Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права и свободы в законодательстве Республики Молдова



2019-12-29 358 Обсуждений (0)
Права и свободы в законодательстве Республики Молдова 0.00 из 5.00 0 оценок




Главным источником юридического регулирования прав граждан является Конституция Республики Молдова, которая в статье 1 провозглашает, что достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются».

Основные права граждан Молдовы закреплены в разделе II Конституции РМ, а также в статьях 4 и 16.

В национальном законодательстве право равенства закреплено в 16 статье Конституции РМ. Согласно ей все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения. Принцип равенства граждан более подробно раскрывается в других законодательных актах. Закон о гражданстве закрепил равенство граждан Республики Молдова перед законом и публичными властями, обладание в равной степени всеми социально-экономическими и политическими правами и свободами, провозглашенными Конституцией и другими законами, международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова (ст. 6). Так, по причине нарушения прав граждан на равенство граждан перед законом, Конституционный суд признал неконституционными статьи Закона о статусе советника местного совета, закрепляющих за советниками местных советов всех уровней неприкосновенность на территории соответствующего совета. Конституционный суд посчитал, что положения закона противоречат Конституции РМ, а также международным нормам. Конституционный суд отметил, что уголовные и административные правонарушения, независимо от статуса нарушителя, являются посягательством на личность, на права и свободы граждан, на законные интересы физических и юридических лиц. Положения закона, согласно которым местный совет вправе отказать в привлечении советника к уголовной или административной ответственности, ограничивают право лиц, пострадавших или могущих пострадать вследствие уголовных или административных правонарушений, на оперативное и эффективное восстановление судебными инстанциями нарушенных прав.В Трудовом кодексе указано, что в рамках трудовых отношений действует принцип равноправия всех работников (ст. 8). Закон об оплате труда предусматривает, что при установлении заработной платы не допускается дискриминация работников в зависимости от возраста, пола, расовой и национальной принадлежности, политических убеждений, вероисповедания и материального положения.

В Законе о государственной службе говорится, что правом поступления на государственную службу пользуются граждане Республики Молдова независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания.

Равенство мужчин и женщин закреплено в Законе об охране здоровья, Законе об образовании, в Семейном кодексе (ст. 5 и 16), который закрепляет равенство в семейных отношениях.

Статья 16 Конституции также гарантирует права национальных меньшинств - все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

В соответствии с Законом о функционировании языков гарантирует право на дошкольное воспитание, среднее образование, среднее техническое образование, профессионально-техническое и высшее образование на молдавском и на русском языке, в то же время обеспечивая необходимые условия, чтобы представители других национальностей получили возможность осуществлять право на обучение на родном языке.

Законодательство Молдовы предоставляет всем гражданам Республики Молдова, независимо от национальности, языка, расы, религии и т.д., право участвовать в выборах и быть избранными в органы публичной власти, утверждая международные стандарты, в соответствии с которыми запрещено ограничение или запрет на осуществление этого права национальных меньшинств.

Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций утверждает и повторяет основные международные принципы и стандарты, включенные в Рамочную конвенцию о защите прав национальных меньшинств и в другие международные акты. Принятие этого закона является актом соблюдения международного стандарта, в соответствии с которым необходимо, чтобы права национальных меньшинств регулировались внутренним законодательством.

Государство гарантирует лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона (ст. 4), условия для сохранения, развития и выражения этнической, культурной, языковой и религиозной идентичности (ст. 5), право на образование на родном языке на всех уровнях обучения (ст. 6), право беспрепятственно пользоваться родным языком как в письменной, так и в устной форме, иметь доступ к информации на этом языке, распространять такую информацию и обмениваться ею (ст. 7). Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право обращаться в публичные учреждения в устной и письменной форме на молдавском или русском языках и получать ответ на языке обращения. В населенных пунктах, которым предоставлен особый статус автономии, в процессе взаимоотношений с органами публичной власти языком общения может выступать любой из официальных языков, установленных соответствующими законами.На территории, где лица, принадлежащие к одному из национальных меньшинств, составляют значительную часть населения, в качестве языка общения с органами публичной власти может выступать и язык этого меньшинства (ст. 12). Представители национальных меньшинств имеют право в соответствии с законом учреждать средства массовой информации, а также издавать литературу на языках национальных меньшинств (ст. 13), использовать в личных целях национальную символику, отмечать свои национальные праздники и исторические даты, принимать участие в совершении обрядов своих народов (ст. 15), использовать фамилии, имени и отчества в форме, соответствующей нормам родной речи, включая записи в официальных актах (ст. 16). Последнее положение дублируется ст. 4 и 6 Закона об удостоверяющих личность документах национальной паспортной системы.

В том, что касается объединений представителей национальных меньшинств, важно указать на то, что у них те же права, которые «предоставляются... общественным объединениям» (ст. 19).

Закон об образовании утверждает международный стандарт, в соответствии с которым все граждане имеют право выбора языка обучения и образования на всех уровнях обучения (ст. 8), гарантирует право на образование, независимо от национальности (ст. 6), предоставляет родителям право выбирать для своих детей язык обучения (ст. 60).

В Молдове в 2003 году была принята Концепции национальной политики. В ней сказано, что терпимость и уважение к языкам, культурам, религиям и верованиям всех этнических сообществ, проживающих на территории Молдовы, является неотъемлемым условием политического суверенитета и гражданского мира в нашей стране. К задачам национальной политики концепция относит обеспечение реальной правовой защиты граждан независимо от их этнической принадлежности, обеспечение неизбежности наступления ответственности за разжигание межнациональной вражды, пропаганду идей национального превосходства, провоцирование и совершение актов вандализма и насилия и нарушение прав граждан по этническим и языковым мотивам; проведение государственной кадровой политики, основанной на критериях профессионализма и преданности родине, исключая любую дискриминацию по этническим, религиозным и имущественным признакам.

Равенство иностранных граждан в правах и обязанностях с гражданами Республики Молдова (с изъятиями, установленными законом) закреплено в статье 19 Конституции. Более подробно их права раскрываются в Законе РМ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова. Согласно статье 5 закона иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же права, свободы и обязанности, что и граждане Республики Молдова, с изъятиями, установленными законом.

Правовое положение беженцев регламентирует Закон РМ о статусе беженцев (2002 год). По данным Национального бюро статистики и социологии на начало 2007 года в Молдове находилось 77 беженцев.

Основные права и свободы, предусмотренные и закрепленные в Конституции РМ, могут быть распределены на несколько групп:

1.   Общественно-политические права;

2.   Социально-экономические права;

3.   Права-гарантии[1].

Общественно-политические права и свободы делятся на личные права и свободы (право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища, право на защиту, право на свободу передвижения по стране, эмиграцию из страны и возвращение в нее, право на охрану интимной, семейной и частной жизни, право на тайну переписки, телеграмм и других почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных законных видов связи), демократические права и свободы (свобода совести и религиозной веры, свобода мнений и выражения, свобода творчества, в том числе запрещение цензуры, право на информацию), политические права и свободы (право избирать и быть избранным, право на управление и доступ к государственной службе, свобода собраний, свобода объединения в партии и другие общественно-политические организации, право создавать профессиональные союзы и вступать в них).

Рассмотрим подробнее общественно-политические права и свободы.

Согласно статье 24 Конституции государство гарантирует каждому человеку право на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность, никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию или обращению.

Право на жизнь является основным личным правом человека. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. Подход к человеческой жизни как высшей ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека и многие другие.

Конституция гласит, что право на свободу и личную неприкосновенность нерушимо. Обыск, задержание или арест лица допускаются только в случаях и порядке, предусмотренных законом. С целью гарантировать данное право Основной закон страны установил максимальный срок задержания (до 72 часов) или ареста (до 30 дней, в отдельных случаях срок ареста может быть продлен только судьей или судебной инстанцией в соответствии с законом не более чем до 12 месяцев), а также предоставил право обжаловать законность ордера в вышестоящую судебную инстанцию. Основания задержания или ареста доводятся до сведения задержанного или арестованного незамедлительно, а обвинение - в кратчайший срок; основания задержания и обвинение предъявляются только в присутствии адвоката, выбранного или назначенного.

Из всего спектра прав и свобод человека право на жизнь, личную, физическую и психическую неприкосновенность является самым важным, так как ошибки, приводящие к их нарушению, практически непоправимы.

Конституция в статьях 20-22 гарантирует свободный доступ к правосудию, презумпцию невиновности и необратимость закона.

Согласно ст. 20 любое лицо имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов, ни один закон не может ограничить доступ к правосудию.

Статья 21 гласит, что любое лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все необходимые гарантии для защиты.

Важное положение содержится в статье 22 Конституции. Согласно ей никто не может быть осужден за действия или бездействия, которые в момент их совершения не составляли преступления. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в момент совершения преступления.

Конституция гарантирует право на защиту. Так, каждый человек имеет право самостоятельно реагировать законными способами на нарушение своих прав и свобод. На протяжении всего процесса стороны имеют право пользоваться помощью адвоката, выбранного или назначенного. Вмешательство в деятельность лиц, осуществляющих защиту в установленных пределах, наказывается законом.

Важным в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения. Право на свободу передвижения закреплено в статье 27 Конституции РМ. Согласно ей каждому гражданину Республики Молдова обеспечивается право поселяться или пребывать в любом населенном пункте страны, выезжать из страны, эмигрировать из нее и возвращаться в нее.

К гарантиям, охраняющим самую узкую сферу жизни индивидуума, относится право на неприкосновенность жилища (ст. 29). Никто не может проникать или находиться в жилище или месте пребывания лица без его согласия. Законом допускаются отступления от данных положений в случаях необходимости: исполнение ордера на арест или решения суда; устранения опасности, угрожающей жизни, физической неприкосновенности или имуществу лица; предотвращения распространения эпидемий.

Как и гарантия тайны переписки, почтовой, телефонной и телеграфной связи (ст. 30), оба эти права, предоставляемые Основным законом, являются существенным условием неприкосновенности личной жизни, одной из субъективных черт порядка жизни общества индивидуумов и завоеваний права, которое должно охраняться предоставлением субъективных прав защиты. Статья 28 Конституции гласит, что государство уважает и охраняет интимную, семейную и частную жизнь. Конституция гарантирует свободу совести, которая должна проявляться в духе терпимости и взаимного уважения. Свобода совести, вероисповедания – одно из основополагающих прав человека. Защита этой свободы означает защиту того, что представляется общим для всех людей, – неприкосновенности совести в фундаментальных вопросах смысла человеческого существования, в вопросах об объектах поклонения, обрядах и кодексах поведения. Это право не было создано государством, оно существовало до появления Правительств и обществ. Религиозные культы свободны и организуются сообразно собственным уставам и в соответствии с законом, они самостоятельны, отделены от государства и пользуются его поддержкой, в частности, в облегчении религиозного присутствия в армии, больницах, тюрьмах и приютах. Положения Конституции дополняет Закон о культах. Согласно статье 1 данного закона каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право должно проявляться в духе терпимости и взаимного уважения и предполагает свободу менять свою религию или убеждения, исповедовать их единолично или сообща с другими, публично или в частном порядке, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов. Никто не может подвергаться преследованию за свою религиозную веру или неверие. Религиозная вера или неверие, деятельность в рамках какого либо признанного государством культа не являются препятствием для получения и осуществления кем-либо гражданских и политических прав, а также не освобождает никого от обязанностей, предусмотренных законодательством. Для граждан, не могущих нести военную службу по религиозным мотивам, государство законодательно устанавливает альтернативную службу (ст.5 Закона).

Каждому гражданину гарантируется свобода мысли. Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами. Свобода выражения означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры (статья 34 Конституции РМ гарантирует запрет цензуры средств массовой информации). Свобода выражения не должна наносить ущерб чести, достоинству или праву другого лица иметь собственные взгляды.

Закон о печати предусматривает, что государство гарантирует всем лицам право свободно выражать свои мнения и взгляды, право получать достоверную информацию о событиях внутренней и международной жизни посредством периодических изданий и агентств печати, которые осуществляют свою деятельность в условиях политического плюрализма, а также соблюдения законодательства об авторских правах.

В апреле 2004 года Парламент исключил из Уголовного кодекса статью 170 - об уголовной ответственности журналистов за клевету с лишением свободы сроком до пяти лет. Данная статья вызывала наибольшую критику журналистов, так как любое ограничение права выражения, в том числе уголовная ответственность за выступления в печати, затрагивает демократическое общество и может служить основанием для ограничения свободы прессы.

Свобода художественного и научного творчества гарантируется. Запрещается цензура творчества.

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека. В Республике Молдова, согласно Конституции РМ, право лица на доступ к любой информации, касающейся общественных дел, не может быть ограничено, власти обязаны обеспечивать достоверное информирование граждан об общественных делах и по вопросам личного характера (ст. 34). Конституционный суд РМ отметил, что право на информацию является основным правом человека, поскольку развитие личности в обществе, осуществление свобод, предусмотренных Конституцией, включая свободу мысли, мнения, творчества, свободу публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами предполагает и возможность восприятия информации об общественной, политической, экономической, научной, культурной жизни и др.

Закон о доступе к информации устанавливает, что любое лицо, желающее получить доступ к информации, освобождается от обязанности обосновывать свой интерес к запрашиваемой информации.

Согласно статье 5 поставщиками информации, то есть лицами, владеющими официальной информацией и обязанными предоставлять ее лицам, запрашивающим информацию, являются: центральные и местные органы публичной власти – предусмотренные Конституцией Республики Молдова органы управления государства, а именно Парламент, Президент Республики Молдова, Правительство, публичное управление, судебная власть; центральные и местные публичные учреждения - организации, созданные государством в лице органов публичной власти, финансируемые из государственного бюджета, целью которых является реализация административных, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера;    физические и юридические лица, которые на основании закона или договора с органом публичной власти, публичным учреждением уполномочены управлять общественными делами и которые собирают, производят отбор, владеют, хранят, располагают официальной информацией, включая информацию личного характера.

Официальная информация (то есть информация, находящаяся во владении и распоряжении поставщиков информации), документы, их части, выписки из регистров, копии переводов, выдаваемые в соответствии с законом, подписываются ответственным лицом. Официальную информацию могут запрашивать: любой гражданин Республики Молдова; граждане иных государств, постоянно проживающие или пребывающие на территории Республики Молдова; лица без гражданства, постоянно проживающие или пребывающие на территории Республики Молдова.

Поставщики информации в соответствии с их полномочиями обязаны: обеспечивать деятельное, правильное и своевременное информирование граждан по вопросам, представляющим общественный и личный интерес; гарантировать свободный доступ к информации; соблюдать предусмотренные законодательством ограничения доступа к информации в целях охраны конфиденциальной информации, частной жизни лица и национальной безопасности; соблюдать сроки предоставления информации, предусмотренные законом; предавать гласности собственные документы, принятые в соответствии с законом; срочно довести до сведения широких масс информацию, ставшую им известной в ходе осуществления своей деятельности, если эта информация: может предотвратить или уменьшить опасность для жизни и здоровья людей; может предотвратить нанесение либо уменьшить опасность нанесения любого ущерба; может остановить распространение недостоверной информации или уменьшить негативные последствия ее распространения; имеет особую социальную значимость.

Важное для обеспечения свободы на информацию положение содержится ст. 7: никто не может быть наказан за доведение до сведения общественности определенной информации ограниченного доступа, если ее разглашение не затрагивает и не может затронуть законные интересы, связанные с национальной безопасностью, либо если общественный интерес к ознакомлению с информацией превыше ущерба, который может нанести разглашение информации. Однако в РМ, по данным Генеральной прокуратуры, имели место случаи наложения штрафа на служащих за предоставление информации прессе, что явно противоречит статье 7 закона.

Лицо вправе лично или через своего представителя запросить у поставщиков информации любую информацию, находящуюся в их владении, за исключением случаев, определенных законодательством. Право лица на доступ к информации, в том числе личного характера, не может быть ограничено, кроме случаев, определенных законодательством.

Поставщики информации, владеющие информацией личного характера, обязаны охранять тайну частной жизни лица.

Заявление может быть сделано в устной форме, если возможен положительный ответ с немедленным удовлетворением заявления о предоставлении информации. В случае, если поставщик намерен отказать в доступе к запрашиваемой информации, он ставит заявителя в известность об этом, а также о возможности подачи письменного заявления. Составление и предоставление аналитической, синтетической или ранее неизвестной информации может осуществляться на основании договора между лицом, запрашивающим информацию, и поставщиком информации по договорной цене, если поставщик информации может и вправе выполнить такой заказ.

Способами доступа к официальной информации являются: заслушивание информации, подлежащей устному выражению; рассмотрение документа (его частей) в помещении учреждения; выдача копии запрашиваемых документов, информации (их частей); выдача копии перевода документа, информации (их частей) на языке, не соответствующем оригиналу, за дополнительную плату; отправление по почте (в том числе электронной) копии документа, информации (их частей), а также копии перевода документа, информации на другой язык по просьбе заявителя за соответствующую плату.

За предоставление официальной информации может взиматься, кроме предусмотренных законом случаев, плата в размере и в порядке, установленных представительными органами. Данная плата перечисляется в государственный бюджет, закон определяет, что ее размер не должен превышать размера расходов, понесенных поставщиком информации при изготовлении копий, их отправлении заявителю или при переводе информации, документа по просьбе заявителя. Публичное учреждение доводит до сведения заявителей наиболее соответствующим и подробным образом порядок исчисления платы за предоставление информации.

Бесплатно в распоряжение заявителей предоставляется следующая официальная информация: непосредственно затрагивающая права и свободы заявителя; излагаемая в устной форме; запрашиваемая для изучения в помещении учреждения; предоставление которой содействует более широкому освещению деятельности публичного учреждения и отвечает интересам общества.

Быстрота рассмотрения запросов на информацию является вопросом фундаментальной важности. Этот момент, разумеется, чрезвычайно важен для СМИ и неправительственных организаций, но и частным лицам зачастую необходимо получить информацию незамедлительно. В законодательстве РМ установлены сроки предоставления информации официальными инстанциями. Они не должны превышать 15 рабочих дней со дня регистрации заявления, и могут быть продлены руководителем публичного учреждения не более чем на 5 рабочих дней (ст. 16). Причем последний должен уведомить об этом заявителя за 5 дней до истечения установленного 15-дневного срока.

Отказ в предоставлении официальной информации, документа оформляется в письменном виде с указанием даты написания отказа, фамилии ответственного лица, причины отказа со ссылкой на нормативный акт (наименование, номер, дата принятия, источник официального опубликования), на котором основывается отказ, а также процедуры обжалования отказа, в том числе срока давности.

Статья 21 закона формулирует общие положения о защите права на доступ к информации, среди которых: обжалование любого действия или бездействия лица, ответственного за получение и рассмотрение заявлений о доступе к информации во внесудебном, судебном порядке, а также посредством обращения к парламентскому адвокату. Последствия ущемления права на доступ к информации зафиксированы в статье 24 закона, где сказано, что судебная инстанция, рассматривающая спор, принимает решение о наложении санкций в зависимости от тяжести последствий, который повлек незаконный отказ госслужащего обеспечить доступ к информации, а также о немедленном удовлетворении заявления лица, запрашивающего информацию. Отметим, что осенью 2003 года Ассоциация независимой прессы впервые выиграла два судебных процесса, начатых в связи с нарушением права на доступ к информации против - Генеральной прокуратуры и Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией.

Законодательство РМ предусматривает ответственность за отказ предоставить информацию. Согласно ст. 199/7 Кодекса об административных правонарушениях нарушение должностным лицом законных предписаний о защите и обеспечении права на доступ к информации влечет наложение штрафа в размере от 10 до 150 минимальных зарплат. Статья 180 Уголовного кодекса РМ предусматривает, что умышленное нарушение должностным лицом законной процедуры обеспечения и осуществления права на доступ к информации, повлекшее причинение ущерба в значительных размерах правам и охраняемым законом интересам лица, запросившего информацию об охране здоровья населения, общественной безопасности, охране окружающей среды, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

К сожалению, в Молдове право граждан на доступ к информации на практике не реализовано в полной мере. В декабре 2005 года Парламентская комиссия по правам человека, заслушав отчеты представителей министерств культуры и туризма, информационного развития, юстиции, Координационного совета по телевидению и радио, Общественной компании "Телерадио-Молдова" и Высшей судебной палаты по выполнению Плана действий в области прав человека на 2004-2008 гг., в частности, главы VI - об обеспечении права на информацию, свободу мнения и выражения, отметила, что государственные институты не прилагают достаточных усилий для обеспечения гласности своей работы и не соблюдают право на информацию и выражение.

В национальном законодательстве РМ существуют ограничения права на доступ к информации. Реализация данного права может быть подвергнута только ограничениям, регулируемым органическим законом и соответствующим потребностям: соблюдения прав и недопущения посягательств на репутацию иного лица; охраны национальной безопасности, общественного порядка, здоровья или морали общества.

К основным правам и свободам Конституция РМ относит право свободы митинга, демонстрации или собрания. Законодательство определяет, что митинги, демонстрации, манифестации, шествия или любые иные собрания являются свободными и могут организовываться и проводиться только мирно и без какого бы то ни было оружия (ст. 40 Конституции РМ). Закон об организации и проведении собраний закрепляет право организовывать собрания за: дееспособными гражданами Республики Молдова, достигшими 18-летнего возраста; партиями, общественно-политическими организации, предприятиями, учреждениями, организациями, профессиональными союзами, церквями и другими религиозными организациями, общественными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке.Собрания могут проводиться только после уведомления об этом примэрии города (муниципия), села (коммуны) их организаторами.Для реализации своих интересов граждане имеют право образовывать общественные объединения. Общественным объединением является добровольное, самостоятельное, самоуправляемое формирование, образовавшееся в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности профессиональных и (или) иных интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав, и не преследующее цели извлечения прибыли. Цели и задачи общественного объединения определяются в его уставе, положении, иных актах, зарегистрированных в установленном порядке. Общественными объединениями признаются общественные движения, миротворческие, правозащитные, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, экологические, культурно-просветительные, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, национально-культурные общества, общественные учреждения, другие объединения граждан.

Реализация права на объединение отражает способность гражданского общества к самоорганизации, к решению общественных проблем без вмешательства государственной власти.

Закон о государственной безопасности гласит, что никто не может подвергаться преследованиям за свободное выражение своих политических взглядов (статья 7). Один из способов выражения данных взглядов является объединение граждан в партии и другие общественно-политические организации.

Выделение из общего права на объединение особого права на образование политических партий далеко не случайно. Оно свидетельствует о признании существенного различия между партиями и иными видами общественных объединений и понимании той роли, которую партии играют в политической системе.

Согласно Конституции РМ граждане могут свободно объединяться в партии и другие общественно-политические организации, способствующие выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в выборах в соответствии с законом. В Законе о партиях и других общественно-политических организациях закреплено, что право на объединение является неотъемлемой частью прав человека и гражданина, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека, и гарантированных в Конституции Республики Молдова. Партиями и другими общественно-политическими организациями признаются добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности взглядов, идеалов и целей и способствующие осуществлению политической воли определенной части населения путем законного завоевания государственной власти и участия в ее реализации. Другими общественно-политическими организациями признаются также фронты, лиги, массовые политические движения и т.п.

Членом партии и другой общественно-политической организации может быть только дееспособный гражданин Республики Молдова, достигший 18-летнего возраста.

Любые ограничения прав гражданина по мотивам принадлежности к той или иной партии, другой общественно-политической организации запрещаются. Любое требование об указании в документах партийной принадлежности незаконно.

Согласно постановлению Конституционного суда ликвидация политических партий и других общественно-политических организаций может быть осуществлена только в случаях, предусмотренных ст. 41 Конституции, и только по заключению Конституционного суда. Вместе с тем Конституционный суд отметил, что в случае нарушения ст. 41 Конституции меры по запрещению или принудительной ликвидации политических партий должны быть признаны как исключительные и должны соответствовать обстоятельствам, вызвавшим их.

Партии и общественно-политические организации способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены партии или общественно-политической организации осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в уставе.

Право создавать профессиональные союзы и вступать в них закреплено в статье 42 Основного закона РМ. В ней сказано, что любой работник вправе создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих профессиональных, экономических и социальных интересов.

Эффективность реализации названных общественно-политических прав связана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды, а также призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Их объем и степень реализации во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с общественно-политическими правами менее развиты.

Социально-экономические права включают: право на труд и защиту труда, запрещение принудительного труда, право на забастовку, право частной собственности и ее охрана, право на социальное обеспечение и защиту, право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности или в других случаях утраты средств к существованию, защита семьи и детей сирот, защита матерей, детей и молодежи, защита лиц с физическими, умственными и психическими отклонениями, право на образование, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, а также на безвредные продукты питания и предметы быта.

Согласно статье 43 Конституции каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и удовлетворительные условия труда, а также право на защиту труда и защиту от безработицы (во II квартале 2007 г. количество безработных, по данным Национального бюро статистики Молдовы, составило 57,6 тыс., уровень безработицы составил 4,2%).

Трудовой кодекс РМ развивает положения Конституции и в ст. 5 устанавливает, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать п



2019-12-29 358 Обсуждений (0)
Права и свободы в законодательстве Республики Молдова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права и свободы в законодательстве Республики Молдова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)