Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации обучения демократии и лидерству



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Формы организации обучения демократии и лидерству 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Игра. Игра - это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками, она служит для мотивации, актуализации проблемы. Целью учебных игр является повышения уровня правового образования учащихся - это формирование мировоззрения молодежи и ознакомление их с фактическими материалами и юридическими документами, в которых идея демократии нашла свое отражение. Они помогают учителю легко и доступно преподнести основной материал, связанный с демократией и правами человека. Игра ориентированна не столько на результат, сколько на сам процесс. Для реализации роли играющий обязательно прибегает к действиям в соответствии с правилами игры. В игре особым образом используются предметы, символы, условные знаки. С помощью игровых форм можно преподнести учащимся новый материал, можно создать мотивацию к самостоятельному освоению темы, так же можно проверить степень знаний (или степень понимания) уже изученного, сымитировать определенные социально-значимые ситуации. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу учащегося, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотип поведения в человеческих общностях. Игровые технологии на уроках дают возможность повысить у учащихся интерес к учебным занятиям и к тем социальным проблемам, которые проектируются с их помощью, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогают учащимся в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Игровые технологии позволяют молодежи осуществить массу социальных проб, принять на себя различные социальные роли: встать на место руководителя, какого-либо специалиста, работника, потребителя, депутата, просто человека, который так или иначе включен в общественные отношения, и на "практике" (пусть даже игровой), а не умозрительно ощутить результаты своих собственных действий. Это способствует углубленному пониманию закономерностей общественной жизни, позволяет увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия.

В игре люди вовлекаются в социально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по социальной схеме. Любые изменения в личности совершаются в процессе ее собственной жизнедеятельности, а характер и глубина этих изменений обусловлены целями, содержанием и стратегией предстоящей жизнедеятельности. Средства социализации как составной части педагогического процесса - это те специально организованные виды деятельности и общения школьников, которые вызывают положительные изменения личностных качеств. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра - это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта и в сфере познавательной деятельности, творчества, активности, стимулирует целеустремленность.

Преимущества игры перед другими формами обучения состоят в следующем: участник игры может раскрыть себя в конкретной значимой ситуации; игра для ученика не обычное событие, а особо притягательное и острое, своеобразная экстремальная ситуация, при этом степень остроты во многом определяется педагогом; игра интересна по своей сути; игра воспринимается участником как способ самосовершенствования, испытания себя на психологическую устойчивость, компетентность, позволяя тем самым усилить мотивацию учения.

Игра позволяет ощутить себя значимой частью игрового коллектива, гармонизирует личность и окружающую среду, так как в игре существует известное право на ошибку. Самоценность личности в игре выдвигается на первый план, становясь залогом ее развития. При этом следует подчеркнуть, что игровые технологии не подменяют традиционных методов обучения и воспитания школьников, а рационально их дополняют, расширяя педагогический арсенал педагога, позволяя более эффективно достигать поставленных целей и задач учебно-воспитательного процесса.

Игровые формы работы в учебном процессе имеют следующие функции: обучающая функция - развитие памяти, внимания, навыков владения родным и иностранным языком, восприятия информации; развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока в увлекательное действие; коммуникативная функция - сплочение коллектива учащихся и установление внутри него эмоциональных контактов; релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения; психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации; развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств; воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Для успешного внедрения игровых технологий они должны формировать опыт эмоционального переживания; концентрировать внимание школьников на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурные условия; подкреплять реальное взаимодействие участников в ходе игры с конкретным объектом мира высокой удовлетворенностью, так как для ребят важно общение, ощущение своей индивидуальности.

Необходимо определить условия проведения игры: материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт; должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действия; игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение, как правил, так и содержания); в основе игры должна лежать соревновательность, что дает движение, толчок к развитию принятых игровых ролей; игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться; не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности; наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.

Существует три вида учебных игр:

1) Имитационные игры. В них имитация понимается, с одной стороны, как замена экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, заменяющими реальный объект изучения. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники применяют на себя определенны роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Имитационная игра основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Имитационная модель реализуется благодаря действиям участников игры. Они берут на себя различные роли и разыгрывают ситуации в зависимости от направления игры. Организованная на основе выделенной имитационной модели игра позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, то есть к освоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

2) Настольные игры. Они делаются по принципу уже существующих настольных игр. Настольные учебные игры в свою очередь бывают нескольких типов:

§ Путешествие. В такой игре участники с изначально равных позиций идут к одной и той же цели по игровому полю; побеждает тот, кто первым приходит к финишу.

§ Лото. В играх данного типа каждый игрок имеет собственное клетчатое игровое поле, которое необходимо закрыть карточками соответствующим образом.

§ Карты. Здесь все операции производятся с помощью игровых карточек, которые попадают к игроку случайным образом.

§ Стратегические игры. Здесь победа или поражение игрока, команды зависят в основном от выбранной игроками стратегии действия во время игры, и в меньшей степени зависят от случайности.

Недостатки настольных игр: сравнительно небольшое количество возможных участников; несмотря на плюрализм мнений в сфере гражданского образования, настольные игры предполагают, как правило, одного победителя; элемент случайности может оказаться недостатком (в том смысле, что победа может быть не всегда заслуженной).

3) "Путешествие" . В ходе такой игры учащиеся как бы совершают путешествие во времени и пространстве с целью получить информацию по той или иной проблематике. При этом они могут выступать в качестве экспертов, задача которых - вынести суждение по данному вопросу, дать рекомендацию по той или иной проблематике, составить доклад на основе полученной информации.

В ходе реализации учебной игры можно выделить три основных этапа:

1. Теоретическая разработка.

2. Ход игры.

3. Обсуждение.

Первым этапом реализации игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие аспекты: картина моделируемого мира; правила игры; командные и (или) индивидуальные вводные. На данном этапе происходит постановка проблемы, которая будет ставиться в учебной игре, определение ситуации, иллюстрирующей проблему, определение количества участников, обдумывание участниками своих ролей. От того, насколько продуман этот пакет данных, зависит весь ход игры. На этом этапе с учениками необходимо определить проблему, которую будет иллюстрировать ролевая игра (например, право на имущество); определить ситуацию, действующие лица (например, если в классе разбирается право на имущество, ученики могут придумать ситуацию, в которой кого-то лишили своей квартиры, может быть, из-за принадлежности к той или иной этнической группе или из-за отсутствия соответствующего закона); вместе с учениками решить, сколько человек будут участниками, а сколько - наблюдателями, ставить ли игру одновременно в маленьких группах или же всем классом. В ходе подготовки необходимо поощрять к участию застенчивых учеников. Также на этом этапе решается форма, в которой будет представлена игра. Например, как рассказ, где рассказчик описывает ситуацию, а остальные ученики от имени «своих» персонажей рассказывают, что произошло дальше; как инсценировка, где персонажи взаимодействуют, придумывая диалог по ходу действия; как инсценированный суд, на котором ученики представляют себя свидетелями, дающими показания. Перед началом игры необходимо дать ученикам пару минут на обдумывание ситуации и своих ролей. При планировании игры важно оставить достаточно времени, чтобы вывести детей из состояния игры (это психологически необходимо) и закрепить поставленную цель и ценность занятия.

Второй этап включает проведение игры. Его успешность напрямую зависит от мастерства ведущего. Ведущий игры может иметь индивидуальную роль, быть консультантом, проводником команды или не иметь игровой роли вообще. Во время ролевой игры может быть полезно в какой-либо критический момент остановить действие и спросить участников и наблюдателей о том, что происходит. Например, в ролевой игре о насилии спросите учеников, могут ли они предложить какой-либо мирный путь разрешения ситуации, затем попросите участников разыграть эти возможные концовки.

Последним этапом учебной игры является ее анализ, т.е. постигровое обсуждение. Главная цель в обсуждении - проанализировать действия игроков и повороты игрового сюжета с точки зрения реальности, соотнести игровую модель с жизненными ситуациями. Обсуждение начинается с простого обмена впечатлениями. Это необходимо для того, чтобы снять эмоциональный накал играющих, а уже потом преступить к серьезному разговору. Таким образом, обсуждение часто является даже важнее самого игрового процесса, так как то, что не удалось в игре, можно компенсировать в дальнейшем разговоре. Дидактическая функция учебной игры реализуется через обсуждение игрового действия, причем происходит это на двух уровнях: как анализ самого процесса и как обсуждение возможностей использования опыта в других ситуациях. В ходе обсуждения учащихся необходимо вывести из игровой ситуации, так как они, переживая ролевую ситуацию непосредственно, могут потерять грань между игрой и реальностью. Ученик сразу же по окончании игрового этапа должен почувствовать, что ролевая игра и обсуждение - разные вещи. В игре ученик говорит и действует от имени персонажа, то есть не обязательно, что он считает правильным такой образ мыслей и действий. В обсуждении он говорит то, что он думает на самом деле.

Постигровое обсуждение проводится в несколько этапов:

I. Снятие эмоционального накала; восстановление игровой ситуации, т.е. действий игроков; подведение общих игровых итогов; обсуждение наиболее интересных решений, возникших в игровых ситуациях; разбор и объяснение действий ведущих.

II. Правовое содержание игры, т.е. выявление проблем правового характера, с которыми столкнулись участники игры.

III. Подведение итогов, выявление конструктивности игры, анализ проблемных ситуаций, которые не были запланированы в начале игры, высказывание собственных, а не ролевых точек зрения учащихся по изучаемым проблемам. Так как ролевые игры имитируют реальную жизнь, они могут поднять вопросы, на которые нет простого и однозначного ответа. У участников образовательного процесса не должно создаваться впечатления, что на каждый вопрос есть только один ответ. Очень важно, чтобы учитель и ученики принимали наличие разных точек зрения как естественную, нормальную ситуацию. Учитель не должен навязывать свое мнение по поводу спорных вопросов или пытаться достигнуть любой ценой коллективного единодушия. Задача учителя заключается в определении проблемы, обобщении существующих точек зрения и активизации мыслительных процессов учеников по поставленной проблеме.

На каждом этапе учебной игры учителю - ведущему принадлежит особое место, на каждом этапе у него свои специфические функции. Задачи ведущего на подготовительном этапе заключаются в том, чтобы, во-первых, подобрать (или самостоятельно разработать) игровую форму, адаптировать ее согласно специфике класса, уровню его игровой культуры, целям урока, техническим возможностям и т.д. Во-вторых, на этом этапе учитель должен основательно подготовить весь необходимый игровой реквизит. И здесь важное место занимает организация игрового пространства, которое также должно быть подготовлено заранее. Многие специалисты отмечают, что наиболее оптимальной организацией пространства является круг. Это снимает проблему изначального неравенства как учителя и учеников, так и учащихся между собой. В-третьих, важным моментом перед началом игрового действия является то, насколько четко будут объяснены правила играющим. Инструктаж не должен быть многословным, путанным или слишком кратким. Главное - четкость инструкций, так как от этого зависит результативность выполнения работы. В ходе самой игры необходимы совершенно особые отношения между учителем и учеником: они должны выступать как равные, необходимо отсутствие давления. Во избежание этого некоторые специалисты рекомендуют привлекать в качестве организаторов игры учащихся старших классов. Здесь основной функционал ведущего учебной игры заключается в осуществлении контроля соблюдения правил, регулировки хода игры, решении конфликтных ситуаций, консультировании, соблюдении регламента. Одной из его самых главных задач является то, чтобы сделать игру интересной для игроков. Такое участие ведущего позволяет ему осуществлять стороннее наблюдение за учащимися, анализировать их действия, делать педагогические выводы. В постигровом обсуждении задача ведущего заключается в том, чтобы помочь учащимся выйти из игровой ситуации, осмыслить пережитые события с правовой точки зрения, озвучить собственные точки зрения, соотнести игровые события с реальностью. Во время обсуждения достигаются дидактические цели урока. В ходе обсуждения ведущий должен следить за тем, чтобы оно происходило в нужном русле, ведь здесь у учащихся формируется не только собственная точка зрения, но и, кроме всего прочего, умение четко и грамотно высказывать ее, воспринимать точки зрения окружающих людей, слушать и слышать чужие мнения, конструктивно работать в коллективе. Если учитель по итогам игры и ее обсуждения выходит на уровень модификации игры вместе с учащимися, главная его задача заключается в создании мотивации для учащихся в переработке и критике игрового действия. В играх эта мотивация часто создается за счет так называемого игрового произвола ведущего, связанного с нарушением того или иного права учащихся, которое они должны разрешить. Важно, чтобы учащиеся не предлагали какие-либо изменения в игре только ради самих изменений. Они должны быть четко обоснованы и оправданы. Причем все эти предложения, даже ценные, не должны неизменно применяться учителем. Они поступают в его методическую копилку и применяются в каждом следующем случае в зависимости от их целесообразности применительно к конкретной ситуации, классу, условиям и т.д. Вне зависимости от того, будет ли присутствовать этап модификации игры вместе с учащимися, учитель должен самостоятельно провести анализ после урока, который включает оценку как слабых и сильных сторон самой игровой формы, так и организации игры.

Пары и группы . Деление класса на пары и группы дает ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Этот прием можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта. Например, если обсуждается право на жизнь, то прежде чем решать этот вопрос всем классом, учитель можете дать парам или группам пять минут для ответа на вопрос: «Правильно ли убивать кого-либо в какой бы то ни было ситуации?».

Методика использования приема. При делении на группы учителю необходимо ответить на вопрос: «Хочу ли я разделить учеников по способностям?», «Хочу ли я объединить мальчиков и девочек?», «Хочу ли я, чтобы друзья работали вместе?». Иногда группы могут быть выбраны произвольно. Например, по дню или месяцу рождения, по первой букве имени или по какому-то другому критерию. Если столы и стулья прикреплены к полу, ученики могут образовать группы, повернувшись лицом к сидящим сзади. Если на выполнение задания группе придется потратить времени больше, чем несколько минут, то, возможно, будет необходимо иметь председателя и ведущего протокол. Группа решит, кто будет выполнять эти обязанности. При подготовке класса к работе необходимо четко объяснить задание, рассадить учеников так, чтобы они видели друг друга, указать им время на выполнение задания.

Пока пары или группы работают: отойдите, но будьте готовы прийти на помощь; прерывайте работу группы только в случаях, если группа неправильно поняла, что она должна делать; уделяйте группам равное внимание; предоставьте группам и парам возможность свободного обсуждения, вмешивайтесь только по просьбе группы; чтобы «включиться», группам часто бывает нужно поощрение.

Мозговая атака”. «Мозговая атака» - это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот прием может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, класс может начать изучение права на гражданство путем «мозговой атаки» вопроса «Как вы думаете, какие поводы может использовать Правительство для лишения кого-либо гражданства?».

Методика использования приема:

При поиске решения проблемы. Например, после «инцидента», связанного с возникновением конфликта между учениками, попросите класс провести «мозговую атаку» и предложить все возможные варианты решения конфликта мирным путем.

При изучении новой темы. Можно организовать «мозговую атаку» по всему тому, что ученики уже знают по этой теме. Это хороший способ возбуждения их интереса, а также выяснения того, что им уже известно. Разновидностью этого приема является т.н. «Пустая корзина». Ученикам предлагается написать на листочках бумаги, что они знают из своего опыта о каком-либо еще не изучавшемся ими понятии. Листочки собираются и зачитываются. Откладываются в сторону те, в которых содержится часть определения или какие-то признаки данного понятия. Затем совместными усилиями воссоздается формулировка и признаки понятия. Очевидна польза такого активного познания: ученики открыли «новое знание» сами.

Общая дискуссия в классе. Дискуссия является хорошим приемом как для учителя, так и для учеников. Она позволяет узнать, каково их отношение к вопросам, касающимся демократии и прав человека. Это очень важно при обучении правам человека: помимо знания фактов, ученикам необходимо уметь исследовать и анализировать эти вопросы самостоятельно. Дискуссия - это еще и возможность развить умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести навыки, важные для воспитания уважения к правам других людей. Чтобы дискуссия была откровенной, важно создать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения. Один из путей к созданию «безопасной» атмосферы - попросить учеников разработать «Правила ведения дискуссии». Лучше всего это делать в начале учебного года, когда обычно устанавливаются нормы поведения, но их можно разработать и в другое время.

Методика использования приема: Спросите учеников, хотят ли они, чтобы их класс был местом, где они чувствовали бы себя свободными, могли выражать свои чувства и приобретать знания путем дискуссий друг с другом. Объясните классу, что можно достичь общего понимания правил этикета слушания и речи. Попросите учеников предложить несколько принципов ведения классной дискуссии, которые, по их мнению, обязаны соблюдать все. Запишите все эти предложения так, чтобы всем было видно. Определите, есть ли предложения, которые можно объединить, и попросите класс обсудить или прокомментировать их. Если нижеприведенные принципы не были предложены классом, то учитель может сам предложить некоторые из них: слушать того, кто говорит; говорить в одно время может только один человек; поднимать руку, если есть желание выступить; не прерывать того, кто говорит; при несогласии с кем-либо критиковать мнение, но не того, кто его высказывает; не смеяться, когда кто-либо говорит; поощрять всех принимать участие. Предложите классу договориться соблюдать сформулированные правила. Тогда ученики будут отвечать за соблюдение этих правил в отношении самих себя и своих одноклассников. В случае грубого нарушения правил, обсудите это с учениками и решите, какие последствия влечет за собой такое нарушение. Напишите правила на большом листе бумаги, повесьте их в классе и оставьте до конца учебного года, чтобы на них можно было ссылаться или, если понадобится, чтобы в них можно было внести дополнения или изменения.

Вопросы. Часто вопросы используются с целью восстановления контроля над ситуацией в группе. Другие часто используемые вопросы - это так называемые «закрытые» вопросы. На них есть только один правильный ответ, они применяются для проверки знаний. Вопросы «открытого» типа преимущественно используются на уроках по изучению демократии и прав человека потому, что на них трудно дать однозначно правильный ответ, и потому, что учитель не может быть уверен, что именно его мнение верное, а еще потому, что совместный поиск истины здесь дороже самого результата.

Методика использования приема: Вот несколько примеров «открытых» вопросов, которые педагог может использовать: Гипотетические вопросы: «Что бы вы сделали/подумали, если бы?..». Они помогают ученикам вообразить те или иные ситуации, стимулируют мыслительный процесс. Вопросы, побуждающие к размышлениям: «Как бы мы могли помочь решить эту проблему?». Поощряющие/поддерживающие вопросы: «Это интересно, а что случилось дальше?». Они позволяют ученикам поделиться собственным опытом и взглядами. Вопросы, выявляющие мнение: «Что вы думаете или чувствуете по поводу?..». Такие вопросы говорят учащимся, что их мнение для преподавателя важно и интересно. Зондирующие вопросы: «Почему вы так думаете?». Заданный не в агрессивной форме, этот вопрос может помочь ученикам глубже задуматься и объяснить/проанализировать свои мнения. Разъясняющие/обобщающие вопросы: «Буду ли я прав, если скажу, что вы думаете?..». Обобщение сказанного учеником и проверка того, понял ли его педагог правильно, заставит других учеников задуматься, согласны ли они с тем, что говорится. Вопросы, выявляющие наличие согласия: «Согласно ли большинство из нас с тем, что?..» Такие вопросы могут задаваться для побуждения к дискуссии.

Важно избегать наводящих вопросов или вопросов-ловушек, таких, как, например, «Он прав, не так ли?». Эти вопросы тормозят активность учеников. Не задавайте слишком много вопросов сразу и избегайте вопросов, допускающих двоякое толкование. Кивок головы, улыбка или даже просто то, что преподаватель сидит на одном уровне с учащимися, повышает их активность.

Проекты. Проекты - это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода времени, в конце которого они представляют работу. Проекты полезны в обучении демократии и правам человека, потому что они помогают ученикам увидеть связь между отдельными предметами, их школьными занятиями и внешним миром; учат учеников самоорганизации для ведения какой-либо деятельности, планирования собственного времени и работы по графику; позволяют ученикам управлять процессом обучения под руководством учителя; создают возможности для взаимодействия учеников как друг с другом, так и с различными людьми вне школы; учат учеников представлять и защищать публично результаты своих исследований и свое мнение, что является важным навыком в деле пропаганды демократии и прав человека.

Методика использования приема. Проекты имеют определенные стадии: 1) Тема или проблема. Тема, проблема может быть определена учителем и представлена классу на выбор или может быть выбрана непосредственно классом, группой. Хорошо, если вопрос или проблема представляют прямой интерес для учеников. Например: «Хорошо ли относятся в нашем городе к иностранным беженцам?» или «Что вызывает наибольшие опасения родителей детей вашей школы в отношении наркотиков?» Вопрос должен быть конкретным, чтобы ученики не «потерялись» в теме. 2) Планирование. Учителя и ученики должны решить, когда начнется работа над проектом, сколько времени она займет, какие ресурсы будут использованы, где их можно найти, будут ли ученики работать по одному или в группах, по одной и той же или по различным темам и т.д. Ученикам, не имеющим опыта проведения исследований, может быть легче работать в группах. Очень важно на этой стадии обсудить, каким образом проект будет завершен. 3) Сбор материала, методы. Работа над проектом очень быстро прививает различные навыки. Например, исследовательский проект, касающийся районного медицинского обслуживания, может включать визиты, интервью, изучение литературы, фотографирование, сбор статистических данных и анализ материала. Для выполнения творческого проекта могут понадобиться технические навыки и умения, например умение работать с видеокамерой; художественные навыки - для изготовления транспарантов или флагов. Лучшими являются проекты, требующие от учеников использования всех их способностей: исследовательских, социальных и творческих. На этой стадии учитель может отвечать на вопросы или давать советы, но ученики должны сами отвечать за выполнение своей работы. 4) Результат исследования. Это может быть отчет, фильм, выставка, аудиокассета, лекция, картина, стихотворение. Лучше, чтобы работа представляла не только результаты исследований учеников, но также и различные стадии их работы над проектом; показывала, какие чувства испытывают ученики в отношении изучаемой темы. Например, ученики, проводившие плакатную кампанию против злоупотребления алкоголем в своем городе, могут представить фотографии самих себя за работой и написать о том, как они выбирали и создавали дизайны плакатов. Работа может быть представлена классу или более широкой аудитории. Например, проект, касающийся проблемы бедности в вашем селе, городе, районе, может заинтересовать местную газету. 5) Оценка. Ввиду того, что проекты часто охватывают много предметов, оценивать работы, возможно, придется нескольким учителям. Оценке должны подлежать различные навыки и умения, использованные в проекте, она не должна выводиться только по академическим критериям.

На всех стадиях важно позволить ученикам самим отвечать за свою учебу.

Рисование. Рисование может использоваться в классе с целью развития наблюдательности, навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках или для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников. Рисование полезно при обучении демократии еще и потому, что работы учеников могут быть выставлены в школе - и тогда с понятиями демократии, прав человека могут познакомиться и другие ученики.

Методика использования приема. Организуйте учеников в пары. Дайте каждому картинку и материалы для рисования. Попросите учеников не показывать картинки друг другу. Один из учеников в паре описывает свою картинку партнеру, который пытается нарисовать ее только по описанию. Через 10 минут ученики в паре меняются ролями. Так как время ограниченно, рисунки будут довольно простыми. Важно описание, а не сам рисунок. Ученики затем по очереди сравнивают свои рисунки с оригиналом. Спросите их, пропущено ли что-либо важное и почему?

Картинки и фотографи и. Всем, кто смотрит на картинки или фотографии, кажется, что все их видят одинаковыми, в действительности же они воспринимаются нами по-разному. Поэтому на примере картинок или фотографий можно прекрасно продемонстрировать ученикам, что все, что мы видим, мы воспринимаем неодинаково.

Методика использования приема. Раздайте парам по картинке. Дайте им 5 минут на запись всех вопросов, возникших в связи с картинкой. Попросите выбрать 4 наиболее важных вопроса. Картинка может быть связана с темой, которую ученики изучают на уроках. Теперь попросите каждую пару показать соседям их картинку и 4 самых важных вопроса. Дайте 10 минут для подготовки ответов на эти вопросы. Пусть они сделают два списка: 1) вопросы, на которые они не могут найти ответа; 2) вопросы, на которые они могут предложить ответ. Если ученики соседней пары могут предложить ответ, важно, чтобы они записали, почему выбрали именно этот ответ. Например, они думают, что изображенный на картинке ребенок из северной страны, что в картинке навело их на мысль об этом?

Карикатуры и комиксы. Карикатуры и комиксы оказывают огромное влияние на детей и подростков. Они могут служить средством развлечения и информирования или же бороться с предубеждениями и стереотипами. Их можно использовать в классе по-разному. Например, педагог может организовать дискуссию о насилии в средствах массовой информации. Для этого ученики должны найти и сосчитать случаи применения насилия в карикатурах и комиксах, скажем, за неделю. Карикатуры, нарисованные самими учениками, могут быть использованы в школе для того, чтобы познакомить с проблематикой демократии и прав человека учеников других классов.

Методика использования приема. Возьмите карикатуры/рисунки, относящиеся к изучаемой теме, из газет, журналов, комиксов и реклам. Попросите учеников обсудить карикатуры и рисунки в группах. Затем вывесите все картинки, вопросы и ответы на стенд. Попросите учеников просмотреть картинки, вопросы и ответы других и прокомментировать их, если это необходимо. Оставьте свободное место для того, чтобы учителя, родители или другие ученики также могли сделать свои комментарии или высказать мысли о картинках. Задайте ученикам ряд вопросов, например: какова идея карикатуры или комикса, эффективны ли используемые образы для преподнесения истории, выражения точки зрения автора, основан(а) ли карикатура (комикс) на стереотипах или предубеждениях в отношении конкретной группы людей, например: женщин, каких-либо этнических групп, беженцев, людей с физическими недостатками?

Газеты. Средства массовой информации необходимы демократическому обществу для обеспечения в нем циркуляции информации. Однако иногда мы сталкиваемся с необъективными репортажами, построенными на стереотипах и предубеждениях. Поиск и анализ встречающихся в газетах предубеждений подготавливает учеников к тому, чтобы выявлять их в каждодневной жизни и противостоять им. Такие занятия развивают у учеников и навыки общения.

Методика использования приема. Выберите актуальный правозащитный вопрос, широко освещающийся средствами массовой информации, например обращение с представителями национальных меньшинств. Или выберите какой-либо вопрос, являющийся общим для нескольких различных статей, например вопрос о нетерпимости. Разделите класс на группы по 4-5 человек. Дайте каждой группе по крайней мере одну статью из местной или центральной газеты на выбранную тему. При необходимости все группы могут использовать одну и ту же статью. Полезно сравнивать сообщения разных газет об одном и том же событии. Попросите каждую группу обсудить ряд вопросов из приведенного ниже списка. Выберите вопросы, подходящие к используемым статьям, или придумайте свои:

§ Выражен ли в заголовке статьи взгляд на обсуждаемый в ней вопрос?

§ Каково первое впечатление об описанной ситуации? Кажется ли кто-нибудь виноватым? Если да, то кто?

§ Выдвинуты ли прямые обвинения против кого-либо? Если да, то какие?

§ Предложены ли какие-либо доказательства выдвинутых обвинений?

§ Какая часть статьи посвящена критике кого-либо, какая - поддержке или защите этих людей?

§ Приведены ли какие-либо прямые высказывания людей, подвергнутых критике?

§ Как вы думаете, какие слова в статье в большей степени повлияли на ваше впечатление о ней?

§ Отражены ли какие-либо взгляды обычных людей по этому вопросу?

§ Каково отношение людей, облеченных властью? Например, работников социальной сферы, полиции, должностных лиц и т.д.

Такой анализ может проводиться разными способами. Например, можно провести более широкую дискуссию; также ученики могут изложить свои собственные соображения в газетном стиле или сопоставить освещение какого-либо вопроса в газетах, на радио и телевидении. Педагог может также попросить учеников принести интересные статьи или сообщения, которые они нашли в газетах. Так можно собрать в классе коллекцию, которая послужит основой для проведения общих дискуссий. В этом могут принять участие и родители.

Интервьюирование. Чтобы при обучении демократии и правам человека свериться с буквой закона, надо заглянуть в книги, но для нахождения конкретных примеров демократии в действии, достаточно оглядеться вокруг себя там, где мы живем. Например, если класс изучает права ребенка, то важным источником информации о том, как изменилась жизнь детей за прошедшие годы, будут их собственные родители, дедушки и бабушки. Интервьюирование - это хороший способ расширить социальные представления школьников, связать изучение демократии и прав человека с реальной жизнью, а также развить у учеников навыки общения с самыми различными людьми.

Методика использования приема. Дайте задание детям опросить одноклассников по вопросу об их потребностях (примерно за 7-10 минут прямо на уроке). Затем научите детей анализировать полученные данные. Пусть ученики разделят все потребности на материальные (необходимые д



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Формы организации обучения демократии и лидерству 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы организации обучения демократии и лидерству

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)