Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные формы демократии



2019-12-29 257 Обсуждений (0)
Основные формы демократии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

Прямая демократия. Прямая демократия — это форма политической организации общества, при которой основные решения принимаются непосредственно гражданами.

В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Народное собрание обычно собиралось для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений.

Прямая демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, в осуществлении власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать их полностью подконтрольными гражданам.

По мнению сторонников данной формы демократии, лишь прямое правление представляет собой подлинное народовластие, даёт больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Её преимущества также в том, что непосредственное (прямое) правление обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.

Законодательство многих стран предусматривает непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.

Под референдумом понимается всенародное голосование в целях решения важнейших вопросов государства и общества в целом, а также консультация с гражданами по важнейшим вопросам местного значения.

В Республике Молдова правовой основой проведения местного референдума служит Кодекс о выборах (1997 год). Референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании в соответствии с Конституцией и положениями Кодекса о выборах. В постановлении Конституционного суда РМ отмечается, что Парламент не вправе законодательным путем устанавливать ограничения при назначении республиканских референдумов в случае, если инициатива их проведения исходит от граждан. В постановлении было отмечено, что отклонение инициативы народа - носителя национального суверенитета, наделенного правом высказываться по вопросам общенационального значения, является ограничением его конституционного права выражать свою волю.

Принятые путем республиканского референдума акты обретают юридическую силу после их подтверждения Конституционным судом и обязательны для применения на всей территории Республики Молдова. Инициатива проведения республиканского референдума может исходить от не менее чем 200 тысяч граждан Республики Молдова, обладающих избирательным правом.

Местный референдум представляет собой консультирование с гражданами по вопросам важнейшего значения для села (коммуны), сектора, города (муниципия), района, административно-территориального образования с особым статусом. Отзыв примара села (коммуны), сектора, города (муниципия) осуществляется также путем проведения местного референдума.

Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательным органом. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума. Например, инициатива пересмотра Конституции может исходить не менее чем 200 тысяч граждан Республики Молдова, имеющих право избирать. Граждане, от которых исходит инициатива пересмотра Конституции, должны представлять не менее половины административно-территориальных единиц второго уровня (т.е. районов, муниципия Кишинэу, Гагаузии), в каждом из которых должно быть собрано не менее 20000 подписей в поддержку этой инициативы (ст.141 Конституции).

Представительная (репрезентативная) демократия. Представительная демократия – это форма общественно-государственного устройства, в котором народ признается источником власти, но сама государственная власть осуществляется специальными, в т.ч. выборными органами, которым народ делегирует свое право на управление общественными делами. Во всех современных странах демократия утвердилась в виде представительной демократии, гражданам предоставлено право лишь эпизодически, во время референдумов или выборов, участвовать в принятии государственных решений. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом. Представительная демократия не исключает прямую демократию. Законом закреплено право народа высказаться по волнующим его вопросам на местном и национальных референдумах. Причем решение народа считается выше законов, принятых Парламентом.

У каждой из данных моделей демократии есть свои достоинства и недостатки. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая на сложность принятия согласованных решений; на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа; на высокую степень манипулируемости общественным мнением; на большой разброс мнений, что мешает выработке решений. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования. Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов: отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание; приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления; отстраненность рядовых депутатов от принятия решений; возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений; на ослабление демократического контроля снизу. Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в Парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

В современном демократическом обществе обе эти формы взаимно дополняют друг друга. В плане юридической силы верховенство принадлежит решениям, принимаемым путем непосредственной демократии (например, на референдуме), но масштабы государственной деятельности, основанной на представительной демократии, значительно шире и носят постоянный характер.

Избирательное право

 

Одним из элементов демократии являются выборы в центральные и местные представительные учреждения. Власть в демократической стране принадлежит гражданам, которые имеют право принимать участие в формировании этой власти посредством выборов. В Европейской Хартии местного самоуправления отмечено, что право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к общим для всех государств - членов Совета Европы демократическим принципам.

С помощью выборов формируется Парламент, органы местного самоуправления. Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов. Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они носят чисто формальный, декоративный характер.

Регулярное проведение свободных и честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности, т.е. признанности обществом или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека (ст.21), «воля народа должна быть основой власти Правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. elector-избиратель). Это понятие используется в двояком смысле:

1) в широком – все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах соответствующего типа и уровня;

2) в более узком – та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их представителей или за данного независимого депутата.

Выборы по способу избрания подразделяются на прямые, когда избиратели сами, непосредственно решают вопрос, кого избрать или не избрать, и косвенные, когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредственно, а избранные ими представители (выборщики, депутаты и др.). Непрямыми, косвенными являются, например, выборы Президента США.

По своим масштабам выборы обычно различаются на всеобщие, в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичные, когда в них участвует лишь часть избирателей. Выборы также могут быть очередными, происходящими в установленные законом сроки, и внеочередными (например, выборы в случае признания предшествующих выборов несостоявшимися или недействительными).

Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право. Первое – это система правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избирательных кампаний в стране. Второе – это гарантированное государством право конкретного лица на участие в выборах.

Избирательное право разделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право – это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов, органов местного самоуправления. Пассивное избирательное право – это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан страны обладает как активным, так и пассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, т.к. не всякий, кто обладает активным избирательным правом, обладает и пассивным. Обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении совершеннолетия), чем пассивное, которое приобретается на несколько, а иногда и на 10-15 и более лет позже (так, например, согласно ст. 78 Конституции РМ, Президентом страны может быть гражданин, достигший 40-летнего возраста). Благодаря такому возрастному цензу обеспечивается приход к управлению страной людей, обладающих большим жизненным опытом и способных принимать взвешенные и оправданные решения.

В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое, тем не менее, ограничено рядом требований, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в выборах. Всеобщность избирательного права означает, что в стране не допускается какая-либо дискриминация в данной области и избирательные права закрепляются за всеми психически здоровыми гражданами, достигшими определенного возраста. Этот принцип исключает возможность лишения или ограничения избирательных прав гражданина по признакам пола, расы, национальности, конфессиональной принадлежности, идейных убеждений, а чаще всего и имущественного и должностного положения.

Принцип свободного участия в выборах означает добровольность участия избирателя в выборах, его самостоятельность в решении вопроса использования активного и пассивного права, свободу волеизъявления избирателей, исключающую незаконное вмешательство государства и иных политических сил в этот процесс.

Важны для понимания природы конституционной демократии и правового регулирования избирательного процесса положения статей 2 и 38 Конституции РМ, устанавливающих право граждан Молдовы избирать и быть избранными.

Согласно положениям ст. 2 Конституции национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредственно и через свои представительные органы в формах, определенных Конституцией. Воля народа является основой государственной власти. Эта воля находит свое выражение в свободных выборах, проводимых периодически на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании (ст. 38 Конституции). В одном из своих постановлений Конституционный суд РМ констатировал, что осуществление права избирать и быть избранным не подлежит никаким ограничениям, кроме как в случаях, предусмотренных законом.

Участие в выборах добровольно. Никто не имеет права оказывать давление на избирателей с целью заставить их участвовать или не участвовать в выборах, а также воздействовать на свободу волеизъявления избирателя. Граждане Республики Молдова, проживающие за ее пределами, пользуются всей полнотой избирательных прав. Кодекс о выборах гласит, что государство гарантирует свободу волеизъявления граждан путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Право избирать имеют граждане Республики Молдова, достигшие на день выборов 18-летнего возраста, за исключением лиц, лишенных этого права в порядке, установленном законом. Голосование на выборах является тайным, тем самым исключается возможность воздействия на волеизъявление избирателя. Граждане Республики Молдова вправе избирать и быть избранными независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

Выборы являются не только средством осуществления политических прав граждан, закрепленных в Конституции, но и средством, обеспечивающим наделение учреждений демократического государства способностью четкого самовыражения с тем, чтобы сделать возможным создание политических центров, способных принимать эффективные решения и способных придавать государственной деятельности общую ориентацию. В 2002 году Конституционный суд РМ признал незаконным порядок избрания примара местными советами, отметив, что это является необоснованным ограничением одного из прав граждан Республики Молдова.



2019-12-29 257 Обсуждений (0)
Основные формы демократии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные формы демократии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)