образование.

Предметы естественнонаучного цикла (биология, география) акцентируют внимание на природных, социальных и экономических аспектах демократии и прав человека; на изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми ведет к гибельным последствиям; формирует у подростков чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды как в местном, так и глобальном масштабе. Изучение географии городов может включать проблемы бедности в определенных районах и ее влияние на права обездоленных. В курсе экономической географии может изучаться воздействие капиталовложений и торговли на уровень жизни или взаимосвязь между ухудшением состояния окружающей среды и здоровьем. Изучение вопросов народонаселения может включать рассмотрение причин голода и бедности или влияние на права населения расизма, колониализма и отношения к меньшинствам и женщинам. Предметы естественнонаучного цикла в условиях обновления содержания, насыщения их этнографическими, экологическими, социальными вопросами становятся тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь демократии, прав человека, природы и общества в целом.

Математика. Учитель математики может показать ученикам, как критически подходить к цифрам, которые появляются в газетах. Статистика может использоваться как для того, чтобы скрывать нарушения прав человека, так и для того, чтобы вскрывать их.

Обучение демократии и лидерству на классном часе. Классные собрания могут стать важным шагом на пути к изменению обстановки в школе в аспекте демократии и прав человека. Классные собрания могут быть использованы для привлечения класса к планированию дальнейших тем изучения, к решению проблем, связанных с классной комнатой, или просто для того, чтобы класс мог собраться вместе. Один из важных результатов собраний состоит в том, что они помогают учащимся научиться принимать личное участие, что является жизненно необходимым навыком для развития демократии и лидерства. Чтобы классные собрания были эффективными, ученики должны чувствовать себя там свободно и не стесняться поделиться своими чувствами. Чтобы этого добиться, не следует заставлять их говорить, когда они этого не хотят, уважать их право на молчание, тогда они скорее начнут выступать на следующих собраниях.

Успеху собраний будет способствовать их отлаженная структура.

Модель классного собрания:

§ Круг: сядьте в круг и попросите соблюдать тишину.

§ Определите повестку дня: объявите цель собрания, а также различные вопросы для обсуждения.

§ Установите правила: согласуйте порядок выступлений и определите критерии «хороших выступлений и слушания».

§ Разбейте класс на пары.

§ Поставьте задачу или вопрос: например, «несколько человек сказали, что на игровой площадке часто слышится употребление кличек, например «еврей», «цыган». Что мы можем сделать, чтобы этого не было?

§ Беседа в парах: попросите учеников поделиться своими мыслями друг с другом (3—5 минут); обойдите круг и помогите тем, кто подключается медленнее.

§ Собрание по подведению итогов: задавайте вопросы, например, насколько эффективно решение/изменение, которое мы приняли? можем ли мы повысить его эффективность?

Отметим, что обучение демократии следует распространять за пределы официальной школьной программы. Школьники постоянно впитывают все, что происходит вокруг нас. Они учатся на том, как с ними обращаются учителя, и на том, как учителя обращаются друг с другом. Они учатся на отношениях между школьной администрацией и учителями. Они учатся на тех видах деятельности, в которых они участвуют, и на тех обязанностях, которые возлагаются на них. Они учатся на той свободе, которая им предоставляется, и на ограничивающих правилах. И, конечно же, они учатся на тех надеждах, которые взрослые возлагают на них. Чтобы обучить основам демократии, нужно использовать все эти возможности. Внеклассная работа, включая спортивные команды, клубы и молодежные группы, позволяет учащимся работать вместе ради единой цели и требует от них выбирать себе лидеров и принимать важные решения. Учащиеся, интересующиеся театром, танцами, фотографией, компьютерами или чем-либо еще, могут организовывать клубы по интересам, в которых демократические нормы могут быть воплощены на практике. Дискуссионные клубы, в которых поощряется стремление учащихся играть активную роль в общественных делах, выражать свое мнение и уважать мнение других, особенно способствуют развитию понимания, навыков демократии и лидерства. Школьные газеты также представляют собой эффективную и популярную форму вовлечения учащихся в важные общественные дела и, в то же время, развивают в них понимание роли средств массовой информации.

 



2019-12-29 313 Обсуждений (0)
Характеристика обучения демократии в школах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика обучения демократии в школах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)