Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика лидерства



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Характеристика лидерства 0.00 из 5.00 0 оценок




Лидерство - это личные умения, способности к влиянию в направлении достижения определенной цели, умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу. Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Лидер - это роль в определенной системе. Лидер должен обладать такими качествами, как стремление к совершенству, способность противостоять неудачам, готовность бросить вызов устоявшимся правилам, высокий уровень мотивации и способность "заразить" ею других, умение работать в команде, творческий подход к решению задач и т.д. Слово лидер происходит от английского lead (вести). Следовательно, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Власть лидера основывается на знании потребностей подчиненных, умении анализировать ситуацию, определять последствия своих действий, способности вселять в сотрудников уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки.

На этот аспект обратил внимание Трумэн Гарри (33-й Президент США): «Читая биографии великих людей, я обнаружил, что свою первую победу они одержали над собой. Первое их приобретение – самодисциплина».

Личностные качества лидера: открытость, решительность и смелость, любознательность, умение слушать других, внимательность и критическая настроенность, уверенность и спокойствие, гибкость и чувствительность. Лидер ориентирован на результат, а не на процесс, имеет богатый жизненный опыт, свободен от предрассудков.

Важной чертой лидера является умение слушать других людей. Умение слушать не означает просто выслушивание того, что говорит собеседник, но предполагает обдумывание и уважительное отношению к его предложению и мнению. Эффективный слушатель, как и эффективный лидер – это человек, который учится на том, что слышит. Достижение согласия является важной частью процесса принятия решений. Посредством диалога члены групп, команд или больших организаций приходят к совместному пониманию вопросов, а решения принимаются на основе общего понимания существующих вариантов и реальных возможностей. Там, где различия в точках зрения остаются, коллективные действия не предпринимаются.

Наличие готовых идти за лидером - вот единственная характеристика, отделяющая лидеров от не лидеров. Лидерство касается главным образом отношений между лидером и последователями; следовательно, основная задача всех лидеров заключается в построении и поддержании прочных отношений с другими людьми. Лидерство проявляется как ряд отдельных событий, т.е. человек, преуспевающий в качестве лидера, может потерять это положение завтра или не получить признания у другой группы последователей. При всем разнообразии лидеров у них всех можно обнаружить важные общие свойства: во-первых, - инициатива в деятельности, принятии верных решений. Во-вторых, - готовность нести ответственность за свои решения, не ища, кого можно было бы обвинить, что результат не достигнут, или в том, что произошли определенные сбои при выполнении задач. В-третьих, - обладание определенной интуицией. Она позволяет схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать. Интуиция оказывается гораздо важнее научных знаний, теоретической подготовки. В-четвертых, - способность убеждать, увлекать людей, завоевывать доверие и симпатии. В-пятых, - умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: "Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими". Президент США Дуайт Эйзенхауэр очень точно определил критерий отбора лидеров: «Чтобы стать лидером, человек должен иметь последователей. Чтобы найти последователей, человек должен пользоваться доверием. Итак, главное из качеств, необходимых лидеру – бесспорная цельность личности. Без неё невозможен реальный успех, где бы то ни было – в рабочей бригаде, на футбольном поле, в армии или деловом офисе. Если товарищи обнаружат, что вы обманщик, если они обнаружат, что вам недостаёт искренности и цельности личности, то вы обречены на неудачу. Слова и поступки человека не должны расходиться между собой. Следовательно, главная необходимость – это цельная личность и высокая цель».

Классификация стилей лидерства:

Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Члены группы, которых во всех отношениях «держат на коротком поводке», не могут добиваться хороших результатов в работе, в полной мере проявлять свои способности, не говоря уже о внесении ценных предложений и выражения собственного мнения. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, они превращаются в пассивных исполнителей. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха.

Демократический. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Пассивный (нейтральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

Существуют и другие критерии классификации лидеров.

Различают “формальное” и “неформальное” лидерство. Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

Основные принципы лидерства: Первый принцип- доверие. Доверие завоевывает тот лидер, который, управляя людьми, прислушивается к голосу разума, который берет на себя ответственность, является примером для подражания, признает и ценит достижения своих сотрудников, поддерживает и поощряет их, поступает справедливо. Доверие, которым однажды злоупотребили, восстановить очень трудно. Ничто не разрушает доверие больше, чем ощущение того, что вами неправильно или плохо руководят. Сотрудники должны проявить готовность брать на себя ответственность, выполнять больший объем работы, творчески подходить к решению поставленных задач, проявлять в действиях больше самостоятельности, вести себя честно и порядочно по отношению к коллегам и руководству.

Второй принцип- ставить разумные задачи. Выполняемое задание должно иметь смысл, который является движущей и мотивирующей силой. Мотивация не рождается сама собой, источник мотивации — поставленные цели, достойные того, чтобы их добиваться. При этом материальная заинтересованность, как показывают исследования, играет далеко не главную роль. Члена группы необходимо вовлекать в процесс планирования и принятия решений. Члены группы, которых лидер воспринимает только как безмолвных исполнителей, не будут проявлять ни заинтересованности в работе, ни энтузиазма.

Третий принцип- правильно использовать членов группы. Для того чтобы правильно использовать членов группы, лидер должен хорошо разбираться в людях, знать их психологию, обладать способностью проникаться их интересами и потребностями, иметь большой профессиональный опыт и проявлять настойчивость. Зато когда удается подобрать члену группы подходящий для него участок работы, где он может полностью проявить свои способности, он будет работать с энтузиазмом, испытывая радость от работы, благодаря чему сможет добиваться наилучших результатов, получая за это похвалу и признание.

Четвертый принцип- совпадение точек зрения в отношении целей и отождествление себя с ними. Совпадение точек зрения в отношении целей является прочной основной, на которой строится совместная работа. Общность целей способствует возникновению духа коллективизма и позволяет члену группы развить свои способности на благо общего дела. Именно условия, благоприятствующие максимальному проявлению способностей каждого участника группы, являются ключом к успешной деятельности всей команды.

Пятый принцип- мотивация. Без мотивации трудно достичь поставленных целей. Мотивировать предполагает максимально вовлекать члена группы в процесс решения проблем и достижения успеха. Если вас ценят и уважают как личность, то в трудные времена участники группы (коллектива) не бросят вас в беде, а предпримут все возможное для того, чтобы помочь вам, человеку, который завоевал их симпатии и пользуется у них авторитетом.

Шестой принцип- подавать хороший пример. Членам группы будет легче отождествить себя с лидером и его замыслами, если они увидят и почувствуют, что лидер отождествляете себя с ними; что происходит взаимодействие. Этот метод использовал Наполеон, когда во время одной из решающих битв бросился на врагов в штыковую атаку. Понимание, что лидер «один из нас», подстегивает не только на поле боя.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед ней необходимые задачи, сформулировать сплачивающую программу - таковы современные требования к лидеру.

От лидера требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества: умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор. Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения.

Как уже отмечалось, лидерство всегда начинается с эффективного общения. Лидеры должны уметь успешно доносить свои идеи и цели до других членов группы; хорошие лидеры умеют видеть, выслушивать и открыто выражать свои мысли и непринужденно общаться. Поэтому занятия по обучению лидерства тренируют улучшение навыков общения: на первых занятиях это личное общение, а завершающие лекции посвящены общению в группах.

Программа по развитию лидерства должна иметь следующие параметры:

1) Сильная обратная связь: используя хороший инструмент обратной связи и набор личностных тестов, участники смогут понять то, как они в действительности ведут себя на уроках, работе, какое влияние их поведение оказывает на достигаемые результаты и на взаимодействие с людьми и как их личность оправдывает такое поведение. Цель здесь заключается в том, чтобы заставить участника осознать особенности своего поведения и черты его характера и то, как это все влияет на его деятельность.

2) Развитие навыков и умений: необходимо улучшить навыки «обхождения/обращения с людьми». Члены группы должны знать, как им следует обращаться с конфликтующими товарищами, как обращаться с командой, как создавать мотивацию для людей, как управлять изменениями, которые происходят, и т.д.

3) Личностное развитие: так как целью программы является достижение устойчивых изменений в поведении для обеспечивания более эффективного взаимодействия с другими людьми, то следует сделать соответствующую программу «привлекательной», чтобы создать мотивационные стимулы для обучающихся по изменению своего поведения. Они должны будут знать, почему им необходимо изменить свое поведение (знакомство с концептуальными понятиями), у них должна быть достаточная мотивация для изменения своего поведения (через взаимодействие с другими участниками и инструкторами в спокойной и способствующей мыслительной деятельности обстановке и в рамках групповой динамики), им потребуется соответствующая поддержка.

В обучении лидерству необходимо использовать 3 ключевых фактора:

§ Вызовы: ученики обучаются и развиваются, когда выбираются из привычной «зоны комфорта», когда делают то, что не знали, как делать раньше, или то, что не хотели делать, когда несут риск «провала», когда должны изменять свое поведение, принимать на себя новые обязательства, новые функции и т.д.

§ Оценка: чтобы добиться прогресса, ученики должны знать, где они находятся в настоящий момент. Если цель заключается в том, чтобы «изменить поведение для обеспечения более эффективной групповой работы», то необходимо знать, каково поведение ученика сейчас, что ему следует изменить сейчас, а что позже (через 6-12 месяцев)? Должны быть «измерительные инструменты», которые позволяют ученику оценить себя, оценить то, как другие оценивают его поведение сейчас и позднее, чтобы иметь представление о своем прогрессе в достижении желаемых изменений в поведении.

§ Поддержка: люди нуждаются в поддержке для того, чтобы быть в состоянии решать трудные проблемы, связанные с личностным и профессиональным развитием, например, с потребностью достичь «желаемых перемен в поведении».

В заключение отметим, что в современных условиях лидерство сводится к тому, как лучше организовать совместную работу, используя для этого полномочия, влияние и осуществляя в процессе этого поиск общих целей и общих интересов. Программы развития лидерства должны уделять основное внимание поведению учащихся и тому, как изменить такое поведение, чтобы сделать деятельность лидеров более эффективной, развивать их навыки общения.

 

 



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Характеристика лидерства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика лидерства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)