Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение и развитие демократии



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Возникновение и развитие демократии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифонт и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права.

Граждане древнегреческих городов-государств считали основой основ свободу человека, неотчуждаемые права, принадлежащие ему от рождения. Эту свободу гарантировала частная собственность на имущество, в том числе на землю. Поэтому в Греции развился свободный рынок, который обеспечивал ее жителям более высокий уровень жизни, чем у соседних народов.

Образ жизни, демократические традиции в древнегреческих городах-государствах позволяли проявлять инициативу такому числу людей, которое было просто немыслимо в современных им восточных деспотиях. Граждане чувствовали себя свободными, потому что могли непосредственно влиять на внутреннюю и внешнюю политику своего города-государства - все важные вопросы жизни города и его взаимоотношений с соседями решало собрание граждан.

Античная демократия достигла классических форм в Древних Афинах, городе-государстве. Верховная власть в Афинах принадлежала регулярно созываемому Народному собранию. Народное собрание собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались.

Наряду с народным собранием существовал избиравшийся Совет пятисот. Это был исполнительный орган, занимавшийся вопросами текущего управления. Совет занимался вопросами управления, дипломатическими отношениями, осуществлял надзор за финансами. В ведение Совета пятисот находился контроль за арсеналами, доками, флотом, торговлей. Также совет контролировал работу должностных лиц. Важнейшей функцией Совета пятисот было предварительное рассмотрение законопроектов выносящихся на обсуждение Народного собрания. Это позволяло совету влиять на него, блокируя неугодные законопроекты. Но по окончанию срока службы каждый член совета отчитывался перед собранием, и мог быть предан суду, что позволяло в свою очередь собранию влиять на совет.

Третьим важнейшим демократическим органом государственного строя Афин был суд (Гелиэя). Она состояла из пяти тысяч судей и тысячи запасных. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Занималась вопросами государственный преступлений, злоупотреблениями должностных лиц и была апелляционной инстанцией по делам других судов. Важным правом Гелиэи было ее право отменить законопроекты принятые Народным собранием, если они противоречили Афинским законам. Аристотель видел в учреждении народного суда решающий шаг к установлению демократии в Афинах.

В античном обществе гражданскими правами пользовались немногие, равенство прав и обязанностей признавалось только внутри сообщества граждан. Велика была степень контроля общества над частной жизнью индивида. Территория города-государства не должна была расширяться, иначе невозможным стало бы личное участие каждого гражданина в народном собрании. Значит и число полноправных граждан не должно увеличиваться свыше некоторого предела. Принципы и институты Афинской демократии оказались неприемлемыми в условиях появления государственных образований, распространявших свою власть на обширные территории. И все же многие символы современной демократии пришли в новую историю из Афин.

Другой классический пример демократии - республика Древнего Рима. С изгнанием из города царя Тарквиния Гордого в 510 году до н.э. в Риме была установлена республика. С тех пор Римом и его провинциями управляли выборные и ежегодно сменяемые консулы, преторы, эдилы, народные трибуны и квесторы. В Древнем Риме была представительная демократия, при которой граждане избирали в органы власти людей, представляющих их интересы.

В феодальную эпоху первым актом в области демократии, прав и свобод стала Великая хартия вольностей 1215 г., принятая в результате вооруженного выступления английской знати и горожан против произвола короля Иоанна Безземельного. Великая хартия вольностей стала незыблемым фундаментом свобод всех английских поданных. Являясь и поныне действующим конституционным актом, в настоящее время этот документ представляет в большей мере исторический интерес, поскольку в нем закрепляются в основном феодальные права и вольности баронов, а также привилегии городов. Однако существует актуальная и действующая до сих пор норма: гарантия защиты всех свободных людей от произвола чиновников (статьи 39 Хартии).

Ряд статей устанавливают принципы и гарантии справедливого, бескорыстного, доступного правосудия для всех свободных. Ст. 24 отстраняет королевских чиновников от вмешательства в судебное разбирательство. Статьи 36 и 40 обещают не превращать в дальнейшем уголовное и всякое правосудие, права и справедливости в предмет торговли. Ст. 45 настаивает на назначении на посты только квалифицированных и добросовестных судей и чиновников. Статьи 41 и 42 позволяли свободно покидать и возвращаться в страну, это касалась как подданных короля, так и иностранцев. Статья 39 - вероятно, самая известная статья Хартии. Согласно ей ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен… иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны. Данная статья служит гарантией защиты всех свободных людей. Фактически в статье 39 Хартии утверждается принцип презумпции невиновности.

В дальнейшем статья 39 постоянно модифицировалась, её содержание толковалось и изменялось применительно к новым условиям. Между 1331 и 1363 г. Парламент много раз интерпретировал эту статью, придав ей почти современное звучание. Так, «законный приговор равных» получил трактовку «судебная процедура с участием жюри присяжных»; термин «закон страны» приобрёл вид «надлежащей правовой процедуры»; слова «ни один свободный человек» были сначала заменены словом «никто», а затем словами «ни один человек, какого бы сословия или состояния он ни был». Статья 38 Хартии защищает от произвола чиновников: «Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалии) лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей». Великая хартия явилась первым и чрезвычайно важным шагом английского общества по пути к свободе. Великая хартия вольностей положила начало развитию законодательства о правах человека.

Другой закон, ставший важным элементом демократического права, был принятый в 1679 г. Habeas Corpus Act. Полное его название - «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (т. е. вне пределов Англии). Акт гарантировал процессуальные права граждан, неприкосновенность личности, устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду. Название этого процессуального института происходит от латинской формулы Habeas Corpus ad subjiciendum — начальной строки приказа о доставке арестованного к судье. Акт обязывал судей выдавать Habeas Corpus во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном преступлении. По получении предписания Habeas Corpus смотритель обязан был в течение 8-20 дней (в зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. В случае задержки судебного расследования закон предусматривал освобождение арестованного под залог. Лицо, освобожденное по приказу Habeas Corpus, нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Процедура Habeas Corpus в связи с правом, предоставляемым всякому, неправильно или незаконно арестованному, предъявлять иск об убытках к нарушителю его свободы, гарантировала личную неприкосновенность в Англии. Таким образом, неприкосновенность личности является с конца XVII столетия неоспоримым достоянием всякого английского гражданина.

Билль о правах явился юридическим оформлением Славной революции (1688-1689 гг.), свергнувшей с престола короля Якова II Стюарта. Билль изменил соотношение власти Парламента и короля, правившего теперь не по божественному праву, а согласно актам Парламента. Король лишался права отменять законы Парламента о наказаниях, а также без его согласия приостанавливать действие других законов. Король обязывался регулярно созывать Парламент; членам Парламента гарантировалась свобода слова. Кроме того, как незаконный осуждался способ манипулирования выборами, когда на местах подбирались верные трону кандидаты. Билль провозглашал свободу парламентских дебатов, определял принципы представительства в Парламенте пропорционально уплачиваемому налогу. В Билле было указано, что обращение с петициями к королю есть право подданных, потому всякое задержание и преследование за такие петиции незаконно, что подданные протестантского исповедания могут носить оружие, соответствующее их положению, и так, как дозволено законом. Особые разделы Билля о правах касались судебной власти. В них говорилось, что суды не должны прибегать к чрезмерным залогам, штрафам и жестоким наказаниям. Пресекалась практика искусственного подбора присяжных с целью повлиять на решение суда. Компетенция судов присяжных расширилась, им было передано право рассматривать дела о государственной измене. Запрещалась также конфискация имущества арестованных вплоть до вынесения присяжными обвинительного вердикта. Таким образом, Билль пытался пресечь судебный произвол.

Развитие идей прав и свобод на американском континенте происходит в период освоения Америки. Еще до того, как корабль с первыми американскими поселенцами достиг берегов Массачусетса в 1620 г., они разработали Мэйфлауэрский договор, в котором взяли на себя обязательство соблюдать «справедливые и честные законы», которые будут приняты избранными ими лидерами. Проблема прав и свобод нашла отражение в Массачусетской хартии вольностей (1641 и 1648 гг.). В 1641 г. был составлен Свод свобод, который включал равенство перед законом, право на справедливое разбирательство судом присяжных, право на свободу передвижения, гарантию права апелляции, а также гарантию от жестоких наказаний. В 1648 г. был принят более детальный свод, который послужил образцом для других колоний.

Декларация независимости (1776 г.) стала первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США. В ней заявлялось о неотъемлемых правах человека - о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное право народа на восстание против угнетения. Декларация независимости стала красноречивым подтверждением прав человека и естественного права. В Декларации следующим образом обоснованы причины полного разрыва политической и государственной связи с Англией: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены Творцом неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей Правительства, облекаемые справедливой властью с согласия управляемых».

Через год после принятия Декларации о независимости все, за исключением трех штатов, разработали свои собственные Конституции. Конституция Вирджинии, которая стала моделью для других штатов, включала в себя декларацию таких демократических принципов, как народный суверенитет, ротация должностных лиц и свобода выборов, а также содержала перечисление основных свобод: гуманное наказание, проведение разбирательств в суде присяжных без проволочек, свобода прессы и совести, право большинства делать изменения в составе Правительства или менять его.

В 1787 г. представители штатов собрались в Филадельфии (штат Пенсильвания), чтобы начать работу над Конституцией США. Подготовленный ими документ стал результатом компромисса и провозглашал представительную демократию, которая в течение последующих 200 лет хорошо адаптировалась к постоянно меняющимся условиям. Как отмечали в преамбуле к Основному закону Соединенных Штатов его авторы, документ был написан, «дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы и потомством нашим». Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования США, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила Habeas Corpus, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности. В 1789 г. к Конституции были принято 10 поправок, получивших название «Билль о правах». В 1791 году данные поправки вступили в силу. Билль о правах также исходил из концепции естественных прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые регламентируется. Это относится и к политическим правам. Билль устанавливает, что Конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к Правительству с петициями. Согласно Биллю о правах обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Во Франции в результате Великой французской революции была принята Декларация прав человека и гражданина 1789 года. В ней были закреплены естественные права человека и гражданина. «Люди, - провозглашается в ст. 1 Декларации, - рождаются и остаются свободными и равными в правах». Поскольку «люди рождаются и остаются свободными», то свободу нельзя предоставить или признать; она составляет неотъемлемый принцип. «Цель всякого политического союза, - говорится в ст. 2, - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека». К таким правам Декларация относит свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Статья 3 Декларации содержит принцип национального суверенитета: «Источник суверенитета зиждется исключительно в нации. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно из этого источника». Заключительная часть данной статьи имела очевидный для современников адрес – она лишала всякого юридического основания претензии королевской власти на независимость, объявляла ее производной от воли нации. Последующие ст. 4 и 5 Декларации заключают определение свободы. «Свобода, - провозглашается в ст. 4, - состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами. Эти границы могут быть установлены только законом». Продолжая данную мысль, ст. 5 устанавливает: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». Данные положения и в современных условиях продолжают оставаться важными и актуальными. В решении Конституционного совета Франции от 3 сентября 1986 года была целиком воспроизведена ст. 4 Декларации; на этой же статье основывалось решение Совета от 16 января 1982 года по поводу национализации. Статья 6 определяет, что «закон есть выражение общей воли»; она гласит, что все граждане имеют право лично или через своих представителей участвовать в создании закона, что всем в равной мере «открыт доступ ко всем публичным должностям, местам и службам». По сути дела это – подлинно демократическая установка, объявляющая волю народа основой конституирования и полномочий аппарата публичной власти, утверждающая право каждого человека на участие в управлении государством. Статьи 7, 8, 9 призваны обеспечить безопасность граждан. Статья 7 Декларации устанавливает, что «никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и в формах, им предписанных». Далее в той же статье говорится об ответственности нарушителей этого постановления и о том, что на граждан возлагается обязанность подчиняться законным распоряжениям властей. Статья 8 гласит: «Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного». В статье 9 формулируется презумпция невиновности – один из основных принципов свободы, чести и достоинства человека, его зашиты от произвола властей: «Каждый считается невиновным, пока не установлено обратное». В связи с этим принципом в той же статье подчеркивается, что «в случаях, когда признается необходимым арест лица, любые излишне строгие в его отношении меры должны строжайше пресекаться законом». Статьи 10 и 11 касаются свободы слова и печати. Из этих двух статей ст. 10 вызвала особенно оживленные прения. По форме она определяет свободу слова и раскрывает последнюю как свободу индивида свободно выражать свои взгляды при соблюдении известных условий. В ней четко говорится: «Никто не должен испытывать стеснения своих взглядов, даже религиозных, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом». По существу здесь сформулирован принцип веротерпимости. При редактировании данной статьи ряд депутатов требовали объявить католическую религию государственной; с другой стороны, раздавались голоса в защиту принципа свободы совести. Особенно энергично защищал эту идею Мирабо. «Я не буду проповедовать терпимость; самая неограниченная свобода религии составляет в моих глазах столь священное право, что слово «терпимость», каким желают обозначить его, само представляется мне в некотором роде тираническим, потому что существование власти, имеющей возможность терпеть, составляет посягательство на свободу мысли уже тем самым, что она «терпит» и, следовательно, могла бы «не потерпеть», - говорил он в речи, произнесенной в Учредительном собрании 22 августа 1789 г. Статья 11 провозглашает: «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом». Данная статья Декларации актуальна и в наши дни. Так, на основании ст. 11 Декларации Конституционный совет в 1984 году закрепил независимость преподавателей системы высшего образования; эта независимость является, по мнению Совета, одним из аспектов принципа свободы выражения мыслей и мнений (свободы информации). В статье 12 говорится: «Обеспечение прав человека и гражданина делает необходимым наличие вооруженной силы; она создана в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена». Статья 13 предусматривает: «На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимо общее обложение; оно должно быть равномерно распределено между всеми гражданами сообразно их состоянию». Статья 14 гласит: «Все граждане имеют право подтверждать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и сроки взимания». Органично связана с предыдущей статьей Декларации статья 15. В этой статье зафиксирован один из ключевых принципов демократического взаимодействия общества и государства (государственного аппарата). Статья гласит: «Общество имеет право требовать отчета у любого должностного лица во вверенной ему части управления». Тут отчетливо обозначен приоритет общества по отношению к государству, прямо заявлено о подконтрольности аппарата государства, должностных лиц обществу, гражданам. Это первый реальный шаг на долгом пути превращения государства в исправного и ответственного слугу общества. Статья 16 определяет: «Общество, где не обеспечено пользование правами и нет разделения властей, не имеет Конституции». Заключает Декларацию статья 17. Она гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения».

Сфера значимости Декларации не ограничивается лишь областью внутригосударственных отношений, но выходит в пространство отношений межгосударственных, интернациональных. Вместе с документами американской революции XVIII века Декларация положила начало качественно новому этапу борьбы за признание прав человека как фундамента международных отношений. При этом особый смысл имеет выраженная в ней глубокая идея о том, что перемены к лучшему во всех аспектах человеческого бытия возможны только в условиях уважения прав и свобод человека. Преамбула Конституции Франции 1958 года содержит следующее положение: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной в преамбуле Конституции 1946 г.». В результате этой конституционной цепочки первый исторический документ французского конституционализма – Декларация прав человека и гражданина 1789 года и сегодня продолжает оставаться действующим правом страны.

Таким образом к концу XVIII – в XIX вв. демократия, права и свободы человека стали играть в жизни общества важную роль, однако понадобилось еще два века, прежде чем демократия и права человека стали восприниматься как неотъемлемый атрибут человека. В Атлантической хартии в 1941 году, говорилось о праве на свободу и демократию. Несколько месяцев спустя, в выступлении в американском Конгрессе Президента США Франклина Рузвельта говорилось о "четырех свободах" (свободы слова и вероисповедания, свободы от нищеты и страха). Эхом американскому Президенту прозвучали слова Премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, заявившего, что результатом победы союзников станет "воцарение прав человека". Универсальность прав человека была запечатлена в Уставе ООН в 1945 году, где ставилась цель "поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Устав гласит, что основная цель ООН заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин». Статья 1 Устава как одну из задач ООН определяет осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии», то есть официально утверждает принцип недискриминации.

Задача разработки Международного Билля прав человека, который определял бы права и свободы, о которых говорится в Уставе, была возложена на Комиссию по правам человека. Первым председателем Комиссии по правам человека стала Элеанора Рузвельт, вдова Президента США Франклина Рузвельта. Важный шаг в разработку Международного Билля прав человека был сделан 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека как «общий стандарт, к достижению которого должны стремиться все страны и народы». Составной частью Билля также являются принятые впоследствии (в 1966 году) два Международных Пакта – Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к нему.

В 1968 году Организация Объединенных Наций провела первую Международную конференцию по правам человека в Тегеране, Иран. В декларации Конференции подчеркивалась связь между гражданскими и политическими правами и экономическими, социальными и культурными правами. В 1993 году, Организация Объединенных Наций провела Всемирную конференцию по правам человека в Вене, Австрия. В Венской декларации и Программе действий подчеркивается универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В них особо подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов.

 



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Возникновение и развитие демократии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение и развитие демократии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)